Перспективный план работы учителя - логопеда на логопункте доу. Годовой план учителя-логопеда на логопункте в доу План работы с родителями на логопункте доу

Юлия Никульская
Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ

Годовой план учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год

Цель : Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Задачи МАДОУ «Детский сад №20» :

1. Совершенствование физической активности дошкольников, как условие полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни;

2. Создание условий опытной исследовательской деятельности в процессе эколого -педагогической работы дошкольного учреждения;

3. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи :

1. Развитие и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через коррекционно-развивающию работу на логопедических занятиях ;

2. Формирование у ребёнка правильного звукопроизношения в процессе экологического воспитания;

3. Осуществление учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, оказание методической помощи родителям и педагогам.

Организационно-методическая работа

1 Подготовка кабинета к новому учебному году.

2 Комплектование логопедического пункта

3 Составление расписания непосредственной образовательной логопедической деятельности (подгрупповых, индивидуальных форм работы)

4 Планирование подгрупповой , индивидуальной непосредственной образовательной логопедической деятельности

В течение года

5 Ведение индивидуальных тетрадей детей

Еженедельно

6 Заполнение речевых карт

7 Заполнение журнала учета посещаемости детей

В течение года

8 Заполнение журнала первичного диагностического обследования

Оформление журнала консультаций логопеда для родителей и педагогов

В течение года

10 Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год

11 Составление календарного плана

Диагностическая работа

Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи .

При использование методического пособия

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В. М. Акименко Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Т. Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования »

2 Сбор педагогических сведений о раннем развитии ребёнка

3 Динамическое наблюдение логопатов в течение года

В течение года

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1 Коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия подготовительных групп, по следующим направлениям :

Устранение недостатков произношения;

Скорректировать недостатки речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов) ;

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам;

Развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики

Литература :

“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой“Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр” Н. В. Нищевой.

В течение года

Работа с педагогами

1 Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования , разработка путей дальнейшего взаимодействия.

В течение года

2 Ведение тетрадей взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда ;

В течение года

3 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

Сентябрь

4 Совместное мероприятие с инструктором по физической культуре «Весёлые старты с азбукой»

5 Семинар-практикум для воспитателей (конкурс) «Сам себе логопед » Ноябрь

6 Совместная утренняя гимнастика с музыкальным руководителем «Логоритмика » Декабрь

7 Консультация для педагогов «Нетрадиционные метод в логопедии - биоэнергопластика »

Консультация для педагогов «Особенности детей с ОВЗ»

9 Совместное мероприятие с педагогом психологом «Путешествие в Букваград»

10 Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

11 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

12 Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в детском саду

В течение года

Работа с родителями

1 Подготовка консультаций для родителей подготовительной группы :

Каждый месяц

«Артикуляционная гимнастика – это весело, интересно и полезно!»

Сентябрь

«Родители – главные помощники логопеда »

«Причины нарушения речи»

«Играем пальчиками и развиваем речь»

«Обогащаем словарь детей»

«Развитие фонематического слуха»

«Что такое дизартрия?»

«Что такое дислалия?»

«Готовимся к школе вместе»

2 Буклет для подготовительной и старшей группы «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

3 Консультация для родителей старших и средних групп «Когда нужно обращаться к логопеду » Октябрь

4 Анкетирование родителей старших и средних групп «Кто такой логопед

5 Буклет для средних и младших групп «Речь на кончиках пальцев»

6 Проведение занятий в присутствии родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

В течение года

Понедельник

7 Посещение и выступление на родительских собраниях

В течение года

8 Выступления на родительском собрании «Что такое логопункт »

сентябрь

Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей В течении года

6 Выступления на родительских собраниях по запросу воспитателей В течении года

7 Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов

В течении года

Оформление и комплектование кабинета

1 Пополнение учебно-методического комплекса.

В течение года

2 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

3 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

Информационно-просветительская работа

В течение года

Повышение профессиональной квалификации

1 Участие в МО учителей- логопедов .

В течение года

2 Участие в педсоветах, семинарах ДОУ, пед. часы

В течение года

Публикации по теме:

Давайте познакомимся. Я, Юдина Надежда Александровна. Образование: высшее, в 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический.

Аналитическая деятельность учителя - логопеда ДОУ. Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ № 207 «Солнышко» Анализ диагностики.

Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Перспективный план работы учителя - логопеда

на логопункте МБДОУ д/с № 21 на _________ год

Малеевай О. В.

п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Обследование речи детей

сентябрь

Апрель

Проведение ПМПК по зачислению детей на логопункт

сентябрь

Заполнение индивидуальных речевых карт

сентябрь

Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт, составление списков

сентябрь

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

сентябрь

Май

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

сентябрь

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

сентябрь

Январь

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

октябрь - январь

Февраль - май

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Октябрь- январь

Февраль- май

Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп

Январь

Май

Составление отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада

Январь

Май

Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи»

Май

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе

Июнь

План работы учителя-логопеда с воспитателями и родителями

Название мероприятия

Время проведения мероприятия

Работа с родителями

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Учимся слышать звуки»

По плану детского сада

Консультация «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

По плану детского сада

Консультация на тему «Речевая готовность ребенка к школе»

По плану детского сада

Проведение консультации в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста»

По плану детского сада

Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня

Работа с воспитателями

Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «Профилактика речевых растройств»

По плану детского сада

Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи дошкольников»

По плану детского сада

Индивидуальные консультации

В течение года

Мероприятия, проводимые в течение года

1. Участие в педсоветах и методических объединениях

2. Оформление и обновление «Уголка логопеда».

3. Комплектование методической и дидактической библиотек.

4. Посещение семинаров, курсов повышения квалификации.

5. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».

8. Посещение логопунктов других детских садов с целью обмена опытом.

9 . Распространение собственного педагогического опыта среди коллег и в сети интернет.

10. Повышение педагогического мастерства по плану самообразования

На логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.

Годовой план работы учителя - логопеда на логопункте

МДОУ «Детский сад № 000» Ленинского района г. Саратова

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Сентябрь

Проведение МППК по зачислению детей на логопункт

Сентябрь

Заполнение индивидуальных речевых карт

Сентябрь

Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт

Сентябрь

Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада

Сентябрь

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

Сентябрь

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

Сентябрь

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Сентябрь

Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих листов)

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Проведение занятий и тренингов с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Октябрь- январь

Февраль- май

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп

Экспресс-обследование детей младшего возраста

Апрель - май

Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада

Оформление стенда «Доска почета» фотографиями выпускников логопункта

Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи» и награждение почетной грамотой «Помощник логопеда» наиболее активных воспитателей

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе заведующей детского сада

Сдача отчета о работе за учебный год

Подготовка материалов для проведения логопедического обследования

Составление рабочих листов для проведения фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий для детей с диагнозом: дислалия

Составление рабочих листов с домашними заданиями для детей с диагнозом: ФФН

План работы с воспитателями и родителями


Название мероприятия

Время проведения мероприятия

Работа с родителями

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания в подготовительных группах на тему «Речевая готовность ребенка к школе»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста»

По плану детского сада

Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня

Работа с воспитателями

Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год»

По плану детского сада

Организация занятий в группах раннего возраста «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» (с использованием массажеров, элементов логоритмики, упражнения для дыхания, пальчиковых игр)

Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года воспитателем под контролем логопеда

Проведение семинара по проблемам предупреж­дения и коррекции недостатков речи детей для воспитателей, поступивших на работу в течение года

По плану детского сада

Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

По плану детского сада

Проведение смотра речевых уголков в средних и старших группах

Январь, май

Мероприятия, проводимые в течение года

1. Участие в педсоветах.

2. Оформление и обновление «Уголка логопеда».

3. Комплектование методической и дидактической библиотек. Пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.

4. Посещение логопедических кабинетов района с целью обмена опытом.

5. Сбор методических материалов по профилактике речевых нарушений. Подбор материалов для проведения занятий по логоритмике для детей средних групп.

6. Пополнение папки к семинару воспитателей подборкой речевого материала по грамматике, лексике и связной речи.

7. Пополнение папки группового и индивидуального сопровождения развития ребенка новыми играми.

8. Посещение курсов повышения квалификации.

9. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».

10. Посещение логопунктов других детских садов с целью обмена опытом.

Полицковая Оксана
Леонидовна,

Перспективный план работы

учителя-логопеда логопункта

с родителями на 2015 -2016 учебный год

Срок выполнения

Участие в родительских собраниях

Причины речевых нарушений у детей, план работы на год, общие вопросы.

Организация работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Сентябрь

Результаты диагностики, индивидуальное планирование путей коррекции.

Сентябрь

(по четвергам)

Индивидуальные консультации для родителей

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

(по четвергам)

Оформление папок для родительского уголка во всех возрастных группах

Речевое развитие ребенка 2 -3 лет.

Речевое развитие ребенка 3 -4 лет.

Речевое развитие ребенка 4 -5 лет.

Речевое развитие ребенка 5 – 6 лет.

Речевое развитие ребенка 6 – 7 лет.

Сентябрь-

Праздник осени.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого дефекта)

Мастер – класс для родителей среднего и старшего дошкольного возраста

Сохраним свое здоровье и улучшим речь – обучение приемам массажа и самомассажа.

Оформление папок для родителей.

Тема “Логопедические занятия с детьми раннего возраста”.

Тема “Причины речевых нарушений у младших школьников”.

Индивидуальные

консультации

для родителей (подготовительной группы)

Особенности речевого развития ребенка по результатам диагностического обследования.

(по четвергам)

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста.

Играем в умные и полезные игрушки.

Новогодний

праздник

Пополнение информационных папок.

Использование приемов массажа и самомассажа.

Индивидуальные

(по четвергам)

Подготовка ко Дню Защитника Отечества.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого нарушения).

Изучение состояния речи детей раннего и младшего дошкольного возраста и рекомендации родителям по развитию всех сторон речи (лексики, грамматики, фонетики). Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

(по четвергам)

Мастер – класс для родителей детей раннего возраста

Будем вместе играть – речь ребенка развивать.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого нарушения).

Выставка учебно-методической литературы.

Работа над звукопроизношением в домашних условиях.

Индивидуальные консультации для родителей.

Показ индивидуальной работы для родителей по коррекции звукопроизношения, этапа автоматизации и дифференциации звуков речи.

Март (по четвергам)

Выступление на родительском собрании для вновь поступающих в ДОУ.

Тема “Особенности речи детей раннего возраста”.

Индивидуальные консультации для родителей.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания детей, самоконтроль за звукопроизношением.

Апрель (по четвергам)

Родительские собрания.

Тема “Что такое готовность к школьному обучению?”

Тема “Школьные годы - чудесные”

Тема “Особенности речи детей 3-4 лет”

Тема “Особенности речи детей 4-5 лет"

Тема “Организация логопедической работы в старшей группе”.

Выпускной в подготовительной к школе группе.

Разучивание стихов и песен к празднику.

Показ приемов артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания и моторики, рекомендуемые

Готовность к школьному обучению.

Статья посвящена взаимодействию логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта.

Дошкольный возраст – лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому , как и игровая комната или музыкальный зал, должен быть в каждом детском саду.

Под чутким наблюдением профессионала в области логопедии малейшие нарушения речи ребят будут выявлены своевременно. Логопед точно определит, кому и над какими звуками нужно поработать, и создаст для каждого систему эффективных упражнений.

Однако вся эта эффективность будет сведена на нет, если в коррекционный процесс не включатся родители малыша. Но как объяснить папам и мамам, устающим после работы и домашних дел, огромную значимость занятий по коррекции речи ребёнка?

Сегодня мы расскажем, как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным.

1. Знакомство.

Сформировав группу ребят с нарушениями речи, логопеду стоит индивидуально познакомиться с родителями каждого из них. Лучше, если при знакомстве будут присутствовать и мама, и папа малыша. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно «охлаждать его пыл» со словами: «Не так уж это и важно», «Как-нибудь само исправится». Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка.

При знакомстве нужно быть предельно деликатным и употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают попадание ребёнка в логопедическую группу как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений «патология», «дефект» и т.д.

2. Общее родительское собрание.

Когда контакт со всеми родителями налажен, нужно собрать их вместе в спокойной, дружественной обстановке.

Родительское собрание можно провести в два этапа:

I этап: Мотивация.

Можно предложить взрослым пофантазировать: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное выговаривание слов – это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это?

Затем специалист логопункта может подчеркнуть, что данный возраст – самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится.

II этап: Объяснение деталей.

Нужно рассказать родителям про упражнения в домашней тетради и порядок их выполнения. Важно подчеркнуть: домашняя тетрадь для занятий не должна ассоциироваться у малыша с мучениями или скукой. В упражнения можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. Зато поощрять за успехи нужно почаще.

3. Периодический контроль.

На этом взаимодействие логопеда с родителями не заканчивается. Специалист логопункта детского сада ни в коем случае не должен пускать домашние занятия «на самотёк». Родители должны чувствовать, что их усилия не напрасны. Как и самих детей, их стоит постоянно поощрять за успехи. Позвонив по телефону, можно рассказать им о замеченных улучшениях в речи малыша со словами «Вам уже есть чем гордиться», «Поздравляем с ещё одним «побеждённым» звуком».

4. Содействие воспитателей.

Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может выступить своеобразным посредником между ними. Маме, пришедшей забрать ребёнка, он может ненавязчиво передать советы логопеда по работе с домашней тетрадью. И наоборот: родители могут в доверительной беседе поведать воспитателю о сложностях, о которых стесняются напрямую сказать логопеду. А обратную связь воспитатель позже передаст им в той же мягкой, ненавязчивой форме. Так удастся избежать типичного страха перед «врачом в белом халате» – образ, с которым часто ассоциируется логопед.

Ольга Владимировна Соколова,
учитель-логопед,
ГБОУ детский сад №605,
г. Москва

Вверх