Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях.
Описание
Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях. Содержание соответствует государственным образовательным стандартам. Помимо прочего, книга включает в себя набор практических творческих заданий и педагогических задач для проверки усвоения материала и дополнительную информацию для всех, кто интересуется темой педагогики.
Книга представлена предисловием, шестью разделами, включающими несколько глав каждый, приложением и списком литературы.
В первом разделе идёт разбор общих основ педагогики, профессии педагога, педагогики как науки, факторов развития. Второй раздел посвящён содержанию и методике воспитания детей, и рассматривает такие темы как педагогическое целеполагание, эстетическое, нравственное, умственное и другие виды воспитания. В третьем разделе обсуждаются вопросы обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Из четвёртого раздела вы узнаете о воспитании детей в игре, теории игры и видах игр, методах и формах организации обучения. Пятый раздел рассматривает темы взаимосвязи дошкольных учреждений с семьёй и школой. Последний раздел расскажет о педагогическом процессе в дошкольных учреждениях. В приложении вы найдёте конвенцию о правах ребёнка, концепцию дошкольного воспитания, набор заданий к «Педагогическому капустнику» и педагогический словарь.
Об авторе
КОЗЛОВА Светлана Анисимовна
является профессором, доктором педагогических наук, заведующей кафедрой дошкольной педагогики и заслуженным профессором Московского городского педагогического университета, членом Международной педагогической академии, заслуженным учителем Российской Федерации, автором программы социального развития дошкольников «Я-Человек» и соавтором программы «Предшкольная пора».
В учебнике раскрываются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом новейших психо-педагогических исследовании в России и за рубежом. Содержание книги соответствует государственным образовательным стандартам и предусматривает преемственность профессионального образования на его второй ступени (в вузе). Кроме того, в учебник включена дополнительная информация для любознательных, педагогические задачи. практические творческие задания, имеющие целью проверку усвоенных знаний. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.
ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ.
История профессии
Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения. поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение большою исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшею поколения с младшими.
Материалы археологических раскопок, данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его сознания, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяйственной деятельности сказалась на общих условиях жизни людей: улучшилось питание, стали возникать постоянные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Дошкольная педагогика, Козлова С.А., Куликова Т.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Управление эффективностью учебной деятельности студентов, Канашевич Т.Н., 2019
- Развитие предметных и метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности, Физика и астрономия, Сборник методических материалов, Власова А.А., Румбешт Е.А., Трифонова Л.Б., Червонный М.А., 2018
- Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования, Проверочные работы, 1 класс, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В., 2012
Следующие учебники и книги:
- Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения, Монография, Гузанов Б.Н., 2014
Общая характеристика учебного пособия
Учебное пособие «Дошкольная педагогика » авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, выдержало уже множество переизданий. $15$-е издание, переработанное и дополненное, вышло в $2015$ году. Данное учебное пособие рекомендовано к использованию ФГАУ «ФИРО», отражает требования ФГОС СПО и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
Авторами учебного пособия рассматриваются основные аспекты дошкольной педагогики на основе проведённых современных российских и зарубежных научных исследований. Основным отличием данного учебного пособия от ряда других является вместе с теоретическим материалом дополнительной информации для любознательных, педагогических задач, практических творческих заданий с целью проверки усвоенного материала.
Структура учебного пособия
Учебное пособие состоит из шести разделов, каждый из которых представлен несколькими главам.
Раздел первый
направлен на ознакомление студентов с общими основами педагогики. В ходе изучения данного раздела, студенты получают представления:
- о профессии педагога и профессионально важных личностных качеств педагога;
- о педагогике как науке;
- о современной системе образования;
- о факторах развития;
- о ребёнке как объекте педагогики.
Во втором разделе
в шести главах подробно рассматривается содержание и методика воспитания детей. Основное внимание авторы уделяют рассмотрению:
- целеполагания в педагогике;
- физического воспитания;
- нравственного воспитания;
- умственного воспитания;
- эстетического воспитания;
- трудового воспитания.
Третий раздел
посвящён описанию особенностей обучения детей раннего и дошкольного возраста. Рассмотрен возрастной аспект проблемы, представлены теоретические основы обучения, а также методы и формы организации обучения.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, поэтому четвёртый раздел учебного пособия рассматривает воспитание детей в игре. Раздел представлен семью главами, рассматривающими теорию игры, методы и формы организации, подробно представлены различные виды игр дошкольников – сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра со строительным материалом, дидактическая игра. В отдельной главе анализируются виды игрушек, используемые на каждом возрастном этапе дошкольного детства, требования к игрушкам.
Раздел пятый
учебного пособия освещает вопросы взаимодействия детского сада, семьи и школы. Рассматриваются такие аспекты взаимодействия, как взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников, а также взаимосвязь дошкольного учреждения со школой.
Шестой раздел
«Педагогический процесс в дошкольном учреждении» позволяет получить студентам представления о педагогическом процессе в дошкольном учреждении, об организационных основах педагогического процесса, разных видах планирования педагогического процесса.
Для оказания помощи студентам и более полного усвоения учебного материала авторами представлен список литературы. В приложениях помещены два важных документа, с которыми обязательно должны ознакомиться студенты – Конвенция о правах ребёнка и Концепция дошкольного воспитания.
Замечание 1
С целью более полного понимания учебного материала и более уверенного владения педагогической терминологией в конце учебного пособия авторы поместили «Педагогический словарик». Для повышения интереса студентов к изучению дошкольной педагогики в учебном пособии представлены занимательные задания к «педагогическому капустнику».
1. Возникновение и развитие педагогической профессии
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 7 –12.
Профессия
- деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества , которая служит ему источником материальных средств к существованию и признается за профессию самосознанием данного лица.
Педагогическая профессия
Этапы развития педагогической профессии
Этапы
|
Условная хронология
|
Субъекты педагогической деятельности
|
Содержание и направление педагогической деятельности.
|
Допрофессио-
нальный
|
Эпоха первобытности
Возникновение религии.
Разделение труда.
Упорядочивание брачно – семейных отношений
|
Все члены рода, племени.
Знахари, шаманы, заклинатели, старейшины рода
Опытные, лучшие в своем деле члены рода.
Часть воспитательных функций взяли на себя родители ребенка.
|
Обучение и воспитание осуществлялось в виде коллективной помощи старших младшим, совместной деятельности взрослых и детей.
Воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Первая форма воспитания и обучения - инициация - ритуальные обряды посвящения девушек и юношей в класс взрослых.
Передача знаний в отдельных областях трудовой деятельности.
|
Условно профес-сиональный.
|
Эпоха рабовладения
Средневековье
XII – XIII век
XVI век.
|
Педагог – раб, сопровождающий ребенка в школу
Сословная группа людей, владеющая письмом, умеющая обучать.
Священники, монахи, имеющие склонность к педагогической деятельности.
Известные ученые
Иезуиты
|
Появилась письменность, очень сложное и трудоемкое дело. Ему необходимо было посвятить много времени. Появляются люди, владеющие письмом и умеющие ему обучать. Обучение становится самостоятельным видом деятельности. Роль учителя повышается, хотя он не имеет спец. образования.
Педагогическая деятельность находилась в полной зависимости от религиозной идеологии. Общий уровень образования резко снизился.
Создавались университеты.
Осуществлялась простейшая подготовка учителей.
|
Собственно профес-сиональ-
|
Эпоха индустриального общества.
|
Специалисты, имеющие профессионально – педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессиональной деятельности.
|
Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса (капитализму или социализму)
|
Современный
|
Эпоха пост-
индустриального
общества
|
Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях.
|
Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе и овладении профессией.
|
Тема 2. Роль и место педагога в век информационного общества. Социальная значимость профессии педагога.
Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педагога
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 12 – 14.
Профессия
- деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества, которая служит ему источником материальных средств к существованию и признается за профессию самосознанием данного лица.
Педагогическая профессия
– это вид трудовой деятельности, являющийся источником к существованию специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является создание условий для становления и развития личности другого человека.
Пути и формы овладения педагогической профессией.
Современное педагогическое образование в России представляет многоуровневую систему, которая состоит из средних и высших профессиональных заведений.
Среднее педагогическое образование может быть получено:
педагогическое училище, педагогический колледж, в высшем учебном заведении, при условии реализации соответствующей программы.
Высшее педагогическое образование:
университет, академия, институт.
Послевузовское образование:
аспирантура, курсы повышения квалификации.
Специальность –
вид деятельности, направленной на решение определенных профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Специализация –
особый вид деятельности в рамках специальности, который имеет определенную направленность и связан с конкретным объектом труда.
Роль и место педагогической профессии
в современном обществе рассматривается с различных точек зрения
, и соответственно отсюда вытекают различные проблемы и способы их решения
.
Наиболее разработанным
является представление
о педагогической профессии как виде специализированной деятельности
в рамках анализа содержания, технологий, уровней образования.
Однако в настоящее время особое значение
имеет ее рассмотрение как особого социального института
. Данный подход связан с выявлением взаимосвязей педагогической профессии
с другими видами деятельности
; раскрытием ее общественных функций, социального статуса
; разработкой условий повышения эффективности профессионально-педагогических сообществ
; выявлением механизмов сохранения и стабилизации педагогической профессии
; изучением ее состояния и тенденций развития
.
Тема 3. Профессиональные и личностные качества и способности педагога . Требования к профессиональной компетентности и мобильности воспитателя
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 19 – 28.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов (Е.А.Панько, Л.Г.Семушина, В.И.Логинова, Р.С.Буре).
Профессиональные функции педагога:
создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.
осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов;
взаимодействие семьи и дошкольного учреждения участие в педагогическом просвещении родителей;
самообразование, т.е. повышение общекультурной и профессиональной подготовки;
участие в опытной, исследовательской работе
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.
Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму.
Профессиограмма - это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.
Личностные качества
педагога
профессиональная направленность. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания , сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности, любви к детям, чуткости;
высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность;
эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность;
работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность;
педагогический такт (от лат. tactus - прикосновение, ощущение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия;
педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом;
педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата;
педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Педагогические профессиональные умения
(Е.А.Панько):
гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения
(от греч. гносис - знание) - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения).
Конструктивные умения
необходимы педагогу, для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития.
Коммуникативные умения
проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения
педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения
педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Тема 4. Подготовка педагогических кадров.
Спектр педагогических специальностей
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 28 - 30
Профессиональная группа специальностей
- совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность
- вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация
- определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация
- уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование".
Основанием дифференциации педагогических специальностей
является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные ("человек-человек"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
Другое основание
для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности,
отличающиеся, в том числе, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Следующим основанием
для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.).
Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс - интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.
Тема 5. Возникновение, становление и развитие педагогики за рубежом и в России на разных исторических этапах
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 31 – 37.
I этап: донаучного педагогического творчества.
- эпоха первобытности
Цель
: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт.
Воспитанием занимались
все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди.
- рабовладельческие страны древнего востока
Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории.
В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.
Спартанская воспитательная система.
|
Афинская воспитательная система.
|
Спарта - воинствующее государство. Цель системы воспитания
: подготовка детей воинов будущих рабовладельцев. Содержание воспитания
: военно-физическая подготовка, беспрекословное подчинению старшим, презрение к рабам и физическому труду, счет письмо, лаконичная речь.
|
Афины – демократическая республика. Цель воспитания
: сочетание умственного нравственного, эстетического развития.
Содержание воспитания:
физическое развитие, чтение литературных произведений, слушание музыки, письмо, счет, декламация, пение, игра на муз инструментах.
|
Демокрит:
Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания , большое значение при этом имеет пример старших.
Платон:
В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук.
Аристотель:
Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет.
Средневековье
вошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры.
Университет Болонье (Италия)
Оксфордский университет (Англия)
Парижский университет (Франция)
В эпоху возрождения
педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других.
Таким образом первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука.
II этап: педагогика как наука
Ф. И. О.
|
Годы жизни
|
Основные труды
|
Вклад в развитие педагогики как науки
|
Ян Амос Коменский (Чехия)
Джон Локк (Англия)
Жан-Жак Руссо
(Франция)
Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария)
Роберт Оуэн
(Англия)
Фридрих Фребель
(Германия)
Мария Монтессори
Константин Дмитриевич Ушинский.
Лев Николаевич Толстой
(Россия)
Надежда Констан-тиновна Крупская
(Россия)
Антон Семенович Макаренко
Василий
Александро-вич Сухомлин-ский
|
1592 – 1670
1712 – 1778
|
«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»
«Некоторые мысли о воспитании»
«Эмиль или О воспитании»
«Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня»
«Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера»
«Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада»
«Дом ребенка», «Метод научной педагогики»
«Детский мир», «Родное слово»
«Азбука» и «Книги для чтения»
«Народное образование и демократия», «Женщина – работница»
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и т.д.
«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива»
|
Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию (детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу(материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы (дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий.
Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях.
Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до2 лет – физическое воспитание, с2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия – нравственное развитие.
Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие у каждого ребенка
Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков(работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах.
Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми . Создал дидактический материал «дары Фребеля».
Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дид. материала.
Принципы дидактики Ушинского: посильности, последовательности, наглядности, осмысленности и прочности усвоения знаний. При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель. Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости.
Содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя(рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя.
Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения.
Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности.
Педагогика строится на:
Любви к ребенку
Защитном воспитании (защищать от окр. зла)
Учить учиться.
Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент.
|
|
Учебник «Дошкольная педагогика»
авторов С.А. Козловой
и Т.А. Куликовой
, предназначенный для студентов среднего профессионального образования, переиздавался двенадцать раз, то есть практически каждый год, а последнее издание вышло в октябре 2011 года. Этот показатель свидетельствует о том, что учебное пособие является очень популярным и востребованным, а также и о том, что научная работа авторов в этом направлении не прекращается.
Кому адресовано пособие «Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой
Последнее на сегодняшний день издание является стереотипным, то есть практически неизмененным. В нем, как и в предыдущих изданиях, сохранена главная авторская концепция доведения до студентов основных понятий и определений дошкольной педагогики и привития им навыков самообучения и саморазвития. При написании книги авторы опирались на новейшие психолого-педагогические исследования в области дошкольной педагогики российских и зарубежных коллег.
По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует принятому государственному стандарту и может быть использовано помимо своего основного назначения в качестве методического пособия для студентов высших учебных заведений. В учебник включена дополнительная информация для расширения кругозора студентов, а также дополнительные практические творческие задания для самопроверки усвоенных знаний.
В авторской аннотации к учебнику подчеркивается, что дошкольное воспитание является не только очень ответственным, но и очень сложным делом, поскольку ребенок в таком возрасте еще не может правильно сформулировать свою мысль, объяснить воспитателю чего он хочет. Педагогу дошкольного образования часто приходится руководствоваться не столько полученными знаниями и навыками, сколько своими чувствами, интуицией. Поскольку каждый ребенок от рождения уникален, то и четких инструкций по его воспитанию быть просто не может.
Охватить все стороны современной педагогики, которая является достаточно сложной наукой с широким диапазоном знаний, в одном учебнике для студентов колледжа практически невозможно. Авторы ставили перед собой совсем другие цели. Одним из главных приемов, который использовали авторы книги в своей работе, является увлекательное изложение материала с целью вызвать интерес и желание будущих педагогов работать с детьми. Следующий прием это приведение убедительных примеров прикладного значения дошкольного воспитания и обучения в системе образования. И, наконец, влияние на профессиональное становление будущих педагогов и проявление интереса к теории педагогических процессов.
Авторы настаивают на проявлении у студентов активности и самостоятельности при овладении научными знаниями, поскольку без этих качеств изучение любого материала становится бессмысленным. Помимо теоретического и практического материала в форме лекций и заданий в учебном пособии содержатся словарь терминов и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, а также два наиболее важных для педагога документа. Это принятая всем мировым сообществом «Конвенция о правах ребенка»
и Закон Российской Федерации «Об образовании»
. Для того чтобы изучение изложенного в книге материала не превратилось у студентов в скучную обязанность, авторы даже включили в раздел «Приложение»
специально подготовленные задания к «Педагогическому капустнику»
.
Учебник разбит на шесть разделов, каждый из которых подразделяется на главы. Каждая глава представляет собой законченную статью, а общее количество глав составляет двадцать три. Начинается учебник с главы, которая называется «Общие основы педагогики»
и носит вступительный характер, вводя читателей в мир педагогической науки, знакомя их с системой образования, современными отраслями педагогики, общепедагогическими подходами к воспитанию.
Первая глава, которая называется «Педагог: профессия и личность»
, как уже понятно из названия, посвящена педагогу дошкольного образования. В ней приводятся краткие характеристики, так сказать «научные портреты»
детей дошкольного и раннего возраста, которые в последующих главах разбираются намного подробнее. При описании разных типов личности детей, акцентируется особое внимание читателя на роль педагога в формировании самосознания и собственно личности ребенка.
Во втором разделе учебного пособия под заголовком «Содержание и методика воспитания детей»
рассматриваются общепедагогические подходы к воспитанию и особенностях этого педагогического процесса на различных возрастных этапах детства. Раздел состоит из шести глав, в которых обсуждается перечень необходимых знаний и навыков воспитателя, а также упоминаются сопутствующие методические дисциплины, такие как, например, «Методика развития речи детей», «Методика физического воспитания детей» и «Ознакомление детей с социальной действительностью».
Третий раздел учебника, который называется «Обучение детей раннего и дошкольного возраста»
посвящен организации процесса обучения, его планированию и построению, формам и методам воспитания и обучения, необходимым и целесообразным для применения в дошкольном образовании.
Раздел, который авторы считают особо важным в процессе воспитания детей раннего и школьного возраста, четвертый по счету и содержит семь глав. В нем обсуждается процесс воспитания дошкольников в игре. Роль игры в развитии ребенка, несомненно, огромна, и ее очень сложно переоценить. При помощи игры ребенка можно заинтересовать и увлечь, а значит, педагог дошкольного образования должен уметь правильно и с пользой организовывать детские игры, учитывая свое непосредственное участие в каждой из них и обеспечивая индивидуальное развитие своих воспитанников.
Темой пятого раздела стало раскрытие тесной взаимосвязи между семьей, дошкольным учреждением и школой в достижении общей для всех цели, коей является воспитание в ребенке всесторонне развитой личности. Эти три звена системы воспитания являются главными в процессе формирования личности, и каждое из них занимает в нем свое особое место. От педагога требуется это осознать и понять специфику каждого отдельного звена, их взаимосвязи и свою роль в установлении этой взаимосвязи.
В заключительном шестом разделе, который носит название «Педагогический процесс в дошкольном учреждении»
, основное внимание уделяется проблеме рациональной организации работы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Разумное планирование помогает педагогу рациональнее использовать рабочее время и полнее реализовывать свой научный и творческий потенциал.