Как называется изменение существительных по падежам? Число имен существительных Объяснение нового материала

Тип урока: закрепление нового знания и формирование умений
Цели урока:
· Закреплять умения различать по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже
· Развивать речь, мышление, внимание
· Воспитывать интерес к русскому языку
· Развивать интеллектуальные способности
· Творческую взаимосвязь между учащимися
· Прививать и воспитывать любовь к природе

Оборудование: презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока:
I. Орг.момент -
Подравнялись, тихонечко садитесь
Откройте тетради, произнося стихотворение
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.

Запишите число, классная работа, обозначьте орфограммы.
II. Сообщение темы и цели урока -
III. Словарная работа -
Погода Декабрь
Север Январь
Ветер Февраль
Мороз Береза
Валенки Осина
Как работаем со словарными словами?
Запишите в два столбика, вставляя непроверяемые гласные
А сейчас проверьте
К какому времени года можно отнести все словарные слова?
Почему?
IV. Беседа
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас вызвало?
(стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму…)

А каким вы видели или представляете себе зимний лес.

V. Упражнения

Под музыку И.П. Чайковского «Времена года» прочитать и записать предложение -

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
· Назовите имена существительные, записанные на второй строчке
· Форма какого падежа является начальной для имен существительных. (форма именительного падежа единственного числа)
· Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
· Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

VI. Физминутка для глаз
VII. Работа с именами существительными в начальной форме
- Диктант
Запишите слова в тетрадь:
Мороз, метель, снегопад, шубка, снеговик, лед, снегирь, лыжник, северный
· Какое слово вызвало затруднение?
· Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли лишнего слова? Почему так решили?
· В каком падеже стоят имена существительные?
· Что вы знаете об именительном падеже? (сущ. в И.п. всегда употребляются без предлога)
· Как называются остальные падежи? (косвенными)
· Как по другому называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять (устно)
· Что происходить с существительными при склонении?
· Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать

Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.

На старой б__резе с__дела любопытная с__ничка.
Она с интересом наблюдала за д__тьми под деревом.

· Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (о правописании безударных гласных)
· Как же проверить безударную гласную?
· Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
· Что знаете о падеже подлежащего?
· Как определить падеж имени существительного в предложении?

VIII. Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок!
Мы деревья побелили,
Крыши снегом залепили,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.

IX. Самостоятельная работа
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) Р.п.
Гулять (улица) Д.п.
Любоваться (снежинка) Т.п.
Какая особенность у существительных в Д.п.? (предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот так вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:
· Узнали падеж? Докажите
· Какая особенность у существительных в предложном падеже? (употреблять только с предлогами)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась.

X. Домашнее задание
Просклонять существительное зима
Рефлексия
- Наш урок идет к финалу,
- Убедилась я вполне:
- Все падежные вопросы
- Вы усвоили легко.

XI. Итог урока
· Чем же мы занимались на уроке?
· Какое задание вызвало затруднение?
· Какое задание понравилось?
· Спасибо за работу.

Оценки за урок

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами.

Дательный падеж

Задачи уроков 112-113: 1) формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; 2) познакомить детей со значением имен существительных в дательном падеже (значение адресата).

Урок 112

Работа по вопросам учителя: Какой падеж следует за родительным падежом? Почему дательный падеж так называется? (При необходимости можно обратиться к материалу на с. 58 учебника.)

Работа по заданию Совенка (с. 64 учебника).

Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов (упр. 92 из учебника). Обязательно выделить окончания существительных.

Нахождение словосочетаний с существительными в дательном падеже в предложениях может быть проведено в форме работы в паре (упр. 64 из РТ). Важно обратить внимание на вопросы дательного падежа, предлоги, которые употребляют с существительными в этом падеже, и окончания существительных в дательном падеже.

Комментированное списывание текста (упр. 93 из учебника).

Итог урока: Как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже?

Домашнее задание. Упр. 63 из РТ.

Урок 113

Работа по заданиям и вопросам учителя: Существительные в дательном падеже обязательно употребляются, когда мы подписываем конверты. Вспомните, какие слова на конверте должны стоять в дательном падеже. (Фамилия, имя и отчество адресата.) Выполним упр. 95 из учебника. Посмотрим, все ли верно написано на конверте.

Работа над указанием адресата (упр. 96 из учебника). Можно также предложить детям придумать сложные фамилии, в которых выделялись бы два корня (Златокудров, Синеглазов и т. п.).

Самостоятельные письменные ответы на вопросы (упр. 66 из РТ).

Составление рассказа по рисунку и опорным словосочетаниям (упр. 94 из учебника).

Итог урока: В каком падеже обычно стоят имена существительные, называющие адресата?

Домашнее задание. Упр. 65 из РТ.


Уроки 114-115. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Винительный падеж

Задачи уроков 114-115: 1) учить детей определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют (существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения); 2) формировать умение различать имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже; 3) актуализировать знания учащихся о главных членах предложения.



Урок 114

Работа по заданию учителя: Догадайтесь, о каком падеже имен существительных мы будем говорить сегодня.

Работа по заданию Совенка (с. 66 учебника).

Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте (упр. 97 из учебника).

Создание проблемной ситуации: Попробуйте определить, в каком падеже употреблено слово дом . (Выслушиваются варианты ответов детей.) Вы убедились, что вне предложения мы не можем точно определить падеж слова. Давайте попробуем определить падеж этого существительного в предложениях из упр. 98 учебника. Как советует Самоваров различать существительные в именительном падеже и винительном падеже?

Чтение сообщения Самоварова на с. 67 учебника. Учитель может предложить еще один способ: надо задать двойной вопрос к имени существительному. Например: Я вижу (что? кого?) дом (В. п.). (Что? кто?) Дом (И. п.) стоял возле реки. Поленья положили (во что? в кого?) в печку (В. п.). (Что? кто?) Поленья (И. п.) горели в печурке .

Выполнение упр. 99, 100 (задание записать стихи по памяти на уроке не выполняется) из учебника.

Закрепление представления детей о различиях существительных в именительном и в винительном падеже (упр. 57 из РТ). Заполнение таблицы (упр. 58 из РТ).

Итог урока: Как отличить имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже?

Домашнее задание. Упр. 100 из учебника (записать по памяти любой отрывок).

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Коваленко Людмила Николаевна

Класс: 2

УМК: "Школа России"

Предмет: русский язык

Тема: "Изменениеимён существительных по вопросам. Общее представление".

Тип урока: изучение нового

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок, формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного.

Цель: формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного

Планируемые результаты

Предметные знания

Предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные

Определять грамматические признаки имени существительного в начальной форме - род, число, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, изменение по падежам.

- определять цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;

- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- преобразовывать модели, схемы, символы;

Осуществлять сравнение и клас­сификацию изученных объектов;

- обобщать материал;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать полученную информацию;

- построение логической цепи рассуждений;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

использовать речь для регуляции своего действия;

Формировать умения слушать и слышать;

Чётко и ясно выстраивать речевые конструкции;

Способность к самооценке и оценки партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Проявлять познавательный интерес;

Проявлять желание и интерес к изучению нового

Ход урока

п/п

Название этапа урока, время

Задача,

которая должна

быть решена

ФОДУ

Действия учителя по организации

деятельности учащихся

Действия учащихся

(предметные, УУД)

Результат взаимодействия

(продукт, УУД)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Орг. момент

1-2 мин.

Настроить детей на плодотворную работу

Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2)

С добрым утром,

Начат день!

Заниматься нам не лень!

Начинается урок,

Он пойдет ребята в прок!

Постарайтесь всё понять,

Дружно тайны открывать,

Ответы полные давайте,

А товарищам помогайте.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания.

Регулятивные:

Настраиваются на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Слушают установку учителя

Регулятивные:

Настроились на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Формируется умение слушать и слышать

Актуализация знаний.

4-5 мин.

Повторить грамматические признаки имени существительного

"Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке!

(Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф).

Встаньте все, со своими словами, по порядку.

Назовите каждый, по очереди, полученное слово!

- ЧИСЛО !

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные- нарицательные !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное)

Молодцы! Садитесь!

Предметные:

Определяют грамматические признаки существительного;

Личностные:

Оценивают себя и партнёра, исходя из критериев, заданных учителем

Регулятивные:

- находят варианты решения учебной задачи

Познавательные:

Перекодируют информацию(ребусы в слова)

Сравнивают и клас­сифицируют объекты по заданным учителем критериям;

Коммуникативные:

Осуществляют коммуникацию при объединении в группы

Предметные:

Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное;

Личностные:

Выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков;

Регулятивные:

- самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака;

Познавательные:

Сравнили и клас­сифицировали полученные слова;

Коммуникативные:

разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов;

Постановка цели урока.

1-2 мин.

Определить цель урока

О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 3)

Что мы уже знаем о этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число…)

Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном?

Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь?

Какая цель нашего урока?

(Узнать ещё один признак имени существительного…)

Эта главная тайна нашего урока!!!

Предметные:

Называют грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Познавательные:

Работают со схемой

Коммуникативные:

Строят монологическое высказывание;

Предметные:

Повторили грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Поставлена цель урока в результате диалога;

Познавательные:

Закреплено умение работать со схемой

Коммуникативные:

Построили правильные монологические высказывания;

Открытие нового.

6-7 мин.

Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного

Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4)

Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса.

Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания?

(Нет, не известно, какое слово вставить )

Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

(На карточке есть загадка, она нам поможет )

Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные.

Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ!

Ребята, слово сосна к какой части речи относится?

Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем.

Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута.

Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так?

Что изменилось в слове? (окончание)

Т.е. изменилась форма слова?

Почему в каждом предложении слово изменяло форму?

Какой вывод можно сделать?

(Что слово меняет форму в зависимости от вопроса).

Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать?

Существительное тоже изменяется по вопросам!

А кто знает, как называется это явление в русском языке?

Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте.

Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам).

Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного!

Предметные:

Изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание,;

Личностные:

Самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности;

Регулятивные:

Самостоятельно оценивают пра­вильность выполнения действия и вносят не­обходимые коррективы;

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения;

Предметные:

- получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание,;

Личностные:

- организовано действие взаимоконтроля;

Регулятивные:

Проанализирована пра­вильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом;

Познавательные:

Нашли наиболее эффективные способы решения задач;

Коммуникативные:

Закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ;

Открытие нового.

8-10 мин.

Определить вопросы к каждому падежу

Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам . А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их?

Проблема. - Какая цель следующего задания?

Узнать название падежей. (Слайд 6)

Почитайте рассказ мудрой совы на экране!

Сколько падежей в русском языке? Как они называются?

В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7)

Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет)

Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!)

Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке ! (Слайд 8) Возьмите её.

Что вы увидели? (Таблицу)

Какие колонки есть в таблице?

Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить?

Какие колонки помогут нам определить вопрос ?

(Слова помощники и примеры)

Давайте заполним первую строку вместе!

В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному?

Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы?

Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично!

Выполните оставшиеся пропуски в паре!

Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9)

Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!!

Какую тайну мы открыли, выполнив задание?

(Узнали падежные вопросы)

Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним!

Предметные:

Определяют вопросы, опираясь на слова помощники;

Личностные:

Проявляют внимание и желание узнать новое;

Регулятивные:

- самостоятельно находят варианты решения учебной задачи;

На основе выполненного задания делают выводы;

Познавательные:

- работают с текстовой информацией и таблицей

Коммуникативные:

используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора;

Предметные:

Сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники;

Личностные:

Регулятивные:

- самостоятельно найдены способы определения вопросов;

Сделаны выводы на основе выполненного задания;

Познавательные:

Проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу

Коммуникативные:

Закреплено умение

работать в паре

Первичное закрепление.

4-5мин.

Закрепить грамматические признаки существительного

А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11).

Предметные:

Обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного;

Личностные:

Проявляют внимание и желание выполнить задание правильно;

Аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные:

Строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Предметные:

Сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные, число, род; ознакомились с изменением существительного по падежам;

Личностные:

Закрепили способность к самооценке и оценки партнёра;

Регулятивные:

Проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного

Познавательные:

Проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Закреплено умение

строить правильные высказывания;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2мин.

уч.с.38, упр.66

Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово.

Рефлексия

Обобщить и повторить грамматические признаки существительного, закрепить грамматический признак существительного - склонение

Какую цель мы ставили на уроке?

(УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

Какой признак существительного мы узнали? (склонение)

Что такое склонение?

Какие падежи вы запомнили?

На какие вопросы они отвечают?

Какие слова помогают определить падеж существительного?

Возьмите голубые карточки . Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски! Выполните задание в парах! (Слайд 12).

Название падежа

Вопрос

Именительный

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Винительный

О ком? О чём?

Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: заполните схему, используя знания о имени существительном!

Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

(Слайд 16)

Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелния, предложения или замечания по организации и содержанию урока?

Спасибо за урок, до свидания!

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Вверх