Самолеты дальней авиации россии. Дальняя авиация России: история создания, описание и интересные факты Авиация дальнего действия

Входили наводчик и заряжающий. Позже тяжёлые самолёты стали вооружать пулемётами для стрельбы по аэропланам и земле, а позднее и бомбовым и стрелковым вооружением. Эти корабли были сведены в специальное формирование - эскадру воздушного флота . С этих событий и началась история дальней авиации России.

Возрождение дальней авиации в советской России началось через несколько месяцев после Октябрьской революции . Декретом Совета Народных Комиссаров России от 22 марта 1918 года, предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых машин.

Новый этап развития и совершенствования дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3 , спроектированного под руководством авиационного конструктора А. Н. Туполева. ТБ-3 строились крупной серией, что позволило, впервые в мире, сформировать, в 1933 году, тяжёлые бомбардировочные авиационные корпус.

В связи с развитием советского военного дела, производством отечественной техники, совершенствованием воздушных средств обороны Союза формирования оснащённые современной техникой поступали в резерв Главнокомандования ВС СССР . Одними из таких формирований были авиационные армии резерва главного командования (ААРГК) или армии особого назначения (АОН) - высшие оперативные объединения (Армия) авиации РККА , предназначенные для совместных действий с другими родами войск (сил) видов ВС и решения самостоятельных оперативных и стратегических задач, , а также оперативной и тактической подготовки разных родов сил авиации РККА. Они состояли из авиационных соединений и отдельных частей , а также частей обеспечения и обслуживания. В советских ВВС созданы в 1930-е годы. Всего было сформировано три АОН (АОН-1 , АОН-2 , АОН-3), состоявшие из отдельных бригад бомбардировочной авиации, крейсерских истребительных эскадрилий и полка стратегической воздушной разведки. Так в Союзе в 1930-е годы, впервые в мире, была создана стратегическая авиация . Позже в 1940 году управления ААРГК (АОН) были расформированы, а их формирования вошли в состав дальнебомбардировочной авиации Главного командования (ДБА ГК) Красной Армии.

К 1941 году организационно Военно-Воздушные Силы РККА состояли из видов сил:

  • Дальнебомбардировочной авиации Главного командования , которая решала как самостоятельные задачи, так и действовала совместно с другими родами войск и сил видов ВС;
  • Войсковой авиации:

В сложившейся тяжёлой обстановке, начального периода войны, происходили нарушение централизованного управления ДБА ГК, большие потери самолётов и экипажей, постоянные переформирования формирований. Силы ДБА ГК РККА дробились на мелкие группы, в итоге 74 % всех самолёто-вылетов «дальников» , за 1941 год, было произведено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя, что не являлось главным предназначением ДБА ГК.

В августе 1941 года ВГК пришлось упразднить корпусное звено управления и у ДБА ГК, так как потери сил дошли до 65 %, от первоначального состава на июнь того же года, а в составе ДАФ оставалось всего семь авиадивизий. Положение дел в ДБА ГК, к началу 1942 года, оставляло желать лучшего, поэтому для сохранения сил ДБА ГК, централизации управления ими, обеспечения массированного их применения в Ставке Верховного Главнокомандования приняли решение и создали Авиацию дальнего действия (АДД), как отдельный род сил ВВС, Постановлением ГКО Союза ССР , от 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения :

  • нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника;
  • нарушения транспортного сообщения противника;
  • уничтожения складов в ближнем тылу;
  • бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций.

Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот, ГВФ) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР , так и в Югославии , Чехословакии и Польше , и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков , разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.

Формирования АДД выделялись из ВВС РККА в непосредственно подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего (СВГК). В Авивцию дальнего действия передавались восемь дальнебомбардировочных авиационных дивизий , несколько аэродромов с твёрдым покрытием, создавалась независимая от ВВС Красной Армии система управления, комплектования, материально-технического обеспечения и ремонта.

Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина . Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3 , ТБ-7 и Ил-4 .

Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов , имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых - около 1800 . Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4 . Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данцигу , Кёнигсбергу , Кракову , Берлину , Хельсинки , Таллину и другим, принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики .

«Налёты русской авиации на Болгарию, Румынию и Венгрию причинили серьёзные повреждения многочисленным центрам. До сих пор вообще считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, и поэтому там отсутствовали многие элементы предосторожности… Особенные повреждения нанесены Будапешту. По словам одного нейтрального дипломата , во время первого налёта на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует всё стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединённых стран»…

Английская газета, в августе 1942 года.

В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию . Назначение 18 ВА при этом осталось прежним.

Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:

  • более 194 000:
    • по административным и промышленным центрам врага сделано более 6600;
    • по железнодорожным узлам и магистралям врага - более 65 000;
    • по войскам противника - более 73 000;
    • по аэродромам - более 18 000;
    • по морским базам и портам - более 6000.

Кроме того - по специальным заданиям произведено 7298 полётов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боевые припасы и около 12 000 человек личного состава. В АДД РВГК 273 человека стали Героями Советского Союза , шестеро удостоились высшей награды дважды .

5 апреля 1946 года постановлением Совета Министров СССР 18-я воздушная армия выделена из состава Военно-воздушных сил и на её основе создана Дальняя авиация (ДА) ВС СССР

В системе Дальней авиации ВС СССР были сформированы 4 воздушные армии (37 ВАВГК и другие), в которые вошли соединения и части Дальней авиации и вновь созданные соединения на базе существующих из числа переформированных соединений действующей армии . В её состав вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске , Виннице и Хабаровске . Все воздушные армии Дальней авиации (ВАДА) просуществовали до 1960 года, когда в связи с ростом числа ракетной техники изменилась военная доктрина ВС СССР. Три армии были переформированы в ракетные армии , а одна армия была расформирована в середине 1953 года.

Состав

Представлены только авиационные формирования, остальные формирования (связи, аэродромные, охраны и так далее) указаны как другие.

ДБА

1943

К началу 1943 года в боевом составе АДД ВГК было 11 авиационных дивизий. В соответствии с постановлением ГКО СССР, в мае стали формироваться восемь дальнебомбардировочных авиационных корпусов. Боевой состав авиации дальнего действия возрос до 700 самолётов и благодаря оборонной промышленности продолжал увеличиваться, хотя и медленными темпами, а задача была довести его до 1200 самолётов.

В декабре АДД ВГК имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 авиационных полка.

18-я воздушная армия

  • Управление (штаб), дислоцировался в здании Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии на Ленинградском проспекте (ныне - Петровский путевой дворец).
  • 1-й гвардейский Смоленский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 2-й гвардейский Брянский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 3-й гвардейский Сталинградский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 4-й гвардейский Гомельский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 19-й бомбардировочный авиационный корпус (до февраля 1945 года) ;
  • 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 45-я бомбардировочная авиационная дивизия (полковник В. И. Лебедев) ;
  • 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия (полковник А. Д. Бабенко) ;
  • 73-я вспомогательная авиационная дивизия ;
  • 27-я учебная авиационная дивизия .

Руководство

  • 36-я авиационная дивизия дальнего действия , имевшая на основном вооружении Ил-4, обеспечивала проводку морских караванов (конвоев) союзников с военными грузами для СССР, в северные порты Мурманск и Архангельск .
  • Пилоты АДД осуществили перелёт советской делегации, во главе с Народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым, над территориями оккупированными или контролируемыми ВВС противника, для участия в переговорах с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, в мае - июне 1942 года, в Лондон и Вашингтон .
  • Единственный полёт в своей жизни И. В. Сталин, в конце ноября 1943 года, в Тегеран , для переговоров с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, совершил на самолёте АДД.
  • Экипаж под руководством командира корабля А. Шорникова вывез, в конце мая 1944 года, за два рейса, из района Купрешко, основных руководителей Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и личный состав советской и англо-американской военных миссий находившихся при штабе, которым грозил захват выброшенным немецким десантом. Два лётчика и штурман из состава экипажа стали Героями Советского Союза и Народными героями Югославии .
  • Со словацкого аэродрома «Три дуба», в октябре 1944 года в связи с угрозой захвата немцами золотого запаса Чехословакии, несмотря на сложную погодную обстановку, несколькими экипажами АДД он был переброшен в Союз ССР, сначала во Львов , а затем в Москву. Ящики с драгоценным грузом словацкого народа поместили в Государственный банк СССР , а в ноябре 1945 года, решением Советского правительства, все драгоценности, до грамма, были возвращены чехословацкому народу.

Дабы не «околеть», как тот Лама из Якутии, в своем никчемном ожидании, когда наконец-то клюнет соответствующий отпрыск на заброшенную «наживку», поделюсь полезной информацией на заявленную тему сего журнала. И так:

Для справки, считаю необходимым хотя бы кратко осветить вопрос, что же представляла собой авиация дальнего действия в годы Великой Отечественной? Не мудрствуя лукаво, приведу выдержку из книги « Годы в огненном небе. (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)» авторов Бочкарева П. П. и Парыгина Н. И.

Это здесь - http://militera.lib.ru/h/bochkarev_parygin/index.html.

«В ходе Великой Отечественной воины дальняя авиация являлась наиболее маневренным и мощным дальнобойным средством Ставки Верховного Главнокомандования. Она привлекалась для выполнения самостоятельных стратегических и оперативных задач с проведением воздушных операций по разрушению военно-промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. В тесном взаимодействии с авиацией фронтов и самостоятельно АДД проводила ряд воздушных операций в борьбе за стратегическое господство в воздухе, которые осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались большим размахом и решительностью целей».

А вот основные результирующие статистические данные по АДД в годы войны, так же позаимствованные у этих авторов: «Авиация, дальнего действия за годы войны произвела 219788 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 2000000 бомб, общим весом более 200000 тонн». Причем для уничтожения войск и техники за годы войнывыполнено 40,5% от всех сделанных самолетовылетов.Для срыва железнодорожных перевозок приходится 30, 6% самолетовылетов . Удары по аэродромам составили 9,33% самолетовылетов . На десантирование войск и грузов пришлось 11,72% самолетовылетов . На у дары по объектам глубокого тыла было осуществлено 3,15% самолетовылетов . П о морским объектам выполнено было 2,86 % самолетовылетов . На воздушную разведку потребовалось 1,55% самолетовылетов . На перехват самолетов было задействовано 0,3% самолетовылетов .

«Из 202128 тонн бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям — 74819 тон; аэродромам — 22685 тонн; военно-морским портам — 5914 тонн и войскам на поле боя — 92082 тонн.

В интересах сухопутных войск и проводимых ими важнейших оборонительных и наступательных операций авиация дальнего действия выполнила свыше 80000 самолетовылетов , из них в битве под Сталинградом — 13874, в боях на Курской дуге — 7600, в Белгородско - Харьковской наступательной операции — 1898, в боях под Ленинградом — 23270, при освобождении Крыма — 1865, в Белорусской наступательной операции — 13 451, в Ясско-Кишеневской наступательной операций — 2602, в боях за освобождение Прибалтики — 7213, в Висло - Одерской, Восточно-Прусской наступательных операциях — 8538 и в Берлинской наступательной операции — 3441 самолетовылет. Во всех этих операциях авиацией дальнего действия сброшено 87982 тонн бомб.

Для оказания непосредственной помощи партизанам Белоруссии, Украины, Крыма, Латвии, Литвы, Ленинградской и других областей России, а также Югославии, Чехословакии, Польши авиация дальнего действия выполнила свыше 8 тыс. самолетовылетов. На оккупированную немцами территорию перевезено по воздуху 12 тыс. человек, большое количество грузов, эвакуировано на Большую землю свыше 4700 раненых. Всего в годы войны АДД совершила 25747 самолетовылетовв интересах сухопутных войск по перевозке более 17 тысяч тонн грузов, 83 тысячи военнослужащих и 23 тысяч раненых» (Бочкарев П. П. и Парыгин Н. И.)

Белгородский историк-ученый Сергиенко Анатолий Михайлович, исследуя историю авиации дальнего действия, установил совершенно точное число Героев Советского Союзав АДД.Их 273, шестеро удостоились высшей награды дважды.

А вот конкретные данные по 36-авиадивизии, в полках которой служил мой отец. Эти данные приводятся из книги «Крылатая гвардия» Николая Левченко, описывающего историю 57 Смоленской Краснознамённой морской ракетоносной авиационной дивизии, которая продолжила славный боевой путь 36-ой авиадивизии ДД в послевоенное время и дислоцировалась в Быхове до развала Союза. Но как теперь выясняется, он так же их позаимствовал, но из официальной истории «Рождение дивизии» (36-ой ад ДД), обнаруженную в архиве Сергиенко. Документ уникальный, созданный штабными писарьчуками сразу после войны.

«Всего за годы Великой Отечественной войны в боях за Родину пало 119 летчиков, 131 штурман, 142 радиста, 153 воздушных стрелка дивизии. (Надо заметить, что по численности потерисоставляютлетный состав более трех авиаполков ДД.)

Боевая работа характеризуется следующими данными: совершено самолетовылетов днем — 1424, ночью — 13467, сброшено 182724 авиабомбы. В результате бомбовых ударов вызвано пожаров 6439, взрывов различной силы — 3292, уничтожено 248 танков, 254 эшелона, 41 паравоз, 1367 вагонов, 731 автомашина, 47 самолетов в воздухе и 480 на земле, 250 складов и 46 цистерн с горючесмазочными материалами, 320 зенитных орудий, 44 железнодорожных моста и переправы, 88 прожекторов, 20 нефтехранилищ и 12 нефтевышек, 3 электростанции, 210 промышленных и станционных сооружений, 31 ангар, потоплено 3 боевых корабля и транспорта противника, уничтожено большое количество живой силы и боевой техники немецко-фашистских войск».

Как видите характер выполняемых задач, диапазон действий и их масштаб Авиации дальнего действия впечатляющ. Но каждый самолетовылет - это конкретные усилия технарей их готовящих. Это труд работяг из батальонов аэродромного обслуживания, доставляющих к самолетам и горючее и бомбы, содержащих летные поля в должном состоянии, а так же слесарей полевых ремонтных мастерских, латающих рванные самолетные раны и реанимирующих моторные сердца боевых машин. А об этих рабочих войны вообще мало, что найдешь в мемуарной литературе. Это люди, оставшиеся в тени боевой славы полков авиации дальнего действия, но без которых ни один самолетАДД не поднимался в небо.

Военно-воздушные силы Российской Федерации состоят из нескольких подразделений, у каждого свои функции и задачи. Оперативно-тактическая авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация и дальняя авиация в свою очередь состоят из бомбардировочной, разведывательной, истребительной, штурмовой, специальной и транспортной авиации.

Военно-воздушные силы РФ включают в себя территории с авиационными базами, которые напрямую подчинены главнокомандующему.

История дальней авиации России

Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов - лайнеров "Илья Муромец". Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.

"Илья Муромец" - это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.

Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.

С 1914 года все "муромцы" были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета - 6 ч. 30 мин.

Российская авиация в Первую мировую войну

Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.

Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу "муромца" и совершили около четырехсот разведывательных миссий.

В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками - обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.

1917 год - создание очередной модификации "Ильи Муромца" - Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.

Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, "муромцев" решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.

Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина

30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.

Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название "Максим Горький" и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет "прожил" всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.

Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.

В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика - ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.

1938 год - разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, - первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 - 1528 самолета.

Авиация во времена ВОВ

Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.

Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.

За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.

Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис - машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.

Скачек в самолетостроении

Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан "Барсук" или Ту-16 - качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.

Другое детище Туполева - турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец "Медведь" (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям - они считаются самыми мощными.

56-60-е годы - создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков - наличие нового комплекса вооружения - крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.

Развитие авиации в холодную войну

Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.

Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.

Символом противостояния стал "Белый лебедь" (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем "Лебедь" вышел на серийное производство.

Обзор самолетов дальней авиации в наши дни

Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.

Самолетный парк представлен машинами:

  • Ракетоносец Ту-160 - 16 единиц.
  • Ракетоносец Ту-95МС - 32 единицы действующих и 60 в запасе.
  • Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ - около 12.
  • Самолеты-заправщики Ил-78 - 19 единиц.
  • Самолеты-разведчики Ту-22МР - 150 единиц.

Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.

Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.

Музей дальней авиации

Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.

В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики - Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.

И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.

Будущее дальней авиации

Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО "Туполев" перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2019 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу "летающего крыла". Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.

23 декабря дальней авиации ВКС Российской Федерации отмечает свой профессиональный праздник. Летчики, техники и все, кто имеет отношение к отечественной дальней авиации, то есть стратегическим бомбардировщикам и ракетоносцам могут поднять бокал шампанского, еслси они, конечно, не на дежурстве. Дата выбрана не случайно.

23 декабря 1914 года, всего через три с половиной месяца после начала Первой Мировой войны, впервые в мире была создана эскадра тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», по поводу чего последний российский император Николай II утвердил соответствующее решение военного совета Российской армии. Первым начальником эскадры стал инициатор ее создания, генерал-майор Михаил Шидловский – член Госсовета Российской империи и председатель правления акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода, где делались первые в мире «Ильи Муромцы».

Высочайшее распоряжение день в день совпало с другой знаменательной датой: ровно за год до этого, 23 декабря 1913 года четырехмоторный гигант «Илья Муромец» впервые поднялся в небо. Так что когда в 1999 году главнокомандующий ВВС Российской Федерации Анатолий Корнуков в своем приказе устанавливал новый профессиональный праздник для своих подчиненных, у него было сразу два веских повода выбрать именно эту дату.

За 103 года отечественная дальняя авиация стала одним из главных элементов сил стратегического сдерживания в одной компании с ракетными войсками стратегического назначения и подводными ракетоносцами. Сегодня на вооружении Российской армми стоят, конечно, не «Муромцы», а куда более современные самолеты – Ту-95 и Ту-160, и несут они куда более серьезное оружие. Но преемственность сохраняется: выполняющий сегодня боевые полеты стратегический ракетоносец Ту-160 с бортовым номером 06 в память о предке носит имя «Илья Муромец».

Русский богатырь «Илья Муромец»

Первый в мире тяжелый четырехмоторный бомбардировщик С-22 «Илья Муромец» получил имя легендарного русского богатыря не просто так. Его предшественник – первый в мире четырехмоторный самолет – назывался более абстрактно - «Русский витязь». По некоторым данным, создатель этих тяжелых машин, знаменитый русский, а затем американский авиаконструктор Игорь Сикорский планировал построить целый ряд тяжелых самолетов, каждый из которых носил бы имя былинного богатыря.

«Русский витязь» с самого начала создавался как самолет дальней войсковой разведки. А вот его наследник стал первым в мире пассажирским лайнером. Он получил первый в истории авиации отделенный от пилотской кабины пассажирский салон, предназначенный для размещения полутора десятков человек. Этот салон не только имел остекление и спальные комнаты, но даже ванную с туалетом и отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей.

В самолете были даже предусмотрены двери для выхода из салона на поверхность нижних крыльев, где, как предполагалось, пассажиры могли бы при желании проветриться в полете (тогдашние скорости и высоты позволяли делать это почти без риска).

Начало Первой Мировой быстро заставило самолетостроителей перейти на военные рельсы, и вместо пассажиров «Илья Муромец» начал брать на борт бомбы. В первой эскадре было всего четыре самолета – больше к тому времени построить просто не успели. Но всего за три года войны их произвели уже 76, из которых в войска поступили 60 машин. Использовались они вплоть до конца Гражданской. В последний боевой вылет «Илья Муромец» отправился 21 ноября 1920 года. После этого легендарный самолет вернулся к своему исходному назначению: шесть самых крепких машин в 1921 году стали обслуживали первую в Советской России почтово-пассажирскую линию Москва-Орел-Харьков и за 43 рейса перевезли 60 пассажиров и более 2 т грузов.

Не одних рекордов ради: зачем СССР сверхдальние полеты

Тридцатые годы ХХ века стали временем, когда авиация брала один рекордный рубеж за другим: быстрее, выше, дальше. Первое время военные и гражданские самолеты мало отличались друг от друга. Летающие машины, выполнявшие рекордные полеты, были не совсем военными, но и не совсем гражданскими. Например, знаменитый самолет АНТ-25 имел второе имя – РД, что чаще всего расшифровывалось как «Рекорд дальности». Впрочем, знающие люди понимали, что эту аббревиатуру без ущерба для смысла можно расшифровать и как «Разведчик дальний». Уникальный РД летом 1937 года перенес из СССР в США два экипажа рекордсменов: Валерия Чкалова и Михаила Громова. После чего РД запустили в производство малой серией – для военных нужд. В войска он поступал под индексом АНТ-36 или ДБ-1, то есть «Дальний бомбардировщик первый».

Фото: Викимедия

Военным был и самолет-рекордсмен АНТ-37бис «Родина», на котором в 1938 году женский экипаж под командованием Марины Расковой установил женский мировой авиационный рекорд дальности полета. По сути, это был тот же ДБ-2, то есть «Дальний бомбардировщик второй», доработанный специально для рекордного полета. В качестве основы для «Родины» и ее строевых вариантов был взят все тот же АНТ-25, или РД: не зря Чкалов и Громов испытывали эту машину в самых экстремальных условиях над Северным Ледовитым океаном.

К началу Великой Отечественной войны дальняя авиация СССР располагала 1333 самолетами. Многие из них не уступали германским бомбардировщикам – по крайней мере, в дальности полета. Именно эти особенности отечественных машин позволили нашим летчикам в самые трудные дни августа 1941 года совершить то, что всему миру казалось просто невозможным: бомбардировки Берлина. И хотя реальный ущерб, нанесенный вражеской столице, был невелик, куда важнее был ущерб психологический: берлинцам наглядно дали понять, что СССР не только не собирается сдаваться, а способна наносить серьезные удары.

Фото: Викимедия

Первыми Берлин атаковали дальние бомбардировщики ДБ-3 Балтийского флота в ночь на 8 августа 1941 года. Затем в ночь на 11 августа на бомбежку отправились более «дальнобойные» и грузоподъемные самолеты – начавшие поступать в войска перед самой войной ТБ-7 (позднее переименованные в Пе-8) и Ер-2.

В общей сложности в налете участвовали 10 дальних бомбардировщиков. А всего за неполный месяц – с 8 августа по 5 сентября – советские ВВС нанесли девять бомбовых ударов по Берлину и другим городам Германии, сбросив 311 фугасных и зажигательных бомб.

«Дипломатический бомбардировщик» Пе-8

Поскольку советские бомбардировщики в начале войны обладали наибольшей дальностью полетов (сопоставимую дальность имели тогда только американские «Летающие крепости» В-17), то именно одной из наших крылатых машин в 1942 году выпала честь осуществить секретную миссию: доставить наркома иностранных дел Вячеслав Молотова на переговоры в Лондон, а затем в Вашингтон и обратно. Командовал экипажем бомбардировщика с бортовым номером 42066 майор Эндель Пусеп, эстонец, один из участников налета на Берлин 10 августа 1941 года.

Фото: Викимедия

Подготовка к дипломатическому перелету была настолько секретной, что в германской разведке о нем узнали только после того, как Вячеслав Молотов выполнил возложенную на него миссию, заставив-таки Великобританию и США подписать соглашения о взаимопомощи в борьбе с Германией и ее союзниками. Поэтому полет на Запад проходил относительно безопасно – насколько вообще может быть безопасным полет над зоной боевых действий.

Единственным элементом комфорта, которым конструкторы смогли обеспечить министра и его сопровождающих, был обрудованный в фюзеляже самолета специальный отсек с кислородным оборудованием на шесть человек.

Министр Молотов был одет так же, как и весь экипаж, – в меховой комбинезон, шлем и унты. Как он сам потом сказал, на борту он перестал быть «вторым человеком в стране»

Вылетевший из Москвы Пе-8 пролетел над Балтийским и Северным морями и 19 мая приземлился в Северной Шотландии, откуда главу Наркоминдела доставили в Лондон. Через 9 дней Пе-8 оказался уже в Вашингтоне, откуда 12 июня Молотов, еще раз посетив Лондон, вернулся в Москву.

Примечательно, что о подписании важного документа советские и западные газеты сообщили, когда «дипломатический бомбардировщик» еще находился в Англии. В Берлине тут же отдали приказ любой ценой уничтожить Пе-8 с Молотовым на борту, но выполнить этот приказ летчики Люфтваффе так и не сумели.

Когда США нанесли первые и последние в мировой истории атомные бомбовые удары по Хиросиме и Нагасаки, стало понятно, что Советскому Союзу необходимо срочно восстановить военно-стратегический паритет. Но если работы над советской атомной бомбой шли уже полным ходом, то создать для нее носитель было труднее. Причина была проста: в ходе Великой Отечественной войны основное внимание авиапромышленности сосредоточилось на фронтовой авиации, а тут требовался самолет, способный преодолевать гораздо большее расстояние. Поскольку быстро создать такую машину было нереально, правительство поддержало идею авиаконструктора Владимира Мясищева: скопировать подходящий по параметрам американский бомбардировщик В-29 «Суперкрепость». Естественно, что США идея не очень нравилась, и предоставлять самолеты в распоряжение СССР американские ВВС отказались наотрез. Тогда советские авиаконструкторы решили воспользоваться удачно подвернувшимся случаем. В этот момент на советскую территориию совершили вынужденную посадку две «Суперкрепости», получившие повреждения после налетов на Японию. Их и стали копировать.

Фото: Викимедия

Поскольку времени было мало, американскую машину фактически воссоздали как есть. Главная трудность была только в переводе размеров деталей и узлов из дюймовой системы в метрическую, чтобы их могла выпускать отечественная промышленность.

На самолете заменили американские моторы на более мощные советские, усилили оборонительное вооружение и поставили советскую радиостанцию. В остальном Ту-4 был мало отличим от своего американского прародителя.

Это дало советским летчикам повод шутить: дескать, американский самолет заставили носить советскую атомную бомбу!

Ту-104: демобилизованный бомбардировщик

Начало реактивной эры в авиации в первый момент как будто вернуло ее к началу ХХ века, когда самолеты только-только пробовали свои крылья. Несмотря на то, что к концу Второй Мировой войны военные и пассажирские машины уже довольно сильно отличались друг от друга, появление реактивного двигателя заставило авиаконструкторов вновь сблизить их между собой: отрабатывать новые решения было удобнее на единых прототипах. Именно так поступили и в советском авиационном КБ академика Андрея Туполева, когда в 1954 году перед ним была поставлена задача создать первый отечественный реактивный пассажирский лайнер.

Фото: Викимедия

К тому времени уже вовсю летал первый советский реактивный бомбардировщик и ракетоносец Ту-16 – уникальная машина, которая прослужила в советской и российской Дальней авиации больше полувека. Самолет получился настолько удачным, что строить первый отечественный реактивный лайнер решили на его основе. Для этого пришлось немного увеличить диаметр фюзеляжа и опустить пониже крыло. Все остальные конструктивные элементы остались без существенных изменений.

Ту-104, конечно, не был таким долгожителем, как Ту-16: если последние боевые модификации «шестнадцатых» сняли с вооружения аж в середине 1990-х, то «сто четвертые» вывели из эксплуатации уже в 1979 году – через 25 лет. Но и четверть века – тоже неплохо для самолета, который в течение двух лет – с 1956 по 1958 годы – был единственным в мире летающим реактивным пассажирским лайнером!

Рекордсмены современной российской дальней авиации

В том, что самолеты, стоящие на вооружении Дальней авиации ВКС России, не устарели и по-прежнему являются грозным оружием, и российские, и иностранные военные убедились в ходе боевой операции ВКС России в Сирии. Основу сегодняшней российской дальней авиации составляют самолеты, разработанные в ОКБ имени Андрея Туполева – Ту-22М, Ту-95 и Ту-160. Из этой троицы именно «девяносто пятые» и «сто шестидесятые» записали на свой счет наибольшее число рекордных показателей.

Фото: Alex Beltyukov, Викимедия

Ту-95, например, является самым скоростным в мире самолетом с винтовым движителем и единственным серийным бомбардировщиком и ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями. Свою службу этот бомбардировщик начал еще в 1956 году, но до сих пор он имеет существенные преимущества перед своими реактивными собратьями. Например, его сложнее обнаружить спутникам разведки, которые ориентированы на поиск реактивной струи вражеских самолетов.

Что касается Ту-160, то эта машина – наследница Ту-22М, одного из первых в мире тяжелых бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. За 30 лет, которые «сто шестидесятый» находится на вооружении, он сохранил все свои рекордные показатели. Во-первых, это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Во-вторых, это самый большой и быстрый самолет с изменяемой геометрией крыла. В-третьих, Ту-160 – самый тяжелый боевой самолет в мире, который способен нести бомбовую нагрузку, которую не поднимет ни один другой современный бомбардировщик. И в-четвертых, он самый быстрый из бомбардировщиков, стоящих на вооружении во всем мире.

- АДД ВС СССР .

Первыми в мире практическим созданием тяжёлых пассажирских самолётов , с 4 двигателями на крыльях, начали в Российской империи . На пассажирском самолёте инженера и пилота И. И. Сикорского Илья Муромец было установлено несколько мировых рекордов, так в 1913 году был поднят груз весом 1 100 килограмм, а 1914 году 16 пассажиров и собака, эти события были занесены в книгу рекордов Гиннесса . Данный самолёт серийно строился на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (Руссо-Балт), всего было построено 80 таких машин .

В сложившейся тяжёлой обстановке, начального периода войны, происходили нарушение централизованного управления ДБА ГК, большие потери самолётов и экипажей, постоянные переформирования формирований. Силы ДБА ГК РККА дробились на мелкие группы, в итоге 74 % всех самолёто-вылетов «дальников» , за 1941 год, было произведено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя, что не являлось главным предназначением ДБА ГК.

В августе 1941 года ВГК пришлось упразднить корпусное звено управления и у ДБА ГК, так как потери сил дошли до 65 %, от первоначального состава на июнь того же года, а в составе ДАФ оставалось всего семь авиадивизий. Положение дел в ДБА ГК, к началу 1942 года, оставляло желать лучшего, поэтому для сохранения сил ДБА ГК, централизации управления ими, обеспечения массированного их применения в Ставке Верховного Главнокомандования приняли решение и создали Авиацию дальнего действия (АДД), как отдельный род сил ВВС, Постановлением ГКО Союза ССР , от 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения :

Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот, ГВФ) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР , так и в Югославии , Чехословакии и Польше , и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков , разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.

Формирования АДД выделялись из ВВС РККА в непосредственно подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего (СВГК). В Авивцию дальнего действия передавались восемь дальнебомбардировочных авиационных дивизий , несколько аэродромов с твёрдым покрытием, создавалась независимая от ВВС Красной Армии система управления, комплектования, материально-технического обеспечения и ремонта.

Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина . Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3 , ТБ-7 и Ил-4 .

Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов , имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых - около 1800 . Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние дипломата , во время первого налёта на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует всё стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединённых стран»…

В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию . Назначение 18 ВА при этом осталось прежним.

Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:

37 ВАВГК военная доктрина ВС СССР. Три армии были переформированы в ракетные армии , а одна армия была расформирована в середине 1953 года.

Представлены только авиационные формирования, остальные формирования (связи, аэродромные, охраны и так далее) указаны как другие.

К началу 1943 года в боевом составе АДД ВГК было 11 авиационных дивизий. В соответствии с постановлением ГКО СССР, в мае стали формироваться восемь дальнебомбардировочных авиационных корпусов. Боевой состав авиации дальнего действия возрос до 700 самолётов и благодаря оборонной промышленности продолжал увеличиваться, хотя и медленными темпами, а задача была довести его до 1200 самолётов.

В декабре АДД ВГК имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 авиационных полка.

Вверх