Первые гостиные дворы. Большой гостиный двор. Станция метро «Гостиный двор»

Сегодня сохранился лишь небольшой фрагмент этого грандиозного сооружения петровских времен, основная часть здания была снесена при строительстве здания для библиотеки Академии Наук. В нижнем ярусе размещались торговые ряды, в каждой отдельной ячейке, отмеченной аркой, находилась торговая лавка одного купца. Складские помещения-на втором этаже, в случае наводнения товару не грозила опасность.

Просторный внутренний замкнутый двор так же был функционально оправдан. В плане здание Большого Гостиного Двора на Невском проспекте-гигантская трапеция неправильной формы. Со стороны Невского проспекта фасад здания значительно отступает от красной линии застройки, здесь специально предусмотрено место для подъезда и погрузки, с учетом, что транспорт был конным.

В районе Гостиного двора Невский проспект имеет наибольшую ширину-шестьдесят метров. Декорацию здания предполагалось выполнить в соответствии с традициями барокко. Фасады должны были украсить многочисленные декоративные элементы и колонны, однако этот проект не был осуществлен. Купцы, на деньги которых предполагалось вести строительство, жаловались на дороговизну проекта. Строительство Гостиного двора началось лишь в 1761 году и по проекту другого архитектора – Валлена-Деламота.
С 60-х годов XVIII пышный и нарядный стиль барокко уступил место более рациональному и простому стилю-классицизму. О барокко, на фасадах Большого Гостиного двора напоминают лишь закругленные углы здания, которые отмечены колоннами сгруппированными по две. В центре фасада, вместо предлагавшейся Растрелли легкой трехъярусной башни, Валлен-Деламот разместил портик строгих очертаний.

Еще с петровских времен существовал порядок, при котором тот или иной товар разрешалось продавать лишь в специально отведенном для него месте-в определенном ряду. Такие ряды, или как их еще называли «линии», размещались и в Гостином дворе. Так вдоль Невского проспекта располагалась Суконная (ныне Невская) линия, под словом "Суконный" в старину подразумевали всякий шерстяной товар.
Большая Суровская линия (ныне Перинная), обращена в сторону здания Думы, "Суровским", а вернее "Сурожским", называли любой шелковый товар. Название произошло от Сурожского моря (ныне Азовское). Бывшая Малая Суровская линия (ныне Ломоносовская). А так же Зеркальная линия (ныне Садовая) со стороны Садовой улицы. Под словом "зеркальный" подразумевалилюбой светлый товар. Здесь торговали золотом, серебром, бронзой.

В Гостином дворе было около ста торговых лавок среди которых и множество книжных: В.Плавильщикова, И.Глазунова, В.Сопикова, И.Оленина, И.Лисенкова. Здесь впервые продавалось первое издание книги А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

Посещали книжников-гостинодворцев А.Пушкин, А.Грибоедов, Н.Гоголь. Но самым частым покупателем бывал здесь И.А.Крылов. Жил и работал он рядом-в Публичной библиотеке и частенько по утрам отправлялся в Гостиный двор покупать русские книги для библиотеки.
Строительство Невской линии Большого Гостиного двора завершилось в 1767 году, но потребовалось еще восемнадцать лет, чтобы закончить возведение остальных корпусов.

В 1886-1887 годах главный фасад, обращенный на Невский проспект, получил новую декоративную обработку, выполненную по проекту А.Бенуа. В 1941 году центральная часть здания пострадала от взрыва фугасной бомбы. Она была восстановлена по проекту архитектора О.Л.Лялина.

В 1947-1948 годах была проведена реконструкция здания по возвращению зданию первоначального облика. Еще одна реконструкция проводилась в 1954–1969 годах.

Сегодня внутренняя структура здания по сравнению с XVIII веком значительно изменилась: вместо небольших лавок, принадлежавших разным хозяевам, на обоих этажах современного Гостиного двора располагаются непрерывные анфилады торговых залов. Здание до сих пор выполняет свои первоначальные функции.
На примыкающем к Гостиному двору отрезке Невского проспекта в конце XVIII столетия появились еще два здания аналогичного назначения.

В 1797–1798 годах возвели протяженный корпус Перинной линии, параллельно фасаду Гостиного двора.

Такое название эти ряды получили, так как здесь шла торговля пером и пухом. В начале XIX века Перинный ряд со стороны Невского проспекта украсил Портик Перинной линии, возведенный по проекту Л.Руска. Несколько раньше в 1784-1787 гадах, по проекту Д.Кваренги был построен трехэтажный корпус Серебряных рядов с открытой аркадой в первом ярусе (дом 31). Рядом с Серебряными рядами возвышалась граненая башня Городской думы .

В середине XIX века облик здания Думы изменился, Серебряные ряды сегодня выглядят тоже иначе. Со стороны Невского проспекта аркады Серебряных рядов были со временем заделаны, их полукруглые очертания окаймляют витрины современных ювелирных салонов.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, © Е. А. Паршина, 2009

Гостиный двор в Петербурге - это не только станция метро и величественное здание универмага, занимающее целый квартал. Первые гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города, разрушались и строились на протяжении трёхвековой истории Северной столицы. До наших дней сохранилось несколько таких торговых зданий. Рассказываем, что непременно нужно знать о гостиных дворах каждому петербуржцу.

Первый Гостиный двор


Первый Гостиный двор сразу после основания города. Находился он на бывшей Троицкой площади, примерно на том месте, где сейчас находится Государственный музей политической истории России. В 1710 году деревянный рынок, располагавшийся здесь, полностью сгорел. Уже в 1712–1713 годах на его месте был построен первый двухэтажный мазанковый, крытый черепицей Гостиный двор. Внутри на первом этаже располагались лавки, а второй использовали для хранения товаров. Кроме того, на территории Гостиного двора находились деревянное здание Ратуши, биржа, таможня и аукционная камера. В 1737 году торговля в Гостином дворе была прекращена, его стали использовать как склад для хранения военной амуниции.

Портовый двор на Васильевском острове


В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. Тогда приняли решение строить такие комплексы из камня. Первый каменный торговый двор был построен архитектором Доменико Трезини на Васильевском острове в 1722 году. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и назывался Портовым. Розничных лавок там не было, так как торговля в нём носила оптовый характер. По существу это были обширные складские помещения, занимающие целый квартал. В начале 1910-х годов их разобрали, а освободившуюся территорию застроили. Случайно уцелела лишь крохотная часть Старого Гостиного двора. В наши дни это дом № 1 по Тифлисской улице. Здание в настоящее время занимает библиотечный фонд Библиотеки Академии наук.

Новый Гостиный двор на Васильевском острове


В начале XIX века на Васильевском острове Джакомо Кваренги построил ещё один двухэтажный Гостиный двор с большой аркадной галереей. В XIX - начале XX века этот Гостиный двор использовался в основном для торгово-технических целей, преимущественно в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года, который располагается здесь и поныне вместе с философским факультетом и Медицинским колледжем СПбГУ.

Апраксин двор





После пожара, который произошёл в 1780 году и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском проспекте, на Садовой улице возвели Щукин и Апраксин дворы и Никольские ряды. К середине XIX века в Щукином и Апраксином дворах была сосредоточена почти вся букинистическая торговля Петербурга. По указу Николая I в 1833 году Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. На 24 деревянных линиях торговали тканями и галантереей, кожевенными товарами и мебелью, обувью и хозяйственными товарами. После пожара 1862 года началась плановая застройка территории. Основные корпуса торгового двора были возведены в 1870–1880-х годах. Построенный комплекс имел не только торговое, но и развлекательное и культурное назначение, а кроме того, он хорошо вписывался в архитектуру города.

Перед Первой мировой войной по оптовому товарообороту рынок стал одним из самых больших в Европе. После революции некоторые корпуса остались бесхозными и в них разместились склады. В советские годы Апраксин двор был крупным центром комиссионной торговли. В настоящее время здесь расположено более 50 корпусов.

Никольские ряды


Никольские торговые ряды были построены в 1789 году на участке земли по Садовой улице между Фонтанкой и речкой Кривушей. Это место сочли удобным из-за близости двух водных транспортных артерий: Екатерининского и Крюкова каналов. Сначала рынок назвали Очаковским, поскольку его строительство было завершено в один день со взятием турецкой крепости Очаков русскими войсками под руководством А. В. Суворова. Здание было возведено на средства купеческого общества, то есть был частным. Первый этаж предназначался для торговых помещений, во втором размещались конторы и склады. Объединялись все торговые помещения открытой галереей первого этажа.

В 1825 году Никольский рынок пострадал от пожара, но его быстро восстановили. В 1880-х годах с Сенного рынка на Никольский перенесли «Обжорный ряд». Здесь за 12–15 деревянными столами под навесом питались сезонные рабочие: каменщики, плотники, маляры, штукатуры. После 1917 года в здании Никольского рынка разместилось производственно-промышленное объединение по изготовлению эмалированной посуды, в послевоенное время - «Металлопосуда». Сейчас здание бывших торговых рядов находится в запустении.

Гостиный (Мытный) двор

Когда народонаселение на Адмиралтейской стороне стало возрастать и торговля стала сосредоточиваться здесь, каменный Гостиный (Мытный) двор был возведён архитекторами Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербелем в 1719 году на берегу реки Мойки, у нынешнего Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.

Малый Гостиный двор


Здание Малого Гостиного двора находится между Гостиным двором, Университетом экономики и финансов и Центральными железнодорожными кассами, в одном квартале с зданием Городской столичной думы. Оно было построено в 1790-х годах архитектором Джакомо Кваренги с тем же силуэтом, что и Большой Гостиный двор. Торговля здесь велась как в розницу, так и оптом. Комплекс имел свою специализацию: в этом здании было размещено множество мебельных магазинов. Торговля велась только в светлое время суток, был запрет на использование свечей, связанный с противопожарной безопасностью здания.

В 1860 и в 1880 году корпуса здания были перестроены, но свои функции комплекс сохранял вплоть до революции, а после прихода новой власти в здании разместился учебный комбинат, который готовил специалистов книжной торговли. Впоследствии в здании находился библиотечный техникум. После войны в здании находились городская художественная школа и художественно-производственные мастерские Театра драмы и комедии. Позднее в здании дополнительно разместились различные учреждения, кафе, ночные клубы и бары, прославившие «барную» Думскую улицу.

Большой Гостиный двор





В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой - зодчего Жан-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785-м.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Каждая сторона здания, оформленного неправильным четырёхугольником, представляла собой двухъярусную аркаду, опоясанную гранитными ступенями. По сторонам строения располагались линии, что и давали названия каждой стороне. Вдоль Невского проспекта пролегала Суконная линия, здесь торговали парфюмерией, галантереей и книгами. Вдоль нынешних улиц Перинной и Ломоносова проходили Большая и Малая Суровские линии, где горожанам предлагали приобрести неотделанные ткани, вдоль Садовой раскинулась Зеркальная линия с зеркалами, ювелирными изделиями и предметами роскоши.

Большой Гостиный двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществлённая в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Фото: excava.ru, photoprogulki.narod.ru, petro-barocco.ru, kudago.com, visit-petersburg.ru, cityspb.ru, livejournal.com, expert.ru, cs605518.vk.me, ok-inform.ru, citywalls, kommersant.ru, citywalls.ru, wikimapia.org, geometria.ru, hellopiter.ru, etoretro.ru, 2do2go.ru, ilovepetersburg.ru

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

В главном антикварном смотре на Ильинке, 4, примут участие около 200 российских галерей

Организатор мероприятия - компания «Экспопарк выставочные проекты» - разработала для этого Салона особое экспозиционное решение. В Гостином Дворе появятся «улицы» антиквариата, ювелирного искусства, винтажа и квартал «Арт&Дизайн».

Центральное место на Салоне займут галереи «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Времена», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А. Э. Лелянова», «Антикварные сезоны», Антикварная галерея «Петербург». Здесь будут представлены полотна Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере.


Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представит на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». В экспозиции более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов. Отдельная часть экспозиции расскажет о коллекционировании европейского искусства.


Особое место на Салоне займут галереи, подготовившие тематические экспозиции. Так, старейшая антикварная галерея «Петербург» представит шедевры русской живописи середины XIX - первой трети XX века из 20 знаковых произведений. В центре экспозиции - живописное полотно «Натурщица», созданное Ильей Репиным в 1920-е годы. Для этой картины позировала Мери (Марианна) Хлопушина, которая в то время поселилась недалеко от усадьбы Репина Пенаты и на протяжении нескольких лет была моделью художника. В произведениях позднего периода творчества Репина, к которым относится «Натурщица», особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

На стенде галереи «Антикварные сезоны» развернется экспозиция «Классика на века». В нее вошли произведения выдающихся русских художников XIX–XX веков: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Ивана Вельца, Александра Гине, Николая Дубовского, отражающие сюжеты отечественной истории, а также воспевающие красоту русской природы.

Галерея «Русский модерн» рассказывает на своем стенде о путешествиях художников, произведения которых были созданы в период конца XIX - первой половины XX века, как, например, жанровая сценка «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов или парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

В центре тематической выставки «Русский стиль», подготовленной Галереей «Альтруист», разместятся посвященные истории Древней Руси пять монументальных декоративных панно, созданные Михаилом Яковлевым в 1913 году, после окончания Строгановского и Тенишевского училищ. Произведения относятся к раннему периоду творчества мастера.

«Женщины в искусстве и искусство женщин» - так называется экспозиция Галереи «Веллум». На стенде будут представлены как образы женщин - «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина и «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, так и живописные произведения известных художниц: Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

«Галерея Валентина Рябова» выставит великолепный пейзаж Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года из серии «Огни Парижа». Другая картина из той же серии - «Париж. Ночное кафе» 1929 года - войдет в экспозицию выставки Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД).

Рисунки Наталии Гончаровой - эскизы костюма испанки 1920–40-х годов и вечернего платья «Иерофанта», 1920–30-х годов - покажет галерея «Элизиум». После эмиграции во Францию художница создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли.

«Галерея Форма» представляет персональную экспозицию советского художника-реалиста Владимира Токарева, выпускника Ростовского художественного училища и Института им. И. Е. Репина.

Впервые на Антикварном Салоне отдельный квартал «Арт&Дизайн» будет посвящен новейшему искусству и коллекционному дизайну. В нем участвуют такие известные галереи, как: «Эритаж», «Арт-Бокс/Е.К.Арт-Бюро», «Тираж 1/1» PA Gallery. Здесь же разместятся представительства российских дизайнеров: Ольги Солдатовой, Анастасии Панибратовой и Марии Романовой.

Организаторы 45-го Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу, в которую вошли: юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», дискуссия от школы Masters и Public Talk дизайнера Марии Романовой.

Обычные (без льгот) билеты на Салон стоят 500 рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА 45-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

27 ноября 2019 года. 12:00–16:00. Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» Организаторы: Ассоциация «Национальные ювелирные бренды России», Фонд развития ювелирного искусства России.

27 ноября 2019 года. 17:00–19:00. Public Talk «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка».

28 ноября 2019 года. 12:00–15:00. Юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей». В рамках форума предполагается обсудить правоприменительную практику закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также актуальные вопросы реализации законодательства об авторском праве, включая право следования и исключительные права. Организатор: Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

28 ноября 2019 года. 18:00–19:30 Лекция «Трехликие Троицы: история парадокса». Лектор: Сергей Зотов - культуролог, стипендиат университета Гумбольдтов (Берлин), лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии». На лекции Сергей Зотов расскажет о том, какой была иконографическая цензура в Новое время и сравнит российскую ситуацию с западной на примере двух уникальных работ - духовной картины фламандской школы конца XV века и русской иконы конца XVIII века. Сегодня, спустя много веков, эти произведения наконец входят в историю искусства не как курьезы или диковинки, но как шедевры своей эпохи, наравне с более известными памятниками живописи.

30 ноября 2019 года. 14:00–16:00 Дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях». Организатор: школа Masters.

30 ноября 2019 года.17:00–18:00 Презентация издания «Открытые письма Общины св. Евгении». Издательский дом «Крепостновъ» (3 тома). Издание презентуют: Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России, вице-президент Союза коллекционеров России, кандидат исторических наук, и Александр Сенкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей Москвы. Организатор: Союз филателистов России.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Понятие "гостиный двор" появилось на Руси еще до царствования Петра I. В ту пору это были здания, где купцы, торговцы - те самые "гости" - останавливались для проживания и торговли. Для торговли им отводились так называемые ряды, которые разнились по товарам и услугам.

Торговые дворы

Впервые гостиный был заложен и возводился на Васильевском острове под руководством архитектора примерно в 1722 году. Его строительство было обосновано тем, что находился неподалеку, а хранить привозимые товары было негде. Таким образом появился Портовый гостиный двор, где приезжие купцы хранили свой товар до момента отправки оптовым покупателям. Рядов для розничной и штучной торговли товарами не было.

Но поскольку постройка была деревянной, то она сгорела, а на ее месте возвели каменные палаты. Сейчас остался лишь небольшой фрагмент строения - проем наружной галереи.

Затем был построен Апраксин Двор, торговый комплекс "Пассаж", торговые ряды Щукина, Андреевский рынок, торговые ряды на берегу Мойки и другие. В XVIII-XIX веках пожары вспыхивали в Петербурге довольно часто и уничтожали целые районы. По этой причине дворцы возводились сразу в камне, а торговые лавки было разрешено строить в разных частях города с целью избежать уничтожения всех товарных запасов и минимизировать потери для торговли города.

Пригородная торговля

В те времена Невская перспектива - нынешний Невский проспект - не был центром Северной Пальмиры. И ради пожарной безопасности торговые ряды перенесли на границу города «на порожнее место... от Полицейской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить … с общего согласия, полинейно, в чем которой линии торговать» (Малиновский К.В., «Санкт-Петербург XVII века», стр. 275).

Так было определено место для Большого Гостиного двора Санкт-Петербурга - самого значимого из всех, а ведь ранее здесь была березовая роща, за вырубку которой Петр I казнил нескольких лихоимцев. Современный Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге - одна из центральных станций метрополитена и удивительно сохранившееся здание XVII века.

Строилось здание довольно долго. Россия, находящаяся в постоянном состоянии войны с соседями, которые пытались откусить себе хоть кусочек земель, не могла найти в казне достаточно денег на строительство каменных торговых рядов. А купечество предпочитало латать деревянные постройки, оправдываясь тем, что и так все занято лавками, да и со строителями были проблемы - основная масса мастеров была задействована на возведении Смольного монастыря и Зимнего дворца.

Стройка здания в стиле классицизма началась в 1761 году по проекту Ж.Б. Валлен-Деламот Указом Екатерины II. Стройка несколько раз горела, поэтому в возводимом здании запретили использовать конструкции из дерева.

Окончательно строительство Гостиного двора Санкт-Петербурга было закончено в 1785 г. И торговля закипела - всего было 147 торговых лавок, где можно было купить товары со всего мира.

В 1837 году в Большом Гостином дворе Санкт-Петербурга усилиями арендовавших помещения купцов было проведено отопление (пневматическая топка) и освещение посредством масляных фонарей.

Вехи истории

В послереволюционные годы здание Гостиного двора Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) было опечатано, все товары купеческие перевезены в складские распределители, а помещения опустели.

В период НЭПа торговля возобновилась, но власти молодой Советской Республики здание неоднократно хотели то снести, то перестроить.

Все планы перечеркнула Великая Отечественная война, но и тогда торговля не прекращалась в торговом центре города не смотря на регулярные бомбежки.

В послевоенные годы Гостиный двор в Санкт-Петербурге неоднократно перестраивали, но без видимых радикальных изменений внешнего вида сооружения. В одном из корпусов во время ремонта в октябре 1965 г. вскрывали полы, и строители обнаружили настоящий клад, который остался после бежавших от революции купцов Морозовых. Он состоял из золотых слитков весом 128 килограмм.

Туристический центр города

«Гостинка» - так называют Гостиный двор горожане сейчас. Это большой торговый комплекс, сохранивший элементы прошедших эпох. Там расположены торговые бутики и павильоны с самыми разнообразными товарами. В основном они рассчитаны на туристов.

Открытие станции метро «Гостиный двор» Санкт-Петербурга состоялось в 1967 году. Входная зона метрополитена расположился в цокольной части здания. Здесь можно сделать пересадку на станции «Невской» и «Спасской» Садовой - Сенной линий, что очень удобно.

Выйдя из здания и повернув налево, можно увидеть большие экскурсионные автобусы. Чуть поодаль за ними есть экскурсионный киоск. Любой желающий может приобрести экскурсии от Гостиного двора по Санкт-Петербургу или ознакомительную поездку в музеи Ленинградской области.

Прошли века, но Гостиный двор так и остался центром притяжения для гостей города.

Вверх