Урок русского языка род имен существительных. Конспект урока "род имен существительных". И запомню род мужской

Цели:

  • научить определять род имён существительных,
  • развивать память, внимание, речь,
  • воспитывать интерес к процессу познания.

1. Организационный момент.

Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.

Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Минутка чистописания.

На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,

Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.

Какие сочетания записали? Почему?

На второй строчке напишите парные глухие согласные.

Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?

3. Словарная работа.

Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.

Догадайтесь, какие это слова и запишите.

М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.

4. Повторение изученного.

Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?

Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”

Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.

Составьте предложения с этими существительными.

Как красиво звучат ваши предложения!

5. Изучение нового материала.

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.

Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.

Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.

Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.

Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.

Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.

Аналогичная работа со словами мужского рода.

Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.

Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.

Запишите его. Подберите слова-помощники.

Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.

Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?

Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?

Какие имена существительные относятся к среднему роду?

Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.

Мы сделали такой же вывод?

6. Физминутка.

7. Закрепление.

Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.

Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.

Проверим.

8. Домашнее задание.

Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.

9. Упражнения в определении рода имён существительных.

Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.

Х_рошая книга – лучший дру_.

Учитель: Как вы понимаете пословицу?

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Следующая пословица.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.

Вставить пропущенные буквы.

Над существительными надписать род.

М. р. Ж. р. Ср. р.
1 2 4 1 3
II 2 1

10. Подведение итогов.

Учитель: Что узнали на уроке?

Чему научились?

Какие 3 рода есть у имён существительных?

Как определить род имени существительного?

Кому было трудно определять род имени существительного?

Кому было интересно?

Что бы вы посоветовали Майклу?

Литература:

1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.

г. Петропавловск

КГУ «Средняя школа № 42»

Алымова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

    формировать умение определять род имен существительных.

    развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

    воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

II. Словарная работа.

Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

III. Актуализация знаний

Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
(Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы
Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета?
(Нет!)
Имена существительные обозначают предмет?
(Да!)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)

На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?

(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

На какие три группы можно разделить эти слова?

(по родам)

IV . Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: « Род имен существительных».

Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

V . Упражнение в определении рода имен существительных.

1. Игра «Найди свое слово»

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.

2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел.
(Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся.
(Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел.
(Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Дети садятся)

3. Коллективная работа.

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмет или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов запишите. Определите род.

Вечер - осень –

корова - бабочка-

лошадь- мужчина-

(Утро, теленок, жеребенок, лето, личинка, мальчик)

4. Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

5. Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться - в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

6. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

VI . Итог урока. Рефлексия

Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

О чём говорили? (о роде имени существительного).

Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК: РИТМ

Учебный предмет: русский язык.

Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные:

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

Ход урока

1. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?

2. Чистописание

На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)

на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

  1. предмет
  2. кто? что?
  3. ед.ч. и мн.ч.
  4. одушевлённые, неодушевлённые
  5. собственные, нарицательные

Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3. Актулизация знаний

Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село . Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

4. Постановка проблемы

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд)

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Физкультминутка

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Послушайте сказку.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

(река город, озеро, улица, писатель, село.) (Слайд)

– Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

(Ответы учеников.)

5. Работа с правилом

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)

Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Работа в группах

Составьте алгоритм определения рода имени существительного.

– Какой алгоритм вы составили?

  1. Назовите слово.
  2. Подберите слово-помощник.
  3. По слову-помощнику определить род.

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

На доске: Слайд

Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!

6. Повторение и систематизация изученного материала

Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.

Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока? напомним– Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки

3 ряд – слова Ср.Р (Слайд)

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

7. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (Слайд)

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло

Проверка.

Учитель: Какое открытие сделали на уроке?

8. Итог. Рефлексия

– Какова была цель нашего урока?

– Назовите рода имён существительных?

– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

– Я узнал…

– Я научился…

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

Учитель:

– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

– Кто не доволен? Чем? Почему?

– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.

Предмет: русский урок. УМК «Школа России»

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку

зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

самооценку деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают

Оборудование: таблицы, карточки, картинки.

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Замени одним словом.

Плод яблони. яблоко

Мебель для сна. кровать

Помещение, в котором ведут торговлю. магазин

Железнодорожный подземный транспорт. метро

Седьмой день недели. воскресенье

Командная игра на льду. хоккей

Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка

    Предложение. Найти ошибки, списать правильно.

Дул халодный ветир. Дул холодный ветер. 4

IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

    Имя существительное – это… часть речи

    Имя существительное обозначает… предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?

4. Имя существительное в предложении может быть… подл., второст. член

5. Постоянный признак имени существительного… одушев - неодушев

6. Непостоянный признак имени существительного… число

V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

    «Мозговой штурм». Картинки.

А теперь приготовились делать открытие!

Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.

Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.

Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Род имён существительных».

    Работа с правилом. Учебник, с. 19.

Прочитайте правило самостоятельно.

Какого рода бывают имена существительные?

Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

Какие слова можно подставить к словам женского рода?

Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.

Женский род запомню я и скажу «она моя». Определить род словарных слов.

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой». – Как определить род имён

Средний род – «оно моё» - это правило моё. существительных?

3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 404.

1 ряд – М. р.: ..., …, …,

2 ряд – Ж. р.: …, …, …,

3 ряд – Ср. р.: .., …, …,

Проверка. – Как определить род имён существительных?

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

слова6 берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

О чём говорится в тексте?

Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,

которые выращивают хлеб).

2. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.

Проблема: на столе – как определить род?

3. Составление алгоритма.

1.Начальная форма.

2.Он, она, оно.

3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.

4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.

VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа по группам.

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р.

понедельник

2. Проверка.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… гол

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… зима

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… василёк

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий… ухо

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает….. обезьяна

Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый…. медведь

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая… белка

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия.

научился

задумался

удивился

Что для вас было самым интересным на уроке?

Что было сложным?

Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить правило, с 19.

Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.

Елена Цмоковенко
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе «Д»

Тема урока :

«Род имён существительных »

Подготовила :

Учитель начальных классов

Цмоковенко Е. А.

Цель : создание условий для формирования умения определять род имен существительных ;

Задачи :

личностные : способствовать формированию интереса к урокам русского языка , готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные : обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль , самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные : создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные : помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат :

способность, опираясь на существенные признаки , определять род имени существительного ; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо :

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» )

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

Установить тематические рамки учебной деятельности («могу» ).

Над какой большой темой мы начали работать?

Назовите часть речи, которую начали изучать.

Послушайте сказку про имя существительное .

Сначала все существительные были очень похожи . Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ : «Кто придумает для моих слов - существительных - различия , тот будет награжден».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал : пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала : а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные , потому что знала «секрет» различия.

Сформулируйте тему урока .

Род – это грамматический класс слов , имеющий характерные особенности.

Какие три рода имен существительных есть в русском языке ?

Прочитайте слова.

Женщина, мужчина, озеро,

солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

Что можете сказать про эти слова?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия , аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу» )

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

III. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

Вижу, вы удивлены. Почему?

И ваши мнения разошлись.

Значит, чего мы не знаем?

Чему будем учиться на уроке ?

Вспомните последние слова в сказке.

А вы хотите раскрыть этот «секрет» ?

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока

(как) ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.

РАБОТА В ПАРАХ

- Дано два конверта : в одном слова – имена существительные ,

в другом – слова-помощники.

Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

Что получилось?

Назовите имена существительные , к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова оно, мое.

Определите род имен существительных , к которым можно подставить слова оно, мое?

Какой «секрет» мы раскрыли?

Это наш секрет.

А теперь прочитаем «секрет» , который знала Королева. С. 21 в учебнике.

Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

Предложили и согласовали тему урока , которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Называю имя существительное , а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.

V. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще .

Для реализации этой цели учащиеся должны :

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,

Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных , вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся :

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.

А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

На карточке № 1 даны слова : яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

Разделите слова на 3 группы по родам.

Проверка.

Выделите окончания существительных . Что заметили?

Дополним таблицу.

Сделаем вывод по таблице.

Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо :

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Выполним упр. 235.

1 ряд – выписывают слова ж. р.

2 ряд – м. р.

3 ряд - с. р.

Проверка.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо :

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Довести его до уровня автоматизированного навыка,

При необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Задания по группам :

1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.

2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

весна– навес

валик– вилка

лето – тело

камыш – мышка

уклон – клоун

каприз – приказ

3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели :

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ,

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Какое открытие вы сделали?

В русском языке 3 рода имен существительных .

Знаете ли вы, что…

Есть языки , в которых у существительных нет никакого рода . Это «безродовые» языки – английский , финский, японский, китайский, узбекский.

Есть языки , в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

Есть языки , в которых родов намного больше, чем в нашем языке . В языках Африки , Кавказа до 40 родов.

Кросс-опрос.

1. Назовите 3 рода имен существительных .

2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных ?

3. Назовите окончания имен существительных м . р., ж. р., с. р.

Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

Я вам предлагаю две награды :

Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

Вторая награда – радость открытия нового.

Какую награду выбираете вы?

Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.

Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.

Вверх