Опыт по выращиванию экзотических деревьев (эксперименты с использованием aloe vera и создание биоудоберния). Проектная работа на тему: "Выращивание экзотических фруктов дома" Проект по биологии тему вырасти свое растение

Елена Полякова
Проект «Ананас и его тайны. Выращивание экзотических растений на примере Ananas comosus» (подготовительная к школе группа)

Проект : «Ананас и его тайны »

(выращивание экзотических растений на примере Ananas comosus ).

Продолжительность проекта : краткосрочный

Тип проекта : позновательно-исследовательский

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Возраст детей : 6-7 лет.

Актуальность проекта : экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности . Детей привлекает все интересное и необычное. Узнав о самых полезных растениях тропических лесов , экзотических фруктах и лекарственных растениях , которые могут пригодиться человеку во влажном тропическом лесу, дети очень сильно заинтересовались и предложили вырастить у нас в группе какое-нибудь одно из тропических растений , что бы вырастить его самим и своими глазами увидеть, как оно растет . Дети очень заинтересовались таким фруктом, как ананас . И пришли в замешательство, ананас – это растение , куст или дерево? В ходе реализации данного проекта предполагается , что дети не только узнают названия экзотический растений и их внешний вид , но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с особенностями – ананаса (условиями его роста, способами размножения) . Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы, естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Объект исследования : Ананас Таиландский .

Предмет исследования : Процесс .

Цель : Создание условий для знакомства детей с экзотическим фруктом (ананаса Тайландского ) .

1. Формировать представления детей об экзотическом фрукте ананас .

2. Формировать умения у детей ухаживать за растениями , соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического фрукта .

3. Воспитывать у детей 6-7 лет бережное отношение к природе и окружающему миру.

Гипотеза.

В условиях группы из травянистой части фрукта возможно вырастить большое и красивое травянистое растение .

Проблемная ситуация.

Как выращивают такой фрукт , как ананас ?

Принципы работы.

1.Принцип природосообразности : необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст ; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.

2.Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых : участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и детей.

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.

Фрукт ананас , пластиковые стаканчики, пластиковые тарелочки, горшок и земля и грунт для посадки.

Предполагаемый результат.

Дети с большим интересом занимаются выращиванием экзотического растения .

Дети применяют на практике свои теоретические знаний.

Дети самостоятельно отображают свои наблюдения, регулярно зарисовывая изменения, происходящие с ананасом .

Родители активно принимают участие в проектной деятельности .

Связь с другими видами деятельности.

Организация образовательной деятельности из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие) .

Беседы, наблюдения (образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Этапы реализации проекта .

1. Подготовительный этап

Ознакомление с биологическим описанием экзотического растения .

Беседа «Что такое ананас ? Как оно выглядит? Истрия происхождения».

Сбор информации из различных источников об экзотическом растении ананас .

Помощь в формировании гипотезы.

Ознакомление с полезными свойствами ананаса . Беседа с детьми «Полезные свойства экзотического фрукта ананас » .

Беседа с детьми «Блюда из ананаса » .

- Проведение опроса у детей :

1. Что такое ананас ? Это трава, куст или дерево?

2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта?

2. Практический этап

Организация опытно – экспериментальной деятельности.

1. Проращивание корней у травянистой части фрукта ананас .

2. Рассматривание корней травянистой части ананаса с помощью луп , фиксирование морфологических изменений.

3. Посадка растения в грунт и землю .

Изучение и реализация ухода за экзотическим растением .

Сбор информации из различных источников об уходе за ананасом .

Беседы «Как ухаживать за ананасом , «Где растут растения и как за ними ухаживать» , «Что любят растения , «Какой способ выращивания растений наиболее лёгкий и доступный?».

Организация создания альбома с детьми об ананасе .

- Чтение художественной литературы : «Календарь земледельца» , В. Бианки.

«Календарь земледельца» , Н. Павлова.

- Речевое развитие :

Пословицы и поговорки о растениях .

Стихи о ананасе .

Загадки про ананас .

Фруктовые загадки.

- Игровая деятельность :

Дидактические игры : «Что это?» , «Узнай по описанию» , «Где что растёт » , «Найди и назови» .

Подвижные игры с мячом «Лови – бросай, сразу отвечай» , «Я садовником родился…» .

Художественно –продуктивная деятельность :

Рисование «Ананас » .

Рисование «Экзотические фрукты » .

Аппликация «Ананас » .

Лепка «Удивительное рядом» .

Здоровье сберегающая деятельность.

Беседа : «Польза ананаса » .

- Совместная и самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением экзотических фруктов

Рисование растений по замыслу .

- Работа с родителями :

Консультация для родителей и педагогов «Как вырастить ананас в домашних условиях »

Брошюрка «История культуры ананаса »

3. Заключительный этап

Совместное оформление презентации «Выращивание экзотических растений , на примере Ananas comosus , на территории МДОУ «Детский сад №192» .

Знакомство с опытно – экспериментальной деятельностью детей через презентацию.

Вывод :

В ходе нашей исследовательской работы мы :

1. Узнали, что такое ананас ;

2. Ознакомились с биологическим описанием этого растения ;

3. Изучили историю культивирования ананаса ;

4. Узнали о полезных свойствах ананаса для человека ;

5. Ознакомиться с использованием ананаса в кулинарии , как правильно его есть. Опробовали фрукт;

6. Изучили прорастание и посев растения ананаса .

7. Посадили ананас .

8. Узнали все об уходе за этим экзотическим растением .

9. Зафиксировали процесс роста и морфологические изменения травянистого растения ананас .

10. Изучили условия выращивания ананаса в закрытом грунте .

11. Вели наблюдение за ростом и развитием ананаса .

12. У детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике.

Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.

Ананас – это не просто экзотическое растение , произрастающее в различных странах мира, но и материал, широко применяющийся человеком в жизнедеятельности, кулинарии, косметологии и декоративной культуре (выращивание растения в благоприятных домашних условиях). Мы доказали что, из травянистой части ананаса можно вырастить растение в условиях дошкольного учреждения .

Список используемой литературы :

1.Книга : Учебно-полевая практика по ботанике;Авторы : М. М. Старостенкова, М. А. Гуленкова, Л. М. Шафранова, Н. И.Шорина Издательство : Москва, «Высшая школа » ;Год издания : 1990

3. Современная ботаника - В 2-х томах - Том 1.

Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. 1990

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста . - Воронеж, 2004

5. Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста . - Новосибирск, 1994

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.

7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников » М., 1999 г.

8. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» , М., 1989 г.

9. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет» , Волгоград, 2013

10. http://indoorplants.com.ua/ananas/vyrashchivaem -ananas-doma/

11. http://sovets.net/2030-kak-vyrastit-doma-ananas .html

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Отдел образования Администрации Ленинского района
Города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93
ПРОЕКТ
Выращивание ростка из семени

Исследовательская работа
Ученицы 4 «г» класса
Жолудевой Таисии
город Екатеринбург, 2015
Введение
Вид проекта: исследовательский, познавательный
Срок реализации проекта: краткосрочный (4 недели)
Актуальность проекта: проект по выращиванию растений в домашних условиях направлен на получение начальных знаний о культурных растениях, растущих в нашем регионе; на то, как выращивать и ухаживать за ними.
Цель: изучение теоретических данных о размножении цветовых растений семенами, применение полученных знаний для выращивания нескольких видов растений.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по выращиванию цветов в домашних условиях.
2. Узнать правила ухода за саженцами.
3. Изучить значение света, тепла, влаги, почвы для роста и развития растений.
4. Проследить за ростом и развитием саженцев на практике
Проектная идея: Вырастить своими силами несколько видов растений: бархатцы, горошек, настурция.
Этапы проекта:
1. Сбор необходимой информации о высаживаемых растениях, условиях роста и развития
2. Подготовка материалов для реализации проекта: семена, грунт, удобрения, специальные горшочки.
3. Накопление материала, подготовка фотоотчета, презентация проекта.
Объект исследования: процесс прорастания семян растений в домашних условиях зимой
Гипотеза исследования: возможность вырастить культурные растения в домашних условиях зимой

Теоретические данные
Что такое цветок. Выращивание растений человеком
Цветковые растения или Покрытосеменны́е - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа размножения
Первые цветочные растения появились приблизительно 140 миллионов лет назад. Но это были очень простые и малочисленные растения. Следы широкого развития и распространения покрытосеменных появились около 100 миллионов лет назад.
Одно из важнейших направлений эволюции растительного царства - приспособление к изменчивым условиям земной жизни. Цветковые растения являются ярчайшим выражением этой особенности и лидируют среди всех растений на земной поверхности в настоящее время.
К широчайшему географическому разнообразию прибавляется разнообразие форм и способов роста. Обычная ряска, покрывающая поверхность пруда, представляет собой крошечный зелёный побег с простым корешком, вертикально погруженным в воду, и с очень нечёткими листиками и частями стебля. Могучее лесное дерево столетия развивало свою сложную систему стволов и ветвей, покрытых бесчисленными веточками и листвой, а под землёй соответствующую площадь занимает мощная, хорошо развитая корневая система. Между этими двумя крайностями - бесконечные виды водные и земные травы, ползучие, прямостоящие или карабкающиеся, кусты и деревья.
Выращиванием цветов человек занимается с незапамятных времен. Найденные при раскопках памятники и документы подтверждают, что в разных уголках нашей планеты, еще задолго до нашей эры, выращивались различные цветковые растения для получения цветов и ароматных масел.
Цветоводство - одно из направлений декоративного садоводства. Цветоводство - это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие - в теплицах, оранжереях, комнатах.
Это неотъемлемая часть всего растениеводства, охватывает группу растений, которые не используют в качестве продуктов питания, а служат для украшения окружающей среды и интерьеров
Большую роль в цветоводстве, как и в растениеводстве в целом, играют правила высаживания и выращивания культурных растений, сроки и способы получения и сохранения семян, способных дать качественные ростки.
Изучение процессов, происходящих в семени после посадки, наблюдение за ростом и развитием растений – способы получения теоретических и практических знаний.

Размножение цветковых растений
Размножение цветковых растений происходит разными способами. При вегетативном типе размножения полностью копируются все характеристики растения: окраска цветов, высота, особенности стебля, корневой системы и т.д. Для размножения вегетативным способом необходима любая часть растения – родителя, будь то корень, стебель или лист.
Половой метод размножения подразумевает использование семян. Для большинства цветковых растений именно этот способ является оптимальным. Для того чтобы из семян выросли полноценные растения, их нужно высеивать по определенным правилам с соблюдением многих условий, таких как: время посева, температурный режим, характеристики почвы.
СЕМЯ - зародышевая стадия семенного растения, образующаяся в процессе размножения. Внутри семени находится зародыш, состоящий из зародышевых корешка, стебелька и одного или двух листьев, или семядолей.
Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы лесов, лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие, которое называется прорастанием семени.

Прорастание семян, рост саженцев
У большинства растений, даже при благоприятных условиях, семена определенное время не прорастают. В это время в семени процессы обмена веществ и преобразования энергии (в частности, дыхание) почти приостанавливаются, а содержание воды составляет не более 10-15%.
Для прорастания семян необходима совокупность таких условий: достаточная влажность, наличие воздуха, определенная температура, а для некоторых – еще и свет.
У каждого вида растений свои требования к условиям прорастания семян.
Попадая в благоприятные условия, семя поглощает воду и набухает. Одновременно усиливается его дыхание, запасные питательные вещества переходят в доступную для потребления зародышем форму (например, нерастворимый крахмал превращается в растворимые сахара). Часть этих веществ используется для обеспечения клеток зародыша энергией, а другая часть – на образование соединений, необходимых для роста.
Растение с момента прорастания называют проростком. Вначале прорастает зародышевый корень, а уже потом – почка. Корень прорывает семенную кожуру и растет в глубь почвы, так как реагирует на силу притяжения Земли, а побег, наоборот, устремляется вверх, к поверхности почвы. Такое направление роста зародышевых корня и побега не зависит от того, как расположено семя в почве.
Во время хранения семян часть зародышей может погибнуть от поражения вредителями, пересыхания или других причин.
Еще одно условие получения здоровых саженцев – правильная глубина посева семян. При посеве на недостаточную глубину семена могут засохнуть и погибнуть из-за нехватки влаги. И, наоборот, при слишком глубоком посеве проростку тяжело пробиться через толстый слой земли и на поверхности почвы он появляется ослабленным. Кроме того, с глубиной в почве уменьшается содержание кислорода, необходимого для дыхания проростков.
Прорастание семян заканчивается переходом проростка к питанию через корни и другие части растения. Поэтому создание условий, оптимальных для прорастания семян, а, следовательно, и повышения всхожести семян - одна из предпосылок получения здоровых и жизнеспособных растений.

Практическая часть. Выращивание растений в домашних условиях
Подготовительные работы
Для выращивания в дома растений были приобретены семена двух видов цветов: бархатцы и настурция. Выбор был сделан с учетом того, что данные виды цветов достаточно неприхотливы в уходе, быстро прорастают и дают красивые крупные цветы.
Кроме того, для сравнения были приобретены семена горошка, который так же имеет довольно короткие сроки прорастания семян.
Так же был выбран специальный цветочный грунт, содержащий все необходимые будущим растениям минеральные вещества.
Необходимое количество грунта распределили по трем небольшим горшочкам для рассады.
После из изучения правил посадки каждого вида семян, указанных на упаковке семян, мы приступили к высадке и дальнейшему наблюдению за семенами.

Высаживаемые растения
БАРХАТЦЫ (Тагетсы) - Латинское название произошло от имени Тадиса, внука Юпитера, который научил людей предсказывать судьбу и находить сокровища.
Родина бархатцев – Южная и Центральная Америка. В 16 веке вместе со многими растениями (картофелем, кукурузой, и др.) они были привезены в Европу и Северную Африку, откуда очень быстро распространились по всей Европе
В нашу страну бархатцы попали приблизительно в 18 веке и назывались тогда "африканскими цветами". Однако название это продержалось недолго. Русские назвали эти цветы бархатцами из-за бархатистости их лепестков.
Выращивать рассаду бархатцев можно на подоконнике с солнечной стороны. Почва должна быть рыхлой, питательной и плодородной. На момент посева земля должна быть влажной. Семена сажают в бороздки на глубину 1 см и на расстоянии 1,5 см друг от друга. После этого семена необходимо присыпать слоем почвы не более 0,5 см в высоту, полить и поставить в теплое место. Поливать семена нужно не чаще 1-2 раз в день, по мере подсыхания почвы. Всходы должны появиться на 3-5 день.
Настурция (красоля, капуцин, тропеолум). Относится к семейству капуциновых. Название произошло от греческих слов «тропайон» - трофеи и «олос» - полный (листья настурции похожи на щиты, а цветки на шлемы, то есть напоминают древнее вооружение воина).
В России это растение, завезенное из Голландии, было известно под названием капуцин, что связано с формой самого цветка, имитирующего капюшон монашеского плаща. Позже все же прижилось название "настурция"
Растение нетребовательно к условиям произрастания, с яркими цветками. Для выращивания настурции потребуются плодородная почва, хорошее солнечное освещение и защита от заморозков. Размещать рассаду нужно на самом светлом подоконнике или на остеклённой лоджии. Семена высевают на глубину 2-3 см по 2 штуки. Настурция предпочитает умеренный полив.
Горошек – однолетнее травянистое растение семейства бобовых, имеющий плод – боб, и семена – горошины.
История культивирования гороха насчитывает не менее 3000 лет. На Ближнем Востоке были обнаружены остатки блюд из гороха, которым не меньше 10 тыс. лет. Горох широко культивировали в Древней Индии и Древнем Китае, где он является символом плодородия и богатства. В Древней Греции и Древнем Риме горох был основной пищей бедного люда. После того, как, горох был завезен из Франции, он стал быстро очень популярен в России.
Перед посадкой семена гороха необходимо замочить на несколько часов. Семена высевают в ящики или горшки с влажной и рыхлой почвой. Высевают горох очень густо – через 1-2 см в ряду. Расстояние между рядами 2-3 см. Глубина посадки 2-3 см.
Уход за горохом заключается в поливе, прополке, рыхлении и подкормке, защите от вредителей. Когда всходы окрепнут и начнут расти, к растениям подставляют прутья, цепляясь за которые усиками, горох может расти вертикально.

Первый день
Посадка семян цветов бархатцев
Так выглядят семена бархатцев, готовые к посадке

Посадка горошка
Так выглядят сухие семена
Перед посадкой семена необходимо замочить на несколько часов
После замачивания сажаем семена
Посадка цветов настурции
Так выглядят сухие семена
Поливаем после посадки в горшочек.
Внутри семя цветка выглядит примерно так

Кожура защищает семечко от внешних воздействий.
Эндосперм – это кладезь питательных веществ. Благодаря ему растение может начать свой рост после посадки. Когда семя прорастает, питательные вещества из эндосперма поступают к корешку, стебельку и почечке через семядолю
Семядоля, почечка, стебелек и корешок – зародыш будущего растения. Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика.
Из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.

Для роста растения были созданы все условия: свет, полив, тепло, уход.
Началось прорастание семян.
Схематично процесс роста цветка выглядит следующим образом:

Или более наглядно:

Первые ростки бархатцев появились на 4-й день после посадки

На одиннадцатый день после посадки (седьмой после появления ростка)
Бархатцы растут медленно. К концу второй недели после посадки:

На восемнадцатый день:

За три недели высота ростка составила всего три сантиметра.
Через 6-7 недель должны были распуститься такие цветы

Первые ростки настурции появились на 7-й день после посадки

Настурция растет быстрыми темпами, более 1 см за сутки. Причина такого быстрого роста еще и в том, что зимой в комнате мало света и ростки изо всех сил тянутся к окну, чтобы получить больше солнечного света.

Седьмые сутки после прорастания семян

Ростки тянутся к свету

Начало второй недели после всхода:

Поворачиваются к источнику света

Выросли совсем большие, более 30 см за две недели.

Для завязывания цветов зимой саженцам не хватило света и тепла. Первые цветы должны появиться примерно через два месяца после всхода.
Должны были распуститься такие цветы настурции

У горошка не проросло ни одно зернышко. Скорее всего, семена были старые и им не хватило влаги и тепла для появления ростков

Выводы
Сухие семена содержат в себе зачатки будущих ЖИВЫХ растений, но в «сонном» состоянии.
Условиями для прорастания семян являются свет, воздух, вода, минеральные вещества.
Прорастание семян начинается с момента проникновения воды в семя. Проникнув в семя, вода вызывает его набухание - семя несколько увеличивается в объеме. При этом запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступными для клеток живого зародыша.
Если запасных питательных веществ в семени мало, как случилось с семенами гороха и бархатцев, то развитие зародыша происходит медленно или вообще не начинается, а зародыш погибает.
очень велико значение тепла и света. При недостатке освещения (зимний период, темные комнаты) растения стремятся к доступному источнику света, вытягиваются, листья и стебли становятся слабыми и светлыми.
при посадке очень важно соблюдать все правила для данного растения: сроки посадки, глубину лунок, тепловой и световой режим. Без соблюдения этих условий желаемый результат может быть не достигнут.

Список литературы
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника, т. 2. М., 1990
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.
«Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)
www.wikipedia.org

2014 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Выжелевская Алла Петровна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  • Выбрать участников проекта
  • Подготовить необходимое оборудование для проекта
  • Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  • Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  • Оформить свои наблюдения в дневник
  • Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  • поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  • творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  • исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2013 года –21 февраля 2014 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта

Этапы реализации проекта :

  • введение в проект (23 декабря 2013 года)
  • индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2013 года –10 февраля 2014 года)
  • оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 20124года)
  • создание коллективного проекта (21 февраля 2014 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2013

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2014

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2014

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2014

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2014

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2014

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2014

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2014

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2014

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2014

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

Источники

Литература:

  1. Абдрафикова Ирина

    Руководитель проекта:

    Галимова Мария Сергеевна

    Учреждение:

    МБОУ СОШ № 38 г. Озерск

    В учебной исследовательской работе по биологии на тему "Дерево из косточки" автором была поставлена цель, выявить, какие условия нужны для роста и хорошего развития экзотических растений в комнатной обстановке, узнать новое и интересное из жизни растений.

    Подробнее о работе:

    В основе индивидуального проекта по окружающему миру лежит описание автором справочной информации о выращивании таких экзотических растений, как финик, мандарин и гранат методом проращивания косточки их плода. Автор проводит эксперимент и определяет условия, позволяющие из косточки вырастить дерево в домашних условиях.

    В готовом исследовательском проекте по биологии "Дерево из косточки" автором были рассмотрены принципы выращивания и правила ухода за фиником, гранатом и мандарином в домашних условиях, проведен эксперимент по проращиванию косточек плодов этих растений, их посев и наблюдение за ростом. В ходе проведения экспериментов автором выявлены факторы, необходимые для того, чтобы вырастить и содержать экзотическое для нашей местности растение в домашних условиях.

    Введение
    1. Растения из косточки.
    2. Состав почвы. Условия посадки. Посадка растений.
    Выводы
    Заключение
    Литература
    Приложение

    Введение


    У нас дома много растений, в том числе экзотических. Я их люблю и ухаживаю за ними. Многие мы с мамой вырастили из семян.

    Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Наука подтверждает, что растения, выращенные из семян, имеют некоторые преимущества. Эти растения крепче , здоровее, обильнее цветут. Не говоря уже об удовольствии от процесса, когда из маленькой косточки вырастает прекрасный цветок или дерево. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

    В связи с возрастающей популярностью именно экзотических растений я решила провести ряд экспериментов, связанных с выявлением условий, необходимых для их развития. Под экзотическими растениями я имею в виду растения необычные для нашей местности.

    Объекты моего исследования – экзотические растения: финик, мандарин и гранат.

    Предмет исследования : условия, позволяющие из косточки вырастить дерево в домашних условиях.

    Я выбрала эту тему проекта потому, что мне хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.

    Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды.

    Цели:

    1. Выявить, какие условия нужны для роста и хорошего развития экзотических растений в комнатной обстановке.
    2. Узнать новое и интересное из жизни растений.
    3. Расширить свой кругозор и пополнить свой словарный запас.

    Задачи:

    1. Подобрать и изучить дополнительную литературу по теме проекта.
    2. Провести практическую работу: отбор семян, посев, уход, наблюдение за ростом.
    3. Научиться самостоятельно ухаживать за растениями.
    4. Сравнить полученные результаты и подвести итоги.
    5. Выявить в ходе проведения экспериментов факторы, необходимые для того, чтобы вырастить и содержать экзотическое растение в домашних условиях.

    Актуальность исследования связана с популярностью разведения декоративных экзотических деревьев в комнатных условиях в настоящее время.

    Гипотеза. Если нам удастся вырастить и сохранить финик, гранат и мандарин (экзотические растения) из косточки, то мы сможем утверждать, что оно приспособлено к домашним условиям, несмотря на отличие климатических условий, в которых оно произрастает в природе.

    Практическая значимость: исследования расширяют представление о выращивании экзотических деревьев. Рекомендации, предложенные в работе, позволяют грамотно подойти к проращиванию семян и в дальнейшем вырастить здоровые, крепкие растения. Получение дополнительных знаний об окружающем мире.

    Методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание.

    Растения из косточки


    Финик (лат. Phoenix) - род растений семейства Пальмовые. Представители рода - деревья или приземистые кустарники с перисто-раздельными листьями. Большинство видов - деревья с одним стволом, но есть виды с несколькими стволами. Листья длинные, при основании имеют крепкие острые колючки.

    Цветки мелкие, жёлтой окраски, собраны в метельчатые соцветия.

    Финик пальчатый Phoenix dactylifera - очень высокорослая пальма, ствол достигает высоты 15-30 м, ствол с годами оголяется, листья загнутые, зеленого цвета. Плоды съедобные.

    На рынке в качестве сухофруктов можно купить плоды именно Финика пальчатого.

    Уход: температура: умеренная, зимняя температура для финика канарского и пальчатого 8-16°С.

    Освещение: очень светлое место, полезно прямое солнце. Для равномерного развития кроны, финик периодически поворачивают разными сторонами к свету, при этом верхушка последнего молодого листа должна быть направлена вглубь комнаты, а не к окну. Летом по возможности финиковую пальму выносят в сад, место выбирают защищённое от ветра.

    Распространен на Канарских островах, в оазисах Сахары, Аравии и Передней Азии.

    Гранат обыкновенный Punica granatum - это листопадное дерево с прямостоячими, сильно ветвящимися побегами, покрытыми серовато-бурой корой. Листья сидячие или на коротких черешках, ланцетной формы, притупленные с конца, до 7 см длиной. Цветки одиночные, образуются на концах побегов. Гранат - долголетнее дерево субтропического климата, однако, к 50-60 годам урожайность снижается, и старые посадки заменяют молодыми.

    Цветки колокольчиковые двойные и одиночные, оранжево-красные, достигают 4 см в диаметре.

    Листья овальные, светло-зелёные, размером 3 см в длину. Образуют шаровидные плоды гранатины с кожистым околоплодником и многочисленными сочными семенами. Живёт до 50 лет, достигая в высоту до 5-6 м. Плод размером с апельсин, кожура его от оранжево-жёлтой до буро-красной. Естественный ареал граната охватывает Переднюю Азию, включающую территории Турции, Азербайджана, Абхазии, Южной Армении, Грузии, Ирана, южную часть Западной Туркмении и Афганистана. В Средней Азии дикорастущий гранат встречается в Узбекистане и Таджикистане.

    Мандарин (лат. Cītrus reticulāta ) - вечнозелёное растение, вид рода Цитрус (Citrus ).Слово «мандарин » заимствовано в русский язык из испанского языка (вероятно, через французский язык). Испанское название "mandarino " образовано от "se mondar " («легко очищаться ») и содержит указание на свойство кожуры плода легко отделяться от мякоти.

    Молодые побеги тёмно-зелёные. Листья сравнительно небольшие, яйцевидные или эллиптические, черешки почти без крылышек или слегка крылатые Цветки одиночные или же размещены по два в пазухах листьев, Лепестки матово-белые, тычинки большей частью с недоразвитыми пыльниками и пыльцой.

    Родом из южного Китая и Кохинхины; в дикорастущем состоянии неизвестен. В Европу завезён только в начале XIX века .

    В Индии, странах Индокитая, Китае, Южной Корее и Японии - самая распространённая культура цитрусовых. Широко культивируется также по всему Средиземноморью - в Испании, Марокко, Алжире, Египте, Турции; выращивается в Абхазии, Азербайджане и Грузии, а также в Бразилии и Аргентине.

    Состав почвы. Условия посадки. Посадка растений


    В своём эксперименте мы использовали дренаж керамзитовый (фирма «Сад чудес»), так как он препятствует закислению грунта. Оптимизирует влаго- и воздухообмен. Исключает появление на поверхности грунта плесени и мхов. Помогает растениям переносить периоды вынужденной засухи.

    Питательный грунт «Пальма» (полностью готовый, нейтральный). Содержит биогумус (органическое удобрение). Фирма «Сад чудес». Особенно эффективен для выращивания крупных экземпляров декоративных растений: пальм (финиковых, хамеропс) и других.

    Питательный грунт «Лимон», готовый нейтральный, высокообеспеченный элементами питания. Фирма «Сад чудес».

    Средство от почвенных вредителей «Мухоед». Применяется для борьбы с почвенными мушками и грибными комариками на комнатных растениях. Фирма «Август».

    Для посадки, мы приобрели в магазине плоды финика-сухофрукты, мандарина и граната.

    Семя финика – очень твердое. Чтобы ускорить время проращивания косточки мы использовали следующие способы:

    1. Замачивание - намачивание, смачивание, вымачивание семян, погружение семян в воду или различные водные растворы или смачивание их водой и растворами перед высевом. Выбрали десять пригодных к посадке косточек, очистили, промыли, замочили на сутки в теплой воде.

    2. Скарификация (от лат. scarifico - царапаю) - частичное нарушение целостности твёрдой водонепроницаемой оболочки семян с целью облегчения их набухания и прорастания и увеличения процента всхожести. Различают механическую, например, протирание семян наждачной бумагой или перетирание с песком, железными опилками и другими материалами, и химическую скарификацию, например, травление серной кислотой с последующим промыванием водой. При скарификации уменьшается крепость оболочки семян, и они всходят легче и быстрее.

    Когда косточки набухли, мы осторожно процарапали иголкой десять из них для более быстрого проникновения вовнутрь воды. Две косточки оставили для сравнения нетронутыми.

    Косточки граната и мандарина очистили от мякоти и промыли.

    Все семена положили в мокрую марлю, поместили в подложку из пенопласта, так как он изолирует тепло, чтобы не испарялась влага, накрыли упаковочной полиэтиленовой плёнкой, прописали дату. Для проращивания семян необходимо тепло, поэтому поместили их на подоконник.

    Результат: таблица

    В результате выявилось, что быстрее проросли те семена, которые прошли скарификацию.

    Выбрали контейнеры для рассады разных размеров. Финик мы высадили в глубокий контейнер, диаметром 10 см, чтобы избежать повреждения корней при дальнейшей пересадке. Гранат и мандарин посадили в неглубокие контейнеры, диаметром 6-7см. На дно горшков положили дренаж. Для финика насыпали грунт «Пальма », для граната и мандарина- грунт «Лимон ». Осторожно поместили пророщенные косточки, сверху насыпали грунт, слоем от 1 до 1,5 см. Для сравнения посадили не пророщенные семена. Полили заранее подготовленной водой комнатной температуры, приклеили листочки с датами и названиями растений. Все горшочки поместили в полиэтиленовые пакеты и поставили на подоконник.

    Результат: таблица

    В итоге , выявилось, что не все семена граната и мандарина всходят равномерно. Некоторые пророщенные семена граната после посадки сгнили от избытка влаги. Семена мандарина, посаженные способом замачивания без проращивания, всходят медленнее, чем пророщенные семена. Финики не пророщенные всходят дольше других растений из-за твердой оболочки семян.

    Результат: таблица

    После появления первых всходов, убирали полиэтиленовые пакеты, чтобы растения приспособились к комнатным условиям. Наблюдали за ростом, поливали, удобряли.

    В летний период вывозили на дачу (Аргаяшский район), выращивали на открытой террасе, вдали от прямых солнечных лучей.

    В зимний период часть фиников и гранат оставили в дачном доме при комнатной температуре 12°С. Поливали редко. Остальные финики и мандарин выращивали в квартире при температуре 22-25°С. Спустя семь месяцев получили хороший результат.

    Выводы

    Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента, и изучив дополнительные материалы по теме проекта, я сделала следующие выводы:

    • Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Но семена могут использовать только растворённые в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.
    • Растению нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет.
    • Растению нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. На холоде семя не прорастает. Без тепла растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
    • Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества. Листья - это «живые заводы » по производству еды. В них содержится клейкое зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и даёт силы для роста. Образование питательных соков в листьях растений называется фотосинтезом.
    • Растение получает питательные вещества из почвы. Корни растения вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то растение хуже развивается. Поэтому люди вносят в почву удобрения, чтобы получать хороший урожай.

    Заключение


    Проведенные нами исследования показали, что даже экзотические деревья можно выращивать в комнатных условиях.

    • факторы, близкие к тем климатическим условиям, в которых оно произрастает;
    • экзотическим растениям необходимы вода, свет и тепло;
    • экзотические растения способны приспособиться к домашним условиям.

    В частности: местоположение .

Вверх