Эффективные способы запомнить иностранные слова. Как запомнить иностранные слова и непременно дожить до ситуации, когда они пригодятся? Ухудшение кратковременной памяти

Раздели слова на смысловые группы: автомобили, девушки, вечеринки и так далее. Несколько новых слов 5-10 раз напиши вместе с переводом на бумаге и параллельно произноси их вслух.

Каждый день заучивай несколько слов и обязательно повторяй старые.

Выписывай свежевыученные слова в три списка на трех лис­тах. В каждом варианте порядок слов должен быть разным.

После того как ты поймешь, что все запомнил, продемонстрируй знания самому себе: возьми листы со списками, заполни их переводом (на память, разумеется), а потом сверь результат со словарем.

Не экономь бумагу: лис­тов действительно должно быть три, чтобы ты смог закрепить значения слов, не привязываясь к их последовательности.

Во-вторых

Если слова забываются быстро, а на японском в тюрьме больше никто не говорит, играй всем своим словарным запасом в антонимы (white - black) и составление цепочки (bus - soup - police).

Изучающим английский будет интересно побывать на freerice.com . Это онлайн-игра с разными уровнями сложности, где к предложенному анг­лийскому слову нужно подобрать синоним (варианты прилагаются). А поскольку сайт находится в ведении Всемирной продовольственной программы ООН, каждый твой правильный ответ приносит 10 зерен риса голодающим людям. До тебя так же ловко спасать мир мог только Брюс Уиллис.

В-третьих

Не забывай о мнемоническом методе запоминания, находя словам звуковые ассоциации на языке, который уже хорошо знаешь (не обязательно родном). Например, слово «sleep» («спать») созвучно со «слипаться». Ассоциация - «глаза слипаются».

Многие проще запоминают ассоциации, если они выходят за рамки реальности. Скажем, когда английское «neck» («шея») ассоциируется с чем-то вроде «У Некрасова в конюшне жила дрессированная шея». Ну и так далее…

В-четвертых

Связывай слова с конкретными предметами или людьми. Например, сосед Даниил Петрович всегда напоминал тебе зеленую «Ниву».

Извлеки пользу из этого образа и свяжи с ним сразу три слова: «зеленый», «сосед» и «автомобиль».

В-пятых

Если ты делаешь вид, что у тебя не извращенная фантазия и ты не представляешь соседа в виде русской машины, связывай слова в логические цепочки, звенья которой кажутся перекликающимися только тебе: телевизор - кино - попкорн - беременность - метро.

В-шестых

Заведи блокнот и к слову, которое мечтаешь выучить, рисуй картинку, а под ней пиши само слово с переводом и транскрипцией.

Во-первых, за этим занятием ты успеешь настолько запомнить слово, что останется время еще трижды его проклясть. Во-вторых, ты сможешь мыслить образами, которые создал сам. А такое не забывается.

Как запоминать слова. Пожалуй, способов запоминания информации огромное множество. Можно выписывать слова и клеить их на холодильник – место, к которому мы чаще всего подходим. И обновлять по мере их запоминания. Можно записать слова на диск и слушать их в автомобиле или метро. Можно воспользоваться методами эйдетики. Каждый найдет то, что ему подойдет больше всего.

Здесь же рассмотрим несколько хитростей запоминания, которые я рекомендую своим ученикам.

1. Слова нужно запоминать в контексте. Если Вы решили выучить список слов в конце урока в учебнике, выписав их значения, — это напрасный труд. Ведь слово имеет не одно значение. Нужно в данный момент выучить какое-то конкретное значение, связанное с темой урока. Попытка выучить абы что не приведет к успеху, так как за таким словом не стоит ситуация. Значит, оно тут же забудется.

2. Желательно выписывать слова по мере того, как Вы их встречаете. Еще лучше перевести слова, подписав их карандашом в учебнике. А затем через некоторое время вернуться к ним и выписать в отдельную специально отведенную для этого тетрадь. Тетрадь для словаря должна иметь три колонки: иностранное слово, транскрипция, перевод. Это особенно важно при изучении английских слов, где очень много исключений в произношении.

3. При запоминании стараться избегать зубрежки. Пассивное повторение слова и его значения – работа на кратковременную память. Нужно осознанное представление слова. То есть слово при каждом обращении к нему нужно видеть в контексте. Если Вы выписали слово, а затем его учите, достаточно лишь прочитать слово, его перевод и представить ситуацию-контекст, в какой оно употреблялось или самому сделать с ним предложение. Если же слово Вы не выписали, считайте, что зря искали его значение в словаре. Вы его не «приручили», Ваша рука, а значит и Ваша память не «знает» это слово. Оно пройдет мимо Вас.))

4. С новыми словами необходимо составлять предложения. И желательно, чтобы их мог проверить учитель, чтобы убедиться, что Вы правильно употребляете слова в речи.

5. Хороший результат даст такой способ запоминания. Вы выписываете слова в словарь. Через два часа читаете их. Затем через два дня еще раз прочитываете. И снова к ним возвращаетесь через две недели. Слова запоминаются автоматически. Память получает сигнал, что они Вам нужны и важны. Вы же две недели о них помните. Значит это уже не кратковременная память, а долговременная.

6. Важно сделать себе установку, что Вы запоминаете слова сразу, как их встречаете. Чтобы память знала, что это работа вот сейчас, а не через месяц.

7. Также слово нужно «приручать». Для этого незнакомое слово надо связывать со знакомым словом или образом по звуковому его звучанию. То есть придумывать ассоциацию. Ассоциация для слова должна быть смешной.. вызывать смешинку при его произношении, яркой и крупной. То есть если «chair» — это «стул» и Вы не знаете его значение, зато прекрасно знаете, что «cherry» — «вишня», то можно представить стул, состоящий из ярких спелых и крупных вишен. И стул этот должен в Вашем воображении занимать пространство комнаты. А теперь сядьте на него. Упс.. Придумывание ассоциаций – трудоемкое занятие.. в начале. Затем начинает получаться все быстрее и лучше. Но такие слова гораздо лучше запоминаются без нудной зубрежки, превращая процесс изучения новых слов в увлекательное занятие. Достаточно раз придумать удачную ассоциацию, и Вы его уже не забудете.

8. Кто-то говорит: «Ой, у меня нет воображения!». Так не бывает! Просто у кого-то оно хорошо развито, а кто-то большую часть своей жизни им пренебрегал, отдавая предпочтение точным наукам. Если воображения не хватает, его надо развивать. Не только для запоминания слов. Пригодится в жизни. Такого рода упражнения лучше всего помогут Вам в этом. Рисуйте слова – значения, придумывайте смешную ситуацию для них.

9. Затем нужно также помнить, что в начале изучения язык чужд для нашего образа мысли, нашего ума. Идет отторжение. Слова запоминаются ужасно трудно. Но чем больше Вы им занимаетесь, тем легче становится процесс. Уже раз выученные слова помогают запомнить новые.

10. Хорошо помогает запомнить слова моторная память. В процессе выписывания слов Вы также запоминаете их. Поэтому не ленитесь выписывать и переписывать их. Например, работая со словариком, Вы закрываете английские слова, смотрите на русские и рядом на черновике пишете английское слово. Так Вы запоминаете и значение слова и его написание. Помните, что все люди разные по способу восприятия информации (и не только). Кто-то аудиал, кто-то визуал, а кто-то кинестетик. Следовательно, и способы запоминания для каждого будут свои.

11. Группируйте слова по общим признакам. Например, производные от одного корня, глаголы, тематические группы (транспорт, город, продукты)

12. Ну и следует помнить древнее и мудрое правило: Repetitia est mater studiorum – «Повторение – мать учения». Раз в месяц – два – три устраивайте контрольный повтор всего словарика (тетради с выписанными Вами лично словами). Принимаете ванну – возьмите с собой словарик. Поиграйте в расслабленном состоянии со словами, рисуйте в воображении смешные картинки для каждого слова. Особенно трудно запоминаемые слова – на холодильник, на входную дверь, на доску над рабочим столом – чтобы примелькались и запомнились.

Мы учим английский язык всю жизнь, знаем правила, но все равно не можем грамотно ответить иностранцу и без мук посмотреть сериал в оригинале. Почему так?

Мы решили разобраться в этой несправедливости и нашли способ, как лучше изучать иностранные слова. Существует универсальная формула запоминания, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом. И она работает.

Почему мы забываем

Мозг бережет нас от перегрузок и постоянно избавляется от ненужной информации. Именно поэтому все новые слова, которые мы учим, сначала попадают не в долгосрочную, а в краткосрочную память. Если их не повторять и не использовать - они забываются.

«Кривая забывания» Эббингауза показывает, что уже через 1 час после заучивания мы забываем более половины информации. А через неделю помним лишь 20 %.

Как помнить все

Чтобы новые слова не вылетали из головы, нужно постараться «поместить» их в долгосрочную память. Зазубривание в этом случае неэффективно, так как мозг не успевает быстро осмыслить информацию и выстроить прочные ассоциативные связи. Чтобы помнить дольше - процесс запоминания лучше растянуть на несколько дней, а то и недель. При этом повторять достаточно по разу.

Практиковать интервальные повторения можно с помощью самодельных карточек или специальных приложений типа: Anki (Android, iOS) и SuperMemo (Android, iOS)

Еще 12 секретов запоминания новых слов

  • Учите осознанно . Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
  • Определитесь со списком слов, которые нужны для поддержания разговора . Их всего около 300–400. Запоминайте их в первую очередь.
  • Учтите, что лучше запоминаются слова в начале и в конце списка («эффект края»).
  • Переключайте внимание с выбранной темы на другую. Знайте, что похожие воспоминания смешиваются (принцип интерференции) и превращаются в «кашу».
  • Учите противоположное . Если запоминаете day, то рассмотрите и night. Антонимы запоминаются быстрее и проще.
  • Стройте свои «чертоги памяти» . Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые слова с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками слова.
  • Используйте прием «слова-гвозди» . Суть метода в присоединении заучиваемого слова к уже известному для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, в считалочке: «Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре», слова «четыре» и «в сыре» связаны друг с другом.
  • Ассоциируйте новые слова с уже известными вам . Например, слово heel (пятка) можно запомнить, вспомнив Ахилла и его ахиллесову пяту. А слово look (смотреть) можно выучить, если вспомнить, как трудно смотреть, когда режешь лук.
  • Сочиняйте рассказы . Если вам нужно запомнить слова в определенном порядке, попробуйте выстроить их в импровизированный рассказ. Важно, чтобы все слова были связаны между собой по сюжету.
  • Пользуйтесь диктофоном. Произносите слова под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.
  • Оживляйте и визуализируйте. Пользуйтесь мимикой, когда изучаете эмоции. Двигайтесь, когда учите слова на спортивную тематику. Таким образом вы задействуете еще и мышечную память.
  • Не учите язык по словарю и школьным учебникам. Если вы любите «Игру престолов», попробуйте учить слова по этому сериалу. Так намного интереснее.

Необходимость запоминания большого объема новых слов - серьезное препятствие для изучающего иностранный язык. Бытует мнение, что дети хорошо запоминают иностранные слова, а взрослые - хуже. Мнемотехника показывает, что это не совсем так и даже совсем не так.

Действительно, ребенок к семи годам осваивает свой родной язык, потому что он живет в языковой среде. Его учителями являются сразу много людей (папа, мама, бабушка и дедушка, приятели, воспитатели). Но за семь лет своей жизни ребенок набирает не такой уж и большой запас слов - 1500-2000. Если разделить это количество на количество дней в семи годах, то получится, что дети учат каждый день всего по одному слову.

Изучающего иностранный язык интенсивно такая «феноменальная» память на слова явно не устраивает. Нужно уметь запоминать в день хотя бы по 50 новых слов, тогда разговорный минимум в 2000 слов можно заучить за 40 дней. Речь здесь идет не о том запоминании, при котором «читают и переводят со словарем», а точнее не могут читать и переводить без словаря. Слова необходимо запоминать так, чтобы больше никогда не искать их в словаре. Но и этого мало. Слова нужно запоминать так, чтобы они при восприятии вызывали у вас в воображении соответствующие зрительные образы. В этом случае понятие «перевод» потеряет для вас смысл. Ведь если иностранная речь будет включать у вас механизмы воссоздающего воображения, вы ее просто будете понимать без всякого перевода, как понимаете слова родного языка.

Запоминание группы иностранных слов осуществляется в несколько этапов.

1. Запоминаемые слова представляются в виде зрительных образов. Зрительные представления на любых языках выглядят одинаково. Яблоко, эпл, ринго - все это разные обозначения одного и того же образа.

2. Зрительные образы определенного количества слов запоминаются в соответствующей последовательности. Это нужно для того, чтобы при мысленном припоминании вы могли проработать все слова без пропусков.

3. На образе запоминаемого слова делаются метки, которые подсказывает вам его звучание на иностранном языке. После этого вы уже сможете воспроизвести иностранные слова без словаря. Однако такого запоминания недостаточно. Воспроизведение пока осуществляется на основе образованных вспомогательных ассоциаций. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.

4. Далее вы вспоминаете очередной образ и считываете с него произношение. Затем убираете образы-метки из сознания и представляете только запоминаемый образ. На фоне этого образа приемом мысленного проговаривания и мысленной прорисовки (при запоминании написания) вы образуете прямую связь между образом и его новым звучанием. Эту операцию необходимо проделывать несколько раз в течение двух-трех дней, пока новое звучание не «прилипнет» к образу.

Осуществлять операции по закреплению слов в памяти вы можете в любое время - на прогулке, в транспорте, за столом. Для повторения и закрепления новых слов вам не нужен учебник, так как произношение слов записано в вашей памяти.

Грубой ошибкой будет образование ассоциации между звучанием слова и образом-меткой.

Пример. При запоминании образа «Волосы» японским словом «Ками» мы крупно представляем именно волосы и более мелким образом делаем в «волосах» метку «Камин». При мысленном повторении необходимо представлять волосы и произносить про себя «Ками». Представление образа камина будет ошибкой, так как ассоциация при этом образуется неверная. Вы ведь не хотите, чтобы слово «Ками» вызывало у вас в воображении образ камина?

Вспомогательные ассоциации (образы-метки), в которых закодировано произношение, нужны только на первом этапе запоминания иностранных слов, для захвата информации в память, чтобы избавиться от необходимости носить с собой учебник и иметь возможность последовательно повторять слова.

Связь достаточно быстро формируется. Вы это почувствуете по возникновению эффекта непосредственного припоминания. При этом вам часто даже будет трудно вспомнить вспомогательные образыметки. Зрительный образ будет сразу вызывать произношение и наоборот.

Техника запоминания иностранных слов достаточно простая, но при условии, что у вас сформированы навыки кодирования слов в образы и образования искусственных ассоциаций. Чем больше вы будете тренироваться в запоминании иностранных слов, тем проще они будут запоминаться.

На занятии мы отрабатываем запоминание иностранных слов на примере слов из японского языка. Этот язык выбран по двум причинам. Во-первых, японские слова достаточно легко запоминаются; во-вторых, практически никто не знает японского языка, поэтому можно объективно оценить эффективность запоминания с помощью предлагаемой техники. Запоминание английских слов не обеспечит «чистоты эксперимента», потому что многие английские слова всем хорошо знакомы.

Чтобы эффективно применять на практике технику запоминания иностранных слов, у вас должны быть сформированыхорошие навыки запоминания. Это - высокая скорость кодирования информации в образы, умение формировать в памяти образные коды, способность запоминать ассоциации с первого раза и в достаточнобольшом объеме. Так, запоминание ста иностранных слов может быть приравнено к запоминанию трехсот двузначных чисел или ста телефонных номеров. Ваша способность запоминать за один раз такой объем информации напрямую зависит от устойчивости вашего внимания. Устойчивость внимания - главный показатель при оценке навыка запоминания программой «Мастер запоминания» - определяется по объему запоминаемых сведений. Даже если вы запомните без единой ошибки 60 чисел, уложившись в норматив скорости запоминания, «Мастер запоминания» поставит вам скромную оценку «3», потому что запоминание 60 чисел равносильно запоминанию всего 20 иностранных слов и такого навыка запоминания недостаточно для интенсивного изучения иностранного языка. Для сравнения - в одном уроке лингафонного курса может быть в среднем 100-150 новых слов. В одном параграфе учебника истории - 50 информационных сообщений, подлежащих запоминанию, которые состоят примерно из 250 образов.

УДК 372.881.1

25 СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Маркова Светлана Дмитриевна
Вильнюсский университет
преподаватель, докторантка, кафедра русской филологии


Аннотация
Результат работы над развитием лексического навыка зависит от того метода, который используется при изучении иностранного языка.
В статье рассказывается о 25 наиболее эффективных способах запоминания слов. Это иллюстрированные словари, тематические словари, частотные словари, лексические минимумы, списки, ассоциации, маршруты, lexiland, город, карточки, тренажер всех полиглотов, слова в действии, карточки – приложение для смартфона, стикеры, метроном, зона личного комфорта, запись на диктофон, однокоренные слова, словосочетания, противоположности, синонимы, создание собственных тематических словарей, интеллект-карты, кроссворды, сканворды.

25 WAYS TO MEMORIZE OF FOREIGN WORDS

Markova Svetlana Dmitriyevna
Vilnius University
lecturer, doctoral student, Department of Russian Philology


Abstract
The result of work on the development of lexical skills depends on the method used in the learning of a foreign language.
The article describes the 25 most effective ways to memorize the words. This is illustrated dictionaries, thematic dictionaries, frequency dictionaries, lexical minimum, lists, associations, routes, lexiland, city card, trainer of polyglots, the words in action cards - applications for smartphones, stickers, metronome zone of personal comfort, recording on tape, root words, phrases, antonyms, synonyms, creating of own specialized dictionaries, mind maps, crosswords, scanwords.

Каждый, кто изучает какой-либо иностранный язык, должен в первую очередь овладеть лексикой данного языка, необходимой для общения на иностранном языке. Лексика является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Анализ современной методической литературы подтверждает актуальность данной проблемы для дидактики в целом и для методики изучения и преподавания иностранных языков. Следует подчеркнуть также важность овладения активным и пассивным словарным запасом.

Схема запоминания иностранных слов

«Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас», – считает С.Ш.Нуридинова [ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467659 ].

Только вот овладение словарным запасом у каждого происходит по-разному. По мнению Е.Васильевой, у детей до 12 лет след памяти выглядит так: ОБРАЗ + СЛОВО (натуральный метод), а после 12 лет след памяти изменяется и выглядит по-другому: СОЕДИНЕНИЕ ОБРАЗОВ + СЛОВО (техники запоминания). Поэтому натуральные методы начинают давать сбои.

Весь процесс запоминания слова можно изобразить схемой:

Схема «Процесс запоминания слова»

Запоминание слова – сложный процесс, проходящий 3 этапа. Чтобы на 100% запомнить слово и уметь его использовать в устной речи, нужно:

    Одновременно представить слово и несколько раз его произнести, что дает 60-70% запоминания слова (слово + произношение) ;

    Одновременно писать слово и произносить, что дает еще 30-40% запоминания слова (произношение + написание) ;

Таким образом, любые слова (слова родного языка и иностранные слова) состоят из образа, произношения и написания. Чтобы «запомнить слово», нужно пройти все 3 этапа по часовой стрелке [Васильева, 2008, с. 13].

А теперь посмотрим, из каких составляющих состоят иностранные слова:

Слово – иностранное слово

    Образ – перевод

    Произношение – написание

    Написание – иностранное слово

В схеме это будет выглядеть следующим образом:

Составляющие, которые есть у иностранного слова:

    Образ перевода;

    Произношение;

    Написание.

Важным аспектом в данном случае является «запоминание иностранного слова».

«Запомнить иностранное слово», по мнению Васильевой, – это значит:

    Знать со 100-процентной точностью все его составляющие: перевод, произношение, написание (графическое изображение слова);

    Быстро и со 100-процентной точностью вспомнить, когда это необходимо, любую из трех составляющих.

Именно такое 100-процентное запоминание иностранного слова возможно, если процесс запоминания будет выполняться последовательно, то есть

    1 этап – образ перевода + произношение (70% запоминания слова);

    2 этап – произношение + написание иностранного слова (30% запоминания слова);

    3 этап – написание иностранного слова – образ перевода.

Е.Васильева считает, что свободное владение языком возможно только тогда, когда вы можете вспомнить иностранное слово по своему желанию в любое время. Подобное извлечение информации из памяти называется воспроизведением и возможно лишь при запоминании по часовой стрелке. Начиная запоминать с перевода, мы тем самым учимся думать на иностранном языке [Васильева, 2008, с. 22].

А А.Каралюс считает, что в мозгу нужно создать отдельную область, которая будет отвечать за иностранный язык. То есть не филиал нашего родного языка, а отдельную иностранную нишу.

Эффективные методы запоминания слов

В данной статье представлены 25 способов запоминания слов, из которых можно выбрать для себя наиболее приемлемые и удобные.

    Иллюстрированные словари

    Тематические словари

    Частотные словари

    Лексические минимумы

    Списки

    Ассоциации

    Маршруты

    Lexiland

    Город

    Карточки

    Тренажер всех полиглотов

    Слова в действии

    Стикеры

    Метроном

    Зона личного комфорта

    Запись на диктофон

    Однокоренные слова

    Словосочетания

    Противоположности

    Синонимы

    Интеллект-карты

    Кроссворды

    Сканворды

Иллюстрированные словари

Особенно часто они используются при работе с детьми, когда дети видят картинку, а рядом – слово. Их огромное множество для изучения английского языка, намного меньше для других языков. Но хорошо то, что здесь важны именно картинки, а их как раз и можно взять из любого иллюстрированного словаря, предназначенного для изучения английского или любого другого языка. Можно просто взять картинки и перевести слова. И таким образом будет готов личный иллюстрированный словарь. При такой работе слово прикрепляется к образу. Так учат любой язык дети. Но и некоторым взрослым этот метод очень нравится.

Тематические словари

Наш мозг не воспринимает обычные списки слов, поэтому никогда не следует учить слова из словаря, да еще и по алфавиту. Лучше использовать тематические словари. Часто тематические словари соответствуют лексическим минимумам.

Что это такое? Наш мозг лучше всего усваивает информацию, которая разделена на какие-то блоки. Например, 100 слов – это 5 разделов по 20 слов, или 7-10 разделов по 10-15 слов. Берем тему, допустим, «Одежда». В ней будут разделы: «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда», «Обувь», «Аксессуары» и т.д. Лучше составлять тематические словари самостоятельно, чтобы в них не попадали слова, которые Вам не нужны (не соответствуют зоне Вашего языкового комфорта). В таком случае лучше всего делать словарную интеллект-карту каждой темы.

Частотные словари

Существуют в каждом языке. Это наиболее употребляемые слова среднего носителя языка. Найти частотный словарь по английскому языку очень просто, что касается других языков, то надо просто поискать. Да и вообще, методика преподавания иностранных языков, какие-то новые веяния сначала появляются и прорабатываются на английском языке. Ведь он сейчас – lingua franca, его должны знать почти все. Только потом все это новое из английского попадает в другие языки, когда этим начинают заниматься специалисты. Частотные словари связаны с лексическими минимумами.

Лексические минимумы

Это самый простой и популярный способ учить слова. Есть много разделений по минимумам, но, на мой взгляд, наиболее понятный метод Э.В.Гуннемарка. Во-первых, исследователь разделил уровни на два: уровень устного общения и уровень чтения на иностранном языке. К уровню общения относятся:

Базовый или пороговый уровень: 400-500 слов, примерно 100 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов». Следует также заметить, что, уже начиная с овладения 150-200 словами и приблизительно 25 устойчивыми словосочетаниями, можно начинать общение.

Мини-уровень: 800-1000 слов и 200 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов».

Меди-уровень: 1500-2000 слов и 300 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов».

Для целей чтения на иностранном языке выделяется:

Мини-уровень: 800-1000 слов.

Уровень чтения «литературы по специальности»: 3000-4000 слов.

Уровень чтения прозы: 8000 слов [Гуннемарк, 2002, с. 19].

В разных системах эти числа будут варьироваться. Кроме того часто в минимумах дается больше слов с учетом 10-20% погрешности. То есть как бы мы ни учили, определенный процент слов мы никак не можем запомнить. И зачастую те слова, которые никак не запоминаются, нам просто не нужны. Мы их не используем в своем повседневном общении. Мы их знаем, но не употребляем, они у нас в пассиве. То есть они не принадлежат к нашей зоне языкового комфорта.

Списки

Слова лучше учить не по отдельности, а целыми списками. Они могут быть сгруппированы абсолютно по любому принципу (цифры, синонимы, антонимы, названия профессии и т.д.), но главное – именно список. Тогда в памяти остается то, что их много и они быстрее запоминаются.

Ассоциации по Аткинсону

Имеется пара: слово на родном языке и это же слово на иностранном языке, которое нам надо запомнить. Запоминание проходит в несколько этапов:

    Нужно взять слово на родном языке и представить его. Если это собака, то вспомнить, когда Вы в последний раз видели ее, где именно, что она делала, какие чувства Вы при этом испытывали и т.д. Если это глагол, например, любить, то вспомните, когда Вы испытывали это чувство, к кому и т.д.

    Взять слово на иностранном языке (например, по-английски «любить – love») и записать транскрипцию: ЛАВ. Подумать, на какое русское слово оно похоже. На слово ЛАВА.

    Соединить первое представление со словом «лава». Получается маленький видео-ролик «ЛЮБОВЬ как вулканическая ЛАВА».

    Повторить иностранное слово 3 раза: любить – love, love, love.

Маршруты

Многие любят гулять. В парке, по городу, по магазинам… И это увлечение тоже можно сочетать с изучением иностранного языка. Например, прогуливаясь по парку, можно изучать деревья. Это клён, сосна, берёза, липа… Дальше – цветы. Одуванчик, клевер, ромашка… Можно пойти в магазин за продуктами. А если пойти в супермаркет, то не только продукты можно выучить, но и много других слов. Пока идем в одном направлении – учим, возвращаемся обратно той же дорогой – повторяем. Можно ходить с обычным словарем или использовать электронный словарь, а можно взять с собой друга, который знает язык. Он с удовольствием вспомнит его, да и Вас научит.

Lexiland

Не всегда есть возможность прокладывать реальные маршруты. Поэтому есть хороший способ чертить маршруты на листе бумаги. На каждую из тем можно сделать интеллект-карту. Темы разделить на подтемы, а подтемы – на разделы. Надо взять отдельный лист бумаги и начать рисовать. Рисование очень помогает, так задействованы два полушария – правое и левое. Например, тема «Город», подтема «Зоопарк», раздел «Дикие животные». Схематически рисуем зоопарк и прокладываем маршрут: клетка со слоном – рисуем слона, далее обезьяна – рисуем обезьяну, которая нам корчит рожи. Медведь, лиса, заяц… Чем хуже человек рисует, тем больше этот метод для подойдет. Не надо рисовать очень красиво, главное, чтобы предметы были узнаваемы. Таким образом мы прокладываем не реальные маршруты, а рисуем свой особый Lexiland.

Город

Чтобы быстрее выучить иностранный язык, можно выделить для этого какой-нибудь город, который Вы хорошо знаете и в котором отлично ориентируетесь. Например, мне надо выучить продукты питания. Мысленно можно пойти в конкретный магазин и вспомнить ряды. То есть все продукты питания мысленно находятся в данном магазине. И когда нужно вспомнить хлеб или молоко, то можно мысленно перенестись в этот магазин, увидеть прилавки и мгновенно вспомнить слова. Если это здания, то эти здания будут опять же в этом городе.

Метод «Город» хорошо работает и для изучения каких-то морфологических или грамматических групп слов. Например, нужно выучить артикли. В немецком языке из три: der – мужского рода, die – женского рода, das – среднего рода. Тогда следует взять один район города и поместить туда всех «мужчин» с артиклем der. В другом районе – всех «женщин» с артиклем die. А в третьем – весь средний род с артиклем das. Можно делить и по частям речи: существительные – в одном районе, прилагательные – во втором, глаголы – в третьем. И т.д.

Карточки

Для этого понадобятся карточки-листочки, которые можно купить в любом канцелярском магазине, или нарезать самостоятельно. Чтобы мозгу было веселее работать, можно купить цветные карточки. Но можно обойтись и простыми белыми. Если нет коробочки, то желательно купить резиночки, чтобы скреплять листочки.

Далее на эти карточки пишем слова. На одной стороне пишем слово, на другой – перевод. Никаких транскрипций не пишем, чтобы привыкать к написанию. Если слово трудное и его произношение очень отличается от написания, внизу можно подписать проблемные места. Но не транскрибировать все слово. Повторять в течение нескольких дней.

Тренажер всех полиглотов

Это работа с карточками. Для того, чтобы составить картотеку, понадобится коробочка с пятью ячейками. Лучше всего такую коробочку купить, но если нет такой возможности, то можно и обойтись без нее. Можно просто раскладывать карточки на 5 стопочек: первая толщиной в один палец, вторая – два пальца, третья – три, четвертая – четыре и пятая – пять. То есть в картотеке мы реализуем систему пяти повторений.

Как работать с картотекой?

    Взять стопочку слов и сначала выучить значение слов с иностранного языка на родной. Потом нужно пройти и значение с родного на иностранный. Если слово знакомо – положить назад, незнакомо – положить в середину стопочки, чтобы оно в скором времени попалось на глаза еще раз. И таким образом просматриваются все слова. Всегда есть от 10 до 20 процентов слов, которые не запоминаются. Их следует откладывать и оставлять в первой ячейке. Те, которые знакомы – перенести в следующую. И так, пока все наши слова не пройдут путь от первой ячейки до последней. Знакомы – перенести в следующую, незнакомы – оставить в предыдущей. На одно слово приходится около недели работы. Но так как таким образом изучается и повторяется не по одному слову, а сразу сотнями, то по времени на это уходит около 10-15 минут в день. За исключением первого раза, когда не просто проглядываются слова, но и придумываются визуализации к каждому, чтобы слово не было статичным, а приобрело динамику.

    Как вариант к данному. Часто ставится цель – за неделю выучить лексический минимум языка (допустим, 500 или 1000 слов). Можно по системе пяти повторений просто прогнать все слова по пяти ячейкам в течение пяти дней. Но есть и другой вариант: каждый день записывать на карточки по 100-150 слов ежедневно и повторять их в течение семи дней. То есть в первый день записать и выучить при помощи визуализации 100 слов (затратить на это 2-3 часа сначала, 1-2 часа, когда система становится понятной). Во второй день их повторить (20-30 минут), плюс записать и выучить еще 100 слов (1-2 часа). В третий день повторить 100 слов первого дня (5-10 минут), 100 слов второго дня (10-15 минут), плюс записать и выучить еще 100 слов (1-1,5 часа). И так далее. С каждым днем уменьшается количество времени на каждое последующее повторение и сокращается количество времени, когда готовятся новые партии карточек «100 слов дня». Таким образом, за неделю-две можно овладеть лексическим минимумом в 500-1000 слов без особых проблем. Главное, учить и повторять их каждый день в течение пяти дней (за один день можно повторить и несколько раз для гарантии качества) и не путать стопочки. Можно даже на каждой стопочке подписать: «100 слов 1-ого дня», «100 слов 2-ого дня», …, чтобы не запутаться. И носить их всегда с собой. Как только появляется свободная минута – взять и повторить. Сначала с иностранного на родной, потом – наоборот. Когда слова уже выучены, не надо карточки сжигать или выбрасывать, как многие советуют. Их можно просто отложить куда-нибудь на время. И когда, например, через 2 года, опять понадобится для реального общения тот язык, можно взять все эти карточки (500 или 1000 слов) и быстро повторить их в течение 2-3 часов. Это все равно будет намного быстрее, чем если начинать их писать заново.

Слова в действии

Например, при приготовлении обеда можно комментировать ингредиенты и все производимые действия на иностранном языке. Или в тренажерный зале и можно учить движения. Просто у многих кинестетическая память, то есть память связана с действиями, которые нами совершаются.

Карточки – приложение для смартфона и т.д.

Это такие программы для телефонных устройств. Метод хорош для тех, кто много времени проводит в общественном транспорте или просто «играет» с телефоном. Рекомендуется найти такие карточки, скачать их на телефон и проводить время с пользой, обучаясь.

Стикеры

Наклеивать листочки со словами на иностранном языке на все предметы, которые нас окружают в повседневной жизни, и скоро можно заметить, что словарный запас заметно увеличился.

Метроном

Для реализации этого метода понадобится список слов на иностранном языке (желательно не меньше 2000, можно в крайнем случае взять обычный словарь) и метроном. Метроном можно скачать в интернете.

Ход работы:

    Установить метроном на 80 ударов в минуту (скорость биения сердца).

    На каждый удар метронома успевать прочитывать слово и его перевод (сначала будет очень быстро, но к темпу можно быстро привыкнуть). И знакомые слова отмечаются точкой.

    На следующем этапе просматриваются только не отмеченные слова. И так – пока возле каждого слова не будет стоять точка.

Таким образом, где-то за 1-2 дня можно «пробежать» весь словарь, необходимый для пассивного использования (чтения). Слова таким способом запоминаются на уровне узнавания.

Зона языкового комфорта

У каждого из нас существует свое языковое ядро или наша личная зона языкового комфорта. Это те слова, которые мы используем чаще всего. Их может быть 500, а может быть и 1500. Зависит от каждого отдельно взятого человека, от уровня образования, сферы деятельности и много другого. Вспомним героиню романа И.Ильфа и Е.Петрова Эллочку-людоедку, которой для нормального общения требовалось не так уж много слов. Смешно, но ей хватало. Используя слова из своей личной зоны языкового комфорта, мы чувствуем себя комфортно и можем выразить все, что нам необходимо для того, чтобы быть понятыми на бытовом уровне.

Главное – выявить свою зону языкового комфорта. И это можно сделать самостоятельно.

Первый вариант выявления языкового ядра. Если Вы – человек пишущий (пишете статьи в прессу, пишете письма друзьям по электронной почте, ведете электронный дневник или свой блог, пишете комментарии к другим заметкам и т.д.), то можно просто взять и скопировать все эти тексты за последние недели-месяцы (чем больше, тем точнее данные) в программу WordStat. Программа подсчитывает личный частотный словарь на родном языке. И все! Остается перевести это ядро на иностранный язык. Программу можно скачать бесплатно, а слова перевести при помощи электронного переводчика.

Второй вариант выявления личной зоны языкового комфорта более кропотливый, но более верный. Это запись своего голоса на диктофон. То есть в течение дня записывать все, что Вами сказано, на диктофон (есть даже такие программы, когда диктофон записывает только тогда, когда человек говорит, а когда человек молчит, диктофон не записывает). Потом нужно всю запись перевести в текст и через программу WordStat подсчитать ядро языка. С одной стороны, работы много, но один раз можно потратить время на выявление личной зоны языкового комфорта, чтобы потом все иностранные языки «ложились» на это ядро, а любой иностранный язык – учился быстро и с удовольствием.

Запись слов на диктофон

Нужно взять диктофон и в течение 30 минут надиктовывать на него слова: сначала на родном языке, а потом 5-7 раз на иностранном языке. Например, читать – read, read, read, read, read… На следующий день прослушивать надиктованные слова. И так пять дней.

Однокоренные слова

Это группы слов с общим корнем. Например, читать – читатель – читальный зал – читательский билет. Пополнение словаря подобным образом специалистами оценивается как довольно эффективный метод, особенно для пассивного использования (узнавания в текстах).

Словосочетания

Учим не просто «площадь», а «Красная площадь», не «кататься», а «кататься на велосипеде». Таким образом слова запоминаются в контексте, и не одно, а два-три сразу.

Противоположности

Черный – белый, маленький – большой…

Синонимы

Красивый – прекрасный – чудесный …

Создание собственных тематических словарей

Особенно хорошо подходит для составления профессиональных словарей. Например, врачу нужен словарь своей профессиональной терминологии. Следует взять и составить словарь на родном языке, а потом его через google-переводчик просто перевести.

Интеллект-карты

Следует взять лист бумаги формата минимум А4 (лучше – А3) и в центре записать тему. Например, тема «Магазин». Теперь написать подтемы: «Продукты», «Магазин одежды», «Обувной магазин», «Канцелярия» и т.д. Далее каждая подтема может делиться еще на более мелкие. Например, «Одежда» – это «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда», «Обувь», «Аксессуары» и т.д. Если надо, можно разделить. А потом написать слова. Например, «Мужская одежда» – это рубашка, брюки, пиджак, галстук и т.д.

В результате 100-200 слов одной темы (одна интеллект-карта или одна большая тема редко включает в себя больше 200 слов, чаще всего 100-150) разделены на 5-10 подтем, которые делятся еще на 2-3 раздела по 10-15 слов. Все! Интеллект-карта готова!

Кроссворды

Изучению слов очень помогает составление кроссвордов. Плюс ко всему еще и значение слов (для объяснения) имеет значение. Запоминается и слово, и значение. Можно делать просто переводные кроссворды: слово – перевод.

Сканворды

Помогает и составление сканвордов. Причем это намного проще, чем составлять кроссворды. Подходит даже на начальных этапах изучения языка. Можно взять, например, тему «Семья» и составить по ней сканворд.

Выводы:

    Слова состоят из образа, произношения и написания. Чтобы «запомнить слово», нужно пройти все 3 этапа.

  1. Гуннемарк Э.В. Искусство изучать языки. Санкт-Петербург: Тесса, 2002, 208 с
  2. Нуридинова С.Ш. Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе. In: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467659
  3. Полонейчик И. Видеокурс «Форсированное овладение иностранными языками», 2010.
  4. Karalius A. Kaip efektyviai mokytis užsienio kalbų. 2012, 101 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по
Вверх