Строение дерева для дошкольников. Дидактические карточки - деревья. Игра «Какие бывают леса?»

В этой статье о деревьях Вы найдете картинки, сказки, загадки и развивающие задания для детей. Это первая статья из цикла «Энциклопедия деревьев для малышей». И мы в ней познакомимся с тремя деревьями – дубом, вязом и ясенем.В конце статьи есть презентация для детей по теме «Деревья» для бесплатного скачивания.

Деревья: картинки, сказки, развивающие задания для детей дошкольного возраста

Добро пожаловать в удивительный мир деревьев! Хочется верить, что вы совершите в этом мире новые открытия и полюбите его! И еще раз восхититесь красотой и мудростью природы, приоткрыв ее тайны для себя и для своих детей.

Все задания рассчитаны на то, что они будут выполняться не в «один присест», а по мере знакомства малыша с деревьями. Увидели на прогулке дуб – поговорили о нем. Рассмотрели рисунок с листьями деревьев и их корой на сайте – на прогулке рассмотрели кору деревьев во дворе, нарисовали индивидуальный рисунок коры у каждого деревца. Посмотрели мультфильм и придумали по нему сказку и т.д. Тогда ребенок не просто усвоит новую информацию, а будет применять ее в жизни, изучать окружающий мир, задавать вопросы, думать, искать решения, расти любознательным, самостоятельным, творческим человеком!

Желаю всем интересного общения с миром деревьев и новых открытий!


Отгадай загадку. Почему ты решил, что это дуб, а не березка или рябинка?

Задание 1. Речевая игра с раскраской «Дуб»

Почему дуб называют великаном? Почему его называют долгожителем? (потому что он «долго живет») Как еще можно сказать про дуб – он какой? (Могучий, сильный, большой, огромный, великий, ветвистый, высокий, густой, коренастый, корявый, курчавый, приземистый, развесистый, раскидистый, толстый, вековой, древний, столетний, величавый, величественный, старый, молодой и т.д.).

Полезные советы:

1.Подбирая слова, можно поиграть с ребенком в такую игру. Распечатайте раскраску «Дуб». В ней крона дуба поделена на части (10 и более). Можете сами нарисовать подобную картинку. Как только ребенок называет слово, Вы закрашиваете одну из частей (закрашивать надо быстро – поэтому лучше использовать маркер). Задача – подобрать много слов о дубе, чтобы закрасить все части. Подобная задача интересна малышу, и у него появляется желание найти как можно больше подходящих слов. Этот прием я часто использую в обучении детей, и он всегда дает отличный результат! Постепенно можно делить изображение на всё большее и большее количество частей, так дети будут уже легко справляться с заданием.

2.Ребенку будет трудно выполнить задание одному, поэтому Вы называете самые сложные, редко встречающиеся слова, а малыш говорит слова более простые и знакомые. Проводя такие упражнения, мы обогащаем словарь ребенка и учим его вслушиваться в речь взрослых и в язык художественных произведений, запоминать выразительные слова, обращать на них внимание. Если Вы будете постоянно проводить с малышом такие игры на подбор слов, Вы постепенно начнете замечать, что ребенок стал употреблять в речи очень красивые, яркие, индивидуальные, образные выражения!

3. Если Вы проводите такое упражнение с несколькими детьми или группой малышей, то можно сделать по-другому. Вырежьте из цветного картона листья (по форме как листья у дуба) и прикладывайте их к рисунку дуба. Одно слово равно одному листочку на дубе! Надо просчитать так, чтобы листья в конце выполнения задания закрыли всю крону. Очень удобно делать такое упражнение с использованием Uni patafix – средства для многократного безопасного приклеивания деталей. Прикрепили, а потом легко убрали! Ни пятен, ни следов не остается, и картинки целы! Очень удобно в играх с детьми! Использую уже двенадцать лет и всем рекомендую! Продается эта пластиковая масса в канцелярских магазинах и интернет-магазинах.

А вот и раскраска для проведения этого упражнения!

Задание 2. Крепкий, как дуб. Что означает это выражение?

О сильном, крепком, здоровом человеке говорят: «Он крепкий как дуб». Почему так говорят? О ком из сказочных героев можно так сказать? (Вспомните героев из известных Вашему ребенку произведений. Можно рассказать про русских богатырей из былин или про героев волшебных сказок, которые преодолевали препятствия и показывали свою удаль и силу в борьбе со Змеем Горынычем или Кощеем Бессмертным, вспомните и бравого солдата из многих народных и авторских сказок). Когда будете смотреть мультики или читать сказки, вспоминайте это выражение время от времени, спрашивайте. о ком из героев можно так сказать и почему.

Задание 3. Самый закаленный! Наблюдаем на прогулке

Найдите на прогулке дуб. Рассмотрите его, поздоровайтесь с ним.

Расскажите ребенку, что осенью у дуба листья облетают неохотно и медленно, как будто не торопятся лететь на землю. И когда уже весь лес облетел, у дуба всё еще есть листья. А некоторые дубовые листочки вообще не облетают, так и остаются на ветках на зиму. Вот как об этом написала в стихотворении Ирина Токмакова.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

Найдите под дубом желуди и рассмотрите их. Загадайте загадку.

Задание 4. Как вырастает дубок из желудя?

Рассмотри листья и плоды дуба (объясните ребенку, что плоды у яблони – яблоки, у груши — плоды груши, а у дуба плоды – жёлуди). Какого они цвета? Какой формы? На что они похожи?

Предложите ребенку отгадать загадку (отгадку не показывайте!) .

Обратите внимание малыша на то, как интересно говорилось в загадке о желуде! «Беретик» в ней назывался «черпалочкой», а «коробок» — это что? Почему же в этой загадке говорится, что в «коробке» лежит дубок, ведь дуб большой и не поместится в желуде? (Выслушайте и поощрите любое мнение ребенка, главное – что он пытается мыслить, находить причины и взаимосвязи, учится самостоятельно искать решение в новой ситуации с неоднозначным ответом!)

Спросите: «Хочешь узнать, что внутри желудя и как получаются из желудей новые молодые дубки? Посмотри этот маленький фильм «Как из желудя дуб вырастает»!

С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)

На заметку: Малыш скорее всего удивится на первой минуте фильма, что ничего не происходит с желудем. Скажите, что надо чуть-чуть подождать и быть терпеливым, ведь дубок из желудя не сразу вырастает. Сначала желудь очень долго лежит на земле, намокает под водой во влаге? его зимой прикрывает и защищает снег. И только потом появляется из желудя первый росточек, который начнет тянуться вверх.

Скажите малышу, что дубочек из желудя можно вырастить и дома, если посадить желудь во влажную землю и каждый день поливать водой. Можете и сами попробовать вырастить дубок, если у Вас или у Ваших детей есть желание. Это будет интересно для детей – смотреть, что происходит. Берите желуди под мощным крепким дубом и высаживайте их в обычную почву для цветов в комнатные горшки. Можно проращивать желуди и во влажной вате, а затем посадить в горшок. Поливайте каждый день, растению очень нужна влага! Спросите малыша: «А в природе кто желудь поливает?» (Дождик помогает ему вырасти!) Росточек появится не раньше чем через три недели. Когда дубок вырастет, можно пересадить его на улицу. Ни в коем случае не выбрасывайте деревца после Вашего опыта проращивания! Они живые, и малыш обязательно должен увидеть, как они будут возвращены на природу! Конечно, самим выращивать дубок из желудя вовсе необязательно, но это всегда вызывает восторг у детей, когда они видят всходы и их развитие!

Задание 5. Шаловливый ветерок, или осенние листья в картинках

Речевое упражнение на развитие языкового чутья. Спросите ребенка, начните фразу, а он закончит:

  • У дуба листочки дубовые.
  • А у осины? -… осиновые
  • У березы? — … березовые
  • У рябины? — … рябиновые
  • У клена? — … кленовые
  • У тополя? — … тополиные

Если ребенок ошибся, то просто скажите «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди называют эти листья иначе» и назовите правильно. Неправильный вариант ребенка повторять не стоит. Образовывая новые слова, ребенок находится в роли экспериментатора-исследователя, поэтому здесь ошибки не проигрыш, а пусть к развитию! Ведь без падений не научишься ходить!

Задание ребенку: Еще раз внимательно рассмотри листья дуба. А теперь постарайся найти их на этой картинке – путанице. Осенний ветерок перепутал все листья. Помоги разобраться, где здесь листья дуба. А где листок березы? Осины? Клена? Рябины?

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Сколько на картинке дубовых листьев? (Три – один с более плавными краями, а два листочка с резными краями)

Примечание: эта и другие картинки в хорошем качестве для распечатки или показе на экране даны в презентации ниже.

Задание 6. Что было бы, если бы не было деревьев?

«Давай представим, что было бы если бы деревьев не стало?»(было бы очень жарко, не было бы тени, птицы бы улетели, дул бы ветер и т.д.). Попытайтесь с ребенком пофантазировать дальше: «Птиц бы не стало? А чем это плохо? Может быть, и без птиц бы мы прожили? (Нет, птицы клюют вредных насекомых, и тогда бы этих жучков стало бы слишком много). «А если бы не было бы деревьев на наших улицах, то что было бы? Не было бы тени? А чем это было бы плохо? Может быть, ничего страшного бы не случилось? (Было бы очень жарко на улице, очень пыльно на дороге, мы бы не смогли играть днем на жаре и т.д.) После того, как малыш вместе с Вами порассуждает и выскажет свои предположения, дайте ему посмотреть добрый мультик о мальчике Назарке, старом дубе и березке: «Сказки старого дуба». В этом мультфильме малыш увидит, зачем нам нужны деревья и как они нам помогают!

http://youtu.be/cXqRN5bxFVs

А в заключении разговора о первом нашем дереве — дубе я хочу рассказать Вам две сказки о дубе. Добрые и мудрые – такие же как характер самого дуба – символа силы и мудрости.

Дмитрий Чехов «Сказка старого дуба»

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.
Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:
- Дорогие деревья - липы, клёны, ивы и остальные! - Не хотите ли послушать сказку
про наш лес?
- Хотим, хотим! - радостно закричали все молоденькие деревья.
- Ну, слушайте… - сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:
- В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Прервите здесь чтение сказки и порассуждайте с малышом, что за пень это такой был, что ему все кланялись? Мы когда-нибудь с тобой пню кланялись? А разгадку узнаете дальше в сказке – интересно, догадались ли вы?

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:
- Кланяйтесь мне я ваш царь!
Но деревья не кланялись ему.
- У тебя прекрасное воображение! - сказала высокая Сосна.
- И дар играть в театре! - заявила дикая черешня.
- Я не шучу! - Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне - вы делайте тоже самое!
Но деревья стали уже возмущаться:
- Это как же так? - сказала дикая яблоня.
И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:
- Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень, и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.
И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.
- Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! - сказал пень. - Они грибы осенние собирали! И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.
- Какая умная сказка! - сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.
- Действительно, и с нами также случается! - восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба, и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

Сказка Ганса Христиана Андерсена « Последний сон старого дуба». Рождественская сказка

Сказка о жизни — скорее для взрослых, чем для детей… Точнее, не только для детей…

В лесу, высоко на круче, на открытом берегу моря стоял старый-престарый дуб, и было ему ровно триста шестьдесят пять лет, - срок немалый, ну а для дерева это все равно что для нас, людей, столько же суток. Мы бодрствуем днем, спим и видим сны ночью. С деревом дело обстоит иначе: дерево бодрствует три времени года и засыпает только к зиме. Зима - время его сна, его ночь после долгого дня - весны, лета и осени.

В теплые летние дни вокруг его кроны плясали мухи-поденки; они жили, порхали и были счастливы, а когда одно из этих крошечных созданий в тихом блаженстве опускалось отдохнуть на большой свежий лист, дуб всякий раз говорил:

Бедняжка! Вся твоя жизнь - один-единственный день! Такая короткая… Как печально!

Печально? - отвечала поденка. - О чем это ты? Кругом так светло, тепло и чудесно! Я так рада!

Да ведь всего один день - и конец!

Конец? - говорила поденка. - Чему конец? И тебе тоже?

Нет, я-то, может, проживу тысячи твоих дней, мой день тянется целые времена года! Ты даже и сосчитать не можешь, как это долго!

Нет, не понимаю я тебя! У тебя тысячи моих дней, а у меня тысячи мгновений, и в каждом радость и счастье! Ну, а разве с твоей смертью умрет и вся краса мира?

Нет, - отвечал дуб. - Мир будет существовать куда дольше, бесконечно, я и представить себе не могу, как долго!

Так, значит, нам с тобой дано поровну, только считаем мы по-разному!

И поденка плясала и кружилась в воздухе, радовалась своим нежным, изящным, прозрачно-бархатистым крылышкам, радовалась теплому воздуху, напоенному запахом клевера, шиповника, бузины и жимолости. А как пахли ясменник, примулы и мята! Воздух был такой душистый, что впору было захмелеть от него. Что за долгий и чудный был день, полный радости и сладостных ощущений! А когда солнце садилось, мушка чувствовала такую приятную усталость, крылья отказывались ее носить, она тихо опускалась на мягкую колеблющуюся былинку, сникала головой и сладко засыпала. Это была смерть.

Бедняжки! - говорил дуб. - Уж слишком короткая у них жизнь!

И каждый летний день повторялась та же пляска, тот же разговор, ответ и засыпание; так повторялось с целыми поколениями поденок, и все они были одинаково веселы, одинаково счастливы.

Дуб бодрствовал свое утро - весну, свой полдень - лето и свой вечер - осень, наступала пора засыпать и ему, приближалась его ночь - зима.

Вот запели бури: «Покойной ночи! Покойной ночи! Тут лист упал, там лист упал! Мы их обрываем, мы их обрываем! Постарайся заснуть! Мы тебя убаюкаем, мы тебя укачаем! Не правда ли, как хорошо твоим старым ветвям? Их так и ломит от удовольствия! Спи сладко, спи сладко! Это твоя триста шестьдесят пятая ночь, ведь ты еще все равно что годовалый малыш! Спи сладко! Облака сыплют снег, он ляжет простыней, мягким покрывалом вокруг твоих ног! Спи сладко, приятных тебе снов!»

И дуб сбросил с себя листву, собравшись на покой, готовясь уснуть, провести в грезах всю долгую зиму, видеть во сне картины пережитого, как видят их во сне люди.

Он тоже был когда-то маленьким, и колыбелью ему был желудь. По человеческому счету он был теперь на сороковом десятке. Больше, великолепнее его не было дерева в лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков. А дуб и не знал о том, сколько глаз искало его. В его зеленой кроне гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались перелетные птицы, отдохнуть перед тем, как пуститься через море. Но сейчас, зимой, дуб стоял без листьев, и видно было, какие у него изгибистые, узловатые сучья; вороны и галки по очереди садились на них и говорили о том, какая тяжелая настала пора, как трудно будет зимой добывать прокорм.

В ночь под рождество дубу приснился самый чудный сон его жизни. Послушаем же!

Он как будто чувствовал, что время настало праздничное, ему слышался вокруг звон колоколов, грезился теплый тихий летний день. Он широко раскинул свою могучую зеленую крону; между его ветвями и листьями играли солнечные лучи, воздух был напоен ароматом трав и кустов; пестрые бабочки гонялись друг за другом; мухи-поденки плясали, как будто все только и существовало для их пляски и веселья. Все, что из года в год переживал и видел вокруг себя дуб, проходило теперь перед ним словно в праздничном шествии. Ему виделись конные рыцари и дамы прошлых времен, с перьями на шляпах и соколами на руке. Они проезжали через лес, трубил охотничий рог, лаяли собаки. Ему виделись вражеские солдаты в блестящих латах и пестрых одеждах, с пиками и алебардами; они разбивали палатки, а затем снимали их. Пылали бивачные костры, люди пели и спали под широко раскинувшимися ветвями дуба. Ему виделись счастливые влюбленные, они встречались здесь в лунном свете и вырезали первую букву своих имен на его иссера-зеленой коре. Веселые странствующие подмастерья, бывало, - с тех пор прошло много, много лет, - развешивали на его ветвях цитры и эоловы арфы, и теперь они висели опять и звучали опять так призывно. Лесные голуби ворковали, словно хотели рассказать, что чувствовало при этом дерево, кукушка куковала, сколько летних дней ему еще осталось жить.

И вот словно новый поток жизни заструился в нем от самых маленьких корешков до самых высоких ветвей и листьев. И чудилось ему, что он потягивается, чуялась жизнь и тепло в корнях там, под землей, чуялось, как прибывают силы. Он рос все выше и выше, ствол быстро, безостановочно тянулся ввысь, крона становилась все гуще, все пышнее, все раскидистее. И чем больше вырастало дерево, тем больше росла в нем радостная жажда вырасти еще выше, подняться к самому солнцу, сверкающему и горячему.

Вершина дуба уже поднялась над облаками, которые неслись внизу, как стаи перелетных птиц или белых лебедей.

Дуб видел каждым листком своим, словно у каждого были глаза. Он видел и звезды среди дня, и были они такие большие, блестящие! Каждая светилась, словно пара ясных, кротких очей, напоминая о других знакомых глазах - глазах детей и влюбленных, которые встречались под его кроной.

Дуб переживал чудные, блаженные мгновенья. И все-таки ему недоставало его лесных друзей… Ему так хотелось, чтобы и все другие деревья, все кусты, травы и цветы поднялись вместе с ним, ощутили ту же радость, увидели тот же блеск, что и он. Могучий дуб даже и в эти минуты блаженного сна не был вполне счастлив: ему хотелось разделить свое счастье со всеми - и малыми и большими, и чувство это трепетало в каждой его ветке, каждом листке страстно и горячо, словно в человеческой груди.

Крона дуба шевелилась, словно искала чего-то, словно ей чего-то недоставало; он поглядел вниз и вдруг услышал запах ясменника, а потом и еще более сильный запах жимолости и фиалок, и ему показалось даже, что он слышит кукушку.

И вот сквозь облака проглянули зеленые верхушки леса. Дуб увидал под собой другие деревья, они тоже росли и тянулись вверх; кусты и травы тоже. Некоторые даже вырывались из земли с корнями, чтобы лететь быстрее. Впереди всех была береза; словно белая молния, устремлялся вверх ее стройный ствол, ветви развевались, как зеленые покрывала и знамена. Все лесные растения, даже коричневые султаны тростника, поднимались к облакам; птицы с песнями летели за ними, а на былинке, зыбившейся на ветру, как длинная зеленая лента, сидел кузнечик и наигрывал крылышком на своей тонкой ножке. Гудели майские жуки, жужжали пчелы, заливались во все горло птицы; все в поднебесье пело и ликовало.

«А где же красный водяной цветок? Пусть и он будет с нами! - сказал дуб. - И голубой колокольчик, и малютка маргаритка!»

Дуб всех хотел видеть возле себя.

«Мы тут, мы тут!» - раздалось со всех сторон.

«А красивый прошлогодний ясменник? А ковер ландышей, что расстилался здесь год назад? А чудесная дикая яблонька и все те, кто украшал лес много, много лет? Если б они дожили до этого мгновенья, они были бы с нами!»

«Мы тут, мы тут!» - раздалось в вышине, будто отвечавшие пролетели как раз над ним.

«Нет, до чего же хорошо, просто не верится! - ликовал старый дуб. - Они все тут со мной, и малые и большие! Ни один не забыт! Возможно ли такое счастье?»

«Все возможно!» - прозвучало в ответ.

И старый дуб, не перестававший расти, почувствовал вдруг, что совсем отделяется от земли.

«Ничего не может быть лучше! - сказал он. - Теперь меня не удерживают никакие узы! Я могу взлететь к самому источнику света и блеска! И все мои дорогие друзья со мною! И малые и большие - все!»

Вот что снилось старому дубу. И пока он грезил, над землей и морем бушевала страшная буря - это было в рождественскую ночь. Море накатывало на берег тяжелые валы, дуб скрипел и трещал и был вырван с корнями в ту самую минуту, когда ему снилось, что он отделяется от земли. Дуб рухнул… Триста шестьдесят пять лет его жизни стали теперь как один день для мухи-поденки.

В рождественское утро, когда взошло солнце, буря утихла. Празднично звонили колокола, изо всех труб, даже из трубы самой бедной хижины, вился голубой дымок, словно жертвенный фимиам в праздник друидов. Море все более успокаивалось, и на большом корабле, выдержавшем ночную бурю, подняли нарядные рождественские флаги.

А дерева-то нет больше! Ночная буря сокрушила старый дуб, нашу примету на берегу! - сказали моряки. - Кто нам его заменит? Никто!

Вот какою надгробною речью, краткою, но сказанною от чистого сердца, почтили моряки старый дуб, поверженный бурей на снежный покров. Донеслась до дуба и старинная песнь, пропетая моряками. Они пели о рождестве, и звуки песни возносились высоко-высоко к небу, как возносился к нему в своем последнем сне старый дуб.

2. Вяз в картинках и заданиях для детей

На наших улицах часто встречается вяз. Это очень полезное дерево – оно замечательно очищает воздух. А еще вяз очень любят птицы – они клюют его семена.

Задание 1. Части дерева. Зачем нужна кора деревьям?

Спросите у ребенка: «Какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветви, листочки, весной раскрываются почки, бывают цветы, затем плоды). А зачем дереву нужна кора? Кора для дерева как для нас – одежда. Зачем нам нужна одежда? (Она нас греет, защищает от холода, от жары, от комаров и мошек). Так и кора деревьев их защищает зимой вместо наших шуб и шапок. А летом защищает от жары, насекомых, пыли, воды. Без коры дерево погибает или болеет».

Мчится к ним ветер северный, снежный.
-Где же, деревья, ваша одежда?
Где ваши шапки и рукавицы?
Как бы в мороз вам не простудиться!

Лягут сугробы, не станет тропинок,
Холодно будет вам без ботинок.
Обледенеют ветки и корни.
Кто вас накормит? Кто вас напоит?
(Л. Степанов)

Кора не всегда есть у деревьев. У южных деревьев может и не быть коры – им и так тепло, ведь на юге холодной зимы нет!

Задание 2. Узор коры

У каждого дерева свой узор коры. Можно его даже нарисовать. Для этого возьмите на прогулку лист бумаги и мягкий простой карандаш (чем мягче – тем лучше получится!). Положите лист бумаги на кору и крепко его держите, а малыш пусть штрихует осторожно поверхность бумаги. На бумаге получится узор коры. Можно его вклеить в альбом про разные деревья, и рядом с рисунками коры приклеить фото деревьев и их засушенные листья.

Задание 3. Листья и семена

Спросите ребенка: «Зачем деревьям нужны семена?» Объясните, что из семян получаются новые деревца. Семена деревьев легкие и летят с ветром очень далеко. Там они опускаются на землю и прорастают, и из них получается красивое новое деревце. Посмотри, какие легки, почти прозрачные семена у вяза.

На прогулке найдите вязы и покажите ребенку. Рассмотрите внимательно листья под деревом и найдите, » с какой ветки эти детки», то есть где здесь листья вяза, а где листья других деревьев. Не обрывайте листья для рассматривания! Дерево — живое!

Спросите: «Зачем дереву нужны листья?». Дайте возможность малышу потрогать листья, провести пальчиком по их контуру, по поверхности листа. Пусть ребенок потрогает кончики листьев — какие они: острые или тупые? Какой край — зубчатый, резной или ровный?

Обсудите, куда же денутся листья к весне? Ведь их сейчас много на земле? А ведь летом их нет! В лесу листья никто не убирает. Где же они? Расскажите, что листья очень нужны почве, земле, они дают ей питательные вещества. Если листья убирать, то почва беднеет и истощается. Поэтому осенний ковер из листьев на земле нужно сохранять так, как это происходит в природе в лесу. Можно будет весной поискать старые листья на земле и показать малышу, как они превращаются в очень темные, а потом уже совсем черные.

3.Ясень в картинках и заданиях для детей

Как ты строен и прекрасен,
наш родной высокий ясень!
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист.
Ю. Насимович

Задание 1. Почему ясень так называется?

У ясеня очень красивое название: ясень. А еще раньше его называли ясенником, ясенком и даже ясениной. На какое слово похожи все эти слова? На слово «ясный». Почему же ясень так назвали? Секрет в его листьях.

Давай рассмотрим листочки ясеня. Они очень похожи на листочки рябинки. Чем они похожи?

А чем они отличаются? (У рябины листочки более узкие и более резные. А у ясеня листья шире, чем у рябины)

У ясеня редкие листья, между ними просветы. Поэтому у него легкая, ажурная, светлая крона из листьев. Вот поэтому его и называют «ясный» — «ясень».

Ясень – удивительное дерево! Его листья опадают поздней осенью и часто падают прямо зелеными на землю. Послушай сказку о том, почему ясень не красуется осенью долго в золотом наряде, а сбрасывает его быстро, даже с зелеными листочками:

Сказка о ясене

Вот и весна настала, все деревья и кусты убрались красивыми листьями и яркими цветами.

Один только ясень стоит голый, как студеной зимой. Лишил его бог зрения, и невдомек бедняге, что пришла весна и радость всем принесла.

Давно выткала береза свои сборчатые, сердцевидные листочки, давно готовы у дуба красивые зубчатые листья. Спрашивают деревья, отчего не шьет себе ясень праздничного наряда?

А разве пришла весна? - удивился ясень.

Весна давно пришла, - сказали ему деревья.

Тут принялся ясень поспешно готовить себе праздничный наряд - листву. Но второпях не сумел он сделать листья ровными и красивыми, а получились они угловатые, с глубокими зазубринами.

Осенью, когда подул северный ветер, спросил ясень у деревьев:

Осень скоро придет?

Да она уже тут, - ответили деревья.

Услышал это ясень, и не захотелось ему снова быть посмешищем для всех. Вот и сбросил он с себя разом всю листву. Другие деревья еще пышно убраны листьями, а слепой ясень стоит голый, и северный ветер бушует в его ветвях.

А еще ясень называют «козьим деревом». Как ты думаешь, почему? Его листья очень любят овцы, козы, и от питания листьями ясеня молоко у коз становится более вкусным!

Ясень – дерево, которое любит дружить с другими деревьями – с вязом, с кленом! И очень часто дружит с дубом – растет рядышком с ним.

А еще с ясенем дружат дети. Они любят делать поделки и игрушки из его семян.

Задание 2. Что случилось в лесу? Придумай историю

Что случилось с кленами?
Закивали кронами.
А высокие дубы
Будто встали на дыбы.
И орешник сам не свой
Шелестит густой листвой.
И чуть слышно шепчет ясень:
Не согласен, не согласен!

Что же случилось в лесу? Как ты думаешь, как называется это стихотворение? Почему деревья вдруг заговорили? О чем они разговаривали? Если малышу будет интересно, то можно вместе с ним сочинить сказку «О чем говорили деревья?» и нарисовать к ней картинки. А стихотворение это называется «Ветер в лесу», написала его Агния Львовна Барто.

Задание 3. Семена ясеня

С ясенем дружат птицы. Зимой они часто сидят на ветках ясеня. Как ты думаешь, почему? Что их привлекает? Правильно, семена! Посмотри, с каким удовольствием клюет снегирь зимой семена ясеня! Это его обед!

Вот и завершилось наше первое путешествие в мир деревьев! До новых встреч на «Родной тропинке!». Картинки этой статьи в высоком качестве и хорошем разрешении в виде презентации Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями группы). Презентацию можно редактировать.

Презентация «Деревья в картинках и заданиях для детей»

Презентация с картинками по теме «Деревья» для игр и занятий: скачать бесплатно можно

А в заключении- две смешинки от маленького читателя Родной тропинки. Их прислала нам мама Миши.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Множество пальцев и рук,
А выросло на одной ноге! (Дерево)

Модница в белом платье,
Длинные сережки,
Тонкий стан,
Первая одевает
Желтый наряд осенью. (Береза)

Пришла весна - одела зеленый наряд,
Наступило лето - загорала,
А осенним днем одела красные бусы...(Рябина)

Гибкие, тонкие прутья - ветки ее,
Хороши из них корзины, стулья,
Кресла и сумки.
Посмотрите веточки до земли опустила,
Плакучая... (Ива)

Всем известно, что у сосенки,
Вместо листьев - иголочки.
А есть еще подружка с листьями
На нее похожа... (Елочка)

На ветке много оранжевых ягод,
Мелкие листочки,
Собираем и варим... (Облепиху)

Плоды его и желтые, и красные,
И черные висят по парам,
Просто вкуснятина!
И варенье, и компот,
Будем кушать целый год! (Черешня)

Вкусная, мягкая, сочная,
На лампочку похожа.
Созревает летом,
Вся в лучах согрета. (Груша)

Вот и настал тот час:
Можно кушать оранжевый... (Абрикос)

Резные листья, благороден он
Прекрасный... (Клен)

Заканчивается май,
Быстро растут на деревьях листочки.
Полетел тополиный... (Пух)

От жары укроет,
Прохладой напоит.
Одна благодать
Под ним стоять. (Под деревом)

Наступила весна,
Грачи прилетели.
Смастерили на них
Себе гнезда из веток.
На чем? (На деревьях)

Колючие ежики
На веточках висят!
А внутри: коричневые
Ядрышки лежат! (Каштаны)

В любое время года одним цветом. (Елка)

Толстый ствол,
На нем бочёнки, золотистого цвета. (Желуди)

Лысенькие ребятки
В шляпки одеты.
А кудрявый папа
Стоит без шляпы. (Желуди и дуб)

В желтом тельце -
Костяное сердце! (Вишня)

В зеленом кафтане летом,
А зимой - раздеты. (Деревья)

Собралось много подружек белоствольных,
Все с сережками стоят,
На ветру они шумят.
Встанешь и ощутишь прохладу!
Хорошо пройтись по березовой...(Роще)

Какая не была б погода
В белом платье ходит!
А когда потеплеет,
Сережки длинные оденет. (Береза)

Листочки похожи на сердечки,
А как зацветает
Ароматом все пространство наполняет! (Липа)

Под окном оно растет,
Из цветочков золотых
Собирают пчелки мед.
Лечит и от простуды и от гриппа
Прекрасный доктор - ... (Липа)

С моих цветочков мед самый лучший,
И цветы мои на чай собирают...(Липа)

Без нее нет праздника на новый год,
Вокруг детки водят веселый хоровод!
Пахнут веточки смолой,
Вместо листочков - иголки,
Украшена шишками,
Любят под ней расти маслята!
Что за дерево ребята? (Ёлочка)

Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать! (Деревья)

Как сосна и елочка,
А зимой – без иголочек. (Лиственница)

Вся дрожит и всех боится
Словно красная девица. (Осина)

Стройна, тонка и звонка
Как будто бы девчонка. (Осина)

Весной зелень одевает,
Летом много загорает,
Осень дарит ей сережки,
Ярко красные застежки. (Рябина)

На лесной опушке
Стоят стройные подружки.
Веселы, белы, кудрявы.
Высоки и величавы. (Березы)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

В лесу деревьев разных много.
Но каждый раз под Новый год
Все дети водят хороводы
Под тем, что праздник всем дает. (Елка)

Летом всех зверей накормит:
Белок, мишек и ежей.
Даст по шишке и позволит
Теплый дом построить в ней. (Ель)

Вечно грустная девица.
Не поет, не веселится.
Склонит голову печально.
Косы пустит по воде.
Никого не замечая,
Тихо дремлет в тишине. (Ива)

Хоть орешки и малы.
Все же желуди вкусны.
Много маленьких плодов
Подарить он всем готов. (Дуб)

Грозди ярко-красных ягод
На ветвях в лесу весят.
Пользы в них для сердца много,
Но уколоть шипы хотят. (Боярышник)

Были белые цветы.
Стали красные плоды.
Пару сладких ягод
Все покушать рады. (Черешня)

Могуч, широк. Раскинет ветки,
Заслонит солнце для цветов.
Настанет время – буду детки,
И вкусный пир для кабанов. (Дуб)

Дрозды – зимние птицы.
Но ягодой не прочь угоститься.
У нее для них всегда
В холод вкусная еда. (Рябина)

Так вкусны ее плоды!
Сочны и румяны!
Круглый год покушать их
Все мы очень рады! (Яблоня)

Гроздья маленьких цветов
Ветки наклоняют.
Аромат весны вокруг
Воздух наполняет. (Сирень)

На дереве иголки,
Хоть это – и не елка. (Ель)

Хоть и лето на дворе.
Все деревья в серебре.
Пух летит по всей округе
Заметает все дороги. (Тополь)

Любят взрослые и дети
Кушать вкусные орехи
Но добраться до меня
Не позволит скорлупа. (Орех)

На деревьях много деток.
Все в иголочки одеты.
Круглый шарик, словно ежик,
Уколоть ваш пальчик может. (Каштан)

Нежная и стройная
Девица прекрасная.
Летом слезы проливает,
Люди все их собирают. (Береза)

Его лист кладут в бульон.
С ним намного лучше он. (Лавр)

Высокая, зелена, стройная, могучая!
Стволом очень мощная, ветками колючая. (Ель)

Загадки про разные деревья детям 3, 4, 5 лет

Эта в зелёном наряде девица,
Хоть и ходит вся в колючих иголках,
А шить совсем не умеет. (Ёлка).

Распустила свои кудри,
Стоит грустная,
Иногда всплакнёт,
От чего никто не знает. (Ива плакучая).

Милая стройная девица.
Возвышается среди сестриц.
Зелёный свитер,
А брюки белые. (Берёза).

У наших стройных девиц
Белоснежный стан.
Распустили свои кисти,
А на них браслеты с кулонами. (Берёзки).

Липкие почки,
Из них появляются листики.
С бело - чёрной корой,
Прячется за горой. (Берёза).

Жарким, солнечным летом
Мы видели Антона одетым,
А в конце пурпурной осени,
Сняли с него все одёжки. (Дерево).

У него на концах веток висят,
Несколько желудей в ряд.
Кто нам скажет,
Что это за дерево? (Дуб).

В твёрдую коробочку,
Поместился росток дуба,
Он прорастёт в следующем году.
Отгадали вы ребятки? Это... (Жёлудь).

Мой цветок даёт пыльцу
Полезный прозрачный мед.
А меня обдирают,
Шкурку отдирают. (Липа).

Есть у дальней родни ёлки
Мягкие иголки,
Но, если сравнивать с ёлкой,
Осыпаются те иголки. (Лиственница).

Пышно он прорастает,
Быстро отцветает,
А как подходит лето,
Мы лакомимся с ним конфетами,
Зёрнышко хранится в скорлупе –
Защищайте, ребятки, свои зубы! (Грецкий орех).

Все тихо, ветерок не дует.
У них немного,
Всё равно листочки шелестят! (Осина).

Был он деревом когда - то,
А теперь он словно стульчик,
И на нем уселись опята. (Пенёк).

Слегка скривилась,
Вначале цветёт,
Затем зеленеет,
А как постучится осень,
То листы,
А затем ягоды буреют. (Рябина)

Все прекрасно понимают, что у ели
Иголки, а не листья.
И такая же, как она,
С иглами... (Сосна).

Тёплым летом
Снежок запорхал,
Но не нравится нам это -
Мы от него чихаем. (Тополь).

Непонятно откуда полетело это чудо.
То ли с крыш домов, то ли с облаков –
Или ватные комки, или перья.
Или, наверно, пушинки - снежинки снега,
Образовались летним днём!
Кто же это пошутил,
И подушку распустил? (Тополь).

Высота почти сотня метров.
Влезть по нему трудно!
Хорошо он подсушивает болотные места. (Эвкалипт).

У него рук то много,
Но, ног, всего одна! (Дерево).

Каждый пройденный год,

Отмечается внутри на нём кольцом. (Дерево).

Что за дивное растение,
Как только теплее станет,
Шубку одевает, а как стужи,

Холод, то скидывает одежду? (Дерево).

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.


1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.


2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.


3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.


4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.


Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Карточки для разрезания.











Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например:
1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.


2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.


3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.


4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.


Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»


Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.






Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

1. Ответь, какими цветами на рисунке обозначены самые "горячие", "теплые" и "холодные" звезды.

2. Закончи предложения

Солнце - ближайшая звезда к Земле

Солнце встает, день начинается

Солнце дает Земле свет и тепло

3. Напиши, какие планеты входят в солнечную "семью"

Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Уран, Нептун, Сатурн

4*. Отметь правильный ответ

Солнце вращается вокруг Земли

Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

5. А. Найди на рисунке океаны Земли. Подпиши их названия

Б. Нарисуй какий-нибудь объект, который характерен для каждого континента земли

6*. Понаблюдай и зарисуй, как изменяется Луна. Отметь, через сколько дней становятся видны ее изменения.

7*. Допиши предложения

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий

В Солнечной системе известна только одна планета, на которой есть жизнь. Это Земля

У Земли есть спутник - Луна

Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер

Солнечную систему впервые описал ученый Птолемей

8. Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

Глянул в колодец один старичок,

Видит - в колодце блестит пятачок.

Монету ведром зачерпнул старичок,

Глянул в колодец - опять пятачок.

Ответ: отражение Луны в колодце

9. Заполни схему. Сделай рисунки и подписи к ним.

10. Приведи примеры и представителей каждого царства природы.

1) Животные: антилопа, гусь, собака, человек

2) Растения: ель, осина, береза, одуванчик

3) Грибы: моховик, белый гриб, трутовик, мухомор

4) Бактерии: палочка коха

11*. Отметь правильное высказывание

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека

Грибы - это растения, потому что они похожи на животных

Грибы - особое царство природы

12. Раскрась грибы, подпиши их названия. Отметь несъедобные для человека грибы

1) Лисички

2) Белый гриб

3) Трутовик

4) Подосиновик

5) Мухомор

7) Белая поганка

13. Заполни схему: напиши названия частей гриба

14. Закончи схему.

15. Соедини линией рисунок и название группы зверей

Подпиши названия животных

16. А. Если тебе предложат нарисовать герб своего родного края, какое животное ты изобразишь на нем? Почему? Напиши название животного или нарисуй его

Б. Какие ошибки допустил художник?

17. Напиши, какие органы чувств есть у большинства животных

Ответ: осязание, обоняние, зрение, вкусоощущение

18*. Закончи предложения

Очень хороший слух у слона, кошки

Хорошее зрение необходимо орлу

Обоняние особенно важно для собак и хищников

19. Приведи примеры, кто как готовится к зиме

Медведь устраивает берлогу, копит жир и впадает в спячку

Ласточка улетает на юг

Заяц меняет шубку

Белка запасается орешками

Еж накапливает жир

Лягушка накапливает жир

20*. Подготовь небольшой рассказ "О чем говорят животные?"

Предупреждают об опасности , рассказывают, где добыть еду , привлекают внимание к хищнику , передают свои чувства другим животным , жалуются на плохое самочувствие .

21. В левый столбец выпиши названия диких животных, а в правый - домашних.

Левый столбец: лиса, еж, мышь, паук, кабан

Правый столбец: овца, лошадь, собака, корова, курица

22. Дорисуй и раскрась листья

Понаблюдай за развитием семени фасоли (гороха, бобов). Заполни таблицу.

Весной в парках и садах обрезают ветки кустарников и деревьев. Возьми ветку (черенок) тополя (ивы, смородины) и поставь в стеклянную банку с водой. Запиши даты.

Через неделю - появились корни.

На следующий день - посадил ветку с корнями в горшок с землей.

Через три недели - появились первые листья.

Через неделю - появились следующие листья.

Через месяц - ветка (черенок) подросла на 10 см.

Через три месяца - ветка превращается в деревце высотой 50 см.

Проверь себя

1. Соедини линией рисунок и подпись к нему

2. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

3. Обозначь буквой.

Т - травянистое растение

Д - дерево

К - кустарник

4. Подпиши названия деревьев.

Как выполнено задание? Поставь знак "галочка".

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

Вверх