Какой счётчик электроэнергии лучше поставить в квартире. За чей счет производится замена электросчетчиков: правила и порядок Нужны ли дополнительные функции

Одна из популярных ситуаций, когда не понятно, на чьей стороне закон – необходимость поменять электрический счетчик и, соответственно, заплатить за работу электрика и покупку нового прибора учета. После поднятия этого вопроса в управляющей компании очень часто начинается дискуссия и, к сожалению, не всегда в ней оказывается правым потребитель, т.е. Вы. Не знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в частном доме, муниципальной или приватизированной в квартире? Далее мы расскажем, кто должен платить за все растраты в 2017 году.

Причина недоумений

Как ни крути, но причина, по которой Вы не знаете, кто должен оплачивать счет за замену старого либо неисправного счетчика электроэнергии – Ваша же невнимательность. Во время подписания договора между Вами и управляющей компанией, нужно очень внимательно прочитать все пункты этого документа.

Далее Вы узнаете, что по закону оплату меняемого электросчетчика в квартирах граждан может производить управляющая компания, но если в этом самом договоре данный пункт не оговаривается либо трактован по другому, не удивляйтесь, что в дальнейшем за все придется платить именно Вам.

На чьей стороне закон?

Итак, в Гражданском кодексе РФ четко сказано, что если квартира приватизирована (либо частный дом), то замена при поломке, установка и обслуживание счетчика электроэнергии падает на плечи владельца жилья.

Этот факт можно подтвердить, сославшись на Статью 210 Части 2. Раздела 2. Главы 13., а также 139 и 140 пункт Постановления Правительства РФ № 530, а также №354 и №442 с изменениями на 2015 год.

Репортаж, который подтверждает, что собственник дома в частном секторе либо квартиры сам должен оплачивать услуги за то, чтобы заменить электросчетчик:

Ответ представителя ОАО «МОСЭНЕРГОСБЫТ»

Однако возникает такой очевидный вопрос – «Если прибор учета электричества находится в квартире на лестничной площадке, за чей счет придется менять устройство?». Тут уже Вы можете опираться на 7 пункт Постановления Правительства РФ № 491, согласно которому платить за замену электросчетчика находящегося в подъезде должна управляющая компания.

Если же квартира муниципальная (принадлежит государству), то за то, чтобы поменять счетчик, платит энергоснабжающая компания. Сразу же следует отметить еще один важный нюанс – если в этом многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, платить за замену придется за ее счет.

Ну и последнее, что Вы должны учитывать – оплачивать замену за деньги управляющей компании получится только в том случае, если электросчетчик сломанный либо у него закончился срок эксплуатации. Если Вы просто решили заменить индивидуальный прибор учета электричества на более новый (к примеру, ), платить придется Вам самим, т.к. в Кодексе четко указано, что устройство меняется только когда неисправно. Кстати, Вы можете самостоятельно, перейдя по ссылке и прочитав простую инструкцию.

С полезной информацией по поводу некоторых нюансов замены счетчика Вы также можете ознакомиться на видео:

Как нужно менять прибор учета электроэнергии?

Вот и все, что хотелось рассказать Вам по данному поводу. Надеемся, теперь Вы знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в квартире либо частном доме в 2017 году. Еще раз просим Вас внимательно читать, что подписываете, чтобы потом не возникал вопрос, за счет кого платить за работу.

Ежемесячно каждая семья получает квитанцию о необходимости внесения платы за потребленное электричество. Одним она начисляется исходя из показателей индивидуального счетчика, другим - по электроэнергии. Когда люди приобретают для себя жилье, особенно если речь идет о вторичном рынке недвижимости, как правило, они не задумываются о том, что за счетчик установлен в их квартире или доме, до какого срока возможна его эксплуатация. И рано или поздно приходит предписание энергосбытовой компании о том, что подошел срок межповерочного интервала электросчетчика, или о том, что требуется его замена.

Вот тогда-то и появляется масса вопросов. С чего начать? Куда обращаться? Кого вызывать? Если приобретать новый прибор, то какой лучше из предлагаемого на рынке товаров и услуг многообразия? Попробуем более детально разобраться в данном вопросе.

Что такое электросчетчик

Это устройство, предназначенное для измерения потребляемой собственниками жилых, промышленных, заводских, офисных помещений электроэнергии переменного или постоянного тока. После проведения учеными из разных уголков мира множества экспериментов первый электросчетчик для переменного тока был введен в массовую эксплуатацию в 1888 году.

Классификация по типу конструкции

Принято различать индукционные, электронные, электродинамические счетчики.

Индукционный, он же электромеханический, прибор учитывает активную энергию переменного тока. Устройство электросчетчика представляет собой катушку тока и катушку напряжения, магнитное поле между которыми приводит в движение дисковый элемент. Чем выше в сети сила тока и напряжение, тем быстрее вращается пластина, отсчитывая оборотами электроэнергию. Прибор бывает однофазным и трехфазным. Выпускается однотарифным. Больше подходит для жилых помещений с низким энергопотреблением. Во многих домах до сих пор стоят старые электросчетчики такого типа. И надо сказать, что они весьма надежны - срок их службы превышает пятнадцать лет! Ввиду того, что им не было альтернативы, в стране насчитывается порядка 50 миллионов индукционных установленных устройств. Среди отрицательных сторон прибора значится то, что он может выдавать показания с погрешностью, а также плохо защищен от несанкционированного использования электричества.

На смену индукционному стали производить более компактный электронный электросчетчик, он же статичный. Такой прибор напрямую измеряет силу тока и напряжение, передавая данные на цифровой индикатор и в память устройства. Больше подходит для квартир, предприятий, офисов с высоким потреблением электроэнергии. Может устанавливаться в холодных помещениях, на улице, так как неплохо переносит низкие температурные режимы. Позволяет производить расход электричества по разным зонам суток: выпускается однотарифным и двухтарифным. То есть человек может запрограммировать прибор на разные периоды времени. По сравнению с индукционным вариантом статичное устройство имеет надежную защиту от краж электричества, а также характеризуется более высокой стоимостью. Но в то же время электронный электросчетчик менее надежен.

Электродинамический, он же гибридный, прибор используется редко. Актуален для электричек, электрифицированных железных дорог.

У каждого устройства существует межповерочный интервал. Он колеблется в пределах 6-16 лет. По истечении обязательна.

Классификация по типу измерительных величин

Различают однофазные и трехфазные счетчики. Первые - 220 В, 50 Гц, вторые - 380 В, 50 Гц. В высоковольтных цепях могут быть установлены трехфазные приборы с трансформатором. Современные трехфазные устройства выпускаются с поддержкой однофазного режима.

Классификация по типу подключения

Возможно подключение счетчика в силовую цепь напрямую (это прямое подключение) или посредством специально предназначенных для этих целей (это трансформаторное подключение). Для однофазных приборов характерен первый вариант, для трехфазных - оба способа. В квартирах, как правило, применяют прямое подключение.

Классификация по классу точности

Существуют разные классы электросчетчиков с точностью 2,5; 2,0; 1,0; 0,5; 0,2. Этот показатель информирует о возможно допустимой процентной погрешности в измерениях. Как правило, он прописывается на циферблате производителем.

Старым индукционным однофазным приборам присущ параметр 2,5 с силой тока менее 30 А. Такие устройства предназначены для учета электроэнергии в небольших по площади помещениях. С октября 2000 года их не отправляют на экспертизу ввиду несоответствия стандартам. По истечении первого срока поверки, не рассчитанные на значительные нагрузки, они подлежат обязательной замене.

Поскольку в современном мире в помощь человеку появилось много "умной" энергоемкой техники, будь то термопоты, посудомоечные, стиральные машины, мультиварки, микроволновые печи, тостеры, компьютерная техника, возникла потребность в приборах с другой точностью. Так, новые электросчетчики характеризуются повышенным классом точности от 2,0 и позволяют переключаться на иной параметр: 1,0; 0,5; 0,2. Они характеризуются повышенными показателями тока до 60 А.

Тарифность индивидуальных приборов учета электроэнергии

Это важный показатель с практической точки зрения. Существуют однотарифные и многотарифные устройства. Первые производят расчет электричества вне зависимости от времени суток, а вторые предполагают функционирование прибора согласно зонам. Так, выделяют ночную и дневную зоны. Первая устанавливается в промежуток времени с 23:00 до 07:00 часов, вторая включает пиковое время (с 9:00 до 11:00 и с 17:00 до 19:00) и полупиковое время (все остальное). Несомненно, электросчетчики двухтарифные более выгодны для потребителя, поскольку позволяют экономить на энергопотреблении.

Перепрограммирование устройств

Отдельно следует сказать про такой параметр, как перепрограммирование электросчетчиков. Он характерен для многотарифных приборов. Существуют максимально допустимые показатели корректировки данных, которые регулируются действующими стандартами. Согласно им вилка вариаций во временном отрезке не должна превышать 7,5 мин. Перевод же часов на зимнее и летнее время (на час вперед или на час назад) превышает допустимую величину, но тем не менее используется.

В октябре 2014 года страна в последний раз перешла на зимнее время, которое стало постоянным и далее корректировке не подлежит. До окончания 2014 года собственникам жилых и нежилых помещений нужно было произвести процедуру перепрограммирования электросчетчиков, поскольку с начала 2015 года в формуле мог произойти сбой, и энергосбытовая компания вправе была бы вести расчет по единому, недифференцированному для всех суточных зон тарифу. Однако сроки этих мероприятий государство продлило еще на год. Сама процедура предполагает проведение поэтапных работ. Для начала необходимо вернуть в программе функцию разрешения перехода на летнее и зимнее время, которая была удалена после изменений 2011 года. Затем в программу должен быть внесен запрет на перевод часов на летнее время. Ну и в конце результаты работ нужно подтвердить документацией. Также следует подчеркнуть, что ранее перепрограммирование электросчетчиков было платным. В среднем стоимость услуги колебалась в пределах 400-1000 рублей. Сумма зависела от фазности, модели индивидуального электроэнергии. Теперь же этот вопрос урегулирован на федеральном уровне. Впредь с собственников жилых помещений плата за процедуру взиматься не будет.

Зачем требуется поверка электросчетчиков?

У каждого индивидуального прибора учета электроэнергии существует срок эксплуатации. Наступает время, когда устройство необходимо сдать на поверку или вообще заменить на новое. Законодательство Российской Федерации (а именно Жилищный кодекс, различные постановления Правительства РФ) гласит, что вся ответственность по содержанию приборов учета электроэнергии в полной мере лежит на собственниках жилых и нежилых помещений. Именно им присуще контролировать сроки поверки.

Метрологический или межповерочный интервал электросчетчиков - это временной отрезок, измеряемый в годах, на протяжении которого устройство должно работать исправно. Это своего рода гарантия качества товара от поставщика-производителя. Срок поверки прописывается непосредственно в техническом паспорте изделия. Вилка периодичности проведения экспертизы для разных моделей может варьироваться в пределах 6-16 лет. Собственник помещения самостоятельно контролирует срок, а также может получить уведомление-напоминание о поверке от энергосбытовой компании. Сама она включает ряд процедур, а именно: демонтаж электросчетчика, доставку его в специализированную, аккредитованную службу, которая имеет лабораторию, предназначенную для этих целей. К слову сказать, услуга эта платная. По результатам ее проведения собственнику помещения будет выдан акт или свидетельство, в котором указывается, исправен прибор или нет. В случае положительного ответа может быть сделана специальная голографическая метка на пломбе или же данные результата поверки фиксируются в техническом паспорте. Акт необходимо доставить в энергосбытовую контору, чтобы та предоставила разрешение для дальнейшей эксплуатации прибора.

Может получиться так, что результат поверки будет отрицательным, и устройство электросчетчика окажется неисправным. Что в таком случае делать? Несомненно, идти в магазин и приобретать новый прибор. Здесь последуют траты на покупку и установку. Причем установку лучше доверить электрикам, а не браться за дело самостоятельно. А вот опломбировка устройства может обойтись бесплатно, если вы не поленитесь и напишете заявление о необходимости ввода его в эксплуатацию прямо в энергосбытовой компании, а не будете прибегать к услугам сторонних организаций. Правда, здесь можно столкнуться с проблемой - иногда время ожидания прихода мастера может затянуться на целых два-три месяца.

Получив уведомление о необходимости поверки, имеет смысл взвесить все за и против. И в некоторых случаях может быть целесообразнее сразу заменить старый прибор на новый. В любом случае финансовых затрат избежать не удастся, они в обоих вариантах последуют.

Также важно подчеркнуть, что замена электросчетчика должна быть произведена в срок не более месяца. В первые три месяца оплата за потребляемую электроэнергию производится, исходя из среднемесячных объемов или по показателям общедомового прибора учета, если такой установлен в доме, а далее - по единому нормативу.

Как определить, исправен электросчетчик или нет, если срок поверки еще не подошел?

Может получиться так, что срок поверки еще не подошел, а прибор учета электроэнергии не работает. Что может указывать на неисправность? Вот некоторые явные причины сбоев в функционировании устройства:

  • дисковый элемент перестал вращаться или накручивает обороты рывками;
  • дисплей не отображает значения показателей;
  • нарушена герметичность устройства.

Также для энергосбытовой компании крайне важно отсутствие на индивидуальном приборе учета электроэнергии сколов, трещин. Недопустимо и наличие разбитого окошка для просмотра показаний.

Можно ли заменить исправный счетчик на новый, более современный?

При желании и на усмотрение собственника прибор учета электроэнергии можно поменять на более новый, например, в случае смены однотарифного счетчика на многотарифный, если в вашем доме имеется возможность такого учета электричества. Хотя энергосбытовая компания не может обязать жильцов к этому. А вот о необходимости поверки обязана напомнить.

Чтобы поменять один счетчик на другой, придется также демонтировать старый прибор и опломбировать новый. Но есть еще один нюанс - это распломбировка ранее находящегося в использовании устройства. Самостоятельная распломбировка запрещена, необходимо вызывать специалистов-электриков, которые снимут показания и произведут данные работы. Одно радует: с 2012 года эта процедура осуществляется без взимания платы.

Какой индивидуальный прибор учета электроэнергии выбрать для установки?

В случае возникновения необходимости или желания заменить электросчетчик нужно знать, на что в первую очередь обращать внимание при его выборе.

  • Во-первых, следует сразу посмотреть на дату первичной поверки, которую проводит предприятие-изготовитель. Если она превышает 24 месяца для однофазных и 12 месяцев для трехфазных приборов, откажитесь от покупки такого устройства, поскольку для него должна быть проведена очередная экспертиза.
  • Во-вторых, важен межповерочный интервал электросчетчиков, который обязательно придется контролировать. По истечении этого промежутка времени прибор будут считать нерасчетным.
  • В-третьих, на циферблате обязательно должен быть обозначен класс точности устройства.
  • В-четвертых, нужно понимать, какая требуется тарифность. Всю необходимую информацию содержит инструкция электросчетчика.

Существуют различные модели современных технологичных устройств для учета потребляемой электроэнергии. Среди популярных, неплохо зарекомендовавших себя можно выделить такие, как «Гранит», «Пума», «Меркурий», «Нева» и другие. Модельный ряд каждой марки разнообразен. Существуют как однотарифные приборы, так и электросчетчики двухтарифные. Также можно встретить электронные и электромеханические устройства в разном цветовом исполнении (белые, серые, черные, гибридные) и с разным сроком эксплуатации. Все они могут различаться сроками поверки. Так, к примеру, межповерочный интервал электросчетчиков «Меркурий 230» составляет 10 лет, у «Гранита-1», «Пумы 103» - уже 16 лет. В среднем стоимость вышеуказанных моделей варьируется в пределах 1000-2500 рублей, но можно встретить и более дорогие экземпляры.

В заключение хочется еще раз обратить внимание на такой важный параметр, как межповерочный интервал электросчетчиков. Каждому собственнику жилого и нежилого помещения его необходимо тщательно контролировать. Этим не стоит пренебрегать во избежание требований энергосбытовой компании об оплате электроэнергии по тарифному плану даже при наличии полностью исправного индивидуального прибора учета. Невозможность использования неповеренных измерительных устройств, считающихся нерасчетными, отражена в нормах действующего законодательства.

Индивидуальный прибор учета электроэнергии. Чей он и кому нужен?

В подавляющем большинстве наших квартир, построенных еще в советские времена ставились электросчетчики с номинальным током в 5 – 20 ампер и классом точности 2,5. Средний срок службы таких приборов составлял в среднем 30 лет при обязательной промежуточной метрологической поверке в 8 – 16 лет (в зависимости от модели электросчетчика).

В тех, многолетней давности, условиях указанных характеристик приборов учета электроэнергии было вполне достаточно для нормального функционирования. Но за последние годы в каждом доме появилось гораздо большее количество электроприборов и зачастую в одной комнате их работает больше, чем лет двадцать назад во всей квартире. Значительно изменилась и мощность используемых приборов.

Естественно, что старые электросчетчики, не рассчитанные на возросшую нагрузку, давно уже перестали соответствовать изменившейся ситуации. В связи с этим еще с 1997 года законодательно запрещен выпуск электросчетчиков с классом точности 2,5, а все существующие счетчики такого типа должны быть заменены на приборы с классом точности не ниже 2,0.

Кроме того, большая разница в классе точности используемых приборов учета объективно фиксирует повышенные потери электроэнергии, что, в конце концов, отражается на величине платы за коммунальные услуги населением (составляющая МОП), приводит к повышению социальной напряженности и недопониманию.

Вполне логично возникает вопрос: Обязательна ли установка счетчика и за чей счет производится его замена?

Уберем в сторону досужие домыслы, частные мнения и эмоции и обратимся к фактам, изложенным в действующих законодательных актах Российской Федерации.

1.Что такое ИПУ?

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме; («Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

2. Для чего нужен ИПУ?

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « )

3. Обязательность установки ИПУ

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии , электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (п.5 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

Потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; (ст.52 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

4. Кто является собственником ИПУ и несет затраты на его установку и замену?

I .Определение состава общего имущества

2. В состав общего имущества включаются:

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование , находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) ;

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения , состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода , грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. (глава I «Правила содержания общего имущества в МКД…», утвержденные ПП РФ 491 от 01.01.2001г.)

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию : этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; (п.5.6.2. «Правила и нормы тех. эксплуатации жил. фонда», утвержденные Постановлением Госстроя № 000 от 01.01.2001г.,)

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. (ст.140 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики », утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. (Ст. 210 Гражданского кодекса РФ)

«…по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии ». (ст.539 Гражданского кодекса РФ)

«Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 Гражданского кодекса РФ) .

5. Требования к ИПУ

…Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

…Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.(ст.138 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше...(ст.141 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Требования к монтажу ИПУ Э/Э

1. Каждый установленный расчетный электрический счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках с давностью не более 2 лет.
2. Расчетные электросчетчики, находящиеся в эксплуатации должны проходить государственную поверку в сроки указанные в техническом паспорте счетчика, но не реже одного раза в 16 лет.
3. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.
Допускается размещение электрических счетчиков в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки при условии соответствующих паспортных характеристик их эксплуатации. Иначе должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
4. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление электрических счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов электрических счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
5. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т. п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата.
6. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
7. В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек и скруток не допускается.
8. Минимальное сечение медных проводов, присоединяемых к счетчикам - 2,5 мм кв., минимальное сечение алюминиевых проводов - 4мм кв.
9. При монтаже электропроводки около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.
10. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 вольт, должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 метров коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

6. Расчеты за потребленные КУ

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. (ст.89 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки , договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. (п.2 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (ст.147 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. (ст.16 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. (ст.31 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В общем как ни крути, а замена электросчетчика выгодна прежде всего самим собственникам жилых помещений. Выгодна как из соображений безопасности, так и из материальных соображений.

7. Какой счетчик выбрать?

На сегодняшний день право выбора ИПУ принадлежит потребителю. Он, по своему усмотрению, может выбрать для установки счетчик любого типа, удовлетворяющий требованиям нормативных документов и включенный в Государственный реестр средств измерений.

Тем не менее, в целях снижения платы за потребленную эл. энергию рекомендуем устанавливать 2-х тарифные ИПУ электроэнергии, позволяющие вести раздельный учет потребленного ресурса в зависимости от времени суток.

Технический директор Ресурс»

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Вверх