Профессия ткач: чем он занимается? Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи Профессии ткацкого производства

Подробности Обновлено: 14.04.2019 10:50 Опубликовано: 08.05.2017 11:04

Ткачом называют специалиста текстильной промышленности, что занимается изготовлением тканей с помощью ткацкого станка.

История профессии:

Профессия ткач берет свое начало со времен каменного века. Праотцами современных ткачей были люди, которые пытались изготавливать ткани путем переплетения волокон растений, лиан, полосок кожи и иных материалов.

В ходе проведения раскопок у турецкого поселка Чатал Хюиюк археологам удалось обнаружить образец льняной ткани. Как показали результаты исследований, материал был изготовлен 6500 лет до н.э. Первые ткацкие станки являли собой механизмы, основа ткани на которых находилась в вертикальном положении и была подвязана к горизонтальным ветвям невысоких деревьев. На уровне земли нити фиксировали с помощью камней. В роли опоры нередко использовали небольшие колышки. Уток сплетали с основой вручную. Начиная с V тысячелетия до н. э, мастера активно использовали ручные станки, что периодически подвергались модернизации.

В 1733 году мир увидело изобретение англичанина Джона Кея ― ткацкий станок с так называемым «челноком-самолетом». Таким образом, удалось совершить прорыв в сфере текстильной промышленности. Фабричное прядение продолжало неуклонно развиваться.

Особенности профессии:

Преимущественно, в данной сфере работают женщины. Ткачи занимаются изготовлением лент, тесьмы и тканей различных видов. Техническое оснащение подбирается в соответствии с типами изготавливаемых изделий и разновидностью их переплетения.

На сегодняшний день в текстильном производстве функционирует автоматическое оборудование. Ручные либо механические станки с ножным приводом применяют в сфере кустарного производства. Это весьма кропотливый труд, что требует от мастера усидчивости и точных движений.

Ввиду своей специфики, работа ткачом является довольно сложной. Такой труд противопоказан людям, что страдают заболеваниями сердца и органов дыхания. Нарушение работы опорно-двигательного аппарата либо наличие аллергии также препятствует успешному прохождению профотбора.

Обязанности:

Ткач - это специалист, который должен следить за уровнем качества продукции. Мастер обслуживает станок, выставляет оптимальный уровень натяжения нити, устраняет обрывы и меняет челноки, а также ― снимает готовое изделие. Заправка станков, сбор и сдача отходов также входят в перечень обязанностей ткача. В ряде случаев необходимо оперативно ликвидировать небольшие технические неисправности.

При многостаночном обслуживании ткач должен выбрать наиболее оптимальный маршрут и последовательность выполнения работы. По этой причине опытного специалиста отличает не только ловкость рук, но и обдуманность действий.

Важные качества:

  • ответственность;
  • аккуратность;
  • отличное зрение;
  • точный глазомер;
  • отсутствие проблем со слухом;
  • развита мелкая моторика;
  • внимательность;
  • выносливость.

Навыки и знания:

Ткач - это специалист, который должен знать принцип функционирования станка и его устройство, а также ­― ключевые особенности применяемых волокон и готовых тканей. Требуется умение оперативно устранять мелкие неисправности оборудования в ходе работы, выполнять проборку нитей и проволоки. Ткачу следует уметь на слух определять характер работы станка с целью предотвратить его возможный сбой.

Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей возрастной группе на тему :

«Знакомство с ремеслом ткачихи »

Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;

Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;

Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;

Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…

Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

Развивающие :

Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;

Развивать память, внимание, мышление;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;

Воспитывать уважение к труду других людей;

Воспитывать аккуратность, старательность .

Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.

Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем

Прекраснейшего настроения.

Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .

Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.

Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)

Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)

Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)

Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.

Первая загадка : На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (глиняный горшок)

Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)

Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»

Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)

Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.

Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.

Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.

Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.

Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.

После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.

Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.

Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»

Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.

1. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге на пороге

Останавливает ноги? (половик)

2. Говорит дорожка –

Два вышитых конца :

– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)

Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…

Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.

Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.

Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.

Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.

А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …

Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.

Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.

Три, четыре, пять!

Хватит спать!

Солнышко давно уж встало,

Нам пора идти играть!

Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.

Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)

Молодцы, хорошо поиграли.

А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )

С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )

Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )

На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)

Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)

Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)

Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)

Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.

Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.

Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.

Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.

Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.

Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.

Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.

В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.

Историческая справка

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.

Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.

"Ткач за станком", Винсент Ван Гог.

Рабочее место

Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках. Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.

Важные качества

Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.

Здоровье. Ткацкий цех - очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.

Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.

Оплата труда

Зарплата на 04.06.2019

Россия 15000—45000 ₽

Москва 25000—40000 ₽

Знания и навыки

Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.

Где учат

Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.

Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) - позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.

Процесс изготовления текстильного полотна невозможен без такого специалиста как ткач. Эта профессия, которая возникла еще несколько сотен лет назад, до сих пор является одной из самых востребованных.

Ткацкий станок за период своего существования прошел сложную эволюцию. В первом самом примитивном устройстве, нити в верхней точке привязывались к веткам деревьев, а внизу крепились колышками к земле. Позднее появились станки с двигающимся челноком. Изобретение вывело прядение тканей на уровень фабричного производства.

Стоит обратить внимание, что в те времена ткачеством занимались в основном мужчины. Такая гендерная принадлежность профессии обуславливалась сложностью работы на станках: ткачу приходилось долго сидеть на одном месте, внимательно следить за уровнем натяжения нити и вручную регулировать ее подачу.

С появлением усовершенствованных ткацких машин, в устройстве которых стали применяться механические узлы, работа ткача стала менее трудозатратной. Сразу повысилась скорость прядения и производительность. Теперь ткацкие машины – это автоматизированные устройства, в которых механический ручной труд сведен к минимуму. Благодаря этому, профессии стали обучаться и женщины. Сейчас, в большинстве своем, на текстильных предприятиях в ткацких цехах работают именно представительницы прекрасного пола.

Современная ткачиха – это специалист, который обслуживает сразу несколько станков, следит за их бесперебойной работой. Опытный ткач может только по звуку станка определить, в каком состоянии находится машина, нужна ли ей дополнительная регулировка или необходим ремонт.

Высококвалифицированный работник ткацкого цеха должен обладать такими навыками как:

  • хорошее зрение и точный глазомер;
  • развитая мелкая моторика пальцев;
  • внимание;
  • физическая выносливость.

Где учиться на ткача

Получить базовые навыки ткача можно в профессиональных училищах. После обучения такой специалист сможет работать на простейших ручных или механических ткацких станках с ножным приводом. Подобные устройства являются основным оборудованием в небольших текстильных цехах, где производят ковры и гобелены ручной работы.

Не пропустите:

Чтобы работать на промышленных текстильных фабриках, необходимо окончить техникум или колледж и получить квалификацию «Техник». После обучения ткач сможет:

  • самостоятельно контролировать работу станка;
  • подготавливать и заправлять машину перед ее работой;
  • устранять дефекты полотна;
  • проводить проборку основных нитей и проволоки;
  • контролировать состояние челнока и заменять в нем шпули.

Несмотря на максимальную автоматизацию текстильного производства, профессия ткача остается достаточно сложной из-за своей специфики. Поэтому для нее есть ограничения по состоянию здоровью. Лица, у которых наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, расстройства сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, а так же люди, страдающие аллергией, не смогут пройти профотбор.

Вверх