Мифы древней греции зевс. Боги древней греции

Мировая мифология полна фантастических миров и королевств, которые существуют наряду с нашим собственным миром. Говорят, что во многие из них существуют входы, находящиеся в реальном мире, а это означает, что возможно многие из нас, по крайней мере, стояли на пороге некоторых довольно удивительных мест. Вот если бы мы еще знали волшебные слова, открывающие эти двери…

10. Сказочное королевство

Лес Кнокма (Knockma Woods) находится в дебрях западной части Ирландии и с ним связано несколько крупных легенд. По рассказам древних сказителей, легендарная королева-воительница Маэва была погребена под грудой камней на холме Конкма, и теперь сам холм якобы является входом в одно из сказочных королевств Ирландии. Управляемое королем Фионнбхаром (также известным под именем Финварра), сказочное королевство Коннахт существует только внутри одного из многих каменных кругов и волшебных колец, усеивающих гору.

Согласно легенде, однажды Финварра похитил красивую невесту ирландского лорда и унес в свое королевство. Лорд преследовал короля и свою невесту вплоть до самого холма и приказал своим людям начать копать, но каждую ночь, когда воины ложились спать, все ямы, которые им удавалось выкопать за день, были полностью восстановлены феями, прислуживающими Финварру. Чтобы предотвратить повторение подобного, лорд приказал насыпать соль вокруг холма и в конечном итоге сумел вырыть себе путь в сказочное королевство и вызволил свою жену.

Также в семейных легендах 18-го и 19-го веков упоминается, что Финварра якобы защищал близлежащий замок Хакет, следил за тем, чтобы винные погреба его владельцев постоянно были полны, а также обеспечивал победу их лошадей, в каких бы состязаниях они не участвовали. Однако лес Кнокма это не просто местная легенда или что-либо в этом духе, но и археологическая памятка, потому как в ходе раскопок здесь удалось обнаружить ряд неолитических поселений и каирнов (примеч. груд камней, насыпанных над захоронением) датирующихся около 6000-7000 до н.э.

9. Река Стикс

Греки верят, что река Стикс является главным входом загробный мир. Говорят, она семь раз огибает царство Аида, а ее вода чрезвычайно едкая, ядовитая и смертельно опасная. Кроме того, согласно слухам она течет между двумя массивными серебряными колоннами, охраняемыми нимфами, в честь которых она и получила свое название. Легенды гласят, что все это правда и что когда-то ее смертоносные воды убили одного из величайших лидеров в мировой истории.

По преданию, некогда Зевс заставлял богов пить воду из реки Стикс, которую использовали наподобие детектора лжи. Если они были лжецами, то теряли свой голос и способность двигаться в течение одного года. Эти симптомы устрашающе похожи на те, что наблюдались у Александра Великого, прежде чем он преждевременно скончался из-за неустановленной внезапно наступившей болезни в 323 г. до н.э. Прежде чем впасть в кому, греческий лидер страдал от колющих болей во внутренних органах и суставах, высокой температуры и потери голоса.

Эти симптомы также очень похожи на те, которые испытывает человек, когда в его организм попадает калихеамицин - токсин, вырабатываемый бактериями, находящимися в известняке, обнаруженном в высоких концентрациях в реке Мавронери. Она также известна под названием Черная вода, что вытекает из Пелопоннесских гор и уже давно считается реальным переходом на берег реки Стикс. Древнее предание гласит, что вода в ней была настолько ядовитой и смертельной, как и у мифического аналога, что единственное, чего она не могла повредить были лодки и плоты, сделанные из лошадиных копыт.

Если версия о смерти Александра Македонского верна, тогда можно предположить, что он умер не от малярии или брюшного тифа, как предполагалось ранее, а в действительности был отравлен человеком, сумевшим достать воду из мифической реки Стикс.

8. Затерянный город «Z»

Затерянный город «Z» является мифологическим городом, расположенным в дебрях Южной Америки. Предположительно, здесь проживала крупная, развитая цивилизация странно похожая на древние греческие города, полная всяческих сокровищ и богатств. Согласно рукописи, датируемой 16-м веком (примеч. также известной под названием «Рукопись 512»), этот город был населен белыми жителями и женщинами-воительницами. Но насколько бы мифические города ни казались выдумкой, существование этого города, похоже, не так уж маловероятно. На территории Южной Америки были огромные, неизведанные земли, которые теперь глубоко засыпаны под землей, так что у современных исследователей практически не осталось ни одного шанса узнать, что же похоронено в джунглях.

Одним из самых известных людей, отправившихся на поиски этого города и в результате бесследно исчезнувших, был полковник Перси Фосетт. Полковник, который держал свой предполагаемый маршрут в секрете, чтобы не позволить своим соперникам первым найти мифический город, исчез в джунглях Амазонки в 1925 году. Его экспедиция и дальнейшее исчезновение окутаны тайной, а его загадочные письма и сознательно ложные координаты позволяют дать всему этому несколько различных объяснений. Одна теория, на которой настаивают некоторые исследователи, заключается в том, что знаменитый исследователь на самом деле отправился в джунгли вовсе не для поисков потерянного города «Z», а для того, чтобы основать новый, базирующийся на основных принципах культа, которому поклонялся его сын, сопровождающий его в той экспедиции.

Хотя вышеприведенные предположения являются надуманными, одной вполне реальной вещью во всей этой истории остается сам город. Современные спутниковые изображения показали, что Фосетт искал город, совсем недалеко от того места, где по его словам он должен был находиться. Фосетт считал, что вход в мифический город расположен где-то в бассейне Амазонки между ее притоками Шингу и Тапажос, и более чем 200 глиняных структур, протянувшихся вдоль бразильской границы Боливии, позволяют предположить, что его теория была очень близка к правде. Современными учеными было подсчитано, что некоторые структуры восходят к 200 г. н.э., в то время как другие возникли тут относительно недавно - в 13-м веке. Вход в массивный блестящий город Фосетта по всей вероятности был только чуть дальше на юго-запад от того места, где его видели в последний раз.

До того, как была получена новая информация, длительное время предполагалось, что амазонские джунгли не позволяют вести на их территории широкое сельское хозяйство, а тем более построить гигантский город подобных размеров. Тем не менее, проведенные расчеты показывают, что город «Z» был когда-то домом для около 60 000 человек. На его территории были построены не только небольшие здания - некоторые из устроенных здесь памятников имели куда большие габариты, чем египетские пирамиды.

7. Шамбала

Мифическая страна Шамбала, наверное, более всего известна в западном мире как вымышленный рай, на основе которого были придуманы рассказы о Шангри-ла. Согласно буддийским сказаниям, Шамбала представляет собой тайное царство, где соблюдают буддийские ценности и традиции. Утопический мир также является домом для великого воина Гэсэра, возглавляющего орды праведников, которые в конечном итоге отправляются в человеческий мир для борьбы с нашими демонами.

Сегодня множество людей рассказывают о посещении Шамбала. В них говорится, что в Шамбалу можно войти через давно забытый охранный пост, созданный Александром Великим, российскую гору Белуха, поселение афганского суфийского сармунского братства и древний город Балх, граничащий с Тибетом в Гималаях, а также через долину Сатледжа в Индии. Генрих Гиммлер был убежден, что Шамбала была обителью арийской расы, и даже организовал семь экспедиций для ее поисков.

Тем не менее, вход в Шамбалу является куда сложнее, чем кажется. По словам Далай-ламы, вы не сможете увидеть вход, пока не достигнете состояния чистоты, подобной той, что свойственна мистическому городу. Многие люди считают, что это означает, будто вход не является физическим местом или точкой на карте, а состоянием души, и это значит, что все вышеперечисленные входы вполне могут быть реальными.

6. Ёми

Легенда о Ёми (или Ёми Но Куни) является частью японской мифологии, предшествующей широко распространенному буддизму. Согласно мифу, все творения мира были созданы богом по имени Изанаги (Izanagi) и его богиней - женой Изанами (Izanami). После того, как Изанами умерла, дав жизнь огню, убитый горем муж отправился в подземный мир, чтобы вернуть ее обратно.

Эта легенда имеет поразительное сходство с другими мифами, ведь в ней тоже говорится о том, что преисполненный решимости муж обнаружил под землей темное и мрачное место, где души, пытающиеся сохранить свои смертные тела обречены гнить вечно. Изанаги было запрещено смотреть на свою жену, пока они не достигнут поверхности, но, как и его многие мифологические коллеги, он мельком посмотрел на ее гниющее, полностью охваченное червями тело, не дождавшись конца пути. Разгневанная за то, что он осмелился посмотреть на нее в таком состоянии, Изанами отправила вслед за ним отвратительных демонов, чтобы те преследовали его, пока он не вернется обратно в преисподнюю навсегда, но он сумел бежать оттуда и запечатал вход в Ёми гигантским валуном. В ответ Изанами пообещала каждый день забирать в подземный мир по 1000 жизней, и Изанаги дал клятву ежедневно создавать еще по 1005 новых.

Сегодня туристы, приезжающие в японский город Мацуэ, могут посетить валун, который по преданиям Изанаги использовал для того, чтобы навсегда закрыть вход в подземный мир. Йомотсу Хирасака (официальное название входа в обитель мертвых) якобы находится за одним из валунов вблизи синтоистского храма Ия Шрин. Пока не ясно, какой именно валун скрывает легендарный вход, что может быть и к лучшему. Что же касается могилы Изанами, то она также находится неподалеку от святыни, построенной в ее честь.

5. Шибальба

На пике своего могущества, империя Майя растянулась по всей Мексике и Центральной Америке, а вера ее людей в потусторонний мир была сильна как никогда. Их местом последнего упокоения был потусторонний мир, известный под названием Шибальба, куда могли попасть только мертвые, и то только после того, как их душа преодолела всяческие препятствия, начиная от пересечения реки скорпионов, гноя, преследования стаей летучих мышей и заканчивая побегом от собаки, способной видеть в темноте.

Как мы уже упоминали ранее, существует несколько различных входов в Шибальбу, и недавно исследователи обнаружили еще один на полуострове Юкатан. Здесь расположены подземные и частично подводные руины крупного лабиринта пещер, внутри которых содержится несколько мрачных указателей того, что по предположению Майя должно было ожидать их в его конце.

Археологи обнаружили в этих пещерах 11 различных храмов, а также признаки человеческих жертвоприношений. Есть ряд артефактов, оставленных в качестве подношения мертвым, в том числе глиняная посуда, резные камни и керамические изделия. В ходе археологических раскопок в пещерах также удалось обнаружить огромные каменные колонны и структуры, построенные под водой, свидетельствующие о том, сколько времени, усилий и преданности потребовалось майя для создания своей святыни. Хотя до сих пор остается невыясненным, был ли создан миф о Шибальбе после открытия этих пещеры либо, наоборот, пещеры являются доказательством реальности данной легенды, но одно ясно наверняка – они точно были связаны друг с другом.

4. Врата Геенны

Согласно основным постулатам Вуду, проход через Врата Геенны напоминает собой нечто подобное на переход души от жизни к смерти. Поскольку предания Вуду отличаются друг от друга, точно также различаются и описания этих ворот. Согласно Вуду, которые практикуют в Новом Орлеане, геенна – это дух, существующий в загробной жизни, который часто описывается, как промежуточное состояние между жизнью и смертью. Врата Геенны это портал в загробную жизнь, состоящий из семи ворот. Душе требуется семь дней, чтобы пройти через все ворота, и если ей это не удастся, она может вернуться на Землю в виде зомби. Некоторые практикующие Вуду считают, что семь врат расположены на семи различных кладбищах Нового Орлеана, хотя точное местоположение и численный порядок ворот является тайной за семью печатями. Разбросанные по всему городу и его кладбищам подсказки, оставленные здесь для тех, кто достаточно хорошо осведомлен, чтобы их расшифровать, часто напоминают собой символы некоторых божеств Вуду.

Ворота якобы легче найти и открыть в такие праздничные дни, как Марди Гра и День Всех Святых, но найти их – это только начало проблемы. Ворота должны быть похожими, открываться в правильном порядке, и каждый из них имеет стражника, который требует соответствующего жертвоприношения. Но, согласно легендам, открытие ворот в неправильном порядке или не выполнение всех требований стражников, может вызвать появление злых и опасных духов, которые покинут иной мир для того, чтобы попасть в наш.

3. Сад, охраняемый Гесперидами

Согласно греческой мифологии, Гейя (примеч. богиня земли) преподнесла Гере свадебный дар в виде деревьев, плодами которых были золотые яблоки. Последние отдавали в сад Гесперид на хранение. Геркулесу было дано поручение украсть одно такое яблоко, что стало его одиннадцатым подвигом. И он выполнил свое задание, заняв место Атланта и подняв Землю, в то время как титан добыл ему один из золотых фруктов.

Предания гласят, что вход в сад был расположен в современном Ликсусе, прибрежном городе в Марокко. Будучи некогда шумным римским портом, теперь он полностью состоит из разрушенных стен и зданий, напоминающих собой руины. Среди них также находятся остатки одной из крупнейших городской отрасли производства товаров, а также фабрики создающей пасту из ферментированной рыбной кишки. Сад и его расположение упоминается в текстах морских песен, начиная со времен Эллинистической Греции, однако есть и другие предположения о его возможном местонахождении. К примеру, они касаются города Кирена и одного из островов у побережья Ливии.

2. Ньюгрейндж

Ньюгрейндж - массивная гробница, построенная в ирландской долине Бойн более 5000 лет назад. Это не только впечатляющее проявление невероятного мастерства наших предков, но и одним из входов в потусторонний мир, согласно кельтской мифологии. Последняя рассказывает о том, что некогда боги перемещались туда и назад между земным и их собственных мирами через специально подготовленные для этого и освящённые курганы по типу Ньюгрейнджа.

В народе говорили, что предполагаемый вход в великолепный зал для пиршества так называемых Владык Света, Ньюгрейндж, ведет в землю, где никто никогда не умирает, не стареет и не болеет. Там есть бесконечный запас продуктов питания и напитков, а также растут магические деревья, которые непрерывно приносят свои плоды. Старейшие сборники мифов, касающиеся Ньюгрейнджа, называют его вместилищем потустороннего воплощения реки Бойн, а также колодца, который является источником всей мудрости в мире. Деревья возле колодца сбрасывают свои орехи в воду, которая выпускает знания, содержащиеся в них, в реальный человеческий мир.

Следующий житель потустороннего мира, связанный с легендами о Ньюгрейндже это Дагда - один из старейших ирландских богов, которого часто ассоциируют со знанием, Солнцем и небом. Его сын, Энгус, тесно связан с Ньюгрейнджем, ведь, согласно легендам он родился всего за один день, который был остановлен силой кургана, собравшей в себе мощь последних девяти месяцев. Позже, Энгус обманул Дагду, отдав ему в распоряжение гробницу, представляющую собой вход в потусторонний мир, который он охраняет и по сей день.

1. Школомансе (или Некроситет)

Школомансе является мифической школой, о существовании которой вспоминалось только в румынском фольклоре, пока все рассказы о ней не были записаны английским писательницей по имени Эмили Жерар. Согласно Жерар, в Школомансе принимали за один раз только 10 учеников, а их обучением занимался сам дьявол. Тут они узнавали все о его заклинаниях и трюках, в том числе учились общению с животными и управлению погодой. После того, как столь своеобразная учебная программа была завершена, из школы выпускали только девять студентов. Последний оставался подле дьявола в качестве оплаты за уроки для всего класса, после чего тот отправлял его в бесконечно глубоко озеро, где он жил до тех пор пора, пока дьявол не призывал его к себе, чтобы сотворить еще больше молний.

Версия Джерард о Некроситете немного отличается от традиционного румынской легенды, которая была неправильно переведена. В румынском фольклоре, эта школа называется Соломонары (Solomanari) и находится в вымышленном мире, который существует параллельно с нашим. После прочтения работ Джерард, Брэм Стокер использовал идею о Некроситете в «Дракуле», чтобы объяснить, как семья Дракулы узнала об своих демонических способностях.

Озеро, где спит дракон дьявола и школа, где он преподает, как говорят, находится высоко в Карпатских горах, недалеко от румынского города Сибиу, в котором согласно старым преданиям каждый день наблюдаются грозы. Те, кто ищет дьявольское озеро, узнают о том, что они нашли его, когда видят груду камней, устилающей собой береговую линию водоема. Она обозначает место, где несчастные путешественники обмирают и попадают прямо под молнии дьявола.

+ Шлараффенланд

Шлараффенланд, иначе известный как Кокейн, был утопическим мифологическим городом лентяев. Те, кому удавалось найти туда путь, обретали там все, о чем только могли мечтать, особенно, когда дело доходило до еды. Стены домов здесь сделаны из больших кусков бекона, крыши – из пирогов и блинов, а заборы - из колбас. Вино бежит во всех фонтанах, в реках течет молоко вместо воды, а деревья в Шлараффенланде приносят пироги с мясом и фруктовые булочки вместо шишек. Даже погода тут сделана из пищи: снег создан из сахара, а град обрушивается на ее жителей в виде драже. Кроме того, здесь также можно зарабатывать деньги буквально во сне.

В отличие от многих мифических мест, Шлараффенланд не доступен только тем, кто был чрезвычайно хорошим или праведным человеком, кроме этого мечтающий туда добраться также должен быть чрезвычайно голодным. В легендах говорилось, что для того чтобы попасть туда, необходимо идти в сторону Северного Хоммелена (город, расположившегося около северной границы Франции) и искать виселицу. Вход в мир лентяев представляет из себя массивную гору каши, и её можно безошибочно найти. Те, кто стремится попасть в этот город, должны в буквальном смысле слова проесть свой путь через горы, поэтому большой аппетит здесь только приветствуется.

Материал подготовила Наталья Закалык - по статье с сайта listverse.com

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"


Почитать ещё:

История Зевса – верховного бога греческой мифологии.
Многие веровали в Зевса, как в единственного и главного бога еще до прихода христианства, а самые ужасные природные катастрофы объяснялись его гневом.
Небеса в греческой мифологии олицетворяли очень важную часть мира, а тот, кто управляет небом и есть хозяин всего и вся. Зевса всячески почитали, как справедливого управителя и людей и богов.

Среди богов Зевс занимал наивысшею ступень иерархии, т.е по сути он был царем среди богов.


Как владыка небес Зевс мог управлять молнией и громом. Именно молния стала символом власти и могущества Зевса. Этим объясняется еще одно имя Зевса – Громовержец, так греки пытались объяснить такое природное явления как молния.

Миф о рождении Зевса


Первые упоминания о Зевсе были найдены в записях древнегреческого автора Гесиода (Гесиод жил в 7 веке до н.э.) он написал книгу теогония (для греков эта книга была чем-то вроде книги бытия.)
По легенде Зевс не был богом с самого начала, а миф о рождении Зевса , начинаются с того, что Зевс бросает вызов своему отцу – Кроносу. Кронос был очень могущественным, он повелевал самыми сильными из божеств – Титанами. (Титаны считались самыми первыми божествами, которые заселили землю, но они были не особо умными, агрессивными, хотели лишь брать и потреблять.) Когда Кронос решает продлить свой род он вынужден вступить в связь со своей сестрой из рода Титанов – Рейей.

Изначально все боги являются родственниками, а потому инцест в мифах довольно распространенное явление.


У Кроноса и его жены Реи появляется следующее поколение богов. В будущем это поколение назовут – олимпийцы. В их число входят Аид, Посейдон и Зевс.

Кронос изначально не хотел иметь детей, так как не желал отдавать статус верховного правителя. Он боялся того, что его сын будет сильнее и лучше, что, в конце концов, он его свергнет. Из-за боязни все потерять, Кронос решил поступить кардинальным образом. Сразу же после рождения, он заживо заглатывал своих детей. Конечно, дети не могли умереть (так как были бессмертными богами) но уже не представляли угрозы для Кроноса.

В то время каннибализм в древней Греции был чем-то из ряда вон выходящим, этот акт считался уделом дикарей.



Рея была в ужасе, Кронос поглотил уже пятерых ее детей, а сейчас она снова беременна. Чтобы ее дети остались на свободе, Рея придумывает план. Она убегает в тайное убежище и рождает там сына. Именно этому сыну предстоит стать царем богов – Зевсом. Но Кронос уже ждал свою жену дома, чтобы поглотить только что рожденное дитя. Поэтому рея заворачивает в пеленку камень и несет его Кроносу. Тотчас Кронос проглатывает сверток ни о чем, не догадавшись.

Своего сына Рея решает спрятать на острове Крит в тайной пещере. (После эта пещера станет святилищем для поклонения Зевсу.) Но тяжело спрятать кого-то от самого Кроноса, каждый раз, когда маленький Зевс плакал, люди, что охраняли его, били в специальные щиты, что висели вдоль стен пещеры. Звон этих щитов не давал Кроносу услышать плачь своего сына.

Миф о рождении Зевса гласит, что маленький бог жил в пещере до наступления зрелости. Взрослея, Зевс проходит обучение, набирается мудрости и силы – становится настоящим мужчиной. Все это делается для достижения своей цели, которую Зевс сам для себя поставил – свергнуть своего жестокого отца и захватить власть над миром.

Краткий миф о Зевсе - свержение Кроноса

Зевс знает, что ставки очень высоки, если он победит, то станет верховным правителем мира, а если проиграет, то навечно попадет в Тартар.

(Тартар – нижний уровень царства Аида, именно сюда низвергались проклятые т.е те кто как-то оскорбил богов.)


Кронос восседал на горе Олимп.


Гора Олимп в древнегреческой мифологии была домом богов. Однако она существует и на самом деле. Это самая высокая точка в Греции, гора возвышается над уровнем моря почти на 3 километра. Сами греки действительно верили, что на этой горе обитают боги.


Именно на вершине Олимпа, Зевс разрабатывает план отвоевывания трона у своего отца Кроноса и его могучих Титанов. Зевс решает освободить своих братьев, проглоченных Кроносом и заручиться их помощью. За это время братья Зевса, находясь в животе Кроноса, также повзрослели и обрели силу богов. Чтобы освободить своих братьев Зевс сварил ядовитое зелье. Проникнув в покои Кроноса, Зевс подливает ему в чашу яд. Выпив его, Кронос начинает плохо себя чувствовать, вскоре он изрыгает камень, что дала ему Рея вместо Зевса.


По легендам, этот камень лег в основу самого почитаемого в древней Греции места – дельфийского храма, пристанища оракула. Дельфы – святилище, куда приходили люди со всей Греции, чтобы поклониться и попросить помощи у богов. Этот камень, который низверг из себя Кронос и по сей день находится в самом центре дельфийского храма.


По легенде вслед за камнем, Кронос извергнул пятерых съеденных ранее детей. Зевс, как хороший правитель, обладал отличным умом и навыками вдохновлять и убеждать других. Благодаря этим навыкам он смог объединить своих родичей и создать коалицию. Но даже вместе им не хватало сил, чтобы сразиться с Титанами.

Тогда Зевс вспомнил о позабытых Кроносом, циклопах и сторуких Гекатонхейров. Кронос боялся их мощи, а потому упрятал их в тартаре.
Зевс понимал, что заручившись их помощью, победа будет за ним. Спустившись в Тартар, он находит Гекатонхейров и разговаривает с ними на равных и с почтением, он просит у них помощи для свержения своего отца. Будучи тронутыми таким почтением Гекатонхейры согласились помочь молодому Зевсу.

После Зевс также освободил и циклопов. Взамен они подарили Зевсу власть повелевать молнией и громом.

Силы определены, сам бой состоится в Фессалии, равнине лежащей меж гор Отрис и Олимп.
Начинается грандиозная битва, Зевс с молнией в руках, его братья, циклопы и Гекатонхейры сражаются с самыми сильными божествами – Титанами.


(В Фессалийской долине до сих пор находят следы грандиозных сражений.)


Вскоре наступает решающий момент, битва между отцом и сыном. С вершины горы Олимп Зевс поражает армию отца сильными ударами молний. Сторукие Гекатонхейры откалывали огромные куски гор и швыряли их в титанов. Земля под их ногами раскалывалась, а звуки битвы были слышны на весь мир.

Ученые выяснили, что древний мир в то время, пережил настоящую катастрофу. На территории острова Санторине около 3 т.л. назад случилось сильнейшее извержение вулкана. Его мощь можно сравнить с пятью десятками тысяч хиросимских бомб. Извержение такой силы уничтожило большую часть греческого мира, а выжившие могли объяснять эту катастрофу как гнев богов.



Битва богов продолжается, а Зевс начинает выигрывать. Но у титанов было что предпринять. Из глубин Тартара они вызывают Тифона.

Тифон – ужасающее чудовище невероятных размеров.


Бой Зевса и Тифона был не долгим, чудовище не выдерживает столь мощных ударов молний и низвергается обратно в Тартар вместе с оставшимися титанами. Там им предстоит провести вечность.

Победа Зевса сделала его повелителем мира и царем среди остальных богов. Однако спокойствие и мир были не долгими, вскоре у Зевса появляется новый враг в лице близкого человека.

Зевс и его жена Метис


Мифы древней Греции гласят, что греческие боги вовсе не безгрешны, у каждого есть как сильные, так и слабые стороны, и боги не исключение.


Одна из самых слабых сторон Зевса была его любвеобильность и страсть к женщинам. По легендам Зевс превращался в различных животных, людей, мужей женщин. Все это делалось для того, чтобы соблазнить юных красавиц и вступить с ними в связь.

Первой привлекла внимание Зевса юная богиня Метис. Вскоре Зевс взял ее в жены.

Метис – жена Зевса, по легендам она отличается невероятной красотой, а само ее имя в переводе означает «мудрая»


Но его чувства омрачаются страшным пророчеством, которое должно лишить его власти. Зевсу предсказали, что его жена, родит ему ребенка, который отнимет у него трон. Подобно своему отцу Зевс испугался своего будущего наследника. Но Зевс не хотел быть как его отец, он поклялся, что на этот раз все будет по-другому. Чтобы сдержать свою клятву, он проглатывает свою жену. И снова любовь проиграла жажде власти.

Пока Метис находилась в плену, Зев мог пользоваться всеми ее интеллектуальными способностями. Зевс стал умнее, мудрее и хитрее, чем был раньше.

Зевс и Гера – новая жена Зевса


Так как Метис не стало, Зевсу потребовалась новая жена. Подобно своему отцу, Зевс решает взять жену из собственной семьи. Ею стала его сестра – богиня Гера.
Гера была не похожа на остальных, она была очень могущественна. Можно сказать, что Зевс и Гера были ровней.
Но Гера также была и довольно ревнива. Зевс же продолжал увеличивать число своих возлюбленных.
Миф о Зевсе гласит, что среди его любовниц были как смертные, так и богини. Каждая связь Зевса и его любовниц заканчивалась беременностью. Они родили более сотни детей от Зевса.

Такая распущенность Зевса могла объясняться тайным желанием самих Греков. Мечтая о многих девушках, они думали, что всемогущий бог уж точно не упустил бы такую возможность.


Вскоре все больше городов древней Греции желали породниться с самим богом. Они объявляли, что в их городе есть девушка беременная от самого Зевса. В результате этого, рождались основатели местных правящих династий. Сами же города стали называть в честь рожденных детей Зевса: Афины, Фивы, Магнезия, Македония.

Однако , не рада любовным похождениям мужа. Гере не нравилось то, что ее унижают на глазах других богов, однажды она не вытерпела и поклялась, что отомстит Зевсу за его многочисленные измены.

Собрав остальных олимпийцев, Гера подговаривает их поднять восстание против Зевса. Она сказала, что несправедливо, что Зевс главный и если все олимпийцы объединятся, то смогут его низвергнуть.
Олимпийцы собираются и заковывают Зевса в цепи, пока тот спал. Проснувшись, Зевс обнаруживает, что закован. Такой подлости от родственников, которых он ранее спас, он не ожидал.

Зевс всегда боялся такого восстания, ведь не один смертный не мог бы бросить ему вызов. Но объединившись, олимпийские боги вполне могли его низвергнуть.


Вскоре к скованному Зевсу пришла помощь в виде старых союзников – Гекатонхейров. Услышав о том, что Зевс в беде, они приходят к Зевсу на помощь. Они разбивают сковывающие цепи, а олимпийцы разбегаются в страхе.


Пережив этот заговор, Зевс начинает мстить. Свою жену Геру он подвесил на золотых цепях, между небом и землей. Сын Аполлон и брат Посейдон были приговорены к тяжкому труду (им нужно было построить непреступные стены Трои.)

Древние греки не могли объяснить возникновение Трои (постройку такого уровня в то время невозможно было соорудить) а миф объяснял ее возникновение.

Гнев Зевса и всемирный потоп

По легенде, все, кто поднял восстание против Зевса, получили заслуженное наказание, однако гнев Бога обрушился и на людей. Всемирный потоп приписывают гневу Зевса.

В древней Греции люди очень боялись гнева Зевса. Ведь совершая плохой поступок, Зевс мог поразить их своей молнией.
Гесиод писал, что если бы не страх перед Зевсом, то люди превратились бы в зверей, и слабые подчинялись сильным. Таким образом, Зевс принес в мир порядок и справедливость.


Когда в мире происходили природные катастрофы, греки верили, что их насылал Зевс чтобы покарать злодеев. Часто при этом придумывались истории о том, что так разгневало бога.


По легендам Зевс впадал в бешенство, если люди поедали себе подобных. Однажды увидев, как люди поедают себе подобных, Зевс впал в ярость и поклялся уничтожить все человечество при помощи всемирного потопа.

Девять дней и ночей льет сильнейший дождь, затапливая всю землю. Вода достигает вершины горы Парнас, которая возвышалась на два с половиной километра. По всей земле умирают люди. Когда дождь, наконец, закончился, остались лишь двое смертных. Они выжили потому, что построили ковчег.

Эти истории удивительным образом переплетаются между собой, параллель с ветхим заветом более чем очевидна. Тем самым можно сказать, что разные народы мира объясняли столь ужасное природное явление по-разному.

Свержение Зевса – приход Христианства


Миф о Зевсе гласит, что он смог справиться с восстанием олимпийцев, однако не смог справиться с другим соперником Иисусом Христом.
В 1 веке н.э учение Иисуса Христа распространится по всему миру низвергая власть верховного греческого божества.
Христианство дало людям надежду. Надежду на спасение после смерти. У людей появилась вера в то, что после смерти их ждет вечная жизнь. Поэтому у Христианства было столь много последователей.
Власть Зевса над людьми с распространением новой религии по средиземноморским странам, постепенно угасала. Народ, который его почитал, в конце концов, сам же его отверг.

В древней Греции только сила судьбы была более могущественна, чем Зевс. Даже сам верховный бог не мог бы противиться судьбе. Как бы он не хотел ее изменить или избежать он все равно подчиняется ее воле.


До прихода Христианства миф о Зевсе правил всем греческим миром на протяжении тысяч лет. Зевс был самым грозным, и почитаем среди всех олимпийских богов. Он один среди немногих божеств, оставивших большой след в истории человечества: Геракл, Аид, Медуза - истории о них приоткрывают окно в давно забытый мир.

В любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей. Сложно во всем этом выделить какую-то определенную тенденцию. Творцами мира выступают где-то боги, где-то животные, а то и вовсе растения. Каким образом первозданное существо возникло из первобытного Хаоса и как творило мир - на это в каждом мифе есть своя история. В данной статье представлены несколько мифов о сотворении мира славян, греков, шумеров, египтян, индийцев, китайцев, скандинавов, зороастрийцев, индейцев Арикара, Гурон, Майя.

Славяне.

У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».

Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Когда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
А среди моря — дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку — черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Ясен месяц и все звезды.

Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
"Книга Коляды", 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Шумеры.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом.
В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос- Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею, когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына- бога луны Нанну, следует за ним, и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем- по подземному царству. Он рождает сына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу.
Существует и другой вариант мифа о сотворении мира.
Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат- богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.
Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом- Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии.
Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа- каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.
Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.
Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль.
Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат.
Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели, осталось обратиться к физической силе.
Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога.
Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их.
Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем.
Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню.
Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Египтяне.

В египетском городе Гелиополе- «горде Солнца», как называли его греки,- творцом и первосуществом считался Атум. Он возник из Нуна- первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего- ни неба, ни земли, ни почвы.
Атум поднялся как холм среди вод мирового океана.
Прообразами таких холмов были реальные холмы, выделявшиеся на водной поверхности разлившегося Нила. Соответствующим образом укрепленные, они стали платформой для первых храмов, возведение которых как бы увековечивало акт создания мира. С представлением о первичном холме, по-видимому, связана и форма пирамиды.
- Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.
Но творить одинокому творцу было не из чего, и он совокупился с собственной рукой и поглотил собственное семя, а затем изрыгнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, первую божественную пару. Океан Нун благословил творение, велев ему возрастать. Едва родившись, дети куда-то подевались. Атум никак не мог найти их и послал на поиски свою дочь, Божественное Око Атума. Богиня возвратила беглецов, и обрадованный отец прослезился. Слезы его превратились в первых людей.
От первой пары, рожденной Атумом, произошли бог Геб и Нут, богиня и воплощение Неба. Бог воздуха Шу и его супруга разделили землю и небо: Нут поднялась в виде небосвода над Гебом, опираясь о него руками и ногами, Шу стал своими руками поддерживать небосвод в таком положении.
Нужно было разделить небо и землю, ведь пока они пребывают слитно, в объятиях, на земле нет места для прочих существ.
Но Геб и Нут успели родить близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирису суждено было стать первым убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Земля и небо окружены со всех сторон водами. Каждую ночь Нут проглатывает солнце, а наутро опять
его рождает.


В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".
Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится:
Отец отцов и всех богов,
Поднявший небо и утвердивший землю,
Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст
Царь, да живет он, да здравствует,
Да будет благополучен, глава всех богов
В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.
О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.
Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах - это является общим

В те времена, когда Земля была еще юной, а Боги являлись людям, в реках плескались сирены и в лесах жили нимфы, правил миром Властелин. Сын Бога и земной женщины он был бессмертен, и огнем и мечом покорив народы, безраздельно правил их землями. Он был красив, не стареющий полубог, владеющий своим Миром.
В его честь возводились белоснежные храмы, и прекрасен был его дворец на вершине самой высокой горы, где в глубокой пещере мог наблюдать Властелин за своими владениями в чаше волшебного озера. Легка и безмятежна была его жизнь. В далеком прошлом остались кровавые войны и не было во всем мире человека, его воле не послушного.
Одним взглядом своих очей, цвета пламени он мог казнить или миловать, и взмах его руки решал судьбы целых народов. Желание его было законом, и многочисленные слуги ловили преданно любой мелькавший в его взоре мимолетный интерес. Его одежды шились из редчайшего дамирского шелка, что нежнее прикосновения ребенка, он вкушал плоды садов Алдонии, что цвели в краю вулканов и лучшими винами многолетней выдержки услаждал он свой вкус. Из разных краев владений, везли ему наложниц и самая непокорная падала ниц перед его троном. Но равнодушен был взгляд Властелина, безвкусными ему казались самые изысканные блюда, не радовали больше соблазнительные танцы полунагих красавиц. Скука завладела бессмертным сердцем Властелина Мира. Не доставляли ему наслаждение ни страстные гурии, ни робкие девственницы и равнодушно принимая ласки красавиц, все чаще тосковал он, такой жизнью пресытившись. Лишь иногда в пылу битвы, вновь клокотала, как и прежде его горячая кровь, но тух огонь в глазах, едва вспоминал он, что это лишь устроенный в угоду ему фарс и равнодушно убивая соперников, гасил свою ярость кубком талийского вина. Рассеянно слушал Властелин донесения своих гонцов, посещающих самые дальне уголки его владений, равнодушно принимал дары купцов и лениво внимал песням сказателей, ничего более не трогало его некогда живым огнем горящее сердце.
Но однажды, в волшебном озере, что показывало ему его владения, увидел Властелин Мира на скалистом берегу у самого моря деву, что пела в свете луны тягучую песнь о свободе. То была Царица Моря, властительница не подвластной ему стихии. Бледна была ее кожа, окутывали тонкий стан зеленые локоны, и опасность таилась в глазах цвета бури. Страшные легенды ходили о Морской Царице, дочь водной стихии, она была безжалостна и губила корабли и насылала шторма. Вольный ветер был ей братом, а луна – названной сестрой.
Каждую ночь стал приходить на берег своего озера Властелин Мира, и разглядывал жадно образ в водной глади, ибо покорили его сердце песни Царицы, и ее глаза цвета бури. Возжелал он увидеть ее в своем ложе и испытать любовь морской девы, никем не покоренной. И отправил Властелин армады своих кораблей к скалистому берегу, где пела ночами Царица со строгим наказом - привести ему морскую деву, но, ни одна бригантина не вернулась в порт, и лишь грозно смеялась властительница моря, губя его корабли. Не сдавался Властелин, устлал он драгоценными камнями, что цены на земле не имели, весь берег моря, но равнодушно ступала Царица по блестящим осколкам и лишь тонка нитка жемчуга украшала ее перламутровую кожу.
А любовь к морской деве все глубже пробиралась в сердце Властелина и снедаемый тоской он сам пришел к скале, где пела ночами Царица, что бы увести во дворец на самой высокой горе свою избранницу. Она ждала его, облаченная в свет луны, словно в одежду, и в самую душу смотрели ее глаза цвета бури, но не отвел Властелин взгляда и взяв ее за руку повел в свой дворец, ибо лишь она была достойна разделив с ним ложе, стать единственной его женой. И она шла, впечатленная горящей в его огненном взоре страстью и любопытно ей было знать, что такое любовь человека.
И наступила ИХ ночь, и клокотал огонь в его взоре, и кипела в венах ее холодная кровь, и плавилась его кожа от взгляда глаз цвета бури. Он не помнил себя, и всем его миром было для него лишь ее тело, от желания в его руках трепетавшее и лилось рекой наслаждение, дикой страстью его мозг взрывающее. А она, забыв о море, таяла в руках человека, и лишь краем тонущего в неге сознания слышала, как рождается в покинувшем ею море шторм, страшной силы, так звала свою дочь стихия.
Опаленный жаром страстной ночи, счастливым просыпался Властелин Мира, но не увидел он рядом своей возлюбленной, лишь соленый след на коже, да аромат моря, оставила она в его покоях. С той ночи не находил себе места Властелин, бродя в тоске по берегу морскому он звал ее, но лишь шум волн был ему ответом и не слышала больше песен прекрасной девы одинокая скала у моря.
Касаясь моря, вспоминал Властелин шелк ее кожи, слышал смех в рокоте прибоя и горел ярче факела в сознании ее образ. Впервые покатилась слеза по его щеке, и смотрел он на горизонт, тающий в морской дымке, зная, что бессилен перед ее свободой. Тысячи раз уплывая в море он тонул и ты сячи раз не умирал. И воцарился в мире хаос, не сжимала более железная рука Властелина основы мироздания и захлебнулись в кровавых распрях, жившие дружно и сыто народы, горели его храмы, проклинали его имя поэты и был он наречен Темным Властелином, чьи деяния - зло и переписаны были летописи и разрушен был его дворец на вершине самой высокой горы. А он все так же бродил у моря, ожидая свою любимую, и минутами были для него десятилетия и не трогали его более дела мирские.
Ты и сейчас можешь увидеть его – мужчину бродящего у кромки моря, гладящего ладонями волны, мужчину с потухшими глазами старика и любовью, горящей в бессмертном сердце, мужчину, променявшего целый мир на любовь морской девы, которая погубила его.

Николай Кун

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса , Аид . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс , водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон , перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной . Ему служат неумолимые богини мщения Эринии . Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант . Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос . Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия ; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката . Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям

Вверх