Проблемы бытия. Бытие и небытие. Бытие есть небытия нет кто сказал Бытие, небытие, ничто
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Философский смысл понятия бытия
Классификации форм бытия
ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
1. Знание философской терминологии: Бытие, формы бытия, субстанция, субстрат, монизм, материалистический и идеалистический монизм, дуализм, плюрализм, картина мира.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Бытие в философском понимании есть _________.
Впервые понятие «бытие» вводит в оборот _______.
«Бытие есть атомы, небытие - пустота». Назовите автора суждения.
Открытие «идеального» бытия принадлежит древнегреческому философу _______.
Какому направлению в философии свойственна характеристика бытия как телесного, вещественного?
Предельное основание, к которому как к самодостаточному сводят все конечные проявления сущего.
Учение о бытии, о сущем _______.
Объяснение мира из одного основания, субстанции -____________.
Современное направление в философии, трактующее бытие как Я – бытие____________.
Назовите субстанции, которые вы знаете.
Концепция бытия, в основе которой лежит суждение: «Существовать – значит быть воспринимаемым»____________________________.
Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил ______.
С точки зрения какой философской концепции Бог и только Бог есть подлинное бытие?
Объяснение мира как многосубстанциального целог_____________________.
Назовите его представителей_________________________________________.
Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность?
Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания ________________.
Субъективная реальность есть не что иное, как _______.
Двумя видами идеального бытия выступают _______.
Основными характеристиками человеческого бытия являются _______.
3. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ
3.1. «Бытие есть, небытия вовсе нет» (Парменид).
«Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель).
Вопрос:
Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии?
Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы?
Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»?
3.2. Специфику русского мировоззрения С. Л. Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление … существуют только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма».
Вопрос:
Сравните эту точку зрения с известными западноевропейскими взглядами на бытие (Античность, Средневековье, Новое время).
Установите тип онтологии.
Выделите отличительные особенности, достоинства.
3.3. «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (В. И. Вернадский).
Вопрос:
Что такое человеческое бытие и каковы его специфические характеристики?
Как онтологически ориентировано суждение русского ученого?
Каковыми, на ваш взгляд, должны быть стратегические установки человечества, стремящегося сохранить себя и мир, в котором ему предстоит жить?
3. 4. «Покой есть частный случай движения» (Кирхгоф).
Вопрос:
Как вы это понимаете?
Приведите примеры.
Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия?
3. 5. Прокомментируйте высказывание Г. Галилея: «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованиям не изменила ни на йоту свои законы».
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ)
1. Картина мира и синергетика как новое мировидение.
2. Быть или казаться – альтернативность личного существования.
4. Теория социального хаоса и современный социум России.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
Онтологические размышления являлись преобладающими в философии …
Античности;
Средневековья;
Возрождения;
Нового времени.
Соотнесите:
Философ Философское направление
А) Гегель; 1) Материализм;
Б) Энгельс; 2) Объективный идеализм;
В) Хайдеггер; 3) Дуализм;
Г) Декарт. 4) Субъективный идеализм.
От метафизики, а вместе с ней от идеи Абсолютного Бытия отказалась эпоха …
Средневековья;
Античности;
Возрождения;
Нового времени.
Размышляя о субъективной реальности, философия оперирует понятиями …
движение;
Дуализм следует принципу ……….
первичности материи;
первичности идеального;
тождества мышления и бытия;
мышления и протяженности как независимых субстанций.
«Бытие к смерти есть страх». Это суждение (назовите автора) указывает на страх как «основную настроенность» человеческого бытия.
М. Хайдеггер;
К. Ясперс;
Н.А. Бердяев.
О каком пласте бытия идёт речь: данное бытие не познается, а только открывается в особом "бодрствующем" состоянии, в "краткие счастливые часы и минуты", оно - тайна, которую нельзя постигнуть или выразить в понятиях, но которую можно и нужно пережить или прожить?
бытие как сущее
бытие как субстанция
бытие как абсолют
все перечисленные ответы неверны
Бытие как истина открывается нам, становится доступным для нашей мысли, когда мы:
Воспринимаем непосредственно окружающие нас предметы, вообще вещи материального мира.
Интуитивно чувствуем присутствие нематериальных субстанций - Бога или Мирового Разума.
Находимся в особом бытийном состоянии, то есть в таком состоянии ума, когда приходят мысли и слова, в которых звучит голос бытия.
Все перечисленные ответы верны.
Согласны ли вы, что «просто существование» отличается от «существовании в единстве» тем, что во втором случае мы имеем дополнительно какие-то элементы организованности, структурной упорядоченности и связанности?
Кому из древнегреческих философов принадлежит следующее рассуждение: «существование» нельзя оторвать не только от объекта, но и от мысли, даже разговора. Думать ничто - равнозначно не думать, а говорить о ничто - значит, ни о чём не говорить?
Аристотель
Парменид
В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
одно и то же мыслить и быть
совершенная полнота бытия не может не иметь атрибута существования
отрицать можно только то, что есть
отрицать можно только то, чего нет
Философы-идеалисты понимают под субстанцией...
Основная литература
Алексеев П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2008. - 592 с.
Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - 736 с.
Философия: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.
Справочная литература
Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 731 с.
Философский энциклопедический словарь / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
Дополнительная литература
Акчурин, И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика // Вопросы философии.‑2003. ‑№9.‑С.30‑39.(категория когерентности)
Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1996.
Бляхер Л. Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России / Л. Е. Бляхер. – М., 1997.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П., Синергетика как новое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопросы философии. 1992. № 12.
Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. – М., 1993.
Павленко, А.Н. Место «хаоса» в новом мировом «порядке» / А.Н. Павленко // Вопросы философии.‑2003. ‑№9.‑С.39‑54.
Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. – М., 1986.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. - 1989. - № 3.
Чанышев А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев. // Вопросы философии.- 1990.- № 10.
Категория Бытие всегда была связана с категорией Не-Бытие, которое в простейшей форме есть либо еще не возникшее, либо прекратившее существовать Бытие. В древнеиндийской философии утверждалось, что существует чередование великих эпох, длящихся по 10 в 15 степени лет. Бытие - век Брамы - век всемирного проявления. Небытие - “Маха Пралайя” - век всемирного растворения. В даосизме “бытие и небытие порождают друг друга”, “бытие рождается из небытия”.
Большинство метафизических (философских) систем в основу своих построений кладут категорию Бытие. У Парменида: “есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь, и к истине он прибли-жает”, существует только то, что существует, а несуществующего нет высмеивал он тех, кто признавал небытие. Таким образом, первая точка зрения: небытия нет.
Вторая – необходимо говорить и о Бытии и о не-Бытии. Гераклит считал, что Бытие и не-Бытие порождают друг друга и переходят друг в друга. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое ибо первое исчезает во втором, а второе в первом”. Демокрит полагал, что подлинное бытие - это атом - предел делимости вещества, а пустота, где движутся атомы, это небытие. Аристотель, характеризуя этот взгляд в “Метафизике” писал так: “Левкипп и Демокрит учат, что элементы стихии - полное и пустое, называя одно из них бытием, другое - небытием...Поэтому то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, т.к. и пустота не менее реальна, чем тело. Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей”.
Для Платона Бытие активно, а не-Бытие пассивно. Бытие у него скорее небытие, т.к. оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Подлинным бытием является государство, бытие совершенных идей – эйдос - понятие о вещи, сущность ее.
Третья концепция исходит из того, что Бытие не существует, есть только не-Бытие, т.е.ничто. Основателем этой концепции в античности был Горгий. Аналогичная идея лежит в основе буддизма.
Средневековое катафическое (положительное) богословие трактует Бога как сверх-Бытие, наделяя его высшими качествами реальности. Апофатическое (отрицательное) богословие лишает Бога реальных качеств и тем отождествляет его с Ничто. Ничто – это еще не существующее, с этой точки зрения Бытие и не-Бытие тождественны.
В большинстве таких построений Бытие вечно, а не-Бытие носит относительный характер. Так, у Гегеля чистое Бытие равно Ничто. Истиной Бытия и Ничто является их взаимопереход, исчезновение друг в друге или становление. В становлении Бытие и Ничто сняты, т.е. упразднены и в то же время сохранены. Мир начинает развиваться с момента тождества логических форм “чистое Бытие” и “Ничто”, порождая “наличное” Бытие как бытие с некоторой определенностью. Три необходимых момента Бытия это триада: Бытие (тезис), Ничто (антитезис), становление (синтез).
Интересно отождествление небытия с недостатком бытийности у Кампанеллы (1568 - 1699) в его «Городе Солнца»: Жители города полагают существование двух фундаментальных метафизических начала - сущего, т.е. Бога и небытия. Не-бытие есть недостаток бытийности и необходимое условие всякого становления. От наклонности к Не-бытию рождаются зло и грех. Все существа метафизически состоят из мощи, мудрости и любви и из немощи, неверия и ненависти, поскольку причастны Не-бытию.
В ХХ веке экзистенциализм уделяет большое внимание этой проблеме в связи с вниманием к человеческому существованию. Рассматривая Бытие и Не-Бытие как категории антропологические, представители экзистенциализма фактически отождествляют Не-Бытие со смертью. По мнению Кьеркегора: ничто - полная безнадежность, когда даже последней возможности - смерти нет. Напротив, Хайдеггер считает, что лишь на пороге небытия открывается сущность человеческого бытия. У Сартра в “Бытие и Ничто”: человек есть бытие, посредством которого ничто приходит в мир, и это ничто есть только на поверхности Бытия.
Контрольные вопросы
1. В чем видится Вам смысл категории Бытие и его значение для теоретической и практической деятельности?
2. Почему Парменид обозначает Бытие как мысль?
3. В чем принципиальное отличие позиции Гераклита?
4. Можно ли отождествить Бытие с существованием?
5. Какой смысл вкладывается в понятие реальность?
6. В чем отличие объективной и субъективной реальности?
7. Какие недостатки существовали в определении материи до Ленина? Как это сказывалось на развитии науки и судьбе философии?
8. В чем суть проблемы небытия?
9. Что нового в понимание Бытия вносит современная философия?
Таким образом, мы приходим к мысли, что бытие необходимо рассматривать в единстве с небытием. Бытие имеет структуру и в ней можно выделить несколько уровней существования возможного, действительного и реального. Каждый уровень относится к предшествующему как небытие. Для реального бытия существование действительно имеет смысл реального небытия, а для действительного бытие возможного также имеет статус действительного существования и, наконец, бытие возможного в качестве своего основания, не требующего своего обоснования, в качестве субстанции имеем ничто. По нашему мнению, по Солодухо, небытие и ничто выступают как понятиями одного уровня. Мы в свою модель вводим понятие «реальное небытие», которое по своему организовано в матрицу памяти, которое как. нам думается, фундирует ничто в понимании Солодухо.
В последнее время возрос интерес философов к проблемам соотношения бытия и небытия. Связано это, прежде всего, с необходимостью философского переосмысления этих понятий в свете достижений современной логики мышления, обусловленного, как уже отмечалось, новыми подходами синергетики и передовых компьютерных технологий, опирающихся на представления о виртуальной реальности. В специфике явлений нашего времени особое значение приобретает осмысление понятий «ничто» и «небытие», которые часто отождествляются между собой. Хотя эти два понятия и подобны в реальном аспекте, они нетождественны друг другу, поэтому необходимо четко и ясно разграничить их.
Как мы уже отмечали, в философии под понятием «небытие» преимущественно понимается качество, противопоставляемое в том или ином смысле понятию «бытие», тогда как под понятием «ничто» понимается отсутствие конкретного предмета. Небытие можно интерпретировать в двух смыслах: с одной стороны, в качестве результата бытия, а с другой – в качестве основания бытия. Смысл небытия в первом случае возникает из системных представлений о бытии; а смысл небытия во втором варианте возникает из того понимания, что бытие должно иметь свою причину; и небытие рассматривается как некоторое состояние чего-то, что было до реального бытия, то есть до физики. В первом случае небытие характеризует интегральное свойство всей системы бытия, к которому бытие приходит в результате своего длительного развития. Почему это интегральное свойство подпадает под понятие небытия? Данное утверждение исходит из понимания целостности системы. Под целостностью понимают синтетическое качество любой системы, которое полностью не сводится к свойствам своих составляющих частей. Целостность есть интегральное качество системы, то есть такое качество, которое возникает как совокупный результат взаимоотношений, составляющих структуру данной системы. Целостные качества возникают благодаря структурной организованности (упорядоченности) системы, и мы не найдем этого качества ни в одном из элементов и подсистем, составляющих данную систему. Целостность системы, имманентно определяя (как свою внутреннюю функцию) свои элементы сверху, одновременно для этих частей составляет трансцендентность. Качество целостности системы как бы не существует на уровне своих составляющих элементов и подсистем, так как ни одному из элементов этой системы в принципе не дано превзойти ее целостность как в пространственном отношении, так и по длительности своего существования. Например, сознание выступает интегральным качеством человека в социальной среде, и как бы глубоко ни изучали человека, мы ни в одном из составляющих частей его организма не найдем качества сознания. Сознание как интегральное качество всего организма в системе социума выступает своеобразным небытием для подсистем организма. Конечно, присутствие и действие сознания будет «ощущаться» подсистемами человека, но сознание для клеток организма будет выступать чем-то трансцендентным, несмотря на то, что их организм определяет имманентно. Следует еще отметить, что сам организм для клеток составляет актуальную бесконечность, так как ни одна клетка не может превзойти организм в целом как по длительности своего существования, так и по ансамблю. Как известно, клетка в течение жизни организма человека, перерождается около пятидесяти раз.
Образно экстраполируя этот подход на систему физического бытия более больших масштабов, чем человек, можно сделать вывод: реальное бытие в качестве вселенной есть система, постоянно эволюционирующая во времени, и ее развитие еще далеко от своего завершения. Человек и человечество как составляющие этого бытия движутся к формированию такого системного качества, которое в принципе не дано знать человеку на данном уровне организации человечества на Земле. Этот интеграл не будет доступен даже тогда, когда человечество в своем развитии дойдет до предела своей организации. Здесь, говоря о пределе, следует помнить то, что в реальном мире нет ничего неограниченного. Системное качество для своих подсистем есть трансцендентное в имманентном. Если имманентное обусловлено конечностью системы, то трансцендентность – бесконечным стремлением составляющих частей системы отразить эту конечность. Здесь работает один из системных признаков, который гласит, что на уровне элементов системы в принципе не дано до конца отразить систему в целом, так как система не есть сумма своих составляющих. Человек, являясь элементом вселенной, также ограничен в отражении этой системы в целом; он может лишь выходить к метафизическим основаниям, выдвигая различные гипотезы, и с каждыми практическими изменениями в жизни общества вынужден все время пересматривать (переосмысливать) эти основания.
Другое понимание небытия связано с тем, что бытие само является результатом того или иного развития некоторых структур вне реального бытия. Реальное небытие по нашей модели имеет онтологический смысл и постулируется как уровень, на котором объективно формируется виртуальное бытие. Виртуальный уровень бытия выступает в двух планах: как бытие действительных причин реального движения и как накопление в матрице чистых форм бытия из реальных отражений. Бытие, понимаемое в качестве постоянно меняющейся, неравновесной системы, в своем основании по необходимости должно содержать равновесное состояние, недоступное вещам бытия.
В данной работе предпринята попытка создания такой модели бытия, которая позволяла бы описывать, с одной стороны, действительное существование чистых форм бытия, стратегически определяющих реальные изменения, а с другой – проявления пространства матрицы – реального небытия, которое закономерно могло бы обеспечить возникновение и развитие вещей и систем реального уровня бытия.
Вся европейская философия развивалась исходя из постулата, предложенного Парменидом, смысл которого сводится к утверждению, что бытие есть, а небытия нет . В ХХ веке экзистенциалист М.Хайдеггер в книге «Время и бытие» рассматривает ничто как условие возможности раскрытия сущности, при этом ничто сущностно принадлежит бытию человека. Рассматривая ничто как условие человеческого существования, он видит роль ничто в ужасе, порождаемом в сознании человека перед неопределенностью. Хайдеггер трактует ничто как принадлежащее бытию. Человек посредством ничтожения преодолевает хаос и неопределенность ничто и тем самым придает миру определенность .
Таким образом, в хайдеггеровском понимании ничто тождественно хаосу, неопределенности во внутреннем мире человека при обращении его за пределы определенности мира. Ничто – это бытие, организованое само по себе, но оно еще не организованно в человеческом сознании посредством ничтожения этой неопределенности.
В отличие от Хайдеггера и Сартра, которые выводят ничто, небытие из сознания и внутреннего мира человека, Солодухо связывает ничто и небытие, прежде всего, с внешним миром, рассматривая небытие как особую реальность . Причем, по Солодухо, небытие онтологически не определено, но выступает условной определенностью в своих составляющих частях как ничто–формы. Другими словами, ничто–формы определены сами по себе в отдельности, но в совокупности составляют неопределенность небытия. Этим Солодухо вводит в реальное бытие новое измерение, которое, как ему представляется, должно позволить увидеть мир как бы с другой стороны (с «изнанки») .
На абсолютности бытия и относительности небытия настаивает М.С.Каган на основании закона сохранения материи . Если стоять на позициях материализма, закон сохранения материи лишь постулат , и с материалистических позиций на основании законов сохранения вещества совсем не следует выполнение закона сохранения материи. Любое явление своим основанием должно иметь противоположность, поэтому закон сохранения материи не может прямо и непосредственно выступать основанием закона сохранения вещества, и наоборот. Закон сохранения материи есть абсолют, и потому ему (закону) нет конкретного места в реальном мире вещей, так как самой материи в чистом виде на реальном уровне бытия как вещи нет. На реальном уровне бытия материя доступна лишь через свои формы движения. Так же как и сущность реального бытия, закон сохранения материи принадлежит действительному бытию, то есть содержанию матрицы. Это еще одно металогическое свидетельство того, что в основании конечных вещей реального бытия лежит актуально-бесконечная матрица, которая на реальном уровне есть не что иное, как реальное небытие. Другими словами, закон сохранения материи обеспечен неизменностью самой матрицы. Матрица есть неизменный носитель постоянно меняющегося информационного содержания от одной реализации бытия к другой. Из этого логически следует, что материя как таковая сама по себе принадлежит к сфере реального небытия и фундирует все вещи реального уровня. Материя есть гомогенное основание гетерогенных форм.
Если же признать за материей принадлежность реальному бытию вещей, то есть относиться к материи вообще как к форме проявления материи, то с материалистических позиций автоматически приходиться признавать замкнутость реального бытия, а такая система способна лишь деградировать, а не развиваться, поэтому материя, на наш взгляд, принадлежит реальному небытию, а вещи бытия образованы возмущениями единиц материи или, говоря другими словами, «ноль–точками» матрицы памяти . Материя существовала и до реального бытия вещей как первичное, невозмущенное состояние виртуального содержания пространства матрицы. Реальное бытие нами понимается как распространение различных форм от сингулярности. Сингулярность в своей основе представляет собой одну из множества «ноль–точек» матрицы. Любая из «ноль–точек» есть сосредоточение всех антиномий своего реального существования и в информационном смысле представляет собой некоторое содержание, не тождественное содержанию другой такой же точки матрицы. «Ноль–точка» есть энергетически свернутое бытие и потенциально содержит в себе весь спектр возможных изменений, так как эта точка способна отразить на виртуальном уровне любой аспект реальных изменений. Как сказал бы Лейбниц, каждая монада переживает в себе весь космос.
Одна из «ноль–точек», выделенная по тем или иным причинам виртуальная единица матрицы, потеряла свое определенное информационное состояние и перешла, разворачивая свое бытие по законам Логоса (по необходимым законам природы), в разряд реальных процессов. Причем Логос, по которому реализуется эволюция всех систем бытия, определяется содержанием матрицы, а энергия актуализации чистых форм черпается от точки начала. Эта особая точка матрицы, которая потеряла (обнулила) свое информационное содержание на виртуальном уровне, что одновременно стало условием ее реализации как энергии начала на реальном уровне бытия.
Некоторые отечественные философы увидели в небытии угрозу разрушения культуры. Например, В.А.Кутырев связывает небытие с «бесструктурным хаосом», «смертью», «злом, ложью и безобразием» . Он, на наш взгляд, явно недооценивает созидательные (порождающие порядок) возможности хаоса и беспорядка, которые были сформулированы одним из основоположников теории самоорганизации, или синергетики, И.Пригожиным.
Особое место по красоте изложения занимает статья А.Н.Чанышева. Он трактует небытие как субстанциональное основание бытия, и поэтому «небытие абсолютнее бытия в той мере, в какой субстанция абсолютнее своих состояний» .
Итак, одни философы рассматривают небытие в качестве частного случая, то есть некоторого субъективного состояния бытия мира человека (Хайдеггер, Сартр), а другие, наоборот, утверждают, что бытие есть результат «небытия небытия» (Чанышев). Кажется, что те и другие правы. В чем же тут дело? Неопределенность и неоднозначность связаны, прежде всего, с тем, что данный анализ должен включать в себя предельно широкие философские понятия, такие как «ничто», «небытие», «бытие» и «инобытие». Вначале для себя необходимо четко определить эти понятия.
Г.В.Ф.Гегель в книге «Наука логики» начинает свою философию с тождества бытия и ничто, утверждая что: «чистое бытие и чистое ничто есть … одно и то же» . Чистое «бытие есть чистая неопределенность и пустота» , а ничто – совершенная пустота. Чистое бытие у Гегеля все же включено во множество определенного бытия. Чистое бытие, представляя собой неопределенность, потенциально наполнено содержанием, которое реализуется в актуальное бытие. В свою очередь Чанышев рассматривает бытие как небытие небытия . Таким образом, он как бы чистое бытие Гегеля выводит за скобки реального бытия.
По нашему представлению под небытием понимается актуальное отсутствие чего-либо на реальном уровне бытия. Такое реальное отсутствие совсем не исключает действительного существования. Действительность как информационная структура, образованная на виртуальном уровне как содержание матрицы, для событий, реализующихся под действием энергии начала, есть бытие идеальных неизменных форм. Но любая случайная реализация, информационно отражаясь в содержании матрицы и интегрируясь с предшествующим ее содержанием, способствует освобождению форм от случайностей в структуре матрицы. Таким образом, для каждого цикла реализации бытия структура матрицы предстает неизменностью своих форм (действительного содержания матрицы) как всегда существующая до вещей. Эта же реализация переписывает, корректирует и, следовательно, изменяет виртуальное бытие информационных состояний матрицы. Изменившееся содержание матрицы для нового цикла реализации бытия вновь будет выступать своими неизменными формами и определять необходимую стратегию реальных изменений от цикла к циклу. Такая циклическая реализация бытия, по сути, способствует точности и строгости существования действительных, необходимых законов в мире.
Небытие – это существование в возможности, которое всегда при тех или иных благоприятных условиях может перейти в актуальное существование, то есть перейти в реальное бытие. Онтологический смысл небытия – это бытие действительного, а в гносеологическом смысле небытие выражает нечто противоположное реальному существованию. Небытие реально есть пустое первичное актуально-бесконечное пространство матрицы, которое обеспечивает развертывание вещей бытия в качестве потенциальной бесконечности в соответствии с информационным содержанием матрицы. Это содержание, по сути, представляет информационную структуру матрицы, которая сформировано из накоплений многократных отражений реальных изменений.
Как уже упоминалось, традиционно под понятием «ничто» понимается отсутствие чего-либо конкретного из вещей бытия. По нашему представлению реальное бытие в целом есть нечто, обладающее потенциальной бесконечностью. Эту потенциальность бесконечности пространства систем реального бытия необходимо понимать как постоянное изменение во времени, в процессе которого реальное бытие способно преодолеть любые конечные определения (ограничения) как по ансамблю (в пространстве), так и по длительности своего существования.
Пространство реального уровня бытия, хотя и рассматривается как потенциально-бесконечное изменение, но актуально всегда выступает как ограниченное бытие. Например, Метагалактика, в пространстве которой реализуются все вещи реального бытия, представляет собой расширяющуюся от точки сингулярности систему в первичном актуально-бесконечном пространстве матрицы. Расширение Метагалактики напоминает потенциальную бесконечность, которую нельзя ограничить заранее заданной ограниченностью, так как переменная сущность этой расширяющейся бесконечности рано или поздно на каком-то этапе своего изменения превзойдет эту определенность. В то же время об этой потенциальной бесконечности мы говорим в данный момент реализации как о чем-то конкретном, ограниченном, например, что нашей Метагалактике около 12–15 миллиардов лет. Что касается актуальной бесконечности, то мы ее изначально определяем пусть очень большой, но все же конечной, по отношению к которой все конечные вещи выступают бесконечно малыми величинами. Но именно она выступает настоящей (актуальной и принципиально недостижимой) бесконечностью, так как ни одна вещь, ни один процесс на реальном уровне бытия не в состоянии в принципе превзойти ее ни по ансамблю, ни по длительности своего существования.
Итак, реальное бытие в каждый момент времени выступает как ограниченное, конкретное бытие. Реальное бытие разворачивает себя как возмущение «ноль–точек» пространства матрицы или реального небытия. Небытие есть своего рода актуальная бесконечность, в поле которой разворачивается реальное бытие вещей. Так как реальное бытие и небытие каким-то образом структурированы, они в широком смысле представляют собой бытие. Чтобы реальное бытие имело возможность двигаться, необходима квантовая (дискретная) структура пустого от вещей пространства небытия. С одной стороны, эта дискретность первичного пространства обеспечена наличием неподвижной структуры «ноль–точек» матрицы памяти, так как пространство не может быть бесконечно делимым, а с другой – сама эта определенность матрицы должна иметь своим основанием противоположность, и эта противоположность должна быть противопоставлена как небытию, так и реальному бытию. Таким противоположным понятием по отношению к определенности действительного и реального существования у нас выступает неопределенность ничто. Другими словами, определенности бытия в целом противопоставляется неопределенное ничто.
Традиционно понятие ничто используется для обозначения отсутствия чего-то конкретного. Так как реальное бытие актуально есть конечное бытие, бесконечно распространяющееся в пространстве актуально-бесконечного небытия, в нашем случае ничто можно в качестве основания противопоставить любой определенности бытия, так как реальное бытие в целом, в общем-то, ничем не отличается от любой другой вещи. Под понятием ничто мы понимаем отсутствие на любом, как на актуальном, так и на потенциальном, уровне бытия. Ничто – это чистое отсутствие чего-либо как из бытия действительного, так и из бытия реального. Ничто пронизывает все информационные и реальные процессы (изменения) как небытия (действительного бытия), так и реального бытия вещей. Ничто как бы вне любой определенности как бытия, так и небытия. Ничто неизменно по отношению к любым изменениям как в пространстве, так и во времени.
Еще существует такое понятие, как «ино-бытие». Мы уже отмечали, что данное понятие не следует путать с гегелевским пониманием инобытия. Инобытие в философии Гегеля – это этап развития абсолютной идеи. Развитие идеи в форме инобытия тождественно форме природы.
Под инобытием нами понимается некоторое бытие, существующее в собственной системе отношений, которое не проявляет себя к вещам, существующим в другой системе отношений. Инобытие – это своего рода параллельный нашему реальному бытию мир, принадлежащий другому началу своего развития, так как берет свое начало из другой особой «ноль–точки» матрицы (реального небытия). Инобытие реализует свою программу развития в качестве собственного реального в себе бытия. Инобытие – это такое же бытие, но в силу того, что оно не синхронизировано в едином времени с реальным уровнем, допустим, нашего конкретного бытия, оно не проявляет себя никаким образом в нашем физическом мире. Как, впрочем, и наоборот, бытие нашей вселенной никак физически (реально) не оказывает прямого, непосредственного воздействия на другие параллельно существующие бытии. Они ведут себя подобно двум независимым источникам колебаний в общей для них среде небытия, то есть если волны не синхронизированы единым началом, то они не взаимодействуют и ведут себя по отношению друг к другу как несуществующие.
Задачи, упражнения, тесты, творческие задания
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков
Тема. ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ
I. Интеллектуальная разминка
1. Бытие в философском понимании есть _________.
2. Впервые понятие «бытие» вводит в оборот _______.
3. «Бытие есть атомы, небытие - пустота». Назовите автора суждения.
4. Открытие «идеального» бытия принадлежит древнегреческому философу _______.
5. Какому направлению в философии свойственна характеристика бытия как телесного, вещественного?
6. Предельное основание, к которому как к самодостаточному сводят все конечные проявления сущего.
7. Учение о бытии, о сущем _______.
8. Объяснение мира из одного основания, субстанции.
10. Современное направление в философии, трактующее бытие как Я – бытие.
11. Назовите субстанции, которые вы знаете.
12. Концепция бытия, в основе которой лежит суждение: «Существовать – значит быть воспринимаемым».
13. Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил ______.
14. С точки зрения какой философской концепции Бог и только Бог есть подлинное бытие?
15. Объяснение мира как многосубстанциального целого.
16. Назовите его представителей.
17. Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность?
18. Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания.
19. К ней из перечисленных относятся: солнечная система, переживание, вкус, звезды, реки, леса, мысли.
20. Субъективная реальность есть не что иное, как _______.
21. Из перечисленных к ней относятся: материя, душа, тело, дух _______.
22. Двумя видами идеального бытия выступают _______.
23. Атрибутами материи являются ______.
24. Движение есть _____.
25. Основными характеристиками человеческого бытия являются _______.
II. Задачи, упражнения, комментарии
1. «Бытие есть, небытия вовсе нету» (Парменид).
«Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель).
· Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии?
· Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы?
· Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»?
2. Специфику русского мировоззрения С. Л. Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление … существуют только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма».
· Сравните эту точку зрения с известными западноевропейскими взглядами на бытие (Античность, Средневековье, Новое время)
· Установите тип онтологии.
· Выделите отличительные особенности, достоинства.
3. «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (В. И. Вернадский).
· Что такое человеческое бытие и каковы его специфические характеристики?
· Как онтологически ориентировано суждение русского ученого?
· Каковыми, на ваш взгляд, должны быть стратегические установки человечества, стремящегося сохранить себя и мир, в котором ему предстоит жить?
4. «Покой есть частный случай движения» (Кирхгоф).
· Как вы это понимаете?
· Приведите примеры.
· Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия?
5. Прокомментируйте высказывание Г. Галилея: «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованиям не изменила ни на йоту свои законы».
III. Заполните таблицы
1. Типы онтологий
2. Виды и формы бытия
3. Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)
IV. Тематика творческих заданий
1. Картина мира и синергетика как новое мировидение.
2. Нравственное измерение Бытия.
3. Быть или казаться – альтернативность личного существования.
4. Социальное пространство и время.
5. Теория социального хаоса и современный социум России.
V. Тесты
1. Онтологические размышления являлись преобладающими в философии …
А) Античности;
Б) Средневековья;
В) Возрождения;
Г) Нового времени.
2. Соотнесите:
Философ Философское направление
А) Гегель; 1) Материализм;
Б) Энгельс; 2) Объективный идеализм;
В) Хайдеггер; 3) Дуализм;
Г) Декарт. 4) Субъективный идеализм.
3. Завершите определение:
единства всех сторон, называется …
4. От метафизики, а вместе с ней от идеи Абсолютного Бытия отказалась эпоха …
А) Средневековья;
Б) Античности;
В) Возрождения;
Г) Нового времени.
5. Размышляя о субъективной реальности, философия оперирует понятиями …
А) Материя;
В) Движение;
6. Первую научную классификацию форм движения материи дает …
А) Г. Лейбниц;
Б) Ф. Энгельс;
В) Гегель;
Г) П. Рикер.
7. Коренным свойством материи не является …
А) Движение;
Б) Пространство;
В) Самоорганизация;
Г) Мышление.
8. Впишите пропущенное слово:
«________ есть философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия, его невыразимость в абстрактных категориях».
9. Дуализм следует принципу ……….
А) Первичности материи;
Б) Первичности идеального;
В) Тождества мышления и бытия;
Г) Мышления и протяженности как независимых субстанций.
10. «Бытие к смерти есть страх». Это суждение (назовите автора) указывает на страх как «основную настроенность» человеческого бытия.
А) А. Камю;
Б) М. Хайдеггер;
В) К. Ясперс;
Г) Н.А. Бердяев.
Дополнительная литература
1. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1996.
2. Бляхер Л. Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России / Л. Е. Бляхер. – М., 1997.
3. Виноградов В. Г. Социальная организация пространства: философско-социологический анализ / В. Г. Виноградов. – 1988.
4. Карпенко М. А. Вселенная разумная / М. А. Карпенко. – М., 1992.
5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П., Синергетика как новое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопросы философии. 1992. № 12.
6. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. – М., 1993.
7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. – М., 1986.
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. // Философские науки. 1989. № 3.
9. Чанышев А. Н. Философия небытия / А Н. Чанышев. //АУМ. – Нью-Йорк. 1990. № 4.
10. Чанышев А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев. // Вопросы философии. 1990. № 10.
При изучении главы 10 студенты обретут следующие знания и умения, овладеют соответствующими навыками.
Студент должен знать:
- 1. Чем занимается онтология как философская дисциплина.
- 2. В чем смысл понятий бытия и небытия.
- 3. Каковы формы бытия материи.
- 4. Каковы особенности современной научной картины мира.
Уметь:
- 1. Оперировать основными понятиями онтологии.
- 2. Раскрывать различные научные картины мира.
- 3. Характеризовать смысл понятия "человеческое бытие".
- 4. Пользоваться понятием "общественное бытие".
Владеть:
- 1. Основными понятиями онтологии.
- 2. Познавательными приемами философского рассуждения.
Бытие, небытие, ничто
Онтология (от греч. ών (δντος) – сущее и λόγος – понятие, разум) – учение о бытии. Со времен Аристотеля бытие составляет предмет гак называемой "первой философии". "В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактуют вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика) определяется общая ориентация данного направления". Бытие (от греч. ουσία; лат. esse ) – философская категория, которая обозначает прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении "я есть"). Это одно из главных направлений, к которому философская мысль обращается с самых своих истоков.
Слово "бытие" в русском языке имеет то же значение, что и существование. Быть значит существовать. Бытие сопряжено с бытом, с сутью, с существом, с тем, что делает человека бывалым. А вот кажимость относится к небытию, к мерцанию смыслов, к тени, отбрасываемой взглядом искоса глядящего сознания. Кажимость складывается без участия рефлексии, возврата к самому себе после расставания с собой. В ней есть неуверенность, сомнение в прочности бытия. Но это сомнение не мешает кажимости быть проворной и занимать место того, чем она притворяется.
Бытие – способ существования подлинного, дословного. Кажимость – способ существования симулятивного, измышленного. Чтобы быть, нужно быть вне цивилизации. А чтобы казаться, нужно быть цивилизованным. За свою цивилизованность люди платят распадом души. Быть – значит быть неозначенным. А казаться – значит обмениваться пустыми знаками. К. Аксаков считал, что право делает ненужной совесть. Тогда как И. Кант считал, что обманщик всегда будет обманут. Злой, но живущий в добре, станет добрым. Бытие совершается наедине с собой в присутствие Бога. Кажимость коммуникативна.
Бытие можно рассматривать как всеохватывающую реальность. Неправильно сводить бытие только к объективному миру, который существует независимо от нашего сознания. Это понятие шире. Здесь имеется в виду не только материя или материальные вещи, но и различные процессы, в том числе физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные. "Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия".
В философии проводится различие между объективным и субъективным, реальным и идеальным бытием. Реальное бытие нередко называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность. Оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие (от слова "идея") лишено временного, пространственного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в них истинное, собственно "реальное" бытие. Бытие может мыслиться как нечто единое, монистическое. Но некоторые философы исходят из представления о плюралистичности, т.е. множественности бытия.
Субстанция (от лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества. В философском смысле – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. Субстанция – это то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому в себе. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии, главным образом начиная с Аристотеля. Философы Нового времени отказались от классической онтологии, которая считала принцип мышления и бытия основой всего сущего, поэтому им пришлось искать новые понятия, которые могли бы раскрыть внутреннее единство мироздания. Тогда понятие субстанции и стало выполнять присущую ему роль. Вместо тождества мышления и бытия отныне говорили о противостоянии бытия и мысли, тела и духа.
Материя (от лат. materia) – вещество. Это понятие вначале обозначало отличительный признак очевидной пространственной телесности, без противопоставления его жизни, душе и духу. Но после ряда смысловых преображений возникло также и понятие "мертвого вещества", которое противостоит жизни, душе и духу. В области мировоззрения такое представление преобладает в материализме. В новейшей физике понятие материи – это обозначение некоторой особой точки поля.
Природа (от греч. φυσις – возникнуть, быть рожденным; от лат. natura – то же самое) – первоначальная сущность (ядро) вещи, или совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи. Природа формально означает бытие вообще. Она есть все (И. Гете). В структуру материи на уровне неживой природы входят элементарные частицы, физический вакуум (особое состояние материи, когда происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, микротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, взаимодействие скоплений галактик. Живая природа включает в себя два уровня: биологическую и социальную жизнь.
Философы различают материальное и идеальное. Материальный означает "вещный, состоящий из вещей". Идеальное – это бытие как голая идея или представление в противоположность реальности.
Бытию противопоставляется обычно небытие или ничто. Небытие – столь же основополагающая категория, как и бытие. "Признание этого факта, – пишет П. Тиллих, – не подразумевает решения о том, что следует считать исходным, – бытие или небытие, однако заставляет рассматривать небытие как одно из основных понятий онтологии". Небытие – одно из самых трудных и самых употребляемых в философии понятий. Античный философ Парменид осуществил первую в древнегреческой философии попытку изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Он считал, что характерной чертой бытия является его неподвижность и неизменность. Оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Парменид полагал, что небытия нет, поскольку небытие – это пустота, пустое пространство, значит, если нет небытия, то нет и пустого пространства, все заполнено веществом. Отсюда делаем следующий вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, так как между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой.
Итак, Парменид сделал попытку устранить это понятие как таковое. Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) вернулся к этому понятию и отождествил небытие с пустотой для того, чтобы сделать движение мыслимым. Платон использовал понятие небытия, так как без него противопоставление существования и чистых сущностей непостижимо. Различение материи и формы у Аристотеля предполагает небытие. Именно оно помогло Плотину описать то, как человеческая душа утрачивает самое себя. Душа, согласно Плотину, производит "все живые существа, вдохнув в них жизнь – тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великое небо, которое она устроила и украсила" (Эннеады. У.1, 3). Все отдельные души возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается неделимой и находится во всех частях тела. Рассматривая вопрос об образовании мира, Плотин пишет о материи, которую понимает как некий субстрат, лишенный каких-либо качеств, как нечто неопределенное. Она лишена формы, красоты, а потому и есть злое начало. В космологии Плотин придерживался мнения, что небесные системы обладают разумом. Более того, наша Земля тоже одушевлена.
Различение материи и формы помогло Августину Блаженному дать оптологическое истолкование греха. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и повинна в этом свободная воля. Она толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладеть им. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом.
Псевдо-Дионисий Ареопагит, христианский мыслитель V или начала VI в. положил небытие в основу своего мистического учения о Боге. Он связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой. Доктрина о "церковной иерархии" непосредственно подстраивается у него к доктрине о "небесной иерархии". Образ церкви у него как идеального человеческого сообщества находится в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен. Это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов.
Немецкому философу-мистику Якобу Бёме, предтече "философии жизни", принадлежит классическое утверждение о том, что все сущее коренится в Да и Нет. Он утверждал в отличие от античной философии, что в первооснове бытия лежит иррациональное, невыразимое в понятиях начало, Тайна. Бёме говорит о сверхбытии, о невыразимой глубине. Абсолютное, по Бёме, есть предельная тайна. Бог рождается из Божественного Ничто. Небытие предполагается как в учении Лейбница о конечности и зле, так и в кантовском анализе категориальных форм. Диалектика Гегеля делает отрицание движущей силой в природе и истории. Представители "философии жизни", начиная с Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра, используют понятие "воля" в качестве основополагающей онтологической категории, поскольку именно воля обладает способностью отрицать себя, не утрачивая себя. "Таким образом, – пишет Шеллинг, – все вещи, от века, содержащиеся в той безвременной, находящейся в бесконечном, конечности, непосредственно одушевлены своим бытием в идеях и в большей или меньшей степени обретают способность к состоянию, посредством которого они для самих себя, но не для вечности обособляются и достигают существования во времени. Ты ведь не думаешь, что отдельные вещи, многообразные формы живых существ или вообще все, что ты различаешь, действительно содержатся в универсуме такими, какими ты их видишь; вернее ведь, что только для тебя они так обособляются, им же самим и каждому существу единство открывается в той мере, в какой это существо само обособилось от него; например, камень ты видишь, находится в абсолютном равенстве со всеми вещами, для него ничто не обособляется и не выступает из сплошной ночи; напротив, животному, жизнь которого находится в нем самом, всеполнота открывается в большей или меньшей мере, в зависимости от большей или меньшей индивидуальности его жизни, и, наконец, перед человеком оно рассыпает все свои сокровища. Устрани это относительное равенство, и ты увидишь как это опять сольется в единое".
Понятия процесса становления и у А. Бергсона, и у А. Уайтхеда подразумевают небытие наравне с бытием. Экзистенциалисты, особенно М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр, поместили небытие в самый центр своей онтологии. II. А. Бердяев, следуя за Дионисием и Я. Бёме, разработал онтологию небытия, которая обосновывает свободу для Бога и человека. Он пишет: "Наше мышление о бытии имеет слишком сильный привкус натурализма. Дух же есть свобода, а не природа. Свободе принадлежит примат над бытием. Бытие есть остывшая свобода, уже обработанная понятием мысли, она есть уже объективизация".
Рассматривая роль небытия в философии, надо учитывать, по мнению П. Тиллиха, и религиозный опыт, который свидетельствует о переходимости всего сотворенного и о власти "демонического" в человеческой душе и истории. В библейской религии эти отрицания занимают важное место, хотя и противоречат учению о творении. А демоническое, антибожественное начало, которое, однако, соучаствует в божественной силе, заявляет о себе в наиболее драматических эпизодах библейского повествования.
Если задать вопрос: каким образом небытие соотносится с самим бытием, то ответ может быть только метафорическим: бытие "охватывает" как само себя, так и небытие. Бытие несет небытие "внутри себя" в качестве того, что вечно присутствует и вечно преодолевается в ходе божественной жизни. Основа всего сущего – это не мертвая тождественность без движения и становления, а живое творчество. Эта основа творчески утверждает себя, вечно побеждая собственное небытие.
М. Хайдеггер определяет бытие как последнее, о чем еще допустимо спрашивать. По последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним ничто уже не стоит. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности Ничто, в то время как Ничто позволяет сущему "погружаться", – благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – это "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции бытия, по Хайдеггеру, и состоит "смысл бытия".