Современные социологические направления. Социология как наука: основные направления развития и современные тенденции. Концепция многолинейного развития. Сторонники этого направления считают, что общество развивается по своим законам, и у каждого народа ес

В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма - это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.

Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм - одно из основных направлений в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50-60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боул-динга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции, и потому он неизбежен.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправ-ленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендорфу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

Бихевиоризм (от англ, behavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской социологии - наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.

Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии - необихевиоризм.

Символический интеракционализм (от англ, interaction - взаимодействие) - одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль .

Теоретико-методологические основы символического инте-ракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зиммель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.

Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность - на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хомане, П. Блау, Р. Эмерсон.

Социальный конструктивизм. В наиболее доступной, на наш взгляд, форме основные положения социального конструктивизма были изложены П. Бергером и Т. Лукманом в их совместной работе «Социальное конструирование реальности» . Авторы анализируют процесс конструирования социальной реальности от простых форм взаимодействия до создания социальных институтов. Этот процесс представляет собой объективацию субъективных действий и смыслов, т. е. превращение их в упорядоченную реальность повседневной жизни. Эта реальность существует как очевидный факт и не требует дополнительной проверки.

Более сложный процесс конструирования социальной реальности описывает П. Бурдье в своей концепции конструктивистского структурализма. В этом процесс он отдает приоритет преимущественно имущим классам, обладающим для этого необходимым капиталом. Конструктивистский структурализм П. Бурдье дает более четкие представления о субъектах (агентах) социального поля, их позициях, обусловленных наличием капитала; их способностях, возможностях и мотивациях в определенном (целенаправленном) конструировании социальной реальности; углубляет понимание того, что социальная реальность может создаваться и посредством конструирования виртуальных (символических) событий.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX в.?
  • 2. Почему О. Конт называл социологию «позитивной» наукой?
  • 3. Назовите наиболее известных социологов конца XIX - начала XX в.
  • 4. Каковы особенности развития социологии в России?
  • 5. Назовите основные научные направления (парадигмы) в современной социологии.
  • См.: Капитонов Э. А. Социология XX века. Ростов-н/Д, 1996. С. 218-219.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактаты по социологии знания. М. : Academia-Центр; МЕДИУМ, 1995.

Введение

Развитие социологии является сложным и многоаспектным процессом. Социологическая наука в России прошла более чем вековой путь. Долгое время социология находилась под запретом. Потребовалось немало усилий, чтобы социология начала свое возрождение и заняла достойное место в системе наук об обществе.

Социология в XXI веке переживает трудные времена, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Состояние глубокого кризиса, в котором находится наука, ставит ее перед выбором, который и будет определять дальнейшую судьбу социологии. Выбором пути развития отечественной науки об обществе, пути переосмысления накопленного и взращивание нового.

На сегодняшний день намечается преодоление теоретико-методологического кризиса, в котором пребывает отечественная социологическая наука в последнее десятилетие. Во всех крупных вузах России открылись кафедры и факультеты социологии, которые занимаются не только подготовкой высококвалифицированных кадров и исследованиями, которые достаточно традиционны по своим подходам и проблематике, но также представлены попытки развития новых неклассических концепций и направлений. Произошедшее в 20 веке расширение социологии происходит и по сей день. Сегодня существует достаточно много специализированных направлений: социология повседневности, социология личности, социология семьи, молодежи, культуры и другие.

Объект курсовой работы – научные достижения российской социологии в 2000 – х гг.

Предметом исследования являются научные достижения российской социологии в контексте научно-исследовательских проблем и институционального развития.

Целью является изучение научных достижений российской социологии в 2000 – х гг. научно-исследовательского и институциального характера.

Задачи работы:

1. Выявить проблемы и тенденции развития российской социологии на пороге XXI в.

2. Рассмотреть основные направления современной социологии.

3. Изучить развитие социологии в России на примере Москвы и Санкт-Петербурга и региональных социологических школ.


Глава 1 Российская социология на пороге XXI века

Проблемы и тенденции развития социологии

За последние двадцать лет развитие отечественной социологии во многом синхронизировалось с европейской и мировой социологиями и приобрело при этом не только плюсы, но и минусы. К последним добавились и свои собственные.

Журнал «Социологические исследования» выделил парадоксальный факт способности России раз за разом «наступать на одни и те же грабли» и при этом проявлять слабую заинтересованность относительно причин происходивших катаклизмов.

Среди социологов возникает вопрос: действительно ли социология развивается, то есть идет вперед, прогрессирует? Всемирный профессиональный форум говорит о социологии в движении и социологии на перекрестье дорог в глобальную эру: старые проблемы, новые перспективы. В социологическом сообществе утвердилось мнение, что современная социология находится в длительном кризисе, о чем свидетельствуют аргументы многих известных социологов.

Как говорил Андрей Александрович Давыдов: «Современная социология выродилась в специфический интеллектуальный дискурс, далекий от познавательных задач научной дисциплины и эффективных практических приложений, основанный, в значительной мере, на социальной философии и гуманитарной парадигме, догматическом преклонении перед работами классиков социологии, схоластических умозрительных спекуляциях вокруг содержания фундаментальных социологических терминов, социологического метода и теоретической деятельности, произвольном «авторском» объяснении социальных явлений и процессов, «отрыве» разрозненных эмпирических исследований от теории, «разбавленный» методами математической статистики и слабо восприимчивого к полезным для социологии достижениям других научных дисциплин».

Рассмотрим и другие признаки, свидетельствующие о том, что социология находится в глубоком кризисе. Во-первых, социологическая теория всё более замыкается на самой себе. Между тем наука становится наукой лишь тогда, когда может объяснять и прогнозировать происходящие в обществе процессы, проанализировать различные социологические категории и определения. В сущности, обращение к проблемам общества и есть смысл существования социологии. Она возникла из общественных потребностей, завоевала признание своим вкладом в решение конкретных проблем индивида, групп, обществ. Нынешние призывы к повышению общественной роли социологии связаны с конкретной ситуацией на пересечении общественных запросов и работы социологов.

Во-вторых, современная социологическая теория не всегда в состоянии объяснить и проанализировать причины происходящих в стране процессов. Всё более популярными в среде учёных становятся качественные методы исследования (например, «фокус-группы»). Однако и они не всегда оправдывают возлагаемые на них надежды.

В-третьих, произошло разделение социологии. С одной стороны, на академическую науку, представители которой читают свои курсы в университетах, публикуют монографии. С другой – на «коммерсантов от социологии», использующих социологические методы (прежде всего – массовые опросы населения) в качестве средства заработка.

Трудно не согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который полагает, что олицетворением кризиса и дезинтеграции социологии является кризис понятийного аппарата.

В последнее время теоретическая социология в нашей стране развивается во многом за счет восприятия западных социологических теорий как самых современных, так и уже давно ставших классическими.

Настает время выбрать путь и идти вперед. Копирование западных образцов – путь ошибочный, ведущий к утрате самобытной русской науки и ее отставанию от Запада. Понимание теорий западных ученых может быть достигнуто только при наличии собственной теоретической базы.

Для реализации накопленного потенциала необходима консолидация социологического сообщества, создание условий для дальнейшего динамичного развития социологической науки, усиление ее влияния на социальный прогресс и становление гражданского общества.

В XXI веке должно быть устранено «двойное» отставание социологии. Во-первых, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социология как наука является своеобразным аутсайдером среди «сообщества» мировых наук по ряду признаков. Но и этот кризис, в котором находится российская социология, не говорит о том, что это состояние тупика, наоборот, это состояние переосмысления. Переосмысление идей прошлого и через это – взращивание нового.

Основные направления современной российской социологии

В XX веке произошло расширение социологии. Из нее выделились несколько специализированных направлений. Сегодня таких направлений существует достаточно много: социология права, социология семьи, социология молодежи, личности, культуры и др. Мы рассмотрим некоторые из них.

Политическая социология – один из способов изучения человека в политическом пространстве, в политической среде, которая включает взаимодействие социального и политического, изучает явления политической жизни не только как постоянные институциональные величины, а как процесс и результат их превращения из социальной субстанции в политическую. Среди социологов можно назвать имена известных ученых, которые активно проповедуют данную науку и используют ее основные подходы в своих исследованиях. В Москве – это: М. К. Горшков, А. А. Дегтярев, В. О. Рукавишников, Ж. Т. Тощенко и др. В Петербурге – Б. А. Исаев, А. В. Клюев, В. Е. Семенов и др. Предметное поле политической социологии довольно интенсивно разрабатывается в Алтайском, Волгоградском, Воронежском, Ростовском, Уральском и других университетах. В ведущих высших учебных заведениях готовятся специалисты по этому направлению с присвоением ученой степени кандидата и доктора социологических наук.

Рядоположение проблем, составляющих «скелет» политической социологии, обеспечивает ее целостность и устойчивость. Во-первых, это классические источники данной отрасли знания как за рубежом, так и в России; во-вторых, - социологическая интерпретация участия человека в осуществлении властных функций; в-третьих, - динамика взаимодействия партий и властных структур; в-четвертых, - равновесие как динамичная величина, обозначающая, что всякое новое состояние равновесия есть результат успешного выполнения властными структурами своих полномочий.

Социология образования. В период становления социологии образования в первые десятилетия XX века было не вполне ясно: относится ли новая отрасль к социологии, или все же – к педагогике, психологии? В основе кризиса отрасли было недостаточное внимание к собственному предмету и категориальному аппарату, центральным проблемам, интеграции и развитию отрасли. То же самое отмечается и теперь в российской социологии образования.

Развитие российской социологии образования происходит в сложных условиях. Осознание этих сложностей и является предпосылкой того, что она, наконец-то, обретет свою почву, осознает себя и свое предназначение в системе социального знания и обществе, а, значит, и сможет ответить на вызовы нынешнего этапа развития России и глобального развития.

Социология молодежи. В социологии молодежи уделено особое внимание социальному развитию молодежи в обществе риска (Ю. Г. Волков, Т. Э. Петрова, В. И. Чупров и др.). Эти особенности определяются состоянием социальной неопределенности, которая проявляется в неадекватной рефлексии молодых людей на социальные перемены. От того, какие структуры и отношения воспроизводятся и обновляются молодым поколением, зависит его собственное развитие и развитие общества. Однако в обществе риска процессы развития носят спонтанный характер и зачастую происходят в условиях дисфункций социальных институтов. Очевидно, что основным направлением молодежной политики должно стать ее духовное развитие. В материалах эмпирических исследований показана социальная политика «латания дыр» и отсутствие концепции формирования личности в масштабе государства, которые ведут к росту криминала и возникновению групп риска в среде молодежи, девальвации трудовых и профессиональных ценностей в пользу ценностей карьеры как способа достижения жизненных целей.

В социологии и демографии семьи обращено внимание на теоретические концепции и парадигмы отечественной демографии (В. М. Медков), становление демографической теории и развитие социологических исследований демографического поведения (Н. В. Зверева). Семья рассматривается как развивающийся объект социальной защиты и как фактор воспроизводства социальной идентичности; анализируется адаптивный потенциал семьи и проблемы дезадаптации в условиях переходного периода, влияние СМИ на формирование образа семьи в общественном мнении.

В соответствии с социальными вызовами, значительно усилились позиции социологии регионального развития (В. В. Зырянов, И. П. Рязанцев и др.), гендерной и социогендерных отношений (Т. А. Гурко, Е. Л. Омельченко и др.), девиантного поведения (А. И. Долгова, Н. Ф. Кузнецова и др.), здравоохранения, аграрной, социальной сферы, включающей в себя социологию социальной работы, конфликтологии.

Обозначилось возросшее внимание к динамике социальной дифференциации – социальной стратификации современного российского общества (З. Т. Голенкова) и разработке подходов к изучению социальной структуры российского общества (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова). Возникли новые отрасли социологического знания, такие как социология глобальных процессов, толерантность и нетерпимость и др. Новый стимул развития получила наука социальная антропология – антропологическая проблематика признана как органическая часть российского социологического знания. Анализ названной проблематики ведущими учеными показал, что необходимо произвести коррекцию парадигмы познания социальной антропологии, изучавшей до сих пор «процесс социальной жизни», по вектору «от общества к культуре, от нее – к человеку» (Ф. И. Минюшев). Антропологический анализ позволяет раскрыть сущность современных социальных процессов в российском социуме, активно развивающихся под влиянием глобальных изменений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать совершенно обоснованный вывод: российской социологии известны все ее проблемы, мешающие качественному развитию, а если социологам известны их проблемы, то они определенно знают пути их решения.

1. Основные направления современной западной социологии

В XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, но, начиная с 20-х годов XX в., позиции лидера в мировой социологии прочно удерживают США. Здесь социология изначально развивалась как прикладная эмпирическая наука, ориентирующаяся на позитивистскую идею строгой объективности и точности научных данных. Благодаря усилиям американских ученых социология из теоретической дисциплины превращается в особый вид практической исследовательской деятельности, находящей поддержку среди различных слоев общества. Вместе с тем в XX в. в разных странах мира активно развивалась и фундаментальная академическая социология, что обусловило своеобразное разделение труда между прикладной и теоретической социологией.

Современная западная социология представлена множеством разнообразных школ и направлений. И классификация этих направлений -- весьма непростая задача, поскольку их отличает и время возникновения, и теоретическая направленность, и методология исследований. Существовало и существует немало попыток классификации современных социологических воззрений. Обратимся к одной из самых простых, понятных и наиболее распространенных.

Большинство социологических направлений, исходя из их методологических и теоретических особенностей, разделяются на две большие группы. Первую образуют «макросоциологические» теории, которые постулируют примат общества по отношению к индивиду. Они стремятся описать социальные закономерности надиндивидуального порядка, и их логика исследований предполагает движение от общего к частному, от понятий «общество» и «социальная система» к понятиям «индивид» и «личность». Эти теории берут свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, к ним также относятся такие направления, как структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детерминизм (Р. Дрон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок) и др.

Вторую группу образуют «микросоциологические» теории, в центре внимания которых, наоборот, оказывается именно человек, индивид, личность. Они пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ внутреннего мира человека и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Соответственно, их методология исследований предполагает движение от частного к общему, от изучения «клеточек» социального организма к характеристике общества в целом. Истоки этого подхода следует искать во взглядах М. Вебера и представителей психосоциологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето). Из современных направлений его развивают символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология (А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и другие.

Следует отметить, что теории, отнесенные к одной методологической группе, могут достаточно сильно отличаться друг от друга, как по сфере конкретно-научных интересов, так и по трактовке рассматриваемых явлений.

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее популярных современных социологических направлений.

Вклад российских ученых в развитие социологии труда

Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

В целях изучения основных тенденций в сфере чтения и разработки системы мер, влияющих на такие явления как падение интереса к чтению, снижения его престижа, примитивизацию читательских предпочтений и мотиваций...

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е...

Западно-европейская социологическая мысль

Вопросы социальной организации и управления интересовали мыслителей, ученых, политических деятелей на протяжении всей человеческой истории всегда особым образом. Но только в XX столетии начинается их научная разработка...

Западно-европейская социологическая мысль

Институциализацию нормативной системы дополняет собой интернализация системы экспектаций в личности отдельного человека. Это предполагает, что общим результатом интеграции является совокупность экспектаций...

История становления социологии

В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в....

Классический период в развитии социологии. Образование, как социальный институт

Определение и основные черты западной социологии XX в.

Основные социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории...

Особенности применения математических методов в социологии

Во всех областях социологического исследования математические методы играют огромную роль. Арсенал применяемых в социальных науках математических средств весьма обширен и многообразен - различные методы математической статистики...

Развитие российской социологии

Народническое Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути...

В начале XX века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии - от философско-экономической...

Развитие современной социологии

Обрисуем в общих чертах некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений. По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии...

Роль социологии в познании и преобразовании общества. Основные направления современной социологии

Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др...

Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ

В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления: Философия истории Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных...

Социология

Существует несколько направлений в социологии. Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки...

В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма - это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.
Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм - один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50-60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боулдинга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендор-фу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской социологии - наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсо-ном и др.

Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии - необихевиоризм.

Символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие) - одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль.

Теоретико-методологические основы символического интеракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зим-мель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун/ И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Ши-бутани и др.

Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность - на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • определение и достижение целей (целедостижение);
  • координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
  • снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф .

Льюис Козер (1913-2003) является автором теории позитивно-функционального конфликта. В рамках этой теории обосновывается главный тезис о том, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (1929 2009). разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

  • люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
  • сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
  • символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - "высшая реальность", где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем па реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение, буквально "наука о поведении") для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

  • принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
  • принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
  • принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
  • принцип "насыщения": когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Вверх