2 кл русский язык задания. Нетрадиционные задания по русскому языку. Игровые задания на уроках русского языка

Несколько лет назад, занимаясь подготовкой детей к школе, я использовала пособие С.И. Агеевой "Обучение с увлечением" (М.,"Лайда",1994) . В этом пособии автор предлагает "Волшебные картинки" (пока не раскрасишь - не поймешь, что нарисовано) для лучшего запоминания цифр и результатов сложения и вычитания в пределах первого десятка. Я заметили неподдельный интерес к этим заданиям не только детей дошкольного возраста, но и учащихся начальной и средней школы, которые с завистью смотрели, как дошколята раскрашивают что-то непонятное, а получается красочный рисунок. "Вот бы нам такие задания давали! Так хочется!"-говорили ученики. И я попробовала адаптировать некоторые картинки С.И. Агеевой под русский язык.
В начальной школе, получив такие задания, дети приходили в восторг. И даже "самые вредные" словарные слова запоминались детьми гораздо быстрее и лучше (ведь не хотелось, чтобы в картинке были ошибки!). К тому же для учеников начальной школы (а также для многих пятиклассников) раскрашивание или штриховка являются полезной гимнастикой для развития мелкой моторики.
Постепенно появились задания в виде "Волшебных картинок" и для 5, и для 6, 7, 8 и даже 9 классов. Эти картинки заставляли учеников лишний раз обратиться к орфографическому или толковому словарю, выписать трудные слова. Для учеников средней школы учитель эти картинки может сопровождать различными дополнительными заданиями, например,

  • выписать по 10 слов на различные встречающиеся в картинке орфограммы, объяснить правописание (где это возможно);
  • выписать 5 слов на определенную орфограмму, выполнить фонетический (морфемный, словообразовательный, морфологический) разбор;
  • выписать по одному слову на каждую встречающуюся орфограмму (или на те орфограммы, которые укажет учитель) и составить с ними предложение (желательно одно) с однородными членами предложения (с вводными словами, с обращением, с однородными членами и обобщающим словом, с обособленным причастным оборотом и т.д. и т.п.)

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Желательно такие задания давать не очень часто (примерно 3-4 раза в год) , в остальное время можно использовать другие эффективные игровые задания. Лучше предлагать детям не все сразу картинки, а только одну. Тогда она воспринимается как праздник. И конечно, выполненное задание необходимо проверить и оценить (при этом отметка не всегда нужна).

В этой работе предлагается несколько "Волшебных картинок", в приложении - то, что должно получиться.
1. Тема: "Словарные слова"

Я-чёрн. И-красн. О-зел. А-син.

2. Темы: "Сочетания -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) в инфинитивах", "Гласные Ы, И после приставок", "Гласные Ы, И после Ц", "Гласные О,Е,Ё после шипящих и Ц", "Словарные слова с безударными гласными в корнях", "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением", "Чередующиеся гласные в корнях"


О-зел. Ы-голуб. Е,Ё-жёлт. И-сер. Я-чёрн. А-красн. Э-син.

3.Темы: "Словарные слова", "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением", "Сомнительные согласные"


П-бел. А,Я,Г,Д-зел. Е-сер. И-чёрн. О-красн. Ж-кор. З-жёлт.

4. Тема: "Словарные слова"


А-голуб. И-зел. О-жёлт. Е-кор. У-бел. Ю-чёрн. Я-красн.

5. Тема: "Чередование гласных в корнях"


Е-жёлт. Ы-чёрн. У-белн. И-красн. А-син. О-голуб.

6. Тема: "Гласные в корне слова"


И-зел. Е-син. О-жёлт. А-кор. Э-красн. Я-сер. Ё-голуб. Ю-бел.

7. Тема: "Правописание наречий"


И-салат. Ь-сер. А,Я-красн. О-голуб. Е-зел. СЛИТНО-жёлт. РАЗДЕЛЬНО-кор. ДЕФИС-син.

8. Тема: "Удвоенные согласные"


СС-син. С-зел. ЛЛ-голуб. Л-жёлт. ММ-сер. М-красн. НН-чёрн. Н-бел.

Несколько игровых заданий-упражнений по русскому языку на разные темы, которые можно использовать и в начальной школе, и в средней.

Необходимо отыскать минимум 7 названий государств на этой картинке. Слова можно читать справа налево и сверху вниз.

Выпишите названия стран в тетрадь, рядом напишите столицу каждой страны. Поставьте название страны и столицу в Р.,Т.,П. падежи.

2. "Игра в салочки"

4. Расшифровать перевёртыш и записать получившийся текст.

Что вы можете сказать о его содержании?
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

5. "Закономерности"



1. Раздели слова на слоги:

Ресторан_______________________________

Цветочница____________________________

2. Раздели слова для переноса:

Мотылёк______________________________

Книга_________________________________

Майка_________________________________

Телефон_______________________________

3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:

4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:

Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.

6. Поставь ударение в словах:

Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.

7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:

8 . Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:

Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.

10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.

11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.

___________________________________

___________________________________

12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Н…га - ___________________, стр…ла -_____________________,

В…да - ___________________, гр…бы - ______________________,

Арбу… -__________________, моро… - ______________________,

Гр…чи - __________________, сугро… - ______________________.

13. Вставь пропущенные буквы:

Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .

14. Вставь пропущенные буквы:

Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.

16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.

15. Вставь пропущенные буквы:

Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.

17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:

1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.

(сообщение, приказ, просьба, вопрос)

2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.

19. Посчитай в словах количество звуков и букв:

Балет: ____б., _____зв.

Медальон: _____б., _____зв.

Бельчонок: _____б., ______зв.

Ябеда: _______б., ______зв.

20. Измени число слова:

Мандарин________________________

Апельсины_______________________

Цветы___________________________

Машина_________________________

Йогурт___________________________

21. Определи число имен существительных:

Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,

диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.

22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:

Что? _____________________________________________________________

Кто? _____________________________________________________________

23. Найди в словах ошибки и исправь их:

Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,

клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.

25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:

Корова, баран, тигр, гитара, ворона.

Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.

Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.

26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:

Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар - дикие животные.

27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? - одной чертой , а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? - двумя чертами.

Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,

тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.

28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:

Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.

29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:

Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.

30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.

Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.

31. Запиши по 2 слова - имени собственного:

Улица: ___________________________________________________

Город: ____________________________________________________

Река:______________________________________________________

Море:_____________________________________________________

32.Запиши по 2 слова - имени собственного:

Имя:______________________________________________________________

Фамилия:__________________________________________________________

Отчество:__________________________________________________________

Клички животных:__________________________________________________

33. Вставь пропущенные буквы:

рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.

34. Вставь где надо мягкий знак:

Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.

35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.

Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,

красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.

36. Подбери к именам существительным глаголы.

Машина____________________________________

Трактор____________________________________

Девочка____________________________________

Книга______________________________________

Учитель____________________________________

Дождь_____________________________________

37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):

Что сделал?__________________________________________________

Что сделала?_________________________________________________

Что сделали?_________________________________________________

Что делал?___________________________________________________

Что делать?__________________________________________________

38. Соедини стрелками:

Белка поёт

Трактор лает

Машина растёт

Ягода прыгает

Гром пашет

Певец едет

Дерево краснеет

Собака гремит

39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,

пышные, морозный, длинная.

40. Соедини стрелками.

41. Придумай и запиши к именам существительным имена прилагательные.

Цветок _________________________________.

Линейка ________________________________.

Лёд ____________________________________.

Снег ___________________________________.

Мальчик ________________________________.

Девочка _________________________________.

Морковь ________________________________.

Картофель _______________________________.

42. Придумай и запиши к вопросам по 3 имени прилагательных.

Солнце какое?__________________________________________________________.

Трава какая?____________________________________________________________.

Кот какой?_____________________________________________________________.

43. Найди и подчеркни неправильно составленные словосочетания.

Вкусный малина, яркая одежда, яркая солнце, красивое цветок, быстрый ягуар, белый карандаш, веселая ребята, голубое небо, бурая медведь, высокое дерево, сильный взрыв, рыхлый земля, красная ягода, черная ручка, белая петух.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯСИНОВАТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІ ступеней №7

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 5, 6, 7, 8 классов

Агапова Виктория Сергеевна

2017-2018 учебный год

5 класс

ЗАДАНИЕ 1/5

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна - …

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело - лоб
ланиты - щеки
уста - губы
очи - глаза
выя - шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос

ЗАДАНИЕ 2/5

Представьте, что в новогоднюю ночь пропал Дед Мороз. К какому бы литературному герою вы обратились за помощью? Почему? (0.5 страницы)

ЗАДАНИЕ 3/5

ЗАДАНИЕ 4/5

1.Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.

2.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № ж есть по т к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей . Моя т очка Д ома в в ате . Ш аль , что из-за т ел не могу тебя встретить.

Бока . С ахар

3. Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

4.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка , суффикс такой же, как и в слове извозчик , приставка такая же, как и в слове расход .

5. Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду:

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить

ЗАДАНИЕ 5/5

ЗАДАНИЕ 6/5

​ Легко ли быть добрым?

​ Классика устарела или нет?

​ В чьих руках наше будущее?

​ Нужны ли обществу лидеры?

​ Мой современник… Какой он?

ЗАДАНИЕ 7 /5

    Вычеркни лишнее слово в данном ряду:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек;

    Вставь пропущенную букву:

а) предл…гать ничью

б) прил…жение к журналу

в) популярное изл…жение

г) густо р…сти

д) маленький р…сток

3 Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

    Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

5 Расставь в тексте знаки препинания.

Конь вышел вытянул голову заржал.

Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.

Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете.

ЗАДАНИЕ 8/5

1. Найдите «лишнее» слово.

Сыр, сырник, сырный, сырость.

    «Интересные вопросы»:

Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

Домов, столов, коров, голов, основ, шей, степей, батарей, юношей.

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

5 Назовите 8-10 имен с удвоенной согласной.

ЗАДАНИЕ 9/5

Афанасий Фет

Целый мир от красоты...

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

6 класс

ЗАДАНИЕ 1/6

Вопрос 1
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 2
Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 3

Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 4
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Ответ на вопрос 1:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
Ответ на вопрос 2:

ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
Ответ на вопрос 3:
Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
Ответ на вопрос 4:

рыба-зебра, многочисленным

ЗАДАНИЕ 2/6

Представьте, что вам выпала возможность пригласить сказочного героя на Новый год к себе домой. Кого бы вы пригласили? Как? Почему? (0.5 стр.)

ЗАДАНИЕ 3/6

Проанализируй стихотворение (на выбор), опираясь на «Примерный план сочинения-анализа лирического произведения»

ЗАДАНИЕ 4 /6

1. Расставьте ударения в следующих словах: .

2. Выполните морфемный анализ следующих слов:

3. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

4. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

ЗАДАНИЕ 5/6

Напишите сочинение «50 слов о главном»

ЗАДАНИЕ 6/6

Темы ораторского выступления на конкурсе ораторского мастерства.

​ Легко ли быть добрым?

​ Что значит быть отзывчивым?

​ Что значит быть бескорыстным человеком?

​ Сочувствие и доброта – это синонимы?

​ Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

​ Образование – это дорога в будущее?

​ Чем мечта отличается от цели?

​ Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

​ Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

​ Важно ли быть верным слову?

​ Классика устарела или нет?

​ Что лучше: кем быть или каким быть?

​ Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

​ Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?

​ Нужно ли быть верным самому себе?

​ Нужны ли общественные нормы поведения?

​ Активная жизненная позиция – это старт в успех?

​ В чьих руках наше будущее?

​ Чужой пример – это единственная школа человечества?

​ Высшее счастье человека – в чём оно состоит?

​ Любовь и злодейство – вещи несовместные?

​ Нужны ли обществу лидеры?

​ Какие цели важно ставить на жизненном пути?

​ Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

​ Человек и время, общество и эпоха глазами выпускника 2018 года

​ Мой современник… Какой он?

​ Любовь, честь, патриотизм… Слова или жизнь?

ЗАДАНИЕ 7 /6

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:

статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь .

Задание 2. Выполните морфемный анализ следующих слов:

подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 3. Объясните смысловое различие между словами:

села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 4. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных:

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 5. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

ЗАДАНИЕ 8/6

1. Найдите «лишнее» слово

Соль, солончак, солить, солист

    «Интересные вопросы»:

В каких словах пишутся три буквы е ?

3 Какие из данных слов имеют нулевые окончание?

Домов, голов, основ, шей.

4 Выпиши только фразеологизмы из текста.

Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

5 Назовите несколько слов, относящихся к миру животных, с удвоенными согласными.

ЗАДАНИЕ 9/6

Проанализируйте по имеющемуся у вас плану стихотворение

Константин Бальмонт

Одна есть в мире красота…

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота

Одна есть в мире красота -

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

7 класс

ЗАДАНИЕ 1/7

Вопрос 1 Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Вопрос 2 Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Вопрос 3 Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

Вопрос 4 В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.

Вопрос 5 Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

ЗАДАНИЕ 2/7

Представьте, что ночью слова в словаре оживают и разговаривают между собой. Опишите одну такую ночь, разговор слов из «Толкового словаря». (0.75 стр.)

ЗАДАНИЕ 3/7

Проанализируй стихотворение (на выбор), опираясь на «Примерный план сочинения-анализа лирического произведения»

ЗАДАНИЕ 4 /7

    Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.

    В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

А воробьи, перешьют, поставь;

Б маячить, разрежьте, бурьян;

В увлечься, мальчонка, съешьте;

Г объедки, уязвить, обжечься.

    Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

    Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

О кротком, безобидном человеке.

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

О человеке, который часто меняет свои решения.

О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Об очень худом, изможденном человеке.

    В каком ряду не все слова являются синонимами?

А узы, оковы, путы

Б воображение, фантазия, вымысел

В усердие, одолжение, услуга

Г холм, пригорок, возвышенность.

ЗАДАНИЕ 5/7

Напишите сочинение «50 слов о главном»

ЗАДАНИЕ 6 /7

Темы ораторского выступления на конкурсе ораторского мастерства.

​ Легко ли быть добрым?

​ Что значит быть отзывчивым?

​ Что значит быть бескорыстным человеком?

​ Сочувствие и доброта – это синонимы?

​ Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

​ Образование – это дорога в будущее?

​ Чем мечта отличается от цели?

​ Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

​ Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

​ Важно ли быть верным слову?

​ Классика устарела или нет?

​ Что лучше: кем быть или каким быть?

​ Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

​ Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?

​ Нужно ли быть верным самому себе?

​ Нужны ли общественные нормы поведения?

​ Активная жизненная позиция – это старт в успех?

​ В чьих руках наше будущее?

​ Чужой пример – это единственная школа человечества?

​ Высшее счастье человека – в чём оно состоит?

​ Любовь и злодейство – вещи несовместные?

​ Нужны ли обществу лидеры?

​ Какие цели важно ставить на жизненном пути?

​ Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

​ Человек и время, общество и эпоха глазами выпускника 2018 года

​ Мой современник… Какой он?

​ Любовь, честь, патриотизм… Слова или жизнь?

​ Всё начинается с любви?

​ Можно ли прожить без искусства?

ЗАДАНИЕ 7 /7

    Найдите и исправьте речевые ошибки.

Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

Это был самый вернейший способ решения задачи.

Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

    Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

    Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев.. бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

Из(за) шума ветра мы (со)всем (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

Через (не)сколько секунд перекат свирепо грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

ЗАДАНИЕ 8/7

    Найдите «лишнее» слово

Горняк, горный, горка, горе.

2 «Интересные вопросы»:

Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

    Какие из данных слов имеют нулевые окончание?

Коров, голов, батарей, юношей.

    Выпиши только фразеологизмы из текста

Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой.

5 «Назовите одним словом».

А) Укол, который делает медсестра.

Б) Отвар из мяса.

В) Сорная трава около дома.

Г) Чье-то личное мнение.

ЗАДАНИЕ 8/8

    Найдите «лишнее» слово

Пол, половичок, половой, поле

2 «Интересные вопросы»:

Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

    Какие из данных слов имеют нулевые окончание?

Столов, коров, батарей, юношей.

    Выпиши только фразеологизмы из текста

Я еще не знаю, что мы должны сделать (у меня голова идет кругом) , но думаю, что нос вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

5 «Назовите одним словом».

А) Тот, кто приносит газеты и журналы.

Б) Всегда сопровождает генерала.

В) Строящийся …

ЗАДАНИЕ 9/7

Проанализируйте по имеющемуся у вас плану стихотворение

8 класс

ЗАДАНИЕ 1/8

Лингвистические тесты

    Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

    Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия Человеколюбие

Филантропия Улица

Актуальный Неудача

Диспут Бесстрастие

Фиаско Злободневный

Авеню Спор

    Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

    Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

    Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

    В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

    Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

ЗАДАНИЕ 2/8

Лингвистические задачи.

    Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

    Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.Мах – 3 б.

    Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

    Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

    Найдите общее значение заимствованных слов: цирк, циркуляр, циркуль.

    Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

ЗАДАНИЕ 3/8

Творческие задания

Составьте текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

ЗАДАНИЕ 4/8

    Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

2. Укажите жанр древнерусской литературы:

А)сказание

А)Владимир Мономах

Б)Ярослав Мудрый

В)Пётр Первый

Г)Иван Грозный

4. Определите стихотворный размер данного произведения.

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

Е. Баратынский

5. Прочитайте

ЗАДАНИЕ 5/8

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

    О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.

А) Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

Б)…Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

3. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

Задания, игры, упражнения для младших школьников, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Задания использую на факультативах, в группе продленного дня, как дополнительный материал к урокам русского языка, при подготовке к олимпиадам и викторинам.

1. В этих словах две первые буквы и две последние повторяются. Запиши эти слова в тетрадь.

Например: тахта

Но __ __ __ __ ри __ __

Туш __ __ __ __ леч __ __

2. Найди в каждом слове спрятанное слово, запиши.

Например: смех - мех

Столб - ___________ коса - __________

Полк - ___________ зубр - __________

Удочка - _________ мель - __________

Дорога - __________ лень - ___________

3. Соедини стрелочкой одинаковые по смыслу предложения. Запиши в тетрадь одну пару таких предложений.

Часто меняет решения.

Ничему не верит.

Безобидный человек.

Очень болтливый.

Мухи не обидит.

Имеет язык без костей.

У него семь пятниц на неделе.

Фома неверующий.

4. Закончи пословицу. Запиши в тетрадь.

Без труда …..

С кем поведёшься, от того и ….

Поспешишь - людей …..

Не спеши языком ….

Лучшая вещь новая, лучший друг ….

Труд кормит, а …..

5. Соедини половинки слов и запиши.

6. Собери буквы, которые рассыпались, получишь названия животных. Запиши.

7. Напиши слова с противоположным смыслом.

Короткий

Беспорядок

8. Вставь гласные, чтобы получились слова.

9. Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример: каша, река, тарелка - карета.

Колос, рота, ваза -

Молоко, невод, таракан -

Коса, лото, боксёр -

Баран, рана, банка -

Соловей, лето -

10. Восстанови слова и подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.

· пашак, сокни, вобрь, камай, фотак

· коморвь, рецуго, кочабак, ивалс, мидороп

· клов, бакасо, кашок, заок, рокова

11. Напиши одним словом, что значит выражение.

Бить баклуши -

Намылить шею -

Витать в облаках -

Душа в пятки ушла -

Зарубить на носу -

На краю земли -

12. Допиши слова по смыслу.

Топором рубят, а пилой …

Ластиком стирают, а ручкой …

Летом идет…, а зимой …

Рыбы …, а птицы …

Воду можно разлить, а горох …

Сено косят, а волосы…

13. Допиши подходящие по смыслу слова.

Из муки - оладьи, а из творога - сырники.

Из молока - коктейль, а из апельсина - …

Из свёклы - борщ, а из капусты - …

От коровы - молоко, а от курицы - …

Из руды - металл, а из дерева - …

Из икры - мальки, а из яиц - …

14. Найди лишнее слово.

Часы - спят, стоят, идут, спешат.

Солнце - греет, веет, сияет, светит.

Дорога - стоит, ведёт, бежит, петляет.

Ветер - дует, веет, гудит, молчит.

Река - бежит, течёт, идёт, движется.

Дождь - идёт, стучит, хлещет, бежит.

Муза, поезда, удача - …

Вверх