Занятия с детьми зпр в детском саду. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития. Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР), этапы оказания им специальной помощи. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР, рекомендации по приему таких детей в дошкольные учреждения общего типа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ педагогики и психологии

КАФЕДРА дефектологического образования

Курсовая работа по дисциплине:

Воспитание и обучение детей с ЗПР.

Тема: "Организация специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа".

Выполнила:

студентка группы 4КП - 21

Миронова А.А.

Проверила:

Букина И.А.

Череповец 2008/2009 уч. год

Содержание

  • Введение
    • Выводы
    • 2. Методические рекомендации по работе с детьми с ЗПР
    • 2.2 Работа с родителями
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений. Вопросам организации специальной помощи детям с задержкой психического развития посвящено незначительное количество работ. В них были затронуты проблемы интегрированного обучения (В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицина), моделирования педагогической помощи (Б.Н. Алмазов, О.В. Алмазова, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев).

Описанию педагогических систем посвящен ряд зарубежных исследований (С. Кирк, Д. Лернер, К. Рейнольде).

С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Цель исследования - изучение особенностей организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.

Объект исследования: особенности организации специальной помощи

Предмет исследования: особенности организации специальной помощи

детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по особенностям организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.

2. Выявление особенностей работы с детьми с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

1. Организация специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждениях общего типа

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов .

Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.К. Сиволапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность . При решении задач на нахождение тождественных изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений.

Ориентировочно-исследовательская деятельность у детей с ЗПР развита недостаточно: они не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в его свойствах, не проявляют ориентировочной активности. У них снижена скорость выполнения ряда перцептивных операций, что приводит к бедности и слабой дифференциации образов и представлений. Также отмечается слабая сформированность сенсорных эталонов, образной сферы в целом, которая проявляется в ограниченности круга представлений, их схематичности и элементах стереотипии. Дети с ЗПР не умеют привлекать и включать в процесс формирования образов и представлений данные жизненного опыта, у них снижена динамика образных процессов.

Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, Т.А. Стрекалова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и другие исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Дошкольники не умеют выделять опознаваемые признаки объектов, анализировать форму предметов, устанавливать симметричность фигур, испытывают затруднения при необходимости мысленно объединить, синтезировать свойства, ориентироваться в пространстве, использовать имеющийся запас представлений в реальной практической деятельности.

Е.В. Мальцева, Г.Н. Рахмакова, С.К. Сиволапов, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, СИ. Чаплинская выявили особенности речи детей с ЗПР: ограниченность словарного запаса, дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение смысловой стороны речевой системы, недостаточную способность к соотнесению образных процессов с вербальными компонентами, диссоциации между образной и вербальными сферами, речевую инактивность, затруднения при развернутом высказывании, неустойчивость внимания, неумение его распределять.

Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Дети с ЗПР не способны оперировать с запоминаемым материалом, преобразовывать его при воспроизведении.

Для двигательной сферы детей с ЗПР характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, недоразвитие тонких моторных актов, наличие синкенезий, истощаемости. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Несмотря на то, что у дошкольников с ЗПР наблюдается ряд положительных сторон в развитии (умение воспользоваться помощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств), доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, неадекватная самооценка, неравномерность в формировании мотивационной стороны деятельности. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать: нарушения проявляются уже на этапе ориентировки в задании. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.

1.2 Этапы оказания специальной помощи детям с задержкой психического развития

Системы оказания помощи лицам с различными типами нарушений развития тесно связаны с социально-экономическими условиями существования общества, с политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, с нормативно-законодательной базой, определяющей цензовый характер образования и уровень требований к выпускникам учреждений специального образования.

Широко известно, что первыми получили помощь от государства дети с глубокими нарушениями психического и физического развития еще в середине XVIII в. Конец XIX - начало XX столетия стали началом систематического обучения умственно отсталых детей. А с середины пятидесятых годов XX столетия внимание ученых и практиков стали привлекать дети с задержкой психического развития.

Первоначально проблема задержки психического развития рассматривалась в контексте трудностей в обучении, возникающих у детей школьного возраста . Педагоги, в первую очередь западные, объединяли в эту группу детей, испытывающих затруднения в обучении, называли их детьми с недостаточными способностями в обучении или детьми с трудностями в обучении. Медики, также изучавшие детей с подобными отклонениями, пришли к заключению, что трудности, которые испытывают дети, связаны, в первую очередь, с последствиями повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. Поэтому таких детей они называли детьми с минимальными мозговыми повреждениями. Возникновение трудностей у детей рассматривалось в педагогике и с социальных позиций. Истоки задержки психического развития ребенка этими учеными виделись в социальных условиях его жизни и воспитания. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий этих неблагоприятных социальных условий, определялись ими как неприспособленные, педагогически запущенные (по английской терминологии - подвергнувшиеся социальной и культурной депривации). В немецкой литературе в данную категорию включались дети с нарушениями поведения, на фоне которых возникали затруднения в обучении.

Дискуссия, развернувшаяся между учеными о причинах и последствиях задержки психического развития у детей, оказалась очень полезной для практического решения этой проблемы. Во всем мире стали открываться специальные классы для детей с данным отклонением в развитии. Таков был первый этап изучения и обучения детей с ЗПР.

Следующий этап связан с комплексными медико-психолого-педагогическими исследованиями неуспевающих учащихся (в Советском Союзе) и детьми, обучающимися в специальных классах (в США, Канаде, Англии). Уже в 1963/64 учебном году в США, в штате Калифорния, была принята программа "опережающего обучения", предусматривающая годичную подготовку детей старшего дошкольного возраста, неспособных или неготовых идти в соответствующий срок в общеобразовательную школу. Для этого при общеобразовательных школах создавались специальные классы или группы.

В Советском Союзе в это время и в последующие десятилетия активно развивалась система помощи детям с ЗПР школьного возраста. Проблема задержки психического развития у детей всесторонне изучалась. В исследованиях М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухаревой (1965, 1974), И.А. Юрковой (1971), В.В. Ковалева (1973), К.С. Лебединской (1975), М.Г. Рейдибойма (1977), И.Ф. Марковской (1993) и других ученых был уточнен клинический состав данной нозологии. В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (Н.А. Никашина, 1965, 1972, 1977; В.И. Лубовский, 1972, 1978, 1989; Н.А. Цыпина, 1974, 1994; Е.А. Слепович, 1978, 1989, 1990; В.А. Авотиньш, 1982, 1986; У.В. Ульенкова, 1990, 1994). В 1981 г. в структуру специального образования был введен новый тип учреждения - школы и классы для детей с ЗПР.

Несколько позже началось в стране изучение детей с ЗПР дошкольного возраста. В Институте дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) проводился многолетний эксперимент по изучению, воспитанию и обучению детей с ЗПР 5-6-летнего возраста. Результатом его явилась Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989), а в 1991 г. авторским коллективом этого института под руководством С.Г. Шевченко был предложен вариант программы коррекционного обучения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. С 1990 г. дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития включены в номенклатуру специальных (коррекционных) дошкольных учреждений нашей страны.

За тридцать лет изучения детей с рассматриваемой патологией в отечественной науке и практике сложилась теоретическая база, определились основные методологические подходы к организации воспитания и обучения, накоплен опыт работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям-дошкольникам с ЗПР в условиях специализированного детского сада.

Весь этот период можно назвать вторым этапом научно-методологического осмысления проблемы задержки психического развития у детей. Его достижениями у нас в стране можно считать выработку общепринятой этиопатогенетической классификации задержки психического развития, понимание необходимости вариативной психолого-педагогической поддержки детей данной категории, накопление опыта решения организационно-методических вопросов, возникающих в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР разного возраста.

Третий этап оказания помощи детям с задержкой психического развития мы связываем с началом 90-х гг. XX столетия. Именно в это время в научных кругах возникло целое направление работы, связанное с усиленным вниманием к проблемам ранней диагностики и коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка. Многочисленные исследования этих лет позволяют наконец выстроить систему коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР не "сверху", как мы это видели на предыдущем этапе, когда исследователи как бы "спускались" к детям-дошкольникам от проблем школьного обучения, а "снизу", когда исследователи стремятся понять закономерности гетерохронного онтогенеза ребенка, сопоставить пути развития ребенка в норме и при патологии, выявляя оптимальную стратегию и тактику запуска компенсаторных механизмов.

1.3 Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития

В настоящее время в России существует система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающая возможность выбора той или иной формы получения образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции федерального закона от 13.01.96 г. № 12 - ФЗ образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников).

Министерством РФ утвержден перечень типов и видов образовательных учреждений (от 17.02.97 г. № 150/14-12), среди которых имеется тип - Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и различные виды ДОУ, в которых осуществляется коррекционно-педагогическое воспитание:

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В этих учреждениях для детей могут создаваться группы как коррекционно-развивающей, так и консультативной или диагностической направленности. Кроме того, для них организуются дошкольные группы при школах-интернатах для детей с ЗПР и при комплексах "Детский сад - начальная школа" . Амбулаторно детям с ЗПР оказывается помощь в центрах медико-психолого-педагогического сопровождения, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции и в иных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Хорошо зарекомендовали себя дошкольные учреждения комбинированного типа. В них имеются как профильные дошкольные группы - диагностические, коррекционные, - так и смешанные, в которых воспитываются и дети с различными отклонениями в развитии, в том числе и дошкольники с ЗПР. Поскольку детей с этим отклонением относительно много в детской популяции, такие группы легко комплектуются. Но детей с задержкой развития в них должно быть не более четверти от состава группы. Их присутствие в группе активизирует всю коррекционно-развивающую работу в целом. А для детей с ЗПР значимым оказывается пример сверстников, который для них при правильно организованной педагогической работе является ориентиром и эталоном для подражания.

В раннем возрасте эти дети наблюдаются врачами и психологами при детских поликлиниках или в центрах абилитации детей раннего возраста.

Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально - педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:

становление государственно-общественной системы социально - педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);

совершенствование процесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;

создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи (постоянно действующих психолого-медико-социальных консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров и др.);

организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности;

появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников).

1.4 Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в ДОУ

Решением ПМПК дети с ЗПР направляются в специализированное дошкольное учреждение или группу. Основными медицинскими показаниями для приема ребенка являются:

ЗПР церебрально-органического генеза;

ЗПР по типу конституционного (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);

ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в первую очередь в названные учреждения должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально-органического генеза и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой. В тех случаях, когда окончательный диагноз можно установить только в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен ПМПК.

Противопоказаниями к приему в дошкольные учреждения и группы указанного типа является наличие у детей следующих клинических форм и состояний:

олигофрения;

органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;

выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;

шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;

выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;

частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;

стойкий энурез и энкопрез;

хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или в группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля.

По окончании пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и перспектив дальнейшего развития, определяемых на основании динамического наблюдения, решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета ДОУ оформляются документы о переводе ребенка в школу (или класс) для детей с ЗПР, в случае же компенсации отклонений - в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания (уточненный диагноз) - о направлении в специальную школу соответствующего типа.

На основании "Рекомендаций по приему детей с ЗПР в дошкольные учреждения и группы специального назначения", которые утверждены Министерством образования 26 ноября 1990 г., комплектуются две возрастные группы: старшая - для детей в возрасте 5-6 лет и подготовительная - для детей 6-7 лет. Однако в последние годы в России открываются группы, в которых детям оказывается помощь, начиная с раннего возраста. В таких учреждениях для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет открывается младшая диагностическая группа, и далее следуют три возрастные группы - средняя, старшая и подготовительная. С учетом жизненной и производственной необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов.

1.5 Психолого-медико-педагогическая консультация и ее роль в организации помощи детям с ЗПР

Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Она решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты населения. В процессе своей работы специалисты ПМПК проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование; индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей; индивидуальные и групповые занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги; тематические семинары для специалистов, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии. Именно они определяют вид и формы обучения проблемных детей, разрабатывают индивидуально-ориентированные программы педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям.

В состав ПМПК обязательно входят следующие специалисты:

психолог;

врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр);

специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

юрист;

представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.

Наличие такого количества специалистов позволяет сделать процесс обследования детей более организованным, продуктивным, последовательным, дает возможность проведения более раннего обследования, получения точных результатов.

Перед ПМПК стоят сложные задачи, решение которых требует взаимодействия всех перечисленных специалистов. Одной из самых важных задач является проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий.

На следующем этапе необходимо решить такую задачу, как подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза. Также необходимо оказать консультативную помощь родителям, имеющим детей с физическими и (или) психическими недостатками.

Основной задачей является и консультирование педагогических, медицинских, социальных работников по вопросам, связанным с образовательными потребностями детей, их правами и правами родителей. А также очень важно формирование банка данных о количестве детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, о структуре детской патологии (недостаточности).

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений социальной защиты с согласия родителей. Если это происходит по решению суда, то согласие родителей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей.

В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные образовательные учреждения либо организации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения.

Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их заявлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям представляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения.

Данные психолого-медико-педагогической комиссии протоколируются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения областной (районной, городской) ПМПК не разрешается прием детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отчисление или перевод из учреждения одного вида в другой.

Окончательный диагноз может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы; ребенок направляется в специальное (коррекционное) учреждение с целью уточнения диагноза на срок не более одного года. Через год в случае необходимости ребенок повторно направляется на ПМПК для определения типа учреждения, в котором он должен обучаться.

Если имеется необходимое количество таких детей, могут быть организованы диагностические классы и дошкольные группы для каждой категории детей в составе школьных или дошкольных учреждений специального назначения.

В педагогической характеристике необходимо указать не только недостатки ребенка, но и характер затруднений, которые ребенок испытывает, какая оказывалась помощь в их преодолении. Следует отметить и положительные качества ребенка. Необходимо включить в характеристику формальные данные: количество лет обучения в школе; сведения о семье, об особенностях познавательной деятельности ребенка; данные о школьных знаниях; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы, личности.

На основании данных обследования составляется заключение о характере отклонений. Принимается решение о месте воспитания и обучения. Даются конкретные рекомендации.

Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами и включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования. Диагноз устанавливают только врачи. Данные из истории развития ребенка, полученные врачом из беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психологического развития ребенка (время сенситивных периодов развития речи, движений и т.п.); выявляется начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характеры игровой деятельности. Обязательно изучение личности в целом, а не отдельных психологических процессов.

Необходимо определить готовность детей к школе: уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Ребенок должен обладать определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, необходима сформированность моторики, произвольного внимания, осмысленной памяти, пространственного восприятия. Важно наличие способности к регуляции поведения и к самоконтролю.

Логопедическое обследование осуществляет логопед. Оно включает обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонематический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и эмпрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной речи). Исследуются письменная речь, речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей.

Заключение делается всеми специалистами. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выделив основные симптомы указанного состояния.

При решении вопроса о типе учреждения могут возникнуть разные ситуации: перевод ребенка в специальное учреждение действительно необходим или достаточно правильно организованной работы в условиях образовательных учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. Когда у ребенка глубокое снижение интеллекта, а родители против направления в коррекционное учреждение, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

Полезны советы дефектолога по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям. Порой наблюдаются крайности. В данных семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного, делают все за него, приучая ребенка к полной бездеятельности. В другом случае ребенку предъявляют слишком высокие требования. Перегрузка резко сказывается на его здоровье и поведении. В других семьях дети заброшены, так как родители уверены, что "все равно они ничего не могут".

Важны рекомендации по подготовке ребенка к школе. Необходимо развить качества, обеспечивающие обучение в школе, сформировать устойчивую произвольную и целенаправленную деятельность.

На базе ПМПК могут проводиться групповые и индивидуальные занятия с детьми, которые не могут посещать дошкольные и школьные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются исходя из психофизического развития ребенка, возраста, поставленных задач.

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является двигательное развитие. В коррекционной работе наряду со специальными упражнениями необходимы упражнения на:

укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук (лепка, сжимание резиновых предметов, нанизывание пуговиц, штриховка и др.);

развитие ориентировки в пространстве (определение правой - левой стороны, местоположения предметов, симметричное дорисовывание предметов и т.д.);

развитие памяти (найти предъявленные фигуры, предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов и др.);

развитие мышления (рисование, лепка, аппликация);

коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию развития всей личности ребенка.

Выводы

Формирование системы оказания специальной помощи детям с ЗПР оказалось длительным и сложным процессом. Итогом стало существующая в настоящее время в России система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающая возможность выбора той или иной формы получения образования. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В этих учреждениях для детей могут создаваться группы как коррекционно-развивающей, так и консультативной или диагностической направленности. Кроме того, для них организуются дошкольные группы при школах-интернатах для детей с ЗПР и при комплексах "Детский сад - начальная школа".

Важное значение в организации помощи детям с ЗПР имеют особенности работы педагога в дошкольных учреждениях общего типа. Также важно организовать помощь родителям, имеющих детей с ЗПР.

2.1 Рекомендации по работе с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях общего типа

Как показывают результаты комплексного медицинского и психолого-педагогического изучения детей, проводившегося в Институте коррекционной педагогики (НИИ дефектологии) РАО, дети с выраженной задержкой психического развития оказываются неспособными успешно овладевать знаниями в условиях общего типа.

При обучении детей с задержкой психического развития необходимо применять специфические коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом характерных для каждого ребенка затруднений.

Учебный материал должен преподноситься детям дозированно, небольшими познавательными "блоками"; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо специально обучать детей пользоваться ранее усвоенными знаниями.

Известно, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются. В связи с этим необходимым является переключение обучающихся с одного вида деятельности на другой. Также следует использовать различные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемые виды работы выполнялись детьми с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование на занятиях красочного наглядно-дидактического материала и игровых моментов. Воспитателю рекомендуется разговаривать с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

Необходима также и специальная коррекционная работа, выражающаяся в систематическом восполнении пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей, а также в формировании у них готовности к усвоению основ научных знаний в процессе изучения тех или иных учебных предметов. Соответствующая работа входит в содержание первоначального обучения конкретным предметам в виде освоения детьми подготовительных разделов к разным темам.

Те учебные практические действия с предметами, которые предусматриваются методиками преподавания в ДОУ общего типа, в большинстве случаев недостаточны для детей с задержкой психического развития, так как не могут восполнить пробелов в их практических знаниях. В связи с этим формирование, расширение и уточнение элементарных знаний органически входит в программу занятий по каждому из изучаемых предметов. Такую уточняющую и разъясняющую "детализацию" учебного материала и предварительную подготовку к его усвоению следует проводить прежде всего применительно к наиболее трудным для усвоения темам.

В прямой зависимости от конкретного содержания занятий стоят и используемые методы работы. Постоянной задачей воспитателя является отбор таких методов, которые обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам и явлениям и т.д. Но и такой подготовительной работы к изучению познавательного материала и формированию предметно-практических действий по отдельным предметам часто оказывается недостаточно. Необходима специальная коррекционная работа по обогащению детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развитию у них навыков "анализирующего наблюдения", формированию интеллектуальных операций сравнения, сопоставления, анализа и обобщения, и накоплению опыта практических обобщений. Все это создает необходимые предпосылки формирования у детей умения самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими.

Коррекционная педагогическая работа, проводимая с целью формирования знаний и представлений об окружающем, служит одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся и повышения уровня их общего развития.

Кроме того, она имеет важное значение для развития связной речи учащихся с задержкой психического развития. Такая работа способствует, прежде всего, уточнению содержательной (семантической) стороны речи в связи с совершенствованием и расширением представлений и понятий и усвоением детьми лексико-грамматических языковых средств их словесного обозначения. Во время устных высказываний по поводу понятных, легко воспринимаемых жизненных явлений дети овладевают различными формами и компонентами речи (правильное произношение, лексикон родного языка, грамматический строй и т.д.).

Воспитателям надо учитывать, что речь детей с задержкой психического развития недостаточно развита. Это в первую очередь связано с выраженным в той или иной степени недоразвитием речи, отмечаемым у большинства детей с ЗПР. Дети не понимают многих слов и выражений, что, естественно, затрудняет усвоение учебного материала. Программные требования предполагают, что ответы учащихся на занятиях должны быть правильными не только по существу, но и по форме. Это предполагает, что дети должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова и фразы, высказываться логично и выразительно. Необходимо предоставить ребенку возможность ежедневно высказываться по поводу выполненной работы, сделанных наблюдений, прочитанных книг и т.д., а также отвечать на вопросы учителя по учебному материалу с соблюдением всех основных требований к речевому общению.

Неотъемлемой частью коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития является формирование и "нормализация" их самостоятельной деятельности (предметно-практической и интеллектуальной) в процессе коррекционной педагогической работы. Она осуществляется на всех занятиях и в свободное время. В ряде случаев возникает необходимость в проведении специальных обучающих занятий.

В процессе групповых занятий должен осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом отклонений в его развитии и личностно-психологических особенностей. Для наиболее эффективного осуществления коррекционно-педагогической работы педагогу-воспитателю необходимо тщательно изучить и проанализировать характер затруднений в обучении ребенка, на основании чего разрабатывается индивидуальный план занятий с ним.

Большое значение приобретает опора на положительные и более сильные стороны личности обучающегося: активность, сохранные двигательные навыки, относительно развитую фразовую речь, интеллектуальные возможности и др.

Для эффективной организации учебной (познавательной) деятельности детей с ЗПР рекомендуются следующие мероприятия:

1). Определение наиболее рационального учебного места ребенка на занятиях, что обеспечивает постоянный контакт педагога с ребенком индивидуальный подход к нему в процессе учебной и практической деятельности.

2). Индивидуальное планирование учебной (и предметно-практической) деятельности ребенка:

1. планирование практической деятельности ребенка, степень его участия в каждом занятии;

2. определение объема выполняемой ребенком работы;

3. планирование оказываемой ребенку помощи со стороны педагога (объем и характер индивидуальной помощи и др.);

4. индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях проводится с использованием следующих педагогических приемов:

прием совместных действий (какая-либо часть задания или все задание в целом выполняется ребенком совместно с педагогом, под его руководством);

прием частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, "дробным" выполнением заданий: на учебном занятии ребенок выполняет не все задание полностью, а какую-то, например, основную его часть. Задание, выполненное другими детьми в течение одного занятия полностью, ребенком с ЗПР может быть выполнено в 2-3 этапа. Проведение индивидуальных дополнительных занятий с ребенком (желательно, непродолжительных по времени).

3). Осуществление "щадящего" подхода к ребенку при организации его учебной деятельности:

дозирование учебных нагрузок (на учебных занятиях, в течение учебного дня), соблюдение необходимых пауз, перерывов в работе (заполняемых выполнением вспомогательных действий, пример, "обязанностей" помощника учителя [воспитателя группы] и др.);

Учитываются индивидуальные возможности ребенка, степень его готовности к выполнению учебных заданий.

правильное сочетание учебной и игровой (предметно-практической) деятельности; обдуманное, целенаправленное использование игровых форм работы (например, выполнение учебного задания на основе дидактической игры и т.п.). Организация педагогом помощи ребенку со стороны других детей класса (воспитательской группы). Используются соответствующие формы работы:

работа (на учебных занятиях) в паре с "сильным" (продвинутым в интеллектуальном и речевом отношении) ребенком, обладающим необходимыми личностными качествами;

совместное выполнение учебного задания несколькими детьми ("бригадный метод"); ребенку с ЗПР может поручаться при этом выполнение каких-либо несложных операций или практических действий;

организация педагогом индивидуальной и групповой "опеки" ребенка с задержкой психического развития со стороны других детей, имеющих определенные "педагогические задатки" и др.

2.2 Работа с родителями

В работе с родителями применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Систематическое проведение бесед педагога с родителями с целью обмена информацией; рекомендации родителям по вопросам организации и содержания развивающих занятий с ребенком дома, оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий и др. Регулярные беседы-консультации по следующим вопросам:

организация правильного режима дня;

обеспечение полноценного познавательного развития ребенка, ликвидация пробелов в познавательном развитии;

занятия в домашних условиях по развитию у ребенка навыков предметно-практической деятельности:

достижение прочного усвоения ребенком учебного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения в образовательном учреждении);

обеспечение полноценного физического развития ребенка, формирование; развитие необходимых двигательных навыков и умений.

обсуждение (на педагогическом совете, заседании методического объединения) вопросов дифференцированного и индивидуального подхода к детям в условиях данного образовательного учреждения.

В конце года (по завершении определенного периода обучения) предусматривается повторное рассмотрение вопроса о путях и организации дальнейшего обучения и воспитания ребенка при необходимости - повторное направление ребенка на ПМПК.

Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2-3 раза в год, обычно же собрания проводятся по возрастным параллелям: для родителей детей раннего возраста, для родителей, воспитывающих младших дошкольников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в начале учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией работы в дошкольном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с отклонениями в развитии, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.

2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.

4. Игрушка как средство психического развития ребенка.

5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7. Развитие движений у детей раннего возраста.

8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.

9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.

10. Что и как читать маленькому ребенку.

11. Ребенок и музыка.

12. Маленький художник.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

2. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.

3. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повседневной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расширении представлений детей о свойствах и качествах предметов.

4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.

5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родителей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.

7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.

8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.

9. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.

10. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.

3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в про­цессе овладения звуковой культурой речи.

4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.

5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.

6. Профилактика детских неврозов.

7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.

8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.

9. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.

10. Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопровождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без указания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют задержку психического развития, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; "Школа молодого родителя" и другие.

Активно используются семинары-практикумы. Они, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей .

Заключение

Таким образом, существующая в настоящее время в России система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает возможность выбора той или иной формы получения образования.

Детские сады общего типа решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

Подобные документы

    Проблема педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Направления и средства различных видов работы с такими детьми. Организация и направления взаимодействия психолога с педагогом классов коррекционно-развивающего обучения, с родителями.

    реферат , добавлен 28.12.2011

    Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2009

    Анализ двигательного режима и оценка уровня двигательной активности у детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации и план работы в повседневной жизни по оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2012

    Главные условия формирования эмоций у старших дошкольников в норме и с задержкой психического развития. Методические рекомендации по снижению агрессивных состояний у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2017

    Исследование уровня развития мыслительных операций, преобладающей формы мышления, выявление сформированности словесно-логической формы мышления школьников. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность.

    реферат , добавлен 10.07.2003

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика коррекционного обучения детей с ЗПР формам связной речи. Содержание и этапы коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с ЗПР.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2012

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Коррекционно-логопедическая работа по формированию у детей с ЗПР пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2010

    Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению. Специфика коррекционной работы. Формирование интонационной выразительности речи.

Вопрос: Здравствуйте! Мы с дочерью (2 года) с 1 сентября начали посещать группу кратковременного пребывания в одном из ДС ЮВАО. Группа позиционируется как адаптационная для детей с 2 до 3 лет.

Оказалось, что эти же группу будет посещать 5-летний мальчик с большой
ЗПР (задержкой психического развития),
как следствие, весьма и весьма
неадекватно (читай, порой просто агрессивно) себя ведущий. Совершенно
понятно, что этот факт не устраивает абсолютно всех родителей остальных
детей — 2-хлеток по очевидным причинам:
— огромная разница в физических параметрах (рост и масса), что опасно в
соместных играх;
— в силу стремления в этом возрасте подражать-копировать более старшим,
наши маленькие дети берут за образец отнюдь не лучшее поведение
«особенного» ребёнка;
— ни о какой адаптации 2-хлеток в данном случае речь уже не идёт,
поскольку ни одна из мам не рискнёт оставить своего ребёнка без своего
присмотра ни на минуту в данной группе, тем более, как планировалось
изначально, с течением времени — на 3 часа…и проч.

Совместное обращение родителей по этому вопросу к заведующей ДС ничего
не дало: «Ребёнок с ЗПР будет посещать данную группу, поскольку его
уровень развития соответствует 2-хлетнему возрасту» (???).

Мой вопрос состоит в следующем:
— правомерны ли действия администрации ДС в данном случае?;
— не должны ли были изначально предупредить родителей детей, поступающих
в группу, а таком её необычном составе?;
— если всё же здесь прослеживаются некие нарушения нормативных
документов, то к кому и куда, ссылаясь на какие законодательные
источники, обратиться для разрешения данной проблемы?

С уважением, Ольга Майорова.

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день, Ольга.
Совершенно очевидно нарушение администрацией дошкольного учреждения основных норм законодательных актов, призванных регулировать деятельность детских садов.

Итак…
В соответствии с пунктом 7 и 8 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. детские сады либо группы в них могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную. Расшифрую для вас два понятия: «компенсирующая направленность» и «комбинированная направленность».

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Обращу ваше внимание на то, что в группе комбинированной направленности могут находиться здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. К последним не относятся дети с недостатками в психическом развитии! Это совершенно иная категория детей. Поэтому даже если заведующая детским садом будет ссылаться на такую возможность, имйте ввиду, что данная ссылка не относится к вашему случаю.

Соответственно, отвечая на ваш второй вопрос, могу только сказать, что ни о каком предварительном предупреждении родителей детей о «необычном» идти не может, потому как такие действия администрации незаконны.

Советую вам, во-первых, поговорить еще раз с заведующей с ссылками на соответствующие нормы, которые приведены в ответе. Предупредить её о вашем праве обратиться в отдел/управление образования соответствующего района вашего города с жалобой на действия администрации детского сада.

Либо можете сразу обратиться в упомянутый орган либо проккратуру для защиты ваших нарушенных прав.

Другая группа детей обследована и имеет официальное заключение. Однако из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают общеобразовательные группы.

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материала на занятиях.
  3. , поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

  • 1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей).
  • 2. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей).
  • 3. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей).
  • 4. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей).
  • 5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи).
  • 6. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
  • 7. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития)
  • 8. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью) .

Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой - обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом "задержка психического развития", выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленном инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией или травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, а также вызванных нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у таких детей сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координации движений. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, в бедности и недостаточной дифференцированности словаря, в затруднённом усвоении логико-грамматических конструкций. У значительной части детей с ЗПР наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, отрицательно отражаются на продуктивной деятельности, такой как лепка, рисование, конструирование. психический обучение патология

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий.

Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания, существенно отличают детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживают более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую и маленькую группы предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах 5-ти (далее - часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах 5-ти), но нередко не могут назвать результат. Вцелом, решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно - практическом уровне им доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно - следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей с ЗПР характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте, наряду с более незрелыми психическими функциями, имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждение для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследовании ребенка.

Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольное учреждение и в группы для детей с ЗПР является:

  • - ЗПР церебрально-органического генеза;
  • - ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
  • - ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
  • - ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психическая инфантилизация);
  • - ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольное учреждение является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

  • - олигофрения; органическое или эпилептическое шизофреническое слабоумие;
  • - выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • - выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
  • - шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы;
  • - выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
  • - частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
  • - стойкий энурез и энкопрез;
  • - хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в учебных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы народного образования, либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в специализированную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

  • - детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
  • - дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа;
  • - дошкольные группы при школах - интернатах для детей с ЗПР;
  • - консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет, подготовительная группа - дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.

Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.

Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей детей.

При разработке практической помощи детям с проблемами в развитии целесообразно опираться на идеи Л.С. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определяет принципы научных отечественных исследований.

Второе положение Л.С. Выгодского состоит в том, что основные закономерности развития нормально развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии .

В этой статье:

Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:

Важно понимать, что ЗПР - это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.

Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.

Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР

Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:


Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:

  • нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
  • разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
  • поражения ЦНС разной степени тяжести.

Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей,
поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.

Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.

В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.

Диагностика задержки психического развития

Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша,
учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.

На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности - первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.

Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.

Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать.
Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.

Роль семьи в жизни детей с ЗПР

Стоит отметить, что семья - это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.

Воспитание малыша с ЗПР - это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.

Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.

Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.

Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать

Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.

Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми,
эмоциональными и сильно обидчивыми.

Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.

Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).

Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери.
Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.

Ошибки родителей

Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и
целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.

Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.

Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия - главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.

Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.

Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.

Как воспитывать отстающего малыша?

Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации - слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.

На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они
не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.

Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.

Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.

Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.

Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.

Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию,
иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.

Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.

Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР

Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР - это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.

Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания
. Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.

Вверх