Значение слова десятина. Что такое Десятина? Значение слова Десятина в историческом словаре Что означает десятина

ДЕСЯТИНА

старинная русская земельная мера, употреблявшаяся до введения метрической системы. Д. равна 2 400 кв. саж. (обычно 80 x 30 или 60 х 40 саж.)= 12/11 (точно 1,093) га .


Сельскохозяйственный словарь-справочник. - Москва - Ленинград: Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз» . Главный редактор: А. И. Гайстер . 1934 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕСЯТИНА" в других словарях:

    ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или… … Русская история

    Основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га) … Большой Энциклопедический словарь

    Десятинник Словарь русских синонимов. десятина сущ., кол во синонимов: 3 десятинник (1) мера … Словарь синонимов

    - (лат. decima) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в … Юридический словарь

    ДЕСЯТИНА, десятины, жен. 1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей2, или 1,092 гектара. 2. В католических странах налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (первонач.… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕСЯТИНА, ы, жен. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. | прил. десятинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    Десятина - (Маасер) Обычай, существовавший еще до получения Торы, дарить священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота. Например, Авраам отдал Д. Малки Цедеку; Яаков дал обет: Из всего, что дашь мне, я посвящу десятину Тебе.… … Энциклопедия иудаизма

    Десятина: Десятина единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га. Церковная десятина налог в пользу церкви (десятая часть дохода, отдаваемая его получателем для церковных нужд). Десятина местечко в Тотемском районе… … Википедия

    Или десятая часть (Быт.14:20) род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п. и шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Вохонская десятина. выпуск шестой. , В. Холмогоров. Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст. Московского уезда. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1888 года (издательство "Москва. Университетская…
  • Можайская десятина. Выпуск 10 , В. Холмогоров. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. О церквах и селах XVI-XVIII ст. Книга представляет собой репринтное издание 1901 года (издательство…

ДЕСЯТИНА

ДЕСЯТИНА

1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей 2 , или 1,092 гектара.

2. В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (первонач. одна десятая часть чего-нибудь)


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕСЯТИНА" в других словарях:

    ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или… … Русская история

    Основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га) … Большой Энциклопедический словарь

    Десятинник Словарь русских синонимов. десятина сущ., кол во синонимов: 3 десятинник (1) мера … Словарь синонимов

    - (лат. decima) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в … Юридический словарь

    ДЕСЯТИНА, ы, жен. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. | прил. десятинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    Десятина - (Маасер) Обычай, существовавший еще до получения Торы, дарить священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота. Например, Авраам отдал Д. Малки Цедеку; Яаков дал обет: Из всего, что дашь мне, я посвящу десятину Тебе.… … Энциклопедия иудаизма

    Десятина: Десятина единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га. Церковная десятина налог в пользу церкви (десятая часть дохода, отдаваемая его получателем для церковных нужд). Десятина местечко в Тотемском районе… … Википедия

    Или десятая часть (Быт.14:20) род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п. и шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Вохонская десятина. выпуск шестой. , В. Холмогоров. Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст. Московского уезда. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1888 года (издательство "Москва. Университетская…
  • Можайская десятина. Выпуск 10 , В. Холмогоров. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. О церквах и селах XVI-XVIII ст. Книга представляет собой репринтное издание 1901 года (издательство…

1) Десятина - - в пользу служителей культа, церкви десятой части денежных и натуральных доходов верующих. Существовала у многих народов в древности. Упоминается в Библии, чем и обосновывало . Сохранялась в феодальной Европе и крепостнической России до замены ее другими формами взимания средств на и духовенства. обязательна у адвентистов.

2) Десятина - -добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт 28.22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев 27.30; Вт 14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на левитов, не имевших своего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение)

3) Десятина - десятая часть доходов, взимаемая с населения в пользу церкви. В христианстве десятина известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Требование платить десятину было впервые высказано церковью в 585 г. на Маконском соборе. Во Франции десятина была отменена в период Великой французской революции.

4) Десятина - - поземельная мера в России, равная 1, 09 га. Церковная десятина - одна десятая доходов, взимаемая с населения в пользу церкви.

5) Десятина - - поземельная мера на Руси, равная 2400 - 2500 кв. саженям или 1,09 га. (отменена с 1 сентября 1927 г.). Существовала также церковная десятина, которая составляла десятую часть урожая или иных доходов, взимавшихся с населения на церкви, ее впервые ввел князь Владимир Креститель (980 - 1015 гг.). Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви в X в. Ликвидирована церковная десятина в конце XIX в.

6) Десятина - 1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 0,1 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII - н. XX в. употреблялась также хозяйственная, или косая, десятина (80x40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая десятина (60x60=3600 кв. саженей), сотенная (100x100=10 000 кв. саженей), бахчевая (80x10=800 кв. саженей) и др. Была отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918.

7) Десятина - - русская мера площади, равная 2400 кв. саженей (1, 09 га). В XVIII - нач. XIX вв. употреблялась владыческая (хозяйственная) - 3200 кв. саженей (1,45 га).

8) Десятина - поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 - начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или иных доходов, взималась с населения на нужды церкви.

Десятина

Отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части денежных и натуральных доходов верующих. Существовала у многих народов в древности. Упоминается в Библии, чем духовенство и обосновывало необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феодальной Европе и крепостнической России до замены ее другими формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. Сейчас обязательна у адвентистов.

Добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт 28.22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев 27.30; Вт 14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение)

десятая часть доходов, взимаемая с населения в пользу церкви. В христианстве десятина известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Требование платить десятину было впервые высказано церковью в 585 г. на Маконском соборе. Во Франции десятина была отменена в период Великой французской революции.

Поземельная мера в России, равная 1, 09 га. Церковная десятина - одна десятая доходов, взимаемая с населения в пользу церкви.

Поземельная мера на Руси, равная 2400 - 2500 кв. саженям или 1,09 га. (отменена с 1 сентября 1927 г.). Существовала также церковная десятина, которая составляла десятую часть урожая или иных доходов, взимавшихся с населения на содержание церкви, ее впервые ввел князь Владимир Креститель (980 - 1015 гг.). Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви в X в. Ликвидирована церковная десятина в конце XIX в.

1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 0,1 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII - н. XX в. употреблялась также хозяйственная, или косая, десятина (80x40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая десятина (60x60=3600 кв. саженей), сотенная (100x100=10 000 кв. саженей), бахчевая (80x10=800 кв. саженей) и др. Была отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918.

Русская мера площади, равная 2400 кв. саженей (1, 09 га). В XVIII - нач. XIX вв. употреблялась владыческая (хозяйственная) - 3200 кв. саженей (1,45 га).

поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 - начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или иных доходов, взималась с населения на нужды церкви.

[евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины.

Ветхий Завет

О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.).

В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33).

Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

Главная цель приношения Д.- научиться бояться Господа (Втор 14. 23). Основной богословской предпосылкой отделения Д. была, по-видимому, убежденность в принадлежности земли и ее плодов Богу (Пс 23. 1), давшему ее Израилю во владение (Втор 26. 10). Поэтому пророки называли неуплату Д. «обкрадыванием Бога» (Мал 3. 8).

В Первой книге Царств говорится о том, что прор. Самуил предупреждал евреев, пожелавших выбрать царя, что тот будет забирать Д. себе (1 Цар 8. 15-17). В то же время при царе Езекии Д. в пользу храма было собрано так много, что пришлось построить специальные хранилища (2 Пар 31. 4-12). В послепленную эпоху сбор Д. для поддержания храма был восстановлен Неемией (Неем 10. 32-39; 12. 44-45; 13. 10-13). При этом сообщается, что левиты вместе со священниками отправлялись по городам Иудеи для сбора Д.

В научной лит-ре существует неск. теорий происхождения и развития института Д. Большинство исследователей XIX-XX вв. стремились согласовать свидетельства ВЗ, выстроив их в том или ином хронологическом порядке. По мнению Ю. Велльгаузена , в истории библейской Д. можно выделить 3 этапа (Wellhausen . 1905). Изначально она приносилась наряду с др. жертвами добровольно и непосредственно Богу (т. е. без посредничества священников и левитов) в племенных святилищах, где потреблялась самими жертвователями во время священной трапезы. На следующем этапе Д. стала приноситься регулярно (ежегодно) в главном святилище в Иерусалиме, а в священных трапезах принимали участие и левиты. Кроме того, часть Д. (каждый 3-й год) оставлялась на местах для поддержания левитов и неимущих. На 3-м этапе Д. стала собираться и потребляться левитами в Иерусалиме. На этой стадии к Д. от продуктов земледелия добавилась Д. от стад. Выплату Д. священникам и царю Велльгаузен считал позднейшим развитием концепции Д. Й. Кауфман и его последователи предложили др. теорию, согласно к-рой Д. изначально приносилась священникам местных святилищ, на начальном этапе - добровольно, как вотивный дар. И только впосл. она стала собираться централизованно и регулярно (Kaufmann . 1960). По мнению Дж. Милгрома, свидетельства Пятикнижия о Д. не противоречат, а дополняют друг друга (Milgrom . 1976). О добровольности приношения Д. на раннем этапе можно лишь предполагать, поскольку все сообщения свидетельствуют о ежегодной и фиксированной Д. Главной целью Д. всегда оставалось содержание левитов и священников, служивших в святилищах. При Неемии система изменилась: левиты собирали Д. в городах по всей Иудее, а затем отделяли 10-ю часть священникам в Иерусалиме. Ряд совр. ученых доказывают, что, несмотря на позднейшие толкования установлений о Д., в Пятикнижии всегда говорится об одном и том же приношении, меняется только способ его распределения (Averbeck . 1997. P. 1047-1050).

Эллинистический и римский периоды

Различие между разными видами Д. проводится более отчетливо. В Книге Товита рассказывается о том, как Товия ходил в Иерусалим на ежегодные праздники и одну Д. приносил левитам, др. продавал и издерживал в Иерусалиме, а 3-ю «давал, кому следовало» (Тов 1. 6-8, по тексту Ватиканского кодекса). В Книге Юбилеев говорится о Д., к-рая отделяется левитам, и о 2-й Д., к-рую следует вкушать каждый год в Иерусалиме, причем особо предписывается отдавать Д. от скота священникам (Юб 32. 8-15); список продукции, облагаемой Д., расширяется (Д. «от всего», «от человеков до скота, от золота до сосудов и одежд» - Юб 32. 2; ср.: Товит по тексту Синайского кодекса).

Иосиф Флавий утверждает, что Моисей предписал отделять 2 Д. каждый год, а 3-ю - в 3-й и 6-й годы 7-летнего цикла (Ios . Flav . Antiq. IV 8. 22. 240; ср.: Товит 1. 6-8 по тексту Синайского кодекса). Т. о., в течение 7-летнего цикла в общей сложности отделялось 14 десятин. Насколько эта картина отражает реальную практику, определить невозможно, но бремя, ложившееся при такой системе на земледельцев, должно было быть очень тяжелым. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится наставление нравственного характера о Д.: «При всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину» (Сир 35. 8). По свидетельству Иосифа Флавия, Д. на местах в период Второго храма собирали непосредственно священники, для многих из них она была единственным источником существования (Ios . Flav . Antiq. XX 8. 8. 181, 9. 2. 206; Idem . Vita. 63, 80). Филон Александрийский отмечает, что священники брали все необходимое из хранилищ при храме уже не как дары народа, а как то, что дано им Богом (Philo . De spec. leg. I 152).

Среди кумран. находок Д. упоминается всего 5 раз в т. н. Храмовом свитке, где говорится о Д. от военной добычи, к-рая отдается царю (11 QT 58. 12-13), и о том, что Д., полагающиеся священникам, должны быть отделены от Д., жертвуемых простому народу (Ibid. 37. 8-10).

Эллинистические правители, а впосл. и рим. власти оставили систему взимания Д. в пользу храма и священства без изменений (1 Макк 10. 31; 11. 35; Ios . Flav . Antiq. XIV 10. 6. 203). Существуют свидетельства о том, что какие-то изменения в практику Д. пытались внести Хасмонеи (mSota 9. 10; mMa"aser Sheni 5. 15). Несмотря на то что содержание реформ точно неизвестно, по-видимому, их главной причиной была необходимость содержать армию, поскольку Хасмонеи вели многочисленные войны, а в Законе Моисеевом это не было предусмотрено. Кроме того, Иудея, в послепленную эпоху практически постоянно находившаяся во внешнеполитической зависимости, подобно мн. государствам этого региона, жила при системе двойного налогообложения - наряду с традиц. выплатами на поддержание храма существовали налоги в пользу правителей (вероятно, некоторые из них взимали и Д.- Sanders . 1992).

Новый Завет

Заповедь об отделении Д. прямо не отменяется, но и не предписывается. Господь обличает книжников и фарисеев, к-рые дают Д. «с мяты, аниса и тмина», за то, что, исполняя мельчайшие предписания Закона Моисеева, они оставили самое главное в нем - «суд, милость и веру» (у евангелиста Луки - «суд и любовь Божию»),- говоря, что «сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф 23. 23; Лк 11. 42). Характерно, что отделение Д.- это то, чем гордится фарисей из притчи (Лк 18. 12).

В Посланиях ап. Павла нет прямых упоминаний о церковной Д. Однако ап. Павел неоднократно писал о возможности и необходимости материального обеспечения служащих Церкви (1 Кор 9. 13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1 Кор 16. 1; Гал 2. 10). Не устанавливая никаких норм, ап. Павел призывал христиан жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9. 7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16. 2).

Ранняя Церковь

О регулярных приношениях в пользу нуждающихся и служителей сообщают мн. раннехрист. авторы (Didache. 4. 6-8; 13. 1-7, где упом. не только плоды земли, но и деньги; Iust . Martyr . I Apol. 67; Orig . In Ios. 17. 3). Однако долгое время Д. рассматривалась как иудейский обычай (Iren . Adv. haer. 4. 18. 2), превзойденный христианством и оставшийся в прошлом (Orig . In Num. 11. 2). Поэтому есть основания предполагать, что по крайней мере до нач. III в. регулярной практики отделения Д. в Церкви не было. Но уже в сер. III в. св. отцы высказывали сожаления в связи с тем, что по причине оскудения веры христиане не хотят даже 10-ю часть своего имущества передать Церкви для раздаяния неимущим (Cypr . Carth . De unit. Eccl. 1. 26).

Впервые о необходимости отделения Д. в пользу Церкви и клира говорится в Дидаскалии апостолов . Объяснением этой практики служат рассуждения о том, что «декада» означает имя Божие, поскольку имя Иисус начинается с евр. буквы «йод» (или греч. «йота»), имеющей числовое значение «10» (Didasc. Apost. IX; ср.: «десятина спасения, начало имени Иисусова» в Const. Ap. II 26. 2). Дополнительным аргументом служит символическое отождествление христ. священнослужителей с ветхозаветным храмовым священством. Апостольские постановления предписывают отделять Д. епископу и др. клирикам (Const. Ap. II 26. 1, 34. 5, 35. 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (Ibid. VII 29; ср. добровольные приношения в: Ibid. II 25. 2, 27. 6; III 4. 2). В этом же памятнике имеется указание о том, что епископам, священникам и диаконам полагаются начатки, тогда как Д. должна идти на пропитание низших клириков, дев, вдов и нищих (Ibid. VIII 30). О необходимости отделения Д. в пользу священников говорит блж. Иероним (Hieron . In Malach. 3. 7). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает о благочестивом обычае егип. крестьян ежегодно приносить Д. в мон-ри (Ioan . Cassian . Collat. 21. 1-8). В то же время свт. Иоанн Златоуст отмечает, что для его современников обычай отделения Д. в пользу Церкви был удивителен (Ioan . Chrysost . In Eph. 4. 4). По мнению блж. Августина, Д.- это тот минимум, к-рый должен отделять каждый христианин, чтобы превзойти книжников и фарисеев (Aug . Serm. 9. 12. 19; 85. 4. 5).

А. А. Ткаченко

Средние века

Институционализация Д. начинается не ранее IV-V вв. К кон. IV в. в зап. части Римской империи внесение 10-й части доходов на церковные и благотворительные нужды воспринималось как моральное обязательство каждого христианина (Viard . 1909. P. 42-44). Однако, несмотря на это, юридическое оформление Д. происходит не ранее VI в. В V в. еще не разработаны юридические нормы, регулирующие внесение Д., не установлено, на какие именно нужды должны быть переданы собираемые средства, не определено, следует ли употреблять Д. на содержание священнослужителей, или же она должна быть использована исключительно на нужды благотворительности. В Галлии на Турском Соборе 567 г. и Маконском 585 г. Д. получает оформление как налог в пользу Церкви, регулируемый церковным правом и употребляемый на строго определенные нужды. В Британии Д. была введена в VII в.

На Востоке Д. не получила такого распространения, как на Западе. Известна, в частности, конституция императоров Льва и Антемия, в которой священнослужителям запрещалось принуждать верующих к выплатам в пользу Церкви под угрозой различных прещений. Хотя в конституции не употребляется термин decima, речь идет о начатках и, по всей видимости, о выплатах, аналогичных Д., к-рые, по мнению императоров, верующие должны совершать добровольно, без всякого принуждения (CJ. I 3. 38(39). 2-6).

Е. В. Сильвестрова

Русская Церковь

На Руси церковная Д. не взималась регулярно. Первое упоминание о ней содержится в древнейшем из известных русских юридических актов - Уставе кн. Владимира. Устав содержит перечень лиц и дел, подлежащих суду митрополита. Перечень предваряется сообщением о пожаловании Д. от всех княжеских доходов на содержание каменного собора, получившего в связи с этим название «Десятинной церкви», и всей митрополии (Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси. С. 40).

В удельную эпоху Д. вводилась в отдельных княжествах. Принципиальное отличие Д., существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе. Для сбора Д. при епископских кафедрах учреждалась должность десятильников.

Впоследствии десятинами на Руси стали называть округа, на которые делилась епархия. В соответствии с этим десятильниками, или десятинниками, стали называть чиновников (дворян и детей боярских), назначавшихся архиереями для начальствования в таких округах. Облеченные административными и судебными полномочиями, они ведали в т. ч. и сборами даней с монастырей и приходов в пользу архиерейского дома - своего рода Д., размер которых однако не обязательно составлял 10-ю часть доходов.

После Стоглавого Собора 1551 г. помимо десятильников стали поставляться поповские старосты и в качестве их помощников десятские священники. Поповские старосты и десятские священники стали по преимуществу выполнять судейские функции по отношению к клирикам. В XVII - 1-й пол. XVIII в. священники, к-рых назначали для управления округами внутри епархии, назывались также протопопами и заказчиками. Впоследствии общеупотребительным наименованием подобной должности становится «благочинный». Впервые это слово употреблено по отношению к поповским старостам в «Наказе поповским старостам» 1698 г. патриарха Адриана.

После упразднения должности поповских старост в 1764 г. священники, управляющие частями епархии, стали именоваться исключительно благочинными. Соответственно сами эти части епархии называются с этих пор благочинническими округами или благочиниями.

Прот. Владислав Цыпин

Лит.: Любимов Г . М ., свящ . Историческое обозрение способов содержания христ. духовенства со времен апостольских до XVII-XVIII вв. СПб., 1851; Uhlhorn G . Die christliche Liebesthätigkeit in der alten Kirche. Stuttg., 18822; Wellhausen J . Prolegomena zur Geschichte Israels. B., 19056; Landsell H . The Sacred Tenth, or Studies in the Tithe-Giving, Ancient and Modern. L.; N. Y., 1906. Grand Rapids, 19552. 2 vol.; Viard P . Histoire de la dîme ecclésiastique, principalement en France, jusqu"au décret de Gratien. Dijon, 1909; Lesne E . Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Lille; P., 1910-1943. 6 vol.; Babbs A . The Law of the Tithe As Set Forth in the Old Testament. N. Y., 1912; Leclercq H . Dîme // DACL. 1920. T. 4. Col. 995-1003; Boyd C . E . The Beginnings of the Ecclesiastical Tithe in Italy // Speculum. 1946. Vol. 21. N 2. P. 158-172; eadem . Tithes and Parishes in Medieval Italy. Ithaca, 1952; Kaufmann Y . The Religion of Israel. Chicago, 1960; Дандамаев М . А . Храмовая десятина в поздней Вавилонии // ВДИ. 1965. № 2. С. 14-34; он же . Подати и повинности в Передней Азии в VII-IV вв. до н. э. (626-330) // Подати и повинности на Древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред.: М. А. Дандамаев. СПб., 1999. С. 64-81; Vischer L . Tithing in the Early Church / Transl. R. C. Shulz. Phil., 1966; Weinfeld M . Tithe // EJud. 1972. Vol. 15. P. 1156-1162; Salonen E . Über den Zehnten im alten Mesopotamien: Ein Beitr. z. Geschichte d. Besteuerung. Helsinki, 1972. (Studia Orientalia; 43/4); Heltzer M . The Rural Community in Ancient Ugarit. Wiesbaden, 1976; Milgrom J . Cult and Conscience: the Asham and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden, 1976; Hawthorne G . F . Tithe // NIDNTT. 1978. Vol. 3. P. 851-855; Jagersma H . The Tithes in the Old Testament // Remembering All the Way / Ed. B. Albrektson. Leiden, 1981. P. 116-128. (Oudtestamentische Studien; 21); Jaffee M . The Mishnah"s Theology of Tithing: A Study of Tractate Maaserot. Chico, 1981; Baumgarten J . M . On the Non-literal Use of /δεκάτη // JBL. 1984. Vol. 103. P. 245-251; Sanders E . P . Jewish Law from Jesus to the Mishnah: Five Studies. L.; Phil., 1990; idem . Judaism: Practice and Belief (63 BCE-66 CE). L.; Phil., 1992; Herman M . Tithe as Gift: The Institution in the Pentateuch and in Light of Mauss"s Prestation Theory: Diss. San Francisco, 1991; Averbeck R . E . // NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 1035-1055; Лебедев А . П . Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X в. СПб., 2006.

Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:

  • 80 и 30 саженей - «тридцатка»;
  • 60 и 40 саженей - «сороковка».

Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.

Трактовка данного понятия

Десятина - это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.

Также стоит дать определение термину «сажень» - русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень - от плеча до пола, а косая - от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.

Факты из истории касаемо данного понятия

Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

Типология старорусской меры земли

В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:

  1. Косая - 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
  2. Круглая - 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
  3. Сотенная - 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
  4. Бахчевая - 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.

Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.

Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:

  • вершок (0,045 м);
  • аршин (0,71 м);
  • верста (1,06 км);
  • сажень (2,13 м).

Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.

Иной аспект употребления рассматриваемого понятия

Десятина в Древней Руси - это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо - десятильник.

В ту эпоху десятина - это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем - у поповских старост. Кроме них, в данных округах после возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.

Происхождение рассматриваемого термина

Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси - которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово - десятник. Это неслучайный момент.

Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины - крестьяне.

Данная поддержка носила как физический характер - отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный - передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.

Материальная форма десятины

Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.

Десятина - это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.

Десятина: это сколько

Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 - 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.

Вторая - отдавалась по праздникам и составляла 10 - 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья - отдавалась бедным в размере 10 - 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.

Ответить на вопрос: «Десятина - это сколько?» - в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.

История десятины в христианстве

Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.

В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.

Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.

Таким образом, десятина - это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.

Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в можно увидеть, что ее никто не отменял. Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом. Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.

Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».

Значение числа 10 в христианстве

Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке - 3, 7, 10. Цифра "десять" свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.

Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:

1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).

2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.

3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.

4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.

5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).

6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).

7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.

10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.

Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.

Послесловие

Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:

1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого и предназначена для Киевской а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.

2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность - десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.

3. Десятина земли - старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.

Вверх