Коррекционная программа оптико кинетическая дисграфия. Рабочая программа "коррекция оптической дисграфии у младших школьников". Боря сделал игрушки из цветной …

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №12

Коррекция оптической дисграфии

у младших школьников

МКОУ СОШ с УИОП №12

г. Кирово-Чепецка

Кирово-Чепецк

I. Введение. стр. 3

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

При организации коррекции оптической дисграфии у детей следует придерживаться следующей последовательности. В начале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонема тических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.

III. Методы и приёмы логопедической коррекции оптической дисграфии.

Направления коррекционной работы включают комплексы упражнений, предназначенных для развития базовых функций письма.

На первом этапе проводится комплексное обследование, результаты которого позволяют спланировать коррекционную работу. Также на данном этапе предусмотрены беседы, консультации учителей и родителей, выступления на родительских собраниях.

Затем приступаем к работе на подготовительном этапе, основным направлением которого является формирование зрительных функций, участвующих в процессе письма: зрительного внимания, зрительно - гностической функции, зрительно-пространственного восприятия, мыслительных операций на оптическом материале.

Задания по развитию зрительного внимания направляются на совершенствование его свойств, от уровня сформированности которых, зависит качество овладения графической информацией. Развивается произвольное внимание, функция контроля, как неотъемлемые компоненты графической деятельности.

Для развития зрительно - гностических функций и зрительно – пространственного восприятия используются следующие задания:

1. Раскрась картинки.

Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым.

Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым.

Тучу – серым. Грушу – оранжевым.

Лимон – желтым.

2. Соедини названия близких цветов из двух столбиков линиями.

желтый красный

бордовый лимонный

черный серый

оранжевый синий

голубой коричневый

3.Раскрась картинки.

4.Прочитай названия предметов. Зачеркни лишний по цвету предмет в каждой группе. Объясни свой выбор.

А. Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.

Б. Ночь, туча, солнце, грязь.

В. Колокольчик, радуга, василек, вода.

Г. Лист летом, елка, медведь, крокодил.

5. Прочитай названия предметов и подчеркни их карандашами соответствующего цвета.

лиса заяц медведь лист (летом)

капуста роза лимон крот

6.Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета.


7.Найди и раскрась синим цветом все круги.

8.Сравни пары предметов по ширине. Запиши ответы с помощью слов уже – шире .

9.Сравни пары предметов по длине. Запиши ответы с помощью слов длиннее – короче.

https://pandia.ru/text/78/032/images/image008.png" width="623 height=206" height="206">

11. Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находится и запиши ответы по образцу. Образец : Груша находится на первом месте слева. Помидор – за абрикосом и перед луком.

12.Определи, в какой клетке должно находиться каждое животное в зоопарке, если известно, что

Верблюд" href="/text/category/verblyud/" rel="bookmark">верблюда .

Запиши, где находится пустая клетка. Чья она?

13.Нарисуй на строке узор из геометрических фигур по инструкции.

Первая фигура слева – квадрат красного цвета.

За красным квадратом – синий треугольник.

Последний на полке – зеленый квадрат.

Перед зеленым квадратом – желтый круг.

Слева от желтого круга синий круг.

14.Кто наверху (над девочкой), а кто внизу (под девочкой)? Запиши.

Наверху (над): Внизу (под):

https://pandia.ru/text/78/032/images/image015.png" width="63" height="12">15.Рассмотри картинки с изображениями животных. Под каждым животным нарисуй, куда оно смотрит: направо – , налево - .

16.Дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор. Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.

17.Найди круги, овалы и прямоугольники. Обведи их карандашами разных цветов.

круг овал прямоугольник

https://pandia.ru/text/78/032/images/image022_3.jpg" width="335" height="170">

При развитии пространственных отношений главной задачей будет формирование у ребенка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать онтогенез становления пространственных функций. Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности:

        уточнение и развитие «схемы тела», (вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева); восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику); временное расположение предметов в пространстве, на плоскости; отработка квазипространства (грамматическая структура речи).

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки. При развитии представлений о «схеме тела» важно определить ведущую руку.

Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-вниз), затем вперед и назад, затем отношение объектов (справа или слева). При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения.

Работа предусматривает использование следующих методов и упражнений:

Покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз; Закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью. А что находится сбоку от носа; Где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей; Поднять «главную» руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария); Поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку; Соотнесение части тела с правой рукой, назвать их; Соотнесение части тела с левой рукой, назвать их; Показать: левой рукой, назвать части тела; Дорисуй портрет. Запиши, какие части лица ты дорисовал.

10.Рассмотри и запиши, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки (обрати внимание на то, как стоит девочка).

https://pandia.ru/text/78/032/images/image026.png" width="613" height="373">

12.«Волшебная трубочка». На глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача детей догадаться в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6). Более сложный вариант: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца трубочки, в который вкладывались).

В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги. Ответь на вопрос, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева; положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку.

Потом следует этап «оречевления» пространственных отношений. Ребенок учится понимать и использовать предлоги и слова. На данном этапе хорошо использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы.

1. На полках находятся разные предметы. Покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом.

2. Назови геометрические фигуры. Скажи, как они расположены по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что слева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше.

3. Послушай и ответь, что произошло: Антон сломал карандаш, который ему подарила мама. Кто кого перевозил: Пассажиры ехали в автобусе.

4. Запомни и продолжи предложение: Света зажгла свет, потому что… Мама затопила печь, потому что… Перед тем как умыться, нужно…

Одним из важных направлений коррекционной работы является формирование моторных функций письма, включающее развитие статического и динамического праксиса. Задания направлены на формирование готовности руки как орудия графической деятельности к выполнению точных, сложно - координированных письменных движений.


Развитие кинестетической основы движений включает упражнения на воспроизведение по подражанию определенных положений пальцев рук.

Для развития динамической организации движений применяются различные виды предметно – практической деятельности, пальчиковые игры. Данные задания направлены на развитие умения производить точные, целесообразные движения руки, производящей на бумаге произвольные линии, что обеспечивает успешность начертания графических знаков.

Предлагаются следующие игровые графические упражнения:

1. Рисование от руки прямых вертикальных (столбы, заборчик и др.) и горизонтальных (провода, дорожки и др.) линий.

2. Рисование наклонных (косой дождь, высокие горы и др.) и дугообразных (клубок, извилистые ручейки и др.) линий.

3. Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шары , колечки и др.)

4. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.

5. Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.

6. Обведи по точкам изображения геометрических фигур. Назови эти фигуры.

7. Обведи предметы по точкам и назови их.

8. Продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов («Дорисуй узор на ковриках» и т. д.).

9. Раскрашивание, штриховка изображений в заданных направлениях.

10. «Графические диктанты».

При работе над обогащением и развитием временных представлений нужно рассматривать следующий круг вопросов:

· умение оценивать продолжительность интервалов во времени (сравнение промежутков времени, осознание длительности);

· знание периодов человеческого возраста;

· уточнение представлений о последовательности, одновременности, цикличности каких – либо действий, событий;

· развитие и умение пользоваться лексическими, лексико-грамматическими и синтаксическими средствами языка на основе понимания характеристик времени.

Работа строится с учётом структуры дефекта каждого ребенка. Развитие временных представлений, важный этап анализа сформированности пространственных представлений.

Определение времени суток:

Разложи картинки соответственно времени суток. В какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь? Расскажи о своём режиме дня, что ты делаешь раньше, что позже. Что ты делаешь сначала, просыпаешься или встаешь с постели? Что бывает между ночью и днем? Между утром и вечером?

Определение дней недели:

Разложи картинки соответственно надписям на них.

2. Разгадывание кроссвордов.

3.Допиши пропущенные дни недели.

… вторник … четверг … суббота ….

4.Назови, что ты делал вчера, и будешь делать завтра, что делаешь сегодня.

5.Назови какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?

Определение времен года:

Отгадай загадки о временах года. Расставь их по порядку.

На деревья, на кусты с неба падают цветы, белые, пушистые, только не душистые.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла, и сады и огороды всей округи полила.

Рассмотри картинки. Что перепутал художник?

Прочитай названия месяцев и назови какого не хватает.

Февраль декабрь июнь август

Март май ноябрь сентябрь

Расставь их по порядку.

Собери улетевшие листочки календаря, разложи их по порядку.

Расшифровать цифры соответствующими месяцами и расставить их по порядку.
Прочитай народные названия месяцев, объясни почему их так называют.

Декабрь – студень, стужайло, лютень.

Август – жнивень, серпень, густарь.

Май - травник, травень.

Октябрь – листобой, грязник, хлебник.

Отгадай загадки. Когда это бывает?

Убирает, веет, косит, урожай в амбары носит.

Как будто белой скатертью, он крышу застелил, в серебряные платьица деревья нарядил.

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.

Прочитай текст и определи о каком времени года идёт речь.

Ярко светит солнце. Дует теплый ветерок. Весело поют птицы. Ребята идут с вожатой купаться на речку.

Маша и Света идут гулять. Они надевают тёплые шапки, шубы и шарфы. Ручки прячут в теплые рукавички.

Формирование понятий о возрасте :

Расскажи о себе: сколько тебе лет, сколько будет через три года, через десять лет. Расскажи о своей семье, семье друга. Расположи картинки с подписями по порядку. Объясни, почему ты сделал именно так.

https://pandia.ru/text/78/032/images/image036.png" width="122" height="122 src=">.png" width="618" height="119 src=">

5. Рассмотри буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

водэчмншкюаяыйёфт

6. Рассмотри буквы и назови их.

7. Угадай «На что похожа буква»?

8. Назови «Какие буквы перепутались».

9. Прочитай «изограф».

10. Угадай букву. Используются колючие буквы и магнитная азбука.

11. Рассмотри таблицу букв. Найди и соедини линиями буквы, сходные по начертанию.

12. Помоги пчелкам собрать мед. Вставь пропущенные буквы в слова – проведи линии от каждой пчелки с символом буквы к подходящему слову.

13. Продолжи строку букв.

уиуииуиуии

14. Отгадай ребусы и запиши слова – отгадки. Отметь символами буквы и-у в каждом слове.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

17. Пришел волшебный ластик и стер у букв перекладины. Прочитай, что получилось.

//у //а ///а //у/// е//

///ы //я //о/// ///а/// //ё

18. В каждой строке найди две одинаковые буквы (более сложное задание найди два одинаковых слога).

19. Прочитай слова и зашифруй их при помощи цифр. Цифра соответствует порядковому номеру букв к – н в слове. Например: кошелек – 1 – 7.

колокольчик кофейник

козленок кушак

котенок кузнечик

крыжовник клубок

https://pandia.ru/text/78/032/images/image056.png" width="39 height=28" height="28">

https://pandia.ru/text/78/032/images/image060.png" width="39 height=21" height="21">

21.«Буквы перепутались». Помоги буквам и – ш занять в словах нужное место. Запиши слова правильно и прочитай их.

шзбуика дедуика

итаншики веншк

плшта меиок

икола бабуика

веиалка ослшк

22.Допиши «хвостики» буквам б – д и прочитай слова.

оант оазар оушно оорога

оилет руоашка раоота раоуга

гвозоики орошка загаока оаоушка

23. Вставь пропущенные буквы и – у в слова. Обозначь буквы занятия соответствующими символами в каждом слове (и - , у -).

…л…тка …ч…тель …гр…шк… ш…тк…

…чен…к …тк… к…р…ца жел…д…

б…лк… …л…ца ш…шк… д…дк…

м…х… …дочк… тр…бочк…

24. Зашифруй предложения, записывая только гласные о – а. Образец : Скоро сказка сказывается. О –о а – а а – а.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

. коножевдеМ

. акножевдем илсенирп укинтохО

. лисуртс ен коножевдем, утанмок в вапоП

. ондобовс ябес лавовтсвучоп нО

. акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

. акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

. метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

. ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

. уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

. улгу в лунсу и яслиокопсу, хитаз коножевдеМ

26. Закончи предложения: допиши слова с буквами б – д .

Ребята набрали в лесу много … .

В магазин привезли карандаши и … .

Боря сделал игрушки из цветной … .

У Даши красивая … .

27. Прочитай рассказ и запиши его по памяти. Укажи в словах символами буквы занятия.

Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушел в школу. А Пушок остался дома один. Пушок – шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришел из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.

IV . Заключение.

Трудности формирования пространственных и временных представлений и трудности их языкового оформления у детей создают препятствия в овладении грамотой:

· неумение ориентироваться на тетрадном листе;

· смешение букв по кинетическому сходству, ошибочные написания букв с совпадающим начертанием первого элемента;

· смешение букв по оптическому сходству, состоящих из одинаковых или сходных элементов, по-разному расположенных в пространстве;

· зеркальное написание букв;

· неточность графической передачи букв – нарушения их высоты, соразмерности и пространственной ориентации элементов;

· ошибки графического поиска буквы, связанные с колебаниями в выборе графического знака;

· не дописывание элемента буквы при наличии такого же у соседей;

· не ориентируются в возрастных отношениях, в обозначении времен.

Без обогащения представлений о времени и о пространстве, без своевременной их коррекции, нарушения речи приобретают стойкий характер.

При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно симптоматика нарушений пространства и времени, сглаживаются, отмечаются значительные улучшения в обучении. Кроме успехов в исправлении недостатков письма у них появляется интерес к учебе, дети становятся активнее, включаются в классную работу, у них повышается работоспособность и успеваемость.

Все интересующие вопросы о нарушении и о способах развития пространственных и временных представлений можно найти в перечисленной литературе.

V. Список литературы.

1. , Филиппова к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. Москва: Дрофа. 2000.

Вартапетова общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. Логопед. 2005. № 3. , Петрова мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Новосиб, 1997. , Щербинина о времени. Ярославль: Академия развития, 1997. , Горбачевская и обогащение пространственно – временных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед. 2005. № 2. Ефименкова устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз. 2003. От диагностики к развитию. Москва: Новая школа, 1998. , Юшина работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. Ковригина нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. Лалаева чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-П.: Союз, 1998. , Серебрякова лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П.: Союз, 2001. , Воронина и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. Логопедия. 2005. № 5. Мазанова, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004. Мещерякова лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР. Логопед. 2004. № 6. Милостивенко рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-П.: Стройлеспечать. 1995. Новикова предлогов и падежей Москва. 2001. Павлова по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Москва: Школьная пресса. 2003. Российская формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис Пресс. 2004. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос. 1995. Чиркова временных категорий детьми с недоразвитием речи. Школьный логопед. 2004. № 2.

МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района

Красноярского края

Утвержд е

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

п. Глядень

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Краткая характеристика оптической дисграфии

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Задачи коррекционной работы:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

Конструировать и реконструировать буквы из элементов;

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Организация работы

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

Различать основные и оттеночные цвета;

Различать геометрические фигуры;

Соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

Ориентироваться в схеме собственного тела;

Ориентироваться во времени и в пространстве;

Сравнивать предметы по величине;.

Сравнивать элементы букв двух шрифтов;

Уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

Сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

Соотносить букву со звуком и наоборот.

Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

Входная (первичная) диагностика (сентябрь);

Текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

Итоговая диагностика (май).

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1-й этап. Организационный.

Обследование речи

2-й этап. Подготовительный. (Развитие неречевых процессов)

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, и узнавание предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

Развитие восприятия цвета;

Развитие восприятия формы;

Развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

Развитие восприятия цвета букв;

Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

Дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительно-моторных координации.

Зрительная память

Развитие запоминания формы предметов:

Развитие запоминания цвета;

Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

Развитие зрительно-моторных координации.

Пространственное восприятие и представления

Ориентировка в схеме собственного тела:

Дифференциация правых и левых частей предмета;

Ориентировка в окружающем пространстве.

Развитие зрительно-моторных координации.

3-й этап. Основной. (Дифференциация сходных букв)

Дифференциация букв о - а

Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов смешиваемых букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторной координации. Дифференциация букв. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами Развитие образного мышления.

Дифференциация букв о - а в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв у – и

Дифференциация букв и - у в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ш

Дифференциация букв и- ш в слово- сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв б – д

Дифференциация букв б - д в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв п - т, П – Т

Дифференциация букв п- т, П – Т

Дифференциация букв л - м, Л – М

Дифференциация букв л - м, Л - М

в словосочетаниях, предложениях и тексте

изолированно, в слогах и в словах

Дифференциация букв к- н, К - Н

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ш - щ, III Щ

Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ц, И Ц

Дифференциация букв и - ц, И - Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ

Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв 3-Е

Дифференциация букв 3-Е

в словосочетаниях, предложениях и тексте

4-й этап. Заключительный .

Проверочная работа

Обследование речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.

    Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: «Владос», 1995.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

    Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.

    КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

    Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии», Е.В. Мазанова, 2006 г.

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Неуспеваемость младших школьников в процессе обучения может быть вызвана недостаточным объемом их словарного запаса или низким уровнем развития устной речи.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Применение родителями игровых форм развития зрительного внимания и профилактики оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников,позволитразвивать умения проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Игра «Найди букву»

Описание хода игры: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.

Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Игра «Сказочные буквы»

Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.

Игра «Буква сломалась»

Описание: работа плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание: из различных частей правильно сложить буквы. На начальном этапе одновременно предлагается 2-3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.

Игра «Объемные буквы»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.

Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.

Игра «Узнай пальчиками»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).

Задание: с закрытыми глазами обвести букву и назвать ее.

Игра «Выложи букву»

Задачи: уточнить образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работы со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Игра «Вылепи букву и придумай к ней слово»

Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).

Игра «Вырежи из частей и наклей»

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с цветной бумагой, клеем, ножницами.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Найди такую же букву

Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.

Описание: работа с магнитной азбукой.

Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.

Игра «Укрась шарф»

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право-лево», развивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Игра «Цветная змейка»

Задачи: развивать умение действовать согласно инструкции взрослого, соблюдая последовательность (алгоритм) выполнения задания.

Описание: работа по схеме с набором блоков Дъенеша.

Задание: рассмотреть схеме и, выполнив определенный порядок действий, выложить змейку (на первом этапе на схеме обозначена только форма или цвет блока, на втором - форма и цвет, а на третьем предлагается на форму, цвет и размер блока).

Игра «Стрелочки»

Задачи: Упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.

Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.

Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.

Игра «Веселые буквы»

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Игра «Будь внимательным»

Задачи: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).

Профилактика оптико-кинетической дисграфии

у старших дошкольников.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т - ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э -) , пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -) , (ш - , и - , щ - , т -) и неправильно расположенные элементы (х -),(т -).

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.

Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:

    найти фигуру, букву в ряду сходных;

    срисовать фигуру или букву по образцу;

    сложить фигуру из палочек;

    сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;

    найти заданную фигуру среди двух изображений;

    показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;

    дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;

    реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;

    определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;

    определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;

    и многие другие.

Все задания проводят в игровой форме:

Сказочные буквы

Задачи: развивать зритель­ное внимание, упражнять в выделении буквы из сказоч­ного сюжета.

Описание : работа с плоско­стным изображением сказочно­го сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рас­смотреть картинку и назвать букву, которая на ней изоб­ражена.

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее эле­ментов на плоскости; разви­вать тактильные ощущения.

Описание: работа с буква­ми, слегка выдающимися над плоскостью шершавыми буквами.

Задание: с закрытыми гла­зами обвести пальцем по кон­туру букву и назвать ее.

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­изводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счет­ными палочками и шнурка­ми разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв луч­ше выложить из палочек, а какие из шнурков). На на­чальном этапе дается зритель­ный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вылепи букву и придумай с ней слово

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с пласти­лином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный об­раз буквы, далее они предла­гаются на слух).

Вырежи из частей и наклей

Задачи : уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает само­стоятельно).

Укрась шарф

Задачи: упражнять в уме­нии выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», раз­вивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоск­остными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инст­рукции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Веселые буквы

Задачи: на практике за­креплять образ буквы и рас­положение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печат­ную заданную букву пальцем по крупе.

Шахматная доска

Задачи: упражнять в ори­ентировке на листе в клетку; закреплять понятия «впра­во – влево», «вверх – вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, раз­меченном по принципу шах­матной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выпол­няя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).

Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»

Учитель-логопед:

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается :

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Практические

Наглядные

Словесные

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)

Методы, используемые в работе :

Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Принцип образования прямых и обратных слогов;

Графическое изображение каждого звука;

Что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

Домашних и диких животных, детёнышей животных,

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Времена года, признаки и последовательность;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

Обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

Выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

Делать звуко-буквенный анализ;

Делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

Использовать в речи отработанную лексику;

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Образовывать качественные и относит. прилагательные;

Обобщать и классифицировать предметы;

Согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

Образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

Составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

Образовывать наречия (с помощью педагога);

Распределять предметы по величине;

Образовывать мн. число существительных;

Образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

Писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ

Заня тие

Темы и содержание

коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова

на слоги

Цветы .

Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения.

Развитие восприятия цвета.

Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной.

Овощи и фрукты .

Образование относительных и качественных прилагательных.

Развитие восприятия величины и размера.

Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а - о] в слогах и словах

Школьные принадлежности .

«Сложи картинку»

Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги

Осень.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Реконструирование букв

Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова

Животные .

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и - у] в слогах и словах

Игрушки.

Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ

Развитие запоминания формы предметов.

Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков.

Семья.

Образование и различение глаголов ед. и мн. числа.

Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции)

Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова.

Зоопарк .

Побор синонимов, антонимов.

Графический диктант

Фонематическая и зрительная дифференциа ция гласных звуков [т - п] в слогах и словах.

Посуда.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Развитие двига тельной памяти на физкультминутке

Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова

Насекомые .

Развитие мышле ния. Построение во просов

Звук и буква Д.

Рыбы, птицы .

Образование глаголов с помощью приставок

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур»

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б - д] в слогах и словах.

Деревня.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Белка, дятел .

Составление предложений с опорой на картинки.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки»

Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Животные леса .

Местоимения ОН, ОНА.

Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек»

Развитие зрительной дифференциации строчных [ в-б ] в слогах и словах.

Домашние животные .

Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже)

Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Профессии .

Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова

Посуда .

На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы

Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Детёныши животных.

Образование однокоренных слов.

ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Фонематическая и зрительная дифференциа ция [ х-ж ] в слогах и словах.

Понимание определений и умение давать определение предмету.

Усиление концен трации слухового внимания

Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Домашние птицы .

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Запомнить буквы, цифры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).

Фонематическая дифференциа ция

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Игрушки .

Подбор определений к существительным.

Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ ш-щ ] в слогах и словах.

Насекомые .

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Детёныши животных

Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок)

«Что изменилось?»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ш -щ ] в предложениях и текстах.

Транспорт .

Образование глаголов в ед. и мн. числе.

Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.).

Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова

Домашние животные

Образование качественных и относительных прилагательных

Графический диктант

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и- ц] в слогах и словах.

Птицы .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов»

Одежда. Обувь.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

«Допиши буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[ и-ц ] в предложениях и текстах.

Деревья. Кусты.

Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше)

Дополнение рисунка.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и- ш] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

Развитие мышления.« 4- лишний»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и-ш ] в предложениях и текстах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся,

кто нарисован»

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ и-ш ] в предложениях и текстах.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Образование качественных и относительных прилагательных.

Дорисовывание симметричных изображений.

Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков

Понятие «предметы»

Существительные ед. и мн. числа.

Распределение предметов по величине.

Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова

Понимание поговорок, пословиц.

Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в слогах и словах.

Составление предложений по картке.

Развитие произвольности. «Найди 10 отличий»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[л - м] в слогах и словах.

Транспорт .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в предложениях и текстах.

« Колобок ».

Образование качественных и относительных прилагательных

Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л - м] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Формирование умения планировать свои действия.

Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Подбор синонимов к словам.

Подбор одинаковых полосок.

Звук и буква З. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу)

Подбор картинок к определённому цветовому фону.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Е - З] в слогах и словах.

Образование наречий.

Игра «Угадай, что это?»

Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков

Звери и птицы .

Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький).

Конструирование из «Лего»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Подбор определений к существительным

«Допиши незаконченные буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е - З] в предложениях и текстах.

Согласование существительных и глаголов..

Упражнение, направленное на способность устанавливать связи между элементами материала «Найди пару»

Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок..

«Распредели предметы по величине»

[У - Ч] в слогах и словах.

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета)

Развитие зрительной дифференциации заглавных

[У - Ч] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными.

Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в слогах и словах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами.

Формирование приемов самокон троля.

Упражнение «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями.

Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов

Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в слогах и словах.

Загадки .

Нахождение слов- предметов.

«Сложи фигуру» (из палочек)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в предложениях и текстах.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в слогах и словах.

Времена года.

Подбор определений к существительным.

Выполнение тестов Равена.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в предложениях и текстах.

Семья .

Образование качественных и относительных прилагательных

Конструирование фигур из спичек, палочек

Звук и буква Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры.

Дни недели .

Заучивание последовательности.

Конструирование из кубиков, «Лего»

Звук и буква Г.

Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу.

«Сложи картинку»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Р - Г] в предложениях и текстах.

Изменение существительных по числам.

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова

Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО.

Назвать предметы по их контурам

Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Обобщение и классификация предметов.

Назвать недорисованные предметы

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ н-к ] в слогах и словах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Назвать перечеркнутые изображения

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ м-ш ] в слогах и словах.

Месяцы.

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Определить, что неправильно нарисовал художник


Вверх