Государственный жилищный фонд. Понятие и виды жилищных фондов, их классификация Политическая система общества



Жидищные фонды (ЖФ) – совокупность всех жилых помещений на территории РФ, предназначенные исключительно для проживания граждан.

Состав и виды жилищных фондов

По форме собственности:

  • 1. Частный жилищный фонд – жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, приобретенные по различным гражданско – правовым основаниям; жилые помещение, находящиеся в собственности ЮЛ, за исключением тех из них, которые не могут обладать правом собственности в отношении закрепленного за ними имущества (учреждения и унитарные предприятия).
  • 2. Государственный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности РФ; жилые помещения, находящиеся в собственности субъекта РФ.
  • 3. Муниципальный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований (закрепляются на праве хоз ведения или оперативного управления)

По цели использования:

  • 1. ЖФ социального использования – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного или муниципального ЖФ и предназначенные исключительно для предоставления гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, иным социально незащищенным категориям граждан в соответствии с предписаниями специальных ФЗ. Правовой формой такого предоставления является договор социального найма жилого помещения.
  • 2. Индивидуальный ЖФ - жилые помещения исключительно частного ЖФ, который используется гражданами – собственниками таких помещений, в целях личного проживания, проживания членов своих семей и проживания иных граждан на безвозмездной основе, ЮЛ также на безвозмездной основе.
  • 3. ЖФ коммерческого использования – могут быть помещения любого фонда, но помещения эти должны использоваться собственниками исключительно в целях извлечения прибыли.
  • 4. Специализированный ЖФ.

Виды специализированного ЖФ:

  • 1. Служебный жилой фонд – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного и муниципального ЖФ, предназначенные для предоставления гражданам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, прохождением службы или в связи с осуществлением полномочий при избрании на выборную должность.
  • 2. К этой же категории тесно примыкает фонд общежитий – те помещений, которые могут находиться в составе любого фонда, предназначенный для служащих и рабочих на период выполнения ими трудовых обязанностей или на период учебы.
  • 3. Маневренный ЖФ – жилые помещения, которые временно предоставляются следующим категориям граждан:
    • - нанимателям по договорам социального найма на период капитального ремонта или реконструкции жилого дома, в котором находится занимаемое им помещение. Собственникам жилых помещений в таком доме на период капитального ремонта или реконструкции помещение маневренного фонда не предоставляются;
    • - гражданам, которые утратили ранее занимаемое ими жилое помещение в результате обращения на него взыскания – это те граждане, которые приобрели жилые помещения за счет средств ипотечного кредитования либо за счет средств целевого займа либо получили кредит на указанные цели, обременив залогом ранее занимаемые жилые помещения. Данное правило п.2 ст.95 ЖК РФ является исключением из норм ст.446 ГПК, согласно которым взыскание не может быть наложено на жилое помещение, находящееся в собственности должника, если оно является единственным пригодным для проживания;
    • - гражданам, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (наводнение, пожар);
    • - иным категориям граждан в случаях предусмотренных ЖК или иными ФЗ: злостные неплательщики – наниматели по договорам социального найма.
  • 4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения – для граждан, которые нуждаются в постоянной специализированной социальной защиты, сопряженной с оказанием медицинских и социально бытовых услуг.
  • 5. Жилые помещения, предназначенные для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев.

Во всех этих случаях помещение специализированных фондов такие помещения предоставляются отдельным категориям граждан, которые указаны в законе и исключительно на временной основе.

– совокупность всех жилых площадей, которые находяться на территории государства.

Жилая площадь, является самым желанным приобретением любой семьи в нашей стране, поэтому спрос на нее не меняется, а наоборот увеличивается с каждым годом. С момента обретения независимости, в России было закреплено право частной собственности, которое распространяется на все имущество, включая и жилую недвижимость. Но в юридической практике, существуют некоторые особенности, связанные с реализацией права граждан, на приобретение жилья в частную собственность. Одной, из такой, является понятие (термин) государственный жилой фонд.

Что такое жилой фонд

Для того, чтобы полностью раскрыть термин - государственный жилищный фонд, необходимо иметь понятие, что такое вообще жилой фонд, и из чего он состоит. Сразу необходимо отметить, что оно содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, и характеризуется как совокупность всех жилых помещений, которые располагаются на территории нашей страны. Под такими помещениями подразумеваются все строения пригодные для проживания граждан, и используемые по прямому назначению.

В состав общего жилищного фонда входят следующие помещения:

Квартиры, которые располагаются в многоквартирных жилых домах;

Частные дома и котеджы;

Комнаты в различных общежитиях;

Коммунальные квартиры.

Квартиры

К такому понятию как квартира относятся специальные жилые помещения, которые располагаются в многоквартирных жилых домах, которые могут быть многоэтажными и одноэтажными. Их количество зависит от планировки зданий, и все они имеют свою площадь, оборудованы комнатами, предназначенными для проживания, а также санитарными узлами (туалет, ванна) и помещением для приготовления еды (кухня).

Отличие квартир от иных жилых помещений состоит в том, что они имеют две площади, жилую и общую. Общая площадь, в случае раздела в натуре (между супругами либо наследниками), всегда остается в совместном пользовании, между совладельцами. Кроме этого, планировка и расположение, не позволяют делать несколько входов, за исключением тех квартир, которые располагаются на первых этажах. Несколько квартир, можно объединить в одну.

Частные домовладения и котеджы

Этот вид жилых помещений, также имеет свои особенности, и отличается от квартир тем, что в них можно проводить различные реконструкции, создавать несколько отдельных входов. Также они имеют прилегающие участки земли, на которых можно строить различные бытовые сооружения, либо пристраивать дополнительные комнаты для проживания.

Котеджы отличаются от частных домовладений тем, что они построены на нескольких хозяев, поэтому оборудуются отдельными входами для каждого хозяина. Такие жилые помещения одноэтажные, но по желанию владельцев, могут быть реконструированы и иметь два, а то и три этажа.

Комнаты в общежитиях

Это особый вид жилых помещений. Располагаются они также в больших строениях, которые могут быть как многоэтажными, так и одноэтажными. Так как они были придуманы в Советском Союзе, и предоставлялись как временное жилье различным рабочим и служащим, пока не будет выдана государственная квартира.

Это наложило отпечаток на их планировку, поэтому некоторые эксперты делят их на простые, и семейные:

1. Простые общежития состоят из множества жилых комнат, в которых может проживать от 1-го до 4-х человек, общую кухню, ванну и туалет.

2. Семейные общежития состоят из отдельных жилых помещений (одной или двух жилых комнат) с отдельным санитарным узлом и небольшой кухней.

Коммунальные квартиры

Коммунальные квартиры, это отдельный вид жилых помещений, которые отличаются от простых квартир тем, что в них имеется общая кухня, туалет, ванна, коридор, а в каждой жилой комнате проживают люди, которые являются их владельцами. В случае раздела квартиры между наследниками или бывшими супругами, она может стать коммунальной.

Государственный жилой фонд

До того, как Российская Федерация объявила о своей независимости и находилась в составе СССР, весь жилой фонд, был государственным. Это означало, что люди, проживавшие в различных жилых помещениях, не имели права собственности на них. После объявления о своей независимости, в нашей стране была принята новая Конституция, которая гарантировала каждому гражданину возможность, получить в частную собственность любое жилое помещение.

С юридической точки зрения, это происходило путем приватизации. Приватизация, это процесс перехода жилого помещения из государственной собственности, в частную. В этой плоскости и лежит термин государственный жилой фонд. Фактически, это весь жилой фонд, который находится в собственности нашей страны, и не приватизирован. То есть собственником таких жилых помещений является Российская Федерация.

Государственный жилой фонд делится на такие группы:

Жилой фонд, принадлежащий государству;

Жилой фонд, принадлежащий субъектам Федерации;

Жилой фонд, принадлежащий муниципальным властям.

Жилой Фонд, принадлежащий государству

Сюда можно отнести все такие помещения, которые есть в собственности государственных органов, и только они могут принимать решения по его управлению. Под таким управлением подразумевается разрешение на приватизацию, на проведение различного ремонта, и любых других юридических манипуляций с ним.

Жилой фонд принадлежащий субъектам Федерации

К такому жилому фонду можно отнести различные помещения, которые были переданы в и полное распоряжение субъектам Федерации. К ним относятся различные города Федерального значения, Республики, области и округи. Важно знать, что полномочия по оперативному управлению и распоряжению этим фондом, могут быть переданы только специальным правительственным органом, что подтверждается распоряжением или постановлением. Более никаких способов передачи с одного фонда в другой действующим законодательством не предусмотрено.

Жилой фонд принадлежащий муниципальным властям

Под такими жилыми помещениями, подразумеваются помещения, которые находятся в распоряжении различных муниципальных образований, расположенных на территории Российской Федерации. Это могут быть районы в городах, и другие территориальные образования, созданные на основании специальной законодательной базы. Именно , и принимает решение о дальнейшей судьбе жилых помещений, которые находятся в его ведении.

Также следует рассмотреть такие два понятия как хозяйственное ведение жилищного фонда и оперативное управление.

Государственный жилищный фонд может быть передан в хозяйственное ведение только различным государственным предприятиям, на которых возлагается ответственность на его содержание в надлежащем виде. То есть капитальный и иной ремонт, и другие действия, для поддержания его безопасном виде. Совершение различных юридических манипуляций, которые не противоречат Жилищному кодексу и иным нормативным актам.

В специальное оперативное управления, такой государственный жилой фонд может быть отдан только различным казенным предприятиям и государственным учреждением. Под таким управлением подразумевается право, распоряжаться жильем на свое усмотрение (вселять людей по мере надобности, получать оплату за жилье и другие действия).

Но возникает один вопрос, состоящий в том, что все жилье, согласно действующему законодательству может быть приватизировано, и это понятие потеряет свою юридическую силу. Но это не так. Согласно того же Жилищного Кодекса Российской Федерации, не все жилые помещения, которые относятся к государственному жилому фонду, могут быть приватизированы, то есть перейти в частную собственность. К таким помещениям Закон относит следующие:

Музейные квартиры;

Жилые помещения, которые располагаются на территориях различных воинских частей и подразделений, государственных учреждений и предприятий;

Жилые помещения, которые находятся в различных природных парках, заповедниках, ботанических садах, региональных ландшафтных парках, дендрологических, зоологических и других национальных парках, парков которые являются памятниками садово-паркового искусства, историко-культурных заповедниках и заповедниках-музеях;

Комнаты в общежитиях;

Жилые помещения, которые расположены в зоне так называемого обязательного отселения, которая подверглась загрязнению в результате чернобыльской катастрофы;

Жилые помещения, которые расположены в аварийных домах, подлежащих сносу, где проживание несет опасность;

Служебные жилые помещения.

Именно этот жилой фонд, в обязательном порядке остается государственным, и ни при каких обстоятельствах не может стать частным.

Но из этого правила также существуют исключения. Жилищный фонд, который был перечислен выше, может быть передан в частную собственность путем приватизации, при проведении определенных юридических манипуляций. Например, общежития, могут быть переданы в региональные или муниципальные жилые фонды, которыми может быть принято решение об их дальнейшей приватизации. Для этого выдается специальное постановление, после чего происходит реконструкция этих помещений.

Суть реконструкции состоит в том, что комнаты увеличиваются в своей площади, чтобы соответствовать установленным нормам жилой площади на одного человека. Также можно приватизировать и служебные квартиры. Для этого необходимо проработать определенное время на том предприятии или в государственном органе, который и выдал служебное жилье. После чего, необходимо обратится в этот орган, в чем ведении находится жилой фонд, в котором расположена служебная квартира и получить специальное разрешение на приватизацию.

Лица проживающие в жилом фонде, который отнесен к аварийному, могут не переживать, что не станут собственниками жилья. Рано или поздно, они будут из него отселены, в новые квартиры или дома, которые принадлежат государственному жилому фонду. Через некоторое время, они получат право на проведение приватизации этого жилья, и станут его собственниками.

В остальных указанных случаях, приватизация жилищного фонда юридически не возможна. Если даже это произойдет, то прокуратура обязана будет обратиться в суд, чтобы судебным решением сделать отмену приватизации, и будет утеряно.

Порядок перехода жилых помещений в частную собственность

Перед тем как рассмотреть данный вопрос, необходимо отметить, что любые с жилой недвижимостью, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, можно начинать после того, как жилое помещение станет частной собственностью. Как было указано ранее, данный процесс перехода называется приватизацией. Для того, чтобы этот процесс стал возможен, лицо, решившее стать собственником такого жилого помещения, должен быть нанимателем.

Под наймом жилого помещения относящегося к государственному жилому фонду, подразумевается, заключение специального договора с жилищной конторой, в котором будет указано, что в квартире или доме проживает наниматель со своей семьей. Они обязаны оплачивать коммунальные услуги, а жилищная контора, должна оказывать их. Основанием, которое подтверждает право человека на проживание в помещениях этого фонда, является ордер.


После того, как человек решил стать собственником квартиры, он обращается со специальным заявлением в уполномоченные государственные органы, и после сбора всех необходимых документов, последние выдают специальное распоряжение, дающее право на то, чтобы жилое помещение перешло в частную собственность. Именно с этого момента, и наступает право собственника на совершение различных сделок со своим жильем.

Понятие государственный жилищный фонд, не такое уж сложное при детальном рассмотрении. Единственно на что нужно обратить внимание это на перечень объектов жилого фонда, которые не могут быть переданы в частную собственность, так как есть много мошенников обещающих это сделать. Во всех остальных случаях, любое жилое помещение, будь-то квартира, дом коттедж или комната в общежитии, может стать собственностью лица и его семьи, которые в нем проживают. Нужно только знать, к какому именно государственному жилищному фонду относится помещение, чтобы не тратить лишнее время на его приватизацию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В ст. 19 ЖК РФ раскрывается понятие жилищного фонда. Он представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. То есть в него включены жилые помещения независимо от форм собственности и целей использования (общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, дома для одиноких престарелых и т.д.).

Таким образом, в состав жилищного фонда в соответствии с ЖК РФ вошли жилые помещения, которые пригодны для проживания в них и удовлетворяют потребность населения в жилье. В зависимости от оснований классификации, в зависимости от формы собственности на жилые помещения выделяют следующие категории:

1) частный жилищный фонд - это фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством). Он подразделяется на:

а) фонд, который находится в собственности граждан;

б) фонд, принадлежащий юридическим лицам, он является построенным или приобретенным за их счет;

2) государственный жилищный фонд также классифицируется на два вида. Первый представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и второй - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). Это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Данные жилые помещения формируют жилищные фонды социального использования и специализированный жилищный фонд.

Второй вариант классификации основывается на целях использования жилищного фонда. В этом случае он подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - в него входят предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения. В социальный найм возможно предоставлять жилые помещения, которые входят в государственный и муниципальный жилищные фонды;

2) специализированный жилищный фонд - разделом 4 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления для проживания отдельным категориям граждан жилых помещений. Специализированный жилой фонд также формируется из государственного и муниципального жилищных фондов. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

а) служебные жилые помещения;

б) жилые помещения в общежитиях;

в) жилые помещения маневренного фонда;

г) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

д) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

е) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

ж) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда (частные жилые дома, приватизированные квартиры, квартиры в ЖСК с выплаченной стоимостью и т.д.). Собственниками выступают юридические или физические лица. Данный вид жилищного фонда используется гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - жилые помещения, которые входят в данную категорию, используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, могут быть предоставлены гражданам по иным договорам, а также различным лицам во владение и (или) в пользование.

Учет жилищного фонда

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством РФ государственного учета жилищного фонда Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" было утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда").

Согласно ему основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя:

1) технический (оперативный) учет - это основа государственного учета, он осуществляется независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Указанные организации осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики;

2) официальный статистический учет - он осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных организациями технической инвентаризации, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ. Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике. При этом важным является необходимость соответствия показателей технического учета жилищного фонда показателям официального статистического учета;

3) бухгалтерский учет - он производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами.

Так как основу государственного учета составляет технический учет, необходимо обратить внимание на функции, которые выполняют организации, его осуществляющие, в частности БТИ:

а) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

б) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

г) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения в следующих случаях:

а) составление государственной статистической и бухгалтерской отчетности по жилищному фонду;

б) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;

г) ввод в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений;

д) определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;

е) регистрация товариществ собственников жилья;

ж) присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости в жилищной сфере.

Кроме Постановления Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда" порядок государственного учета жилищного фонда регулируется также Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37.

Но в Постановлении Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда" установлена основная задача государственного учета жилищного фонда в РФ. А Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях РФ. При этом требования данного нормативного акта обязательны для всех организаций технической инвентаризации.

Виды жилищного фонда - это классификация жилых помещений в зависимости от принадлежности и назначения. Рассмотрим, на чем она основана, как это влияет на права и обязанности граждан. Затронем способы и формы учета и мониторинга имеющегося в стране жилья.

Нормативное регламентирование

Ответы на вопросы о жилье дает ЖК. Он описывает понятие и виды жилищного фонда, правила их использования.

Что касается правил содержания, то они принимаются на уровне Правительства РФ.

Нельзя забывать и про документы, имеющие сугубо технический характер (правила эксплуатации жилья), которыми руководствуются работники сферы ЖКХ.

Ряд специальных документов принят для регулирования учета всего жилья в стране.

Состав жилищного фонда

В его качестве в законодательстве понимаются жилые помещения, имеющиеся в стране. Форма собственности при этом значения не имеет, назначение помещения также. Данные факторы лишь используются в качестве критериев классификации, как и порядок формирования и использования.

Формы собственности

Рассмотрим, как реализуется право на владение имуществом различными субъектами. Жилищный фонд подразделяется на помещения, принадлежащие:

  • гражданам и негосударственным юридическим лицам (частное жилье);
  • государственный фонд соответственно принадлежит государству и его субъектам (представлены региональными властями);
  • муниципальный фонд принадлежит муниципальным образованиям.

Как появляется жилье частной формы собственности, понятно всем: в результате приватизации, возведения новых объектов в эксплуатацию за деньги граждан или организаций.

Государственный фонд формируется путем приобретения жилья за счет средств бюджета. Компании могут передавать квартиры или дома в счет налоговых и иных обязательств перед государством. Имущество может перейти в собственность государства по иным основаниям. Аналогичные правила действуют в отношении муниципального жилья.

Цели использования

В законе указано несколько видов жилищного фонда в зависимости от назначения:

  • для социального найма;
  • специализированный (предназначен для широкого перечня лиц);
  • для индивидуального использования;
  • для коммерческого использования.

В тексте нормативных актов встречаются упоминания, например, ведомственного фонда, который относится к специализированному. Отталкиваться в жалобах и исках надо только от формулировок ЖК.

Социальное жилье

Квартиры из жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма. Плата за использование не взимается. Предоставляется государством или муниципалитетом. Их нередко представляет уполномоченная организация, ответственная за управление жилыми помещениями.

Они предоставляются для проживания на условиях, изложенных в ЖК. С гражданами заключаются соглашения на основе типовой формы. Кто вправе получить в пользование помещение?

Существуют несколько категорий граждан: инвалиды и их семьи, граждане, чей доход ниже определенного уровня, многодетные семьи и лица, нуждающиеся в дополнительном жилье. В нормативных актах в регионах детально излагается перечень требований к претендентам на получение жилья таким образом. Право на помещение из жилищного фонда социального использования имеют самые разные категории людей.

Описанную форму помощи нельзя путать с наймом жилья в фонде социального использования, которое предоставляется за небольшую плату.

Специализированный жилищный фонд

Он формируется за счет помещений, имеющихся в ведении государства и органов муниципалитета. Лица, вселенные в помещения, отнесенные к такому фонду, не имеют права на их приватизацию, как это сделано с жильем, передаваемым в соответствии с правилами социального найма.

В частности, в специализированный жилищный фонд включены:

  • служебные помещения;
  • комнаты в общежитиях (если только они не переданы в рамках социального найма);
  • жилье из маневренного фонда;
  • социального для обслуживания граждан;
  • для вынужденных переселенцев, беженцев;
  • для лиц, отнесенных к детям-сиротам и оставшихся без родительского присмотра и ранее к ним относившихся (достижение 18 лет не лишает прав);
  • жилье для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Примерный перечень приобретателей

Помещения из маневренного фонда предоставляются на время обучения, службы или работы. Как правило, людей расселяют в комнаты общежитий.

В ЖК имеется неполный перечень оснований, дающих право на помещения из маневренного фонда:

  • проводится капитальный ремонт помещения, выданного по программе социального найма;
  • на единственное жилье, приобретенное за кредитные средства, было обращено взыскание;
  • жилье стало непригодным для проживания из-за стихийных бедствий, военных действий и иных чрезвычайных обстоятельств.

Таким образом, законом выделен еще один вид жилых помещений, не упомянутых в первых статьях кодекса.

Индивидуальное жилье

Ст. 19 ЖК РФ рассматривает его как помещения, находящиеся в частной собственности. Собственник имеет право устанавливать условия проживания на свое усмотрение, за исключением установления платы. Правом проживания обладает сам собственник, члены семьи и другие лица, которых он пожелал вселить.

Коммерческий фонд

Статья ЖК, посвященная понятию и видам жилищного фонда, относит к коммерческому фонду помещения, передаваемые на платной основе. Формулировка не допускает использование помещения для платного проживания, если оно относится к специализированному фонду или предоставляется для социального найма.

Мониторинг и учет состояния жилья

Обеспечивается органами Минстрой и ЖКХ. В мониторинг входит принятие мер для сбора статистической отчетности о состоянии жилья в РФ: его объемах и техническом состоянии. Получая информацию, анализируя ее, министерство обязано сообщать о своих выводах в органы, обязанные принять меры для сохранения и поддержания его сохранности.

Учет - меры в форме инвентаризации и паспортизации. Обе задачи выполняются специальными предприятиями - БТИ, находящимися в собственности регионов. Кроме того, разрешена деятельность частных организаций, выполняющих функции БТИ. Однако копии материалов, собранных ими, все равно передаются в государственные организации.

Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда

В 2003 г. Госстрой принял документ, описывающий порядок эксплуатации жилья. Он включает в себя ссылки на иные акты, в нем прописаны обязанности собственников квартир и общего имущества многоквартирного дома. От них, например, требуется бережное отношение к недвижимости и объектам благоустройства. О чем еще говорится в документе?

  • Описываются виды и порядок осмотра, технического обслуживания.
  • Виды ремонта (текущий и капитальный), порядок проведения.
  • Организация обслуживания жилых помещений, чердаков, объектов благоустройства.
  • Порядок подготовки к отопительному сезону.
  • Организация диспетчерской службы.
  • Проведение уборки в условиях разных сезонов (зимы, лета).
  • Значительная часть документа отведена под описание обслуживания стен, перегородок, полов, покрытий, крыш, окон.

Заключительная часть правил и норм эксплуатации жилищного фонда посвящена формам документов, отражающих состояние дома, фиксирующих проведение осмотров, ремонта и иных мероприятий.

В заключение

Ряд документов освещает процесс содержания и эксплуатации многоквартирного дома. Именно на них направлено внимание государства. Люди, проживающие в индивидуальных домах, обеспечивают сохранность жилья своими силами.

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ — ч. 3 ст. 40, в ГК — ст. 672, в ЖК — ст. 19):

1) частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

2) государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;

3) муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто. В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.
———————————
См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1-е — 4-е изд. М.: Статут, 2000 — 2005.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы — социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

1) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;

2) жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;

3) жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма (иному возмездному договору) гражданам или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, относятся к коммерческому жилищному фонду;

4) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, которые установлены законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и об изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о кадастре недвижимости, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом о кадастре недвижимости определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить работу так называемого одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

1) вид объекта;

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации государственного технического учета и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Вверх