Краткая биография композиторов. Александр Тихонович Гречанинов. Значение гречанинов александр тихонович в краткой биографической энциклопедии Гречанинов композитор произведения

Александр Тихонович Гречанинов (13.10.1864, Москва – 04.01.1956, Нью Йорк), выдающийся русский композитор конца XIX – первой половины XX столетий, известен прежде всего как автор монументальных хоровых произведений и один из виднейших представителей новой русской школы церковного пения. Ценность таланта и творчества композитора уже в начале XX века были по достоинству оценены современниками.

К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России. С учетом его выдающегося вклада в сферу духовной музыки и произведений, написанных в эмиграции, А.Т. Гречанинов выдвигается в ряд ведущих фигур серебряного века, оказываясь звездой первой величины – наравне с С.В. Рахманиновым, А.Д. Кастальским и П.Г. Чесноковым. Духовные произведения – самая ценная часть творческого наследия Гречанинова. Его духовные сочинения, благодаря высоким художественным достоинствам, приносят композитору мировую славу. Значительное место, занимаемое его сочинениями в русской духовной классике, определяется не только качеством, но и немалым их количеством. Композитором создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, духовных песнопений для хора a capella или с инструментальным сопровождением. В число его духовных сочинений входят четыре Литургии (оп. 13, 1897 г.; оп. 29, 1902-1903 гг.; оп. 79, 1917-1926 гг.; оп. 177, 1943-1944 гг.), пять месс, шесть мотетов, монументальные хоровые циклы «Страстная Седмица» (оп. 58, 13 номеров, 1911 г.), «Всенощное бдение» (оп. 59, 10 номеров, 1912 г.) и множество других духовных песнопений, часть из которых не издана до настоящего времени.

Творчество Гречанинова начиналось у истоков нового направления в русской духовной музыке. Духовно- хоровое творчество композитора не просто органично вписалось в самобытное направление – оно с первых шагов непосредственно способствовало становлению этого направления. Гречанинов отстаивал свои эстетические взгляды как в музыкальном творчестве, так и в прессе, где он публиковал свои мысли по поводу так называемого церковного стиля. Один из разделов его автобиографической книги так и называется - «Моя борьба с косностью понимания церковного стиля». Деятельность композиторов нового направления по обновлению церковной музыки в значительной степени опиралась не только на позицию и установку его вдохновителя – Степана Васильевича Смоленского, но в значительной мере и на идейные принципы А.Т. Гречанинова. Смоленский возглавлял научно-художественную музыкальную школу, в которую входили десятки исследователей и композиторов, опирающихся на непревзойденные исполнительские возможности московского Синодального хора, и которая, в свою очередь, вдохновляла большое число ее последователей. Своим убеждениям и принципам, сложившимся у Гречанинова на рубеже XIX-XX веков, он оставался верен до конца своей жизни.

А.Т. Гречанинов видел причину стилевого многообразия своего творчества в том, что «родов музыки много, и каждый род требует своего языка. К духовной музыке, например, не идет язык струнного квартета или язык балетной музыки, а потому все мои духовные сочинения написаны, конечно, строгим академическим языком, всегда в простой гармонии. Один только раз, когда я писал свою ―Экуменическую мессу‖, я позволил себе кое-где уклониться в сторону модернизма. В светской же музыке я делал это довольно часто…» .

Обращаясь к жанру духовных песнопений, композиторы обычно стремятся прежде всего к естественности музыкально-интонационного прочтения канонического текста, а не к яркому проявлению индивидуальных интонационно-стилевых лексем. Связь с певческой традицией многие композиторы упрочивают введением в качестве тематического материала древних распевов. А.Т. Гречанинов же в своей духовной музыке с самого начала тяготел к обновлению этого жанра, что ему и удалось. В результате такой творческой установки, тезисы которой приводились и разъяснялись автором в предисловии к изданиям его партитур, возник оригинальный стиль, рельефно проявившийся в крупнейших концертно-хоровых сочинениях: «Хвалите Бога» (оп. 65), «Демественная Литургия» (оп. 79) и «Вселенская (Экуменическая) месса» (оп. 142).

Отличительными особенностями указанных партитур являются доминирование славящих, хвалящих, «полиелейных» песнопений и соответствующих им густых светлых, мажорных красок, полнозвучных аккордов с пышной детализированной фактурой, широким регистровым охватом. Эта особенность явилась отражением черты, неотъемлемо присущей его личности. Одна из основ его мироощущения – благодарение Богу, возношение хвалений Творцу за саму возможность жизни и творчества. Указанный тип песнопений становится доминантой духовных сочинений Гречанинова, в отличие, например, от церковных хоров П.И. Чайковского, среди которых наиболее удачные – просительно-скорбные, покаянные молитвы.

Александр Тихонович называл церковную музыку, создаваемую им и его единомышленниками на рубеже веков «новым стилем». «Новый стиль, - отмечал он в своих воспоминаниях, - в котором я и одновременно со мной А.Д. Кастальский и П.Г. Чесноков начали писать свои духовные сочинения, любителями и ―ценителями‖ православного церковного пения долго не признавался. Привыкшие слышать в церкви хорошо если Бортнянского, которого Глинка называл Сахаром Медовичем, но гораздо хуже – Веделей, Сарти и прочих немцев и итальянцев, ―ценители‖ совершенно испортили себе вкус. Все, что не похоже на итальянцев или немцев, им казалось, увы, и до сих пор еще кажется не в духе нашего церковного пения». Под влиянием идей Смоленского, боготворившего и изучавшего древние церковные песнопения, и впечатлением, получаемым от прекрасного пения Синодального хора, у Гречанинова сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам, осознанием необходимости «вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему, как своему близкому, родному» . Если в его «Литургии № 1» (оп. 13, 1897 г.) черты «нового стиля» еще не так заметны, то в написанных им годом позже двух духовных хорах

«Волною морскою» и «Воскликните Господеви» (оп. 19, 1898 г.) эти черты проступают более явственно.

В последующих духовных сочинениях композитор внес немало оригинального, свежего в стиль песнопений, в том числе построенных на старинных попевках. Между тем, обновление гармоническое, интонационное не всегда встречало понимание и поддержку у современников. Как бы отвечая некоторым из них, Александр Тихонович писал: «Не порицать, а напротив, быть благодарными должны ревнители Православия тем новым слагателям церковных песнопений, которые свои взоры обратили на старину и творчество которых своим возвратом к седой старине внесло свежую струю в довольно-таки затхлую атмосферу нашего церковно- религиозного искусства» . Однако большинство любителей церковного пения, привыкших слышать на Богослужении элементарные аккордовые формулы, не приняли этой позиции. «Я решил тогда, - писал Гречанинов, - посредством печати начать борьбу с этим закоснелым явлением и написал статью под заглавием «О нашем церковном пении» . Его первая статья на эту тему «Несколько слов о ―духе‖ церковных песнопений» была опубликована 23 февраля 1900 года в газете «Московские Ведомости» и наделала немало шума. Основные положения этой публикации долгое время служили идейным фундаментом духовного творчества А.Т. Гречанинова. В ней композитор рассматривает и анализирует понятие церковности в духовной музыке. Дело в том, что многие музыкальные критики той эпохи расходились во мнениях, какую именно духовную музыку можно считать церковной, то есть достойной звучать в храмах за Богослужениями. Одни считали церковной такую музыку, которая похожа на сочинения Бортнянского, Турчанинова, Веделя, Сарти и т.п., другие - только ту, которая напоминает Обиход. У третьих каким-то чудом уживались идеалы обиходного пения с музыкой вышепоименованных мастеров. Первая группа, то есть любители полуитальянской, полунемецкой музыки в Русской Православной Церкви, выступала искреннее других. Они говорили: ―Нам нравится это сладкозвучие в сочинениях Бортнянского, Сарти, оно действует на нашу душу, и нам кажется – лучше этой музыки для Церкви не надо. Пишите, господа композиторы, так, чтобы было похоже на них; это будет хорошо и вполне в духе Церкви‖. Вторая существовавшая группа людей - любители Обихода, так сказать, аскеты нашей церковной музыки. По их мнению, сочинять духовную музыку совсем даже и не следует, а вместо этого следует делать переложения Обихода по известным шаблонам. О последней из перечисленных групп людей - со специфическим смешанным восприятием церковной музыки - Александр Тихонович писал своей статье: «… любителей обиходного пения мы все-таки понимаем, а вот что решительно представляется для нас загадкой, так это люди, которые идеалом церковного пения считают Обиход и вместе с тем верхом церковности – сочинения Бортнянского, Сарти, Веделя и их подражателей. Что общего между произведениями этих композиторов и Обиходом, какую связь они делают между тем и другим – это никому не известно, да, вероятно, и им самим» .

Гречанинов задается естественными вопросами: «Что же нам нужно? Какую музыку, действительно, следует считать идеальной для нашей Православной Церкви? Где найти мерило этой церковности и этого духа церковных песнопений?» И тут же отвечает на них: «А мерило это есть, и, по моему глубокому убеждению, самое верное. Это соответствие музыкального содержания данного произведения содержанию текста. Чем более в нем этого соответствия, тем более его следует признать в духе Церкви». Святые отцы учили, что «когда слово объединяется со звуком, оно быстрее и глубже касается души человека». Благодаря синтезу слова и музыки, содержание текста получает эмоционально-духовную силу, обладающую колоссальным воздействием на слушателей. В полной мере эту мысль можно отнести и к духовным хоровым произведениям А.Т. Гречанинова: музыкальный компонент здесь не мыслим без словесного . Говоря о само собой разумеющемся религиозном настроении в Священных и молитвенных текстах, композитор указывал, что и «в музыке оно обязательно, иначе этого соответствия не будет» , , .

Гречанинов считал недопустимым привнесение в духовную музыку чего-либо чувственного или сентиментального, а тем более, слащавого или пошлого, как не соответствующих возвышенному тексту церковных стихов. Композитор размышляет о том, имеет ли форма духовного сочинения какие-либо специальные ограничения, и приходит к выводу, что никаких контрапунктических или гармонических приемов, которые следовало бы считать неуместными, в духовных произведениях нет. Он полагает, что всякая форма годится, лишь бы она толково и уместно была употреблена. Относительно контрапункта Александр Тихонович считал важным, чтобы слова так искусно распределены были между голосами, чтобы слушатель отчетливо мог следить за текстом. Большое значение он придавал правильной и грамотной декламации текста, чтобы не искажался смысл духовных стихов. Как отмечал композитор, подобные погрешности могут встречаться даже при обиходном пении - например, в тексте «Ты, Господи мой, свет в мир пришел еси…» остановка и придыхание ошибочно делаются после слова «свет»: «Ты, Господи – мой свет, в мир пришел еси…» , . Гречанинов также полагал, что следует стремиться к большему разнообразию в гармонизации духовных сочинений, к богатству тембровых красок и поиску новых ярких музыкальных выразительных средств.

Стиль Гречанинова очень гармонично вписался в музыкальную жизнь России первых десятилетий XX века. Его произведения остаются весьма актуальными и охотно исполняемыми и в наши дни. Духовные сочинения А.Т. Гречанинова отличают определенные стилистические особенности, на которые он опирался в своем творчестве: использование старинных церковных и древнерусских распевов, значительное обновление гармонического и интонационного языков, использование переменных размеров, раскрытие и усиление содержательности духовных текстов посредством музыкально – выразительных средств.

Список литературы

1. Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. М., 1908.

2. Марусин С. А.Т. Гречанинов: Судьба и творчество // Описание частной музыкальной коллекции. URL: http://www.mymusicbase.ru/PPB/ppb22/ Bio_2250.htm (дата обращения: 16.01.2011 г.).

3. Гречанинов А.Т. Моя жизнь. New York, 1951.

4. Гречанинов А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские Ведомости. 1900. 23 февраля. № 53. С. 3.

5. Олесова Н.Ю. Русская духовная музыка и ее восприятие современным слушателем // Самарская епархия. URL: http://www.samara.orthodoxy.ru/ Hristian/Olesova2.html (дата обращения: 16.01.2011 г.).

7. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова. М., 2002.

Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле Балакиревской идеологии.

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с1903 года - стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило - появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом…

Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными.

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в1939 году - переехал в Нью-Йорк.

Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет - в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список - полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью - гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен , по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет .

Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также - к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из Гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».

Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во времянью-йоркской жизни - также и протестантские хоры с текстами на английском языке.

Гречанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.А. Лароша, затем у Н.А. Губерта. В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова, представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского. Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 ¦, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 ¦) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 ¦), "Страстная Седмица" (13 ¦) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (¦ 1 - h-moll, 1894, и ¦ 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus"ов, 8 сочинений без означения opus"ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (¦ 1 - G-dur и ¦ 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" Островского, "Елочкин Сон" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г." для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Тихонович , русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской (1881-90, у В. …
  • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
    (1864-1956) российский композитор. Музыка для детей, в т. ч. оперы. С 1925 жил за границей. Романсы, хоры, опера "Добрыня Никитич" …
  • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
    композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" …
  • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
  • ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
    (1864 - 1956), российский композитор. С 1925 жил за рубежом. Наиболее известна музыка для детей (фортепьяно, вокала, оперы), удачно сочетающая …
  • в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к …
  • ГРЕЧАНИНОВ, АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1864-1956), русский композитор, живший после 1925 во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ТИХОНОВИЧ в 1000 биографий знаменитых людей:
    (1855 - 1884) - прапорщик, член военной организации "Народной Воли". 17 августа 1882 года, будучи начальником караула Киевского тюремного замка, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ГРЕЧАНИНОВ
    ГРЕЧАН́ИНОВ Ал-др Тих. (1864-1956), рос. композитор. С 1925 жил за границей, с 1939 в Нью-Йорке. В наследии ок. 1000 произведений, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
  • ГРЕЧАНИНОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Тихонович (1864-1956) , российский композитор. Музыка для детей, в т. ч. оперы. С 1925 жил за границей. Романсы, хоры, …
  • ЯБЛОЧКОВ МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ
    Яблочков (Михаил Тихонович) - писатель. Родился в 1848 г.; окончил курс в Московском университете на юридическом факультете. Был директором народных …
  • ЩЕГЛОВ НИКОЛАЙ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Щеглов (Николай Тихонович, 1800 - 1870) - автор учебников по арифметике, физике и др.; воспитывался в тульской семинарии, потом в …
  • ТРАХАНИОТОВ ПЕТР ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Траханиотов (Петр Тихонович) - окольничий XVII ст. В начале царствования Алексея Михайловича состоял начальником пушкарского приказа и был, по-видимому, одним …
  • СТЕПАНОВ ПАВЕЛ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Степанов (Павел Тихонович) - зоолог, сын Тихона Федоровича Степанова (см. ниже), родился в 1839 г., обучался в Харьковском университете по …
  • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Посошков (Иван Тихонович) - известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, …

С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
А. Гречанинов

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий». Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина“ и „Пиковой дамы“. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы». В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.

В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», - писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. «Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен - русских, башкирских, белорусских.

Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором «Заявления московских музыкантов», собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал «Траурный марш». Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. «Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного»... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах «Цветы зла» (1909), «Мертвые листья» (1910), в опере «Сестра Беатриса» по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет «Лесная идиллия» и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).

24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.

До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

О. Аверьянова

100 великих композиторов Самин Дмитрий

Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956)

Александр Тихонович Гречанинов

Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего - церковное пение и народные городские романсы.

«Родители мои были музыкальны от природы, - писал Гречанинов в автобиографии, книге „Моя жизнь“. - Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над серебряной рекой, на златом песочке“ или „Под вечер осенью ненастной“ и т. п. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил“, как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса»

Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья. В цитированном фрагменте воспоминаний примечательно скептическое отношение к репертуару матери, но именно романсы (хотя, конечно, в рафинированной, «салонной» ее форме) и церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества.

Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться и в Москве - у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года - с 1890 по 1893-й. Еще в Москве, в классе Танеева, были написаны пять романсов, которые потом приобрели широкую известность, особенно лермонтовская «Колыбельная», так что даже в статьях, посвященных 80-летию или 90-летию композитора, его именовали «автором знаменитой „Колыбельной“». Тогда же появилась и первая - несохранившаяся - «Херувимская песня». С Римским-Корсаковым у Гречанинова сложились хорошие, дружеские отношения, но «любимым учеником» Николая Андреевича Гречанинов никогда не был. Сам же он восхищался Римским-Корса-ковым беспредельно, тонко оценивал новые произведения учителя и обижался на него за некоторую холодность, которую пытался объяснить тем, что в Петербурге он, Гречанинов, не свой.

Помимо романсов и экзаменационной кантаты «Самсон», в петербургские годы (а Гречанинов оставался в этом городе еще два года после окончания консерватории) были написаны Первый квартет, получивший Беляевскую премию, Первая симфония, исполненная в Русских симфонических концертах под управлением Римского-Корсакова, и несколько очень удачных светских хоров.

Однако постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: тут у него появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.). Исследователи справедливо указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания Лядова.

Первая и Вторая симфонии как бы окружают первую оперу композитора и связаны с ней тематически. Это, в общем, достаточно представительные образцы среднего «беляевского» стиля. Из них более привлекательна Первая симфония, законченная летом 1894 года на Волге. В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич». В «Моей жизни» читаем: «Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения Публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку».

Поставлен был «Добрыня» в московском Большом театре 14 октября 1903 года, а до этого большие фрагменты оперы были показаны в Петербурге на концертах графа А. Д. Шереметева.

Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: «В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку».

В самом начале московского периода Гречанинов начал писать церковную музыку - практически одновременно с А. Д. Кастальским, и очень скоро оба они стали ведущими авторами нового направления. Тогда же, в первые годы развития этого направления, Гречанинов выступил в печати со статьей «О духе церковных песнопений», которая наделала немало шума и стала как бы манифестом новой школы. К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России.

Музыка Гречанинова постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора. «Многописание», как бы компенсировавшее поздний приход к творчеству, было характерно для композитора на протяжении всей его жизни.

Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

Гречанинов очень гармонично вошел в музыкальную жизнь России первых десятилетий XX века. И потому, несмотря на жесткие подчас замечания критиков, жил как композитор счастливо и находил своего слушателя. Главными ориентирами в расширении художественного мира, в обогащении языка Гречанинову служили произведения Вагнера и французских композиторов. Безоглядным «модернистом» Доморощенного типа он не стал, но в сочинениях 1909–1910 годов в его музыке начали отчетливо проявляться новые мотивы. Наиболее яркое выражение они нашли в опере-мистерии «Сестра Беатриса» по Метерлинку - несколько наивном и провинциальном образце московского «модерна». Опере предшествовали написанные в новом стиле вокальные циклы. «Меня стал не удовлетворять мой несколько устаревший музыкальный язык, и я начал искать новые гармонические сочетания, - писал Гречанинов в автобиографии - Романсы мои „Сентябрь и октябрь“, „Осенние мотивы“ уже носят на себе первые признаки искания нового За „Осенними мотивами“… последовал ряд сочинений, в которых особенно ярко выявились мои новые приемы. За эту эволюцию моего творчества мне досталось достаточно-таки тогда и от друзей моей музыки, и от критиков. А ныне никто и не замечает какой-то якобы измены себе в этих моих произведениях. Сейчас это все мое, „гречаниновское“, и принимается оно как одно целое, органически связанное с моей сущностью».

В 1909–1910 годах Гречанинов завершает новую оперу «Сестра Беатрис». В 1911-м автор представил ее в Мариинский театр - отказа не последовало, но постановка из-за цензурных соображений не осуществилась. Тогда композитор предложил «Сестру Беатрису» Опере Зимина, и в октябре 1912 года режиссер П.С Оленин и дирижер И О. Палицын представили ее московской публике. Как пишет композитор, сценография вышла не слишком удачной, оркестр и певцы (кроме исполнительницы главной роли - СИ. Друзякиной) знали свои партии недостаточно твердо. Но главное, против постановки выступили московские церковные круги, усмотревшие кощунство в появлении Мадонны на оперной сцене. После второго представления опера была снята. В дальнейшем Гречанинов пытался неоднократно реанимировать произведение - например, как он сам рассказывает, в 1931 году опера была несколько раз показана в парижских салонах с певицей Е. А. Садовень в главной роли и с небольшим хором.

Без сомнения, «Сестра Беатриса» в сравнении с «Добрыней» явилась значительным событием в творчестве Гречанинова, выразив вместе с вокальными и инструментальными произведениями этого периода естественное тяготение композитора «к новым берегам». И через некоторое время это движение принесло плоды, хотя и не в жанре оперы.

Вообще же самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо, очевидно, признать не его оперы, а музыку к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает о ней в автобиографии: о своих сомнениях, можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку»; об установке, которую ему дал К. С. Станиславский, - сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам.

Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом спектакле имел большой успех. Обычно цитируется в этой связи отзыв Горького в письме к Чехову: «Музыка в „Снегурочке“ колоритна до умопомрачения…» О том же писали Вс. Мейерхольд и музыкальные критики. Цитированные выше рецензии авторитетных критиков подводят некоторые итоги развития «светского» творчества композитора в период до Первой мировой войны. Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн - «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Это был не первый опыт: еще в 1905 году Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана. «В этом [политическом] отношении я с гордостью могу сказать, что я всегда шел впереди всех; первый, всегда всех будоражил, первый всегда подписывал всякие резолюции и т. д.», - писал он в тот период другу.

В 1917 году отрезвление пришло скоро. После ноябрьских событий в Москве он писал: «Москва ранена, святотатственно оскорблена ее святыня. Без боли в сердце невозможно сейчас думать о Москве. Успенский собор с зияющими отверстиями в куполе, Беклемишева башня - без головы. Сильно пострадали Никольские ворота. А ужасная картина, которую представляют из себя Никитские ворота, не подлежит описанию. <…> Одно зло родит другое, и не видно конца всем ужасам. Но если меня спросить, - может быть, лучше, если бы не было мартовской революции, - я отвечу: нет. Все же сдвиг должен был произойти».

Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее, он не потерял бодрости духа и продолжал работать: в дни большевистского восстания в Москве, под звуки выстрелов сочинялась литургия, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920-м началась работа над Третьей симфонией, в 1923-м - над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. А. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова - в праздновании приняли участие известный церковный хор И. И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку.

«Уезжая за границу, - вспоминает он в автобиографии, - я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было. Последний период времени пребывания моего в России был для меня одним из самых счастливых в смысле концертных выступлений; в Петербурге, где гак удачно и с таким успехом были исполнены мои новые квартеты, Третья симфония, цикл песен с квартетом „Мертвые листья“ и др., а также несколько удачных концертов в Москве, и среди них с особенным удовлетворением вспоминаю вечер песен и дуэтов с участием артисток Большого театра Барсовой и Обуховой, которые с незабываемым очарованием пели в этот вечер мои новые и старые песни».

Больше в Россию он не вернулся, хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти. В многочисленных письмах - к друзьям и официальных, связанных с изданием его сочинений в России, выплатой гонорара и т д., он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом - своим и жены, семейными обстоятельствами - все дети Марии Григорьевны от первого брака жили за рубежом, а с другой стороны - своей невостребованностью в России как духовного композитора, автора музыки гонимой церкви. «Я часто жестоко тоскую здесь по всем близким, но как хорошо, что я здесь. В Москве за свои духовные сочинения я, вероятно, был бы лишенцем».

С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года.

В зарубежном периоде творчества Гречаниновым были написаны: Четвертый квартет, Второе фортепианное трио, две фортепианных сонаты, вокальные циклы «Последние цветы» (по Пушкину), три элегии на стихи Баратынского, «Римские сонеты» на стихи Вячеслава Иванова и др.

В одном из парижских писем, рассказывая о работе над инструментовкой Четвертой симфонии, совсем немолодой уже композитор спрашивает сам себя: «Выберусь ли я на свет Божий со своими инструментальными сочинениями или все это попытки с негодными средствами?» И отвечает: «Работать над большим сочинением такая радость, от которой все равно не откажусь, пускай я буду не признан как инструменталист».

Действительно, симфонии Гречанинова отличает добротность и следование традиции, несколько анахроничные для общего музыкального процесса первой половины XX века. Это вовсе не исключает признания несомненных удач, которые есть у композитора в этом жанре.

Что касается исполнений, то здесь Гречанинов не мог особенно обижаться на судьбу: все его симфонии были сыграны, причем Четвертая и Пятая, созданные за рубежом и наиболее интересные, исполнялись Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского.

Одно из своих последних крупных произведений кантату «К победе» композитор посвятил в 1943 году победам Советской Армии в Великой Отечественной войне.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ДОВЖЕНКО (1894–1956) Украинский советский режиссёр, драматург, писатель. Фильмы: «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939), «Мичурин» (1949) и

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Александр Александрович Фадеев Разгром Роман (1927)Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Довженко (1894–1956) кинорежиссер, сценарист, писатель, педагог Александр Петрович Довженко родился на ок раине уездного городка Сосница на Черниговщине. Он написал удивительно романтическую, пронизанную солнцем и музыкой, печалью и юмором, беззаветной

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Александр Тихонович Гречанинов Александр Гречанинов появился на свет в 1864 году в Москве в купеческой семье. Музыкальное образование он получил в Московской консерватории, где его учителями были Кашкин, Сафонов (рояль), Аренский (гармония и фуга) и Танеев (форма). Затем он

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ШАЛАМОВ ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ Варлам Тихонович Шаламов (1907–1982). Русский писатель, поэт. Прошел сталинские лагеря. Перу В. Шаламова принадлежат поэтические сборники «Огниво», «Шелест листьев», «Дорога и судьба»; повести «Черная Вологда», «Вишера», «Федор Раскольников»;

Из книги автора

ШАЛАМОВ, Варлам Тихонович (1907–1982), писатель 11 В лагере убивает большая пайка, а не маленькая. «Заговор юристов» (1962) из «Колымских рассказов» (опубл. в 1978) ? Шаламов В. Колымские рассказы. - М., 1992, т. 1, с. 138 Комментарий Жака Росси: «Вернее погибает в лагере тот, кто очень тяжело

Вверх