Как состарить дерево своими руками: советы, способы, что потребуется, пошаговое руководство. Эффективные способы состаривания деревянных поверхностей Как сделать дерево состаренным

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Очень популярен способ браширования древесины. Данным методом пользуются для декорирования деревянных полов или потолочных балок (потолков), а также стилизации предметов интерьера и мебели. Заключается он в том, чтобы обработать поверхность грубой металлической щеткой, а затем покрыть лаком. При механической обработке мягкие слои древесины убираются, а на поверхности остаются только твердые слои.

За счет такого воздействия поверхность приобретет рельефный вид. После древесину необходимо покрыть лаком, причем, лучше в два слоя, что подчеркнет фактуру дерева и придаст ему элегантность. Следует помнить, что не любую древесину можно использовать для браширования. Лучше всего для этих целей подойдут хвойные породы древесины, а также дуб, орех и ясень.

Первый этап подготовка

Если говорить о том, как сделать состаренную мебель своими руками, то нужно начинать с того, что первым делом надо подготовить изделие к данной процедуре.

Чтобы действительно качественно состарить мебель своими руками, следует начать с предварительной подготовки изделия к данной процедуре

Для этого следует:

  • снять все ручки, а также другие элементы декора с изделия, которое будет обрабатываться;
  • затем освободить все ящики комода или шкафа, также их следует полностью вытянуть;
  • удалить всю краску или лак, которые есть на предмете;
  • если перед нанесением лака поверхность была обработана морилкой, то, конечно, весь слой лакокрасочного покрытия не получится удалить, в таком случае удаляем столько лака, сколько получится.

Чтобы действительно качественно состарить мебель своими руками, следует начать с предварительной подготовки изделия к данной процедуре, для этого, конечно, нужно освободить все ящики, иначе в итоге будет понятно, что это не старинные изделия, об этом говорит любой мастер-класс.

Важно освободить все ящики комода

Кроме всего вышесказанного, следует заранее приготовить определенные материалы, которые используются для осуществления процедуры искусственного состаривания мебели. Это:

  • краска, которая изготовлена на водной основе;
  • специальные приспособления, которые используются для непосредственной зачистки мебели;
  • наждачная бумага;
  • кисти, которые будут использоваться в работе;
  • лак кракелюрный.

Выделяют около 10 основных способов искусственного состаривания мебели. Каждый из которых основывается на определенной технологии.

Состаривание мебели с помощью окрашивания

Восстановление внешнего вида древесины

С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.

Порядок работы:

  • Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
  • Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
  • Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
  • Окрашивание древесины в требуемый цвет.
  • После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
  • Финишное.

Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Техника лессировки

Широко применим также метод лессировки деревянной поверхности. Данный способ предполагает использование различных красящих составов, начиная от акрила и масла, и, заканчивая, акварелью. Техника лессировки состоит в том, чтобы получить глубокие переливы цвета за счет слоев различной прозрачности. Для искусственного состаривания древесины указанным методом удобно воспользоваться красками на акриловой основе, так как они легко разбавляются либо смешиваются, образуя широкую гамму цветов.

К тому же раствор красящего состава на акриловой основе быстро высыхает на поверхности и влагоустойчив. Процесс окрашивания довольно прост: подготовленный раствор акриловой краски наносится на поверхность, после чего ему дают полностью высохнуть. При необходимости процедуру можно повторить для получения необходимого оттенка. Лессированные слои не скрывают текстуру древесины, а эффект состаривания достигается за счёт переливов полупрозрачных слоев красящего вещества.

Декорирование поверхностей методом лессирования, помимо всего прочего, открывает широкие возможности для экспериментирования, так как позволяет наносить полупрозрачные слои красящего состава различных цветов, получая неповторимые оттенки.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь

Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

Мебель из состаренного годами дерева способна создать в любом интерьере некую атмосферу связи времен, преемственности, сказочности и уникального уюта. Однако, вовсе не обязательно ждать полвека, чтобы приобретенный или созданный вами самостоятельно прекрасный деревянный стол или комод приобрел такой неповторимый вид – для этого имеется специальная технология состаривания древесины. И сегодня мы расскажем вам о том, .

Состаривание дерева – процесс довольно не быстрый и кропотливый. Он состоит из механической обработки древесины и последующей работы с лакокрасочными материалами. Для начала мебель (либо деревянную доску, из которой вы собираетесь что-либо сооружать) необходимо обработать ее металлической щеткой – но не спешите думать, что это и есть состаривание – ее нужно просто немного исцарапать и придать фактурности ее поверхности. Для браширования больше всего подходит грубая и массивная мебель, которая способна в принципе передать настоящую красоту природного материала, и не совсем годится так, которая сделана из деревянных ламелей и несколько «худосочная» - после текстурирования она будет смотреться несколько печально.

По мнению многих специалистов, именно такой поверхностный подход к состариванию дерева формирует у некоторых людей отношение к обработанной таким образом мебели, как о мебели после пожара. К тому же сочетание во внутреннем пространстве дома состаренных деревянных изделий и каменных элементов, керамических, или художественной ковкой является стильным и беспроигрышным вариантом, позволяющим всем, кто будет находиться в данном помещении, прикоснуться к времени, ощутить себя в другом временном периоде истории.

В природных условиях состаривание древесины происходит под воздействием ветра, влаги, солнечных лучей, температурных перепадов. И как же сделать то, на что у природы уходит не одно десятилетие, за пару дней, как искусственно состарить дерево?

Как состарить дерево Шлифовка дерева

В производственных условиях для шлифования дерева имеются специальные станки, которые предусматривают и скорость подачи дерева, и удаление древесной пыли. Однако для обыкновенного любителя подобное оборудование – вещь дорогая, да и не особо необходимая. Конечно же, если вы намерены заниматься состариванием древесины профессионально, то лучше приобрести щеточную машину, однако самым простым вариантом для шлифования станет болгарка, либо дрель. Желательно только, чтобы они имели возможность регулировки оборотов.

В принципе, процесс браширования древесины представлен тремя основными этапами:

  1. Черновая выборка из дерева мягких волокон;
  2. Шлифование;
  3. Полирование.

Каждый из этапов нуждается в отдельной щетки. Первый этап предполагает использование металлической щетки, ее еще называют крацовка. Однако при работе ею могут остаться мелкие царапины и на самих годовых древесных кольцах, от которых избавиться при последующей обработке не так-то просто. Поэтому необходимо придерживаться некоторых правил:

1 В первую очередь, щеткой необходимо водить только вдоль древесных волокон – в противном случае можно повредить сами кольца и испортить натуральный рисунок дерева.
2 Скорость, с которой передвигается металлическая щетка, и нажим на нее должны быть примерно одинаковыми – иначе могут получиться ямы.
3 Источник света при работе нужно разметить с боковой стороны под острым углом таким образом, чтобы световой луч направился поперек древесных волокон – это позволит лучше наблюдать за поверхностью, над которой ведется работа.
4 Не нужно слишком сильно давить на обрабатываемую поверхность – двигатель перегружается и возрастает риск преждевременной поломки инструмента.
5 Скорость оборотов щетки не должна превышать 3 000, наиболее оптимальный вариант – 2-2,5 тысячи оборотов, иначе она может просто-напросто разлететься в разные стороны.
6 Работу обязательно проводить в защитных очках, и не стоит забывать о защите рук перчатками, потому как мелкие кусочки металлической щетины от щетки отлетают порой на несколько метров и могут поранить. Также нужно не забывать о защите органов дыхания и удалении пыли – при проведении таких работ древесной пылью покрываются даже ресницы, представьте, что будет с легкими.
7 Если щетка новая, то ее необходимо «обкатать» - в противном случает древесная заготовка будет слишком сильно «махриться».
8 Работать нужно только лишь в одном направлении – только вращение. Реверс лучше вовсе не включать, потому что это буквально «уничтожит» металлическую щетку.
9 Еще один немаловажный момент – влажность дерева не должна быть выше 15%. В ином случае в итоге получится не текстурированная поверхность, а «мохнатая».

Кстати, при работе с твердой древесиной, например, дуб или, нужно обязательно удалять пыль, потому как пылевые частички данных древесных пород считаются канцерогенными и могут привести к раковым заболеваниям легких.

Для получения более качественной отделки и избавления от излишнего «ворса» придется использовать еще одну щетку – шлифовальную дисковую из полимерно-абразивного материала. Если так, чтобы было понятно – пластиковую (нейлоновую) с наиболее распространенным размером зерна, равным 120-ти.

Абразивная щетка универсальна. Она характеризуется деликатной обработкой поверхности. Ее использование и вовсе позволяет исключить металлическую щетку, особенно если вам необходимо обработать изделие деликатно, либо если вы намерены избежать царапин, которые остаются после металлических щеток.

Термическое старение

По сути, это комплексная обработка дерева.

Этапы работы

Первый
– обжиг по всей поверхности или на отдельном участке. Это необходимо для удаления всей «мякоти» и более четкого проявления структуры, годичных колец, сучков, трещин.

Второй
механическая обработка. С помощью металлической щетки удаляется нагар. Кроме того, она позволяет добиться максимально выраженной рельефности дерева.

Третий
(не обязательный) – пропитка дерева морилкой. В зависимости от породы это нередко позволяет получить больший эффект от текстурирования. Однослойного покрытия вполне достаточно.

Четвертый
– нанесение лака. Если состаренное дерево отлично смотрится, то лучше использовать бесцветный лак. Его задача – защитить материал от негативных воздействий атмосферы. В некоторых случаях лаком производится дополнительное тонирование древесины, но уже цветным.

  • Автор на практике использовал разные источники открытого огня и в процессе тренировок пришел к выводу, что лучший вариант – газовая горелка. Если работать паяльной лампой, то сложно добиться равномерности пламени. В результате при старении на дереве появляются подпалины, которые нивелировать довольно трудно, а иногда и нельзя.
  • Прежде чем приступать к обработке поверхности, необходимо «набить руку». Следовательно, сначала желательно получить хотя бы минимальный опыт, тренируясь на бросовом пиломатериале. Какие-то отходы древесины в хозяйстве всегда найдутся.

Как состарить дерево Подготавливаем материал

Для начала перед состариванием дерева его необходимо предварительно подготовить. В первую очередь для браширования лучше остановиться на мягкой древесине, либо древесине средней твердости, которая обладает ярко выраженной древесной текстурой. Это может быть, к примеру, ель, или сосна. Данные порода отличаются тем, что их мягкие волокна образованы зачастую весной и летом, а в этот период быстрее всего растут годичные кольца дерева, поэтому волокна более «рыхлые». Древесина с однородной и практически невыраженной текстурой, например, бук и клен, не подойдет для состаривания.

Перед началом работы поверхность дерева необходимо тщательно подготовить. Все загрязнения и возможные дефекты удаляются, это могут быть следу жира, пота, прочие пятна – дело в том, что они могут проявиться при нанесении тонировочного раствора. Любые деревянные изделия необходимо обрабатывать в разобранном виде, не зависимо от их размера – так вы сократите временные затраты и достанете щеткой во всех местах, обеспечив тем самым однородность эффекта состаривания.

Как состарить дерево Отделка состаренного дерева

Конечный этап рассказа о том, как искусственно состарить дерево, заключается в тонировке. С ее помощью оттенок древесины меняется на несколько тонов. Затем делается патинация – это процесс подчеркивания уникальной древесной текстуры специальными растворами, проникающими в древесные поры, которые открылись при брашировании. А также кракелюр, позволяющий достичь эффекта растрескивания, и лакировку.

После того, как древесина отбраширована, она выглядит как новенькая, однако обладает тексткурированной, рельефной поверхностью. Для придания дереву состарившегося вида его покрывают разнообразными составами, причем наиболее естественный состарившийся вид дереву придают темные оттенки.

Состаренный вид древесине придает именно правильная цветовая игра. Те части элементов, которые имеют мягкую древесину (это впадины, поры и т.д.) можно неравномерно покрасить в более темные оттенки, а твердую часть (гребни) – в более светлые. Правда, на сегодняшний день все большую популярность приобретают противоположнее варианты – с гребнями темного оттенка и впадинами светлого.

Самый простой способ тонировки дерева заключается в обильном нанесении на поверхность морилки для дерева темного цвета и сразу же протереть обработанный участок широким резиновым шпателем, либо обыкновенной тряпкой. Дело в том, что теоретически морилка быстрее впитывается более мягкой поверхностью, и медленнее – на гребнях. Правда, на практике было доказано уже многими специалистами и любителями, что это не всегда так.

Поэтому можно остановить свое внимание на чуть более сложной технике состаривания древесины цветом. Для этого после полного высыхания морилки гребни обрабатываются мелкой наждачной бумагой

Но этот метод требует последующей обработки дерева лаком, либо специальными бесцветными пропитками, потому что верхний слой дерева лишается защитного покрытия.

Еще один вариант – использование красок двух контрастных оттенков. Сначала поверхность полностью окрашивается первым цветом, потом наносится второй. Пока второй высыхает, необходимо провести по дереву широким резиновым шпателем, чтобы убрать излишки краски и открыть гребни первого слоя.

Вот вы и узнали о том, как состарить дерево своими руками
. Да, это процесс не такой уж простой и легкий, однако в результате вы получите уникальные, созданные своими руками, элементы декора, которые таят в себе частичку вашей души, красоту времени, но в то же время отличаются высокой прочностью.

Специфика обработки различных поверхностей

Грани и углы заготовок лучше вообще не шлифовать, особенно если вы не намерены после обработки покрывать готовое изделие лаком – они будут постоянно цепляться и даже откалываться.

На сиденьях, столешницах и прочих горизонтальных поверхностях не следует делать слишком глубокий рельеф, потому как в последствии значительно затруднится их уборка – пролитые напитки, мелкие крошки от еды и прочие «мусоринки» будут застревать между волокнами.

Для того чтобы предотвратить попадание пыли между волокнами и постоянного цепляния тряпки во время уборки поверхности, ее необходимо зашлифовать при помощи абразивной щетки и наждачной бумаги мелкой зернистости.

И последний этап брашировки – полирование или мелкое шлифование. Его выполняют при помощи сезалевой или иными синтетическими щетками. Также для этого подойдет мелкая наждачная бумага, абразивные губки, металлическая вата. Пыль с обрабатываемой поверхности необходимо удалять широкой мягкой кистью и пылесосом.

Техника кракелюра

Значительный эффект состаривания поверхности придает создание трещин на покрытии, или техника кракелюра. В данном случае в верхнем слое красящего состава искусственно создается сеть трещин, сквозь которые видно основание либо базовый слой красящего вещества. Техника кракелюра необычайно красива и может быть различных видов: одношаговой, двухшаговой, многокомпонентной и т.д.

Наиболее простой в исполнении является одношаговая техника создания искусственных трещин в слое красящего состава. Для неё понадобится два различных цвета красящего вещества и, обязательно, бесцветный кракелюрный лак. В качестве первого слоя можно выбрать бронзовые, золотые или серебряные оттенки, которые придадут поверхности изысканный вид

После нанесения первого слоя важно, чтобы поверхность полностью просохла. Затем, довольно обильно, наносится прозрачный кракелюрный лак

В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера. Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски

Причем важно развести их водой и добиться не слишком густой консистенции. Однако, сильно разбавлять красящий состав водой также не следует, так как трещины будут гораздо больше

Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном. Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком.

Довольно интересна техника микрокракелирования, то есть создание на стилизуемой поверхности сетки микротрещин, которые образуют тонкую паутину. В целом данная техника весьма схожа с описанной ранее, хотя имеются и некоторые особенности. Например, в качестве основы на поверхность необходимо нанести прозрачный грунт, а после его полного высыхания наносится бесцветный кракелюрный лак. При высыхании на поверхности образуется сеть мелких трещин размером от одного миллиметра. При желании для защиты на покрытие можно нанести слой патины, пасты, либо масляных красок.

Как состарить дерево Браширование дерева

Термин браширование произошел от английского слова “brush”, что в переводе на русский язык означает «щетка». Иначе эту технику называют тектурирование древесины, то есть дереву при помощи щетки придается текстура, или рельеф, которых характерен для старых деревянных изделий.

На первичном этапе брашировани из древесного массива необходимо удалить мягкие волокна. Это можно сделать несколькими методами – легкое состаривание предполагает создание на поверхности древесины едва заметную шероховатость, либо грубое (глубокое) состаривание, при котором неровности могут иметь глубину плоть до 2-3 мм.

Крупнее детали, к примеру, потолочные балки, или деревянные столбы можно и вовсе предварительно обработать при помощи топора – можно нанести зарубки, обтесать края, при этом не бойтесь что-либо испортить – ведь кроме вас никто не знает, что должно получиться в итоге. Такая обработка позволяет придать изделию глубокий микрорельеф поверхности, глубина неровностей в которой составит до 2-ух см.

Также при состаривании дерева необходимо участь и «следы», появляющиеся со временем от «работы» различных жучков. Перед финишной обработкой их можно сымитировать дрелью, либо бормашиной. К тому же можно нанести такие несложные резьбовые элементы, как, например, косички – в итоге вы получите изделие скандинавского стиля.

Список источников

  • koffkindom.ru
  • lkmprom.ru
  • hagga.ru

Классические интерьеры, прованс и винтаж немыслимы без или декора. Предлагаем вам поэкспериментировать и сделать вещь «с историей» своими руками. Мы расскажем, как состарить дерево в домашних условиях разными способами, а вы выберете из них подходящий.

Способы состаривания дерева:

Состарить дерево своими руками брашированием

Метод прост, но для него подходит не каждая порода. У ели, лиственницы, дуба, венге крупные волокна и результат получится впечатляющим. Ольха, вишня, береза, тик, напротив, непригодны для браширования из-за мелковолокнистой фактуры. Когда вы определитесь с материалом, нужно подготовить инструменты.

Вам понадобятся

  • Жесткая металлическая щетка.
  • Абразивная щетка или наждачная бумага.
  • Одно из трех покрытий: лак, воск, масло.

Последовательность действий

  • Намочите предмет водой, чтобы не было древесной пыли при обработке.
  • Пройдитесь по нему металлической щеткой, двигаясь вдоль волокон. Жесткая щетка выберет мягкие волокна, не повреждая твердые. Древесина станет более рельефной. Чем глубже рельеф, тем более состаренным кажется дерево.
  • Абразивной щеткой или наждачной бумагой зачистите поверхность от заусенцев и шероховатостей.

Осталось нанести покрытие и подождать, пока оно высохнет. Для усиления декоративности можно покрасить изделие в два цвета. Бороздки - в светлый оттенок, выпуклый рельеф - в темный.

Использовать патинирование

Теперь расскажем, как правильно состарить дерево с помощью окрашивания.

Вам понадобятся

  • Краска двух тонов.
  • Жесткая губка или мелкая наждачная бумага.

Инструкция по патинированию

  • Перед обработкой слегка ошкурьте дерево для лучшего сцепления с покрытием.
  • Нанесите на него краску, подобранную в тон мебели и дайте ей высохнуть.
  • Повторите процедуру, но более светлым тоном.
  • После высыхания протрите верхний слой жесткой губкой или мелкой наждачкой так, чтобы проступал нижний.

В конце нанесите лак, дайте ему высохнуть. Должно создаться впечатление, что мебель красили много раз.

Использовать воск

Воск помогает получить эффект разрушенного верхнего слоя краски.

Вам понадобятся

  • Краска двух или трех цветов (в зависимости от того, какой результат вам нужен).
  • Воск (можно использовать обычную свечу).
  • Тряпка.
  • Мелкая наждачка.

Последовательность действий

  • Чтобы правильно сделать работу, ошкурьте дерево.
  • Выберите цвет, который будет основным. Например, самый темный из трех. Покрасьте в него изделие, делая широкие неровные мазки, дайте высохнуть.
  • Возьмите свечу и, сильно надавливая, натирайте те места, где, по вашему мнению, должны быть прорехи в цвете.
  • Затем нанесите светлый оттенок, подождите, пока высохнет.
  • Тряпкой хорошо протрите места, где был нанесен воск. Краска там отстанет, придавая изделию вид старого и обшарпанного.

Если вы довольны получившимся результатом, то третий слой можно не наносить. Если же хотите изменить цвет, то повторите всю процедуру. В самом конце покройте изделие закрепляющим лаком.

Покрыть морилкой

Защитная и красящая пропитка состаривает древесину на десятки лет. Тонировка морилкой красиво смотрится как сама по себе, так и с другими техниками. Например, с брашированием.

Вам понадобятся

  • Морилка на водной основе.
  • Морилка на уайт-спирит.
  • Мягкая губка.
  • Грунтовка.
  • Античный воск.
Античный воск - это полностью натуральный продукт. Он содержит три вида воска: минеральный (горный), животный (пчелиный), растительный (карнауба). Подходит для обработки любой древесины. Вощение хорошо пропитывает древесину, обладает восстанавливающими и защитными свойствами.

Последовательность действий

  • Обработайте вещь морилкой на водной основе.
  • Возьмите мягкую губку и смойте пропитку, не задевая края и углы. Так она будет выглядеть рельефнее.
  • После высыхания нанесите слой морилки на основе уайт-спирита. Оставьте на ночь до полного высыхания.
  • Мягкой губкой или кисточкой загрунтуйте поверхность, заполняя все трещинки.
  • Дождитесь высыхания и с помощью кисти вотрите античный воск.

Использовать метод сухой кисти

Метод прост и экономичен. Он подойдет для мебели, которая не отличается рельефностью.

Вам понадобится

  • Сухая, очень жесткая кисть.
  • Краска на водной основе.

Можно использовать старую засохшую кисточку.

Последовательность действий

  • Обмакните кисть в небольшое количество покрытия и или декор в разных направлениях так, чтобы оставались непрокрашенные места.
  • Дайте высохнуть.

Изделие после такой обработки выглядит поцарапанным. Существует второй вариант этого способа. Для него нужны два оттенка: базовый и тот, которым вы будете имитировать потертости. В этом случае нужно действовать немного иначе.

Инструкция

  • Закрасьте всю поверхность базовым цветом.
  • Обмакните кисточку во второй тон и хорошо вытрите ее тканью или бумагой. Так, чтобы она стала почти сухой.
  • Нанесите небрежные мазки по направлению волокон там, где в естественных условиях обычно скапливается грязь, появляется обшарпанность.

Сделать состаривание методом «прованс»

Расскажем, как искусственно состарить дерево для романтичного, светлого и не только.

Необходимые инструменты

  • Краска
  • Кисть
  • Скребок или шпатель

Последовательность действий

  • Покрасьте предмет.
  • Пока он не высох и остается липким, скребком или шпателем соскребите слой цвета в нужных местах.
  • После высыхания протрите мягкой тряпкой.
  • Отшлифуйте шероховатости.

Соскребать липкий слой лучше всего в уголках мебели - так эффект состаренности будет более естественным.

Использовать полоскание

Полоскание — один из самых простых способов состарить древесину своими руками.

Вам понадобится

  • Кисть
  • Краска
  • Тряпка

Последовательность действий

  • Покрасьте изделие в выбранный вами цвет. Как и в предыдущем методе, не ждите, пока оно высохнет полностью.
  • Возьмите тряпку и осторожно смойте часть оттенка, создавая необходимый эффект потертости.

Сделать раствор уксуса

Раствором уксуса и металлической ваты можно быстро придать предмету благородный, состаренный вид.

Вам понадобится

  • Уксус
  • Стальная вата (подойдет измельченная металлическая губка)
  • Емкость для их смешивания
  • Перчатки
  • Кисть

Последовательность действий

  • Наденьте перчатки и раскрошите в емкость (можно обычную стеклянную банку) стальную вату.
  • Залейте все уксусом. Спустя несколько минут начнется химическая реакция, раствор станет темнеть. Чем дольше будет настаиваться раствор, тем темнее будет цвет. Через несколько часов его можно будет использовать.
  • Обильно смочите древесину черным чаем, оставьте сохнуть.
  • Затем распределите раствор уксуса и стальной ваты. Он сразу начнет впитываться и придавать темный оттенок.

Когда поверхность просохнет, можно сделать еще один или два слоя с раствором. Дождитесь полного высыхания изделия и залакируйте его, чтобы придать изделию законченный вид. Вместо лакировки можно использовать вощение.

Использовать соду

Для этого способа подходят твердые породы древесины, содержащие большое количество танинов и имеющие темный цвет. вытягивает из краски танины и осветляет изделие, искусственно состаривает. Вещь, которую вы хотите состарить, должна быть необработанной. Если же предмет ранее был покрашен или залакирован, предварительно отшлифуйте его. Раствор для обработки очень просто приготовить в домашних условиях.

Вам понадобятся

  • Пищевая сода
  • Кисть
  • Металлическая щетка
  • Тряпка

Последовательность действий

  • Высыпьте в ведро или миску одну часть соды и залейте одной частью воды. Раствор должен получиться густым.
  • На горизонтальную поверхность кисточкой нанесите толстый слой раствора, оставьте сохнуть, желательно на солнце. До полного высыхания должно пройти не менее шести часов.
  • Металлической щеткой удалите высохший раствор. Интенсивно надавливайте на щетку, чтобы вычистить из пор всю соду и дополнительно внешне состарить поверхность.
  • Возьмите чистую влажную тряпку и хорошо протрите вещь.
  • Дождитесь высыхания, чтобы оценить результат.

Процедуру можно повторить несколько раз.

Обжечь дерево

Обжиг востребован, когда хочется быстро состарить материал и под рукой есть инструменты для работы.

Вам понадобится

  • Газовая горелка или паяльная лампа
  • Металлическая щетка
  • Защитные очки

Инструкция для обжига без предварительной обработки

Паяльной лампой или газовой горелкой быстро обжигайте изделие. Не держите инструмент в одном месте продолжительное время, чтобы не допустить возгорания.

С брашированием

  • Предварительно обработайте поверхность металлической щеткой, выбирая мягкие волокна. Это придаст древесине необходимую выпуклость.
  • Затем обжигайте в ускоренном темпе, также не допуская возгорания.

Не забывайте про защитные очки, они должны быть надеты в самом начале работы. При выполнении обоих способов конечным этапом станет нанесение лака.

Состаривание дерева набирает все большую популярность среди любителей антикварной мебели. Российские производители подметили эту тенденцию. Многие крупные фабрики РФ имеют специальные линии, которые выпускают мебель в технике браширования или искусственного старения. Позволить себе такую мебель может не каждый, а вот превратить деревянные доски в старинный шедевр в домашних условиях подвластно даже хрупких женским рукам. Сегодня познакомимся с 4 способами искусственного состаривания дерева и научимся применять их в быту.

Браширование – разбор азов популярной техники

Возьмите деревянную доску, положите ее перед собой. Что вы видите? Узор дерева. Каждая порода имеет свой уникальный узор, который состоит из комбинированных светлых и темных линий. Они создаются годами по мере роста дерева. Зимой нарастают темные волокна с плотной структурой, а летом – мягкие светлых тонов. Под воздействием влаги, солнца, ветра и погодных условий мягкий слой со светлыми волокнами постепенно стирается, доска приобретает старинный вид. Чтобы добиться естественного эффекта состаривания древесины придется ждать десятки лет. К счастью, существует простая и быстрая процедура браширования. В результате теплового, химического и механического воздействия древесина приобретает выпуклую текстуру со стертыми краями и сколами, характерную для "живого дерева" с вековой историей.

Техника браширования происходит от английского слова "brush", в переводе щетка. Для состаривания действительно используется металлическая щетка. Однако это не единственный инструмент, который позволяет достичь эффекта старинного дерева.

После счесывания абразивными материалами древесина покрывается краской или морилкой, вскрывается лаком. Лакокрасочные материалы подчеркивают новую текстуру и продлевают срок службы дерева. Стандартные краски можно комбинировать с оттенками бронзы, золота, серебра. Чтобы добиться максимального эффекта, важно правильно выбрать древесину. Для браширования подойдут такие породы дерева как лиственница, мербау, венге, ольха, ясень, дуб, метоба, кемпас. Особенно хорошо смотря в этой технике ель и сосна. А вот бук, клен, тик, можжевельник, береза, ольха, груша, вишня – неудачные примеры для браширования. После обработки рисунок должен получаться выразительным и не сливаться, чего не получается добиться с вышеперечисленными породами. Так что обращайте внимание на особенность узора. Чем он выразительнее, тем интереснее получится результат. Присутствие на поверхности сколов, ложбинок и сучков будут дополнительным преимуществом. В зависимости от выбранного способа браширования на работу уходит от нескольких часов до дней.

Что состарить в интерьере – разбираемся в вопросе подробнее

Состаренное дерево в интерьере – главный атрибут стиля кантри и прованс. Оно создает в доме деревенскую, загородную атмосферу, приближенную к природе. Чтобы подчеркнуть этот стиль, технику браширования можно применить к следующим элементам интерьера:

  • "пузатый" или обычный комод;
  • подоконники и двери из натурального дерева;
  • массив дерева для настила пола и обшивки стен;
  • балки перекрытия;
  • приусадебные скамейки;
  • полочки, столы, стулья;
  • срубы для колодцев;
  • заборы из дерева.

Натуральная древесина с эффектом состаривания хорошо сочетается с другими природными материалами (камнем, кожей, металлом). Браширование часто применяется мастерами, которые создают изделия ручной работы. Вот еще несколько идей из этой серии: дизайнерский светильник, блокнот с отделкой из грубой кожи и дерева, кованая мебель для садового участка

Способ №1 – металлическая щетка и полупрозрачная глазурь

Наиболее простой вариант состаривания древесины – использование жесткой металлической щетки с ручкой. После интенсивных движений по поверхности дерева на нем проявляется текстура материала, которая затем подчеркивается финишной отделкой. Прежде чем состарить дерево, зашкуриваем поверхность наждачной бумагой с зернистостью 150. Затем берем металлическую щетку и проходимся ей вдоль линии волокон до появления характерных полос и выпуклостей. Должны заметить, ручной процесс счесывания щеткой продолжительный, поэтому наберитесь терпения. Интенсивные движения дали свои плоды, мягкие волокна удалены и на поверхности проявилась текстура. Образовавшуюся древесную стружку удаляем мягкой щеткой, не рукой, иначе вы можете загнать занозу.

Дерево преображается на глазах. Чтобы подчеркнуть его рельеф, покрываем поверхность 2 слоями полупрозрачной глазури. Такой материал уже выглядит привлекательно. Через пару минут снимаем губкой лишний слой глазури и вскрываем дерево лаком. Если вам кажется, что чего-то не хватает, можно в стиле прованс. Используйте белую глазурь, нанося ее после первого покрытия полупрозрачной глазури. Свежую глазурь снимаем губкой через 35 минут после нанесения в хаотичном порядке. Финальный этап – покрытие лаком или прозрачной глазурью.

Упрощенный до минимума вариант – использование металлической щетки и белой глазури. Проходимся по поверхности щеткой, покрываем ее белой глазурью и опять после высыхания счесываем толстые участки с отделкой щеткой. Благодаря такому простому методу старения дерева получается побеленная доска с легким многолетним налетом.

Способ №2 – многослойное окрашивание

Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.

Теперь переходим к краскам, вам понадобится:

  • грунтовка для дерева Пинотекс;
  • тонировочная краска;
  • белая глазурь;
  • уайт-спирит для разбавления.

Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.

Способ №3 – электрическая дрель с насадкой и краска-лак

Механический способ с ручной щеткой надежен, но отнимает много времени. Чтобы состарить дерево своими руками быстро, применяйте электрическую дрель или болгарку с насадкой из жестких нейлоновых ворсинок. Работу начинаем с подготовки древесины. Возьмите ручной рубанок и сделайте насечки по краям материала. Электрический вариант инструмента использовать не рекомендуем, результат будет выглядеть неестественно. Перед тем как приступить к следующему шагу, надеваем очки и респиратор, чтобы защитить слизистую оболочку глаз и носоглотки от древесной стружки. Плотные перчатки также не повредят. Возьмите дрель или болгарку, наденьте насадку с жесткой щеткой и потренируйтесь на небольшом участке дерева. Двигайтесь строго по направлению волокон, не прижимайте насадку слишком плотно к поверхности. Если вы уверены, что готовы, переходите к основной части. Легкими движениями двигаемся вдоль древесины, снимаем мягкие волокна.

Чтобы ускорить процесс и усилить искусственное старение, перед началом работы с дрелью или болгаркой можно опалить дерево газовой горелкой. Важно не удерживать горелку слишком долго на одном месте, чтобы предотвратить загорание смолы.

Если вы не обрабатываете древесину огнем, тогда после работы электроинструментов смочите доску кистью и дайте ей подсохнуть 2–3 минуты. Далее зашкуриваем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой, собираем древесную пыль. Лучше делать это при помощи пылесоса, чтобы полностью исключить попадание заносы под кожу, или тщательно пройтись по поверхности щеткой с мягким ворсом. Перед финишной отделкой в доске можно проделать отверстия глубиной 1–2 мм тупым гвоздем.

Последний этап – покрытие лакокрасочными материалами. Используйте краску и лак на свое усмотрение. Совет, чтобы искусственно состаренное дерево выглядело максимально реалистично, углубления окрашиваем в светлые оттенки, а выпуклые части – в более темные. Если вы приняли решение красить доску в один светлый оттенок, после высыхания обработайте поверхность наждачной бумагой, чтобы темные детали проявились. После окончания работы закрепляем отделку лаком. Чтобы усилить результат вместо обычного лака можно использовать кракелюрный. После высыхания он трескается, в пустотах виден нижний слой краски.

Способ №4 – воздействие огнем и жесткой щеткой

Состаривание дерева при помощи газовой горелки или паяльной лампы широко применяется среди мастеров, которые хотят получить глубокий эффект. К тому же, это быстрый вариант, который в зависимости от использования дополнительных инструментов имеет свои особенности.

Если вы хотите просто подчеркнуть текстуру дерева, предварительно не обрабатывайте поверхность. Обожгите доску газовой горелкой в отдельных местах или полностью, а затем пройдитесь мелкозернистой наждачной бумагой. А вот сделать поверхность более выпуклой и рельефной поможет предварительная обработка. Удалите мягкие волокна вручную при помощи металлической щетки или пройдитесь дрелью с насадкой. Проведите обжиг. После обработки такая древесина смотрится благородно и выигрышнее предыдущего варианта из-за более глубокого воздействия на материал. Также особенный эффект получается при полном обжиге материала газовой горелкой и последующей обработке жесткой ручной щетки.

При работе с огнем помните: подносить близко газовую горелку или паяльную лампу к дереву не стоит. Не удерживайте аппарат слишком долго на одном месте, работайте ускоренно, чтобы избежать возгорания и непременно соблюдайте технику безопасности. Перед началом работы наденьте плотные перчатки, робу, очки и респиратор. После зачистки поверхности покрываем ее лаком.

При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.

Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.

Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.

Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.

На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:

  • браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
  • окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
  • обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
  • химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.

Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.

Браширование – метод состаривания древесины

Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.

Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины

Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).

Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)

Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.

Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.

Процесс выполняется в следующей последовательности:

  1. Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
  2. Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
  3. При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.

После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.

Покраска дерева под старину

Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.

Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине

На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.

Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада

Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.

Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.

Рис. 6 Тумбочка под старину

Обжиг дерева под старину

Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:

  • свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
  • при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
  • используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.

Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.

Химическая обработка дерева под старину

Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.

По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.

Рис. 8 Серная кислота

Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.

На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.

Рис. 9 Современная мебель под старину

Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца

Вверх