Образец положения о представительских расходах в бюджетном учреждении. Представительские расходы Образец положение о представительских расходах предприятия

Согласно п.п. 22 п. ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п.2 ст. 264 НК РФ.

Согласно п.2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на:

Проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

Транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

Буфетное обслуживание во время переговоров;

Оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Согласно письма ФНС России от 18.04.2007 №04-1-02/306@ перечень представительских расходов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Все или часть этих расходов могут оплачиваться на наличный расчет через подотчетных лиц. При этом расходы, связанные с проведением деловых переговоров, должны быть подтверждены соответствующими документами, оформленными в соответствии с законодательством. Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться (письмо Минфина России от 22.03.2010 №03-03-06/4/26):

Приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении представительских расходов;

Смета представительских расходов;

Первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

Отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

Цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

Иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также суммы расходов на представительские цели.

Руководитель организации издает внутренние организационно-распорядительные документы, в которых отражается:

Перечень лиц, имеющих право получать средства в подотчет на представительские расходы;

Порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;

Порядок расходования таких сумм;

Документальное оформление и порядок списания подотчетных сумм по представительским расходам.

Принимая решение о проведении официального приема (встречи), руководитель принимающей организации должен издать приказ о направлении приглашения на деловую встречу, содержащий цель прибытия представителей сторонней организации. Такой целью могут быть: либо проведение переговоров в рамках уже заключенного контракта, либо установление взаимного сотрудничества по основной деятельности организации. В обязательном порядке назначается ответственное лицо за проведение официального мероприятия.

В бухгалтерскую службу организации представляется программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, количества приглашенных лиц и участников со стороны организации и со стороны приглашенных. Кроме того, в бухгалтерию должна быть представлена утвержденная руководителем смета представительских расходов, составленная на основании применяемых, на предприятии норм расходования средств на отдельные виды представительских расходов. После утверждения такой сметы подотчетному лицу в виде аванса выдаются денежные средства по расходному кассовому ордеру.

Как правило, денежные средства на представительские расходы, выдаются сотрудникам предприятия под отчет. Следовательно, на предприятии должен быть приказ руководителя о порядке выдачи подотчетных средств, в котором должен содержаться перечень лиц, которым такие денежные средства могут быть выданы. Порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы также устанавливается приказом по организации.

После проведения переговоров, официальных встреч, работник организации, который был ответственным за проведение данных мероприятия и которому были выданы под отчет денежные средства, сдает в бухгалтерию предприятия авансовый отчет со всеми оправдательными документами (договоры, счета, накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, заказ-наряды, чеки ККТ, товарные чеки, другие платежные документы).

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Согласно статье 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации;

6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

7) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика;

10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

12) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

12.1) стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;

13) расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) утратил силу;

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

17) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за календарные дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

18) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

19) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

20) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

21) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

22) предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

23) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

24) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 настоящего Кодекса;

24.1) расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;

25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. 3

Затраты на представительские мероприятия продолжают оставаться одними из самых спорных. Уж такова их юридическая природа. Что к ним относится? Как они нормируются? Поможем снизить налоговые риски, расскажем как оформить в 2019 году и приведем образец проводок.

Мероприятия

К представительским расходам относятся затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций или участников совета директоров, владельцев бизнеса.

При налогообложении можно учитывать представительские расходы. Документальное оформление в 2019 году при этом продолжает оставаться необходимостью. В эту категорию входят затраты на проведение следующих мероприятий:

  1. Ведение переговоров с партнерами компании или клиентами. Сюда причисляют и контрагентов - потенциальных или ныне сотрудничающих с фирмой.
  2. Заседания органов высшего руководства организации – совета директоров, председателей правления, наблюдательного совета.

Общепринятые разрешенные затраты

Совершая представительские расходы, документальное оформление необходимо только для официальных затрат, к которым причисляют такие:

  1. Проведение официальных приемов, встреч и заседаний (учитываются завтраки, обеды и другие аналогичные траты), проходящих как на территории организации, так и вне ее (рестораны, гостиницы). В эту категорию входят траты на алкогольные напитки.
  2. Транспортные расходы на доставку гостей к месту проведения мероприятия и обратно.
  3. Услуги и затраты на буфет.
  4. Оплата работы переводчиков, которые не состоят в штате компании.

Стоп-затраты

При налогообложении нельзя учесть такие статьи расходов:

  1. Любые развлекательные (экскурсии, боулинг, бильярд и пр.) и оздоровительные (бассейны, фитнес-залы, сауны) мероприятия для сотрудников и клиентов, деловых партнеров.
  2. Затраты на проживание и оплату проезда для лиц, прибывших из других населенных пунктов.
  3. Приобретение презентов, подарков, наград и дипломов, вручаемых участникам.

Документальное оформление 2019

Конкретный перечень документов, которыми нужно подтверждать представительские расходы, в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ не установлен. Однако каждый факт хозяйственной жизни нужно оформить первичными учетными документами. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ).

Чтобы подтвердить представительские расходы, оформление документов первичного учета необходимо для налогообложения. Туда входят все накладные и акты. Кроме этого, следует составлять отчет о прошедшем мероприятии, который утверждает руководитель компании. В отчете прописывают следующие пункты:

  1. Место и дата проведения мероприятия.
  2. Программа, согласно которой мероприятие было проведено.
  3. Полный состав участников со стороны принимающих и приглашенных.
  4. Величина затрат на проведение события.

Проводя оформление представительских расходов, в документе необходимо указывать, были ли заключены в процессе какие-либо сделки с партнерами. Такой документ послужит подтверждением того факта, что все затраты были сопряжены с организацией представительского раута.

Перед тем как как оформить представительские расходы, состоящие из вышеперечисленных отчетов, желательно позаботиться о двух дополнительных документах:

  1. Приказе на проведение представительского мероприятия, подписанном руководителем. В нем должны ясно отражаться цель события, которое вызвало подобные затраты, а также перечень сотрудников компании, которые будут принимать в нем участие.
  2. Смете расходов, подтвержденной личной подписью руководителя.

Представленные образцы демонстрируют, как правильно оформить представительские расходы. Их можно использовать на любом предприятии РФ.

Представительские расходы на командировку

К представительским расходам командированного сотрудника можно отнести затраты:

  • на официальный прием и (или) обслуживание (в т. ч. буфетное) представителей других организаций, а также официальных лиц самой организации;
  • на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • на оплату услуг переводчиков (не состоящих в штате организации) во время представительских мероприятий.
    К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Представительскими называют расходы, предназначенные для осуществления приемов будущих деловых компаньонов. Их перечень ограничивается трудовым кодексом, выдаются деньги только определенному кругу лиц, закрепленных в приказе о подотчетных лицах. Порядок проведения переговоров и расходования представительских денег определяют в приказе, образец которого можно скачать ниже.

Перечень представительских расходов обозначен Налоговым кодексом (п.2 ст.264):

  • оплата деловых приемов, заседаний в гостиничных и ресторанных комплексах или собрание с партнерами на территории предприятия (к примеру, завтраки и обеды);
  • расходы на крепкие, алкогольные напитки и буфет;
  • затраты на препровождение гостей до пункта назначения;
  • оплата работы переводчика, не являющегося частью коллектива фирмы.

Данные издержки позволяют компании, применяющей для работы общую систему налогообложения, сократить налогооблагаемую базу в пределах установленного лимита - 4% от суммы расходов фирмы на заработную плату. Чтобы иметь возможность списания данных расходов, необходимо подготовить приказ на представительские расходы.

Расходы на аренду переговорной комнаты или банкетного зала, развлекательные мероприятия (боулинг, сауна, экскурсии), лечение заболеваний, проведение юбилейного торжества сотрудника, оформление праздников, приобретение сувенирной продукции, подарков и наград не могут уменьшить базу для исчисления налога на прибыль.

Основным документом является приказ на представительские расходы, удостоверяющий факт их реализации и обоснованности.

Приказ может выглядеть следующим образом:

Как составить приказ на представительские расходы в 2017 году

Каждая организация вправе самостоятельно разработать форму приказа.

Данный документ содержит сведения:

  • название хозяйствующего субъекта;
  • заголовок приказа (о проведении переговоров, делового обеда) и его порядковый номер;
  • дата составления документа и месторасположение субъекта;
  • цель мероприятия (поддержание делового общения, увеличение объемов продаж);
  • обозначение ответственных специалистов за исполнение данной процедуры с указанием определенных задач для каждого работника;
  • дата и время мероприятия;
  • перечисление запланированных рабочих моментов;
  • назначение ответственного сотрудника за составление сметы расходов и контроля выполнения распоряжения и последующего формирования отчета о совершенных действиях;
  • указание бухгалтеру о выдаче необходимой суммы;
  • виза руководителя субъекта и указанных в документе специалистов.

В форме приложений к приказу могут выступать программа мероприятия и смета представительских расходов.

Программа отражает все запланированные этапы с указанием конкретного времени и день официального приема.

Смета расписывается для каждого пункта затрат в отдельности: транспорт, обслуживание банкета, цветы, сувениры. Оба документа обязательно утверждаются директором компании.

Когда сумма расходов одобрена работодателем, работнику, обозначенному в приказе, выдаются деньги под отчет из кассы компании. В произвольной форме пишется заявление директору с обозначением размера денежной суммы и срока ее выдачи.

Оформление итогов деловой встречи

По завершении деловых переговоров сотрудником, ответственным за их проведение и контроль переговоров, на имя руководителя предприятия составляется отчет о выполненных задачах и достигнутых результатах. К примеру, отразить подписание нового договора поставки, увеличение номенклатуры товара по уже заключенного контракту.

В отчете также фиксируется наличие остатка денежных средств от выделенной суммы или его отсутствие, дополнительные расходы.

Затем составляется акт на списание расходов (представительских), отображающий точную сумму понесенных затрат, которые должны быть подтверждены соответствующими накладными, договорами, чеками. Бланк подписывается директором предприятия и главным бухгалтером.

Признание затрат представительскими для налогового законодательства не зависит от исхода переговоров (достигнута ли цель по заключению нового контракта), главное, чтобы вся первичная документация соответствовала нормам ст.9 №402-ФЗ. В противном случае, расходы не будут отнесены к представительским и автоматически попадают в базу для налогообложения прибыли.

Образец оформления

Образец приказа на представительские расходы 2017 — скачать.

Документальное оформление представительских расходов

Для развития бизнеса, для расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими партнерами и клиентами и заключения новых и новых договоров компания должна проводить разного рода мероприятия. Зачастую они затрагивают большинство сотрудников. Обычно руководитель поручает организацию встреч и банкетов секретариату, но такое счастье иногда выпадает и на долю отдела кадров. Это значит, что кадровику нужно будет составить план мероприятия и смету расходов. Если руководитель одобрит задуманное, то можно начинать подготовку к проведению встречи. Но самое главное испытание будет ждать кадрового работника не во время мероприятия, а уже после того, как "отшумит веселье".

Дело в том, что на организатора ложится бремя по сбору и подготовке документов по корпоративному мероприятию. От того, насколько грамотно он с этим справится, будет зависеть возможность учесть расходы. Напомним, что затраты на проведение таких мероприятий принято называть представительскими расходами.

Существует одна насущная проблема, связанная с представительскими расходами. Чтобы списать их, расходы нужно экономически обосновать и подтвердить документально, иначе государственные ревизоры при первой же проверке могут придраться.

Однако на настоящий момент законодательно не утвержден конкретный перечень документов, которые необходимо оформить для включения представительских расходов в общие затраты. Поэтому организации должны самостоятельно определить порядок их документального оформления и контроля. Автор расскажет, как документально оформить представительские расходы и каковы особенности их учета.

Разумные принципы

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые были осуществлены организацией. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, заверенные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Поэтому оформлению документов на представительские расходы кадровый работник должен уделить особое внимание. Речь идет как о внутренних распорядительных документах, так и о внешних первичных документах (счета-фактуры, накладные, акты, товарные чеки и т.д.).

Поскольку конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для включения представительских расходов в общие затраты, не существует, компания может самостоятельно определить порядок расходования средств по данной статье, их документального оформления и контроля.

С одной стороны, это действительно преимущество.

Ведь организация может в произвольной форме отразить подобные расходы, а затем списать. С другой стороны, такая "произвольность" дает простор для придирок со стороны государственных контролеров. Итак, какими документами должны быть подтверждены представительские мероприятия?

Внутренняя документация

Представительские расходы оформляются следующими внутренними организационно-распорядительными документами:

  1. Приказом руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели.
  2. Программой мероприятий, составом делегации с указанием должностей приглашенной стороны.
  3. Списком представителей организации, которые принимают участие в переговорах или в заседаниях руководящего органа.
  4. Перечнем должностных лиц организации, которые имеют право получать под отчет средства на проведение представительских мероприятий.
  5. Порядком выдачи под отчет средств на представительские мероприятия.
  6. Сметой представительских расходов. В ней следует указать предполагаемую величину расходов с разбивкой по конкретным статьям расходов. Кроме того, необходимо определить лицо, которое будет отвечать за прием делегации и за все произведенные расходы.
  7. Актом (отчетом) об осуществлении представительских расходов. Этот документ должен быть подписан руководителем организации. В нем должны быть указаны суммы фактически произведенных представительских расходов, а также даны ссылки на документы, подтверждающие произведенные расходы.
  8. Отчетом об израсходованных сувенирах или образцах готовой продукции с указанием того, что, кому и в каком количестве вручено.
  9. Меню, утвержденным директором столовой, если обед предоставлялся столовой предприятия. Калькуляция должна составляться без наценки.
  10. Авансовым отчетом с приложением подлинников соответствующих первичных документов: чеков ККМ и товарных чеков с подробной расшифровкой вида и количества товарно-материальных ценностей, счетов из ресторана, накладных, счетов-фактур, торгово-закупочных актов и т.д.

Кадровый работник оформляет перечисленные выше документы под конкретное мероприятие, которое ему поручили организовать. Все они, за исключением авансового отчета, должны содержать обязательные реквизиты, о которых идет речь в ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Напомним эти реквизиты:

  • название документа;
  • дата составления;
  • наименование организации, которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Кроме того, в этих документах необходимо отразить следующую информацию:

  • дату деловой встречи или приема;
  • место проведения этого мероприятия;
  • программу мероприятий;
  • состав участников со стороны организации и представителей другой организации;
  • цель проведения мероприятия;
  • сумму предполагаемых расходов.

По мнению налоговых органов, если организация имеет в наличии все перечисленные выше подтверждающие документы, то расходы на проведение встречи с организацией — партнером по бизнесу могут быть признаны представительскими расходами для целей налогового учета, даже если в акте не указаны фамилии, имена и отчества присутствующих представителей организации-партнера.

Поэтому кадровый работник должен тщательно подготовить документы в соответствии с вышеуказанными требованиями, чтобы у бухгалтера, который затем будет заниматься их учетом, не возникло проблем с отнесением затрат на представительские расходы.

Справка. Цель официальных приемов должна быть приведена в соответствие с теми формулировками, которые приведены в п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Фрагмент документа. Пункт 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например , цели проведения официального приема могут быть следующие:

  1. Обсуждение вопросов об исправлении недочетов в работах по существующим контрактам.
  2. Обсуждение вопросов о финансировании работ по существующим контрактам или об увеличении объемов финансирования по этим контрактам.
  3. Обсуждение вопроса о заключении новых контрактов.
  4. Обсуждение технических аспектов существующих и предполагаемых контрактов (технические термины и т.д.).

Эти формулировки в качестве типовых, а также другие технические аспекты встречи, рекомендуется отражать во всех внутренних документах организации: в приказе на организацию официального приема, в программе проведения встречи, в отчете о проведенных переговорах.

Нужно, чтобы кадровый работник, занимающийся организацией мероприятия, договорился с приглашенными контрагентами о фигурировании формулировки "проведение переговоров" и в первичных документах по представительским расходам, которые от них получит компания-организатор.

Чтобы бухгалтер впоследствии мог включить представительские расходы в состав затрат по обычным видам деятельности, кадровый работник должен позаботиться, чтобы прослеживалась взаимосвязь между официальным приемом и деятельностью предприятия. Это может быть подтверждено:

  • заключенными договорами;
  • подписанными контрактами, протоколами о намерениях;
  • деловой перепиской.

Итогом заседания совета, общего собрания акционеров, правления должно быть принятие решения или протокола.

Нередко у бухгалтеров возникает вопрос, в каком размере можно учесть представительские расходы, если фактические затраты отличаются от запланированных?

Мнение налоговиков по этому вопросу следующее. Если фактические затраты будут меньше, чем те, которые предусмотрены программой, то в расходах можно учесть фактические затраты. Но если фактические расходы превысят запланированные, то прибыль можно уменьшить только на сумму запланированных расходов.

На наш взгляд, такая позиция не является верной.

В соответствии с п. 42 ст. 270 НК РФ на представительские расходы может быть потрачено не более 4 процентов от расходов на оплату труда за тот налоговый (отчетный) период, в котором произведены представительские расходы. Поэтому отнесение затрат к представительским расходам зависит от соблюдения этого лимита. Никаких других ограничений Налоговым кодексом не установлено.

Это значит, что кадровый работник должен составить смету по представительским расходам так, чтобы плановые расходы имели большую величину, чем организация хотела бы израсходовать на проведение деловых встреч. В этом случае предприятие обязательно уложится в сумму заранее оговоренных представительских расходов.

Первичные документы

После проведения представительских мероприятий кадровый работник — организатор должен собрать все документы, которые подтверждают расходы, понесенные фирмой на проведение официального приема.

  1. Затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников).

Приобретение продуктов подотчетными лицами при проведении официального приема приходуется по данным авансового отчета.

Эти продукты списываются на основании:

  • товарных накладных типовой унифицированной формы N ТОРГ-12;
  • накладных на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары типовой унифицированной формы N ТОРГ-13.

Списание других материальных ценностей, например, сувениров, оформляется требованием-накладной типовой унифицированной формы N М-11, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а.

  1. Транспортное обеспечение участников приема.

Одним из видов представительских расходов является транспортировка гостей в период проведения переговоров (из аэропорта в гостиницу, из гостиницы к месту переговоров и обратно) (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Транспортировку делегации может осуществлять специализированная организация, с которой принимающая сторона должна заключить соответствующий договор. После оказания транспортных услуг принимающая сторона должна получить:

  • двусторонний Акт об оказании транспортных услуг, подписанный заказчиком и подрядчиком;
  • счет на оплату транспортных услуг;
  • счет-фактуру на сумму оказанных транспортных услуг;
  • путевые листы автомобилей, оказывавших транспортные услуги.

Для транспортного обслуживания принимающая сторона может задействовать собственный транспорт. В этом случае документами, которые подтверждают факт осуществления представительских расходов, будут:

  • путевые листы автомобилей, задействованных в этом мероприятии;
  • авансовые отчеты водителей на приобретение ГСМ с приложением чеков АЗС.
  1. Буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы.

В буфетное обслуживание включается, как правило, предложение участникам во время кратковременных перерывов на переговорах чая, кофе, минеральной воды, соков и т.д.

Расходы на буфетное обслуживание оформляются:

  • счетами;
  • договорами на оказание услуг;
  • заказ-счетами типовой унифицированной формы N ОП-20, актами на отпуск питания по безналичному расчету типовой унифицированной формы N ОП-22, которые утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132.
  1. Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Указанные расходы подтверждаются договором и актом приемки-передачи услуг.

  1. Посещение культурно-зрелищных мероприятий.

Посещение культурно-зрелищных мероприятий может быть подтверждено накладной на приобретение входных билетов.

Пример 1 .

Утверждаю
Генеральный директор
ООО "Оранта-М"
Петров
——— П.П. Петров
(подпись)
11.01.2007
——————
(дата утверждения)

Акт о списании представительских расходов на официальный прием представителей ЗАО "Фаст Винд" 05.01.2007

Ответственный Федосов
за проведение мероприятия ————- Ф.Ф. Федосов
(подпись)
Иванов
Директор кадровой службы ————- И.И.

Иванов
(подпись)
Козырев
Главный бухгалтер ————- К.К. Козырев
(подпись)

Можно ли учесть чаевые

Возникает еще одна интересная проблема при проведении мероприятия вне стен организации — учет чаевых. Ни для кого не секрет, что помимо обеда или ужина в ресторане принимающей стороне в соответствии с общепринятыми нормами этикета приходится давать чаевые официанту. Конечно, никаких оправдательных документов в этом случае сотрудник представить не может, ведь сумма чаевых не включается в счет и не является оплатой услуг ресторана.

Если речь идет о работнике, который представляет интересы компании во время деловой встречи, то организация может компенсировать его расходы на чаевые официанту на основании его заявления и распоряжения руководителя организации.

Возникает вопрос, как учитывать подобные расходы? Так как сумма возмещения включается в налогооблагаемый доход сотрудника, то целесообразно сумму чаевых увеличить на величину НДФЛ, которая будет удержана с работника. Для этого сумму чаевых необходимо разделить на 87 процентов. В этом случае работник ничего не потеряет.

Если же речь идет об уплате чаевых из корпоративного кармана, то, поскольку их сумма не подтверждается документально, учесть в составе представительских расходов эти затраты нельзя.

Пример 2 . Сотрудник ЗАО "Роза" проводит встречу с деловыми партнерами. Официальный прием был организован в ресторане. После делового ужина сотрудник дал официанту чаевые в размере 500 руб.

На основании заявления сотрудника и распоряжения руководителя ЗАО "Роза" организация компенсировала ему расходы на чаевые с учетом НДФЛ в размере:

500 руб. : 87% = 500: 0,87 = 574,71 руб.

Компания относит эти расходы на прочие расходы.

* * *

Итак, существует масса насущных проблем, связанных с представительскими расходами и их отражением в документации компании. Но за основу вы можете взять приведенный выше порядок. Если же ревизоры придут с проверкой, то этот порядок можно объяснить, ссылаясь на внутренние документы компании — устав, положение о работе в компании и т.д. Очень важно не забыть: любой порядок документирования представительских расходов лучше "закрепить" на бумаге. Тогда организация и проведение корпоративных мероприятий не будут головной болью ни для вас, ни для вашего бухгалтера.

К.А.Либерман

HR-консультант

Как составляется приказ о представительских расходах

Представительские расходы — это траты подотчетного лица в интересах компании, перечисленные в п.2 ст.264 НК РФ. Для их произведения необходимо оформить приказ, где будет указана сумма к расходованию, а также сведения о направлении представительских трат. Образец приказа можно скачать ниже.

К числу представительских расходов можно отнести затраты подотчетного лица на проведения различных мероприятий, встреч партнеров, деловых бесед, организация проживания гостей компании, их питания (например, завтраки, обеды с представителями контрагентов), траты на перевозку гостей фирмы до места их проживания, затраты на услуги переводчика для иностранных гостей.

Денежные средства для произведения подобных мероприятий выдаются в подотчет представителю компании на основании его заявления, обосновывающего траты. После согласования заявления с руководителем и подтверждения отсутствия долгов по ранее выданным авансовым суммам подотчетное лицо может получить денежные средства на представительские расходы.

Компания может установить нормы подобных трат на год вперед, ограничив размеры расходов нормами по различным видам представительских затрат. Приказ может быть издан в отношении конкретного мероприятия, которое нужно организовать компании, например, приказ об организации переговоров.

Как оформить приказ о представительских расходов

Если распоряжение составляется в целом по предприятию на год с целью установления норм представительских затрат, то отдается распоряжение установить данные нормы в определенном размере — далее приводится перечень расходов с указанием расходов в рублях на одного человека в сутки.

В таком приказе назначается ответственное за исполнение и контроль лицо. Такое документ составляется в начале года, на который составляется смета.

Скачать образец приказа о представительских расходов на 2018 год — ссылка.

Если распоряжение издается в отношении конкретного мероприятия — переговоры, встреча, деловой обед и пр., то указывается соответствующий заголовок, кратко описывающий суть содержимого.

  1. Провести указанное мероприятие — указываются сведения о событии, которое нужно организовать, дате и месте его проведения, а также перечень лиц, которые должны данное мероприятие подготовить, именно этим лицам выдаются на руки средства на представительские расходы, связанные с указанным событием;
  2. Сведения о программе проведения мероприятия, которым нужно руководствоваться назначенным лицам;
  3. Производить представительские траты с учетом составленной для данного мероприятия сметы;
  4. Подготовить документацию ответственными лицами о проведенном мероприятии и потраченных средствах — обычно отводится срок не более трех дней на подготовку отчетов, акта списания денег и прочие бумаги;
  5. Оформить списание представительских расходов на основании документов, представленных ответственными лицами, в бухгалтерском учете, данное распоряжение обычно отдается главному бухгалтеру;
  6. Назначить лицо, ответственное за контроль исполнения приказа.

Такой распорядительный бланк утверждается руководителем, после чего с ним знакомятся все проименованные в нем ответственные лица под роспись.

Скачать образец

Образец приказа о проведении переговоров — скачать.

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 9

Представительские расходы. Как избежать ошибок при их отражении?

Финансово-хозяйственная жизнь бюджетных учреждений невозможна без осуществления представительских расходов. Обсуждение возможного договора с потенциальными партнерами во время делового обеда, угощение принимаемых делегаций чаем, кофе, конфетами — все эти приемы позволяют повысить эффективность проводимых переговоров. Как правильно отразить представительские расходы в бухгалтерском и налоговом учете и избежать нареканий со стороны контролирующих органов? Ответ на этот вопрос вы узнаете из нашей статьи.

Представительские расходы: определяем понятие

Чтобы избежать ошибок при отражении представительских расходов, следует четко представлять, какие затраты можно отнести на данную расходную статью. Актуальность определения этого понятия во многом обусловлена и тем, что руководители вкладывают в него гораздо больший смысл, чем это предполагает действующее законодательство.

Начнем с того, что определения представительских расходов в бюджетном законодательстве нет, поэтому обратимся за соответствующими разъяснениями к Налоговому кодексу.

Подпункт 22 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к представительским расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества.

Примечание. К представительским налоговое законодательство относит расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Однако более полное и подробное определение дает п. 2 ст. 264 НК РФ: здесь к представительским относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Также п. 2 ст. 264 НК РФ приводит, насколько это возможно, подробный перечень расходов, относящихся к представительским:

— расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, во время проведения представительских мероприятий.

Однако ситуации, возникающие в реальной жизни, зачастую не регламентированы нормами НК РФ.

Какие еще расходы можно отнести к категории представительских? Ответ на поставленный вопрос постараемся извлечь из разъяснений главного финансового ведомства:

— расходы на переговоры не только с существующими клиентами, но и с потенциальными (Письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/759);

— расходы на переговоры не только с юридическими, но и с физическими лицами, в том случае, когда последние являются потенциальными клиентами организации (Письмо Минфина России от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351);

— расходы на переговоры с физическими лицами — клиентами организации, в том числе в неофициальной обстановке (во время завтраков, обедов и иных аналогичных мероприятий) (Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-06/2/64);

— расходы на организацию официальной встречи с клиентами в части расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176). По мнению Минфина, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении переговоров (сделок). При этом ст. 5 ГК РФ признает обычаем делового оборота сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.

Аналогичная позиция представлена и в более поздних разъяснениях Минфина России (Письмо от 26.03.2010 N 03-03-06/2/59).

Также Минфин говорит о том, какие расходы нельзя учесть как представительские:

— расходы на оплату проживания участников иностранной делегации (не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, так как данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ) (Письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235);

— затраты на проживание в гостинице официальных лиц — деловых иностранных партнеров, которые приехали на официальную встречу в целях установления и поддержания долгосрочного сотрудничества (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115);

— расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176);

— расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала (п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли) (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

Представительские расходы: подтверждаем документально

Все расходы как в налоговом, так и в бухгалтерском учете в обязательном порядке должны быть подтверждены документально. Каких документов достаточно будет для подтверждения? Мнение специалистов Минфина России о составе документов, подтверждающих представительские расходы, содержится в Письме от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26. Согласно положениям указанного Письма такими документами признаются:

— приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

— смета представительских расходов;

— первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

— отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются цель представительских мероприятий, результаты их проведения и иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

Смета расходов должна включать в себя:

— время и место проведения мероприятий;

— состав участников мероприятий;

— величину расходов на прием и обслуживание делегаций.

После осуществления всех предусмотренных сметой расходов составляется отчет, в котором указываются все произведенные представительские расходы, а также цель, результаты, дата и место проведения представительских мероприятий, их программа. При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Если товары (услуги) на представительские цели приобретены подотчетным лицом, то подтверждающими являются первичные документы, выданные соответствующими организациями указанному подотчетному лицу. Например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

При заключении договора со сторонней организацией (например, с предприятием общественного питания) документальным подтверждением осуществления представительских расходов будет служить договор с данной организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура. Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.

Стоит отметить, что, по мнению судебных органов, наличие сметы для подтверждения таких расходов не обязательно (Постановление ФАС СЗО от 14.01.2008 по делу N А56-338/2007).

После осуществления представительских расходов налогоплательщик также составляет акт об их осуществлении, утверждаемый руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

Если же подтверждающие документы отсутствуют или не оформлены соответствующим образом, осуществленные расходы представительскими не признаются.

Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26. Поддерживают специалистов Минфина и судебные органы.

Так, в Постановлении ФАС УО от 24.03.2005 N Ф09-971/05-АК рассмотрена кассационная жалоба налогоплательщика на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о неправомерности решения налогового органа. Судами сделан вывод, что осуществленные налогоплательщиком расходы на прием и обслуживание иностранной делегации нельзя считать представительскими, так как подтверждающие произведенные расходы документы не оформлены в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

Представительские расходы: определяем размер

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

В соответствии с гл. 25 НК РФ перечень расходов, относимых к оплате труда, определен в ст. 255 НК РФ. Стоит отметить, что, в отличие от Инструкции N 148н <1>, перечень расходов на оплату труда в ст. 255 НК РФ гораздо шире.

———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Для расчета предельного размера представительских расходов надо брать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).

На основании п. 7 ст. 274, ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль увеличится.

Значит, будет изменяться и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения.

Из всего сказанного можно сделать вывод: сверхнормативные представительские расходы, которые не были признаны бюджетным учреждением при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах текущего календарного года (п. 42 ст. 270 НК РФ).

Для справки. В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Пример 1. В федеральный научно-исследовательский институт с 12 по 16 марта 2010 г. для проведения конференции с целью обмена опытом приглашена делегация из Германии, состоящая из 12 человек. Оплата приема и обслуживания иностранной делегации произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не облагаемых НДС. Общая сумма расходов составила 32 175 руб., в том числе:

— официальный прием в ресторане (12 чел. иностранной делегации + 3 чел. принимающей стороны) — 7800 руб.;

— заключение договора с высшим образовательным учреждением на оказание услуг переводчиков (3 чел.) — 6000 руб.;

— буфетное обслуживание иностранной делегации во время конференции (12 чел. + 3 переводчика) — 1875 руб.;

— заключение договора на транспортное обслуживание делегации — 15 000 руб.;

— посещение иностранной делегацией драматического театра — 1500 руб.

Фонд оплаты труда за 3 месяца 2010 г. (январь — март) в федеральном научно-исследовательском институте составит 700 000 руб.

Исходя из положений ст. 264 НК РФ к представительским расходам федерального научно-исследовательского института будут отнесены официальный прием делегации, оплата услуг переводчиков, буфетное и транспортное обслуживание, то есть для целей налогообложения расходы на прием и обслуживание иностранной делегации будут учтены в сумме 30 675 руб. (7800 + 6000 + 1875 + 15 000). Расходы на посещение театра не будут учитываться в целях исчисления налога на прибыль, так как согласно п. 2 ст. 264 НК РФ они относятся к расходам на организацию развлечений, отдыха.

С учетом того, что произведенные расходы на прием и обслуживание иностранной делегации превышают установленные нормативы для исчисления налога на прибыль в сумме 28 000 руб. (700 000 руб. x 4%), в целях налогообложения представительские расходы будут приняты в пределах норматива. Сверхнормативные расходы в размере 2675 руб. (30 675 — 28 000), которые не были признаны федеральным научно-исследовательским институтом при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах текущего календарного года.

Представительские расходы: отражаем в бухгалтерском учете

В соответствии с Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 “О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления“ учет представительских расходов и расходов протокольного характера согласно законодательству РФ, расходов, осуществляемых при приеме и обслуживании иностранных делегаций (на оплату найма жилого помещения, питания, проведения официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания, мероприятий культурной программы, бытового обслуживания, услуг переводчиков, сувениров и памятных подарков, услуг залов официальных лиц и делегаций в аэропортах и на вокзалах, аренды помещений, транспортного обеспечения), осуществляется по статье 290 “Прочие расходы“ КОСГУ.

Несмотря на специфический характер затрат, бухгалтерский учет представительских расходов довольно банален и сводится в основном к отражению операций по договорам возмездного оказания услуг и расчетам с подотчетными лицами.

Расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц могут быть произведены как за наличный, так и за безналичный расчет.

Оплата представительских расходов наличными денежными средствами осуществляется путем выдачи денег в подотчет и отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 208 00 000 “Расчеты с подотчетными лицами“ и кредиту счета 201 04 610 “Выбытия из кассы“. После осуществления представительских расходов принятие их к бухгалтерскому учету отражается по дебету счета 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)“ и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 208 00 000.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1. Предположим, что оплата услуг транспортной организации и переводчиков в сумме 21 000 руб. произведена с лицевого счета федерального научно-исследовательского института. Остальные расходы на прием и обслуживание иностранной делегации на общую сумму 11 175 руб. оплачены за счет наличных денежных средств. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

В бухгалтерском учете федерального научно-исследовательского института операции отразятся следующим образом:

————————————-T————T————T———-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
¦Выданы под отчет денежные средства ¦2 208 18 560¦2 201 04 610¦ 11 175 ¦
¦на представительские расходы ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списаны расходы на прием и ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание иностранной делегации: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в части расходов, относимых на ¦2 106 04 340¦2 208 18 660¦ 9 675 ¦
¦себестоимость товаров, работ, услуг;¦(статья 290 ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ) ¦ ¦ ¦
¦- за счет средств, остающихся после ¦2 401 01 130¦2 208 18 660¦ 1 500 ¦
¦уплаты налога на прибыль (расходы ¦(статья 290 ¦ ¦ ¦
¦на посещение театра) ¦КОСГУ) ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Оказаны транспортные услуги и услуги¦2 106 04 340¦2 302 18 730¦ 21 000 ¦
¦переводчиков ¦ ¦ ¦ ¦Выдача новогодних подарков детям сотрудников

ГОРОДСКАЯ ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И НОРМАХ РАСХОДОВАНИЯ

от 21.06.2013 N 42 , от 13.12.2013 N 80 , от 23.06.2014 N 50 , от 24.12.2015 N 101 , от 23.12.2016 N 84)

В целях упорядочения расходования средств, предусмотренных для приема и обслуживания официальных делегаций и отдельных лиц, на мероприятия в органах местного самоуправления города Салехарда, в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации , руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Уставом муниципального образования город Салехард, Городская Дума решает:

1. Утвердить Положение о порядке и нормах расходования денежных средств на представительские расходы и расходы на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда согласно приложению к настоящему решению.

3. Исключен. - Решение Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80 .

Председатель Городской Думы
города Салехарда
А.М.СПИРИН

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И НОРМАХ РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ И РАСХОДЫ НА МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА САЛЕХАРДА

(в редакции решений Городской Думы МО город Салехард от 21.06.2013 N 42 , от 13.12.2013 N 80 , от 23.06.2014 N 50 , от 24.12.2015 N 101 , от 23.12.2016 N 84)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и нормы расходования средств бюджета города Салехарда на представительские расходы и расходы на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда, регламентирует отчетность использования указанных средств.

1.2. Основными целями осуществления указанных в пункте 1.1 расходов являются развитие сотрудничества и взаимодействия органов местного самоуправления города Салехарда с другими органами и организациями, представителями общественности, отдельными лицами, чествование физических и юридических лиц.

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Представительские расходы - расходы, связанные с проведением официальных приемов представителей других организаций, обслуживанием официальных делегаций, организацией и проведением переговоров, совещаний, конференций, с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.

Расходы на мероприятия - расходы, связанные с проведением презентаций, заседаний, совещаний, рабочих встреч, публичных и депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, открытием выставок, торжественных приемов и других мероприятий, проводимых органами местного самоуправления города Салехарда.

от 13.12.2013 N 80)

К расходам на мероприятия относятся расходы по приобретению сувенирной продукции (подарков, в том числе сувениров, печатной и полиграфической продукции, включая поздравительные открытки, приглашения, буклеты и т.п.), цветов и цветочных композиций, канцелярские и письменные принадлежности, организацию питания участников, приобретение продуктов питания для приемных, транспортное обеспечение, буфетное и культурное обслуживание.

1.4. Полномочия по осуществлению представительских расходов и расходов на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда могут быть переданы подведомственным муниципальным казенным учреждениям, на основании правового акта соответствующего органа местного самоуправления.

(п. 1.4 введен решением Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80)

2. Порядок выделения средств бюджета города Салехарда на представительские расходы и расходы на мероприятия

2.1. Средства на представительские расходы и расходы на мероприятия планируются органами местного самоуправления города Салехарда ежегодно в бюджетной смете в размере:

Администрация города Салехарда - не более 2% от годового фонда оплаты труда;

Городская Дума города Салехарда - не более 4% от годового фонда оплаты труда;

Контрольно-Счетная палата города Салехарда - не более 4% от годового фонда оплаты труда.

(п. 2.1 в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 24.12.2015 N 101)

2.2. Основанием для выделения средств на представительские расходы и расходы на проведение мероприятия органов местного самоуправления является распоряжение органа местного самоуправления города Салехарда с указанием наименования и цели мероприятия, сроков проведения мероприятия, ответственного лица.

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 23.06.2014 N 50)

2.3. Выделение средств на представительские расходы и расходы на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда производится в соответствии с нормами расходов, установленными настоящим Положением.

2.4. Представительские расходы и расходы на мероприятия могут быть проиндексированы с учетом прогнозируемого уровня инфляции, установленного действующим законодательством.

3. Состав и порядок осуществления расходования средств

3.1. Представительские расходы, связанные с приемом, направлением и (или) обслуживанием делегаций и отдельных лиц, участвующих в мероприятиях, осуществляются на основании раздела 2 настоящего Положения.

3.1.1. Программа мероприятия включает в себя:

Наименования организаций участников;

Фамилию, имя, отчество и должность лица, ответственного за проведение мероприятия;

Количество официальных лиц и представителей от организаций участников;

Количество участников от органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард;

Планируемые к проведению мероприятия с указанием даты, времени и места их проведения;

Иные сведения, связанные со спецификой мероприятий.

3.1.2. Смета расходов на организацию мероприятия, утвержденная руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным им лицом (уполномоченным им муниципальным казенным учреждением), содержит следующие сведения:

(в ред. решений Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80 , от 23.06.2014 N 50)

Расходы на оплату гостиницы и бронирования мест;

Расходы на оплату питания;

Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);

Расходы на буфетное обслуживание;

Расходы на транспортное обслуживание;

Абзац исключен с 23 июня 2014 года. - Решение Городской Думы МО город Салехард от 23.06.2014 N 50 ;

Иные расходы, связанные со спецификой проводимых мероприятий.

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 23.06.2014 N 50)

3.1.3. Для приема официальных делегаций и отдельных лиц устанавливаются предельные нормы расходов согласно Приложению N 1 к настоящему Положению.

3.1.4. Расходование средств на представительские расходы признается обоснованным и документально подтвержденным при наличии первичных учетных документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затраты на расходы подтверждаются следующими документами:

Правовой акт органа местного самоуправления о проведении мероприятия;

от 13.12.2013 N 80)

Правовой акт органа местного самоуправления (приказ уполномоченного муниципального казенного учреждения) о произведенных представительских расходах и расходах, связанных с проведением мероприятий;

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80)

Смета представительских расходов;

Акт о списании материальных запасов установленной формы, подписанный должностным лицом, уполномоченным руководителем органа местного самоуправления (директором, заместителем директора уполномоченного муниципального казенного учреждения);

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80)

Список участников мероприятия, включая состав делегации и принимающей стороны;

Документы, подтверждающие проживание в гостинице и проезд к месту проведения мероприятия и обратно;

Отчет о произведенных представительских расходах.

В течение 3 дней по окончании мероприятий лицо, ответственное за их проведение, составляет отчет по произведенным представительским расходам в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В отчете по произведенным представительским расходам должны быть указаны:

Дата и место проведения;

Перечень осуществленных представительских расходов с указанием числа лиц, принявших участие в них;

Размер осуществленных расходов, в том числе по каждому мероприятию;

Иные обязательные реквизиты в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" .

3.2. Расходы на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда осуществляются на основании плана мероприятия органа местного самоуправления, письменного приглашения, правового акта, поручения руководителя органа местного самоуправления либо уполномоченного им лица.

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80)

Оформление расходов на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда, сроки и порядок предоставления отчетности осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.1 настоящего Положения для представительских расходов.

Затраты на расходы могут также быть дополнительно подтверждены следующими документами:

Товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар;

Авансовый отчет материально ответственного лица.

Для проведения соответствующих мероприятий выделяются денежные средства в пределах установленных норм согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.

3.3. Расходы, указанные в пунктах 3.1 и 3.2, могут быть произведены как за безналичный, так и за наличный расчет.

Представительские расходы и расходы на мероприятия органов местного самоуправления города Салехарда могут осуществляться как самостоятельные расходы, а также в составе общих расходов на проведение мероприятий.

3.4. Списание затрат на представительские расходы или расходы на мероприятия производится при наличии:

Счетов-фактур либо иных расчетно-платежных документов;

Актов выполненных работ, оказанных услуг;

Других документов, свидетельствующих о размере произведенных расходов.

Списание затрат на представительские расходы и расходы на мероприятия производится в размерах, не превышающих нормы расходов, указанных в приложениях N 1, N 2 к настоящему Положению.

Контроль за правомочностью списания средств на представительские расходы и расходы на мероприятия осуществляет комиссия, состав которой утверждается каждым органом местного самоуправления самостоятельно.

В случаях, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Положения, состав комиссии утверждается приказом уполномоченного муниципального казенного учреждения.

(абзац введен решением Городской Думы МО город Салехард от 13.12.2013 N 80)

Приложение N 1. ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

Приложение N 1

денежных средств на представительские расходы
и расходы на мероприятия органов
местного самоуправления города Салехарда

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

Наименование мероприятия

Оплата гостиницы (в сутки на одного человека):
- почетным гражданам города Салехарда, внесшим большой вклад в его развитие и проживающим за его пределами;
- лицам, приглашенным на городские и межмуниципальные мероприятия, представителям официальных делегаций, возглавляемых Председателем Городской Думы города Салехарда, Главой Администрации города Салехарда, выезжающих на мероприятия международного (межрегионального, межмуниципального) уровня

по фактическим расходам, но не более 5000 рублей

Оплата питания (в сутки на одного участника)

по фактическим расходам, но не более 1500 рублей

Буфетное обслуживание (фуршет) во время проведения переговоров, совещаний, конференций и иных массовых мероприятий (на одного участника)

по фактическим расходам, но не более 500 рублей

Оплата проезда к месту проведения мероприятия и обратно общественным воздушным, железнодорожным, автомобильным (кроме легковых такси), водным транспортом

по фактическим расходам стоимости проезда, но не выше расходов проезда:
- в салоне экономического класса при проезде воздушным транспортом;
- в купейном вагоне скорого фирменного поезда при проезде железнодорожным транспортом;
- в каюте 2 класса пассажирских водоизмещающих судов всех линий сообщения при проезде водным транспортом (кроме круизных судов)

Расходы на оплату услуг залов официальных делегаций в аэропорту города

Расходы на обслуживание делегаций автомобильным транспортом

по фактическим расходам (согласно договору)

Оплата услуг фото- и видеосъемки на официальных мероприятиях

по фактическим расходам (согласно договору)

Аренда помещений

по фактическим расходам

Приложение N 2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ НА МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА САЛЕХАРДА

Приложение N 2
к Положению о порядке и нормах расходования
денежных средств на представительские расходы
и расходы на мероприятия органов
местного самоуправления города Салехарда

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ НА МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА САЛЕХАРДА

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 23.12.2016 N 84)

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда на территории города и за ее пределами в торжественных мероприятиях по случаю праздничных, юбилейных, исторических и иных дат, в том числе проводимых в форме акций (фестивалей, форумов) (памятный подарок или сувенир в расчете на одного человека)

Не более 4000 рублей

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда в торжественных мероприятиях, по случаю праздничных, юбилейных, исторических и иных дат, в том числе проводимых в форме акций (фестивалей, форумов), организованных иными субъектами на территории города Салехарда:

а) подарок юридическому лицу на юбилейную дату (кратную 25 годам);

Не более 10000 рублей

б) подарок юридическому и физическому лицу на иные даты

Не более 4000 рублей

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда в торжественных праздничных мероприятиях, организованных иными субъектами за пределами территории города Салехарда (сувениры, памятные подарки)

Не более 10000 рублей

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда во встречах, направленных на развитие взаимоотношений муниципального образования город Салехард с иными муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами (памятный подарок, полиграфическая и сувенирная продукция, в том числе с символикой муниципального образования)

Не более 10000 рублей

Расходы, связанные с проведением:

а) заседаний, конференций, рабочих встреч, совещаний и других официальных мероприятий органов местного самоуправления (в расчете на одного участника);

Не более 1000 рублей

б) публичных или депутатских слушаний (в расчете на одного участника)

Не более 400 рублей

Расходы, связанные с проведением торжественных приемов, организованных органами местного самоуправления города Салехарда:

а) буфетное обслуживание в расчете на одного участника;

Не более 1000 рублей

б) торжественный обед (ужин) в расчете на одного участника;

Не более 2500 рублей

в) памятный подарок или сувенир в расчете на одного участника

Не более 4000 рублей

Расходы на приобретение кофе, чая, напитков (питьевая вода, молоко, сливки), сахара, кондитерских изделий (печенье, конфеты), фруктов:

а) для приемных Председателя Городской Думы города Салехарда, Главы Администрации города Салехарда, Председателя Контрольно-Счетной палаты города Салехарда;

Не более 10000 рублей в месяц

б) для приемных заместителей Главы Администрации города

Не более 2000 рублей в месяц

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда в чествовании почетных граждан города, заслуженных юбиляров (памятный подарок или сувенир в расчете на одного человека)

Не более 4000 рублей

Расходы, связанные с:

а) церемонией вручения государственных наград РФ, наград ЯНАО, наград органов местного самоуправления города Салехарда, а также поощрений в иных формах (памятный подарок или сувенир в расчете на одного человека);

Не более 4000 рублей

б) поздравлением руководителей органов государственной власти, федеральных структур, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда, глав муниципальных образований, в связи с юбилейными, праздничными (в том числе профессиональными праздниками), историческими и иными памятными датами (памятный подарок или сувенир в расчете на одного человека)

Не более 4000 рублей

Расходы, связанные с участием представителей органов местного самоуправления города Салехарда (приобретение цветов и цветочных композиций):

а) в траурных мероприятиях, посвященных памятным общероссийским датам;

Не более 20000 рублей

б) в иных траурных мероприятиях;

Не более 10000 рублей

в) в торжественных мероприятиях по случаю праздничных (в том числе профессиональных), юбилейных, исторических и иных дат;

Не более 3000 рублей

г) в чествовании почетных граждан города, заслуженных юбиляров;

Не более 3000 рублей

д) в торжественных приемах в расчете на одного человека;

Не более 3000 рублей

е) в церемонии вручения государственных наград РФ, наград ЯНАО, наград органов местного самоуправления города Салехарда, а также поощрений в иных формах в расчете на одного человека;

Не более 3000 рублей

ж) в поздравлении руководителей органов государственной власти, федеральных структур, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда, глав муниципальных образований, в связи с юбилейными, праздничными (в том числе профессиональными праздниками), историческими и иными памятными датами (в расчете на одного человека)

Не более 3000 рублей

Канцелярские товары, печатная, полиграфическая продукция, в том числе с соответствующей символикой, и иные расходные материалы (в расчете на одного человека)

Не более 1000 рублей

"Налоговые известия Московского региона", N 4, 2002

Нормами и нормативами на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров по договорам с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и Порядком их применения, утвержденными Приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н, было установлено, что представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.

Для включения представительских расходов в себестоимость следует соблюдать определенные условия.

Прежде всего в организации издается приказ руководителя о порядке выдачи подотчетных средств на представительские расходы с указанием лиц, имеющих право на получение таких средств. Порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы также устанавливается приказом по организации. В обязательном порядке назначается ответственный за проведение официального мероприятия.

Пунктом 1 Письма Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94 организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство.

Приказ о направлении приглашения на деловую встречу должен содержать указание цели прибытия. Представители сторонней организации посещают организацию, осуществляющую прием для проведения переговоров, которые должны проходить в рамках уже заключенного договора (контракта), или для установления взаимного сотрудничества по основной деятельности организации.

В бухгалтерскую службу организации представляется программа проведения деловой встречи с указанием даты, места, сроков проведения, количества приглашенных лиц и участников со стороны организации. Смета представительских расходов на отчетный год должна быть утверждена протоколом собрания учредителей. Смета расходов на каждый прием составляется на основании Норм на представительские расходы иностранных делегаций и отдельных лиц, утвержденных Письмом Минфина России от 27 мая 1996 г. N 49.

После проведения деловой встречи в бухгалтерию должны быть представлены отчет о расходах на проведение деловой встречи и акт на списание представительских расходов / авансовый отчет ответственного за проведение официального мероприятия с оправдательными документами.

Расходы на представительские цели должны быть подтверждены:

  • документами об оплате транспортных расходов;
  • счетами общепита;
  • другими первичными учетными документами.

Произвольно составленные акты не могут служить оправдательными документами, подтверждающими расходование средств (Письмо Госналогслужбы России от 28 августа 1992 г. N ИЛ-6-01/284). Документально подтвержденные представительские расходы в себестоимость продукции включаются в полном объеме.

От представительских расходов коммерческих организаций необходимо отличать аналогичные по своей сути расходы, осуществляемые органами исполнительной власти.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 222 "О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями" были утверждены соответствующие нормы по конкретным статьям расходов:

  • оплата гостиницы;
  • оплата питания;
  • оплата завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия, связанного с официальным приемом делегаций;
  • буфетное обслуживание;
  • культобслуживание;
  • бытовое обслуживание;
  • оплата труда переводчика;
  • приобретение сувениров (памятных подарков) с российской символикой;
  • оплата номеров в гостиницах;
  • оплата проезда иностранных делегаций;
  • расходы, связанные с бронированием мест в гостиницах;
  • расходы на оплату услуг залов официальных делегаций в аэропортах и на вокзалах.

Более того, для целого ряда высших государственных должностных лиц установлены особенности представительских расходов. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" установлено, что "судье Конституционного Суда Российской Федерации ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Отчет о расходовании этих средств не представляется".

Особо подчеркнем: все эти особенности представительских расходов никакого отношения к коммерческим организациям не имеют. Коммерческие организации не могут включать в состав представительских расходов ни бытовое обслуживание, ни приобретение сувениров (сувениры с фирменной символикой могут проходить по другой нормируемой статье затрат "Рекламные расходы" с обязательным начислением налога на рекламу).

Нормы Положения о составе затрат и НК РФ, регламентирующие состав представительских расходов, существенно различаются, поскольку согласно п.2 ст.264 НК РФ сокращен перечень расходов, включаемых в состав представительских расходов.

Представительскими расходами в соответствии с НК РФ являются только следующие расходы:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия). При этом применительно к представительским расходам Минфин России в Письме от 8 февраля 1999 г. N 04-02-05/1 пояснил, что речь идет о "проведении единовременных мероприятий, а не о постоянном ресторанном обслуживании представителей других организаций". Хотя ни Положение о составе затрат, ни НК РФ не конкретизируют, что входит в понятие "проведение официального приема" (только ли продукты питания или также и посуда, предметы сервировки и дизайна интерьера), из судебной практики следует, что "расходы на проведение официального приема" следует понимать в широком смысле. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 16 марта 1999 г. по делу N КА-А41/561-99 подтверждена правомочность включения в себестоимость продукции (работ, услуг) "затрат по приобретению кофейного сервиза, ковров и газовой плиты, поскольку указанные предметы необходимы для осуществления рекламных и представительских мероприятий". В Письме Минфина России от 17 декабря 1996 г. N 16-00-17-163 было разъяснено, что амортизацию холодильников, телевизоров, магнитофонов и другой аналогичной техники правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) в качестве затрат, необходимых для осуществления рекламных и представительских мероприятий;
  • транспортное обеспечение доставки лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия (к сожалению, НК РФ не конкретизирует, откуда доставляются участники: касается это границ одного населенного пункта или можно говорить о междугородных и международных перелетах). В Письме Минфина России от 27 декабря 1996 г. N 04-04-06 говорилось о том, что оплата расходов, связанных с прибытием (убытием) участников представительских мероприятий, их проживанием в гостиницах, к представительским расходам не относится и включению в себестоимость не подлежит;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Следует обратить внимание на исключение из перечня представительских расходов, связанных с проведением мероприятий культурной программы. В п.2 ст.264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Пунктом 2 ст.264 НК РФ установлено, что представительские расходы являются таковыми независимо от места проведения указанных мероприятий. Это следовало и из Положения о составе затрат и признавалось судами. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 28 июня 1999 г. по делу N КА-А40/1883-99 признано, что представительскими расходами могут являться и расходы по приему представителей других организаций не в месте фактического нахождения принимающей стороны.

Представительские расходы для целей налогообложения до 1 января 2002 г. нормируются Приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н, которым установлено, что фактические расходы, отнесенные на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам:

При этом организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель валовой прибыли.

С 1 января 2002 г. согласно п.2 ст.264 НК РФ для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Г.И.Миронова

ИМНС России N 16

Вверх