История написания произведения алые паруса. Интересные факты. Книга из магазина игрушек

Официальная история петербургского бренда, праздника выпускников «Алые паруса», насчитывает 12 лет в обновленном формате - после его возрождения в 2005 году. Он мог бы скоро отмечать полувековой юбилей - если бы созданную в 1968 году ночную феерию не закрыли в 1979-м на долгие четверть века.

Первые «паруса»

По официальной версии, история праздника началась в 1968 году, но в 1979-м он прекратил свое существование. В 2005 году шоу вновь возрождено и даже внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

До сих продолжаются дискуссии, кто и когда придумал его и почему оно было закрыто в конце 1970-х. По одной из версий, единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году по инициативе городского отдела народного образования. Организовать его было поручено руководству и городского дворца пионеров имени Жданова, в котором занимался едва ли каждый советский ребенок (ныне - Дворец творчества юных).

Праздник открылся 27 июня 1968 года за час до полуночи. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Праздник начался со светового шоу под знаменитый «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнес диктор.

Затем была предложена постановка в духе советских театрализованных представлений: прошли «рабочие Путиловского завода», революционные матросы, солдаты. На параде кораблей были представлены живые картины: на первом корабле - имитация завода с цехами, машинами и рабочими. На втором - серп с полеводами и механизаторами. Третьим шел корабль «Атом» с молодыми учеными. Таким образом, молодежи был предложен традиционный советский выбор: стать рабочим, крестьянином или податься в интеллигенцию. Корабли сопровождали суворовцы и нахимовцы.

Главным кораблем был катер «Ленинград», на котором был поднят флаг праздника, а затем несколько десятков молодых людей зажгли факелы, которые по цепочке передали огонь на Ростральные колонны. От стен Петропавловской крепости со Стрелки были произведены залпы навесного фейерверка. Затем в Неву вошел трехмачтовый «Секрет» под алыми парусами. На борту были герои Александра Грина.

Праздник, как свидетельствуют официальные источники, продолжался до 4-5 часов утра, представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» в таком формате стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его.

Впрочем, есть еще одна версия рождения праздника. Некоторые СМИ утверждают, что первый праздник «Алые паруса» состоялся на десятилетие раньше - в 1958 году. Первыми ведущими праздника были студентка Института культуры Лариса Куприна и курсант ЛВИМУ им. Адмирала С.О. Макарова («Макаровки») Юрий Козлов, которые, как утверждается, и придумали название праздника. Официальная часть проходила в театре им. Ленинского комсомола, затем все перемещались на набережную. Через несколько лет праздник прикрыли, а в 1968 возродили вновь.

Почему и кому не угодили «Алые паруса»

Версий несколько: по одной из них - праздник был закрыт из-за того, что подвыпившие выпускники устраивали стычки друг с другом, а милиция не справлялась. По другой версии - на последнем в 1970-х годах празднике несколько выпускников на спор решили перепрыгнуть разводящиеся пролеты моста и погибли, упав в Неву. Есть и третья версия: закрыть ленинградский бренд приказали «сверху», чтобы вторая столица не перекрывала славу первой, то есть Москвы.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. Несколько поколений ленинградских выпускников отмечали день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском. Праздник был возрожден лишь 26 лет спустя, в 2005 году.

Почему паруса - шведские?

В течение четырех лет в Неву под алыми парусами входил российский фрегат «Штандарт». Однако в 2010 году его место занял шведский парусник «Три короны» (Tre Kronor). Тогдашний «культурный» вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объясняла замену отечественного парусника на иностранный тем, что «Штандарт» не имел разрешения на перемещение во внутренних водах России и в предыдущие годы его выпускали на «Алые паруса» в порядке исключения. В 2009 году, по словам чиновников, капитан «Штандарта» якобы вновь не оформил документы и даже не стал вести с переговоры со Смольным.

«Решение найти новый парусник стало результатом затяжных и безуспешных переговоров с капитаном “Штандарта” Владимиром Мартусем», - подчеркнула Манилова.

Сам капитан Владимир Мартусь обижен и считает, что замена его корабля иностранным - результат чиновничьей лени и внутренних разборок.

«Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна d русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно “Штандарт” участвовал в “Алых парусах”. Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну, что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба», - рассказал Мартусь в интервью РИА «Новости» в 2013 году.

По его словам, он уже 4 года не может вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Дело в том, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю, а потому корабль может остаться вечно на приколе.

«Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов - ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы. Если “Штандарт” перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать», - сообщил Владимир Мартусь.

Заметим, что за все годы существования праздника роль гриновского «Секрета» выполняли несколько судов. Сначала была шхуна «Ленинград» (немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель»). В 2008 году по Неве плыл учебный трехмачтовый корабль «Мир», построенный на верфи Гданьска в 1987 году. Затем были «Штандарт» и последние годы - шведские «Три короны».

Гимн Ассоли и Грэя

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» уже стала гимном и музыкальным символом праздника. В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала, а в 2012-м - классиков Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, а также популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

За что ругают

За тонны мусора, которые не успевают убрать даже значительно усиленные бригады дворников. За пьяную молодежь, причем, по оценке полицейских, напиваются все подряд - и сами выпускники, и гости.

Немало доставалось городскому правительству за недостаток урн и туалетов, за неработающее метро, профанацию проверок и «металлодетекторов», через которые молодежь спокойно проносила на Дворцовую и горячительные напитки и петарды.

Ситуацию удалось исправить не сразу - меньше всего негативных отзывов о бардаке на празднике поступило в 2011 году. Последние два года в эту ночь без закрытия работает и метро, что, безусловно, очень помогает гостям праздника.

«Алые паруса-2016»

Руководитель оргкомитета праздника, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов рассказал, что в 2016 году вход на Дворцовую набережную и Дворцовую площадь будет открыт только для 80 тысяч выпускников школ (из которых около 700 - окончившие кадетские школы, а также выпускники из 19 регионов и 3 зарубежных стран).

Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники.

Во избежание подделок пригласительные билеты, помимо других степеней защиты, снабжены специальной перфорацией. Их бесплатное распространение начнется только накануне самого события. Впрочем, уже появилась , что на «черном рынке» можно купить билет на Дворцовую площадь за 1 - 3 тысячи рублей.

В организации мероприятия принимает участие 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи - стражи порядка. Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники. В центре города установят почти полторы тысячи туалетов, а 135 специальных уборочных машин обеспечат быстрое наведение чистоты после праздника. Досмотр обещают как в самом серьезном аэропорту. Запрещено проносить с собой еду и напитки.

Гостей будут развлекать музыкальные группы, вошедшие в топ-20 предпочтений петербургской молодежи. Среди них - «Звери», «Ночные Снайперы», «Сплин», Iowa, Мот и Бьянка. В 12-й раз подряд ведущим станет петербуржец Иван Ургант. Его напарница - ведущая Пятого канала Даша Александрова.

Дирижер Сергей Жилин будет управлять сводным петербургским симфоническим оркестром из Москвы в режиме телемоста благодаря большому экрану, установленному на Стрелке Васильевского острова. В пиротехническом мюзикле примут участие Диана Арбенина, Мария Максакова, Иван Ожогин, отец и сын Пресняковы.

В ходе представления зрители увидят 20 лазерных картин и 50 уникальных пиротехнических взрывов.

Кульминацией праздника станет появление брига под алыми парусами в пролете Троицкого моста. Для показа шоу с наиболее выгодных ракурсов камеры Пятого канала будут установлены на крыше Эрмитажа, на балюстраде Исаакиевского собора, смотровой площадке петербургской телебашни, мачтах и палубе парусника «Tre Kronor».

Метро в Северной столице будет работать всю ночь.

Фото Дениса Тарасова.

Алые паруса (праздник выпускников)

«А́лые паруса́» - всероссийский бал выпускников, отмечаемый (1968-1979, возрождён в 2005-м) в Санкт-Петербурге в день, ближайший к самой долгой белой ночи (ориентировочно 18-23 июня).

Проводится в два этапа: большой концерт с элементами театрализованного представления на Дворцовой площади и стрелке Васильевского острова (начало в 23:00, вход по пригласительным билетам) и грандиозное светопиротехническое мультимедийное шоу в акватории Невы (начало в 1:20, вход свободный).

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде, где главным событием является проход вдоль набережных корабля с алыми парусами. Его торжественное движение сопровождается специально подготовленным световым представлением, фейерверком и водным перформансом. Всё шоу полностью синхронизировано с музыкой. Продолжительность водного спектакля - приблизительно 30 минут.

Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведётся прямая телевизионная трансляция федеральным Пятым каналом , с раздачей сигнала на весь мир. На празднике в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках. Праздник проходит при всесторонней поддержке Правительства Санкт-Петербурга и личном участии губернатора . Генеральным спонсором мероприятия является ОАО «АБ „Россия“». Среди почётных гостей праздника: Президент РФ Владимир Путин и глава Правительства РФ Дмитрий Медведев .

Идеология праздника

Основная идеология праздника лучше всего сформулирована в его девизе: «Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня на новое поколение, на талантливую и перспективную молодежь, от которой зависит будущее Петербурга и страны.

Зарождение традиции

Единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году . Местом его рождения считается Городской дворец пионеров имени Жданова на Невском проспекте , ныне известный как Дворец творчества юных. Именно там по распоряжению городского отдела народного образования Ленинграда было положено начало масштабному и яркому мероприятию.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнёс диктор.

Из-под Кировского моста в парадном строю вышла эскадра катеров, открывающая праздник. На катерах были представители всех поколений советских людей: молодой путиловский рабочий дней Октября, матрос революционной Балтики, солдат большевистского бронедивизиона… Люди 20-х, 30-х годов, годов Великой Отечественной войны, послевоенного периода, наших дней… Они провожали сегодня в трудовую жизнь ещё одну смену молодых.

По бортам всех катеров был расположен почётный эскорт - юные фанфаристы и барабанщики в яркой парадной форме Суворовского и Нахимовского училищ. На белоснежном адмиральском катере «Ленинград» находилось три выпускника, которым было предоставлено право открывать праздник. Один из них держал громадный праздничный вымпел. Рядом с ним - юноша и и девушка с высокими зажжёнными факелами.

Пройдя вдоль всей набережной, мимо Дворцового моста, эскадра подошла к широкому спуску Стрелки. Здесь, на гранитных ступенях, от самой воды вверх до Ростральных колонн , в несколько шеренг стояли юноши с незажжёнными факелами. Их много, около четырехсот человек. «Ленинград» пришвартовался к Стрелке. По высокому флагштоку на берегу заскользил вверх флаг праздника. Юноша и девушка волнообразным движением своих факелов подожгли факелы крайних в цепи. Зажглись ещё два факела. А дальше огни побежали от человека к человеку, на площадь к маякам. Когда около колонн загорелись последние факелы, вдруг, как бы выйдя из них, вверх поплыли пиротехнические огненные шары. Они достигли вершин маяков. И тогда раздались два лёгких взрыва. Шары подожгли форсунки маяков. Высоко в небо взметнулись языки пламени на Ростральных колоннах. Вслед за ними новой огненной волной зажглись пятьдесят громадных факелов, установленных на верках Петропавловской крепости. А затем огненная феерия как бы охватила и само небо. От стен Петропавловской крепости со Стрелки пошли вверх залпы навесного фейерверка.

Сполохами, пляшущими на ветру, огни обрамляли Неву. Они продолжали гореть до конца праздника. А на их фоне, когда еще гремели залпы фейерверка, появился трёхмачтовый корабль. По реке шёл гриновский галиот «Секрет» с алыми парусами - живая эмблема праздника.

На борту «Секрета» радостная и романтическая картина встречи Ассоли. Здесь и капитан Грей, и старпом Пантен, и весёлый балагур матрос Летика, и отец Ассоли - старый моряк Лонгрен. Команда галиота на палубе, вверху на мачтах… Тут же играет бродячий оркестр, тот самый, который Грей взял с собой в рейс, чтобы встретить Ассоль с музыкой… Композиция на морские темы И. Дунаевского , его увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», его музыкальный рассказ о весёлом ветре стали органической частью этой картины. «Секрет» шел вдоль берегов.

А в эфире диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле… «Попутного ветра тебе - корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» Они говорили о мечте. О мечте, как первом шаге к практической цели. «Мечтать - значит мысленно обгонять время, предугадывать будущее…» И тогда вслед за галиотом на Неве появились «Корабли мечты». Мечты, прокладывающей дорогу в трудовое завтра. В кильватерной колонне шли «Корабли труда». На каждом из них - громадное, светящееся изнутри и подсвеченное с бортов объёмное изображение - символ. Оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах» точно выражала значительность происходящего.

На первом корабле был изображен громадный «Молот». Внутри молота видны заводские металлические фермы, фрагмент шестерни, детали машин. На палубе и на отсеках заводских ферм была расположена живая картина - молодые рабочие наших дней. Они в костюмах различных производственных профессий, с характерными деталями своего труда. Молот - не только символ производства, он неразрывно связан в нашем представлении с серпом - другой частью эмблемы нашего государства. Вторым шёл корабль «Серп». Вокруг громадного светящегося серебром серпа - молодые труженики советского села. Профессии современного села разнообразны. Полеводы и механизаторы, доярки и агротехники, зоотехники и строители… На бортах корабля - поля высоких золотых колосьев, они волнами колышатся на ветру. Далее шёл корабль «Атом». Он посвящён науке. По реке двигалась большая модель атомного ядра…

Всё это действо было красочным, необычным, ярким и завораживающим. Гуляния продолжались до раннего утра, а представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.

Современный праздник

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного ряда. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы (баржи , понтоны располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства. Основными компонентами являются: пиротехническое и световое шоу. Дополнительными компонентами: водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой по SMPTE-таймкоду. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде.

2005

В момент прохода корабля использовалась испанская и немецкая пиротехника, заметная даже на светлом небе

Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени.

Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работал водный перформанс (отдельный постановочный номер с участием катеров). На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах (линейный фронт), на третьем - световое шоу на стенах Петропавловской крепости.

Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход «Штандарта» с алыми парусами. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе.

Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут.

2006

Фейерверк служит фоном для плывущего фрегата с алыми парусами

Была придумана идея сделать Петропавловскую крепость и фейерверк динамическими фонами, оживающими при прохождении фрегата с алыми парусами. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света.

Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой. Интересный факт, что весь концепт был набросан креативной группой на салфетках ресторана «Тиволи» в городе Франкфурт-на-Майне . Световой дизайн водной части шоу был подготовлен лучшим художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским .

2007

Корабль идёт в сопровождении свиты

Шоу 2007 года вышло на новый уровень. Его посетило более 1 млн человек - это европейский рекорд. Технологическая и творческая составляющие праздника достигли серьёзного мирового уровня. В постановке спектакля на Дворцовой площади принял участие известный итальянский режиссёр Валерио Фести. В качестве элементов внутренней и внешней декорации были использованы необычные составляющие: среди них - гигантские надувные сферы и актёры, переодетые живыми декорациями. Специально для спектакля была написана музыка, которую исполняла летающая пианистка. На большой высоте, через всю Дворцовую площадь был протянут водный экран для световых проекций. На фоне экрана двигался по воздуху фрегат с алыми парусами. На его носу стояла Ассоль.

В водной части праздника появилось много новых элементов: корабль с алыми парусами торжественно двигался в сопровождении свиты, состоящей из яхт , аквабайков и параглайдеров. Фейерверк и световое шоу стали ещё больше, а задействованное в спектакле пространство превысило 1,5 км².

2008

Декорацией для парусника служит мощный световой фон

В шоу была изменена основная концепция. Вместо традиционного прохода кораблей вдоль набережных появился стационарно установленный в акватории парусник «Мир». Из новых эпизодов был добавлен пиротехнический водопад на Троицком мосту длиной 500 метров.

2009

Фейерверки на бардах, мосту и понтонах

Помимо линии с большим фейерверком, установленным на трёх баржах, была добавлена ещё одна: 400-метровый понтон, на котором расположили фейерверк, огневые машины, свет и 200-метровый водный фонтан. Для шоу акваторию разделили на три акцентированных сцены с собственным пространством первого плана и индивидуальными динамическими двухступенчатыми фонами.

Поскольку фрегат «Штандарт» и яхты имеют достаточно малые размеры, было важно выдержать правильное соотношение масштабов пиротехнического, светового, огневого и водного фонов относительно движущихся в пространстве акватории кораблей.

Подготовку шоу серьезно осложняли погодные условия. За несколько дней до мероприятия, когда часть оборудования была установлена и смонтирована, случился погодный катаклизм: температура упала до двенадцати градусов, поднялся ураганный ветер, и обрушился такой ливень, что монтажные площадки превратились в гигантские озера. В акватории поднялся настоящий шторм. Обилие воды вследствие проливного дождя и шторма заставило многократно усилить влагозащиту всего пиротехнического материала. Однако несмотря на различные преграды, шоу прошло очень удачно.

2010

Фрегат с алыми парусами на фоне салюта

В шоу появился водный перформанс. Шесть 20-метровых прогулочных катеров были переоборудованы в автономные самодвижущиеся платформы с собственной системой питания и радиоуправления, а также были оснащены специальными конструкциями с пиротехникой, огнём, водомётами и светом. Все элементы водного представления были расположены по чётким виртуальным диагоналям, что позволило всю водную пиротехнику отстреливать в достаточно узкое пространство, ограниченное баржами и понтонами в момент непосредственного прохождения вдоль них корабля с алыми парусами. Высокоманёвренное судно, способное совершать развороты на малом круге, специально привезли из Швеции. Постановка на Дворцовой площади была выполнена совместно со всемирно известным цирком Cirque du Soleil .

2011

Бриг «Тре Крунур» с алыми парусами на фоне салюта

Организаторы

В 2005 году праздник был возрожден творческой группой под руководством Марины Фокиной по инициативе ОАО «АБ Россия». Сегодня всероссийский бал выпускников «Алые паруса» организовывается (за исключением 2008 года) «Санкт-Петербургским Международным центром фестивалей и праздников», который является главным городским оператором на рынке событийных технологий city entertainment special events. В организационную структуру также входят различные государственные и частные организации.

Генеральный продюсер праздника - Марина Фокина.

Режиссёр-постановщик - Василий Сазонов.

Арт-директор - Дмитрий Орликов.

Технический директор - Ольга Морр.

Режиссер водного перформанса - Олег Николаенко.

Генеральные технические партнеры: «PRG» (США - Германия), «Орион-арт» (Россия), «Cirque du Soleil » (Канада), «Studio Festi» (Италия), «Flash Art» (Германия).

Корабли, ходившие под алыми парусами

Год Фото Название и описание
1970-1979 С 1970 года роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград» (ранее «Надежда») . Это была немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель» (нем. Der Seeteufel , морской чёрт), принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру - главному германскому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Геббельса , Дёница и Гиммлера . «Der Seeteufel» стал первым германским кораблём, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии, как военный трофей, шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года она отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как «ПКЗ-134», в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».
1971-1979 С 1971 по 1979 год участвовала в празднике совместно с «Ленинградом» трёхмачтовая бермудская шхуна «Кодор» , построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчётом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей.
2005-2007, 2009 Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I в 1703 году на Олонецкой верфи. Восстановлен в 1994 году.

2008

Учебный трёхмачтовый корабль «Мир » - построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году. Считается самым быстрым парусником в мире.
Учебная гафельная шхуна «Юный балтиец » - создана ЦКБ «Балтсудопроект» в 1989 году. Единственный парусник, построенный в России после 1914 года.
2010-2012 Бриг «Тре Крунур» - первый шведский корабль со времён Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга.

Музыка

Характерно, что на всех «Алых парусах» использована музыка исключительно русских и советских композиторов. Часть ораторий была написана специально для «Алых парусов». Так, в 2009 году над оригинальной музыкальной версией работал петербургский музыкант и композитор Антон Грызлов. Исполнение было поручено оркестру Ленинградского телевидения и радио под управлением Станислава Горковенко, дирижёр - Тимур Горковенко. Из года в год своеобразным гимном праздника является увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта ». В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева , который лично участвовал в подготовке музыкального материала. Исполнение было поручено Российскому оркестру синематографа (2010 г., руководители Евгений Щёголев и Игорь Пономаренко) и симфоническому оркестру под управлением Игоря Пономаренко (2011 г.).

Исполнительский состав участников группы музыкального сопровождения включает в себя как полный развёрнутый состав симфонического оркестра и хора с солистами, так и современных рок-музыкантов и исполнителей этнической музыки на аутентичных инструментах - от ирландской флейты «Висл» и шотландских волынок до афроамериканских барабанов и электрогитары. Автором всех музыкальных идей современного праздника выступает режиссёр-постановщик и художественный руководитель проекта Василий Сазонов.

В 2012 году в основу музыкальной партитуры легли произведения классиков С. Прокофьева, И. Дунаевского, а также музыка популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

Критика

Некоторые источники в Интернете и СМИ считают, что на празднике присутствует значительное количество людей в нетрезвом состоянии

Сегодня, 23 июня, в Санкт-Петербурге состоится традиционный праздник выпускников «Алые паруса».

Торжественные мероприятия начнутся в 20 часов вечера и завершатся только в 4 часа утра. Впрочем, самые зрелищные моменты «Алых парусов» - праздничный салют и, собственно, проход по Неве самого корабля с ярко-красными парусами случатся уже вскоре после полуночи. Причем организаторы обещают, что это будет не просто фейерверк, а настоящее пиротехническое шоу на воде, которое продлится около 20 минут – с 00.40 до 1.00 ночи 24 июня.

Специально для выпускников будет организован и праздничный концерт, причем артисты будут, как всегда выступать сразу на нескольких сценах: основная будет установлена на Дворцовой площади, а дополнительная – на стрелке Васильевского острова. В этот раз здесь выступят около 50 популярных исполнителей, среди которых Quest Pistols Show, Каста, ST, Alekseev, Виктория Дайнеко, Алсу, Мари Краймбрери, Мальбэк & Сюзанна и другие. При этом хэдлайнером мероприятия станет Баста, который выступит на главной площади Санкт-Петербурга.

Источник фото: Федеральное агентство новостей - Андрей Ивашин

По традиции, вход на праздник открыт только для самих выпускников, которые могут попасть на него по специальным пригласительным. Впрочем, обычные петербуржцы также смогут посмотреть на салют и проход корабля с алыми парусами. Правда, в этом году, вход на Дворцовую площадь и стрелку Васильевского острова для простых людей будет закрыт – там будут гулять выпускники. Зато увидеть торжество можно будет с Литейного моста, Петропавловской набережной, Адмиралтейской набережной, набережной Кутузова и Университетской набережной.

Стоит отметить, что в этом году «Алые паруса» отмечают большой юбилей – исполняется 50 лет с далекого уже 1968 года, когда это мероприятие было проведено в Северной столице впервые. Однако стоит отметить, что с 1979 долгие годы праздник выпускников не проводили. Тогда его решили отменить, опасаясь больших скоплений молодежи.

Только в 2005 году было решено вновь вернуть эту красивую традицию. И теперь каждый год, в начале 20-х чисел июня, для выпускников петербургских, а также других российских школ, проводят праздничное шоу.

К слову, роль «Алых парусов» в разные годы выполняли различные корабли. Например, в 1968 по Неве прошла целая эскадра катеров, а в 1970 году в празднике приняла участие трофейная немецкая шхуна «Ленинград». В 2005 году, когда праздник возобновили, главным символом торжества стал первый корабль Балтийского флота «Фрегат», восстановленный в 1994 году. Затем суда менялись еще несколько раз, однако с 2010 года под Алыми парусами по Неве неизменно ходит шведский бриг «Tre Kronor» («Три Короны»). Этот корабль является точной копией брига 1857 года и был построен на деньги волонтеров со всего света, поэтому его также называют Парусником мира.

Фото: http://kudago.com/media/images/news/f5/6b/f56ba6e895a063b1549dcba072ca01de.jpg

«Алые паруса» - это всероссийский бал выпускников средних школ, который отмечается в Санкт-Петербурге. «Алые паруса» проходят обычно в субботу, ближайшую к самой длинной белой ночи (ориентировочно 18-24 июня).

Праздник «Алые паруса» проводится в два этапа: большой концерт с элементами театрализованного представления на Дворцовой площади и стрелке Васильевского острова (начало в 23:00, вход по пригласительным билетам) и грандиозное светопиротехническое мультимедийное шоу в акватории Невы (начало в 1:20, вход свободный).

Ночное шоу на празднике «Алые паруса» представляет собой уникальный спектакль на воде, где главным событием является проход вдоль набережных корабля с алыми парусами. Его торжественное движение сопровождается специально подготовленным световым представлением, фейерверком и водным перформансом. Все шоу «Алые паруса» полностью синхронизировано с музыкой. Продолжительность водного спектакля - приблизительно 30 минут.

Ежегодно в реальном времени за представлением «Алые паруса» наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведется прямая телевизионная трансляция с раздачей сигнала на весь мир. На празднике «Алые паруса» в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках.

История праздника «Алые паруса»

Основная идеология праздника «Алые паруса» лучше всего сформулирована в его девизе: «Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня на новое поколение, на талантливую и перспективную молодежь, от которой зависит будущее Петербурга и страны.

Единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году. Праздник «Алые паруса» открылся 27 июня 1968 года в одиннадцать часов вечера, когда стемнело. Его вступительная театрализованная часть проходила на воде. Сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовыми мостами - широкий участок реки против Петропавловской крепости. Места для зрителей мероприятия «Алые паруса» - вся Дворцовая набережная, оба громадных моста и стрелка Васильевского острова - своеобразный амфитеатр протяжённостью в три километра.

Вдоль набережной вытянулась цепочка мощных прожекторных установок. Их цветные лучи пробивали всё пространство над рекой. Радиопозывные возвестили начало праздника. И вслед за ними исторический центр города заполнила торжественная, величавая мелодрама «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра.

Фото: http://zabort.ru/uploads/images/00/78/29/2011/06/21/0c43db.jpg

В 2005 году праздник «Алые паруса» был возрожден творческой группой под руководством Марины Фокиной по инициативе ОАО «АБ Россия». Сегодня всероссийский бал выпускников «Алые паруса» организовывается (за исключением 2008 года) «Санкт-Петербургским Международным центром фестивалей и праздников», который является главным городским оператором на рынке событийных технологий city entertainment special events. В организационную структуру также входят различные государственные и частные организации.

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного ряда. Рабочее пространство акватории «Алые паруса» составляет 1,8 км на 800 метров. Все пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы (баржи, понтоны располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мертвых зон». Основными компонентами праздника «Алые паруса» являются пиротехническое и световое шоу. Также на празднике «Алые паруса» проходит водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой по SMPTE-таймкоду. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде.

Фото: http://f-lite.ru/lfp/i051.radikal.ru/0906/0e/6c6346c72074.jpg/htm

В 2013 году «Алые паруса» прошли под девизом «Россия - страна возможностей!». Традиционный концерт для гостей праздника начался 23 июня 2013 года в 23:00 на Дворцовой площади. В рамках подготовки к торжеству «Алые паруса» на телеканале СТС стартовало интеллектуальное шоу для молодёжи «Креативный класс», возможность стать участниками которого получили выпускники из 12 городов России. Победители программы стали героями и почётными гостями «Алых парусов». В 2013 году «Алые паруса» были интегрированы с Санкт-Петербургским образовательным форумом, в рамках которого под эгидой «Алых парусов» прошла выставка вузов. Фрегатом с алыми парусами вновь был шведский бриг «Тре Крунур».

Ведущими праздника «Алые паруса» были , Александр Гудков, и Ольга Шелест.

В 1955 году в книге «Золотая роза» Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству » .

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам » (1925) автор так описал первое появление замысла повести :

У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что , тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия .

Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «Крысолов»), затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию ». Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки .

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё - комнату в «Доме искусств » на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение - феерию «Алые паруса». «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать », - вспоминал Всеволод Рождественский . В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля .

Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.

Глава «Грэй » была напечатана в газете «Вечерний телеграф », № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г. »). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.

Сюжет

Феерия рассказывает историю о девочке Ассоль , которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом - моряком Лонгреном . Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки - искусно изготовленные модели парусников и пароходов , чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.

Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила малютку Ассоль. Роды были нелёгкими, и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами . Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль - «собиратель песен, легенд, преданий и сказок ». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт в далёкую страну…

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй , единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля: цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева,на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..»

При всем этом он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией , морским правом , лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в Лисс , в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты Грэй и матрос Летика , взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку,а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль - местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами,и что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке, разгадать её душу. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом и сам был таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк , из которого приказал сделать паруса . В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее, утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля под алыми парусами , с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Всё совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье…

Адаптации

Экранизации

Театральные постановки

  • «Алые паруса» - балет В. М. Юровского , Большой театр , 1943 г.
  • «Алые паруса» () - дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных , создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей - В. Гаркалин , Ассоль - кукла)
  • «Алые паруса» - рок-опера Андрея Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1976 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» (2007)
  • «Алые паруса» - музыкальный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик - Раймундас Банионис, композитор - Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге, в 2008 г.
  • «Алые паруса» - музыкальная феерия по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачёва . РАМТ , 2009 г. Постановщик - Алексей Бородин , музыка - Максим Дунаевский .
  • «Ассоль» - музыкальная феерия по пьесе Павла Морозова в Луганском областном академическом русском драматическом театре (2010). Постановщик - Олег Александров, композитор Михаил Мордкович.
  • Музыкальная феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , Жамбылский областной русский драматический театр (Казахстан). Премьера - 13 ноября 2010.
  • Спектакль «Алые паруса», «Театр на Спасской » (Киров). Режиссёр - Борис Павло́вич. Премьера 20 мая 2011 года .
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в театре «Свободное пространство» (2011). Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик - А. Михайлов.
  • Павла Морозова в Иркутском областном театре юного зрителя. Постановщик - Ксения Торская. 2011 год.
  • «Алые паруса» в Братском драматическом театре. Постановщик - Валерий Шевченко. 2008 год.
  • Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Анатолий Ильин. Композитор Ольга Нестерова. 2011 год.
  • Спектакль «Пристань алых грёз» в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор - Александр Хромов. Режиссёр - Юрий Уткин. Премьера - 21 марта 2012 года.
  • Спектакль «Алые паруса» Павла Морозова в Театре «Серебряный Остров». Постановщик - заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год.
  • Театральная феерия «Алые паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки - Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик В. Морозов. 2012 год.
  • Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку Максима Дунаевского в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
  • Премьера спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик - Лариса Леменкова. 2012 г.
  • Максима Дунаевского в Пермском академическом Театре-Театре . Режиссёр-постановщик Борис Мильграм . 2012 г. Премия «Золотая маска» в номинации «Оперетта-мюзикл / Работа режиссёра» .
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр - Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , в Новошахтинском театре драмы. Постановщик - Ксения Торская. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Вологодском областном театре юного зрителя. Постановщик - народный артист России Борис Гранатов . 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик - Дмитрий Вихрецкий. 2012 г.
  • Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г.
  • Музыкальный Павла Морозова в Донецком академическом областном русском ТЮЗе . Постановщик - Олег Александров. Сценография - заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор - М. Мордкович. 2013 год.
  • Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор - Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик - народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г.
  • Премьера музыкального спектакля «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор - Сергей Чвокин. 2013 год.
  • Спектакль Пензенского театра юного зрителя «Там, где сбываются мечты » по мотивам «Алых парусов». Постановщик - Дарья Самоукова. 2013 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Московского Театра Мюзикла . Режиссёр-постановщик - Дмитрий Белов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 18 октября 2013 г.
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского . Постановщик Сергей Гришанин. Композитор - засл. деятель искусств Украины М. Мордкович. 2014 г.
  • Музыкальная фантазия «Алые паруса» в Ярославском ТЮЗе. Постановщик Игорь Ларин. 2014 г.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац . Постановщик - засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов, композитор - Максим Германцев (Алма-Ата, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку и слова Оксо, театр «Невидимки». Режиссёры-постановщики - Оксо и Илья Небослов. Премьера 13 июля 2013 года.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик - О. Луцива (Кокшетау, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене театра «Русская песня». Режиссёр-постановщик - Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Театре для детей и молодежи «свободное пространство» (г. Орел). Режиссёр-постановщик - Александр Михайлов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра (г. Иваново) по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссер - А.Лободаев, дирижер - Д.Щудров, художник - засл.работник культуры России В.Новожилова, балетмейстер - В.Лисовская, хормейстер - Я.Бабурина. . Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова . Режиссер-постановщик - нар.арт. РФ Наталья Зубкова. 2016 г.
Вверх