Читательский дневник для учеников начальной школы. Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник

Все родители России помнят свое школьное детство, список литературы на лето и читательский дневник. Сейчас не во всех школах учителя предоставляют список литературы на лето для начальной школы, а как вести читательский дневник - большой вопрос для многих.

Вашему вниманию предлагаем несколько вариантов читательского дневника для детей 2-4 класса.

1. Читательский дневник в виде школьной тетради.

Заполнение такого дневника начинается с подписи тетради, где надо указать: фамилию, класс

Обложку можно украсить рисунками герое прочитанных произведений. Тогда читательский дневник получится не только информативным, но еще и красочным и занимательным.

Тетрадь для 1-2 класса лучше брать в узкую линейку, чтобы детям было удобно писать, так как заполнение должно быть аккуратным. 3-4 класс может вести записи читательского дневника как в тетради в клетку так и в тетради в линейку.

Записи ведутся в виде таблицы.

Главное не прочитать большое количество книг, надо, чтобы ребенок понял содержание прочитанного, запомнил нескольких авторов произведений, название. Потому в читательском дневнике имя автора пишем полностью - Фамилия Имя Отчество. Название произведения в кавычках. Главная мысль произведения - это и есть то, чему оно учит.

Некоторые учителя предлагают еще один пункт - Мое отношение к прочитанному. Здесь ребенок указывает, что он понял из того, что прочитал, какие сделал выводы. Можно подобрать пословицу к содержанию текста.

2. Читательский дневник на листах формата А4.

Титульный лист читательского дневника.

Титульный лист можно также украсить рисунками герое прочитанных сказок, рассказов и стихов.

На второй странице располагается таблица. Записи в таблице ребенок ведет от руки.

После каждого произведения, если ребенок желает, можно сделать рисунок от руки.

3. Читательский дневник на печатной основе.

Образцы страниц читательского дневника на печатной основе.

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и , а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах,

которые понравились (или не очень).

Читайте - и будьте счастливы!

Как оформить читательский дневник?

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.

3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку: Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото. Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику. Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.) Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

Если книга очень понравилась:

создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному. 2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь: Опиши внешность героя, Назови черты его характера Каковы его любимые занятия Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д. Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Нарисуй портрет любимого героя 3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию. 4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием. 5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном. 6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

Творите! Придумывайте! Дружите с книгой!

Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла». Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль , узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. В конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?

В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:

  • дата чтения;
  • название произведение;
  • автор;
  • главные герои;
  • «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, учителя проводят викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы
они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги.

Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.

Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу.
Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения.
В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Каким будет читательский дневник?

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.

Титульный лист

Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.

Разворот дневника

Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление - рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

Пример оформления колонок читательского дневника

Памятка по ведению читательского дневника

1. Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге.

2. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

3. Если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда в графе "Дата" пишите дату начала и окончания чтения книги.

4. В конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.

6. Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация. Как ее сделать? Можно ребенку нарисовать самому картинку, можно чтобы взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее. Но лучше, чтобы ребенок сам нарисовал, тогда будет задействована и зрительная, и мышечная память. Иллюстрацию можно поместить в графе "Название произведения" под самим названием, или в графе "Основная мысль произведения", иллюстрируя запомнившиеся моменты.

7.ВАЖНО! Нельзя писать отзывы на сокращенные варианты книг из учебников. Вы должны полностью прочитать произведение, прочувствовать его и оставить себе память о нем в читательском дневнике.

Вверх