Занимательный материал по. Занимательный материал по математике. Принцип доминирования интересов

познавательный интерес русский язык

Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь занимательность.

Занимательный материал - материал, необходимый для развития интереса к предмету, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся: загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, и другие.

Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус, презентацию.

В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:

  • - "головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера";
  • - "кроссворд - задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова";
  • - "загадка - жанр народно - поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего";
  • - "ребус - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками

Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.

Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, - прочитаете загадку. О чем она?

(Ответ: Черные, кривые, от рождения немые. Станут в ряд - сразу заговорят. Конечно это буквы)

Секретный приказ:

Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.

(Ответ: Будь врагом лени.)

Цифровые слоговицы

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.

(Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)

Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.

Загадки о природе:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной...(медведь) .

Загадки о предметах: Всех кормит,

А сама не ест (ложка) .

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? ...(мел).

Загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой... (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...(медвежью услугу).

Загадки-шутки

  • а) Есть ли ноги у газеты, книги?
  • (наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами).
  • б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре).
  • в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом).

Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот - кто);

  • - На что указывают цифры? (надо переставить буквы)
  • - Какую букву взять первой? второй? третьей?
  • - Какое же слово получится?.

Ребус с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога (столб-стол, дуга-радуга);

По картинке составь слово.

Прочитай. (Дуга).

Прибавь к этому слову слог "ра".

Прочитай, что получилось.

Ребус с заменой буквы в слове (стол-стул, кит-кот);

  • -Какое слово здесь "спряталось"?
  • (буква "и" перечеркнута, на ее место надо поставить букву "о").

Ребус с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы (рак - рук - рука; кран - ран - рана).

На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются.

Ребус с чтением букв, вписанных в буквы большего размера (ворона, тыква).

Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в "а"- тыква).

Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

Известно, что "если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес".

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Составление кроссвордов - дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова - необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению - сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный. Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Увлекательный материал, тщательно подобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить детскую активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание ребятишек и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.

Презентация - мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде картинок, фотографий, видеофрагментов.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Традиционно проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении. Однако следует больше использовать так называемую "внутреннюю" занимательность самого предмета, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. Внутренняя занимательность - это явление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых "почему" там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребёнку. Чему нужно научить ребёнка при обучении? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Гололобова Людмила Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 8", Нижний Новгород

Гололобова Л.А. Занимательный материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N4(10)..07.2019).

Заказ № 46705

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности - в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений так используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательные математические игры мы используем и для организации самостоятельной деятельности детей.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» — заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В детском саду существует такая форма организации воспитательно-образовательного процесса как развлечения. В старшем дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием занимательного математического материала. Такие мероприятия содействуют развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия, пространственного воображения, наглядно-образного и логического мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Первый вид занимательного математического материала - это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это доставляет детям радость.

В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.

Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они доставляют детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживают интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощью, способность производить действия в уме, развивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Второй вид занимательного математического материала - это математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап - это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа - знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап - это игра. Цель этого этапа - развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап - это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа - развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Третий вид занимательного математического материала - это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Например: логические блоки Дьенеша представляют собой комплект из геометрических фигур. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала - это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, — это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» — это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной, педагогу следует пользоваться несколькими принципами. Это:

Принцип деятельности - включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип доминирования интересов.

Принцип психофизической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Это означает, что воспитателю необходимо создать определённые педагогические условия для работы с ребёнком. Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия - необходимо создать «Уголок занимательной математики».

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. «Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики решает такие задачи как:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 - 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Практическое задание: Составление перечня занимательного математического материала в разных возрастных группах.

Перечень занимательного математического материала для младшей группы:

  • дидактические игры (мозаика);
  • объёмные тела;
  • макеты квадратов, шаров, треугольников;
  • счётный материал (не очень мелкие игрушки).

Перечень занимательного математического материала для средней группы:

  • дидактические игры;
  • предметы различной величины (матрёшки, пирамидки);
  • дидактические пособия (блоки Дьенеша);
  • трафареты;
  • счётный материал (палочки, матрёшки, грибочки, мелкие игрушки);
  • лото.

Перечень занимательного математического материала для старшей группы:

  • Дидактические игры;
  • Шашки, шахматы;
  • Разнообразное лото;
  • Блоки Дьенеша;
  • Палочки Кюизенера;
  • Игры на классификацию;
  • Мозаики;
  • Строительные наборы;
  • Игры на составление узоров;
  • Лабиринты;
  • Схемы;
  • Игры В. Воскобовича;
  • Настольно-печатные игры;
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Перечень занимательного математического материала для подготовительной группы:

  • дидактические игры;
  • дидактические материалы;
  • шашки, шахматы;
  • оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка);
  • головоломки, головоломки с палочками;
  • разнообразные лото;
  • рамки вкладыши;
  • блоки Дьенеша;
  • Палочки Кюизенера;
  • Игры на классификацию;
  • Мозаики;
  • Строительные наборы;
  • Игры на составление узоров;
  • Лабиринты;
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;
  • Игры для ориентировки на листе бумаги;
  • Игры на передвижение;
  • Игры В. Воскобовича;
  • Настольно-печатные игры;
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;
  • Математические сказки.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

При использовании занимательного математического материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

Литература:

  1. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. М.: Академия, 1998. 60 с.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. М.: Просвещение, 1992.
  3. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 1991.
  4. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. М., 1984.
  5. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. СПб.: Детство - Пресс, 2008. 384 с.
  6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: 2005. 392 с.

Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.

В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:

§ "головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера" ;

§ "кроссворд - задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова" ;

§ "загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего" ;

§ "ребус - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками" .

Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.

Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, - прочитаете загадку. О чем она?

(Ответ: Черные, кривые, от рождения немые. Станут в ряд - сразу заговорят. Конечно это буквы)

Секретный приказ:

Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.

(Ответ: Будь врагом лени.)

Цифровые слоговицы

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.


(Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)

Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.

Загадки о природе:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной...(медведь) .

Загадки о предметах: Всех кормит,

А сама не ест (ложка) .

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...(мел) .

Загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой...(не разольешь) .

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...(медвежью услугу) .

Загадки-шутки

а) Есть ли ноги у газеты, книги?

(наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами) .

б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре) .

в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом) .

Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот - кто);

На что указывают цифры? (надо переставить буквы)

Какую букву взять первой? второй? третьей?

Какое же слово получится? .

Ребус с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога (столб-стол, дуга-радуга);

По картинке составь слово.

Прочитай. (Дуга).

Прибавь к этому слову слог "ра".

Прочитай, что получилось .

Ребус с заменой буквы в слове (стол-стул, кит-кот);

Какое слово здесь "спряталось"?

(буква "и" перечеркнута, на ее место надо поставить букву "о") .

Ребус с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы (рак - рук - рука; кран - ран - рана).

На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются .

Ребус с чтением букв, вписанных в буквы большего размера (ворона, тыква).

Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в "а"- тыква) .

Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

По мнению преподавателя университета г. Махачкала Ш.Ш. Хидирова, известно, что "если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес" .

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Составление кроссвордов - дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова - необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению - сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный . Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.

По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов .

Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.

Классификация занимательного материала по русскому языку

Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету "Русский язык", индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уро ках, повышение качества этих знаний и умений).

Занимательный материал

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

Занимательный материал для младших школьников

Любарская Татьяна Равилевна
Описание: занимательный материал, который может послужить отличным дополнением к урокам по окружающему миру.
Цель: формирование познавательного интереса к процессу обучения
Задачи: формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формировать умения работать в коллективе.
Кроссворд на тему "Весна"



Вопросы по горизонтали:
3. И весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)

4. Стучит весной тихонечко она
А всему городу слышна (капель)

5.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей)

Вопросы по вертикали:
1. Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Первым вылез из земли

На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник)

6. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)

Филворд по теме общение: (слова пересекаются)


Для того, чтобы облегчить данное задание можно подобрать загадки.

До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)

Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!)

Фильм идет, вокруг темно,
Значит, вы пришли в… (кино)

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином
(Автобус)

Вверх