Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления. Лексические и грамматические явления - документ Лексические и грамматические явления

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:


Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо — пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань. Чудо — встречный человек. Чудо — его голос, глаза, уши. Чудо — это жизнь! (В. П. Астафьев)

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне... (К. М. Симонов)

Внимание! Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.

Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Внимание! Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая фигура используется как одно из средств логического выделения.
Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например, описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.

Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь);

Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

Эллипсис (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения:
Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. В. Гоголь);
И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице , где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин)
При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.

Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
— согласованное определение стоит после определяемого слова:
Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся:
Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
— сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является «данным» в предложении, а сказуемое — «новым»):

Идет Жилин , все тени держится. (Л. Н. Толстой)

Внимание! Как средства языковой выразительности эллипсис и инверсия широко используются в художественном и публицистическом стилях. Они недопустимы в официально-деловом и научном стилях речи (за исключением научно-популярного).

Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);
Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет);
Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому .


Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Внимание! Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:
С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

Именительный темы - это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями:
Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л. М. Леонов);
Четвертая симфония, наша симфония, моя симфония , где она? (Ю. М. Нагибин);

Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность.

Что такое лексические и грамматические явления?
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории


  1. омонимы

  2. синонимы

  3. антонимы

  4. паронимы
Лексика активного и пассивного запаса

  1. общеупотребительная лексика

  2. диалектизмы

  3. профессионализмы

  4. жаргонизмы

  5. арго

  6. эмоционально окрашенные слова

  7. архаизмы

  8. историзмы

  9. неологизмы

  10. заимствованные слова

  11. старославянизмы

  12. традиционно-поэтические слова

  13. народно-поэтические слова

  14. разговорная лексика

  15. просторечные слова

  16. книжная лексика

  17. термины

  18. фразеологизмы

  19. крылатые слова

  20. эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы

  1. метафора

  2. метонимия

  3. ирония

  4. гипербола

  5. олицетворение

  6. сравнение

  7. синекдоха

  8. литота

  9. эпитет

  10. антономасия

  11. аллегория

  12. перифраза

  13. художественный символ
Стилистические фигуры

  1. градация

  2. антитеза

  3. оксюморон

  4. лексический повтор

  5. анафора

  6. эпифора

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.

В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):


  1. корень

  2. приставка

  3. суффикс

  4. окончание

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.


Части речи:
а) самостоятельные

  • имя существительное

  • имя прилагательное

  • имя числительное

  • местоимение

  • глагол

  • причастие

  • деепричастие

  • наречие
б) служебные

  • предлог

  • союз

  • частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:

  • способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

  • повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

  • восклицательные и невосклицательные предложения

  • простые предложения

  • двусоставные и односоставные предложения

  • типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

  • неполные предложения

  • распространённые и нераспространённые предложения

  • обращения

  • однородные члены

  • обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

  • уточняющие и поясняющие члены

  • вставные конструкции

  • вводные слова и предложения

  • прямая речь

  • косвенная речь

  • диалог

  • сложносочинённые предложения

  • сложноподчинённые предложения

  • бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности


  • риторические восклицания

  • риторический вопрос

  • риторическое обращение

  • параллелизм

  • анафра

  • эпифора

  • инверсия

  • эллипсис

  • умолчание

  • смещение синтаксических конструкций

  • присоединительные конструкции

  • парцелляция

  • многосоюзие

  • бессоюзие

  • градация

  1. Как приводить примеры, иллюстрирующие грамматические и лексические явления

Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция , чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением . Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику : "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю . Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения , достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике . Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным , а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

Мы благодарим учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Морозову Аллу Станиславовну, обобщившую материал, иллюстрирующий грамматические явления в художественном и публицистическом тексте. В данной статье я опиралась на работу Аллы Станиславовны.

Итак, в работе С 2.1. необходимо проиллюстрировать роль хотя бы одного грамматического явления в тексте. На что стоит обратить внимание?

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования ), словоизменения (морфология ), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис ).

Словообразование

Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею

  • Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - братец, ручка)
  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
  • Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов ( всяческий, таковский)
  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
  • Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)

Морфология

Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.

Имя существительное

Категория рода существительного обладает наибольшими вы-разительными возможностями. Употребление в речи сущес твительных женского, мужского, среднего и общего родов различает-ся :

· слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти-лях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указы-вают на состояния, действия, собирательность;

· в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон-чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

· существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

· личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

· широко используются продуктивные окказиональные словообра-зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

· существительные общего рода, имеющие значение лица, вы-ражают эмоционально-оценочное значение;

· сочетание существительных разного грамматического рода, указы-вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

· изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями :

· существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

· в определенных контекстах формы множественного числа су-ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

· образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

· широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото-рые ранее использовались только в единственном числе).

Имя прилагательное

Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями :

· прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;

· обладают широкими изобразительно-выразительными возмож-ностями;

· выполняют эстетическую функцию;

· выполняют информативную функцию.

Употребление прилагательных в различных функциональных сти-лях отличается следующими особенностями :

· преобладание в научном и официально-деловом стилях отно-сительных прилагательных;

· обилие качественных прилагательных в художественной речи;

· в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;

· прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

· прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

· использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

Глагол

Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

· используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

· речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

· использование глагола в речи является ярким образным средством;

· использование целого ряда глаголов детализирует описание

Преобладание глагольных конструкций над именными в худо-жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

Временные формы глагола обладают широкими экспрессив-ными возможностями. Использование временных форм в раз-личных стилях характеризуется следующими особенностями:

в научном стиле:

· используются малоупотребительные значения настоящего вре-мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;

· не используется настоящее историческое время;

· формы прошедшего времени практически не встречаются;

· для научного стиля характерно использование форм про-шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;

в публицистическом стиле : широко используется настоящее исто-рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;

в художественной речи :

· активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет-ся в значении будущего для указания намеченного действия;

· используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);

· формы будущего времени в художественной речи, как пра-вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна-чении настоящего исторического и абстрактного настоящего.

Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями .

· изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ-ко используется во всех стилях речи;

· повелительное наклонение в основном используется в разго-ворной речи;

· в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

· в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо-собствует восприятию текста и усилению внимания;

· повелительные формы глагола используются в заголовках статей;

· сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;

· частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

· разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по-велительного наклонения совершенного вида, придают им от-тенок настойчивости, нетерпения;

· экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор-ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

· повелительное наклонение может обозначать вынужденную не-обходимость действия.


Синтаксис

Использование всех типов простых предложений в речи характе-ризуется следующими особенностями :

определенно-личные предложения:

· придают речи лаконизм, динамичность;

· газетным заголовкам – выразительность:

неопределённо-личные предложения:

· используются в основном в разговорной речи;

· применяются для акцентирования внимание на действии;

· в публицистическом стиле придают речи динамизм;

· в научном стиле используются при описании опытов;

· в официально-деловом стиле употребляются наряду с без-личными, инфинитивными;

обобщенно-личные предложения:

· обладают наибольшей экспрессией;

· в поэтической речи приобретают народнопоэтический от-тенок;

· в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

безличные предложения:

· отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;

· для научного стиля характерно частое использование безлич-ных предложений, выражающих различные оттенки должен-ствования, необходимости;

инфинитивные предложения :

· придают речи эмоциональность и афористичность;

· используются преимущественно в разговорном стиле;

· в художественном стиле придают речи непринужденно-раз-говорную окраску;

· используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо-циональностью;

номинативные предложения :

· обладают большими изобразительными возможностями;

· используются в различных описаниях;

· в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив-ную функцию;

· придают речи динамизм;

неполные предложения :

· являются характерной особенностью диалога;

· употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

эллиптические предложения :

· являются средством придания речи эмоциональности;

· используются в основном в разговорной речи.

В состав любого предложения входят различные типы словосо-четаний.В пределах словосочетания действует грамматиче-ский порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов.Выделяют следующие спо-собы связи внутри словосочетаний :

1. согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;

2. управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в оп-ределенном падеже;

3. примыкание - вид подчинительной связи, при которомсмысловые отношения между главным и зависимым словом формально не вы-ражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.

В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.

При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов :

·о пределения, выраженные местоимениями, стоят перед опре-делениями, выраженными другими частями речи;

· определительные местоимения предшествуют всем другим ме-стоимениям;

· определения, выраженные качественными прилагательными, сто-ят перед определениями, выраженными относительными прилага-тельными;

· если неоднородные определения выражены только относи-тельными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.

Порядок слов при управлении определяется следующими правилами :

· если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное(сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);

· если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с силь-ным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.

Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами :

· примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;

· другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;

· примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица пред-шествует главному слову.

Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя пра-вилами :

· строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;

Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

    2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

    3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006

Лексические и грамматические явления

Лексические явления

(передают то, о чем говорят и думают люди )

Грамматические явления

(устанавливают связи лексических единиц, т. е. как думают люди )

1. Морфемы (корень, приставка, суффикс)

1. Морфемы (окончания)

2. Однозначные слова

2. Грамматические связи между словами в словосочетании

3. Многозначные слова

3. Грамматические связи между частями простого предложения

4. Синонимы

4. Грамматические связи между частями простого осложненного предложения

5. Антонимы

5. Грамматические связи между простыми предложениями в сложном

6. Изобразительно-выразительные средства

7. Омонимы

8. Паронимы

9. Фразеологизмы

10. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (профессионализмы, диалектизмы , жаргонизмы)

Пример описания содержания лексического явления

· Во-первых, требуется назвать одно лексическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, антонимы противопоставляют два предмета, два действия, два признака. Это и есть их типовое значение, об этом и нужно написать в сочинении (это будет ваш довод).

· Затем нужно привести пример из текста, например, найти антонимы и показать, что они говорят о конкретной противоположности. Например, «белый» – «черный», «верх» - «низ».

Пример описания содержания грамматического явления

· Во-вторых, назвать одно грамматическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, окончание в слове может оформлять подчинительные связи в словосочетании. Это и есть его типовое значение (это будет ваш довод).

· Приводим пример. На конкретном словосочетании из текста показываем, что в нем (например, «красный шар») окончание прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т. е. о «подчинении» прилагательного существительному.

Задания-подсказки для поиска лексических и грамматических явлений в тексте

Лексические явления – А2, А3, В1.

Грамматические явления – В2, В4, В7, В8, В9.

Лексические явления (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении)

Морфемы (корень, приставка, суффикс)

Корень несет основное лексическое значение слова.

Приставка и суффикс уточняют это основное значение

Однозначные слова

Называют отдельное явление действительности

Многозначные слова

Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными

Синонимы (в синонимическом ряду)

Антонимы

Изобразительно-выразительные средства

Создают образ, усиливают выразительность, подчеркивают индивидуальный признак, выражают отношение автора, передают состояние героя

Омонимы

Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком

Паронимы

Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком

Фразеологизмы

Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (архаизмы , историзмы , неологизмы , диалектизмы, просторечные слова)

Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят стилистическое разнообразие в текст

Грамматические явления (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении)

Морфемы (окончание)

Оформляют подчинительные связи между словами в словосочетании

Словосочетания

Существуют на основе подчинительных связей.

Согласование происходит по роду, числу, падежу.

Управление «навязывает» падеж зависимому слову.

Примыкание зависимого происходит только по смыслу

Служебные части речи (союз, предлог)

Предлог оформляет подчинительную связь.

Союз используется для оформления связей подчинительных и сочинительных при однородных членах и в сложных предложениях

Простое предложение

В нем существуют различные синтаксические связи: двунаправленные между подлежащим и сказуемым и подчинительные между главными и второстепенными членами предложения

Простое осложненное предложение

При наличии однородных членов можно говорить о равноправных, или сочинительных отношениях.

Обособленные члены позволяют говорить об отношениях обособления, уточнения.

Вводные и вставные конструкции позволяют говорить об отношении автора к информации

Сложное предложение

Устанавливает сочинительные отношения (перечисление. одновременность, последовательность, причина, следствие, сопоставление или противопоставление, последовательная смена событий, чередование событий), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка)

Вверх