Требования к оснащению кабинета обж в школе. Методические рекомендации Список оборудование для кабинета обж
О совершенствовании учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны.
Министерство образования и науки предлагает для использования в работе рекомендуемые материально-технического оснащения учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (приложение). Нормативы утверждены совместным приказом Министра Обороны Федерации и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее - Инструкция) с целью приведения в соответствие с инструкцией материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Инструкцией определены следующие функции руководителей образовательных учреждений
Организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;
Обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения
Для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы
- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан ;
Оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет ;
Участвуют в организации учебных сборов ;
Взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов .
Для качественного исполнения вышеуказанных функций в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствии (не менее трех), стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
В случае отсутствия элементов учебно-материальной базы или недостаточного материально-технического оснащения необходимо утвердить план их приведения в соответствие с рекомендуемыми нормативами.
Приложение
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
||
1. Нормативно-правовые документы |
||||
Конституция РФ |
||||
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
по количеству обучающихся в классе (группе) |
|||
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ |
по количеству обучающихся в классе (группе) |
|||
2.Учебная литература |
||||
Учебник по основам безопасности жизнедеятельности |
по количеству обучающихся в классе (группе) |
|||
Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова |
||||
Учебное пособие по основам медицинских знаний |
по количеству обучающихся |
|||
3. Учебно-наглядные пособия |
||||
Набор плакатов или электронные издания: Организационная структура Вооруженных Сил Ордена России Текст Военной присяги Воинские звания и знаки различия Военная форма одежды Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе Военно-прикладные виды спорта Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств Несение караульной службы Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет Литература и наглядные пособия по военно- патриотическому воспитанию Нормативы по прикладной физической подготовке Нормативы по радиационной, химической и биологической защите Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова Набор плакатов по устройству или электронные издания: 7,62-мм (или 5.45-мм) модернизированный автомат Калашникова 5,6-мм малокалиберная винтовка Набор плакатов или электронные издания: Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия Приемы и правила метания ручных гранат Мины Российской армии Фортификационные сооружения Индивидуальные средства защиты Приборы радиационной разведки Приборы химической разведки Организация и несение внутренней службы Строевая подготовка Оказание первой медицинской помощи Гражданская оборона Средства индивидуальной защиты: Общевойсковой противогаз Общевойсковой защитный Комплект Респиратор радиационной разведки химической разведки Бытовой дозиметр Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ Визирная линейка Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ |
||||
4. Медицинское имущество |
||||
Индивидуальные средства медицинской защиты: Аптечка А.И Пакеты перевязочные ППИ Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской,доврачебной помощи сумка СМС бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см вата медицинская компрессная косынка медицинская (перевязочная) повязка медицинская большая стерильная повязка медицинская малая стерильная Медицинские предметы расходные: булавка безопасная шина проволочная (лестничная) для ног шина проволочная (лестничная) для рук шина фанерная длиной 1 м предметы, аппараты и хирургические инструменты: жгут кровоостанавливающий эластичный Аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) санитарно-хозяйственное имущество инвентарное: Носилки санитарные Знак нарукавного Красного Креста Лямка медицинская носилочная Флаг красного креста |
||||
Более новые статьи:
- Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа 23 мая 2015 года «С Победой в сердце!»
- Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.
Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проводить в специальных помещениях, оснащенных соответствующей аппаратурой, пособиями, аудиовизуальными средствами, компьютерами, инвентарем и другим оборудованием. К этим помещениям предъявляются определенные требования, которые продиктованы содержанием обучения, санитарно-гигиеническими и эргономическими нормами разработанными для учащихся.
Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» – это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения теоретических и практических занятий, а также кружковой работы во внеурочное время. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лаборантскую комнату (рис. 1).
Рис. 1. План кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»: а – кабинет ОБЖ; б – лаборантская.
1 – стол ученический; 2 – стол преподавателя ОБЖ; 3 – стулья; 4 – окна; 5 – пульт дистанционного управления аппаратурой; 6 – аппаратура для программного обучения; 7 – подставка под проекционную аппаратуру; 8 – экран; 9 – классная доска; 10 – рабочий стол; 11 – стеллаж для хранения учебного имущества; 12 – стеллаж для хранения плакатов; 13 – стенды висячие; 14 – витрины; 15 – макет местности.
Основные из этих требований заключаются в следующем. Помещение должно:
Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и быть удобным для занятий;
Обеспечивать широкие возможности для применения технических средств обучения;
Способствовать решению на занятиях не только учебных, но и воспитательных задач;
Обеспечивать максимальную наглядность обучения;
Ведущая роль в обучении основам безопасности жизнедеятельности принадлежит учебно-практической деятельности учащихся, большая часть которой осуществляется в специально оборудованных кабинетах.
Кабинет основ безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу ОБЖ, самостоятельной подготовки школьников, методических занятий с учителями, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает обычно класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся учебного материала по разделам и темам курса, а также макеты, муляжи и тренажеры для практических занятий.
В лаборантской комнате хранятся учебно-методическая литература, наглядные пособия, приборы, отчетно-плановая документация, другое имущество, оборудование.
Учебный кабинет может иметь и одно помещение – класс для теоретических занятий и учебно-практических работ.
Помещение, предназначенное для обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, должно быть светлым и сухим. Недопустимо отводить для него подвал или полуподвал общеобразовательного учреждения.
Площадь кабинета определяется исходя из гигиенических требований для учебных помещений и нормативной численности учащихся в классах. В классе на одного ученика должно приходиться 2-2,5 м 2 площади. Площадь вспомогательного подсобного помещения (лаборантской комнаты), как показывает практика, должна составлять 12-15м 2 .
При оборудовании кабинета следует обратить внимание на обеспечение естественной и искусственной освещенности мест учащихся и учителя. Для естественного освещения площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 0,25 пола помещения. Мебель и оборудование должны быть размещены таким образом, чтобы свет на рабочую зону учащихся падал с левой стороны. При южной ориентации окон следует предусмотреть для них жалюзи или шторы. Общее искусственное освещение должно обеспечивать минимально необходимый световой режим во всем помещении.
Для обеспечения комфортности учебного процесса в кабинете должен быть соответствующий воздушно-тепловой режим. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, а температура должна быть в интервале 18-20 о С.
Особое внимание необходимо обратить на обеспечение электро- и пожаробезопасности помещений. Все электрифицированное оборудование должно иметь заземление. Помещения должны быть оснащены системами пожарной сигнализации и средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами и правилами.
При оборудовании кабинета желательно использовать краски светлых тонов (светло-зеленые, голубые, палевые), которые стимулируют учащихся на аккуратную и внимательную работу, а также на поддержание чистоты в помещении.
Компания "Развитие образования" предлагает более 200 товаров для создания современного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Полный перечень оборудования можно увидеть в разделе .
Все наименования можно разделить на несколько групп:
Включает в себя массо-габаритные макеты оружия, средства индивидуальной защиты (противогазы, костюмы ОЗК), дозиметры, прибор ВПХР и т.д.
С его помощью можно не только в теории, но и на практике обучится правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. В эту категорию входят перевязочные и противохимические пакеты, тренажеры сердечно-легочной реанимации Максим, специальные носилки и т.д.
Макеты убежищ и укрытий
Призваны в масштабе показать каким должны быть сооружения, призванные защитить людей от военных действий, радиации, природных и техногенных катастроф.
Печатные материалы
Демонстрационные комплекты таблиц и плакатов по таким темам как "Пожарная безопасность", "Здоровый образ жизни", "Знаки дорожного движения", "Терроризм" и т.д.
Среди 126 наименований стендов есть не только информационные, затрагивающие темы ,
Название: Учебно-методическое оснащение кабинета ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Цель: Создание руководства для учителя по использованию материально-технического и методического оснащения кабинета ОБЖ.
Введение
Глава1. Нормативно-правовые документы: краткое толкование, методические рекомендации по использованию каждого закона. Пояснения с какими разделами программы необходимо использовать.
ФЗ "Об образовании"
ФЗ "О безопасности"
ФЗ "Об обороне"
ФЗ "О гражданской обороне"
ФЗ "О пожарной безопасности"
ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Глава 2. Учебные пособия
2.1. Топографический атлас: краткое описание работы
2.2. Действия населения по предупреждению террористических акций: авторы, издательства.
2.3. Средства защиты органов дыхания и кожи: авторы, издательства .
2.4. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях: авторы, издательства.
2.5. Обеспечение пожарной безопасности на объекте: авторы, издательства.
2.7. Уставы вооруженных сил: краткое описание работы с использованием их
Глава3. Технические средства обучения
Компьютер (Оверхед-проектор)в деятельности учителя ОБЖ
Веб-камера: ее фунциональные возможности на уроке
Глава4. Демонстрационное оборудование: методические рекомендации по использованию каждого прибора(как (краткое руководство для педагога) и с какими разделами программы необходимо использовать)
4.1.Макет автомата
4.2. Мультимедийный лазерный тир
4.3. Противогаз ГП-7
4.4. Защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1)
4.5. Респиратор Р-2
4.6. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
4.7. Компас
4.8. Дозиметр/ Демонстрационный измерительный прибор универсальный
4.9. Цифровой датчик температуры (-20- +110 оС)
4.10. Цифровой датчик влажности (10-100 %)
4.11. Цифровой датчик пульса
4.12. Цифровой датчик частоты дыхания
4.13. Цифровой датчик регистрации ЭКГ
4.14. Цифровой датчик для регистрации артериального давления
4.15. Измеритель переменного магнитного поля
4.16. Измеритель электропроводности, рН и температуры
4.17. Измеритель рН и температуры
4.18. Измеритель электропроводимости и температуры растворов
4.19. Тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий - манекен
4.20. Mедицинский учебный тренажер внутривенных инъекций
4.21. Тренажёр для тренировки реанимационных действий
4.22. Тренажер для оказания доврачебной помощи пострадавшим
4.23. Тренажёр для оказания неотложной помощи в экстремальных условиях
4.24. Тренажер-манекен «Имитаторы ранений и поражений »
4.25. Аптечка индивидуальная АИ-2
4.26. Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1
4.27. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11
4.28. Сумка санинструктора
4.29. Носилки санитарные
Глава5. Стенды, плакаты, видеофильмы, сайты : методические рекомендации по использованию (оптимальное количество и с какими разделами программы необходимо использовать)
Знания, полученные на уроках ОБЖ, предназначены для применения в реальной жизни. Успех преподавания прямо зависит от использования наглядности и практических методов. Учебный предмет непосредственно связан с воспитанием в области профилактики вредных привычек, противопожарной безопасности, дорожного травматизма. На этих факторах основаны требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе.
· книжная продукция;
· настенная наглядность;
· электронные средства;
· видео и аудио материалы;
· технические приборы;
· лабораторные материалы.
В таблице представлены требования к количеству и видам оснащения кабинета ОБЖ в школе.
Оборудование |
Количество на класс |
||
Литература |
Учебники, хрестоматии, научно-популярные издания |
по числу учеников |
|
Настенная наглядность |
Стенды, таблицы, диаграммы |
||
Цифровые источники |
Компьютерные программы, учебники, игры |
||
Аудио и видео ресурсы |
Видеофильмы, фонозаписи, слайды |
||
Аппаратура |
Компьютер, телевизор, проектор с экраном, многофункциональное устройство, видеоплеер, аудиоцентр |
||
Пособия для лабораторных и практических работ |
Лабораторные материалы |
Аптечка, сумка-комплект, расходный материал |
|
Оборудование для практических занятий |
Средства защиты, разведприборы |
1 на 2 учащихся 1 на класс |
Требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе по ФГОС.
Преподавание в рамках ФГОС усиливает прикладную направленность уроков. Предполагается использование цифровой аппаратуры, позволяющей ученикам самостоятельно вести исследовательскую деятельность. Соответствуют стандартам оснащённости кабинета ОБЖ следующие пособия:
· цифровые плакаты и фолии;
· электронные тренажёры;
· цифровые лаборатории;
· электрифицированные стенды;
· интерактивные стенды.
Примеры и краткие описания данных средств обучения представлены в таблице
Характеристики |
||
Цифровые плакаты |
Сборник по разделам учебного курса: «Безопасное поведение учащихся», «Чрезвычайные ситуации», и т.д. |
Информация на компакт-диске применяется на интерактивной доске |
Тренажёры-имитаторы |
Манекен МАКСИМ III-01 |
Модель тела человека с электронным пультом управления. Подходит для парных и групповых практикумов |
Электрифицированные стенды |
«Этапы оказания первой помощи» |
Щит со световыми индикаторами служит для обучения и контроля. |
Цифровые лаборатории |
Комплекс цифровых датчиков по экологии |
С помощью приборов можно проводить длительное исследование |
Интерактивные стенды |
«Оказание первой помощи» |
Цифровой дисплей и опция «Виртуальный учитель» отрабатывают навык, тестируют уровень знаний |
По стандартам оснащённости необходима также интерактивная доска и набор приложений для неё.
Оформление стен: предметные стенды
Помещение для занятий ОБЖ служит в школе одновременно воспитательным центром. Наглядность на стенах обучает правилам поведения на воде, в транспорте, на дорогах и т.п. Необходимо разместить в кабинете стенды по обязательным направлениям:
· поведение при пожаре;
· действия при угрозе теракта;
· безопасность в быту;
· опасные растения и животные;
· здоровый образ жизни.
В таблице даны примеры стендов с приблизительными ценами
Тематика |
Примерные цены (руб.) |
|
Пожарная безопасность |
«Средства для тушения пожаров», «Умей действовать при пожаре» |
|
Безопасность против террора |
«Экстремизм – антисоциальное явление», «Действия при террористической угрозе» |