Допустим ему понравилось схема предложения. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь в конце предложения


Убедитесь в том, что Вам понятно, о чем идёт речь в приведенном перечне умений. Если не все термины понятны, следуя по ссылкам, изучите теоретический материал.

А теперь разберём конкретное задание.

Текст для анализа.

…Личную карточку Юрия Зуркевича в архиве рудника я прочитал, как роман. (1) По внушительной пачке документов, подшитых к ней, уже можно догадаться, что работал Юрий Станиславович долго и не без приключений. (2) Содержание же этих бумаг - яркое свидетельство того, что человеку, имеющему свое мнение, желающему хорошо работать и получать за это хорошую зарплату, при советском режиме, а также в первые постперестроечные годы приходилось нелегко. (3) Судя по документам, как работник характеризовался Зуркевич практически всегда положительно, а проблем имел массу. (4) Но что чтение протоколов и справок по сравнению с живыми рассказами об этом человеке. (5) На шахте, где работал Зуркевич, когда начались первые забастовки и шахтёров отправили в Москву стучать касками, меня встретили радушно (6). Рассказать о Зуркевиче хотел чуть ли не каждый. (7) Он у них человек-легенда. (8) Собрались у директора, он даже отменил ради приезда столичного журналиста совещание. (9) Я догадывался, откуда он узнал о моём приезде, и это слегка волновало меня. (10) Я сел там, где обычно сидел директор. (11) Первым начал рассказ бригадир, который когда-то работал вместе с Юрием Станиславовичем. (12)

Вопросы

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное (ые) предложение (ия) с придаточным предложением места. Напишите номер (а) этого (этих) предложения (ий).

Как выполнять задание

1. Обращайте внимание на скобочки в формулировке задания. Важно понимать, одно предложение вы ищите или несколько.

2. Обязательно ставьте карандашом в тексте ограничители. А то разволнуетесь на экзамене и случайно захватите лишние предложения.

3. Вам нужны только сложные предложения. Подчеркните все основы и вычеркните простые предложения, чтоб не мешали.

4. Если вы ищете сложноподчинённое предложение, обведите подчинительные союзы и слова, похожие на них. Простые предложения вы уже вычеркнули. Теперь вычеркните сложные предложения, в которых нет придаточных. Нет подчинительного союза - нет и придаточного.

5. Если вы ищете предложение с последовательным, параллельным подчинением, значит, в этом предложении как минимум 2 придаточных. Тип подчинения не устанавливается в предложениях с одним придаточным. Вычеркните предложения с двумя основами.

6. Если осталось 2 и более предложений, нарисуйте их схемы и выберите нужное. Часто к этому этапу остаётся одно предложение, но лучше все равно нарисовать его схему, чтобы убедиться в правильности выбора.

7. Если нужно найти придаточное определённого вида, сначала подчеркните все придаточные предложения, какие есть в тексте.

8. Вид придаточного определяется по вопросу, идущему к нему. Представьте, что все подчеркнутые предложения - это ответы. Постарайтесь найти к ним вопросы. Дальше без знания видов придаточных не обойтись.

Цели:

  • формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению;
  • формирование умений ставить вопросы от главного предложения к придаточному, определять средства связи главного и придаточного предложений;
  • отработать умение работать в группе;
  • формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль, классифицировать исследуемые явления, формулировать выводы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Класс делится на 4 группы. Работа проводится по группам.

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Назовите сложноподчиненные предложения, которые вы выписали из домашнего упражнения, определите виды придаточных.

3. Синтаксическая пятиминутка. Схематический диктант

Учитель читает предложения, по 1 представителю от каждой группы по очереди составляют на доске схемы и определяют виды придаточных предложений.

  • Мы не заметили, как наступила зима.
  • В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил рыбу.
  • Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
  • Володя гордился, что научился ездить верхом.

4. Слово учителя

– Какие виды придаточных предложений нам известны? Давайте внесем их в обобщающую таблицу. (Таблицы есть у каждого ученика, всю информацию в таблицу записывают учащиеся)

Мы с вами работали с придаточными определительными и изъяснительными. Но существует еще один вид придаточных предложений – придаточные обстоятельственные. Сейчас каждой группе предстоит провести исследование и сделать вывод, какие виды обстоятельственных придаточных существуют. Для этого вам предстоит вспомнить, какие виды обстоятельств существуют.

5. Работа в группах по карточкам

Группа 1 (Приложение 1 . Слайды №2-3)

Карточка 1

Группа 2 (Приложение 1 . Слайды №4-7)

Карточка 1





  • Густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.
  • Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить не нее внимания.
  • Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

Группа 3 (Приложение 1 . Слайды №8-11)

Карточка 1

Группа 4 (Приложение 1 . Слайды №12-15)

Карточка 1

1. Прочитайте предложения. Проанализируйте их строение, выполните задания и ответьте на вопросы.

1) Выделите главную и придаточную части.
2) Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
3) Поставьте вопрос от главного к придаточному.
4) Определите, чем присоединяется придаточное к главному.
5) Определите вид придаточного предложения

  1. Чтобы предохранить от влаги соль, нужно в солонку положить несколько крупинок риса.
  2. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
  3. Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне.

3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных

Карточка 2 (получают все группы)

(После выполнения исследовательской работы представители каждой группы заполняют электронную версию обобщающей таблицы)

6. Выступление представителей рабочих групп

Рассказ о проведенном исследовании.
Во время выступления представителей рабочих групп все заполняют таблицы «Виды придаточных предложений»

7. Тренировочные упражнения

Учитель. Пользуясь составленной таблицей, определите вид придаточных предложений.

(Предложения проецируются на экран) (Приложение 1 . Слайды №17-22)

  • Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
  • Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.
  • С осени, когда пруды начинали покрываться пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.
  • Где нет любви к искусству, там нет и критики.
  • Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.

Учитель. Спишите 5 предложений из карточки №3, составить схемы, определить вид придаточных предложений. (Количество предложений может быть изменено в зависимости от оставшегося времени)

Карточка 3

  • Я заметил что у Петра отсутствует чувство страха.
  • Мы отправились туда где шумели золотые поля пшеницы.
  • Комната в которую вел длинный коридор оказалась запертой.
  • Летучие мыши более приспособлены к жизни в воздухе так как на земле они почти совсем беспомощны.
  • Для того чтобы бумага не желтела ее не нужно оставлять на солнце.
  • По всей равнине куда ни взглянешь играли лучи восходящего солнца.
  • Когда осторожно открыв дверь она выглянула в коридор тишина сразу успокоила ее.
  • Герасим торопился как будто мать старушка ждала его на родине.

Предложения проверяются коллективно.

8. Групповая работа по карточке 4.

Учитель. Закрепляя умение расставлять знаки препинания в СПП, вам предстоит выполнить задание на карточке. Постарайтесь не допустить ошибок, контролируйте действия других учеников в группе.

Расставить знаки препинания, выписать цифры, на месте которых вы поставили запятые.

  1. Пробуждаются клены от сна(1) чтоб(2) как бабочки (3) листья хлопали.
  2. Волны (1) обезумев (2) от ярости (3) били совсем рядом в берега с такой силой (4) что (5) они сотрясались.
  3. Доктор телеграфировал жене (1) что (2) будет проездом в Ленинграде (3) и просил (4) приехать на вокзал.
  4. Нужны (1) столетия (2) и кровь (3) и борьба (4) чтоб человека создать из раба.
  5. Я сказал (1) что пошутил (2) и (3) найдя свою постель (4) юркнул с головой под одеяло.

По окончании работы группы меняются карточками и проверяют правильность выполнения работ, использую проецируемые на доске предложения и правильные ответы.
(Приложение 1 . Слайды №23-27)

9. Обобщение

– Какая задача стояла перед нами сегодня?
– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, какие виды придаточных обстоятельственных существуют?
– В таблице еще остались незаполненные графы. Как вы думаете, почему?

– Не все виды придаточных обстоятельственных нами сегодня рассмотрены. Разговор о других видах придаточных обстоятельственных продолжим на следующих уроках.

10. Домашнее задание: рабочая тетрадь Шкляровой упр. 42, 49, 58, составить схемы к предложениям.

Задание В7 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе­ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек­сте приводит к неспособности строить собственное высказыва­ние на заданную тему, чему посвящено задание части С. Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства :

· слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы;

·имя собственное - имя нарицатель­ное (офицер - Соболевский);

· лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.;

· повтор грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения;

· синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

· противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Разберем задания

В7-1Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и наречия?

(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще — целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В. Сундакову)

В7-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

В7-3. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1) Нахожусь во власти странного ощущения. (2) Идя по луговой тропинке, по лесной

опушке, по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из далёкой

(3) В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я не верю, и

тогда мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами из книги В.Н. Комарова и предположить, что здесь, в этих сложных зелёных сооружениях, а вернее, в зелёных живых существах, действительно побывал разум, а если по науке – природа, эволюция, жизнь.

В7-4.Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого

предложения.

(1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда

безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что

духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно

проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная

«арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.

(5) «Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А

зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.

В7-5. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при

помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической

жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным.

(5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие

тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут

насекомые, из которых многие – наши друзья.

В7-6. Какое из предложений связано с предыдущими с помощью подчинительного

союза? Напишите номер этого предложения.

(1) В том-то и дело, что в шестидесятые и семидесятые годы, которые теперь

называют «эпохой застоя», все эти могучие средства, находящиеся под строгим

контролем государства, оказались закрытыми для настоящего искусства. (2) И народ,

со свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам

общения. (3) Так что сам факт появления авторской песни в эти годы свидетельствовал о большом непорядке в «датском королевстве». (4) И это было сразу же понято ревнивыми хранителями идейной чистоты нашего искусства. (5) Действительно, с момента своего появления авторская песня постоянно запрещалась и многократно предавалась анафеме с высоких трибун и в печати.

(6) В чём же главная заслуга Булата Окуджавы в создании второго песенного

искусства? Почему именно его считают родоначальником этого направления, хотя ещё до него стали известны песни Юрия Визбора, Ады Якушевой и других авторов?

В7-7. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого

предложения.

(1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он

обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой

микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти

миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых

ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Виды связи предложений в тексте:

Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

    Где-то за горизонтом шла гроза.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические средства связи:

    Однотематическая лексика

    Описательные обороты.

Грамматические средства связи

    Союзы

    Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

    Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

(Все предложения двусоставные неполные)

    Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств

( Указательное местоимение, синоним и частица)

1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:

- Как этот человек мог выразить мои переживания?!

Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.

5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни

6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

.

15.

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.

(Д.Лихачёв)

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

Хорь. Он Крестьянин

2. Хорь был человек положительный. Это Они же делали Хоря человеком авторитетным.

3. Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

    леса , могучие, нетронутые. В лесах

    талантливым талантливости .

    В лесу мы видели лося . Сохатый

    Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.

    Ей ей и украшать её.

    Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

    Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.

    Так

    И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев).

    Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но

    Словом

    огромный

    Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть.

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания.

    "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи.

    Друг спорит. Недруг же поддакивает.

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Однажды читатель берёт в руки книгу … Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:

Как этот человек мог выразить мои переживания?! Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.

Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.

Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …

Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …

И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.

Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.

Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.

    Определи тему текста.

    Найди в тексте ключевые слова.

    С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

    Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»).

    Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.

    Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.

    Запиши два последних абзаца, разбери предложения.

    Напиши сочинение «Почему мне хочется перечитать книгу………….» или напиши небольшое эссе – выскажи свое мнение о предложенном отрывке текста.

Ответы:

Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. ( Параллельная связь )

Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей… Цепная связь

Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым. Цепная связь

Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли. ( Параллельная связь )

Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.

    На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. Неполные предложения и эллипсис,

отсылающие к предшествующим элементам текста

2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась превозносили шутили

над нашими неудачами. (А.Пушкин) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)

3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. Числительные(количественные, порядковые, собирательные)

4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: - Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. Однотематическая лексика

5. Построили шоссе. соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты.

6. Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег. Наречия(местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)

7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лексический повтор, однокоренные слова

11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.(В. А. Сухомлинский) Лексический повтор, однокоренные слова

12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Антонимы(в том числе и контекстуальные)

14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами . Антонимы(в том числе и контекстуальные)

15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был

до конца предан своей Родине. Союзы (преимущественно сочинительные)

16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. Частицы(же, ведь, и, всё-таки и другие)

17. Занимайтесь спортом! Во-первых , он даст вам здоровья. Во-вторых , укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия. Вводные слова, указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними

18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. (Указательное местоимение, синоним и частица)

Упражнение 3. Лингвистическая задача

    На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

    На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

    На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

    На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

    рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

    рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

((Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:

1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало .

2 – C Сорвали покров ночи – без покрова

3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем

4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти))

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений ( КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7)

1.5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

2.2. За столом солонка стояла около хозяина.

3.8. Он сам сыпал соль гостям.

4.6.Больше сыпал тому, кого уважал.

5.4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

6.9. И нередко пересаливал.

7.3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

8.1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

9.7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив

ожидаемого».

Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.

1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. 1 текст – параллельная связь, - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов), - лексические (слова одной тематической группы)

    Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.( 2 текст – цепная связь, - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.

Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)

Синонимы. В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы. У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты. Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

_________________________________________________________________________________

    Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле. (Слова, принадлежащие к одной тематической группе.)

    Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания". (Лексические повторы (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных.)

    Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи. (Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения).

    Друг спорит. Недруг же поддакивает. (Антонимы (включая и контекстуальные).

    Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд. (Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие.)

    Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло. (Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений.)

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:

Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

Вверх