Общество и природа являются средой. Конспект лекций по философии. Взаимодействие человеческого общества и природы

Одна из актуальных тем современного обществознания - взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий - природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа широком смысле) - это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) - это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа - это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) - это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) - люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним - «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера - это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания - это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн - около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия {техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства - отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) - учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят :

  • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. - сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа - не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания ):

  • в политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической сфере - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Природа

Существует два определения данного понятия:

  • в широком смысле: мир во всех его формах и проявлениях;
  • в узком смысле: естественные условия жизни человека, или биосфера.

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

  • первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;
  • с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы;
  • сложился новый общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств.

Сейчас можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука - экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” 20 века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде , ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.

Тема се-го-дняш-не-го урока - «Об-ще-ство и при-ро-да». Мы по-го-во-рим с вами о том, как че-ло-век и об-ще-ство вли-я-ют на при-ро-ду, и как она, в свою оче-редь, ока-зы-ва-ет свое вли-я-ние на них.

Да-вай-те для на-ча-ла опре-де-лим, что мы на-зы-ва-ем при-ро-дой. Так же, как и в слу-чае с об-ще-ством, есть два опре-де-ле-ния при-ро-ды - в ши-ро-ком и в узком по-ни-ма-нии.

В ши-ро-ком смыс-ле при-ро-да - это Все-лен-ная, весь ма-те-ри-аль-ный мир. В узком при-ро-дой на-зы-ва-ет-ся та часть объ-ек-тив-но-го мира, с ко-то-рой че-ло-век всту-па-ет в непо-сред-ствен-ное вза-и-мо-дей-ствие и ко-то-рая яв-ля-ет-ся есте-ствен-ным усло-ви-ем че-ло-ве-че-ской жизни. В узком смыс-ле слова при-ро-дой на-зы-ва-ют био-сфе-ру. Этот тер-мин в 1875 году ввел ав-стрий-ский гео-лог Эду-ард Зюсс.

Точно так же, как об-ще-ство, при-ро-да яв-ля-ет-ся са-мо-раз-ви-ва-ю-щей-ся си-сте-мой. Ее ча-стя-ми яв-ля-ют-ся ли-то-сфе-ра, гид-ро-сфе-ра и тро-по-сфе-ра (рис. 1). При-ро-да по-сто-ян-но раз-ви-ва-ет-ся.

Рис. 1. Струк-ту-ра био-сфе-ры

От-но-ше-ние к при-ро-де в ис-то-рии об-ще-ствен-ной мысли неод-но-крат-но ме-ня-лось. Для ан-тич-ной фи-ло-со-фии ха-рак-тер-на идея гар-мо-нии че-ло-ве-ка и при-ро-ды как жи-во-го, оду-шев-лен-но-го и упо-ря-до-чен-но-го Кос-мо-са.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе гос-под-ству-ет кон-цеп-ция ущерб-но-сти при-ро-ды как ре-зуль-та-та гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка. Бог и при-ро-да про-ти-во-по-став-ле-ны. При-ро-да - по-след-нее, низ-шее звено лест-ни-цы.

Мыс-ли-те-ли эпохи Воз-рож-де-ния вновь отож-деств-ля-ли бога и при-ро-ду. Такая кон-цеп-ция на-зы-ва-ет-ся «пан-те-изм».

В ран-нее Новое время был вы-дви-нут ло-зунг «Назад к при-ро-де», ко-то-рый был по-пу-ля-рен по по-ли-ти-че-ским и эти-че-ским при-чи-нам. Фран-цуз-ский фи-ло-соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи-тал, что наи-бо-лее есте-стве-нен при-род-ный че-ло-век. В XX веке эту идею вос-при-ня-ло дви-же-ние «зе-ле-ных».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время по-яви-лось так на-зы-ва-е-мое пре-об-ра-зо-ва-тель-ное по-ни-ма-ние при-ро-ды, вы-ра-жен-ное во фразе «При-ро-да - не храм, а ма-стер-ская». Но с этим были со-глас-ны не все.

В XVIII веке швед-ский био-лог Карл Лин-ней (рис. 3) в своем труде «Си-сте-ма при-ро-ды» вво-дит че-ло-ве-ка как осо-бый вид homo sapiens. Аме-ри-кан-ский физик и со-цио-лог Бен-джа-мин Фран-клин (рис. 4) дает опре-де-ле-ние че-ло-ве-ка как «жи-вот-но-го, де-ла-ю-ще-го ору-дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар-вин со-зда-ет тео-рию эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рой че-ло-век яв-ля-ет-ся неотъ-ем-ле-мой ча-стью при-ро-ды.

Рис. 3. Карл Лин-ней

Рис. 4. Бен-джа-мин Фран-клин

В XX веке по-яви-лась кон-цеп-ция «но-осфе-ры» - «цар-ства ра-зу-ма». Тер-мин ввел в 1927 году фран-цуз-ский уче-ный Эжен Леруа, а его по-пу-ля-ри-за-то-ром и самым из-вест-ным сто-рон-ни-ком тео-рии но-осфе-ры стал В. И. Вер-над-ский.

Кста-ти, неред-ко тео-рию но-осфе-ры под-дер-жи-ва-ли фи-ло-со-фы, взгля-ды ко-то-рых труд-но на-звать ма-те-ри-а-ли-сти-че-ски-ми. В се-ре-дине XX века одним из ак-тив-ных сто-рон-ни-ков этой тео-рии был тео-соф Пьер Тейяр де Шар-ден.

Как бы мы ни вос-при-ни-ма-ли че-ло-ве-ка - как часть при-ро-ды или как ее ан-ти-те-зу, - все равно мы при-зна-ём, что при-ро-да и об-ще-ство вли-я-ют друг на друга. Су-ще-ству-ет спе-ци-аль-ная на-уч-ная дис-ци-пли-на эко-ло-гия. Так на-зы-ва-ют слож-ное объ-еди-не-ние на-уч-ных дис-ци-плин, ис-сле-ду-ю-щих вза-и-мо-дей-ствие живых ор-га-низ-мов, че-ло-ве-ка, че-ло-ве-че-ских со-об-ществ с окру-жа-ю-щей сре-дой.

Этот тер-мин был вве-ден в 1866 году одним из по-сле-до-ва-те-лей Ч. Дар-ви-на, немец-ким зоо-ло-гом Эрн-стом Гек-ке-лем (рис. 5), ко-то-рый опре-де-лял эко-ло-гию как науку об от-но-ше-ни-ях ор-га-низ-мов к окру-жа-ю-щей среде. Мы с вами, ко-неч-но, го-во-рим в первую оче-редь не про-сто об эко-ло-гии, а о со-ци-аль-ной эко-ло-гия - дис-ци-плине, ле-жа-щей на стыке есте-ствен-ных, тех-ни-че-ских, гу-ма-ни-тар-ных и об-ще-ствен-ных наук.

Рис. 5. Э. Гек-кель

Как об-ще-ство вли-я-ет на при-ро-ду? Оно:

Изу-ча-ет и ис-поль-зу-ет при-ро-ду, по-сто-ян-но рас-ши-ряя объем и пре-де-лы ее ис-поль-зо-ва-ния;

Вли-я-ет на струк-ту-ру окру-жа-ю-щей среды;

Вли-я-ет на вос-ста-нов-ле-ние при-ро-ды.

При-ро-да, в свою оче-редь:

Дает сред-ства к су-ще-ство-ва-нию;

Вли-я-ет на раз-ме-ще-ние про-из-во-ди-тель-ных сил;

Вли-я-ет на раз-ви-тие об-ще-ства;

Может уни-что-жать ре-зуль-та-ты че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти.

Ко-неч-но, сте-пень за-ви-си-мо-сти об-ще-ства от при-ро-ды в про-цес-се раз-ви-тия со-кра-ща-ет-ся. Пер-вые по-пыт-ки пре-об-ра-зо-ва-ния при-ро-ды в виде стро-и-тель-ства ка-на-лов древ-ние егип-тяне и жи-те-ли Ме-со-по-та-мии пред-при-ни-ма-ли еще в IV ты-ся-че-ле-тии до нашей эры.

Од-на-ко сле-ду-ет учи-ты-вать, что при-ро-да оста-ет-ся важ-ней-шим фак-то-ром об-ще-ствен-но-го раз-ви-тия. Об этом и дру-гих фак-то-рах со-ци-аль-но-го раз-ви-тия мы по-го-во-рим в сле-ду-ю-щий раз. А наш се-го-дняш-ний урок окон-чен. Спа-си-бо за вни-ма-ние.

Пре-мия Дар-ви-на

Как из-вест-но, Чарлз Дар-вин счи-тал, что че-ло-век и обе-зья-на имели общих пред-ков. Неко-то-рые наши со-вре-мен-ни-ки со-вер-ша-ют столь иди-от-ские по-ступ-ки, что ино-гда ка-жет-ся, что жи-вот-ные умнее че-ло-ве-ка.

Таким людям, ко-то-рые со-вер-ши-ли самые иди-от-ские по-ступ-ки с ле-таль-ным ис-хо-дом для себя, при-суж-да-ет-ся Дар-ви-нов-ская пре-мия. Среди ла-у-ре-а-тов - че-ло-век, ко-то-рый по-пы-тал-ся рас-пи-лить гра-на-ту; пре-ступ-ник, ко-то-рый спря-тал-ся от по-ли-ции, пе-ре-брав-шись через стену тюрь-мы. В 1982 году пре-мию при-су-ди-ли по-жи-ло-му аме-ри-кан-цу, ко-то-рый решил по-ле-тать на 50 ме-тео-ро-ло-ги-че-ских шарах, прав-да, остал-ся жив.

Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский

Го-во-рят, время эн-цик-ло-пе-ди-стов про-шло. Но был в ис-то-рии нашей стра-ны в ХХ веке уче-ный, ко-то-ро-го часто на-зы-ва-ют по-след-ним эн-цик-ло-пе-ди-стом.

Это Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский (рис. 6). Фи-ло-соф, уче-ный-гео-хи-мик, он был одним из со-зда-те-лей и ли-де-ров пар-тии ка-де-тов, вхо-дил во вре-мен-ное пра-ви-тель-ство Ке-рен-ско-го в долж-но-сти за-ме-сти-те-ля ми-ни-стра. Ор-га-ни-за-тор и пер-вый пре-зи-дент АН Укра-и-ны, ос-но-ва-тель и рек-тор Та-ври-че-ско-го уни-вер-си-те-та.

Рис. 6. В. И. Вер-над-ский

Усло-вия, необ-хо-ди-мые для пе-ре-хо-да био-сфе-ры в но-осфе-ру: все-об-щее ра-вен-ство, де-мо-кра-тия, выход в кос-мос, от-кры-тие новых ис-точ-ни-ков энер-гии, пре-кра-ще-ние войн.

При-ро-да мстит че-ло-ве-ку?

Неред-ко ка-жет-ся, что при-ро-да как бы мстит че-ло-ве-ку. Ка-та-стро-фы сле-ду-ют одна за дру-гой. Но по-доб-ные ка-та-стро-фы бы-ва-ли и рань-ше.

В 1883 году про-изо-шло из-вер-же-ние вул-ка-на Кра-ка-тау (рис. 7), ко-то-рое прак-ти-че-ски уни-что-жи-ло ост-ров. Если до из-вер-же-ния это была гора вы-со-той в несколь-ко сотен мет-ров, то те-перь это три ост-ро-ва, раз-де-лен-ные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вул-кан Кра-ка-тау

Рис. 8. Кра-ка-тау после из-вер-же-ния

Но это не озна-ча-ет, что люди никак не вли-я-ют на по-доб-ные ка-та-стро-фы. В 1980-е годы в СССР была предот-вра-ще-на воз-мож-ная ка-та-стро-фа, вы-зван-ная пред-по-ла-га-е-мым по-во-ро-том си-бир-ских рек в Сред-нюю Азию. Се-год-ня ана-ло-гич-ный про-ект ре-а-ли-зу-ет-ся в Китае.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-priroda?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AMaz4klDVyw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=_G9fM81d-oQ

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvo-i-priroda.html

источник презентации - http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F111%2Fe142aa7ed02d5ed4346dda892809033e.ppt

Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - homo sapiens . Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью при­роды и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым усло­виям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в хо­лодное время, отогнать хищников, изменить за счет термическо­го приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздей­ствие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, изверже­ния вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня че­ловеком. С увеличением численности людей все больше истребля­лось животных, составлявших рацион человека.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климати­ческих условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя про­питанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобыт­ном обществе стал род (родовая община), все члены которого со­стояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной . Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат) . Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало переда­ваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий ха­рактер , основывалась на общественной собственности и уравни­тельном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатически­ми изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от при­сваивающей экономики к производящей . В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую оче­редь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры -- огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиатор­ские бои с участием диких хищных животных.

С появлением капиталистических отношений и промышленно­го производства воздействие человека на природу стало усили­ваться. 200-300 лет назад никто не заботился об экологии. Обыч­ным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного про­изводства сливались в реки и озера, сваливались за воротами про­мышленных предприятий, что превращало цветущие поля в без­жизненную пустыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующих­ся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к изме­ненной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие об­щества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились но­вые, более мощные источники загрязнения природы, причем каж­дый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвои­ли известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а сред­ство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выде­ляют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, осо­бенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, и свою очередь, является причиной многих болезней.

В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живою представляют ядерные отходы, период полураспада которых со­ставляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с кото­рыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.

XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвра­тить пагубные последствия научно-технического развития. Осо­бенно важным стали строительство и совершенствование очист­ных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по пе­реработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не нача­лось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепла­нетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большуюработу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, и 1963 г. - Всемирный Фонд ди­кой природы, а в 1971 г. - «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильствен­ные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических про­блем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологическо­го права служит закон «Об охране окружающей природной сре­ды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонаруше­ниях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьер­ство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников приро­ды, влекут за собой уголовную ответственность с лишением сво­боды на разные сроки.

Но сколько бы, ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических про­блем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством эколо­гического образования и воспитания. Основная роль в этом долж­на принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам мас­совой информации.

Таким образом, защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фанта­стических романах и фильмах уже рисуют последствия экологи­ческих катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволя­ет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Вопросы и задания

1. Что понимают пол словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основ­ная цель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

9. Защита природы - дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

10.Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».

Природа (от гр. physis и лат. natura - возникнуть, быть рожденным) - одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с по¬мощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы:

1) Античность. Природа - совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип - жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

2) Средневековье. Природа - результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом - душой. Принцип - возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу - как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа - результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.

3) Возрождение. Природа - источник радости, наслаждения. Принцип - единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

4) Новое время. Природа - объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип - господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

5) Современность. Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа - уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип - партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Вверх