Легитимная власть определение. Легитимность политической власти. В чем заключается теория Д. Бетхэма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Термин «легитимность» нередко звучит в политических дебатах, новостях, телепередачах.

Многие знают, что к ней стремится любая власть, хотя бы ради авторитетного статуса на международной арене. Проблема обостряется во время выборов высших должностных лиц и проведения социально-экономических реформ.

В этой статье вы узнаете, что такое легитимность, и какую роль она играет .

Фундамент власти - это легитимность

Слово это происходит от латинского legitimus «согласный с законами, законный, правомерный ». Собственно, в этом и заключается его смысл.

«Народ – это источник власти». Причем это не просто лозунг, закреплённый в конституциях . Это скрытое определение легитимности.

Если от власти, то можно привести вот такое вот общее определение легитимным действиям:

В любом государстве есть власть. Люди относятся к ней по-разному. Одни согласны с действиями высших должностных лиц, политическим курсом, реформами. Другие считают, что представители правящей верхушки пришли к цели незаконным или «грязным» путём (например, подкинув лишние бюллетени в урну во время выборов), написали законы под себя и занимаются произволом.

Если довольных граждан больше, то действия слуг народа легитимные.

Законы, госпрограммы, депутаты и чиновники – это кирпичики, из которых строится здание власти. Но без прочного фундамента строение рано или поздно рухнет. Какими бы классными ни были стены, крыша или внутренняя отделка. Фундамент власти – это легитимность.

Процесс формирования и закрепления системы находится под пристальным вниманием граждан.

Говоря простыми словами, легитимность – это признание власти людьми.

Она обладает следующими признаками:

  1. тесно связана с психологией, моралью, социальной справедливостью;
  2. люди добровольно соглашаются с проводимой политикой и реформами;
  3. исполняют (не нарушают) законы по убеждению, а не принуждению (проявляют )
  4. одобряют способ формирования правящей верхушки, например, считают революцию необходимостью.

Легитимность необязательно предполагает поддержку власти со стороны всех граждан (так, в любом государстве есть оппозиция). Достаточно согласия большинства .

В общем же смысле слово «легетимный» - это законный, правомочный, правомерный или общественно признанный. То есть власть будет действовать легитимно, если эти самые ее действия получат общественное признание.

Когда власть в государстве нелегитимна

Как это определить? Довольно просто:

Тогда у правящей верхушки есть три пути сохранения возможности управлять и продолжать править (вопреки желаниям народа):

  1. Притягивать легитимность «за уши» с помощью идеологии, СМИ, образования. Наиболее частый вариант.
  2. Стараться качественно улучшить жизнь народа. Бывает редко.
  3. Задействовать механизм принуждения: полицию, военных, суровые законы, карательные структуры. По этому пути идут диктатуры.

Часто нелегитимные системы распадаются.

Яркий тому пример – . Люди окончательно разочаровываются в действующем правительстве и агрессивными методами формируют новую верхушку. Что-то похожее сейчас наблюдается во Франции, где власть уже не пользуется поддержкой народа (по сути, находится «у руля» нелегитимно).

Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, . Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже. Поэтому легитимно – это не всегда справедливо или правильно.

Легальность и легитимность - это одно и то же?

Легитимность и легальность государственной власти – это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами. Они оба характеризуют политический режим, но под разными углами.

Легальность – это соответствие действующим нормам права.

Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки (например, депутатов или олигархов). Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания.

Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости , морали, законности конкретного общества.

Хорошо, когда она сочетается с легальностью. Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами.

Типы легитимного правления

Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели.


Выводы

Нельзя однозначно сказать , что легитимность – это хорошо или плохо. Ведь её корни лежат глубоко в человеческой психике, а последняя неидеальна.

Власть может завоевать сердца людей сладкими обещаниями, необоснованным повышением зарплат и пенсий, снижением налогов, идеологиями в стиле «мы – хорошие, а чужие – плохие». Но вот выиграет ли от этого государство в долгосрочной перспективе, большой вопрос.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое власть Правовое государство - это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов) Суверенитет - это то, что делает государство государством Политика - это искусство управления Что такое закон Что такое демократия (демократический режим) Что такое гражданское общество - это подарок от государства или выбор его граждан Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА Конституция - это основной закон государства Что такое монархия - конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий) Что такое абсолютизм - его признаки, просвещенный абсолютизм Екатерины 2 и причины его исчезновения

Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Кроме того, легитимность - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Легитимная власть - это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.

М. Вебер выделил три типа легитимности власти:

1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

15. Власть менеджера. Виды власти

ВЛАСТЬ МЕНЕДЖЕРА

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть. Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила - вовсе не обязательный компонент власти.

Власть - возможность оказывать определенное влияние на поведение людей с помощью права распоряжаться чем - либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние - поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.

Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуации. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти.

Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме. Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения, наложения взысканий, авторитета собственных профессиональных знаний, своих личностных достоинств. Кроме этого, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Децентрализация личной власти достигается тремя способами:

1) официально закрепленными в документах делегированием полномочий

2) наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования

3) отлаженным механизмом обмена информацией.

Своевременное перераспределение и организационное оформление властных полномочий необходимо руководителю для повышения стабильности в работе предприятия. Это связано с тем, что в деятельности любой компании неизбежно наступает момент, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза развитию и даже существованию компании.

Виды власти

Власть, основанная на принуждении . Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности и д.р. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя.

Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Сотрудники в этом случае обычно испытывают неудовлетворенность своей работой. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.

Власть, основанная на вознаграждении . Это один из самых эффективных способов влияния на других людей.

Главное для менеджера - правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Еще хуже другая крайность, когда размер вознаграждения не соответствует скромным достижения работника. Кроме того, при выборе варианта власти, основанной на вознаграждении, менеджер может действовать в условиях объективных ограничений. Причинами таких ограничений могут быть, например, незначительные финансовые возможности предприятия. В этой связи менеджер должен уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации.

Власть, основанная на авторитете и знаниях . В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Именно поэтому данный вариант власти предполагает влияние через так называемую разумную веру. Влияние веры в авторитет и знания специалиста далеко неоднозначно. Нередки ситуации, когда новый руководитель, не обладая достаточным опытом работы в конкретной области деятельности, принимает на веру рекомендации своих более опытных подчиненных. Однако если этот период затягивается, сила его власти по отношению к сотрудникам может слабеть, авторитет снижаться.

Вместе с тем, высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например в технической сфере, далеко не всегда свидетельствует об эффективности его работы как руководителя. Так, в немецком концерне Schleman - Simag раньше главным конструктором был тот, кто лучше всех конструировал и имел большое количество патентов. Теперь главным конструктором является специалист, который умеет лучше управлять, кто может добиться максимального эффекта от работы подчиненных.

Оптимальным вариантом здесь является ситуация, когда менеджер является безусловным лидером для своих подчиненных, как в профессиональном, так и в организационном отношениях.

Власть, основанная на примере . В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с некой харизматической личностью.

Харизма (от греч. Charisma - милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Менеджер, наделенный харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть, профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется харизматический руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У харизматического руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Сотрудники в этом случае стремятся быть похожими на менеджера, уважают или, как иногда говорят, "боготворят" его. Установлено, что подчиненные менеджеров, обладающих харизмой, достигали более высоких результатов в работе, чем те, которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано, что харизматический тип руководителя особенно важен в случае, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.

Власть, основанная на законных правах . Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в котором он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.

Таким образом, следование традициям, сложившимся в коллективе, с одной стороны, позволяет осуществлять процесс производства на основе налаженного порядка действий, устоявшихся деловых связей, а с другой стороны, влияние через традиции создает определенные трудности при осуществлении нововведений, совершенствовании процесса производства, поскольку люди не хотят менять привычный ход событий.

В России с началом рыночных преобразований наблюдается значительная трансформация в использовании законной власти. В настоящее время в различных организационных структурах нашей страны во все большей степени наблюдается переход к восстановлению лучших российских традиций высокого профессионализма, честности надежности в деловых отношениях.

БИЛЕТ № 16.

Власть менеджера и способы ее расширения

Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена, она имеет пять основных форм:

    Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может причинить какие-то другие неприятности.

    Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

    Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.

    Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

    Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им . Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.

Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме.

Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным сред-

ством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Тенденции в экономике:укрепление и расширение власти в организации путем передачи полномочий подчиненным (делегирование полномочий) и смещение центра тяжести от власти формальной к власти, основанной на компетентности, знаниях.

БИЛЕТ № 17

Баланс власти менеджера и коллектива.Допустимая степень нарушения инструкций.Властная этика и властная болезнь.

Менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Способы влияния:

Влияние через страх и власть, основанное на принуждении;

Влияние через положительное подкрепление и власть, основанное на вознаграждении;

Влияние через разумную веру и экспертная власть;

Влияние с помощью примера и эталонная власть, основанная на личном примере;

Влияние через традиции и законная власть и традиции.

Властная этика:

В эпицентре внимания этики менеджмента: цели и средства их достижения; а также прибыль, люди (мораль), товары, гордость (репутация, престиж).

Этика менеджмента – это деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством. Понятие деловой этики неразрывно переплетается с понятиями: «этики бизнеса», «предпринимательской этики», «корпоративной культуры», «репутации фирмы».

При анализе корпоративной культуры организации (близко к понятию деловой этики) следует выделить три момента:

    базовые предположения, которых придерживаются члены организации и которые задают ориентиры поведения ее членам;

    ценности, помогающие принимать решения в конкретной ситуации;

    символика, посредством которой ценности передаются членами организации.

Смысл корпоративной культуры заключается в том, чтобы цели фирмы и цели работающего в ней человека совпадали.

БИЛЕТ № 18

Менеджерские решения.Структура решения и его составные части.Формальные признаки решения.

строение процесса принятия управленческих решений, включающее три аспекта: 1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез; 2) уровневую структуру, состоящую из пяти уровней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегра-тивно-коллегиального и метаколлегиального); 3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, принятию, реализации решений и контролю за их исполнением.

Все управленческие решения можно подразделить на два вида:

    традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место; в этом случае следует выбрать один из уже имеющихся альтернативных вариантов;

    нетрадиционные, нестандартные управленческие решения; их выработка связана с поиском новых альтернативных вариантов.

Важнейшим признаком управленческих решений является его направленность па систему организации коллективного труда, в отличие от решений, принимаемых человеком в отношении самого себя или отдельных вещественных элементов труда. Все многообразие управленческих решений, принимаемых в социальной системе, можно считать направленными на осуществление: стратегического планирования; управления управленческой деятельностью; управления человеческими ресурсами; управления производством и обслуживающей деятельностью; формирования системы управления организации; управленческого консультирования; коммуникаций с внешней средой.

Рассмотрим основные признаки управленческого решения

1. Важнейшим признаком управленческих решений является его направленность на систему организации коллективного труда, в отличие от решений, принимаемых человеком в отношении самого себя или отдельных вещественных элементов труда. Все многообразие управленческих решений, принимаемых в социальной системе, можно считать направленными на осуществление:

Стратегического планирования;

Управления управленческой деятельностью;

Управления человеческими ресурсами;

Управления производством и обслуживающей деятельностью;

Формирования системы управления организации;

Управленческого консультирования;

Коммуникаций с внешней средой.

Система критериев и принципов принятия решения базируется да знании объективных закономерностей функционирования и развития управляемых систем и учета всех условий и особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение. Управленческое решение (УР) - это творческий результат субъекта управления, определяющего на основе знания объективных законов функционирования системы и анализа информации, отражающей ее состояние, программу и характер деятельности коллектива по разрешению назревшей проблемы.Характерной особенностью управленческих проблем вообще и проблемы подготовки и принятия управленческих решений (У Р) в частности, является их междисциплинарный характер, объединение различных по своему предмету областей науки.

БИЛЕТ №19

Технология принятия управленческих решений.Правила делегирования полномочий.

Технология принятия управленческих решений имеет 5 стадий: Первая стадия принятия управленческого решения - изучение проблемы - состоит из нескольких этапов: 1. Выявление управленческой проблемы или цели. 2. Предварительная постановка проблемы (цели). Если проблема (цель) поставлена неверно, то все дальнейшие усилия и затраты окажутся бесполезными. Неверная постановка проблемы связана чаще всего с низкой квалификацией управленческого персонала, жесткими профессиональными установками, а также с несвоевременными или «навязанными сверху» проблемами и решениями.

3. Делегирование полномочий. Руководитель не может сам разобраться со всеми проблемами, поэтому необходимо делегировать некоторые полномочия компетентным специалистам. Они могут собирать информацию для принятия решения, рассматривать проблему.

4. Сбор необходимой информации и ее анализ. Важно учитывать не только «свою» информацию, но и информацию «чужую» (оппонентов, конкурентов и т. п.).

5. Построение концептуальной модели проблемной ситуации предполагает представление понимания проблемы, в целом систему взглядов на данную проблему.

6. Обоснование и построение формализованной модели конкретной ситуации. Такая модель может быть представлена в виде сетевого графика или дерева целей (дерева решений).

Технология менеджмента имеет следующий механизм:

1. Общее руководство принятия решений. 2. Правила принятия решений. 3. Планы в принятии решений. 4. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия. 5. Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях). 6. Матричный тип взаимодействия. Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три-горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

Делегирование полномочий - это методология бизнеса, в которой сотрудникам предоставляются полномочия и ответственность за решения на том уровне, на котором они действуют. Оно предполагает, что менеджер не является авторитарным руководителем, принимающим решения единолично, а передает часть своих полномочий подчиненным, одновременно обучая их. Делегирование основано на понимании того, что проблемы лучше всего решают люди, работающие над проблемой, а не вышестоящее руководство.

Существуют две основные концепции делегирования полномочий:

1)классическая - передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;

2)современная - принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

    поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

    предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

    формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование - эффективный управленческий прием, но он должен выполняться при соблюдении определенных принципов :

    Четко определять уровень исполнения и требуемые действия.

    Определять время отчета о результатах.

    Информировать коллектив, на который распространяется делегированная власть.

    Обеспечивать подчиненного необходимой информацией.

    Оценивать сроки, а не методы достижения результата.

    Делегировать последовательно, а не перепоручать только неинтересные или срывающиеся задачи.

    Предоставлять подчиненным возможность выбора делегируемых заданий.

Выделяют четыре варианта степени передачи полномочий :

    Полное делегирование: подчиненный выполняет работу и несет за нее ответственность перед более высоким уровнем управления, непосредственный начальник освобожден от участия в работе.

    Ограниченное делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет вместе со своим непосредственным руководителем.

    Нулевое делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет его руководитель.

    Делегирование наоборот: подчиненный, получив задание, перекладывает его исполнение на своего руководителя.

В политической сфере общества одним из краеугольных понятий является “власть”. Если вы не разобрались с легитимностью власти, то сдать егэ, не говоря уже об олимпиадах, вообще не получится. Однако это не такое простое для понимания понятие. И сейчас мы наведем порядок в вашей голове, которая, наверное, уже пухнет от кирпичей никому не нужных пособий.

Понятие

Понятие легитимности власти восходит к термину взаимодействие. Ведь именно в ходе взаимодействия одних групп людей с другими, или в ходе взаимодействия политического лидера и группы может появиться подчинение одних другим.

Легитимность — соответствие политической власти ценностям общества, когда общество поддерживает эту политическую власть.

Грубо говоря — это поддержка власти со стороны народа. Любое принуждение нуждается в легитимности, поскольку без нее ей никто подчиняться не будет. Были ли в истории случаи, когда действующая власть была законна, но не легитимна? Да, таких случаев была масса.

Например, режим царя Николая Второго, которого некоторые политические деятели склонны романтизировать и героизировать. Этот царь изначально сказал, что все надежды на какие-то изменения беспочвенны, и он будет придерживаться той линии, которая была выбрана его отцом — Александром Третьим.

Собственно, вследствие такой позиции страна была доведена этим Николаем Вторым до (!) трех революций (Первой русской 1905 — 1907 годов, и Октябрьской 1917). А почему были революции? Потому что народ уже перестал поддерживать царя. Власть его стала не легитимной, не поддерживаемой народом.

Для того, чтобы усвоить вам это понятие, приведите еще три примера, когда власть уже перестала быть легитимной.

Для полноты картины надо также привести примеры легитимности власти, когда она пользовалась поддержкой народа. К этим примерам можно отнести государства, в которых за последние сто-двести лет не было серьезных социальных и политических потрясений именно внутри страны. Наверное, это Швейцария или Бельгия. Также Советский союз в послевоенные годы, когда он достиг одного из пиков своего существования. Хотя, конечно, спорить можно, как можно и найти факты как за, так и против.

Кризис легитимности

Такой кризис возникает тогда, когда легитимность теряет свои свойства. К таковым можно отнести:

Разобщение ценностей политической элиты и большинства общества , когда эта разница становится очень существенной и очень ощутимой. Например, сегодня часть политической элиты России направила свои силы только на свое собственное обогащение, вследствие чего в стране просто дикий уровень коррупции. То есть частные интересы этой части элиты иногда ставятся государством выше интересов общества. Отчего и возникает недоверие к власти, и как следствие падение ее легитимности в глазах общественности.

Растет пропасть между богатыми и бедными , то есть усиливается социальное неравенство. Думаю, примеры вы и сами сможете привести.

Ограничиваются права и свободы граждан. В России это происходит на каждом шагу. Тут важно понять, что это справедливо и для некоторых зарубежных стран. Например в Лондоне огромное количество камер наблюдения — около 2 миллионов. Сам по себе этот признак ни о чем не говорит, а вот в системе с другими говорит о многом. В частности, в нашей стране, наряду вышеназванными признаками, в последние годы наблюдается существенное ограничение прав и свобод. Достаточно посмотреть на отказы в проведении общественных мероприятий разным общественным организациям, запрет на митинги, неспособность государственной власти создать условия для безопасной жизни в стране. Думаю, вы сами знаете и понимаете такие моменты.

Неспособность власть регулировать экономику. Что выражается прежде всего в падении реального уровня жизни граждан. В России этот признак особенно бросается в глаза — прожиточный минимум около 10 тысяч рублей, а минимальная зарплата (МРОТ) 7500 р. на сентябрь 2017 года.

Типы легитимности

Итак власть должна опираться на народ, общество, а степень легитимности является показателем доверия общества к власти. Однако на что же власть может опираться, чтобы вызвать это доверие. Знаменитый немецкий политик и ученый Макс Вебер выделил всего четыре типа легитимности, или, как он их называл, господства.

  • Первый тип — это легальность, или законность. Законность не самой власти, а то, что она сама подчиняется закону. И людей через это принуждает подчиняться закону. В этом случае закон — это такое общее правило, которое всем указывает, что можно делать, а что нет.
  • Второй тип — традиция, когда власть опирается на традиции. Не нами, как говориться установлено, не нам и менять. Такой тип легитимности, или господства был характерен для большинства царей царской России. При этом надо различать здоровый консерватизм и этот тип легитимности. Если в стране все отлично, тогда да, чего-то можно и не менять. Это здоровый консерватизм. В царской России же был охранительный консерватизм, который охранял существующую политическую систему со всеми его недостатками.
  • Третий тип — харизматическое господство, когда власти доверяют из-за какого-то особенного вождя, который умеет производить на людей нужное ему впечатление.

В этой статье мы много не разобрали, да и невозможно охватить все в такой небольшой статье. Зато на наших курсах подготовки мы разбираем эту и другие темы полностью, так что не остается никаких вопросов. А также мы отрабатываем эту тему на специальных заданиях. Приходи к нам на курсы подготовки, и ты точно сдашь ЕГЭ по обществу на реально высокие баллы.

Легитимность политической власти

(лат. Legitimus - законный) - признание народом и по­литическими силами правомерности, законности по­литической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы.

Самый эффективный способ легитимности политической власти – это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Другая тенденция свидетельствует, что чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение, и власть, опирающаяся не только на силу, есть «голая власть» (Б.Рассел).

Состояние полной легитимности - процесс очень трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического раз­вития можно серьезно говорить о легитимности политической власти, ее отдельных органов.

Со времен М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложив­шихся в конкретном обществе. Харизматическая ле­гитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавлива­ется политическая власть.

Можно выделить три уровня легитимности влас­ти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответ­ствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны меха­низмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.

Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура. Если нет правозаконности как самостоятельного механизма и регулятора общественной и личной жизни, то данный вакуум заполняется властью и она приобретает функцию «правозаконной» деятельности, т.е. становится институтом «права власти». «Право власти» консервирует отчужденность власти и народа, нелегитимность отношений между ними и создает поле безнаказанности, противозаконных действий властей, порождает правовой нигилизм у граждан. В ситуации «права власти» невозможно добиться осознанной мотивировки деятельности людей, поскольку они несвободны, смяты «правой власти», которое абсолютно и не изменений, совершенствованию и т.п. Всеобщее незаконопослушание может привести к процессу десоциализации общества и государства.

В обществе и государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Легитимность политической власти" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ЛЕГИТИМНОСТЬ - (лат. legitimus законный, правомерный) степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер,… … Политологический словарь-справочник

    ЛЕГИТИМНОСТЬ - (лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их… … Политология: словарь-справочник

    - (лат. kgitt mus законный) обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене. Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных … Энциклопедия юриста

    ЛЕГИТИМНОСТЬ - (LEGITIMACY) Современная проблема легитимности это проблема политического представительства и согласия. Проблема политической легитимности возникает с исчезновением прямых политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время… … Социологический словарь

    Легитимность - юридический термин, применяемый в политологии (см.) для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. Л. является не столько свойством самого… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ЛЕГИТИМНОСТЬ законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со… … Философская энциклопедия

    - (legitimacy) Заключается в том, что применяемый той или иной системой правления порядок создания и обеспечения соблюдения законов является приемлемым для ее граждан. Термин взят из веберовской социологии. Как подчеркивал Вебер (Weber),… … Политология. Словарь.

    Власть и тело власти - социальная сила, единство воли и средств подчинения одних социальных субъектов другим. В. является необходимым механизмом управления и социальной регуляции. Реализация в. предполагает ее легитимность – оправданность и признание ее полномочий… … Проективный философский словарь

    ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. В.г.в. означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Таким… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Книги

  • За что меня невзлюбила "партия жуликов и воров" , Гудков Геннадий Владимирович. "Геннадий Гудков поневоле стал самым скандальным депутатом в новейшей истории России. Он оказался в Госдуме в 2001 году, проделав сложный путь от лидера Народной Партии и парламентария,…
  • За что меня невзлюбила `партия жуликов и воров` , Гудков Геннадий Владимирович. Геннадий Гудков поневоле стал самым скандальным депутатом в новейшей истории России. Он оказался в Госдуме в 2001 году, проделав сложный путь от лидера Народной Партии и парламентария,…

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть -- легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности -- традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) -- но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).

Технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в этой сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с этим вопросом связана технократическая легитимность, ядро которой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. Если же это не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Если этой эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, чтобы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. -- на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе которого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих -- тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам своего кабинета неутешительный диагноз:«коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • § традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • § харизматическую , которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • § рациональную , проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • § технократическую , которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • § онтологическую (онтология -- учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Это структурная легитимность (первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, это традиционная легитимность , которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе ещё не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму -- Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности -- формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Вверх