Делаю не то что хочу. Как делать то, что не хочется делать. Свт. Кирилл Иерусалимский

Принято считать, что поиск жизненных целей и ориентиров относится к философским вопросам и присущ высокоинтеллектуальным личностям. На самом деле это не так. Люди, которые живут в согласии с собой и получают от жизни удовольствие, не размышляют на подобные темы. Это удел тех, кто перестал получать удовлетворение от собственных действий. Когда у человека болит рука или нога, он начинает уделять ей больше внимания, прислушиваться к ощущениям. Так же и со смыслом жизни: как только человеку становится плохо, он тут же его теряет и из-за невозможности обрести покой начинает «работать мозгами» и искать себя.

Жизненные ориентиры, или Почему мы поступаем тем или иным образом

Здесь огромную роль играют родительские установки. Наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели в собственную жизнь. Причем не те, которым они пытались каким-либо образом нас обучить, а показанные на собственном примере. Это может быть отец, который работал круглыми сутками, или мать, не имеющая работы, но постоянно занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей. Честь, верность, открытость, честность — все эти понятия в той или иной мере были заложены в нас еще в детстве. Жизненные установки связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет. Они и определяют приоритетность. В моей семье, например, большое значение придавали образованию и культуре, хотя в школе я практически не учился — не нравилось. Для многих семей большую ценность имеют высшее образование, занятие наукой, искусством.

Как цели связаны с рационализацией жизни и почему не надо их ставить

Есть люди, которые живут гармонично: умеют сочетать работу и отдых и наслаждаются тем, что делают. Но на это способны не все. Если человеку это не удается, он начинает метаться и пытается найти подходящее для себя занятие. Чтобы как-то жить, он работает на нелюбимой работе — зарабатывает деньги. Понимая, что этого недостаточно, начинает ставить перед собой цели. Например, выучить английский язык за один год или сбросить 20 кг за девять месяцев. То есть он не получает удовольствия от жизни и пытается ее рационализировать. Один из самых великих и в то же время неадекватных людей, граф Толстой ставил перед собой цели на год вперед: что нужно прочитать, выучить. Не жилось ему спокойно. Если человеку нравится учить английский язык, он это делает, когда ему надоедает — прекращает. Это нормально. Многие люди бегут за смыслом всю свою жизнь, а перед смертью понимают, что его нет и все цели и ориентиры были ложными.

Когда человеку хорошо, он не думает ни о целях, ни о смыслах, ни об ориентирах. Он просто живет. Он ставит цели, но делает это из соображений самореализации, потому что ему это нравится. Когда человеку плохо, он начинает цепляться за все возможное. Часто такие люди находят подспорье в религии, которая выступает как «костыли» для потерявшихся душ: она дает им необходимое, так как полностью состоит из ориентиров, смыслов и целей. Фрейд, сам будучи набожным человеком, назвал религию коллективным неврозом, потому что она дает то, что человек самостоятельно не может понять.

Вопросы гостей:

Как перестать реагировать на раздражители, влияющие извне (изменения, происходящие во внешнем мире и в личной жизни)? Они мешают сосредоточиться на конкретном деле.

Великий психолог Виктор Франкл был заключенным в концлагере, но это на него никак не влияло. Он жил своей внутренней жизнью, отдельно от внешней среды. И вышел оттуда так, как будто приехал из другой страны.

Вам необходимо понять: чем более вы независимы и самодостаточны, тем меньше испытываете влияние и дискомфорт. Мир постоянно меняется. Если ситуация вас напрягает, у вас есть два выхода: принять ее как данность или поменять (сменить страну или город). Раздражитель будет существовать всегда. Вам нужно либо самому стать независимым и самодостаточным — тогда вы будете меньше обращать внимание на окружающую среду, либо принять решение — смириться с ситуацией или изменить ее.

С детства меня воспитывали так, что женщина предназначена для рождения детей, создания уюта и семейного благополучия. У меня был муж, но мы развелись, детей нет. Теперь я задаю себе вопрос: в чем смысл моей жизни?

Смысл жизни каждого человека в самой жизни. Дети или муж — это не основа, а ее составляющие. Станиславский говорил, что есть сверхзадача, но помимо нее существуют и другие задачи. Многие смыслы присутствуют у нас бессознательно. Например, так как мы существа социальные, нам биологически присуще стремление жить в группе (семье), продолжать род. Еще в нас есть тяга к признанию, которая существует как психологическая потребность. Смысл жизни всех людей — жить и радоваться этому. Если вы хотите детей, вы найдете миллион способов завести их даже без беременности.

Каждому человеку с детства внушают какие-то паттерны. Например, девочкам надо выходить замуж. Это длится с 1945 года, когда после 20 лет замуж уже было не выйти. Через старшее поколение до нас еще доходят отголоски военных лет. Сейчас нет необходимости выходить замуж. Если вы любите человека, то хотите с ним жить вместе, а потом иметь детей. Это здоровая ситуация. Стремление побыстрее вступить в брак очень абстрактно, так же как часто встречающееся желание у мужчин иметь много денег и большую машину. Если вы захотите, вы выйдете замуж. Но это не может стать вашим смыслом. Так же как и желание иметь детей, которые, кстати, имеют свойство вырастать и оставлять дом.

Нельзя использовать других людей для обретения своего смысла. Дети не могут быть заложниками матери, у которой «кроме них ничего больше нет» и которым она «отдала всю жизнь». Нельзя рожать ребенка для собственного осмысления. Это нужно делать, только если вам нравится с ним возиться. Если же вы запутались в целях своего существования, то аморально считать, что дети придадут смысл вашей жизни. В таком случае они являются вашими заложниками.

Воспитываясь в семье военного, я всегда была обязана делать то, что положено. Сейчас я выросла и имею собственную семью. Но привычка осталась, и она не дает разобраться в том, что мне действительно нравится, а что нет. Как научиться понимать свои желания?

Многие из нас действительно не понимают, чего хотят. Причиной этому служит то, что они не пробовали прислушиваться к себе и не умеют ощущать своих желаний. Вам нужно поменять собственные установки и усвоить: делать то, что хочется, — это единственный способ прожить жизнь правильно. А если вы делаете все «по правилам», «рационально» и «эффективно», то счастья не обретете.

В детстве с человеком не считались: не интересовались, что ему нравится, а что нет. Он вырос, но так и не научился это понимать. И продолжает жить, решая общие проблемы: рожает и воспитывает детей, зарабатывает деньги, чтобы содержать семью.

Вам нужно научиться представлять свою дальнейшую жизнь: как вы хотите, чтобы она развивалась. Для этого надо начать с того, чего вы не делали в детстве. С очень простых вещей. С утра не садитесь завтракать, пока не поймете, что голодны. Ешьте только то, что вам нравится (это не касается несовершеннолетних детей, за них вы в ответе). Помните: нет полезной и вредной еды (исключения составляют продукты, запрещенные врачом). Взрослый человек может позволить себе есть то, что он хочет. Выбирая одежду, в которой вы пойдете сегодня, останавливайтесь на той, что вам нравится. Забудьте про «серые будни» и «нарядные выходные». Если вам нравится эта одежда, вы ее покупайте и носите, когда вам хочется. Другой жизни не будет.

Начните с бытовых вещей. Как только вы откажетесь от выполнения дел, не приносящих вам удовольствия, вы постепенно научитесь ощущать свои желания. Со временем вы начнете понимать, чем хотите заниматься и как прожить дальнейшие годы. Когда человек все время убирает квартиру и моет посуду, он не способен этого осознать. Был анекдот про еврея. Когда он умирал, его спросили о последней воле. Он попросил чай с двумя кусками сахара, объяснив это так: «Дома я пью с одним, а в гостях с тремя, но люблю-то я с двумя». Не доводите ситуацию до абсурда.

У меня есть список того, чем я действительно хочу заниматься. Из него я формирую цели. Где грань, определяющая невротизм, и как ставят цели здоровые люди?

Невротизм заложен в бессмысленности постановки цели. Если вы хотите выучить иностранный язык за год, у этого должна быть какая-то цель. Например, у вас может быть желание путешествовать по миру, для этого вам нужно владеть английским языком (так проще). Ограничение времени в один год вы ставите, потому что хотите быстрее отправиться в поездку. Если целью является просто «выучить», то, во-первых, вы получите очень низкий уровень языка, а во-вторых, в этом действии нет смысла: непонятно зачем.

У всего должна быть конкретная цель. Если же действие лишено цели и мотивационной подоплеки, то человек начинает себя заставлять делать то, что не хочет, постоянно отвлекается.

Когда человеку просто нравится заниматься спортом, у него нет идеи подтянуться сто раз, если, конечно, он не пытается себе что-то доказать. Он просто получает от этого удовольствие. И будет продолжать заниматься, не отвлекаясь на посторонние вещи и не ленясь, потому что хочет.

Наверное, невозможно прожить жизнь, никогда не напрягаясь и не делая ничего против своей воли, но стремиться к этому нужно. Заниматься чем-либо надо из потребности, а не заставляя себя и убеждая, что вам это нравится. Это должно прийти само.

Если человек уже отказался делать то, что не хочет, но еще не понял, что ему нравится, нормально ли ничего не делать?

Абсолютно. Мышление современного человека устроено так: сначала происходит анализ ситуации, потом синтез. Анализ — это когда вы смотрите на объект и мысленно его расчленяете. Глаз обращает внимание лишь на отдельные куски. Потом синтезирует — обобщает. Способность к обобщению на определенном объеме информации — это один из признаков интеллекта. У наших предков был еще один процесс, которого мы лишены: они могли отождествлять себя с объектом. Например, когда они хотели понять дерево, они с ним сливались, не расчленяя его в сознании на отдельные составляющие, а пытались почувствовать целиком. В современном мире такое невозможно, потому что наши предки имели другой ритм жизни и действительно умели расслабляться. В их жизни были периоды, когда они ничего не делали в течение многих дней, и это было в порядке вещей.

Можно обрести смысл жизни, читая книги?

В литературе нет смысла. Она не может ни научить жизни, ни сделать человека глубже или интеллигентнее. Писатель — это человек, который умеет рассказывать захватывающие истории гениальным языком. Больше в книгах ничего нет. В тюрьмах людей, умеющих интересно рассказывать, не трогают, потому что считают их обладателями божьего дара. Но Достоевский и Толстой никакого смысла никому не объясняли и сами были далеки от его понимания. В содержаниях произведений Достоевского хорошо написанные детективы, от которых нельзя оторваться. Не больше.

Как найти дело своей жизни, выбрать направление для дальнейшего развития?

Нельзя сразу понять, чем вы хотите заниматься всю жизнь. Это состояние, а не рациональная мысль. Вы не можете, сказать: «Я хочу заниматься этим». Это должна быть бессознательная психологическая потребность в каком-либо деле, которое приносит вам удовольствие. Художники или писатели чувствовали, что хотят писать картины или поэмы, а не кричали об этом. Вставая с утра, вы должны испытывать радость от того, что впереди рабочий день. Чтобы достичь этого состояния, нужно ко всему в жизни относиться подобным образом: научиться делать только то, что хочется, а не заставлять себя. И не делать того, чего не хочется. Понимать, что нравится, а что нет.

Меняя свое поведение, вы сможете изменить и заложенные в вас в детстве родительские установки. Человек формируется до пяти-восьми лет, дальше мозг начинает автоматически выдавать психические реакции, которые были сформированы ранее. Считывая ситуацию, мозг находит аналоги из детства и выдает уже давно принятое решение. Профессор утверждает, что оно принимается на 20 секунд раньше, чем звучит окончательная формулировка вопроса.

Начиная прислушиваться к себе, осознавать, чего вам действительно хочется, вы заставляете психику менять ваши реакции. Происходит изменение рефлекторной дуги — существующие нейронные связи рушатся и возникают новые. Со временем вы с легкостью будете понимать, чего действительно хотите.

Следующая лекция-консультация Михаила Лабковского в Шоколадном лофте будет посвящена кризису среднего возраста и пройдет 24 августа. Билеты можно .

В статье вам будет предложено одно простое и красивое решение, как избежать страдания и заодно решить многие проблемы.

Эта статья адресована тем людям, кто продолжает испытывать страдания. В конце статьи будет дан практический способ, как уничтожить все страдания в своей жизни уже сегодня.

Страдания — сигнал к тому, что пора что-то менять

Если вы не пьете и не курите, но у вас остались внутренние страдания, — это верный сигнал к тому, что пора что-то менять.
В трезвости больше нет возможности бежать в алкогольный мир и применять другие зависимости. Поэтому вы начинаете четче и острее чувствовать, что вас не устраивает в жизни, поэтому испытываете страдания.

Осознание источника страданий.

  1. Первое, с чего стоит вам начать – это понять: какие события и аспекты жизни вызывают внутренний дискомфорт и страдания.
  2. Второе – вам нужно придумать, как избежать этих вещей в своей жизни, которые вызывают страдания. Именно придумать и составить конкретный план, как это можно сделать.
  3. Третье — начать постепенно предпринимать действия по изменению своей жизни.

Если вам не нравится работа – нужно придумать, как сменить работу или как не работать вообще.
Если вам не нравится место, где вы живете – нужно придумать как жить там, где хочется.

Перестать делать то, что вы не хотите делать.

Главная цель заключается не в том, чтобы найти, что вы хотите. А в том, чтобы постепенно переставать делать то, что вы не хотите делать. Начать можно с, казалось бы, незначительных вещей:
перестать оправдывать ожидания близких людей,
перестать казаться быть хорошим,
перестать делать то, что вам не нравится.
Это позволит вам минимизировать страдания в своей жизни.

Если вам что-то не нравится, вам нужно стараться это не делать. Я не знаю как, но это нужно вводить в свою жизнь, чтобы стать настоящим.

Страдания, которые вы испытываете сейчас вызваны тем, что вам НУЖНО делать то, что вы не хотите делать, — и это снижает вашу чувствительность.

Вы даже не можете почувствовать, что вы действительно хотите.
Поэтому нужно избавиться от страданий и постепенно переставать делать то, что вы не хотите делать.
Когда вы «страдаете », терпите те условия, которые вам противны, ваша чувствительность находится на низком уровне, и все хорошие возможности, которые поступают к вам (а они к вам поступают, будьте уверены), вы с успехом пропускаете.

Слушайте свою душу

Старайтесь четче слушать свою душу. Именно она знает, что вы действительно хотите.
Если вы будете просто игнорировать позывы души — ваша трезвость будет не будет качественной и страдания никуда не денутся.
Путь трезвости – это путь души.
Слушая свою душу, вы делаете свою жизнь лучше.

Страх мешает избавиться от страданий

У вас появится страх изменений, ведь вы не привыкли что-то менять. Вы привыкли делать что угодно: убегать, игнорировать, но не менять свою жизнь. Изменения – это всегда страшно, но они необходимы. Изменение – это рост.

Кто-то подумает, на что я буду жить? Ведь я могу умереть с голоду?
Ничего подобного.
Человек, который ведет полностью трезвый образ жизни, не имеет других зависимостей, у него нос идет строго по ветру, и никогда он не обеднеет, потому что он будет чуять и использовать любую возможность, так как каждый раз советуется с душой.

Иллюзорные ценности

Нужно отказываться от внешних ценностей таких как:
деньги,
тачки,
шмотки,
смартфоны,
понты.

Рисунок: Девушка гналась за иллюзорными ценностями и очень устала

В погоне за иллюзорными ценностями, вы растеряете себя и свое счастье. И страдания никуда не денутся.
Я рекомендую ставить в центр своей жизни истинные ценности:
самореализация,
свобода,
любовь,
счастье,
здоровые отношения (с любимым человеком, обществом, с самим собой).

Никакая материальная ценность не даст вам душевного удовлетворения и избавления от страданий. Никакие карьерные достижения, успехи на работе, большие суммы денег, статус не закроют вашу внутреннюю боль. К тому же вашей душе, которой исчисляется миллионы лет, абсолютно не интересны эти внешние безделушки.

Работа – как источник страданий

Например, вы работаете и, возможно, даже хорошо зарабатываете.
Если при этом работа приносит вам радость и удовлетворение, вы можете быть вполне счастливым человеком.
Но если вы чувствуете ежедневные страдания, и работа вас сильно не устраивает, с этим нужно что-то делать.
Конечно, не стоит завтра же бросать заявление на стол начальнику. Но спланировать изменения необходимо.

Автоулучшение других сфер

Если вы постепенно перестанете делать то, что не хотите, это решит многие ваши проблемы.
За счет того, что ваша чувствительность увеличиться, вы будете лучше слышать свою душу. И принимать наилучшие решения, как по своей жизни, так и в сфере финансов, постановке целей и выборе решений.

Собственная ценность

Если вы не занимаетесь тем, что вам не нравится, это повышает вашу самооценку.
А здоровая самооценка – это основа отношений.
Чтобы построить хорошие отношения, нужно уважать и ценить себя.

Отказ от страданий ведет к тому, что:

1. Вы постепенно начинаете любить себя, потому что не будете самовольно унижать себя;
2. Вы полюбите себя, автоматически полюбите других людей;
3. И тогда вас смогут полюбить другие;
4. Если вы цените себя, вы без труда сможете найти вторую половинку и построить здоровые отношения.

Свое увлечение

К тому же отказ от страданий является фундаментом, если вы хотите заниматься и развивать то, что вам нравится. Вы сможете развивать свое хобби и увлечения, которые по умолчанию требуют высокую чувствительность.

С чего начать, чтобы избавиться от страданий

Начните с мелочей:
не хотите мыть посуду – не мойте,
не хотите убираться- не убирайтесь!
хотите поспать подольше в выходные – спите хоть до самого вечера!

Не думайте, что вы можете превратиться в ленивого человека. Это только кажется. Когда вы насытитесь первостепенными желаниями, вы будете делать, творить, создавать, добавиться, но на гораздо более эффективном уровне, чем если бы это делали на фоне страданий.
Это самый короткий и прямой путь к счастью.

Люди, которым удалось выбраться из страданий, смогли по-настоящему реализовать себя в жизни. К ним относятся великие ученые и поэты, художники и изобретатели.
Люди, которые четко слышали свою душу.

Вы можете забыть все, что было написано в этой статье, но запомните хотя бы эти 2 вещи:

Чтобы избавиться от страданий и достичь комфортного состояния, нужно сделать следующее:

  1. Избавиться от всех зависимостей (алкоголь, курение, переедание, игровая зависимость),
  2. Не делать то, что вы не хотите делать.

Очень простая формула.
Почему так много людей испытывают страдания и не получают удовольствия от жизни? Потому что мало кто выполняет эти 2 простых шага.
Так что ведите трезвый образ жизни и слушайте свою душу. И будет вам счастье!

Все советы кажутся мне стоящими, и если применить в жизни хотя бы некоторые из них, можно воспитать из себя просто другого человека, свободного от прокрастинации.

1. Концентрируйтесь на причинах

Вместо того чтобы бросать нелюбимые дела, остановитесь на минутку и подумайте. Почему вам надо выполнить это задание, и почему вам не хочется этого делать?

Надо выполнить, потому что это полезно: для здоровья, для финансов, для вашего дома или для других людей. В любом случае, в вашем деле есть какая-то польза, и, выполняя его, вы делаете мир немного лучше.

Выполнять мелкие дела скучно и грустно, потому что в них нет никакого высшего смысла. А вот если вы знаете, что несете в мир добро, это гораздо возвышеннее и интереснее.

И да, каким бы мелким не казалось ваше дело - мытье посуды, стирка, тренировка в спортзале, вы делаете себя лучше. А поскольку вы - это часть мира, мир тоже становится лучше.

2. Концентрируйтесь на своем страхе

Вы можете отлынивать от какого-то дела из-за страха. Какие-то страхи могут не отзываться дрожью в коленях, но, тем не менее, препятствовать выполнению задачи. Вы можете бояться поражения, бояться неловких ситуаций или дискомфорта во время выполнения какой-то задачи.

Подумайте о заданиях, которые вы всё время откладываете и не хотите выполнять. Есть ли там страх, чего вы боитесь? Если вы найдете страх, просто примите его, как часть себя, не убегайте и не прячьте его.

Осознанный страх может исчезнуть, если вы тщательно разберете его и поймете причину появления.

3. Разрушаем иллюзии

Очень часто мы боимся разрушить свой комфорт. Нас всех преследует ложное чувство безопасности, ощущение того, что мы защищены от неприятностей.

Мы постоянно находимся в опасности, каждый момент. Жизнь - это череда успехов и поражений, взлетов и падений, и никто не застрахован от этого.

Страх разрушить свой комфорт - не более чем вредная иллюзия. Ваш комфорт и так будет разрушен сегодня, завтра или послезавтра. Так почему бы не разрушить его самому, сделав полезное дело?

4. Намерение, а не результат

Вспомните, как вы планируете новые дела. Сначала перебираете в голове все варианты развития, и совсем забываете, для чего вы это делаете.

Предвкушая негативный результат, возможность будущих проблем, вы откладываете дело, не хотите его выполнять.

Если вы не пророк в третьем поколении, вы не можете предугадать результат, так что сконцентрируйтесь на намерении.

5. Приветствуйте трудности

Трудности присутствуют в жизни каждого человека, без них просто нельзя. С другой стороны, выполненное трудное задание, победа над собой - это всегда выброс эндорфинов, а это значит, ощущение удовлетворения, счастья, чувства собственной значимости.

Приветствуйте трудности, с радостью принимайте вызов, и даже стремитесь к таким ситуациям. Небольшая перестройка своего взгляда на проблему, и вы уже хотите делать то, от чего до этого спасались всеми силами.

6. Поставьте ограничения

Где-то в конце подросткового периода мы начинаем понимать, что абсолютная свобода от дел и обязательств возможна только у бродяг, хотя даже им надо как-то добывать себе пропитание и временное пристанище.

Мы понимаем, что нам нужна организация, иначе желания уходят от возможностей на невероятное расстояние. Поэтому каждому человеку нужны ограничения, которые он ставит самому себе.

Начните прямо сейчас - выберите дело, которым вы давно хотели позаниматься, и определите для него время в 10 минут. Всего 10 минут занимайтесь им, не отвлекаясь ни на что другое.

Можете даже попросить друга или договориться с ним выполнять какие-то нелюбимые дела по 10 или больше минут в день.

7. Немного работы, а потом перерыв

Если вас не затягивает в дело сразу, можно поступить по-другому. Например, вы решили написать что-то. Сядьте и напишите одно предложение, потом встаньте и погуляйте по комнате несколько минут.

Ваши мысли уже будут затянуты в процесс обдумывания следующих предложений. Потом сядьте и напишите абзац, и снова прервитесь.

Только не перемешивайте одинаковую деятельность, то есть, во время перерыва не занимайте голову ничем другим, вроде просмотра сайтов, не связанных с вашей темой. Вместо этого можете сделать несколько отжиманий, постоять на балконе или сделать себе чай.

Благодаря перерывам, вы очень быстро окажетесь в потоке, и сможете писать, уже не отрываясь от работы.

8. Не позволяйте себе отвлекаться

Люди по своей природе опасаются сложных задач, и даже несмотря на то, что вы смело бросили вызов своему нелюбимому делу, разум попытается сбежать в безопасные области.

Он потянет вас на развлекательный сайт, попробует увести вас в магазин за вещами, которые давно надо было купить или что-нибудь в таком духе. Это нормально, он просто пытается выполнять более легкие задачи.

Не делайте ничего из того, что он вам предлагает, просто наблюдайте за тем, какие мысли появляются в голове, и какие срочно-важные дела вы сами себе придумаете. Через какое-то время вы успокоитесь и сможете начать свое действительно важное дело.

9. Почувствуйте благодарность

Вместо того чтобы сожалеть о сложных задачах, подумайте, как много они вам дадут. Этот пункт - естественное продолжение пункта №5, и он также поможет изменить отношение к задаче.

Каждый вызов, который вы бросаете жизни, любые трудные задачи делают нас сильнее, умнее, опытнее. Почувствуйте благодарность за то, что вам представился шанс стать сильнее.

Вот увидите, задачи в таком свете выглядят совсем по-другому, и вы начинаете радоваться им, вместо того, чтобы бояться.

10. Учимся и растем

Мы продолжаем учиться всю жизнь, получая новые навыки и прокачивая способности. Когда вы справляетесь с одной задачей, она перестает быть сложной, вы немного вырастаете и начинаете искать другие задачи для роста.

Согласитесь, выполнение очередной задачи, после которой вы станете хоть немного лучше, - это отличный способ потратить свое время.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Некоторые из менее сведущих полагают, следуя видимости, что Павел хочет подтвердить эллинский миф, который они - не знаю почему - решили поддерживать, заблуждаясь и вводя в заблуждение. Ибо, придумывая некий рок и судьбу, как им заблагорассудится, а затем приписывая несуществующим вещам власть над нашими делами, они лишают человека того, что ему более всего подобает, а именно необходимости жить свободно, имея добровольную и невынужденную склонность к тому, что он предпочтет делать… Ведь если кто-нибудь станет делать недозволенные вещи, то ему, по их мнению, невозможно избежать веления рока, даже если он вдруг этого захочет, и никто в здравом уме не сможет порицать его, даже если он окажется согрешающим.

Фрагменты.

Свт. Феофан Затворник

Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю

Еже бо содеваю, не разумею . Незнать что делаю, понять не могу, как это я делаю все, что делаю. Или общее: незнать, что во мне делается. Святой Златоуст говорит, что Апостол не то хочет сказать, что - грешу в неведении: ибо никто никогда не грешил в неведении. Если б люди грешили в неведении, то не за что было бы их наказывать. Что же значит: не разумею ? Пребываю во мраке, увлекаюсь, сам не знаю, как даюся в обман. И сами мы обыкновенно говорим: не знаю, как такой-то человек пришел и увлек меня; хотя вовсе не думаем извиняться незнанием, а выражаем только, что тут был некоторый обман, умысел, омрачение. - Блаженный Феодорит ограничивает так же это неразумение одним моментом, или действием грешения. «Побеждаемый, говорит, сластолюбием, а также упивающийся страстию гнева не имеет ясного ведения о грехе, но, по прекращении действия страсти, начинает ощущать зло». - Сосложение с грехом в акте грешения и разумом одобряется, а после он ясно видит, что не следовало так делать, и, озираясь назад, в недоумении спрашивает: как же это так? «Прельщаюсь и совосхищаем бываю на грех, - бываю окрадаем, воровски увлекаем, и понять не умею, как сие стражду» (Экумений).

Не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю . Хочу одного, а творю другое; что ненавижу, то делаю. Хотение и ненавидение означают общее убеждение и помышление, а что делается не то, что желаемо, но то, что ненавидимо, это относится к каждому частному действию и не то означает, что делается против воли и с ненавистию, а то, что в момент действия желаемое вообще становится нежелаемым и ненавидимое любимым. Ибо всякий грех делается с желанием и любовию. До решения на дело бывает желание иного и ненавидение предлежащего; но подходит сласть самоугодия и - все изменяется. Бывает борьба, но потом все улегается, и нехотимое прежде творится всем лицом человека со всею охотою. Блаженный Феодорит пишет: «словами: чего не хочу и что ненавижу - выражается не необходимость, а немощь, потому что не какою-либо необходимостию и не каким-либо насилием принужденные согрешаем, делаем то самое, чем гнушаемся, как беззаконным». Святой Златоуст говорит: «из сего видно, что словами: не еже хощу - Апостол не уничтожает свободного произволения и не означает какой-либо неотвратимой необходимости. Ибо ежели грешим не произвольно, а по принуждению, то не видно причины, за что люди доселе были наказываемы. Но как словом: не разумею - Апостол выразил не незнание, а то, что сказано нами выше; так, присовокупив: не еже хощу , - выразил не необходимость, а то, что не одобряет сделанного (и прежде, и после дела вообще). А если бы не такую имел мысль, то к словам: не еже хощу, сие творю - почему бы не присовокупить ему: делаю то, к чему вынужден необходимостию. Но Апостол не сказал сего, а заменил то словами: еже ненавижду , - дабы ты разумел, что он и словами: не еже хощу - не уничтожил свободы».

Как в какой-либо семье глава семейства держит намерения, по его убеждению полезные, но, когда надо действовать, собираются семьяне и уговаривают его делать противное тому: он соглашается и делает. После хоть и видит, что не следовало соглашаться, но уж сделанного не переделаешь. Это, однако ж, не исправляет его; но, когда приходится действовать в том же смысле, семьяне опять сбивают его сделать по-ихнему. Так и всегда делает он не еже хощет . То же самое происходит и внутри нас. Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца, - и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным; от чего не то творится, а это содевается.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

Ибо, что совершаю , того не знаю , так как никто не знает во время своей (земной) жизни, когда растет в нем грех. Ибо не что желаю, это делаю , - говорит вот что: тело имеет пожелание того, что не по воле, то есть не по намерению духа. Подлинно, как раб греха, я делаю не то, чего желаю; также и не знаю того, что делаю, хотя уже и не как раб. Но, как дух раба желает быть свободным, так внутренний наш человек желает свободы. Поелику же, раз получив свободу, раб снова может продать свою свободу в рабство, то и говорит: Он освободил тебя, не вступай под иго рабства. Чрез крещение освободил тебя от греха, который совершил ты: не возвращайся ко греху и не вступай под иго греха, от которого освобожден ты очищением крещения. Что ненавижу , говорит, то есть, что ненавидит ум мой, это господствует в плоти моей.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Августин

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

Когда Павел говорит: Ибо не понимаю, что делаю , это может показаться противоречащим сказанному раньше в стихе 13, что грех оказывается грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть . Как же он оказывается, если он не понят? Не понимаю в этом месте означает «не одобряю». К примеру, мрак не может быть увиден, но он опознается в контрасте со светом, то есть: воспринимать мрак значит не видеть. Подобно и грех, поскольку он не высвечивается праведностью, воспринимается непониманием, как мрак невидением (ср. Иов. 22:11; Притч. 4:19).

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

Мы грешим, не подталкиваемые каким-то насилием и принуждением, но завлекаемые наслаждением, творим то, что нам омерзительно как противозаконное.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

Ибо не понимаю, что делаю.

Здесь говорит не о совершенном неведении, ибо если бы грешили в неведении, то за что же были бы наказываемы? Что же говорит? Пребываю во тьме, увлекаюсь, не знаю, как увлекает меня грех. Посему, когда говорит: не понимаю , то указывает не на незнание того, что должно делать, но на опасности, ковы, обольщение, увлечение. Все это говорит о людях, живших до пришествия Христа во плоти, хотя представил самого себя.

Потому что не то делаю, что хочу.

Так выражается вместо следующего: ибо тогдашние люди не то делали, что хотели. Выражаясь же так, не внушает необходимости или принуждения. Но что говорит? Вот что: чего не одобряли, чего не принимали, чего не любили, то делали. Ибо далее присовокупляет:

А что ненавижу, то делаю.

Видишь ли, что не вводит ни принуждения, ни необходимости? Ибо в противном случае присовокупил бы: к чему вынуждаюсь необходимостью, то делаю. Но это не сказал, а говорит: что ненавижу . Как же произошло зло? По увлечению, по немощи, которую имели от преступления Адамова. Эту-то немощь и не мог уврачевать закон, хотя и говорил, что должно делать; ее уврачевал, пришедши, Христос. Итак, здесь во всем, что сказал и что намерен сказать, цель у апостола та, чтобы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

Что касается сказанного апостолом: не понимаю, что делаю , то непонимание относится не к самому делу, которое совершает некто, хотя бы и был он плотян, а к причине дела. Когда же он говорит: Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, делаю , он тем самым хочет показать, что, хотя говорящий это плотян и продан греху , он все еще пытается как-то противостоять порокам, побуждаемый естественным законом, однако одолевается пороками и подчиняется им против воли. Так часто происходит, когда, например, некто намеревается терпеливо сносить обидчика, но под конец одолевается гневом и претерпевает его против воли - ибо приходит в гнев, хотя не желал гневаться.

То же самое нередко случается в отношении порока страха, когда некто против воли одолевается испугом и робостью. Так часто бывает при получении внезапных или неожиданных почестей, при которых человек ведет себя заносчивее и надменнее, чем хочет. Итак, в подобных случаях тот, кто еще не духовен, терпит поражение даже против воли. Ибо воля его не настолько сильна и крепка, чтобы решиться в самой себе отстаивать правду вплоть до смерти; и не такова, чтобы сказать: «да есть да, нет - нет». Потому она не может делать того, что хочет, но то делает, чего не хочет.

Вверх