Принцип всеобщих равных выборов. Принцип всеобщих равных выборов Всеобщего избирательного права прямого голосования

Выборы занимают особое место в системе демократии, они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ч. 3 ст. 21)*. В нашей стране широко используется этот демократический способ формирования государственных органов и органов местного самоуправления.

*Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. Т. 1. С. 329

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборные органы местного самоуправления. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.

Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Особое значение в избирательной системе имеют правила, на основании которых определяются результаты голосования.

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право. Избирательное право – институт (часть) конституционного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов.

Вместе с тем этот термин используется также для обозначения избирательных прав граждан (т.е. их субъективных прав). Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации. Оно включает активное избирательное право граждан - право избирать и пассивное избирательное право граждан - право быть из­бранными в органы государственной власти и выборные органы мест­ного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных актах - источниках избирательного права. Среди них надо прежде всего на­звать федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 19 сентября 1997 г.* (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999г.**, «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.***; «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ» от 24 июня 1999г.**** Имеются и другие ис­точники избирательного права, в том числе законодательные акты субъектов Российской Федерации.

*СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

**СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.

****СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Участие граждан в выборах основывается на принципах равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, сво­бодного и добровольного участия в выборах.

Эти принципы избирательной системы, избирательного права, бу­дучи их важнейшими началами, определяют основные черты порядка организации и проведения выборов, реализуются на различных стади­ях выборов. Избирательный процесс продолжителен во времени, вклю­чает ряд этапов, являющихся главными моментами их организации и проведения: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвы­борная агитация; голосование; определение результатов выборов; по­вторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия).

Рассмотрим принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, наиболее ярко характеризующие их избирательные права, ре­ализацию прав, порядок выборов.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по до­стижении установленного законодательством возраста - быть избран­ным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин РФ обладает активным и пассивным из­бирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. В то же время есть общепри­нятые естественные, оправданные ограничения: не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уместно вместе с тем заметить, что избирательными правами пользуются и лица, к которым в соответствии с законодательством была применена мера пресечения - содержание под стражей (но они еще не являются заключенными, осужденными судом).

Если связанным с возрастом условием приобретения активного из­бирательного права является достижение 18 лет (оно называется воз­растным цензом активного избирательного права), то возрастной уро­вень, необходимый для приобретения пассивного избирательного права, может быть другим (хотя бывает и таким же - 18 лет). Так, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. За­конами субъектов Федерации могут также устанавливаться дополни­тельные условия приобретения гражданином РФ пассивного избира­тельного права, связанные с достижением им определенного возраста. Однако устанавливаемый минимально необходимый возраст не дол­жен превышать 21 года при выборах в законодательные (представи­тельные) органы государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (президента) этих субъектов и 21 года при выборах в органы местного самоуправления (но возрастные уровни по решению законодательного органа субъекта могут быть и ниже, однако не могут быть выше ука­занных). Законодательством также устанавливаются ограничения, свя­занные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться одновременно на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью.

Всеобщность избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется. Законодательство о выборах предусматривает гаран­тии, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, об­ладающих активным избирательным правом), их право обжаловать не­включение в такой список, ошибки и неточности в нем. Законодатель­ство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом. В частности, избирательные участки образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие гарантии этого принципа.

Немаловажной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.

Устанавливая гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство вместе с тем закрепляет принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип равного избирательного права

Большое значение для обеспечения демократизма выборов имеет принцип равного избирательного права. Он означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип также гарантируется. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Это делается для того, чтобы нельзя было проголосовать более одного раза. Вторая часть содержания данного принципа гарантируется образованием избирательных округов с примерно равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». (Вместе с тем в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.)

Принцип прямого избирательного права

Законодательство содержит также принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы).

Важное значение в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах в РФ является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.

Выборы в Российской Федерации имеют еще ряд характерных черт, основных моментов, на которых базируется избирательный процесс. К ним можно отнести: обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями; право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию; финансирование выборов за счет бюджетных средств и вместе с тем создание кандидатами, избирательными объединениями, их блоками собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации; гласность при подготовке и проведении выборов.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются их подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль над их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий – четыре года. Она состоит из 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Федерации, также действующие на постоянной основе, формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, причем половина членов этих комиссий должна назначаться этими законодательными органами. Этими же государственными органами формируются и окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Другие виды избирательных комиссий формируются выборными органами местного самоуправления. В состав избирательных комиссий входят также и члены с правом совещательного голоса; их вправе назначить (по одному) сам кандидат*, избирательное объедине­ние в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (спи­сок кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии. Такие члены комиссий имеют право доступа ко всем материалам и докумен­там избирательной комиссии, право выступать на ее заседаниях.

* Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве пре­тендента на замещаемую посредством прямых выборов должность (президента, губер­натора, мэра и т.д.)или на членство в органе государственной власти (т.е.,как правило, на место депутата)или в органе местного самоуправления.

Избирательные комиссии наделены значительными полномочия­ми по подготовке, организации и проведению выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ руководит деятельнос­тью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов РФ, осущест­вляет контроль над соблюдением законности при подготовке и прове­дении выборов в федеральные органы, регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и т.д. Центральная избирательная комиссия РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение, контролирует их целевое использование. Важное значение имеет право Центральной избирательной комиссии издавать инструкции по вопросам применения федерального избирательного законодательства, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Наиболее многочисленны участковые избирательные комиссии (это низовое звено в системе избирательных комиссий), выполняющие необходимую и важную роль в организации и проведении выборов. Именно эти комиссии проводят ознакомление избирателей со спис­ками избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосо­вания, избирательных ящиков и другого оборудования; особо следует подчеркнуть, что это звено системы избирательных комиссий органи­зует на избирательном участке голосование в день выборов, производит подсчет голосов и устанавливает итоги выборов на этом избирательном участке.

При выборах депутатов Государственной Думы большое значение имеют окружные избирательные комиссии. Они, в частности, коорди­нируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования по данному одномандат­ному округу; необходимо также подчеркнуть, что окружная избира­тельная комиссия устанавливает и публикует итоги голосования по одномандатному избирательному округу.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению вы­боров финансируются за счет соответствующего бюджета в зависимос­ти от уровня выборов (из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета).

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. В день голосования с самого начала работы участковых из­бирательных комиссий и до подписания ее членами протокола об ито­гах голосования (т.е. и при подсчете голосов) на избирательных участ­ках вправе присутствовать кандидаты, доверенные лица, представите­ли средств массовой информации, наблюдатели, направленные кан­дидатами, общественными и избирательными объединениями. Таким же правом обладают и иностранные (международные) наблюдатели.

Гласность в деятельности избирательных комиссий проявляется и в том, что их решения публикуются в печати, передаются в другие средства массовой информации, а на заседаниях соответствующей из­бирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, их доверен­ные лица, представители избирательных объединений и средств мас­совой информации.

Выборы охватывают действия граждан России, избирательных объ­единений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кан­дидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подве­дению его итогов и другие избирательные действия.

В начале избирательного процесса - назначение выборов. На феде­ральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Феде­рации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Выборы в другие органы государственной власти назначают компетентные государственные ор­ганы, должностные лица соответственно уровню выборов.

Избирательные округа

Для проведения выборов образуются избирательные округа - изби­рательные территориальные единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например, схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е. нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части). Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы представительства и образование несколько больших или меньших округов. При образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей предусматривается образование избирательных участков. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных местах.

Очень большое значение для обеспечения избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков избирателей. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и выберут президента, депутатов и т.д.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления.

Избирательные объединения

Большую роль в выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные объединения. Избирательное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или местных отделений.

В поддержку кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством, либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат, избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей; оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.

Федеральное законодательство устанавливает верхний предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей, необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные, популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в регионах. И в целом требование определенного числа подписей избирателей в поддержку кандидатов должно способствовать именно этому.

*В случае проведения досрочных или повторных выборов – 500 тыс.

Далее проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку подписных листов.

Период выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45 дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления).

Если же в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на практике.

Закон устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их деятельности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий обязанности Президента РФ и зарегистрированный кандидатом на должность Президента РФ, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны пользоваться преимуществом своего служебного положения.

После регистрации кандидаты по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах, в течение срока которых им выплачивается компенсация. В этот период кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их (кандидатов) согласия переведены на другую работу. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов, например, кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная агитация. Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию, вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Голосование

Особое место в избирательном процессе занимает голосование. Его порядок подробно регламентирован законодательством.

Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Само голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Голосование личное; голосование за других лиц не допускается. Избирателю, который в течение определенного срока до дня выборов включительно будет отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность проголосовать досрочно. Обеспечивается возможность участвовать в голосовании и лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этого в участковых избирательных комиссиях имеются переносные избирательные ящики; голосование проводится в этом случае вне помещения для голосования (например, дома у таких избирателей). Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны голосования, искажения волеизъявления избирателя.

В помещении для голосования избиратели заполняют избирательные бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.

Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. При получении бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

Завершающая стадия выборов – определение их результатов. На избирательных участках подсчет голосов осуществляется членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Подсчитываются поданные избирателями бюллетени, извлеченные из избирательных ящиков; составляется протокол об итогах голосования. Итоги сообщаются в вышестоящую комиссию. Определяются результаты выборов соответствующей избирательной комиссией. Результаты голосования, лица, избранные депутатами, должностными лицами, определяются в соответствии с правилами пропорциональной (пропорционально числу полученных голосов) или мажоритарной (по большинству голосов) избирательных систем. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы могут использоваться в сочетании, как это имеет место при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Принципы избирательного права -- это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании относятся к группе принципов, характеризующих участие граждан в выборах. Обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность следует отнести к другой группе принципов -- отражающих организацию и проведение выборов. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. Без сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих государств. Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -- СБСЕ) 1990 г. заключает в себе положения, согласно которым государства-участники: гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Появление такой нормы в российском законодательстве отнюдь не случайно. Она не является эксклюзивной, а продиктована правилами Европейского Сообщества. Согласно Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанной в Страсбурге 5 февраля 1992 г., каждому жителю-иностранцу предоставляется право избирать и быть избранным на местных выборах, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам государства. Маастрихтский договор, заключенный государствами -- членами Европейского Союза в 1992 г., учредил так называемое европейское гражданство. Это позволяет любому европейцу, в какой бы стране -- участнице Европейского Сообщества он ни находился, иметь возможность участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Идея всеобщего избирательного права, воспринимаемая в настоящее время как обыденность, на самом деле с большим трудом пробивала себе дорогу. Доказывать ее необходимость приходилось не только в тиши кабинетов политиков, но порой и на баррикадах. Признание ее в международных правовых документах сделало всеобщее избирательное право фундаментальным принципом политической жизни.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства находит воплощение в формуле «один избиратель -- один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами и неся равные обязанности.

Конституционный Суд в связи с этим отметил, что равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Подчеркнуто, что это обеспечивается включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными способами, гарантирующими действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. избирательный право голосование российский

Принцип равенства избирательных прав многолик. Он находит проявление во множестве эпизодов, на разных этапах избирательного процесса. Конституционный Суд РФ отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, а подобное отступление ставит под сомнение легитимность решений законодательного органа.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)») (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры -- заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях. Международная общественность всегда предъявляет повышенные требования к соблюдению данного принципа. Вот как эти требования раскрываются в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Государства-участники призваны обеспечить, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не мешали бы избирателям голосовать свободно, не опасаясь наказания. На обеспечение такого права как раз и нацелена процедура тайного голосования.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах -- еще один принцип избирательного права. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом. Европейские официальные структуры нашли оправдание тому несоответствию, которое сложилось между декларированным в международных правовых документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании. По их мнению, свободные выборы -- это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации.

Принципы избирательного права, регулирующие участие граждан России в выборах, закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ.

В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, которыми следует руководствоваться при организации и проведении выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность, состязательность и гласность.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве стало реакцией на неоднократно имевшие место случаи уклонения от проведения выборов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам это право теряет реальное содержание. При том, что общие выборы всегда должны быть альтернативными, возможно проведение повторного голосования по одной кандидатуре. Эта норма разрешена Федеральным законом от 12 июня 2002 г., получила одобрение Конституционного Суда РФ.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов -- неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Чтобы не перечислять их, сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

10. Всеобщее, прямое, равное избирательное право, тайное голосование. Всеобщность означает, что все гражда-не РФ, достигшие установленного законом возраста, обладают правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры для избрания. Прямое избирательное право означает, что граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается. Равное избирательное право означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один гражданин имеет один голос. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за кого отдает гражданин свой голос. Граждане голосуют в специальных избирательных кабинах, куда заходят по одному (за исключением ряда случаев). Избирательные кабины оборудованы таким образом, что остальные граждане не могут проследить, за кого отдает свой голос избиратель.

Слайд 14 из презентации «Избирательное право и выборы» . Размер архива с презентацией 1673 КБ.

Обществознание 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Молодёжные организации в России» - Молодежное движение панков. Почему возникают субкультуры. Молодежные политические организации в России. Хиппи. Готы. Молодежные политические организации. Молодежная субкультура эмо. Молодые социалисты России. Субкультура. Типы молодежных организаций. Субкультура готов.

«Политическое сознание общества» - Идеология становится мотивом политической деятельности. Политическая психология. Политическое сознание и политическое поведение. Политическая психология формируется в процессе взаимодействия граждан. Функции политического сознания. Социально-политические теории, дающие обоснование ценностей и идеалов. Сущность политической идеологии. План. Функции политической идеологии. Современные политические идеологии.

«Биография Маркса» - Биография. Стоимость. Труды Маркса. Философский материализм. Учение в экономике. Социализм во всех сферах жизни. Теория классовой борьбы. Деятельность Карла Маркса. Работа в газете. Социализм. Прибавочная стоимость. Карл Маркс. Творчество Карла Маркса. Марксизм. Собрание сочинений. Материалистическое понимание истории.

«Социальные группы» - Ряд терминов. Малочисленность состава. Четыре социальные группы. Маргинальность. Найди в приведенном ниже списке социальные группы. Работа в группах. Бродяги. Творческое задание. Работа с текстом. Вопросы и задания к тексту. Запишите слова, пропущенные в схеме. Распаковка кластера. Заполните схему. Социальная группа. Верны ли следующие суждения о социальных группах. Интеллигенция. Социальные группы и их классификация.

«Избирательное право и выборы» - Подсчет голосов. Активное и пассивное избирательное право. Голосование по отзыву выборного лица. Всеобщее, прямое, равное избирательное право. Система избирательных комиссий в России. Организаторы выборов – избирательные комиссии. Цель выборов. Президент РФ. Наблюдатели. Значение выборов. Молодые избиратели определяют будущее страны. Избирательное законодательство. Мажоритарная избирательная система.

««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» - Автор вывел формулу. Часть А. Результаты выполнения задания С8 (эссе). Не указана формула современной глобализации. Критерии оценивания задания С8. Задание на выбор нескольких верных позиций. Утверждения о неправомерности действий. Три направления деятельности политической партии. Три суждения о путях преодоления «элитарности». Гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель. Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

В основу современного изб. права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов . Это предполагает, что все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие установленным законом возраста, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее изб. право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших изб. возраста, не совпадают. По К. РФ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения- содержание под стражей.

Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом изб. округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек- один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов.

Как отмечается в постановлении КС РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодат. Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной изб. системе одновременно в одно- и многомандатных изб. округах может не противоречить К. РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами изб. прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, изб. законодат-во предусматривает использование ряда юр. механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования изб. округов.

73. Принципы гражданства РФ: механизмы решения вопросов гражданства.

Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в К.(ст. 6). Единое гражданство в федеративном гос-ве- необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения . Законодат-во не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер . 1) это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими гос-ва стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства РФ проживающими на ее тер-рии лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства. 2) свободный характер гражданства РФ выражается в том, что К. и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства . Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе гос-ва, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Запрет в К. РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего хар-ра связи между человеком и гос-вом, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного гос-ва (двойное гражданство) . Такая возможность предоставляется в соотв. с фед. законом или международным договором РФ (ст. 62 К.РФ).

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и фед. законами.

6. Российское законодат-во исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами . Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом . Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с гос-вом, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами . Этот принцип закреплен в К. РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому гос-ву . За прест-я, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уг. ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим гос-вом, необх-ть обеспечения принятых в гос-ве гарантий защиты его прав и интересов в уг. процессе.

Принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" определяет, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Таким образом, к принципам участия граждан в выборах можно отнести:

    1. всеобщее избирательное право;
    2. равное избирательное право (равные избирательные права и обязанности);
    3. прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно, без посредников);
    4. тайное голосование;
    5. свободное и добровольное избирательное право.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:

    • возрастной ценз;
    • ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах , чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов . Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях . Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Замечание

Ранее в России фактические непрямые выборы были предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые наделялись полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") .

В настоящее время высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Гарантии избирательных прав

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).

Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.

Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.

Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: "Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п. Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право - быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.

Вверх