Что произошло в 11 веке на руси. Киевская Русь в XI–XII веках. Феодализм Киевской Руси характеризуется

Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.

Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.

Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).

Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.

Религия и общество на Руси в 11 веке

В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.

Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.

Основные события 11 века на Руси

  • 1017-1037 - Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
  • 1019-1054 - великим князем киевским становится Ярослав Мудрый ;
  • 1036 - победа Ярослава над печенегами;
  • 1043 - последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
  • 1095 - основание Переяславля-Рязанского;
  • 1096 - первое упоминание о Рязани;
  • 1097 - Любечский съезд князей;

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.

Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.

МБОУ СОШ №127

г. Нижнего Новгорода

Конспект урока по предмету

«История России»
в 10 классе
« Русское общество в XI - веке »

Подготовила учитель истории и обществознания Ветюгова Мария Васильевна

г. Нижний Новгород

2015 год

Русское общество в XI - веке

I. Возникновение феодальной собственности

Феодализм общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости.

Основные черты феодальной собственности:

1) Виды феодального землевладения


Княжеская вотчина

Вотчина - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

Вотчина – форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.

2) как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал ее «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

3) население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.

барщина – бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина

натуральный оброк – сбор части продуктов

денежный оброк – сбор денег

4) вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать

5) каждый крупный феодал (бояре, монастыри и пр.) имел:

* право управления, суда, сбора податей

* свой аппарат власти и принуждения дружину, слуг.

6) наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые, свободные крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

пути превращения свободных общинников в зависимых крестьян

II. Управление древнерусским государством

Великий князь – военный предводитель, законодатель, верховный судья

1. Великий князь – форма правления раннефеодальная монархия великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям, но не был самодержцем в буквальном смысле этого слова.

а) в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов Совет при князе или Дума. Совет решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, судил, принимал законы.

б) великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем – «отчины», т.е. сыну).

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

в) доходы князя (киевского и местных) составлялись из дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины, «гостиная дань», платежи с корчмы и т.д.) в результате в руках князя скапливались весьма значительные средства.

Понятие "дань" можно трактовать по-разному.

Дань

В этот период истории встречаются все виды дани, но только два последних характерны для раннефеодального государства.

Использование княжеской властью доходов:

    оплаты мастеров, руководивших работами по строительству крепостных сооружений, укладке деревянных мостовых, строительству мостов (сами эти работы были повинностью, лежавшей на население),

    оплату строительства церковных зданий

    отправка посольств в соседние страны

    главная часть доходов шла на содержание княжеской дружины .

г) функции князя: организация вооруженных сил и командование ими, сбор дани, налаживание внешней торговли.

Позже деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями.

д) хозяйством князя и государственными делами ведали дворцовые слуги: дворецкий (дворский или огнищанин управляющий княжеским имением), управлявший княжеским двором; воевода, возглавлявший вооруженные силы; конюший, обеспечивающий княжеское войско конями в их подчинении младшие слуги – тиуны дворцово-вотчинная система управления.

2. удельные (местные) князья – номинально находились в зависимости от великих князей, на деле же были вполне самостоятельными: имели свое войско и суд, чеканили монету.

3. местные органами управления в подвластных землях функцию управления, а чаще всего контроля осуществляли посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности.

а) Обладали военно-административной, судебной властью, устанавливали и взимали штрафы, собирали дань, пошлины. Часть собранного с населения они оставляли себе.

б) вместо жалованья за службу имели право сбора «корма» дани с населения, которая и была .

в) помощники посадников и волостителей :

*дружина отроки

* тиуны – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI- XV вв. в отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

* тысяцкие возглавлявшие во время войны народное ополчение («тысячу»);

* вирники сборщики штрафа;

* мечники судебные исполнители;

* мытники – сборщики торговых пошлин;

* данники – сборщики поземельной дани;

*метельщики, ябедники – судебные функции.

Все они назначались из рядов дружины.

4. В Совет при князе (Княжеский совет, Дума) входили: бояре, (формировались из верхушки дружины, городской и племенной знати) и высшее духовенство.

Функции:

    Вопросы войны и мира Финансовые и земельные ресурсы Согласие на денежные сборы Обсуждение законов Смена неугодной администрации

5. судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, посадники, волостели, представители княжеской власти.

6. в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни.

а) организация церкви на Руси

ПАТРИАРХ глава византийской Церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии

МИТРОПОЛИТ глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял митрополией

ЕПИСКОПЫ возглавляют отдельные области – епархии

б) митрополиты и епископы владели землями, селами и городами.

в) Оформлялась и церковная юрисдикция. церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население государства по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и др.). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа и др.

г) князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

д) одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. При монастырях создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание.

7. армия. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение («вой») – возглавлял тысяцкий.

8. роль вече оставалась значительной: ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.

Органом управления племен выступало народное собрание – вече участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

III. Социальная структура общества

Основные социальные группы

*закупы – имеющие хозяйство и отрабатывающие долг («купу») – зерно, скот, орудия труда.

*рядовичи – люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

* холопы – зависимая социальная группа близкая к рабам, ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Были посажены на землю, либо входили в состав дружины феодала или челяди (домашние рабы).

* челядь – рабы из числа военнопленных, домашние слуги.

*отпущенники отпущенные на волю рабы-военнопленные

*прощенники – попавшие под «покровительство» церкви монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в его хозяйстве

*смерды – военнопленные, рабы, посаженные на землю, военные слуги князя.


IV. Русская Правда Ярославичей

Русская Правда

Первый древний письменный свод русских законов

Изменения в законодательстве XI-XII вв.

Правда Ярослава

Основной смысл дополнений:

а) закрепляли социальное расслоение людей

Штрафы за убийства (Правда Ярославичей)

Старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной

б) говорит о развитии товарно-денежных отношений так как расплата деньгами

Товарно-денежные отношения – экономические связи, при которых деньги выступают в качестве всеобщего эквивалента, т.е. выражают стоимость всех других товаров и обмениваются на любой из них (в отличие от натурального хозяйства, когда все необходимое изготовляется на месте).

Вира – денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

в) охрана частной собственности вплоть до сметной казни за продажу чужого имущества.

V. Города, торговля, ремесла

1) Русь скандинавы называли страной городов «Гардарикой». Особенности городов и его населения на Руси.

Города возникают как центры

именных княжений (административные центры)

а) X – начало XI ≈ 30 городов; середина XI перв. пол. XII ≈ 42 город; XIII ≈ 62 города

б) население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди, с другой стороны.

Посад – в X-XVI вв. предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма. В ранний период посад представлял собой отдельный городской квартал, прилегавший к кремлю, позднее стал скорее юридической, нежели территориальной единицей. Часто феодальные владения фасадов – «белые» слободы и дворы были ликвидированы в XVI-XVII вв.

Посадские люди - торгово-промышленное население, селившееся у стен средневекового города на Руси. В разряд посадских людей переводилось все городское население, зависимое от удельных князей, центрального правительства и монастырей. Посадские люди платили промысловые налоги, торговые пошлины, участвовали в общегородских строительных работах. Они составляли общину во главе с земским старостой. В 1785 г. разделены на купечество и мещан.

2) Торговля на Руси купцы («гости»)

а)

Вывоз (экспорт)

б) торговлю велась с Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.

в) в качестве денег использовали помимо монет разных стран шкуры зверей, скот.

Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.

Ремесло на Руси более 60 специальностей

Литература:

1. История России с древнейших времен до конца XVII века. Под. ред. Академика РАН Л.В. Милова. Москва. Эксмо. 2009 г.

2. Учебник: А. Н. Сахаров "История России с древнейших времён до конца XVI в." Ч. 1; А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов "История России. XVII - XIX века." Ч I, II. М.: Русское слово, 2007.

3. Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.Москва. «ВАКО». 2007 г.

4. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник. Под. ред. Блохина В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 1999.

5. П.А. Баранов История России в таблицах и схемах 6-11 классы. Справочные материалы. АСТ Апрель. Москва 2014.

6

В 10 веке Киевская Русь прошла через важные периоды развития, и к приходу нового тысячелетия она стала могущественным государством с широкими дипломатическими связями. Территория государства была серьезно расширена, киевские князья захватили обширные земли, на которых проживали не только славянские племена, но и некоторые финские, прибалтийские, и прочие. Территория Киевской Руси в 11 веке раскинулась от ладожского озера до устья Роси, на востоке она доходила до Днепра и Клязьмы. Кроме того, Тмутаракань также считалась одним из русских княжеств, а Галиция то постоянно переходила из рук в руки от Киевской Руси к Польше. В начале 11 века территория, на которой некогда проживали неорганизованные племена, превратилась в могущественное государство, способное составить конкуренцию самым развитым государствам своего времени. В 1036 году Ярослав одолел в бою печенегов, а в 1043 году вступил в последнюю войну между Киевской Русью и Византией.

Однако у Киевской Руси была и своя слабость. Порядок наследования, принятый у киевских князей, предусматривал разделение государства между всеми сыновьями правителя. Уже после смерти Владимира Великого, который и сам пришел на княжение, победив своих братьев, снова началась братоубийственная война, победителем из которой вышел князь Ярослав, прозванный Мудрым. Русь в 11 веке кратко описывается историками как государство, достигшее наибольшего расцвета в своей истории. На Руси было освоено каменное строительство, стало распространяться образование, были приняты новые законы, государство активно развивалось.

Однако после смерти Ярослава снова началась борьба между княжескими сыновьями. В течение двадцати лет пять сыновей великого князя совместными усилиями защищали Русь и осуществляли совместные походы, а после смерти своего отца они начали борьбу между собой, которая существенно ослабила Киевскую Русь. В это время те проблемы, которые угрожали государству распадом в конце 10 века и в начале 11 века, усугубились, и стали более серьезными. Будущий великий князь Владимир Мономах предпринял попытку остудить пыл княжичей, и созвал Любиченский съезд. На этом собрании князья согласились с тем, что их дети могут править только на тех землях, на которых правили их отцы. Это соглашение стало началом конца, принятое в самом конце 11 века, оно привело к окончательному развалу государства через несколько десятков лет, когда князь Владимир Мономах, и его сын, последние великие киевские правители, умерли. Без мощного авторитета правителя, Киевская Русь не могла больше оставаться единым государством.

  • 7. Формирование Киевской Руси. Норманнская теория ее роль в Русской истории
  • 8. Принятие христианства на Руси. Особенности формирования феодальных отношений
  • 9. Древнерусское государство и общество
  • 10. Становление Русской культуры в 11-12 веке
  • 11. Начало феодальной раздробленности на Руси.
  • 12. Русская культура в XII – начале XIII в. Сочетание в культуре идей единства Руси, начало её регионального обособления.
  • 13. Феодальная раздробленность
  • 14. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
  • 15. Монголо-татары и Русь: проблемы взаимовлияния
  • 16. Предпосылки и альтернативы воссоединения русских земель, Причины возвышения Москвы
  • 17. Завершение объединения земель вокруг Москвы и образование централизованного государства
  • 18. Иван IV и его реформы. «Избранная рада»
  • 19. Опричнина. Иван Грозный и его время в российской историографии.
  • 20. Характерные черты сформировавшегося российского типа феодализма, его отличия от западноевропейского.
  • 21. Культура и быт России в XVI в.
  • 22. Смутное время: причины, основные этапы, исторические итоги.
  • 23. Государство и церковь в России в XVI-XVII вв.
  • 24. Стабилизация положения в стране при первых Романовых.
  • 25. Традиции и новаторство в русской культуре XVII века
  • 26. Предпосылки и начало преобразований Петра I. «Великое посольство» в Западную Европу. Первые петровские реформы.
  • 27. Северная война, её итоги.
  • 28. Государственные и церковные реформы. Социально-экономические
  • 29. Преобразования Петра I.
  • 30. Итоги правления Петра I, его место в истории России.
  • 31. Культурный переворот петровского времени.
  • 32. Россия во второй четверти – середине XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 33. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
  • 34. Особенности правления Павла I.
  • 35. Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.
  • 36. Русская культура в век Просвещения.
  • 37. Реформы Александра I: замыслы и реализация.
  • Второй этап реформ
  • 38. Отечественная война 1812 г., её историческое значение.
  • 39. Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.
  • 40. Россия во второй четверти XIX века. Внутренняя политика Николая I.
  • 41. Официальная идеология самодержавия и общественная мысль России второй четверти – середины XIX в.
  • 42. Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  • 43. «Патриархальное правление» Александра III.
  • 44. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • 45. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.
  • 46. Национальный вопрос в России и политика властей в конце XIX – начале хх в. Отношение общественно-политических сил к решению национального вопроса.
  • 47. Россия в начале XX в.: революция или реформы.
  • 48. Первая русская революция 1905–1907 гг.
  • 49. Становление российской многопартийности (до февраля 1917 г.).
  • 50. Столыпинская модернизация и ее результаты.
  • 51. Первая мировая война и участие в ней России.
  • 52. 1917 Г. В России: основные события, их характер и значение.
  • 53. Культура России в начале XX в. (1900–1917).
  • 54. Гражданская война в России. «Военный коммунизм».
  • 55. Формирование однопартийного политического режима в 1920-е гг..
  • 56. Россия, ссср и международные отношения в 1920–1930-е гг.
  • 57. Россия, ссср в период нэПа.
  • 58. Ссср на пути форсированного строительства социализма (в конце 20-х – 30-е гг.).
  • 59. «Великий перелом»: сущность, практика и итоги.
  • 60. Общественный строй ссср в 30-е годы. Современные оценки.
  • 61. Культура ссср в 20–30-е гг. Хх в.
  • 62. Основные периоды и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 гг.
  • 63. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 65. Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. Внешняя политика ссср в 1945-1953 гг. «Холодная война».
  • 66. Советское общество в послевоенный период (1945 – март 1953 гг.).
  • 67. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг. Хх в.
  • 68. Ссср в середине 60 – 80-х гг. Хх в.: нарастание кризисных явлений.
  • 69. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.
  • 70. Распад ссср: причины и последствия. Становление новой российской государственности.
  • 71. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.
  • 72. Россия в системе современных международных отношений.
  • 9. Древнерусское государство и общество

    Древняя Русь.Особенности социально-полит. Строя . Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли упр авление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

    Киевская Русь. Складывается гос. система (раннефеодальная монархия византийского типа). Власть – великому князю (исполн., законод., судебн., военная власть, сбор налогов). Назначал наместников (сыновья, братья, племянники.), а значит Власть в др-рус. гос-ве принадлежала роду. Наместники в городах - посадники . Помогал – совет (старшие дружинники, боярство, помогали младшие дружинники). Существовало городское самоуправление –вече . частного феод-го владения (расширение вотчины). Зарождение служивого владения (поместье), а значит появление зависимого слоя.Iюридич. источник – "Русская правда".Знать : феод. аристокр., князь, свящ-ки.Осовной слой : свободные общинники (люди).Завис. люди : челядь (слуги), смерды, закупы, рядовичи, холопы, рабы (в основном военнопленные).

    10. Становление Русской культуры в 11-12 веке

    Эволюция государственности в 11-13веках. XI-XIIв. – расцвет киевской культуры. "Золотой век". Киев застраивают каменными храмами и зданиями, украш-ми живописью и мозаикой; построили Софийский собор. Принятие русскими христ-ва способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За 100 лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели греч. церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-ная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимаетIместо. Высокий уровень грамотности (летописи, житие). При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода. Составленная при Ярославе Мудром “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников; разбирали споры между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) от половцев. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами. Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” - “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы между князьями по вопросам наследования власти. Наблюдался рост могущества каждого отдельного княжества. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России. Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.

    За долгие годы, прошедшие с того времени, когда на месте отдельных восточнославянских племен появилось единое и сильное государство Русь, многое изменилось в русском обществе. Во-первых, совершенно иной стала княжеская власть. Теперь великий киевский князь превратился действительно в неограниченного правителя Руси. Не случайно Ярослава именовали царем и "самовластием". Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, сурово подавлял все случаи неповиновения отдельных земель. В городах еще существовали остатки племенного строя, но при сильной княжеской власти в сфере деятельности таких их проявлений, как вече, совет старцев оставались лишь второстепенные вопросы. Рядом с великим князем стояли бояре, его верные помощники, советники, вассалы, члены старшей дружины. Существовала и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те, и другие были слугами великого князя, исполняли его различные поручения – в военном деле, в управлении страной, в суде и расправах, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод. Сам же он стоял во главе всей системы управления страной и судопроизводства.

    Князь выражал интересы общества в целом, так как поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. В XI в. на Руси большинство населения, включавшего смердов-крестьян, ремесленников, купечество, было свободным. Их-то интересы в целом и выражала княжеская власть. К тому же с каждым десятилетием князья всё более четко выражали заботу о безопасности Руси, о расширении ее территории, что тоже отвечало интересам всего общества: набеги печенегов грозили как богатым, так и бедным, а добыча, полученная в ходе походов на чужие земли, обогащала и дружинников, и простых "воев".

    Одновременно князь и вся система управления выряжали в сильной мере интересы верхов общества. Со временем всё больше богатства накапливалось в обществе, но всё четче шло разделение на богатых и бедных; при этом княжеская власть и вся система управления поддерживали, прежде всего, богатую часть общества – бояр, дружинников, купцов, церковников. И не только потому, что сам князь и верхушка общества были связаны с этими людьми общими интересами, личными контактами, не только потому, что эти люди поддерживали князя оружием, деньгами, своими жизнями, когда это требовалось. Причина была и в том, что эта часть общества была наиболее динамичной, образованной, решительной. Именно эти люди составляли цвет тогдашнего народа, ее наиболее способную и деятельную часть. Что касается низов общества, то княжеская власть в некоторой мере заботилась и о них – вспомним хотя бы благотворительную деятельность Владимира, раздачу денег, продуктов питания.

    Возникновение феодальной земельной собственности

    По мере развития земледелия, животноводства и других отраслей хозяйства, дающих значительную часть общественного богатства, всё большую ценность приобретала земля с людьми, работавшими на ней. Тот, кто обладал землей, мог облагать смердов податями (деньгами, продуктами и т.п.) в свою пользу, увеличивать доход, личное богатство, обеспечивать процветание своей семьи, усиливать свою власть, влияние в обществе. Земля с каждым десятилетием становилась всё большим богатством на Руси, как и в других странах, и к овладению этим богатствам стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества – князья, бояре, дружинники, церковники.

    Как отмечалось, после отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с подвластного населения. Люди были еще свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно активно в Среднем Поднестровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой и влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В других случаях они селили на свободные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих личных владениях хозяйственные постройки, собственные хоромы, охотничьи дома, назначали своих управителей и организовывали собственное хозяйство. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, места рыбной ловли, пастбища. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно оказывались под покровительством князя, попадали от него в зависимость. Поскольку они жили на землях, которые князь объявил своими, то появилась возможность привлекать смердов к работам в хозяйстве князя. Так возникла поземельная зависимость работника от господина.

    На Руси, как и в других странах Европы, формировался княжеский домен, т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства, главы династии.

    Княгиня Ольга уже имела принадлежавшие только ей седа с угодьями. Позднее такие владения были у Владимира и его сыновей, у Ярослава Мудрого, его жены Ингигерды (Ирины) и их многочисленного потомства. В XI в. подобных владений было еще немного, но появившиеся уже знаменовали наступление новых порядков на Руси.

    К этому же времени относится возникновение собственных земельных владений, больших личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. Среди моря общинных земель вырастали пока еще небольшие островки частных владений, строился боярский дом, огороженный частоколом, хозяйственные постройки, возникало пахотное хозяйство, животноводство. Всё это было под присмотром управляющих и их помощников.

    В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с земель. Часть этой дани они брали себе за службу великому князю – "кормились" с земель. Система содержания должностных лиц за счет местного населения с древности на Руси называлась кормлением. Позднее в разряд таких кормлений перешли и некоторые города. Вассалы великого князя передавали часть кормлений своим слугам и вассалам из числа собственной дружины.

    Позднее кормления были заменены на передачу великим князем своим вассалам населенных земель на правах личной и наследуемой собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова отец), и означала она именно наследственное владение, в котором возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления против власти или за нерадивую службу и передать другому лицу.

    В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим Дружинникам сначала в кормление, а позднее также во владение, чтобы у тех были средства к существованию и возможность приобретать военное снаряжение.

    В Западной Европе такие участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом (позднелатинское feodum), век система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенной крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились всё крупнее, Тесня земли свободных общинников.

    Вверх