Куры Хай-лайн: особенности выращивания в домашних условиях. Описание породы кур хай лайн Последние годы и смерть

Куры породы хай-лайн – желанные гости на любом подворье. Представители этой породы отличаются спокойным характером, крепким иммунитетом, высокой жизнеспособностью и хорошей продуктивностью. Их можно использовать как для промышленного разведения, так и для содержания в домашних условиях.

Хай-Лайн – это яичный кросс американского происхождения, выведенный селекционерами научно-производственной компании Hy-Line International.

В результате селекции было получено несколько кроссов хай-лайн: курочки хай-лайн браун (Hy-Line Brown), сильвер браун (Silver Brown) и соня (Sonia) имеют рыжую окраску и несут коричневые яйца, кроссы W-36, W-77 и W-98 отличаются белым оперением и белым цветом яиц.

Представители породы хай-лайн широко распространены в странах Западной Европы и Южной Америки, немного реже они встречаются в Азии и на Ближнем востоке.

Характеристика и описание, фотографии

Несушки хай-лайн – это красивые, стройные, неприхотливые и высокопродуктивные птицы.


Курочка породы Хай Лайн вайт

Порода кур Хай Лайн браун

На фото куры Хай Лайн браун


Описание экстерьера этой яичной породы представлено в следующей таблице:

Показатель Значение показателя
Цвет перьев Белый или коричневый
Гребень Крупный, розовый
Сережки Овальные, розовые
Голова Миниатюрная
Шея Толстая, средней длины
Клюв Крепкий, желтоватый
Туловище Продолговатое
Спина Широкая
Хвост Средней длины
Крылья Хорошо развиты, плотно прижаты к телу

Сохранность птиц кросса хай-лайн достигает 96-98%. Поскольку падеж птицы и затраты на восполнение стада минимальны, бизнес по разведению данной породы имеет высокую рентабельность.

Кроссы хай-лйн вайт и хай-лайн браун имеют разные количественные показатели.


Два кросса Хай Лайн имеют различные продуктивные показатели.

Характеристика этих кроссов представлена в следующей таблице:

Показатели Значения показателей
хай-лайн браун хай-лайн вайт
Начало репродуктивного возраста, сутки 153 144
Средний вес молодых несушек, кг 1,55 1,55
Максимальный вес взрослых несушек, кг 2,25 1,74
Потребление корма, г/сутки 110-115 102
Продуктивность, яиц в год 241-339 247-350
Сохранность птицы, % 96-98 93-96

Из таблицы следует, что куры хай-лайн браун позднее вступают в репродуктивный возраст, потребляют больше корма и имеют больший вес. Кросс хай-лайн вайт отличается повышенной производительностью и умеренным аппетитом.

Новорожденные птенцы породы хай-лайн будут чувствовать себя максимально комфортно в теплой, хорошо освещенной коробке или клетке.


Цыплят Хай Лайн выращивают исключительно в теплых помещениях.

Оптимальные условия содержания птенцов в возрасте от 0 до 42 дней перечислены в следующей таблице:

Возраст птенцов, дни Температура воздуха, ◦С Освещенность, люкс Световой день, ч
0-3 33-36 30-50 22
4-7 30-32 30-50 22
8-14 28-30 25 19
15-21 26-28 25 17,5
22-28 23-26 25 16
29-35 21-23 10-15 14,5
36-42 21 10-15 13

Для кормления малышей специалисты рекомендуют использовать промышленные корма, в которых содержатся все необходимые витамины и микроэлементы для нормального роста и развития птенцов. В первые дни жизни детенышам нужно давать крупы, отварные яйца и зелень. Схема кормления традиционная – 6-8 приемов пищи в сутки.


Молодняк породы Хай Лайн переводят в общий курятник в 15-16 недель.

Для выпаивания цыплят следует использовать растворы витаминов и электролитов. Чтобы не допустить размножения бактериальной микрофлоры, нужно отказаться от сахаросодержащих продуктов.

В возрасте 15-16 недель молодняк переводят в общий птичник.

Куры кросс хай-лайн потребляют чуть более 100 г корма в сутки. Корм следует давать три раза в сутки. Размер порций не зависит от сезона, поскольку несушки круглогодично кладут яйца с одинаковой интенсивностью.

В рацион несушек следует обязательно включить следующие продукты:


Одна курочка Хай Лайн кушает около 100 грамм корма в день.
  • зерновые культуры;
  • бобовые культуры;
  • зелень, сено, травяную или хвойную муку;
  • мешанки из овощей, молотого зерна, корнеплодов, бульона или обрата;
  • минеральные добавки;
  • овощи, корнеплоды.

Птенцы возрасте 1-3 недель потребляют от 1 до 3 литров воды в день на каждые 100 голов. Такое же количество взрослых особей в возрасте старше 23 недель ежедневно выпивают 15-23 литров воды. Вода должна быть чистой, хорошего качества.

В домашних условиях кур хай-лайн содержат в курятниках напольного типа. Пол в курятнике обмазывают глиной, либо монтируют из дерева, а сверху на него насыпают слой деревянной стружки высотой 5-6 см, чтобы курочкам было где покопаться.

Насест изготавливают в форме широкой деревянной лестницы высотой от 60 см до 90 см от пола. Гнезда обустраивают из плетеных корзин или деревянных ящиков, выстланных сеном или мягкой соломой. На 4-5 несушек нужно предусмотреть одно гнездо. Лучше расположить гнезда вертикально, в 3-4 яруса, и оснастить их взлетными полочками.

Внимание. В двери курятника нужно оставить лаз высотой около 20-30 см, с помощью которого куры смогут самостоятельно выходить из курятника на прогулочную площадку.


Курочек кросса Хай Лайн можно содержать в курятниках напольным способом.

На каждую курицу должно приходиться не менее 10-12 см фронта кормления. Для молодняка в возрасте до 14 дней этот показатель составляет 2-5 см, для молодок до 20 недель – 8-10 см.

Где можно приобрести данную породу

Яйца и несушек породы хай-лайн можно приобрести у официальных дистрибьюторов компании Hy-Line International, информация о которых представлена в следующей таблице:

Наименование дистрибьютора Местонахождения дистрибьютора Сайт дистрибьютора
Холдинг «Владзернопродукт» Россия, г.Лакинск, г.Ковров http://vladzernoproduct.ru
ПАО «Птицефабрика Боровская им. А.А.Созонова» Россия, Тюменская обл., Тюменский р-н, п.Боровский borfab.ru
ОсОО ППЗ «ТриТ» Кыргызстан, г.Кант http://www.trit.kg
ГК «Ovostar Union» Украина, г.Киев www.ovostar.ua
Tashkent Parranda, OOO Узбекистан, Ташкентская обл., п.Кибрай http://tashkentparranda.all.biz

Полное описание официальных дистрибьюторов компании Hy-Line International представлен на ее официальном сайте.

Посмотрите видео, на котором фермеры рассказывают о своем опыте содержания кур породы Хай Лайн.

Куры хай-лайн: отзывы владельцев

Александр. Занимаюсь разведением кур хай-лайн уже четыре года. Несушки радуют сильным иммунитетом, неприхотливостью к содержанию и завидной продуктивностью. Всем рекомендую этот кросс.

Людмила. Выращиваем кур хай-лайн на даче. Поголовье небольшое, всего 10 птиц. Искали породу, нетребовательную к условиям содержания. Этому критерию кросс хай-лайн отвечает полностью.

Борис. Кур хай-лайн выбрали за спокойный характер. Птицу можно смело подселять к другим породам, драк она не учинит. Кушает не много, а яйца несет как из пулемета.

Нью-Йорк, начало прошлого века, Вест-сайд: портовые склады вдоль Гудзона и промышленные кварталы. Параллельно реке шла так называемая авеню Смерти, печально известная авариями из-за пересекающихся потоков машин и поездов, перевозивших грузы. Было решено развести потоки, и в 1920-30е годы в городе появилась железнодорожная эстакада, пересекавшая Манхеттен с севера на юг. По ней возили товары на склады с производств. Пути иногда проходили непосредственно сквозь здания - это позволяло быстро загрузить вагон.

Но времена менялись, Нью-Йорк развивался как финансовый центр, промышленные предприятия переезжали в более дешевые районы по ту сторону реки. Железная дорога в Вест-сайде оказалась невостребованной, среди офисных зданий она выглядела нелепым атавизмом и просто ржавела, никому не нужная. В 1980-е снесли ее южную часть, активно обсуждалась идея убрать дорогу совсем, тем более что под эстакадой селились наркоманы, проститутки и прочие асоциальные элементы. Городские власти решили из ненужной эстакады сделать парк. Провели слушания, потом конкурс, который выиграло нью-йоркское бюро "Diller Scofidio + Renfro", именно они сделали проект парка Хай-Лайн. Парк устроен на месте старых путей и полностью повторяет их маршрут. Кстати, эта же студия выиграла конкурс на парк Зарядье в Москве.

Хай-Лайн - это кусочек "дикой" природы среди стеклянных небоскребов. Главный принцип - эклектика и тщательно продуманная небрежность, одна зона переходит в другую, ровная дорожка для бега - в подобие деревянного амфитеатра для тех, кто хочет отдохнуть. Материалы используются самые разные: камень, дерево, металл. Ржавые рельсы оплетают заросли травы. Растениям предоставлена практически полная свобода действий: по задумке архитекторов, таким образом удастся сохранить флору, которая возникла естественным образом за то время, пока железная дорога была закрыта и ждала решения своей участи. В Хай-Лайн люди бегают, устраивают пикники и свидания, справляют дни рождения, делают пейзажные фотографии, наблюдают за ночным небом, смотрят художественные инсталляции и уличные спектакли.

Следует отметить, что парк создавался в несколько этапов: открытие первого состоялось в 2009 году, второго - в 2011, третьего - в сентябре 2014-го. Высота - 10 метров, длина на сегодня - около 2.3 км.

01. Старые рельсы и растения, выросшие здесь во времена пока линия была заброшенной, сохранили.

02. Эти фотографии я делал в 2012 году.

03. В некоторых местах парк представляет собой просто узкую дорожку.

04. Потом он расширяется, появляются заросли травы.

05. Газоны и лавочки.

06.

07. Фонтанчики.

08.

09. Сейчас парк одно из любимых мест отдыха нью-йоркцев. Будете на Манхэттене - обязательно зайдите сюда.

10.

11.

12.

13.

14.

15. А вот так парк выглядит осенью. Эти фотографии я делал во время последней поездки в Нью-Йорк. За качество прошу прощения, снимал на телефон, так как камера благополучно скончалась .

16.

17.

18. Это третья часть, которую открыли пару месяцев назад.

19. Здесь практически нет растений.

20.

21. Очень крутая дорожка из старой линии ЖД. Между шпал положили асфальт, получилась идеально ровная поверхность. Можно хоть бегать, хоть на самокате кататься. Выглядит потрясающе.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29. Деревья на старой части парка подросли.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46. Вот такой парк в самом центре города на месте ненужной эстакады.

Здравствуйте, наши постоянные читатели и гости сайта! Хай Лайн порода кур в нашем материале. Существует множество курочек, которые имеют свои уникальные преимущества, за которые их любят птицеводы. Но, есть и такие, которые сочетают в себе практически все положительные качества. Одной из таких несушек является представительница кросса Хай Лайн.

Хай Лайн порода кур за короткий срок своего существования получила распространение в разных странах и по сей привлекает внимание фермеров. Сегодня поговорим об этой квочке, фото и видео прилагаются.

История происхождения.

Своим появлением на свет квочка обязана американским ученым из научного центра под названием Хай Лайн. Именно в честь этого центра и была названа появившаяся несушка.

Перед тем, как начать работу над выведением кросса, ученые сформировали для себя четкую цель – получить кросс с высоким уровнем жизнестойкости, крепким здоровьем и отменной производительностью.

Около 5 лет селекционеры трудились и наконец-то представили миру результат, после чего клуша стала невероятно популярной. Хай Лайн порода кур начала быстро приобретать популярность не только на территории Америки, но и за ее пределами.

Хай Лайн порода кур привлекала внимание владельцев коммерческих птицефабрик, так как ее содержание является очень выгодным. На территории России тоже распространен этот кросс – как в частных хозяйствах, так и на некоторых промышленных птицефабриках.

Внешние характеристики

Всем известно, что внешность для кросса – не главное. Важно, чтобы клуши давали хорошие объемы яйца и при этом были неприхотливыми. Как правило, такие труженицы не имеют каких-либо изюминок в своем внешнем виде. Рассматриваемая нами красавица тоже не исключение. Присущие ей характеристики внешности рассмотрим ниже.

  1. Хай Лайн порода кур не крупная, с компактным, худощавым телосложением. Фома туловища – треугольная. У клуш нет толстых боков, хотя немного выпирает грудка. Спина с легким прогибом, а хвост приподнят вверх – у петухов более развит.
  2. Существует 2 направления этого гибрида – уайт и браун. Из названий можно понять, что речь идет о белых и коричневых несушках. Окрас оперения равномерные – без вкраплений и пятнышек, а цвет стержня пера соответствует основному оттенку.
  3. Шея короткая, а на ней небольшая головка. На лице курочек практически нет оперения, а кожа окрашена в нежно-розовый оттенок. Ушные мочки тоже маленькие – темнее, чем цвет лица. Отличительными характеристиками считаются мощный, листовидный гребень с зубцами и сережки — красного цвета. Глаза большие, выразительные – окрашены в оранжевый цвет.
  4. Лапы имеют такой же оттенок, как и клюв – желтые. Голени и бедра не сильно развиты.
  5. И в дополнение рассмотрим описание показателей веса. Взрослые несушки не очень крупные – около 1,5-1,8 кг, а петушки могут весить на 200-300 грамм больше.

Характер

Разведение зависит от того, каким нравом природа наделила пернатых красавиц. Это определяет особенности содержания, а также степень участия птицевода в жизни пернатого семейства. Но, курицы Хай-Лайн не создадут проблем из-за своего нрава – он у них отличный.

Пернатые красотки спокойные, не создают конфликтных ситуаций. Их сложно всполошить, потому что они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Петушки тоже хороши – галантные джентльмены, ухаживающие за своими дамами и оберегающие их от потенциальных опасностей.

В целом, Хай Лайн порода кур ведет себя не очень активно, легко адаптируется к любым условиям, не пугается по пустякам, и отлично переносит любые тяготы жизни.

Половое созревание и яйценоскость

Ни для кого сегодня не секрет, что птицеводы ожидают от высокопродуктивных кроссов раннего созревания и большой производительности. Поэтому, работа селекционеров во всем мире направлена на достижение таких качеств у новоиспеченных гибридов.

Американцы тоже трудились над выведением скороспелой красотки, но не слишком преуспели в этом деле. В итоге получилась курица со средними темпами полового созревания – начинают кладку труженицы в возрасте 5,5-6 месяцев.

Как правило, задержек развития не бывает, но если такое и случается, то обычно причиной этому является неправильное питание, ведь перекорм или недостаточное количество питательных веществ в рационе одинаково пагубно влияют на протекание естественных процессов в организме.

Цыплята Хай Лайн

Порода кур Хай Лайн на этапе селекционных работ приобрела удивительную жизнеспособность. Высокий процент выживаемости можно наблюдать как среди взрослого поголовья, так и у птенцов. Малыши очень быстро приспосабливаются к жизни в этом мире, редко болеют и выживают – до 96%.

Более того, птенцов этого гибрида не нужно содержать в каких-то особенных условиях – достаточно просто соблюдать все стандартные меры по уходу, профилактике и вскармливанию.

Кормление самых маленьких осуществляется по традиционной схеме – 6-8 приемов пищи в сутки и ограниченное число разрешенных продуктов. Первые дни жизни меню детенышей состоит из привычных ингредиентов – отварных яиц, а также круп и зелени.

Если бройлеров пичкают гормональными добавками для быстрого роста, то яйценоским детенышам это не нужно. Период интенсивного роста длится около 18 недель, а потом набор массы замедляется. К 4-ому месяцу жизни птенцы весят около 1,3 кг.

Кормление взрослого стада

Преимущество рассматриваемого гибрида заключается в небольшом количестве корма, необходимого для поддержания здоровья и продуктивных качеств.

Хай Лайн порода кур малоежек – потребляют не более 100 грамм зерновых в сутки. За такое качество их и полюбили те, кто выращивает птиц для получения выгоды, ведь при минимальных затратах можно получить максимальную прибыль.

Учитывая то, что клуши круглогодично не снижают темпов кладки, количество корма в разные сезоны не отличается. Отличие летнего рациона от зимнего заключается лишь в том, что некоторые свежие продукты, такие как зелень, заменяют сухими концентратами и жидкими витаминными смесями.

Рассмотрим список продуктов, которые обязательно должны присутствовать в кормушках тружениц.

  1. Зерновые культуры – дробленые и цельные. Пшеница, ячмень, кукуруза, овес, рожь. В холодные сезоны рекомендуется использовать проросшее зерно для вскармливания наседок.
  2. Бобовые культуры – горох, соя. Являются источником белка, и минералов.
  3. Свежая зелень – отличный источник витаминов в летний период. Зимой этот ценный продукт заменяют гранулированными травами, сеном и хвойной, или травяной мукой.
  4. Влажные и сухие мешанки тоже полезны, их можно давать ежедневно. Готовят из овощей, корнеплодов, молотых зерновых культур, обрата или бульона.
  5. Минеральные добавки – мясо-костная и рыбная мука, мел, ракушка, и готовые препараты, продающиеся в ветеринарных аптеках.
  6. Ну и конечно же, овощи и корнеплоды. Морковь, тыква, свекла кормовая, картофель. Можно добавлять эти продукты в рацион в количестве около 30% от всего объема.

Промышленное стадо содержат в суровых условиях – птицы никогда не видят солнечного света и не могут свободно прогуливаться. Закрытое помещение с многоуровневыми батареями клеток – привычный для птицефабрик устрой жизни крылатого стада.

Практически не требует внимания и участия человека – процесс содержания практически автоматизированный. Птицы получают пищу строго по часам.

Но, в домашних условиях, если есть возможность и желание, можно скрасить жизнь наседок и создать для них более комфортные условия. Несушки будут благодарны за небольшой выгульный дворик с высоким ограждением. Птичник оборудуют многоуровневыми высокими насестами, на которые крылатое семейство взбирается без труда.

Рассмотрим также показатели температуры, которые рекомендованы для крылатых тружениц. Холода переносят вполне нормально, но сильные морозы могут навредить квочкам – в частности они чреваты обморожением гребней. В зимний период рекомендуется поддерживать температуру воздуха в пределах 10 градусов.

Линька и перерыв яйценоскости

Линяют куры 1 раз в год, и даже в этот период несутся, хотя и немного пассивнее, чем в остальное время. Линька может и не начаться, и в таком случае прибегают к стимуляции.

В случае искусственной стимуляции линька протекает гораздо быстрее и практически безболезненно и без последствий.

Плановая замена стада

Выращивать молодое поколение на замену несушкам необходимо рано, с учетом того что продуктивный период заканчивается в полуторагодовалом возрасте. Потом наблюдается резкое снижение активности в яйцекладке.

Частые болезни

Основной сложностью в разведении гибридов считается отсутствие устойчивости к заболеваниям. У данной разновидности эта проблема была решена еще на этапе селекции – у кур выработался крепкий иммунитет и показатели выживаемости составляют около 96-97%.

Но, стандартные меры профилактики все-таки необходимо. В случае приобретения поголовья на птицефабрике, следует отправить несушек на карантин и давать антибиотики с целью профилактики.

Часто Хай Лайн порода кур с птицефермы является носителями различных инфекций, и они могут заразить прочих жильцов курятника.

Какие отзывы?

Преимущества

  1. Рекордные продуктивные показатели.
  2. Неприхотливость.
  3. Выносливость.
  4. Способность к адаптации.
  5. Крепчайшее здоровье.

Недостатки

Среди недостатков можно выделить только один – очень короткий срок производительности. Остальные качества относят к преимуществам курицы.


Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, читайте про кур!

Парк «Хай-Лайн» (Нью-Йорк, США): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Единственный парк Нью-Йорка, в буквальном смысле оторванный от земли, «Хай-Лайн» протянулся почти на 2,5 км в западном Манхэттене и расположен на путевом пространстве надземной железной дороги, на высоте около 10 м. «Хай-Лайн» выглядит, как настоящее торжество природы в футуристическом пейзаже бездушного Манхэттена: среди магистралей и небоскребов делового района радует глаз изумрудная полоса пышной растительности, на лоне которой проложен извилистый променад, расставлены удобные скамейки, шезлонги и столики для пикника. Парк непременно стоит посетить не только для того, чтобы погулять на природе в самом сердце Нью-Йорка, но и чтобы узнать больше об истории городской железной дороги, пообедать в симпатичных кафе с видом на пирсы Челси и «словить» загар на удобных лежаках, расставленных по всей длине паркового променада.

Немного истории

«Высокая ветка» городской транспортной системы Нью-Йорка открылась в 1934 г., связав два крупнейших промышленных района Манхэттена - 34-ю улицу с терминалом Сент-Джон Парк в гавани Нью-Йорка. Однако с постепенным развитием автомобильных перевозок, железная дорога стала использоваться все реже. Последний поезд, везущий, как упоминают хроники, три вагона замороженной индейки, прошел по Хай-Лайн в 1980 г. Владельцы зданий на Манхэттене ратовали за снос линии, однако местный активист и фанат железных дорог Питер Облец заблокировал эту процедуру в суде. В 1999 г. образовалось Общество друзей Хай-Лайн, которое и заказывает в 2000-х гг. реконструкцию участка и превращение его в общественную рекреационную зону. Лучшие бюро ландшафтного дизайна принимают участие в озеленении будущего парка. В 2006 г. Хай-Лайн открывается для посетителей, и на протяжении следующих 8 лет здесь последовательно благоустраиваются еще 4 секции железнодорожных путей. Сегодня променад парка составляет 2,33 км, в год его посещают более 5 млн человек.

Пышная зелень клумб и заросли деревьев на высоте 10 м над Манхэттеном - вот что такое парк «Хай-Лайн».

Что посмотреть

Парк «Хай-Лайн» - чудесный оазис в сердце западного Манхэттена, идеальное место для расслабленного отдыха в прямом смысле слова «над» мирской суетой. Бывшие железнодорожные пути перекрыты удобными деревянными тротуарами, с обеих сторон которых - пышная зелень ухоженных клумб и удивительные для такого «оторванного» места заросли лиственных деревьев. Вход с домашними животными и велосипедами в парк запрещен, поэтому здесь всегда спокойно - конечно, насколько это позволяет кипящая под ногами суета Манхэттена.

На двухкилометровом променаде парка масса скамеек, столиков со стульями и шезлонгов. В живописных местах устроены небольшие ответвления - смотровые площадки, откуда можно полюбоваться на панораму Манхэттена. Также посетителей ждут 2 ресторана и несколько магазинов.

Биография

Роберт Энсон Хайнлайн - американский писатель, один из крупнейших писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики. Его называют «деканом писателей-фантастов».

Хайнлайн стал первым профессиональным писателем-фантастом США и одним из первых, кто стал публиковаться в крупных популярных изданиях, например, The Saturday Evening Post в конце 1940-х годов. Его первые рассказы появились в журнале Astounding Science Fiction в 1939 году, он относился к группе писателей, ставших известными благодаря редактору Astounding Джону Кэмпбеллу. Карьера писателя длилась почти полстолетия, в своём творчестве Хайнлайн затронул многие темы, в том числе социальные и философские: индивидуальную свободу, ответственность индивида перед обществом, роль и формат семьи, природу организованной религии и многие другие.

В англо-американской литературной традиции Роберта Хайнлайна вместе с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Он стал обладателем престижных премий «Хьюго» и «Небьюла», единственным писателем , получившим «Хьюго» за пять романов. В его честь названы астероид и кратер на Марсе.

Рождение и детство

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал третьим ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лайл Хайнлайн. Кроме двух старших братьев, Лоуренса и Рекса Мл., у Роберта позже появились три младшие сестры и брат. В это время родители жили у деда по материнской линии, доктора Альва Э. Лайла. Через три года после его рождения семья переехала в Канзас-Сити (Миссури), где отец устроился на работу в Мидлендскую компанию сельскохозяйственных машин. Здесь и прошло детство Хайнлайна.

Наибольшее влияние на него в этот период оказал Альва Лайл, которого Роберт навещал в Батлере каждое лето до смерти того в 1914 году. Дед привил ему любовь к чтению и точным наукам, воспитал ряд положительных черт характера. В память о том Хайнлайн позже неоднократно пользовался псевдонимом Лайл Монро, в честь деда назвал также главного героя повести «Если это будет продолжаться…». Канзас-Сити находился в так называемом «библейском поясе», соответственно, Хайнлайн получил строгое, пуританское воспитание и заложенная внутренняя моральная основа осталась у него до конца жизни.

В 1920 году Хайнлайн поступил в Центральную среднюю школу Канзас-Сити. К этому времени он очень сильно увлекался астрономией, прочитал все доступные книги по теме из Публичной библиотеки Канзас-Сити (англ.)русск.. Также на него произвело впечатление изучение эволюционной теории Дарвина, она оказала влияние на дальнейшее творчество Хайнлайна. Школьное увлечение нестандартными математическими задачами также иногда находило отражение в произведениях писателя, как, например, тессеракт в рассказе «…И построил он себе скрюченный домишко».

Служба на флоте

После окончания школы Хайнлайн решил по примеру старшего брата Рекса поступить в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Это было непросто сделать, так как для допуска к вступительным экзаменам нужно было заручиться поддержкой одного из конгрессменов или сенаторов. Дополнительным препятствием для его поступления было то, что обычно принимался только один член семьи из одного поколения. Поэтому Хайнлайн принялся активно собирать рекомендательные письма и отсылать их сенатору Джеймсу А. Риду для получения его ходатайства. Пока Хайнлайн ждал результатов, он проучился курс в Университете Миссури (англ.)русск.. За это время сенатор Рид получил сотню писем от желающих поступить в академию Аннаполиса - пятьдесят по одному от каждого лица и пятьдесят от Хайнлайна. Таким образом было добыто право поступать в академию и Хайнлайн в июне 1925 года стал кадетом академии после успешно пройденных вступительных экзаменов.

Во время обучения в академии Хайнлайн жил в Банкрофт-Холле - общежитии кадетов. Он успешно изучал обязательные дисциплины, а также стал чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Трижды проходил практику − на линкорах «Юта», «Оклахома» и «Арканзас (англ.)русск.». В 1929 году Хайнлайн успешно закончил обучение двадцатым в рейтинге из двухсот сорока трёх кадетов выпуска и получил звание энсина. Вообще он был пятым в рейтинге выпуска, но из-за дисциплинарных нарушений опустился на двадцатое место.

После академии Хайнлайн получил назначение на новый авианосец ВМС США «Лексингтон» - в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолётами. В середине 1932 года получил звание младшего лейтенанта и переведён на эсминец USS Roper (англ.)русск. как артиллерийский офицер. В конце 1933 года у него был обнаружен туберкулёз, он провёл несколько месяцев на лечении, сначала в госпитале Фитцсиммонс в Денвере, затем в санатории под Лос-Анджелесом. Во время нахождения в санатории он разработал водяной матрас (англ.)русск., который в дальнейшем будет упоминать в некоторых своих работах, но не запатентовал его. Из-за болезни Хайнлайн вскоре был признан полностью непригодным к дальнейшей службе и был вынужден уйти в отставку в чине лейтенанта в августе 1934 года, ему была назначена небольшая пенсия. Военная карьера его старших братьев сложилась более удачно: Рекс Хайнлайн после Аннаполиса сделал карьеру в армии США, где он служил до конца 50-х, Лоуренс Хайнлайн также служил в сухопутной армии, ВВС и Национальной гвардии Миссури, дослужившись до звания генерал-майора.

Впервые Хайнлайн женился 21 июня 1929 года на Элинор Лие Карри из Канзас-Сити, с которой был знаком ещё со школы. Отношения с женой сразу же не сложились, Хайнлайн, как военный моряк, в основном находился вдали от Канзас-Сити, Элинор же не хотела переезжать ни в Калифорнию, ни в другие места, где он служил. В итоге в октябре 1930 г. она подала в суд на развод, и брак, о котором Хайнлайн даже не сообщил своей семье, распался. 28 марта 1932 года он уже более осознанно женился на Леслин Макдональд, политической активистке, довольно необычной и талантливой женщине.

Калифорния

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он поселился в Лорел Каньоне (англ.)русск., пригороде Лос-Анджелеса, сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера под лозунгом «Покончим с бедностью в Калифорнии! (англ.)русск.» (EPIC), популярное в начале 1930-х годов в Калифорнии, став к 1935 году секретарём окружной ассамблеи движения и членом комиссии по составлению конституции EPIC. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно[~ 3].

Хайнлайн обладал широтой политических взглядов, часть которых можно отнести и к социалистическим. Следует заметить, что американский социализм в то время находился не под влиянием марксизма, а имел собственные традиции, близкие к утопическому социализму Сен-Симона. Кроме влияния со стороны второй жены, Леслин, Хайнлайн ещё в детстве читал много книг Уэллса, впитывая вместе с ними и его прогрессивный социализм, который легко совмещался с позициями американских левых сил, в том числе с движением Э. Синклера. В 1954 году, уже основательно сменив политические взгляды, Хайнлайн писал об этом:

«...многие американцы... громко заявляли, что Маккарти создал «власть террора». Вы напуганы? Я - нет, а уж в моём прошлом много политических действий, слишком левых по отношению к позиции сенатора Маккарти.

Писательская карьера

Неудача на политическом поприще и обременительная ипотека вынудили его искать дополнительные источники дохода[~ 4]. Хайнлайну удалось продать редактору Джону Кэмпбеллу свой рассказ «Линия жизни», который был написан за четыре дня в апреле 1939, и он был опубликован в августовском номере журнала Astounding Science Fiction. За исключением работы во время Второй Мировой войны и кратковременного участия в политических кампаниях, Хайнлайн в дальнейшем зарабатывал на жизнь исключительно писательским трудом. Уже в 1941 году он был приглашён в качестве почётного гостя на Всемирный конвент научной фантастики (Worldcon-41), проходивший в Денвере (также Хайнлайн был почётным гостем этого конвента в 1961 и 1976 годах).

Во время войны Хайнлайн работал вместе с Айзеком Азимовым и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВМФ в Филадельфии. Они разрабатывали методы борьбы с обледенением самолётов на больших высотах, аппаратуру для слепой посадки и компенсирующие гермокостюмы. Здесь Хайнлайн познакомился с Вирджинией Дорис Герстенфельд, которую полюбил, но не захотел разрывать брак с женой.

В 1947 году Хайнлайн всё же развёлся c Леслин, у которой к тому времени усугубились проблемы с алкоголем; в следующем году в третий и уже последний раз он женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни. Вирджиния никогда не была соавтором работ мужа, однако оказывала влияние на процесс их написания: она первой читала новые произведения, подсказывала различные идеи, была его секретарём и менеджером.

Вскоре после женитьбы Хайнлайн с Вирджинией переехали в Колорадо-Спрингс, где они спроектировали и построили свой дом с бомбоубежищем[~ 5].

В 1953-1954 годах чета Хайнлайнов предприняла своё первое кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»). Только в 1992 году была издана книга Хайнлайна «Tramp Royale», в которой описано это путешествие. А в 1959-1960 они посещали СССР, ради чего Вирджиния два года усердно изучала русский язык. Сначала Хайнлайну вполне нравилось в Советском Союзе, но сбитый как раз в это время американский разведывательный самолёт−шпион U-2 с лётчиком Пауэрсом испортил ему впечатления.

В середине 60-х, в связи с хронической высотной болезнью Вирджинии, Хайнлайны перебрались обратно в Калифорнию, поселившись временно в городе Санта-Круз, пока в 1967 не был построен новый дом в близлежащей статистически обособленной местности Бонни Дун (англ.)русск.[~ 6]. Одной из причин покинуть Колорадо-Спрингс было также желание оказаться подальше от первоочередных целей для ядерной атаки, которой являлся штаб Командования воздушно-космической обороны Северной Америки.

Айзек Азимов полагал, что женитьба на Джинни[~ 7] означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера, а «Tramp Royale» содержит две большие апологии Маккарти. Разочарование и отход от социализма Уэллса в сторону консервативных взглядов не было одномоментным, это началось ещё во время войны. Пока Хайнлайн придерживался своих традиционно-патриотических и либерально-прогрессивных взглядов, сама политика изменилась, и он вместе с миллионами других американских либералов был вынужден отойти от американского либерализма.

Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых, практически в одиночку создав жанр юношеской научной фантастики. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздный десант» не был отклонён редакцией издательства Scribner. Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «ведущего автора детских книг», от которого он уже устал, и далее пошёл своим собственным путём. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа - «Чужак в чужой стране» (1961, англ. Stranger in a Strange Land, переводился также как «Чужак в чужом краю») и далее - «Луна - суровая хозяйка» (1966, англ. The Moon Is a Harsh Mistress, в другом переводе ­- «Луна жёстко стелет»), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну американских астронавтов в 1969 году, вместе с Артуром Кларком и Уолтером Кронкайтом.

Последние годы и смерть

Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что смог работать, Хайнлайн в 1973 году создал роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появилось множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови, а также стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).

Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжёлым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В июле 1979 он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям.

Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, когда он подготовил для издания сборник «Расширенная Вселенная». Хайнлайн не забывает о крупной литературной форме, в 1980-е годы он успел написать ещё пять романов. В 1983 году он посетил Антарктиду, последний материк, на котором ещё не бывал.

Но здоровье писателя значительно ухудшилось к 1987 году, что заставило его с Джинни переехать из Бонни Дун в близлежащий городок Кармел, чтобы иметь возможность получать необходимую медицинскую помощь. Там он и умер во сне от последствий эмфиземы утром 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом из серии «Мир как миф». Его тело было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.

Творчество

Периодизация творчества

Традиция разделять творчество Роберта Хайнлайна на несколько периодов происходит, вероятно, из работы Алексея Паншина «Heinlein in Dimension» (1968). Паншин делил писательскую карьеру Хайнлайна на три периода: влияния (1939-1945), успеха (1947-1958) и отчуждения (1959-1967)[~ 8]. Критик Гэри Вестфаль, не согласный с периодизацией Паншина, разделяет всё творчество писателя на две части: научно-фантастическую (1939-1957) и сатирическую (1958-1988), обосновывая такое деление запуском первого искусственного спутника Земли, который подвёл итог пропагандистской деятельности писателей-фантастов. Российский критик и писатель Андрей Балабуха выделяет три периода: начальный (1939-1942), зрелый (1947-середина 60-х, в два потока) и последний (1970-1988). Другой российский исследователь наследия Хайнлайна, Андрей Ермолаев, не опровергая периодизацию Балабухи, указывает на значительный переворот в душе писателя в 60-е годы, что привело к заметному контрасту поздних романов относительно более раннего творчества. Однако Джеймс Гиффорд довольно скептически относится к подобным попыткам разделения произведений автора по периодам, отмечая, что у каждого читателя и исследователя будет своё видение подобной периодизации, и при этом всегда найдутся произведения, не укладывающиеся в разработанную схему. Таким образом, единой общепринятой периодизации творчества Хайнлайна не существует.

Раннее творчество: 1939-1959

Первый роман, написанный Хайнлайном, назывался «Нам, живущим» (1939), хотя был опубликован только в 2003 году. Он был больше похож на серию лекций по социальным теориям и оказался неудачным в литературном отношении. Однако Джон Клют в своём обзоре на роман утверждал, что если бы Хайнлайн и его коллеги смогли опубликовать подобную «взрослую» НФ на страницах тогдашних журналов, то научная фантастика сейчас «по крайней мере не играла бы такую фантастически плохую роль, как некоторые её ныне живущие разновидности».

Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 году начал продавать в редакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История будущего». Его карьера на этом этапе была тесно связана со знаменитым редактором Джоном Кэмпбеллом. Вспоминая это время, Фредерик Пол называет Хайнлайна «величайшим писателем-фантастом эпохи Кэмпбелла». Айзек Азимов говорил, что, начиная со своего первого опубликованного рассказа, Хайнлайн был признан лучшим писателем-фантастом и сохранил этот титул до конца жизни. В журнале Astounding Science Fiction в мае 1941 года для «Истории будущего» была опубликована схема политических, культурных и технологических перемен XX века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но образующих самостоятельные циклы. Реальность XX века опровергла его «Историю будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е годы, введя концепцию «Мира как мифа».

Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 году, это был Ракетный корабль «Галилео». Первоначально редакция отвергла этот роман, потому что полёт на Луну считался тогда совершенно неактуальным. Только в конце войны Хайнлайн нашёл издателя - Charles Scribner’s Sons, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, написанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии, начиная с «Космического кадета», были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери в стиле граттаж. В этот период был издан роман «Фермер в небе» (англ. Farmer in the Sky - в журнале Boys" Life, в четырёх номерах за август - ноябрь 1950 года, под названием Satellite Scout («Звёздный скаут»), который спустя пятьдесят лет был отмечен ретроспективной премией «Хьюго» за достижения в научной фантастике. На премию «Хьюго» из романов для юношества номинировался также ставший довольно популярным «Имею скафандр - готов путешествовать».

Ранние романы Хайнлайна интересны и детям, и взрослым. Его главные герои этого периода - обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, пробивающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты - это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т. д. Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что не мешало ему проводить идеи, невозможные в «тинэйджеровской» фантастике других авторов тех же лет. Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается, поэтому в своих книгах он пытался подтолкнуть их к размышлениям. В «Красную планету» (1949), где речь идёт о революции, в которую вовлечены учащиеся интерната на Марсе, редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием, а кроме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у которых было три пола, совпадающих со стадиями развития). Хайнлайну вообще не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Кукловоды» и «Чужак в чужой стране» были сначала изданы в сильно сокращённом виде. В конце 50-х годов стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа - писателя для тинэйджеров.

Джеймс Блиш в 1957 году объяснял успех ранних романов Хайнлайна высококачественной техникой и структурой письма, его врождённым, практически инстинктивным пониманием технических приёмов в фантастике, которые остальные писатели постигали в результате горького опыта.

С серией романов для юношества было покончено при появлении романа «Звёздный десант» (1959), который должен был стать очередным романом для Scrinber’s, но из-за своей дискуссионности не был принят издательством. Этот роман стал ответом на призывы к одностороннему прекращению ядерных испытаний со стороны США.

Зрелое творчество: 1961-1969

В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Его работы исследуют в этот период все темы, от либертарианства и индивидуализма до свободной любви, что составляет до некоторой степени шокирующий контраст с тематикой его ранних романов. Всё началось с «Чужака в чужой стране» (1961), который является логическим продолжением неопубликованного литературного дебюта с теми же темами свободной любви и радикального индивидуализма[~ 9].

«Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и в предварительном варианте назывался «The Heretic», он был закончен после перерыва для работы над «Звёздным десантом». Возможно, Хайнлайн опубликовал бы роман и раньше, в одном из более ранних вариантов, но в 50-е годы из-за сексуальной составляющей книги опубликовать её было практически невозможно. Даже в начале 60-х у автора возникли сложности с публикацией романа, в издательстве «Putnam» не хотели издавать его из-за темы секса и религии, и вообще в редакции больше надеялись на то, что Хайнлайн продолжит писать успешные романы для юношества. Лишь сократив книгу с 220 000 слов до 160 000, он добился публикации романа, доказав заодно свою способность писать и продавать художественные произведения любых жанровых категорий.

По мнению критиков и публики, лучшим романом Хайнлайна является «Луна - суровая хозяйка» (1966). В нём описана война за независимость лунных колоний, с изложением анархической доктрины об опасности любого правительства - включая республиканское - для индивидуальной свободы.

В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал несколько рассказов в этом жанре ещё в 40-е годы, но его единственным «чистым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963).

Позднее творчество: 1970-1987

Следующий роман Хайнлайна - «Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») - окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой - «Достаточно времени для любви» (1973).

Проблемы со здоровьем преследовали писателя следующие несколько лет. Лишь к 1979 году он закончил следующий роман, «Число Зверя», после чего создал ещё четыре романа, включая «Уплыть за закат» (1987). Все эти книги явно связаны между собою особенностями персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна. В них много философских моно- и диалогов, сатиры, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии. Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго».

Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, отсутствия редакторского контроля, или же это - сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики, перейти на новый творческий уровень. По стилю «Число Зверя» можно причислить к разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма - экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»).

Несколько особняком здесь стоят романы «Пятница» и «Иов, или Осмеяние справедливости». Первый является более традиционным приключенческим произведением с тонкими отсылками к раннему творчеству Хайнлайна, а второй - явной антирелигиозной сатирой.

Посмертные публикации

Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы» (англ. Grumbles from the Grave), являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями. В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (англ. Requiem: Collected Works and Tributes to the Grand Master, 1992) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни. Были изданы публицистические книги Хайнлайна: «Tramp Royale», описание их кругосветного путешествия начала 50-х годов, а также книга «Забирайте своё правительство» (англ. Take Back Your Government, 1946). В 2003 году впервые издан первый его роман «Нам, живущим» (англ. For Us, the Living), считавшийся до этого утраченным. В 2012 году было закончено издание полного собрания сочинений Хайнлайна в 46 томах, известное как Virginia Edition.

Спайдер Робинсон, коллега, друг и почитатель Хайнлайна, взяв за основу его неопубликованные наброски от 1955 года, написал роман «Переменная звезда». Роман был издан в 2006 году с именем Хайнлайна на обложке над именем Робинсона.

Основная проблематика, затронутая в творчестве

Политика

Политические взгляды Хайнлайна сильно колебались в течение его жизни, что сказывалось на содержании художественных произведений. В ранних работах, включая его неопубликованный роман «Нам, живущим», элементы политики Рузвельта попросту перенесены в космос XXI века, например, Космический строительный корпус из рассказа «Неудачник» явно является футуристической версией Гражданского корпуса охраны окружающей среды.

Романы из юношеской серии написаны с позиции консервативных ценностей. В «Космическом кадете» именно под военным руководством мировое правительство обеспечивает мир во всём мире. Патриотизм и решительная поддержка военных являются ключевыми элементами консерватизма Хайнлайна, который с 1954 года перестал считать себя демократом. «Звёздный десант», где говорится о наличии положительной роли у насилия в истории человечества, некоторые критики называют апологией фашизма и милитаризма. Вопреки подобной критике, сам автор лишь утверждал, что нет ни единого шанса избавиться от войн в обозримом будущем, так как таковы реалии многообразной человеческой цивилизации, а также был против всеобщей воинской обязанности.

Не следует отрицать наличие более чем либеральных взглядов у Хайнлайна. Писавшийся в одно время со «Звёздным десантом» «Чужак в чужой стране» стал культовой книгой хиппи, а «Луна - суровая хозяйка» служила источником вдохновения для либертарианцев. Отклик у обеих групп вызвали его темы личной свободы мыслей и действий. Среди американских писателей, оказавших литературное влияние на либертарианство, Хайнлайна ставят на второе место после Айн Рэнд.

Христианство и власть. Специфическими были взгляды Хайнлайна на христианство, столь актуальные в США. В частности, он был против любого сращения власти и религии, что и привело к написанию «Иова», где он любую организованную религию буквально пригвоздил к позорному столбу. Много об этом написано и в «Чужаке в земле чужой». «История будущего» содержит период «затмения», в который фундаменталисты устанавливают протестантскую диктатуру в США.

Положительная оценка военных, особенно в романах для тинэйджеров, тесно связана проповедью Хайнлайном индивидуализма. Его идеальные военные (особенно в романах «Между планетами», «Луна - суровая хозяйка», «Красная планета» и, разумеется «Звёздный десант») - это всегда отдельно взятые добровольцы, иногда - повстанцы. Поэтому и правительство для Хайнлайна - это продолжении армии, которая должна защищать свободное общество (такая идея содержится даже в романе «Достаточно времени для любви»).

Ранний Хайнлайн склонялся к социализму, но на всю жизнь остался убеждённым антикоммунистом. Из поездки в СССР в 1960 году Хайнлайн вернулся антисоветчиком, что отразилось в серии эссе, таких как «Pravda - значит „Правда“» и «„Интурист“ изнутри».

Мальтузианство и войны. Хайнлайн был убеждённым мальтузианцем, ибо считал, что давление населения на окружающую среду диктует поведение социума. Особенно ярко это проявилось в романах «Красная планета» и «Небесный фермер» (1950). Здесь интересен эпизод в «Жизнях Лазаруса Лонга» (1973), описывающий столкновения фермеров с банком, где Хайнлайн очень выпукло изобразил трагический процесс превращения пионерского общества в цивилизованное. Хайнлайн явно отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества, хотя многие его романы являются хрониками революций (на Марсе, Венере и Луне). Ярким примером его идеологии является «Луна - суровая хозяйка», где свергшие авторитарный режим колонисты становятся жертвами общего пути развития человечества, всё более и более ущемляющего личность (об этом, впрочем, написано уже в романе «Кот, проходящий сквозь стены»).

Антирасизм

Хайнлайн вырос в обществе с расовой сегрегацией, а как писатель прославился в период борьбы афроамериканцев за свои гражданские права. Впервые скрытые выпады против расизма появляются в повести «Джерри - человек» (1947 год) и романе 1948 года «Космический кадет». Его ранние произведения шли впереди своего времени в своём явном неприятии расизма и наличии "небелых" персонажей, так как до 1960-х герои в научной фантастике чаще имели зелёную кожу, чем чёрную. Он иногда играл с цветом кожи своих героев, сначала заставляя читателей ассоциировать себя с главным героем, а затем вскользь упоминая его не белое происхождение, как это было в «Туннеле в небе» и «Звёздном десанте». Открыто этой темы (именно на американском материале) Хайнлайн коснулся в романе «Луна - суровая хозяйка».

Самым провокационным в этом смысле стал роман 1964 года «Свободное владение Фарнхэма», в котором белые герои с чёрным слугой оказались заброшенными на две тысячи лет в будущее, где существует кастовое рабовладельческое общество, в котором рабами являются сплошь белые, а господствующей кастой - чёрные и мусульмане.

Перед войной, в 1940 году Хайнлайн пишет повесть «Шестая колонна», где американское сопротивление борется с агрессорами жёлтой расы, уже захватившими к тому времени весь Евразийский материк (включая Россию и Индию). Позже он отмежевался от расистских аспектов этой повести, признавая, что создавал её на основе устного пересказа Кэмпбеллом сюжета своего ненаписанного рассказа, а также ради гарантированного гонорара. Вообще, многие критики пытались уличить Хайнлайна в пропаганде «жёлтой угрозы», что можно также усмотреть в некоторых эпизодах «Туннеля в небе» и «Небесного фермера». Впрочем, в той же «Шестой колонне» ревностно служит США американец азиатского происхождения, а мечтает о будущей диктатуре учёных белый профессор.

Индивидуализм

Многие романы Хайнлайна - истории революции, направленной против политического притеснения. Однако Хайнлайн далёк от манихейства, поэтому изображает угнетателей и угнетённых иногда даже двусмысленно. В «Свободном владении Фарнхэма» сын главного героя сначала пытается отделиться, но затем идёт на кастрацию ради собственного места в жизни.

В дальнейшем Хайнлайн смещает фокус своего внимания на притеснение личности обществом, а не правительством.

Для Хайнлайна неотделимы понятия индивидуализма и высокого интеллекта, и компетентности. Это очень ярко и прямо проповедуется в романах для юношества, а в «Жизнях Лазаруса Лонга» сборник афоризмов оканчивается коронным: «Специализация - для насекомых».

Сексуальная эмансипация

Для Хайнлайна личная свобода означала и свободу сексуальную, поэтому тема свободной любви появляется у него в 1939 году и не исчезает до самой смерти. Развитие темы секса в раннем творчестве писателя часто критикуют за жеманность, неуклюжесть и отсутствие непосредственных описаний. По ряду причин на раннем этапе Хайнлайн затрагивал сексуальность в очень небольшом количестве произведений, однако начиная с «Чужака в чужой стране» (ставшей одной из первых НФ-книг, в которой открыто обсуждаются вопросы секса) эта тема занимает значительное место в его работах. Ближе к концу карьеры Хайнлайн начал рассматривать эрекцию и оргазм с юмором и апломбом.

Рассказ «Все вы зомби» (1959) и роман «Не убоюсь я зла» (1970) поднимают тему изменения пола.

В некоторых романах, особенно на позднем этапе творчества, Хайнлайн обращается к исследованию детской сексуальности и инцеста. Например, в «Свободном владении Фарнхэма» у дочери главного героя Карен по ряду намёков автора проявляется комплекс Электры: она прямо говорит, что выбирая между отцом и взрослым братом, как мужьями, предпочтёт отца. Тема инцеста фигурирует также в «Детях Мафусаила», «Дороге доблести», «Достаточно времени для любви».

Интересно, что почти все женские персонажи Хайнлайна обладают явно рациональным умом и характером. Они неизменно компетентны, умны, интеллектуальны, храбры, и всегда контролируют жизненные обстоятельства (насколько это вообще возможно), не уступая в этих качествах мужским персонажам. Образцом для сильных женских персонажей из ранних работ Хайнлайна, возможно, была его вторая жена Леслин МакДональд, в дальнейшем же её место заняла Вирджиния Хайнлайн. Хотя у них часто есть антиподы - ханжеские, ограниченные женщины, с которыми главный герой связан узами брака - как в «Свободном владении Фарнхэма», «Иов, или осмеяние справедливости».

Впрочем, не следует считать Хайнлайна апологетом феминизма. Так, в «Двойной звезде» (1954) секретарша Пенни (вполне умная и рассудительная) - позволяет эмоциям вмешиваться в её должность и выходит замуж за своего босса - преуспевающего политика.

Философские взгляды

Важным источником является для нас здесь роман «Уплыть за закат», где главная героиня Морин Джонсон задаётся вопросом: «Целью метафизики является задавать такие вопросы: Для чего мы здесь? Куда мы попадаем после смерти? И - Почему эти вопросы неразрешимы?» Вопросы - основа метафизики Хайнлайна. Лазарус Лонг (её сын) в романе 1973 года справедливо заявляет, что для того, чтобы ответить на вопрос «что есть Вселенная?», необходимо выйти за её пределы.

Наиболее концентрированно философские проблемы выражены Хайнлайном в произведениях короткой формы. Солипсизм - «Они», причинность - «По собственным следам», ограниченность человеческого восприятия - «Аквариум с золотыми рыбками», иллюзорность мира - «Неприятная профессия Джонатана Хога».

В 30-е и 40-е годы Хайнлайн глубоко интересовался учением об общей семантике Альфреда Коржибски и посещал его семинары. Тогда же Хайнлайн заинтересовался учением мистика Петра Демьяновича Успенского.

Мир как миф

Идея Мира как мифа (англ. World as Myth) принадлежит Хайнлайну и была развита им в книге «Число зверя». Согласно ей, мифы и вымышленные миры существуют как несчётное множество Вселенных, параллельно с нашей. Точнее, число вымышленных вселенных составляет 10 314 424 798 490 535 546 171 949 056 или ((6)^6)^6. В этой мультивселенной история будущего Хайнлайна - это лишь одна из огромного числа Вселенных, которые составляют мир как миф.

Романы, составляющие цикл:
Достаточно времени для любви
Число Зверя
Кот, проходящий сквозь стены
Уплыть за закат

Правила Хайнлайна

Роберт Хайнлайн не оставил после себя никакой известной тройки законов, которые были у Айзека Азимова и Артура Кларка. Однако в эссе 1947 года «On the Writing of Speculative Fiction» он рассказал о пяти правилах писательского успеха:

Вы должны писать
Вы должны заканчивать написанное
Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда этого потребует редактор
Вы должны выйти с вашим произведением на рынок
Вы должны держать его на рынке, пока его не купят

Писатель не скрывал от потенциальных конкурентов эти правила, так как полагал, что очень немногие авторы смогут полностью им следовать.

Наследие Хайнлайна

Наряду с Айзеком Азимовым и Артуром Кларком, Роберт Хайнлайн оценивается как один из трёх Великих Мастеров фантастики, он признавался первым в этой тройке. Он был одним из ярких представителей Золотого века научной фантастики и начало его карьеры было тесно связано с редактором Astounding Science Fiction Джоном Кэмпбеллом.

Известность пришла к Хайнлайну очень рано. Уже в 1953 году при опросе ведущих НФ-авторов того времени, он указывался как наиболее влиятельный современный автор. В 1974 году его первым из всех писателей-фантастов удостоили Damon Knight Memorial Grand Master Award (англ.)русск. за прижизненные заслуги перед научной фантастикой. Критик Джеймс Гиффорд писал: «Хотя многие другие авторы превзошли Хайнлайна по результативности, мало кто может утверждать, что оказал настолько обширное и продуктивное влияние на жанр, как он. Десятки писателей-фантастов довоенного Золотого века по сей день с неприкрытым энтузиазмом доверяются Хайнлайну ради развития собственной карьеры, формирования своего стиля и сюжетов.

Хайнлайн внёс свой вклад и в освоение космоса. В снятом по его сценарию фильме 1950 года «Место назначения - Луна» пропагандируется идея космической гонки с Советским Союзом, за десять лет до того, как это явление стало узнаваемым, при этом фильм продвигался посредством беспрецедентной рекламной кампании в печатных изданиях. Многие астронавты и другие лица, причастные к космической программе США, вдохновлялись творчеством Роберта Хайнлайна, например, его повестью «Человек, который продал Луну».

Всего за 48 лет писательской карьеры Хайнлайн создал 33 романа[~ 10], 59 рассказов и 16 сборников произведений. По мотивам его сочинений снято 4 кинофильма, 2 телесериала, несколько радиопостановок и прочее.

В СССР Хайнлайн впервые был переведён ещё в 1944 году, однако к 1990 году число изданий Хайнлайна на русском языке не превышало 20. В основном это были рассказы, только в 1977 году в журнале «Вокруг света» (№ 1−5) был опубликован роман «Пасынки Вселенной». С 1990-х годов популярность писателя в России резко выросла (45 изданий в 1992 году, к 2003 - более 500), увидели свет несколько представительных собраний сочинений. Первым из них были «Миры Роберта Хайнлайна» в 25 томах.

В 2003 году организацией, ответственной за сохранение наследия Хайнлайна, была учреждена его именная премия, которая вручается за написание произведений, вдохновляющих людей на освоение космоса. Также есть литературная премия (англ.)русск. по имени героя рассказа «Зелёные холмы Земли» - космонавта, потерявшего зрение, но не космос и ставшего космическим бардом - присуждаемая за лучшее фантастическое произведение, написанное в поэтической форме.

Вверх