Библейские истории про давида и голиафа. Библейские герои Давид и Голиаф. Битва

Библейские предания наверняка читали не только люди, относящиеся к христианской религии, и про события Ветхого Завета и Нового Завета в курсе множество атеистов, в том числе людей, связавших свою профессиональную деятельность с историей древнего мира, который, как и вовсе известно всем без исключения, полнился разнообразными религиями, среди которых было множество дикарских языческих верований, движимые которыми, жрецы совершали многократные жертвоприношения, объектами которых были далеко не всегда животные. О диких временах, в которые человеческая жестокость в сфере религии и в судебной сфере, а также в многолетних войнах, и, конечно же, в унизительном рабстве, превышала допустимые пределы и даже самое больное воображение; как ни странно, в современном цивилизованном мире многим ценителям кино по нраву смотреть порой весьма натуралистичные постановки. Здесь уже дело вкуса: консерваторы и ранимые люди, не приемлющие малейшие проявления насилия на экране, предпочитают по старинке смотреть советское историческое кино, в котором стояло строгое табу на кровь, сцены секса и ненорматив; современные же горячие парни, наслаждающиеся возможностями «десятых», ловят кайф от кровавых, зрелищных и головокружительно-захватывающих постановок типа сериала «Спартак: Кровь и песок»; есть и «всеядные» зрители, которым по нраву как максимально приличные пеплумы, так и отличающиеся рейтингом 18+. Другое дело — подлинность кинокартины или телефильма, что является больной темой для зрителя, дотошного до исторической достоверности или совпадения с литературным первоисточником на экране. Последнее зачастую грешило откровенной ложью особенно в голливудском кино, но на этот раз речь пойдёт не об американском фильме, а об итальянской постановке 1960 года, сюжет которой, как ясно по названию ленты, берёт свою основу из Ветхого Завета . Неизвестно, самостоятельно ли итальянцам удалось добиться уровня, совершенно не уступающего высочайшей планке, заданной американцами в плане зрелищности, или же с помощью, собственно, тех, кто эту планку установил; но рейтинги «Давида и Голиафа» неутешительные, как на российском Кинопоиске, так и на американском IMDB, что говорит о том, что критикам, очевидно, удалось найти множество причин осудить данный библейский эпос , каким бы он ни был зрелищным и захватывающим. Понять такую позицию можно, ведь литературный первоисточник является священным, как для представителей христианской религии, так и для иудеев , но, оценивая трезво, стоит признать, что ради такого размаха стоило переиначить пару эпизодов из Библии, поскольку изменения её событий не слишком «богохульного» масштаба, и исторический боевик с элементами фэнтэзи у итальянцев получился именно таким кино, которым эта нация имеет право гордиться. И это несмотря на то, что едкая фраза Голиафа, обращённая к Давиду, на страницах Ветхого Завета, процитированная мной в названии рецензии, не была произнесена в самом фильме.

Действие разворачивается во времена активной военной деятельности филистимлянского народа , который грозил захватить много земель и уже покорил себе несколько соседей, и следующей жертвой должен стать Израиль. Обе стороны ошибочно предполагают, что исход битвы решит то, у кого будет находиться артефакт, именуемый как Священный Ковчег. Тем временем в Израиле мирно живёт сильный и ловкий юноша Давид, он счастлив с любимой девушкой, которая боится попасть в плен к филистимлянам. Давид обещает ей, что не допустит этого. Царь Израиля Саул, известный как деспот, некогда назначенный самим Богом на место правителя этого государства в наказание евреям за непослушание, выслушивает предсказания пророка Самуила об исходе битвы. А в стане противника планируется максимально верное нападение на евреев, и королю могучего государства-завоевателя сообщают, что втайне от него в отдалённых местах был выращен невероятно мощный воин Голиаф, способный одолеть кого угодно. Король требует к себе Голиафа. Тот, кто назвался другом этого воина, оказывается его слугой, который лебезит перед гигантом так же, как перед самим королём. Голиаф демонстрирует перед королём свою недюжинную силу, что вызывает восторг у всех присутствующих. Тем временем девушку Давида убивает молнией. Пророк Самуил предсказывает Давиду, что его ждёт царствование в Израиле, после того, как он принесёт стране победу. Но пока Давид должен уйти из отчего дома и найти себе новый дом, который тот найдёт после трёх дней и трёх ночей пути. Он приходит в Иерусалим, где видит всю жестокость порядков, обычаев и законов столицы Израиля , несколько раз защищает справедливость, после чего прямо на крыльце дворца Саула взывает к народу, призывая его к добру, заявляя, что ими овладело зло в лице самого Саула, что слышит сам царь, но он не приказывает казнить или арестовать Давида, а, напротив, беседует с ним и принимает в своих владениях, против чего были придворные, знающие, что Давид из семьи пастуха. Что ждёт Давида, помимо новой любви, которая заменит ему ту, что погибла на его глазах? Каким образом сбудется предсказание пророка Самуила, и какая судьба грядёт на Израиль, многие города которого уже капитулировали перед филистимлянами? Ответы вы уже знаете, если читали Библию.

Глядя на богатый визуал фильма, в который входят не только красивые пейзажи, но и дорогой декор, и даже весьма зрелищный экшн (ради которого авторы пошли на прямое изменение событий Библии — какое именно, оговаривать не буду, чтобы не писать спойлеров), ну и, собственно, видя эту прямую ложь в предфинальной сцене, допущенную исключительно ради того, чтоб порадовать эпичной битвой; можно смело предположить, что, хоть на Кинопоиске на странице «Давида и Голиафа» и указана только Италия, как страна, снявшая фильм; снимать этот пеплум итальянцам точно помогали американцы — их приёмы нам известны, и они здесь во всей красе, да и, вряд ли могла Италия себе такую визуальную роскошь в сфере кино позволить в те годы. Я, конечно, не из тех, кто, мягко говоря, «вожделеет» на экшн и дорогие декорации и забывает о более важных составляющих; но, глядя на титанический труд кинематографистов 1960 года, на то, как выглядит проделанная колоссальная работа всей съёмочной команды, в том числе, сценаристов, ваявших сюжет не «от балды», а стараясь сделать его максимально динамичным и насыщенным интересными событиями; я понимал, что все изменения реальных фактов и событий Библии мне придётся фильму простить и оценить этот труд по достоинству. Отличнейшее кино, мой поклон итальянцам 60-х за показанный уровень.

Во времена Саула, первого царя израильского, иудеи вели многочисленные войны с филистимлянами. Языческий народ, славившийся своей воинственностью, частыми набегами разорял землю Обетованную. Филистимляне убивали иудеев и уводили их в плен. Израильский народ изнемогал под игом этих нашествий и молил Бога о спасении.

По воле Божьей спасти народ от жестоких притеснителей предстояло второму царю иудейского народа - Давиду, сыну Иессея из колена Иудина, родом из Вифлеема. Но ещё до того, как стать царём и окончательно разбить давних врагов своих сородичей, Давид прославился одной удивительной победой.

Когда он был совсем юным, филистимляне в который раз вторглись в пределы земли Израилевой. Готовясь сразиться, войска противников стали одно против другого близ города Ефес-Даммима. И тут из рядов филистимского войска выступил могучий великан по имени Голиаф. Он предложил иудеям решить исход битвы единоборством. «Выберите у себя человека, - кричал он, - и пусть он выйдет против меня. Если он убьёт меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам».

Страшен был этот исполин, закованный в латы, и никто из израильтян не осмеливался сразиться с ним. Царь Саул пообещал смельчаку, который поразит Голиафа, отдать в жёны свою дочь. Несмотря на обещанную награду, никто не желал сразиться с ним. Сорок дней утром и вечером выступал Голиаф, смеясь над иудеями и понося воинство Бога живого.

В это время в израильском стане появился юный Давид. Он пришёл навестить старших братьев и принести им дары от отца. Услышав Голиафа, поносящего израильских воинов, Давид возмутился духом. Его сердце, полное преданной веры в Бога, вскипело праведным гневом от слов, позорящих богоизбранный народ. Он вызвался сразиться с великаном и просил у царя позволения.

Но Саул сказал ему: «Ты ещё очень молод, а он силён и с малолетства привык к войне». Давид отвечал, что, будучи пастухом, он не раз отбивал овец у страшных хищников: «Когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, и нападал на него, и вырывал из пасти овцу. А если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его, и умерщвлял его».

«Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина», - так закончил Давид, и все поняли, откуда у юноши столь великая сила: он всецело уповал на Бога и надеялся победить Голиафа с Его помощью.

Саул, заражённый храбростью и отвагой Давида, сказал ему: «Иди, и да будет Господь с тобою».

Против грозного, закованного в медь противника Давид вышел с простым пастушеским оружием: в его сумке лежало пять гладких камней из ручья, а в руке он нёс пращу для метания.

Голиаф встретил Давида насмешками: «Разве я собака, что ты идёшь на меня с палкой и камнями?» Давид ответил ему: «Ты идёшь против меня с мечом, копьями и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечом и копьём спасает Господь».

Меткой и привычной рукой метнул Давид камень из пращи и попал Голиафу прямо в лоб. Исполин упал без чувств. Давид, как молния, подскочил к поверженному противнику и его же мечом отсёк ему голову.

Филистимское войско, поражённое чудесным подвигом Давида, в смятении бросилось в бегство. Израильтяне преследовали их, выгнав за пределы родной земли. Эта славная победа подняла дух еврейского народа и укрепила веру в Бога живого, Спасителя Израиля.

Царь Саул исполнил обещанное. Он выдал за Давида свою дочь Мелхолу и сделал его своим военачальником.

Когда Саул и Давид возвращались с поля битвы, женщины всех городов встречали их пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами. В великой радости они восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!» Зависть отравила царю радость победы. Он стал подозревать Давида в желании занять его престол.

С этого момента и до конца своей жизни Саул будет преследовать Давида, желая убить его. Но избранник Божий займёт трон Саула не кознями и интригами, а благоразумием во всех делах своих. Давид станет вторым по счёту и самым славным царём Израиля благодаря своей искренней вере и любви к нему израильтян.

Время гонений станет для него настоящей школой испытаний и подготовкой к великому служению царём богоизбранного народа. В Давиде укрепится уверенность в том, что жизнь человека безраздельно находится в руках Божиих. Только Господь силен спасти каждого из нас от козней дьявола и от скорбей лежащего во грехе мира.

Имя: Голиаф (Goliath)

Страна: Филистия

Создатель: Ветхий Завет

Деятельность: воин, великан

Семейное положение: не женат

Голиаф: история персонажа

Герой какой страны не знаком с летописью великих сражений? Для истинного воина даже религиозная литература легко станет полезным учебником о тактике боя и психологическом давлении. К примеру, битва и Голиафа - наглядный пример, что вера в собственные силы способна уничтожить врага. С такой мотивацией для победы хватит одного камня. Жаль, что для Голиафа подобный урок стал последним в жизни.

История появления

Грозный мужчина впервые упоминается в Библии. Первая книга Царств содержит подробное описание как героя, так и сражения, прославившего противника Голиафа - Давида. Стоит ли напоминать, что сам великан представлен в Ветхом Завете вовсе не доблестным воином, а безрассудным глупцом, не верящим в силу Бога.


Несмотря на мифичность легенды, возможно, история Голиафа вовсе не выдумана. Прототип воина-великана упоминает в записях римский военачальник Иосиф Флавий:

«И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырех аршин с половиною, и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам»

Вторым подтверждением существования Голиафа стала находка археологов. На раскопках в городе Тель Эс-Шафи (предполагается, что раньше здесь стоял город Геф) найдена часть керамической чаши, на которой выбито имя гиганта. Это первое достоверное свидетельство, что Голиаф существовал на самом деле.


На сегодняшний день имя устрашающего воина стало нарицательным. Во вселенной комиксов «Марвел» существует несколько персонажей по имени Голиаф, среди которых , и Билл Фостер. Не менее знаменит тезка Голиафа из мультфильма «Гаргульи», который, в отличие от библейского персонажа, представлен положительным героем.

Образ и характер

Голиаф родился в городе Геф, расположенном на территории Филистии. Мать персонажа, женщина по имени Орфа, вела свободный образ жизни, поэтому отец героя неизвестен.

Голиаф вырос большим и сильным мужчиной, рост героя составлял 2,89 м. Старшие братья героя тоже отличались выдающимися внешними данными. Библия утверждает, что родственником Голиафа был воин Лахмий, которого убил известный боец Эльханан бен Яир.


С раннего детства филистимлянин обучался военному делу. Гигант возвышался над соратниками, поэтому с юношества использовался полководцами в качестве устрашающего оружия. На счету мужчины было много побед, но чаще всего Голиаф хвалился захватом величайшей святыни еврейского народа - Ковчега Откровения.

Несмотря на устрашающую внешность и обширный опыт в битвах, гигант не построил карьеру. Мужчина так и остался простым солдатом, командовать многотысячной армией Голиафу не доверили. Это позволяет сделать вывод, что физическая сила - единственное достижение мужчины. Интеллект и воинская смекалка не входили в список достоинств героя.


Самый известный миф о Голиафе связан с очередным сражением. Во время войны между евреями и филистимлянами Голиаф вызывал на честный бой любого воина царя Саула. В течение 40 дней мужчина призывал смельчаков выйти на сражение. Единственное условие - если герой победит, то представители еврейского народа навсегда станут рабами жителей Гефа.

Грозный мужчина, облаченный в доспехи и вооруженный тяжелым мечом, вызывал трепет у войска противника. Каково же было удивление Голиафа, когда на призыв мужчины ответил молодой пастух Давид. Юноша вышел на бой, одетый в повседневную одежду и с сумкой наперевес. На насмешки противника Давид ответил, что к победе юношу приведет Бог, над которым так неосмотрительно потешался Голиаф.


Удивительно, чем побежден гигант. В роли оружия Давида выступили праща и пять гладких камней. Юноша, быстро размахнувшись длинной веревкой с петлей на конце, всадил камешек в лоб гиганта. Голиаф, не ожидавший подобного нападения, не прикрыл лицо. От удара мужчина упал на землю. Пастух приблизился к поверженному и понял, что великан потерял сознание. Голову воина-филистимлянина Давид отрубил личным мечом Голиафа.

Голиаф в религии

В христианстве колоритные персонажи, упоминаемые в Ветхом Завете, несут в себе недвусмысленное значение. В лице Давида древние писания демонстрируют верующим типологический прообраз , который одерживает победу над Высшим Злом, или дьяволом.


Исследователи утверждают, что сравнение Голиафа с Сатаной имеет под собой подтверждения, содержащиеся в тексте. К примеру, рост великана (шесть локтей и пядь) значительно превышает человеческий, но не достигает божественной цифры 7. В мифе также упоминается чешуйчатая броня Голиафа, отсылающая читателя к Змею, которым часто именовали Сатану. Впрочем, большинство доводов по поводу скрытого смысла легенды носят косвенный характер.

В Коране так же присутствует история, рассказывающая о победе исламского пророка над неверным царем амаликитян. Изменены имена главных героев (Голиафа зовут Джалут, а Давида - Талут) и второстепенные детали. А смерть великана полностью соответствует варианту, озвученному в Библии. Притча о Джалуте и Талуте демонстрирует людям силу и мощь Бога, помогающего одержать победу. Нужно только верить.


В еврейском Священном Писании (Танахе) тоже упоминается легендарная битва. Противником Давида по-прежнему является великан, но имя врага – Гольят из племени плиштим. Еще одно отличие от Ветхого Завета - мужчина оснащен большим количеством оружия. Помимо копья и меча, Гольят снаряжен луком со стрелами. Как и в других источниках, только слепая вера в высшие силы способствует победе Давида над врагом.

Экранизации

Библейский мотив впервые был показан на телевизионном экране в 1960 году. Фильм «Давид и Голиаф» рассказывает о зрелищном сражении, описанном в религиозных писаниях. Роль гигантского воина сыграл итальянский актер Альдо Пединотти.


В 1985 году кинокомпания «Paramount» выпустила фильм «Царь Давид». Кинолента провалилась в прокате. Критики «Нью-Йорк Таймс» написали отрицательные рецензии, указав недостатки сценария и режиссерской работы. Образ Голиафа в неудавшемся фильме воплотил актер Джордж Истмен.


В 2015 году Тимоти Чей снял еще один фильм об известном сражении. На этот раз роль свирепого воина досталась начинающему актеру Джерри Соколоски. Рост артиста составляет 2,33 м, поэтому самый высокий канадец отлично вписался в образ.


Собственный взгляд на библейский мотив в 2016 году показали братья Уоллес. Фильм «Давид и Голиаф» вновь затрагивает тему сражения между евреями и филистимлянами. Роль Голиафа сыграл Майкл Фостер, знакомый зрителю по сериалам «Конан» и «Беверли-Хиллз 90210: Новое поколение».

  • Имя Голиаф - производное от глагола «открыть». Полный перевод звучит как «стоящий с непокрытым видом перед Богом».
  • Жертвами Голиафа до встречи с Давидом стали Хофни бен Эли и Пинхас бен Эли, сыновья судьи-первосвященника.
  • Общий вес доспехов Голиафа достигал 60 тонн (в другом источнике – 120 тонн).
  • Библия содержит упоминания о двух Голиафах. Если первый воин погиб от руки Давида, то убийцей второго солдата стал Елханан. Долгое время считалось, в притчах упоминается один и тот же великан. Но сражения произошли в разные временные отрезки и на разной территории.
Давид и Голиаф


Караваджо, Давид и Голиаф


Тициан Давид и Голиаф 1545 г.

Голиаф — огромный филистимлянский воин в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову. Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.
По другой версии Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского.

Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.


Праща

Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа. Ростом Голиаф был в вышину 6 локтей с пядью или 2 метра 89 сантиметров (1 локоть = 42,5 см, 1 пять = 22,2 см). Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 килограммов (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенникии, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжелое копье, один только наконечник которого весом 600 сиклей железа (6,84 кг), и большой меч..


Matteo Rosselli, Triunfo de David, Palazzo Pitti.1620

У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща. Филистимский великан посчитал для себя оскорблением то, что сразиться с ним вышел юноша, совсем еще мальчик. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоевывал победу своей стороне. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешен, но не всегда исход битвы определяет физическая сила. Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой на юго-западе от Иерусалима, описаны в Библии, в 17-й главе 1-й книге Царств.


Fugel David gegen Goliath

Andrea del Castagno.1450

Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.

Победа Давида над Голиафом

Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям: "зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами". Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.

David with the Head of Goliath, oil on canvas painting by Bernardo Strozzi, c. 1636, Cincinnati Art Museum

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.

Но Саул сказал ему: "ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне".

David the Shepherd Boy

Gardner-The Shepherd David


From life of David, Psalter of Basil II, later 10th c., Constantinople

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с тобою".

Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?".

Давид против Голиафа

Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь".

Гюстав Доре.Давид и Голиаф.

И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.


Tanzio da Varallo, Davide e Golia, ca. 1625 (Museo civico, Varallo)

Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.

Jonathan greeting David after David killed Goliath


Giacomo Antonio Boni Triunfo de David Musée Fesch Ajaccio

Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.


David with the head of Goliath, Claude Vignon, 1620-23, Blanton Museum of Art, Austin, Texas.


fresco painted by Michelangelo and his assistants for the Sistine Chapel in the Vatican between 1508 to 1512

Camillo Boccaccino, David (datato 1530), Piacenza, Palazzo Farnese, Museo civico.


Carlo Dolci. David con la testa di Golia


FETTI, Domenico - David with the head of Goliath (1620).Royal Collection, London

Gentileschi, Orazio-David Contemplating the Head of Goliath-c.1610.

Guercino David with the Head of Goliath.

Guido Reni.David mit dem Kopf Goliaths.1605

Johannes Zoffany - self-portrait as David.1756

Oost the Elder, Jacob van - David with the Head of Goliath - 1648

Peter Paul Rubens David Slaying Goliath.1616

Pietro Desani David con la cabeza de Goliat.

Rimini.David and Goliath by Giovan Francesco Nagli

Tintoretto Portrait of a Young Man as David.


Triumph des David über Goliath Niederrhein 17 Jh.


Juan Luis Zambrano, David paseando en triunfo la cabeza de Goliat, Córdoba, Museo de Bellas Artes.1630

Michelangelo Buonarroti .David und Goliath.1508-1512.Fresko.Vatikan, Sixtinische Kapelle

Самуил находит нового царя по имени Давид. Самуил долго горевал из-за того, что Саул, по его мнению, не пригоден для царского звания. Наконец, Бог сказал, чтобы он отправился в город Вифлеем: там ему будет указан новый царь. Самуил выполнил приказание, и в Вифлееме Бог указал ему на белокурого юношу “с красивыми глазами и приятным лицом”. Это был Давид, младший сын Иеффая. Когда в семью Иеффая неожиданно пришел Самуил, Давида не было — он пас отцовских овец. Самуил приказал послать за ним и тайно, только при отце и братьях, помазал Давида на царство.

Тем временем Саул под впечатлением угроз Самуила заболел и стал мучиться постоянным беспокойством. Слуги решили найти хорошего музыканта, чтобы он своей игрой успокаивал царя. Кто-то подсказал, что Давид, сын Иеффая, прекрасно играет на гуслях и, кроме того, умен и храбр. Саул послал за ним. Давид явился, очень понравился царю и стал его оруженосцем. Теперь, как только на Саула находила тоска, Давид играл ему на гуслях, и царь успокаивался.

Голиаф. Недолгим было мирное время. Вскоре филистимляне вновь нагрянули в царство Саула. Оба войска, филистимское и израильское, расположились на двух возвышенностях; между ними была долина. Из филистимского лагеря выступил могучий богатырь по имени Голиаф, ростом больше шести локтей, одетый в медный чешуйчатый панцирь, медный шлем и наколенники. За плечи его был заброшен медный щит, к поясу подвешен длинный меч, а в руке он держал огромное железное копье.

Царь Давид, играющий на арфе.
Книжная миниатюра XIV в.

Голиаф в сопровождении оруженосца подошел к израильскому лагерю и закричал во все горло: “Зачем вышли вы воевать? Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам!” Саул и израильтяне в ужасе молчали.

Давида же перед походом царь отпустил домой, так как тот был еще слишком молод, чтобы воевать. Давид вновь стал пасти овец, и однажды Иеффай приказал ему отнести братьям еду в военный лагерь.

Давид пришел как раз в тот момент, когда израильтяне и филистимляне выстроились в долине для боя. Перед филистимскими рядами вновь выступил Голиаф и начал издеваться над израильтянами и над их Богом.

Уверенность юноши покорила Саула, он сказал: “Иди, и да будет Господь с тобою”. Царь одел Давида в свои доспехи, но тот, прицепив к поясу меч и попробовав пройтись, снял все с себя со словами: “Я не могу ходить в этом, я не привык”.


Триумф Давида над врагами.
Миниатюра Золотого псалтыря.
Ок. 900 г.

Поединок Давида и Голиафа. Оставшись в обычной одежде, Давид выбрал из ручья пять гладких камней, положил их в свою пастушью сумку, взял в руки палку, с которой привык ходить, и пращу [ременная петля, с помощью которой метали камни в цель] , и вышел из строя израильских воинов.

Голиаф с презрением посмотрел на тщедушного по сравнению с ним самим юношу, удивился: “Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?” — и пообещал отдать тело смельчака на растерзание птицам и зверям. Давид ответил: “Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских” [Саваоф — одно из имен Яхве; оно означает “Бог воинств”, “воинственный Бог”] . И Давид призвал филистимлянина готовиться к смерти, объявив, что по воле Яхве тот сейчас погибнет.

Оба войска затихли и напряженно следили за происходящим. Взбешенный Голиаф двинулся навстречу Давиду, но успел сделать лишь несколько шагов. Давид выбежал навстречу ему, достал из сумки камень, вложил в пращу и метнул с такой силой, что камень вонзился Голиафу в лоб. Богатырь рухнул на землю, как подкошенный. Давид подбежал, вытащил огромный меч Голиафа и отсек ему голову. Увидев, что их силач погиб, филистимляне струсили и побежали. Израильтяне бросились за ними в погоню.

После победы над Голиафом Саул сделал Давида военачальником. Ионафан, старший сын Саула, полюбил Давида всем сердцем и в знак дружбы подарил ему свою одежду и оружие.

“Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч”. Когда войско с победой возвращалось домой, женщины плясали и пели: “Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!” Досадно стало Саулу от таких слов, и с этого дня царь стал смотреть на Давида с подозрением.

Вскоре у Саула вновь случился приступ болезни. Он метался по дому, а Давид перебирал струны гуслей, стараясь успокоить царя. Вдруг Саул схватил копье и что было силы бросил его в Давида, стараясь пригвоздить того к стене. Давид увернулся. Саул вырвал копье и вновь метнул в него, но опять промахнулся.

После этого случая Саул удалил Давида от себя и назначил тысячником [начальником над тысячей воинов] .

Давид с честью оправдал столь высокое звание. Народ любил молодого военачальника, но Саул опасался его пуще прежнего и решил погубить, так как видел в Давиде соперника. Чтобы не вызвать недовольства в народе, Саул придумал коварный план,— уничтожить Давида руками филистимлян. Царь объявил, что отдает Давиду в жены старшую дочь, если тот будет храбро воевать. Храбрости Давиду было не занимать, он отважно сражался с врагами и не раз рисковал жизнью, но, когда пришло время выдавать замуж дочь, Саул отдал ее за другого.

Давид и Мелхола. Однако Давида полюбила другая дочь Саула, Мелхола. Давид тоже был к ней неравнодушен. Саул узнал об этом и велел передать Давиду, чтобы тот вместо свадебного выкупа лично убил сто филистимлян. Еще до назначенного царем срока Давид убил двести врагов, и Саул был вынужден сдержать слово: Мелхола стала женой Давида.

Семейное счастье Давида длилось недолго: Саул вновь попытался погубить его. Царя не остановило даже заступничество Ионафана: старший сын царя очень любил Давида и взял с отца клятву, что Давид останется жив. Но Саул, ослепленный ненавистью к зятю, забыл обещание.

Охота на Давида. Злобу Саула подстегнула новая победа Давида над филистимлянами. Когда Давид вернулся с войны, царь послал слуг к его дому, чтобы утром, как только он выйдет, убить его. Но Мелхола, увидев у дома вооруженных людей, догадалась о замыслах отца, ночью спустила Давида из окна на веревке и утром не торопилась отворять двери, чтобы муж успел спрятаться понадежней. Давид же встретился за городом со своим другом Ионафаном. Тот пообещал выяснить намерения отца и сообщить о них Давиду. Выяснять пришлось недолго: царь потребовал от Ионафана привести Давида, чтобы казнить его. Когда Ионафан вступился за друга, Саул чуть не убил его самого. Понял царевич, что Давид обречен, если покажется царю на глаза. В последний раз встретились Давид и Ионафан, поклялись друг другу в вечной дружбе и со слезами на глазах расстались.

Давид укрылся в горной пещере. Скоро вокруг него собралось четыреста удальцов, и начал он на свой страх и риск воевать против филистимлян. Саул узнал, где находится Давид, и с отборным отрядом отправился за ним. Дважды получалось так, что Давид мог беспрепятственно убить царя, но он этого не сделал и не позволил никому из своих людей поднять руку на помазанника Божьего. Саул, узнав о великодушии Давида, даже просил у него прощения, но потом опять принимался за старое.

Гибель Саула и его сыновей. Филистимляне вновь собрались войной на Израиль. Когда Саул увидел огромный военный лагерь филистимлян, сердце его дрогнуло и он решил спросить совета у Бога. Но Бог не отвечал ему, и устрашенный Саул решил прибегнуть к волшебству. К тому времени Самуил умер, а волшебников и гадателей Саул изгнал из страны, запретив и само занятие волшебством. С трудом нашлась в стране одна старая волшебница.

Когда Саул и двое его слуг пришли к старухе, она долго отказывалась выполнить его просьбу, боясь, что ее накажут. Но Саул сумел уговорить ее. По его просьбе женщина вызвала из царства мертвых Самуила.

1 - кидар (тюрбан) из
льняной ткани; 2 - пояс;
3 - хитон из льняной ткани;
4 - нижнее льняное платье

Когда Саул увидел Самуила, то низко поклонился ему. Но это почтение не смягчило старца, он и после смерти был гневен на царя и предсказал ему, что в завтрашнем сражении израильтяне будут разбиты, а сам Саул и его сыновья погибнут. Мужество оставило Саула. В смятении вернулся он той же ночью к израильскому войску. Наутро филистимские полчища напали на израильтян и те побежали. Филистимляне на своих колесницах легко настигали и убивали их. Так погибли три сына Саула, в том числе Ионафан. Самого царя враги окружили и, боясь приблизиться к нему, стали расстреливать из луков. Израненный Саул, не желая сдаваться, приказал оруженосцу убить его. Но тот не смел поднять руку на господина, и тогда Саул бросился на собственный меч. Оруженосец последовал его примеру.

На следующий день филистимляне пришли на поле боя грабить убитых, нашли тела Саула и его сыновей и очень обрадовались. Отрубленную голову первого израильского царя они передавали из одного города в другой, а его оружие положили в храме своей богини Астарты. Тела Саула и его сыновей враги вывесили на стене одного из захваченных ими израильских городов.

Об этом узнали жители Иависа, города, когда-то спасенного Саулом. Ночью они тайно сняли тела погибших со стены и похоронили у себя. Так печально окончилась жизнь первого царя Израиля.

Давид, узнав о гибели царя и его сыновей, горько заплакал и сложил песню, прославлявшую героизм Саула и Ионафана, которые были быстрее орлов, сильнее львов и не разлучились даже в смерти.

Царствование Давида. После смерти Саула филистимляне вновь поставили в палестинских городах свои отряды и принялись хозяйничать в стране. Но за свободу Израиля поднял свой меч Давид. Бог помогал ему; Давид неожиданно быстро разгромил филистимлян и других врагов. Даже самую мощную вражескую крепость, Иерусалим, царь сумел захватить, сделав его своей столицей.

Хирам, царь финикийского города Тира и друг Давида, прислал к нему мастеров, чтобы те построили в Иерусалиме царский дворец. Затем Давид торжественно перевез в столицу ковчег завета и решил построить для Бога храм (пока что ковчег стоял в скинии, как было еще во времена Моисея). Но Бог сказал, что храм суждено построить не Давиду, а его сыну: “Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки”.

Давид правил израильтянами сорок лет, неизменно побеждая врагов и имея удачу во всех делах. Но когда он состарился, среди его многочисленных сыновей, родившихся от разных жен, начались ссоры — каждый хотел стать царем после смерти отца. Чтобы не допустить кровавой борьбы за власть, Давид приказал еще при его жизни помазать на царство Соломона, сына любимой жены Вирсавии. Вскоре царь умер, наказав перед смертью Соломону расправиться с теми из своих врагов, кого он не успел наказать сам.

Вверх