Методы решения проблемы социального сиротства. Пути решения проблемы сиротства в россии. Главные причины социального сиротства

Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер.

Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных "игроков":

  • 1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость;
  • 2. Само общество в целом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя, за свое будущее, за своих детей. Решение проблемы социального сиротства представляется возможным только при комплексном содействии государства и всех общественных организаций. Выделяются два пути решения: профилактический и коррекционный, с помощью которых можно частично решить данную проблему.

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществ здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития и процветания. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений. Профилактика сиротства сегодня - решение комплексных проблем.

Разрабатывая программы предотвращения и сокращения социального сиротства, социальные службы строят свою работу комплексно, по трем уровням вмешательства и влияния на ситуацию:

  • - первичному, вторичному и третичному. Первичные, превентивные меры нацелены на основную популяцию;
  • - вторичные направлены на тех, кто рассматривается как группа риска, чтобы устранить или сузить сферу действия проблемы в данном случае (жестокого обращения с детьми, детской заброшенности, отказа от ребенка);
  • - третичные предназначены для той части населения, где разрыв уже произошел, и необходимо возвратить ребенка в семью.

Разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

  • - разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства;
  • - гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;
  • - внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детям сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • - созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;
  • - разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.

В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства.

В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерства образования разработан и передан в Государственную Думу проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором на принципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей, нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенка на семью.

Таким образом, в настоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • - социальная помощь и поддержка престижа семьи;
  • - развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Другим наиболее сложным путем сокращения социального сиротства становится коррекционный путь. Он опирается на имеющийся опыт, поддержку инициатив, постепенное наращивание масштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решения проблемы сиротства. Коррекционный метод решения социального сиротства основывается на двух уровнях вмешательства.

Первый уровень вмешательства включает в себя:

  • - изменения, направленные на предотвращение «фоновых» воздействий, влияющих на семью;
  • - широкий комплекс мероприятий - устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям - базисные условия, весьма существенные для предупреждения социального сиротства;
  • - создание сети яслей и детских садов;
  • - отпуска по болезни ребенка;
  • - бесплатное питание в школах;
  • - организация каникул и свободного времени детей;
  • - поддержка и осуществление на всех уровнях мер по социальному, психологическому, финансовому обеспечению всех семей, имеющих детей.

Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в семьях относящихся к группе повышенного риска.

1

Статья посвящена одной из наиболее острых социальных проблем современной России – социальному сиротству. Наибольшую важность в современных условиях приобретают причины появления социальных сирот, методы и пути решения проблемы, исследования социально-институционального аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения, анализ социального содержания сиротства. Наряду с анализом сложившихся форм работы описываются новые эффективные модели и технологии работы, связанные с различными аспектами проблемы сиротства. Современное российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью решения проблемы социального сиротства в связи с интенсивным увеличением числа социальных сирот. Опираясь на собственный опыт деятельности в сфере социального сиротства в различных регионах России, авторы описывают технологию устойчивых региональных изменений в области социального сиротства.

беспризорность

бездомные дети

безнадзорность

социальный сирота

социальное сиротство

общество

1. Аристотель Сочинения [Текст] – в 4 томах. – М., 1984. – С. 628-629.

2. Брутман В.И. Причины социального сиротства [Текст] /В.И. Брутман //Социальная работа – 1994. - № 2.- С.3 6.

3. Бреева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического исследования [Текст] /Е.Б. Бреева //Социологические исследования. – 2004. - № 4. – С. 44-51.

4. Брынцева, Г. Неотчий дом. [Электронный ресурс] // Российская газета - Столичный выпуск. - № 5660 (284). URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/detdom.html.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] /Н.Д. Никандров – М: Педагогическое общество России, 2000. – С. 7.

6. Осипова Л.Б., Сербина Е.А. Насилие в семье как феномен семейного неблагополучия – [Текст]: / Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика – 2014. - №1. – С. 71-75.

7. Плутарх. Избранные жизнеописания [Текст] – М., 1990. – С. 11.

8. Томан Йозеф, Томанова Мирослава. Сократ. – М., 1983. – С. 104.

9. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Особенности формирования личности подростков в различных типах семей – [Текст]: / О.В. Устинова, Л.Б. Осипова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 2. - С. 14-19.

10. Цицерон. Избранные сочинения [Текст] – М., 1975. – С. 291.

11. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях [Текст] /Е. Чепурных // Народное образование. – 2001. - № 7. – С. 35.

Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX в., повлекли за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества, в частности обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющихся в ослаблении родительских функций, уменьшении ответственности родителей за содержание и воспитание детей. К тому же общество стало сильно поляризировано в силу социального расслоения. Все это провоцирует социальную и психологическую дезапдаптацию людей, способствует ухудшению общественного здоровья нации. Образ жизни, который ведут многие родители, вынуждает органы государственной и муниципальной власти ограничивать или лишать их родительских прав, а детям выбирать соответствующую форму устройства. В 2012 г. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, составила 64,7 тыс. человек. В последнее время Россия приобретает еще одну парадоксальную характеристику - она превращается в страну-экспортера своих детей. В зону социального неблагополучия попало множество юных россиян. Возросло число детей, занимающихся бродяжничеством. По статистике, 16% граждан России в возрасте до 16 лет проживают в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети лишены сбалансированного питания, возможности удовлетворения самых простых насущных потребностей. Кроме того, более 80% детей не имеют родительского попечения - хотя это не сироты в прямом смысле этого слова. К сожалению, молодое поколение теряет качественные характеристики, отражающие уровень физического, психического и нравственного здоровья. В подростковой среде распространены различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. Отмеченные выше процессы имеют место практически во всех регионах России.

Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, внутрисемейных отношений содержат дошедшие до нашего времени научные труды древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Сообразуясь с реальной российской ситуацией, методологически интересным представляется положение Аристотеля о том, что «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю, что отражается в законах о воспитании» . Идея гармонизации родительских обязанностей высказывалась Сократом, который отмечал, что «из рук матери выходят дети, из рук отца - взрослые люди» . Для Плутарха истинная цель воспитания - исправление нравов. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии высоких нравственных качеств, толкающих людей «на дурной путь» . В диалогах Цицерона тоже затронута тема жестокого обращения с детьми: «Детей наказывают родители или наставники, и не только не словах, но и розгами, заставляя их плакать...» . Таким образом, античные представления об институте семьи, сфере семейных отношений обозначили ключевые направления, по которым должно идти дальнейшее исследование этих вопросов.

Проблема социального сиротства возникла в 1950-е гг. Стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубляют данную проблему. В это время появились первые отказные дети. Современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения этой проблемы в связи с интенсивным увеличением брошенных детей. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» . С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.

Сегодня в теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сирота» («сиротство») и «социальный сирота» («социальное сиротство»). Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. . Обнаружилось и качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи.

В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, приведены данные Росстата. В 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения - 727,1 тыс. На сегодняшний день официальная статистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет 655 тыс. человек . Видно, что в вопросе «социального сиротства» прослеживается пусть незначительная, но позитивная динамика. За последние 5 лет сократилось количество случаев лишения родительских прав на 20%. Однако число малолетних жертв по-прежнему велико.

Приведенные факты подтверждают, что проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания не только со стороны общества, но и Президента РФ. По утверждению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, «в государственном банке данных на 1 января 2015 г. числятся 106 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Несмотря на то что каждый год эта цифра снижалась - по 7-8%, а за 2014 г. - на 14%, почти половина детей нашей страны продолжает находиться в зоне социального риска. Социальное сиротство - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим показателям: по месту пребывания; интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети - беглецы); семья (безнадзорные дети).

Происходящее в современном обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Сегодня наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с данной категорией семей. Жестокость отношения к детям в семьях приводит к страшным последствиям. Часто дети оказываются в стенах государственных учреждений, которые не способны заменить им семью. В современных реалиях весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

  • нарушение ее структуры и функций;
  • рост числа разводов и количества неполных семей;
  • асоциальный образ жизни ряда семей;
  • падение жизненного уровня;
  • ухудшение условий содержания детей;
  • нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
  • распространение жестокого обращения с детьми в семьях .

Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работает эффективно.

С возникновением классового общества социальное сиротство возникает тогда, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществления родителями своих обязанностей, отказа от ребенка или устранения от его воспитания. Самые распространенные причины отказа от ребенка - его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжелобольного ребенка на полное государственное попечение.

В данной статье представлены результаты авторского исследования на тему «Причины возникновения социального сиротства», проведенного в 2014 г. Опросу подлежали 145 родителей и 95 подростков. Так, в ходе опроса был задан вопрос «С чем связано возникновения социального сиротства?» (выбиралось 3 варианта ответов) (табл. 1)

Таблица 1

Причины возникновения социального сиротства, в %

Варианты ответов

Результаты

Экономическая нестабильность, снижение доходов

Кризис семьи (рост разводов, неполных семей)

Военные конфликты, стихийные бедствия

Распространение алкоголизма, наркомании, преступности

Падение нравственности в обществе и семье

Недоработки системы образования

Другое (указать)

Затруднились с ответом

Оценка респондентами причин зарождения социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России, к числу которых можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности. Характерно, что в числе других причин респонденты называют «некое безразличие со стороны государства», «разобщенность интересов власти и народа», «ослабление России», «распущенность», «нет порядка в стране» и др. Эти ответы подтверждают специфику социального настроения. Экспертный опрос показал, что четверть опрошенных связывают появление социальных сирот с недостаточно выверенной политикой государства и регионов, 12% полагают, что виной является плохое экономическое положение отдельных регионов, 9% говорят, что причина - отсутствие четкой законодательной базы, 54% респондентов обосновывают возникновение социального сиротства всеми вышеуказанными обстоятельствами.

Часто причиной социального сиротства служит семейное насилие. Последствия насилия в семье - уход детей из семьи. Отвечая на вопрос: «За что наказывают детей в знакомых Вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; проявляют упрямство - 4,0%, игнорируют замечание взрослых - 2,0%, когда не могут справиться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают алкоголики - 29%. Родители не знают иных способов, как справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме как унижающих его. Однако треть родителей склонны видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Одновременно подростки дали ответ на вопрос: «Скажите, как часто родители или другие взрослые критиковали, оскорбляли Вас?» Ответы респондентов ошеломляющие: «всегда» - 36%, «часто» - 24%, «редко» - 17%, «никогда» - 13%, затруднились с ответом - 10%.

Отвечая на вопрос: «Какие Вы испытывали чувства при жестоком обращении?», подростки отметили следующие чувства: страх - 33,1%, злобу - 18,5%, ненависть - 13,4%, незащищенность - 5,9%, вину - 4,7%, подавленность - 2,5%, стыд - 11,2%. При этом каждый третий подросток считает, что взрослые наказали его, руководствуясь своим эмоциональным состоянием, нежели справедливостью. Результаты отмечают подверженность ребенка постоянному или частому психологическому воздействию, что подвергает ребенка риску дальнейшей ущербной социализации, проявляющейся в неумении строить здоровые отношения с другими людьми . Примечателен и тот факт, что чаще дети виновными признают обоих родителей (94,2%), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы - в 45 и 41% соответственно. Решение проблемы домашнего насилия над детьми в России на общегосударственном уровне сводится к таким радикальным мерам, как лишение родителей юридических прав на ребенка и последующее его помещение в приют или в закрытое государственное воспитательное учреждение (интернат, детский дом). Отметим, что в 2010 г. стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка.

Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Следует заметить, что дети, лишенные постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы обнаруживается определенная специфика, проявляющая в несформированности внутреннего плана действий, связанности мышления, мотивации поведенческих реакций. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.

Значительная часть детей-сирот воспроизводит жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в институциональных учреждениях определяет их низкую трудовую мотивацию и искаженное представление о моделях семейно-брачных отношений, что в свою очередь репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях. Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни, это:

  • отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстраненное отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;
  • неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким людям;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе.

В начале XXI в. проблема социальной адаптации выпускников институциональных учреждений для детей-сирот не только не была решена, но и усугубилась. Так, в 2010 г. доля выпускников, покинувших детский дом или интернат, которым удалось встать на ноги и наладить нормальную жизнь, составляла 20%, а сегодня - только 10%. Становятся алкоголиками и наркоманами 40% выпускников сиротских учреждений, еще 40% совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10% кончают жизнь самоубийством . У детей-сирот на этом фоне недостаточно сформирована потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации. В 2011 г. в органы службы занятости за содействием в поиске рабочих мест обратилось 38,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 22,4 тыс. граждан (58,6%) трудоустроились. К сожалению, в этот ответственный момент жизни молодые люди не имеют дружеской поддержки, со стороны родственников - ни моральной, ни материальной, ни практической помощи . Результаты исследования жизнеустройства выпускников данных учреждений, проведенного в 2011 г. специалистом одной из московских школ-интернатов, показали, что почти половина (46%) выпускников не смогла приспособиться к самостоятельной жизни: 26,3% не работали и не учились; 11,6% совершили уголовно наказуемые действия; более 8% потеряли жилье. Выявлено, что молодые люди, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната демонстрируют более высокий уровень социальной адаптации по сравнению с теми, кто не имел этого опыта. Это демонстрирует низкие адаптивные способности выпускников к самостоятельной жизни, что доказывает неэффективность общественного воспитания в интернатных учреждениях. Эта проблема не осталась незамеченной на государственном уровне, что отразилось в комплексе мер, направленных на ее решение. По утверждению министра образования РФ Д. Ливанова, «стране необходимы более эффективные инструменты для решения имеющихся в сфере охраны детства проблем, которые станут локомотивом к достижению цели «Россия без сирот»». Главные пути преодоления социального сиротства в обществе: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; возрождение духовной культуры нации; экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; совершенствование системы устройства детей-сирот. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. К сожалению, такая работа проводится далеко не повсеместно. Таким образом, проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путем реализации законодательных инициатив. На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления. Проводимые мероприятия социальной направленности призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества жизни, создание им благоприятных условий для развития.

Рецензенты:

Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Горева О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18234 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Традиционно выделяют следующие пути решения проблемы сиротства :

  • · стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, повышение жизненного уровня;
  • · возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи;
  • · создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства;
  • · возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку;
  • · реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, воспитательных систем этих учреждений;
  • · совершенствование системы устройства детей-сирот.

Можно выделить государственные и негосударственные пути решения данной проблемы.

Деятельность государства по решению вопроса социального сиротства включает в себя издание различных законодательных актов, а также обеспечение и содержание детских домов и интернатных учреждений, в том числе контроль над их деятельностью. По проблеме социального сиротства в России проводятся правительственные собрания, конференции и круглые столы. Приоритетом социальной политики в настоящее время является профилактика социального сиротства.

В настоящее время федеральные власти разрабатывают ряд программ и нормативно-правовых актов, которые направлены на решение проблемы социального сиротства. Министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко было обещано, что количество детских домов будет постепенно сокращаться и через 10 лет их станет в два раза меньше.

Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также отдельных граждан.

Часто добровольные порывы граждан выливаются в общественные движения. Так возникло общественное движение неравнодушных родителей «Солнечный круг». Данное движение помогает пробуждать у людей желание действовать, а именно с него начинается участие в общественной жизни дома, двора, а потом уже и целой страны, оно же побуждает человека к гражданской активности, что способствует становлению гражданского общества .

Общественные негосударственные организации ведут продуктивную и эффективную работу по профилактике социального сиротства. Важным моментом этой работы является сотрудничество государственных учреждений и негосударственных организаций. Именно такая политика может привести к необходимым результатам. Потому что, если стороны будут действовать обособленно, то проблема полностью решена не будет, это будут лишь временные меры.

В нашей стране решение проблемы сиротства находится только на начальном этапе, и не все еще работает так, как того требует ситуация. Поэтому необходимы законы, необходима реконструкция интернатных учреждений, необходимо тесное сотрудничество государства и общества, и может быть только тогда проблема социального сиротства будет решена.

1.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства

Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение . Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер. Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных «игроков»:

1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость. (Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например - Германия, которая отменила государственные пенсии переложив таким образом проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).

2. Само общество в целом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя, за свое будущее, за своих детей. Решение проблемы социального сиротства представляется возможным только при комплексном содействии государства и всех общественных организаций. Выделяются два пути решения: профилактический и коррекционный, с помощью которых можно частично решить данную проблему.

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в нашей республике - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания республике. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений .

Профилактика сиротства сегодня - решение комплексных проблем. По заказу Министерства образования Беларуси разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

Разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства;

Гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;

Обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;

Внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

Разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Современная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место «состоявшимися» девиациями.

Профилактика - это научно обоснованные, своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов .

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимализацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создаёт тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Помимо этого Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности:

· Первичная;

· Вторичная;

· Третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения.

Следует отметить, что именно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянство) являются важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного проступка подростка, покинувшего специализированное учреждение для подростков.

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, и их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни в нравственно-духовной сфере.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая деятельности) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия .

В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений, в которых они стали возможны.

Профилактика направлена на:

1. Предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальное отклонение негативного характера.

2. Предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп.

3.Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы. Первые связаны с выявлением несовершеннолетних семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно только в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьёй на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения .

Следующим этапом профилактической работы является мероприятие по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учёбе, к родителям, труду, состояниям здоровья, включая и психическое, характера отклоняющего поведения и его причин.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

· Профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, где важна общая организация профилактической работы на определённой территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей.

· Профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов, на формирование и развитие личности.

· Работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать сформирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства. В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерства образования разработан и передан на рассмотрение проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором на принципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей, нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенка на семью .

Таким образом, в настоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Социальная помощь и поддержка престижа семьи;

Развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Другим наиболее сложным путем сокращения социального сиротства становится коррекционный путь. Он опирается на имеющийся опыт, поддержку инициатив, постепенное наращивание масштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решения проблемы сиротства. Коррекционный метод решения социального сиротства основывается на двух уровнях вмешательства.

Первый уровень вмешательства включает в себя изменения, направленные на предотвращение «фоновых» воздействий, влияющих на семью; широкий комплекс мероприятий - устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям - базисные условия, весьма существенные для предупреждения социального сиротства; создание сети яслей и детских садов; отпуска по болезни ребенка; бесплатное питание в школах; организация каникул и свободного времени детей; поддержка и осуществление на всех уровнях мер по социальному, психологическому или финансовому обеспечению всех семей, имеющих детей.

Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в семьях относящихся к группе повышенного риска. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление;

Приемная семья; детский дом семейного типа,

Учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Эти формы закреплены в семейном кодексе, но существуют и другие, которые также входят в круг исследуемых вопросов: патронатное устройство, детские деревни SOS, семейные пансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот. В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье .

Таким образом, социальное сиротство в современном обществе получило огромное распространение. Задача каждого педагога вести профилактическую работу по работе с семьёй. Следует рассматривать вопросы, касающиеся семьи и ребёнка, отношений с ребёнком в семье и т.д.

социальное сиротство общественность

Виктимология: учение о жертве

Хотелось бы верить, что когда-нибудь у нас в стране настанет день, когда руководитель силового подразделения на вопрос журналистов об актуальных задачах вверенной ему структуры сосредоточится не на ”борьбе” с преступностью...

Вредные привычки молодёжи в зеркале социологии

По моему мнению, вредные привычки молодёжи нужно вытеснять полезными. Как говорится, клин клином вышибают. Я имею ввиду то, что нужно обеспечить подросткам возможность заниматься спортом, посещать музеи и выставки...

Демографические последствия эмиграции

В настоящее время в России назрела необходимость действий по предотвращению негативных («выталкивающих») условий эмиграции. Эмиграция учёных приводит к резкому замедлению приоритетных направлений науки, то есть тех направлений...

Молодежь как объект социальной защиты

Социальная работа в пространстве трудовых отношений адресована, прежде всего, безработным. Однако было бы в принципе неверно рассматривать ее только под этим углом зрения...

Обеспечение социального здоровья молодежи как направление социальной работы

Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том...

Проблема социального сиротства в современной России

Каковы же пути решения столь трагического и масштабного социального явления? Традиционно выделяют следующие См.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/ (дата обращения: 25.02.07): · стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе...

Проблема социального сиротства детей -- одна из наиболее острых в нашем регионе. Ежегодно в Иркутской области без родительского попечения остаются более 4 000 детей, 80% из них -- социальные сироты...

Прогнозирование социального сиротства

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи, детей и молодежи

социальный сиротство профилактика В лице социальных служб и специальных ведомств государство должно защитить ребенка и дать ему шанс на нормальную жизнь. Однако каждый десятый ребенок ежегодно сбегает из приюта...

Пути решения проблемы перенаселения

Необходимость регулирования численности населения связана с реальной трудностью обеспечения населения продуктами питания, пресной водой, энергией...

Сельская местность: основные проблемы и перспективы развития

Если подвести итоги сказанному...

Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации

Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и документа, определяющего направления региональной политики. Анализ существующей ситуации в России показывает...

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

Государственные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей...

Старение общества

Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой...

Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение . Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер. Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных «игроков»:

1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость. (Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например - Германия, которая отменила государственные пенсии переложив таким образом проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).

2. Само общество в целом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя, за свое будущее, за своих детей. Решение проблемы социального сиротства представляется возможным только при комплексном содействии государства и всех общественных организаций. Выделяются два пути решения: профилактический и коррекционный, с помощью которых можно частично решить данную проблему.

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в нашей республике - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания республике. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений .

Профилактика сиротства сегодня - решение комплексных проблем. По заказу Министерства образования Беларуси разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

Разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства;

Гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;

Обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;

Внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

Разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Современная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место «состоявшимися» девиациями.

Профилактика - это научно обоснованные, своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов .

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимализацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создаёт тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Помимо этого Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности:

· Первичная;

· Вторичная;

· Третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения.

Следует отметить, что именно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянство) являются важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного проступка подростка, покинувшего специализированное учреждение для подростков.

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, и их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни в нравственно-духовной сфере.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая деятельности) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия .

В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений, в которых они стали возможны.

Профилактика направлена на:

1. Предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальное отклонение негативного характера.

2. Предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп.

3. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы. Первые связаны с выявлением несовершеннолетних семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно только в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьёй на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения .

Следующим этапом профилактической работы является мероприятие по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учёбе, к родителям, труду, состояниям здоровья, включая и психическое, характера отклоняющего поведения и его причин.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

· Профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, где важна общая организация профилактической работы на определённой территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей.

· Профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов, на формирование и развитие личности.

· Работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать сформирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства. В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерства образования разработан и передан на рассмотрение проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором на принципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей, нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенка на семью .

Таким образом, в настоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Социальная помощь и поддержка престижа семьи;

Развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Другим наиболее сложным путем сокращения социального сиротства становится коррекционный путь. Он опирается на имеющийся опыт, поддержку инициатив, постепенное наращивание масштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решения проблемы сиротства. Коррекционный метод решения социального сиротства основывается на двух уровнях вмешательства.

Первый уровень вмешательства включает в себя изменения, направленные на предотвращение «фоновых» воздействий, влияющих на семью; широкий комплекс мероприятий - устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям - базисные условия, весьма существенные для предупреждения социального сиротства; создание сети яслей и детских садов; отпуска по болезни ребенка; бесплатное питание в школах; организация каникул и свободного времени детей; поддержка и осуществление на всех уровнях мер по социальному, психологическому или финансовому обеспечению всех семей, имеющих детей.

Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в семьях относящихся к группе повышенного риска. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление;

Приемная семья; детский дом семейного типа,

Учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Эти формы закреплены в семейном кодексе, но существуют и другие, которые также входят в круг исследуемых вопросов: патронатное устройство, детские деревни SOS, семейные пансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот. В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье .

Таким образом, социальное сиротство в современном обществе получило огромное распространение. Задача каждого педагога вести профилактическую работу по работе с семьёй. Следует рассматривать вопросы, касающиеся семьи и ребёнка, отношений с ребёнком в семье и т.д.

социальное сиротство общественность

Вверх