Рождество Христово: начало новой эры. Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"

Считается, что впервые год «новой эры» как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом Дионисий сначала вычислил дату Воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31-м году жизни. Дата Воскресения, по Дионисию, - 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, - 5508 от Адама (по византийской эре).

Авторы новой хронологии отмечают, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках, и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 34 года;
  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);
  • Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви).

Ни одно из приведенных выше решений не удовлетворяет календарным «условиям Воскресения». Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям.

Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал, - в начале нашей эры. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью.

Естественно, возникает вопрос: что представляют из себя календарные «условия Воскресения»?

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия«, которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты Воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, Воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря:

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне - 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресенье 25 марта… воскрес Христос.

Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (то есть в полнолуние) - от 21 марта до 18 апреля - наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресенье».

Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года Воскресения Христа:

1) круг солнцу 23;

2) круг луне 10;

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-й луны (то есть в полнолуние);

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресенье.

Носовский и Фоменко провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна, или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне - по пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), они предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

В результате исследования они пришли к выводу, что календарные «условия Воскресения» выполнялись лишь один раз: в 1095 году н. э.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. - за 31 год до 1095 г. н. э.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой хронологии, построенной в работах А.Т. Фоменко.

Сопоставляя её с датировкой Первого Вселенского Собора, мы видим, что получается, будто Первый Вселенский Собор был до воплощения Христа. Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, нет. Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю Церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Древние тексты сохранили для нас «условия Воскресения«, позволяющие однозначно восстановить искомую дату.

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения« 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание. Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4?

Как показал компьютерный расчёт, проведённый авторами новой хронологии, «условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) 42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы традиционную хронологию.

Общераспространенное церковное предание, явно отражённое в Евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала нашей эры. Для того чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату Рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

Фоменко и Носовский рассматривают содержательный смысл полученной «даты Воскресения Христа» - 25 марта 1095 года н. э.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кирио-пасхи» (то есть «царской Пасхи«, «Пасхи первосвященника») - Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха - достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа.

Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения, произошло полное солнечное затмение. Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с Воскресением Христа, причём не всегда относят его к Страстной Пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение - исключительно редкое событие. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо», в Палестине начала н. э., переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло - в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение.

Фоменко и Носовский рассмативают исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий - вспышка новой звезды и через 31 год - полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в I, а в XI веке н. э.! Это - знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник). Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Любопытно, что следы упоминаний о Христе в средневековых хрониках, относящиеся именно к XI веку, сохранились даже до нашего времени. Например, в хронографе 1680 года сообщается, что папу Льва IX посещал сам Христос: «Повествуется, яко Христос во образе нищаго, посещал его (Льва IX) в ложнице». Важно, что это - единственное упоминание такого рода, кроме случаев пересказа Евангелий.

В качестве 1 года по «Р.Х.» во многих хрониках подразумевается 1054 год н. э. (т. н. «основной сдвиг на 1053 года в хронологии«). Это значит, что средневековые хронисты часто датировали Рождество Христово именно 1054 (или 1053) годом.

По всей видимости, это следы еще одной традиции датировки Рождества и Воскресения Христа эпохой XI века н. э. Согласно этой традиции, Рождество было в 1054 году - в год вспышки новой звезды, а Воскресение - в 1086 году, когда наблюдалось полное солнечное затмение.

Кстати говоря, начало Первого крестового похода - похода «за освобождение Гроба Господня» - датируется 1096 годом. С другой стороны, средневековые церковные источники, которые часто более подробно, чем Евангелия, описывают события, связанные с Христом, утверждают, что сразу после Воскресения Пилат был вызван в Рим и казнён там, а войска кесаря были посланы в поход на Иерусалим и захватили его. Сегодня считается, что это средневековые домыслы, поскольку в хронологии Скалигера никакого похода римлян на Иерусалим в 30-х годах I века н. э. нет. Однако, если Воскресение датируется концом XI века, это утверждение средневековых источников приобретает буквальный смысл - имеется в виду Первый крестовый поход, в ходе которого был взят Иерусалим. Если же датировать Воскресение 1095 годом, то получится, что крестовый поход начался уже на следующий год - в точности, как описано в упомянутых средневековых текстах.

Куда шли войска крестоносцев, освобождая гроб Господень? Естественно, скажет читатель, в Иерусалим. Это так. Но дело в том, что Иерусалимом в то время назывался, как мы уже говорили, город, расположенный на месте современного Стамбула, который и был столицей Второго Рима. Значит, Христос был распят не на территории современного Иерусалима, что находится в Израиле, а на территории современной Турции. Вот, оказывается, почему войска крестоносцев воевали с Византией. Шла война за Гроб Господень.

Согласно Евангелиям, гора Голгофа (на которой был распят Христос) находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда ошибочно отождествили Иерусалим с палестинским селением Эль-Кудс, то, естественно, постарались «найти» тут подходящую гору. Однако эти попытки, считают Фоменко и Носовский, следует признать безуспешными. Поскольку то, что предлагается нам сегодня в качестве евангельской Голгофы, это небольшой холм, каковой при желании можно отыскать практически в любом месте. А есть ли под Стамбулом место, которое можно было бы достаточно надёжно отождествить с евангельской Голгофой?

Оказыватся, есть. Это - самая высокая гора на Верхнем Босфоре под названием Бейкос. На самой вершине этой горы расположена гигантская символическая могила, называемая «могилой Иисуса« (по турецки - Юши). Согласно реконструкции новой хронологии, это и есть знаменитая евангельская гора Голгофа, то есть место распятия Христа.

Вот что пишет об этом известный мусульманский автор XIX века Джелал Эссад: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сют-люджэ, откуда тропинка ведёт на самую высокую гору Верхнего Босфора (на Голгофу, по предположению Фоменко и Носовского). На вершине этой горы (180 метров над уровнем моря) находится могила Иисуса Навина (Иуша)… Местные жители называют её могилой святого Юши или Иуши, то есть Иисуса ».

Оказывается, эта могила соответствует древним описаниям могилы Иисуса Христа. Такое описание, например, мы видим в произведении «Хождение игумена Даниила». В современном русском переводе этот текст звучит так: «Распятие Господне находится с восточной стороны на камне. Оно было высоко, выше копия. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина около локтя глубиной, а шириной менее пяди в окружности (в периметре). Тут был водружен крест Господень. В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама… И разошёлся тот камень над головой Адама… и есть расселина эта на камне том и до нынешнего дня… распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной… дверей же (в стене) две».

Это описание Даниила места распятия Христа, отмечают Фоменко и Носовский, прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне. Само название памятника - «могила Иисуса». Стена вокруг этой святыни. Совпадает даже количество дверей в стене - две. Кроме того, рядом с камнем воткнут в землю и привязан к нему высокий шест, на вершине которого сегодня находится золотой (или позолоченный) диск с арабской надписью. Этот шест вполне может символизировать упоминаемое Даниилом копье, которым, как известно (по Евангелиям), был поражен в бок Иисус на кресте.

Действительно, говорят Фоменко и Носовский, в другом конце «могилы» лежит второй камень, примерно того же размера, что и первый, и примерно такой же формы. Но без трещины. Лежит он примерно на расстоянии 10-15 метров от первого камня. Других таких камней внутри огороженного места (размером 17 метров на 2 метра) не видно. Трудно отделаться от впечатления, подчеркивают они, что второй камень отмечает место снятия, то есть то место, куда положили тело Иисуса после снятия его с креста.

7 января – Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки – святые дни – две недели до Крещенского сочельника.

Новая эра

В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.

Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.

Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?

А ночи и вправду были неспокойные – и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.

– А заплатить у Вас есть, чем?
– Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!

…. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
– Простите, мест нет!

И еще одна дверь захлопнулась.
Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?
-Место в хлеву?
Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!

Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой – священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней – узнают – ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем… И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее…

Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение – ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем – плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Б. Пастернак

И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.


Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ – до Христа) и AD (Anno Domini лат. – год Господень)

Встреча Царя

Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.

“Таинство странное вижду (вижу) и преславное, – воспевает, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог” (ирмос 9-й песни канона).

По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: “Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь “.

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, “слагая в сердце Своем.”

Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
– А кто вы такие? – спросила Мария.
– Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
– Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Летоисчисление от Рождества Христова

Принятое летоисчисление “от Рождества Христова” было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного. Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.

Почему волхвы?

Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.

Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.

Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).

Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, “падши, поклонились” Новорожденному Христу. “Открывши сокровища свои” , волхвы “принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть” .

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.

Для чего Рождество?

Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына – да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть – это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что – как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает.»

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою , приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.

Праздник

На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.

На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято – это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас со Святыми днями (Святками)!

К праздничному прочтению предлагаем слово епископа Александра (Милеанта) о радостном Евангельском событии — Рождестве Христовом!

Событие Рождества Христова

Епископ Александр (Милеант)

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.»

Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило мир к лучшему: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия заняло центральное место среди мировых событий и от него ведется летоисчисление - до и после Рождества Христова.

Перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Преобразователя человеческого общества. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия, исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24-27).

Так и случилось. К концу предсказанного срока Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр от Иуды перешел к Ироду, идумеянину родом. Настало время прийти Христу. Поскольку люди, отпав от Бога, стали обоготворять земные блага, богатство и славу, то Сын Божий отверг эти земные кумиры и благоволил прийти в мир в самой скромной обстановке.

События Рождества описаны двумя евангелистами - апостолами Матфеем из (числа 12-ти) и Лукой (из числа 70-ти учеников). Так как евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, то он поставил себе целью доказать, что Мессия происходит от праотцев Авраама и царя Давида, как это было предсказано пророками. Поэтому евангелист Матфей начинает свое повествование Рождества Христова с родословной (Мт. 1:1-17).

Зная, что Иисус не был сыном Иосифа, евангелист не говорит, что Иосиф родил Иисуса, а говорит, что Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Но почему же он приводит родословную Иосифа, а не Марии? Дело в том, что евреи не имели обыкновения вести родословные по женской линии. Закон же их повелевал брать жену непременно из того же колена, к которому принадлежал муж, поэтому евангелист, не отступая от обычая, привел родословную Иосифа, показывая, что Мария, жена Иосифа, а, следовательно, и родившийся от Нее Иисус происходят из того же колена Иудина и рода Давидова.

Извещенная Архангелом Гавриилом о том, что Она избрана стать Матерью Мессии, Пресвятая Дева отправилась на свидание с Елизаветой, будучи только обрученной невестой Иосифа. После благовестия Ангела прошло уже почти три месяца. Иосиф, не посвященный в эту тайну, заметил Ее положение, наружный вид мог дать повод к мысли о неверности невесты, он мог всенародно обличить Ее и подвергнуть строгой казни, установленной законом Моисея, но по доброте своей не хотел прибегать к такой крутой мере. После долгих колебаний он решил отпустить свою невесту тайно, не делая никакой огласки, вручив Ей разводное письмо.

Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Iеshuа), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому.»..не бойся принять Марию, жену твою.» Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию, как жену, но «не знал Ее,» то есть жил с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист от себя добавляет: «А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Имя «Эммануил» означает «с нами Бог.» Здесь Исаия не называет рожденного Девой Эммануилом, а говорит, что так люди назовут Его, т.е. будут говорить, что на землю пришел Сам Господь.

Евангелист Лука отмечает, что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа - «священного.» Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим.

Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид.

Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: «И ты, Вифлеем, - Ефрафа, мал ли ты между тысячами [селениями] Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (Михей 5:2, Мт. 2:6).

По римским законам женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи. Поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в отечественный Вифлеем, и при том путешествие незадолго до рождения Младенца должно было убедить Иосифа в том, что указ Кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился именно там, где должен родиться Мессии-Спаситель.

После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со своим спутником вынуждена была поместиться в пещере, куда в ненастную погоду загоняли с пастбища скот. Здесь, в зимнюю ночь, в самой убогой обстановке, родился Спаситель мира - Христос.

Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами евангелист сообщает, что Богоматерь родила безболезненно. Выражение евангелиста «и родила Сына Своего первенца» дает повод неверующим говорить, что у Пресвятой Девы кроме Иисуса-первенца были и другие дети, так как евангелисты упоминают о «братьях» Христа (Симоне, Иосии, Иуде и Иакове). Но надо помнить, что по закону Моисея (Исход 13:2) первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, «разверзающий ложесна,» то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним. Так называемые в Евангелиях «братья» Иисуса не являлись Его родными братьями, но только родственниками, будучи детьми престарелого Иосифа от первой его жены Соломии, а также детьми Марии Клеоповой, которую Евангелист Иоанн называет «сестрой Матери Его.» Во всяком случае, все они были гораздо старше Христа и поэтому никак не могли быть детьми Девы Марии.

Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон. Не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, является Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Но Ангел тотчас успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.» Этими словами Ангел дал понять им истинное назначение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо «радость будет всем людям,» которые примут Его как Спасителя.

Ангел сообщил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Но почему же Ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям и не призвал и их к поклонению Божественному Младенцу? Да потому, что эти «слепые вожди слепых» перестали понимать истинный смысл пророчеств Мессии и по исключительной иудейской горделивости воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорить весь мир. Скромный проповедник мира и любви к врагам им был неприемлем.

Пастухи не сомневались, что Ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Ангелы славят Бога, пославшего людям Спасителя, ибо с этого времени восстанавливается мир совести и устраняется вражда между Небом и землей, возникшая вследствие греха.

Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа, рассказывали они о том же и другим, и все слышавшие их рассказ удивлялись. «А Мария сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем,» т.е. Она запомнила все услышанное. Евангелист Лука, описывающий благовестие Архангела Гавриила, рождение Христа (Лук. 2 гл.) и другие события, относящиеся к Деве Марии, очевидно, писал с Ее слов.

На восьмой день совершено было обрезание Младенца, как это предписано законом Моисея. Вероятно, вскоре после Рождества Святое Семейство переселилось из пещеры в дом, так как большинство пришельцев в Вифлеем после записи не имело надобности оставаться там.

Инструктаж по ТБ. Рождество Христово и новая эра. Как распространялось Евангелие.

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм

«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово», раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)

В – верная

А – аккуратная

Л – любящая

Е – естественная

Р – рукодельница

И – интеллигентная

Я - ясная

Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)

Словарная работа

Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,

Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?

Работа по новой теме:

Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО .

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.

День рождения Христа празднуют во всём мире .

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится городИерусалим . Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городеНазарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого «Помазанник» . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)

Ученик: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи . В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю , в виде дани.Ладан (ароматная смола), как богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя . (послушаем об этом замечательные стихи.)

Ученики:

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»

Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? (скромность, кротость, смирение, терпение…)

Проверка знаний:

У вас на партах тоже лежат восьмиконечные звёздочки. Положите на каждый лучик определение, соответствующее термину, записанному на луче. (работа в парах)

Итог:

За хорошую работу на уроке вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Эта радость с высоты нам даётся, дети,

Песнь небесной красоты в Новом всем Завете.

«День Рождения Христа!» - небо всё ликует

Пойте детские уста: Слава,аллилуя!

Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"

ПРЕДВАРЕНИЯ

Как уже отмечалось, эра "от Рождества Христова" была введена post factum "кончиком пера". Впервые от Рождества Христова (в латинской традиции - "Anno Domini" (AD) - "года Господня") был обозначен год, который стал 525-м годом нового летосчисления.

Эра была создана римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании каких расчетов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относительно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Доподлинно известно лишь то, что связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.

По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325 года церковной традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

При составлении пасхалий днем весеннего равноденствия с 325 года принято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расчетов пасхальных фаз Луны на каждый год был положен относительно точный 19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом Метоном в 432 - олимпийском - году до н.э. Как было установлено, каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это так называемый "круг Луны".

С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все числа месяца приходятся на те же самые дни недели. Это так называемый "круг Солнца".
Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все (расчетные!) фазы Луны совпадают с теми же числами месяца и днями недели через период времени, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому каждые 532 года (этот период называется великим индиктионом) повторяются и расчетные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы принято отсчитывать от исходного момента византийской эры - от 5508 года до Р.Х. В настоящее время идет 15-й великий индиктион, который начался в 1941 году.

Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных таблиц пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5) циклом (это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к началу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами Александрийской Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный круг, составленный на истекавшее 95-летие (153-247 гг.) патриархом Александрийским Кириллом (444 г. по Р.Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Малый приступил к вычислению новой пасхалии, которая должна была начинаться с 248 года эры Диоклетиана. Однако названный император, о чем уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с именем ненавистного правителя, и впредь считать годы от Рождества Христова (по другим данным - "ab Incarnatio Domini"- "от Воплощения Господа", то есть от праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который тогда уже отмечался 25 марта).

Существует предположение, что Дионисий в своих расчетах принимал в соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоптических Евангелий и древнему преданию, Иисус Христос, "начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение Его совершилось 25 марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с днем Благовещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой ("Господней Пасхой").

Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в 532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 года все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели. Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам, ближайшая Кириопасха, т.е. Пасха, приходящаяся на воскресный день 25 марта и совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279 году эры Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по римскому пасхалисту, была за 532 - 279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовокупив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 = 284 году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24-25).

Таким образом, в согласии с предполагаемой схемой рассуждений Дионисия Малого, начало эры "от Рождества Христова", то есть 1 января 1-го года, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот день вступили в свои должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по Р.Х. начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.
Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (Напомним соответствующий фрагмент из евангельского повествования: "(И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,.. сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк. 1, 27. 28. 30. 31)).

Рождество же Христово (воспроизведем евангельский текст: "(Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (Мф. 2, 1)); "(И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 7)) папский архивариус и пасхалист относил, естественно, ровно на девять месяцев вперед, т.е. на 25 декабря 1-го года введенного им летосчисления (см.: П. Попов. Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с дозволения цензора Московского духовно-цензурного комитета священника Александра Гиляревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5; И.А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда уже и праздновалось.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры "от Рождества Христова" воспользоваться уже готовыми расчетами или предположениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшествовавшего периода?
Согласно епископу Лионскому Иринею и его современнику Тертуллиану (начало III века по Р.Х.), "Христос Господь пришел в мир около 41-го года правления Августа". По Евсевию Кесарийскому, "это был 42-й год правления Августа, а властвования над Египтом 28-й". Епифаний Кипрский указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произошло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк Иоанн Малала (491-578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год 193-ей олимпиады, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа, а "Пасхальная хроника" - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула и Писона.

В "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: "При этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ", то есть 25 декабря, по пресвитеру Исихию.
Как видим, все перечисленные авторы и источники указывают на 3-й или 2-й год до н.э., а "Пасхальная хроника" - на 1 год до н.э.
В "Хронографе 354 года" (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т.е. на 1-й год новой эры. "При этих консулах, - говорится здесь, - Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны".
"Хронограф 354 года" - достаточно серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н.э. по 354 г. н.э., списки префектов Рима за сто лет (251- 354 гг. н.э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия (352 г.). Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счета лет от Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления?
Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции. Оригинал "Хронографа" утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника. Однако в пользу его подлинности может говорить, в частности, следующее обстоятельство.

Здесь - после указания под 29-м годом н.э. (безусловно, в позднейшем уже пересчете) имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина - отмечается: "В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней". И далее, в разделе XIII "Римские епископы", находим дополнительные сведения: "Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день восьмой до апрельских календ".
Как видим, в приведенных фрагментах смерть Христа на кресте отнесена на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта. В Западной Церкви во II-V веках многие авторитетные богословы и историки (епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру свидетельство подложных "Актов Пилата", согласно которым "Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)". В римский мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом был даже внесен благоразумный разбойник, один из двух, которые были распяты на Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39-43). Но после Дионисия, датировавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р.Х., подобный анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.

Применительно к случаю приведем и другой пример. В одном из памятников, близких к "Хронографу 354 года" по времени, в частности, в "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н.э. после имен "обоих Геминов" имеется приписка: "При этих консулах пострадал Христос в день десятый до апрельских календ и воскрес в восьмой день (passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)". При совпадении с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В позднейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.

ПОСТРАЗМЫШЛЕНИЯ

Прямо или косвенно, но в определении времени Рождества Христова, к сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает в прямое противоречие с приведенным выше историческим свидетельством Евангелия от Матфея: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода" (2, 1).
Как следует из сообщения Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (XIV. 14, 5), царь Ирод I Великий "достиг царской власти в сто восемьдесят четвертую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в первое] Гая Асиния Поллиона".

По консулам - это 714 год от основания Рима, т.е. 40 год до н.э. К сожалению, номер года в четырехлетие 184-й олимпиады автором не указан, как это часто у него случается.
В частности, консул Асиний Поллион (76 г. до н.э. - 4 г. н.э.), оратор, поэт, историк (его "История" до наших дней не сохранилась), общественный деятель, известен как основатель первой публичной библиотеки в Риме и покровитель выдающегося римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н.э.).
Именно с этим современником Мецената связывает Вергилий в знаменитой IV эклоге "Буколик" ("Пастушеских песен") свои проникновенные пророчества о наступлении "золотого века":

"Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство,
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится.
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка.
При консулате твоем тот век благодатный настанет,
О Поллион! - и пойдут чередою великие годы".

Но вернемся к царю Ироду, имя которого стало нарицательным во всем христианском мире. Скончался сей жестокий властитель "спустя пять дней после казни [своего сына] Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [последнего правителя из династии Хасмонеев] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян... сумев дожить до преклонного возраста... (ему было около семидесяти лет)" ("Иудейские древности", XVII. 8, 1).
В том году перед иудейской пасхой, в ночь после казни Иродом восставших против его беззаконий иудеев под водительством некоего Матфия, которых он "велел сжечь живьем", "произошло лунное затмение" (XVII. 6, 4).

Согласно астрономическим расчетам, на ближайший к событию период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 года, 20 января 752 года и в ночь с 9 на 10 января 753 года от основания Рима. При этом второе из них видимо было лишь в западном полушарии и тем самым в рассмотрение может не приниматься. Далее, на монетах 753 года указывается уже преемник окончившего свой кровавый век царя, да и январь - слишком ранний срок для празднования иудейской пасхи. Все это указывает на первое затмение. А сие означает, что Ирод почил от злых дел своих в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до Рождества Христова.
Согласно Евангелию от Матфея (2, 1-18), за несколько лет до своей кончины властолюбивый царь совершил, быть может, самое коварное и жестокое в жизни своей злодеяние - избиение младенцев.

Надменный правитель счел "себя осмеянным волхвами", кои, путеводимые Вифлеемской звездой, пришли с Востока поклониться Рождшемуся Младенцу Иисусу, Которого именовали Царем Иудейским. Они не возвратились больше в Иерусалим в деталях известить коварного и зломысленного сатрапа. И тот "весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое [прежде] выведал от волхвов".
Приведенное евангельское свидетельство относит событие Рождества Христова от кончины Ирода еще далее, в пределах до двух лет, "по времени которое выведал [царь] от волхвов". До его смерти святое семейство некоторое время пребывало в стране пирамид ("бегство в Египет", Мф. 2. 13-15, 19-21).
В этом контексте можно напомнить и о том, что по Евангелию от Иоанна проповедь Христа до предания Его на крестные муки и смерть продолжалась не один, а три года. Об этом свидетельствует, в частности, иерусалимский пресвитер Исихий (432 г.). Тем самым хронологические рамки земной жизни Спасителя заметно расширяются.
Кроме обстоятельств исторического характера, несомненно, следует принимать во внимание и погрешности в исходных данных при хронологических расчетах Дионисия (если таковые производились): неточность метонова лунного цикла да и самого юлианского календаря, отсутствие конкретной временной привязки александрийских пасхальных таблиц и многое-многое другое...

К проблеме датировки Рождества Христова астрономы обращались и позднее. В частности, предпринимались попытки связать евангельское свидетельство о явлении Вифлеемской звезды, которая путеводила волхвов, со взаимным расположением планет на одной оси, с их схождением, соединением в одной точке небосвода с умноженной в результате этого яркостью свечения.
Как говорил, в частности, раввин Абарванела (XV век), "наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна". Пророк Моисей, по его словам, "родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб".
Одно из соединений Юпитера и Сатурна как раз в созвездии Рыб наблюдалось в 747 году от основания Рима, то есть в 7 году до н.э. Расстояние между ними в это время составляло около полуградуса, что равно диаметру Луны. В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. Именно исходя из расчетов расположения упомянутых планет один из основоположников новой астрономии Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) относил событие Рождества Христова к 748 году от основания Рима, то есть к моменту времени за два года до кончины царя Ирода. Полагая иную точку зрения абсолютно ошибочной и совершенно условной, творец законов движения планет свой труд "Новая астрономия" датировал так: "Anno аеrae Dionisianae 1609" - "Года эры Дионисиевой 1609".

В поисках следов Вифлеемской звезды, отметим также, некогда исследовались архивы, содержавшие сведения о самых различных астрономических явлениях в масштабе всего мира. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 года до н.э. в точке неба недалеко от звезды Козерога вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени это предвещало рождение великого царя.
Здесь, полагаем, не будет неуместным еще раз напомнить об одном из нескольких исторических фактов, которые, безусловно, связаны с обсуждаемой проблемой.
Обратимся к приводившимся выше начальным словам повествования о Рождестве Христовом из Евангелия от Луки: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею" (2, 1-2).

Император Цезарь Август незадолго до кончины составил краткое жизнеописание, которое завещал вырезать на медных досках и установить у входа в свой мавзолей. После его кончины так называемые "Деяния божественного Августа" на латинском и греческом языках получили широкое распространение во всей Римской империи.
В 1555 году по Р.Х. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману в Анкаре (древней Анкире) на стене местного храма Рима и Августа, позднее превращенного в мечеть, была обнаружена надпись-билингва (Monumentum Ancyranum), содержавшая текст "Деяний". Фрагменты подобных надписей были найдены также в Антиохии и Аполлонии (Писидия в Малой Азии).

В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях божественного Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия, процветания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых нравов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресованные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт.
Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом переписи "по всей земле". За годы его правления она проводилась трижды: "Перепись была произведена после промежутка в сорок два года... Вторую перепись я произвел один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Ценсорина и Гая Асиния... Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произвел вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея".
Согласно принятой в современной историографии датировке, первая перепись в империи была проведена в 28 году до н.э., вторая - в 8 году до н.э., третья - в 14 году н.э. Результаты последней переписи были опубликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в частности: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1962. - С. 528).
Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н.э., когда при Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии. Однако страна находилась в сильной зависимости от империи, правители ее назначались в Вечном городе. Ирод был утвержден на престоле Иудеи в 40 году до н.э. в римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы видели ранее, говорит о провозглашении Ирода царем "со стороны римлян". Поэтому евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря.

В свете прежде изложенного становится более понятной применительно к Иудее и временная шкала "Деяний божественного Августа". Правда, документально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6 году н.э. Однако, исходя из евангельского текста: "Эта перепись была первой в правление Квириния Сириею" (Лк.2,2), - кажется вполне возможным предположить, что он мог быть там дважды: не только в новое время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть в 3-2 гг. до н.э. и в 6-7 гг. н.э. (Иосиф Флавий. Иудейские древности. -Т. 2.- Минск: "Белоруссия", 1994. - Примечания к книге XVIII. - С. 591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема двух - трех лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд ли можно утверждать при этом, что тем самым вопрос закрыт.

В заключение и в подтверждение последнего тезиса приведем весьма компетентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому историку Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту в области именно церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотову (1854-1900 гг.).
Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря, на котором ученый присутствовал в качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затронута проблема исходного момента (эпохи) перспективной системы всемирного летосчисления, он заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно" (Цит. по: С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука", 1970. - С. 190).

АПРОБАЦИЯ ЭРЫ "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА"

Эра "от Рождества Христова", введенная Дионисием Малым в 525 году, уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972 гг.). Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канцелярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира.
Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми западными историками и писателями, в частности, современником папского архивариуса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, затем - Бедой Достопочтенным.

На протяжении VIII-IX веков новая эра получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы.
Что же касается Восточной Церкви, то она, по словам Э. Бикермана, долгое время избегала пользования эрой "от Рождества Христова", так как споры о времени явления в мир Вифлеемского Младенца в Константинополе продолжались вплоть до XIV века.
Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии, составленной в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877-1408 гг.) Иоанном Пресвитером, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т.п. проставлен также и год от Рождества Христова.

В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже говорилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах) год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский календарь сохранил свое существование до 1918 года. Видимо, русский царь не дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божественного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно считал 1700 год началом нового столетнего века.
К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дионисием Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени" (Е.И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967. - С. 24).

Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин.






Вверх